НОД по рисованию в старшей группе
«Осеннее дерево»
Программное содержание:
- Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Осеннее дерево»
- Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «оттиск, отпечаток листьями»
- Создавать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путем смешивания желтого с красным
- Развивать цветовосприятие, чувство композиции, эстетического вкуса
- Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве
Оборудование:
- Панно с осенним деревом без листьев для коллективной работы
- Гуашь, салфетки, вода, кисти
- Корзинка с натуральными листьями (береза, липа, дуб, клен)
- Дидактическая игра «Художник по имени Осень»
- Стихи, музыка П.И.Чайковский «Времена года»
Предварительная работа:
- Экскурсии по участку детского сада и в осенний парк
- Рассматривание осенних иллюстраций
- Чтение стихов об осени
- Беседы с детьми об осени и осенних явлениях
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель показывает детям фотографии осенней природы с характерными цветами осени.
Лес разделся
Неба просинь
Это время года…осень
Осень разной бывает: хмурой с дождями; ласковой, яркой, нарядной, доброй – как настроение…Давайте передадим друг другу доброе настроение и настроимся на совместную творческую работу! Передадим улыбку по кругу…. (передавая гриб, яблоко и т.п. передаем улыбку друг другу)
2. Дидактическая игра «Художник по имени Осень» (по Лыковой)
Посмотрите на эти листочки – они многоцветные. Какие краски больше всего любит Осень? Подбери среди красок художника похожую цветовую гамму.
3. Динамическая пауза «Мы по лесу шли…»
Вносим корзинку с натуральными листьями. Это подарок Осени. Воспитатель читает стихотворение и раскладывает листочки на пол.
Осень в гости к нам пришла
Дождь и ветер принесла
Ветер дует, задувает,
С веточек листву срывает.
Листья по ветру кружатся
И под ноги к нам ложатся
Ну а мы гулять пойдем
И листочки соберем…
ИГРА «Мы по лесу шли, мы листок нашли…»
Дети становятся в круг, двигаясь по кругу произносят слова, находят тот листок, о котором говорится в тексте.
Мы по лесу шли, мы листок нашли,
Мы по лесу шли, мы дубовый лист нашли….
… листик липовый нашли…
…от березы лист нашли…
…мы кленовый лист нашли!
Кленовые листья дети держат в руках и подходят к панно «Осеннее дерево».
4. Рассматривание панно
Воспитатель: какие осенью деревья нарядные, красивые, посмотрите как богато украшено наше деревце….ох, что такое, что случилось, отчего грустит наше деревце, огорчается, чем мы с вами можем ему помочь? Подвести детей к мнению, что нужно нарисовать листочки и украсить дерево всем вместе…
Воспитатель: Верное решение ребята! Но рисовать мы сегодня будем листочками, которые у нас в руках, мы будем делать оттиски, отпечатки листьев. Но на столе нет оранжевой краски, а только красная и желтая…как получить оранжевый цвет?
5. Показ порядка выполнения оттиска (отпечатка).
Как правильно выполнить задание: гуашевой краской закрашиваем лист со стороны прожилок, аккуратно переворачиваем листок, держа его за черенок и прижимаем к панно, выполняя отпечаток.
6. Практическая часть.
Дети выполняют отпечатки с осенних листьев на панно с изображением осеннего пейзажа, коллективное сотворчество.
Тихо звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» - «Осень».
7. Итог занятия:
Как вы думаете, теперь наше деревце довольно? Почему? А вы довольны?
Хорошо поработали ребята, а знаете ли вы стихотворения об осени? (чтение стихов детьми по желанию)
Конспект НОД по рисованию «Краски осени»
Цель: Закрепить нетрадиционные техники рисования: размывание акварельного пятна; печатание листвы поролоном; Развивать творческое воображение, зрительное внимание; Обогащение словарного запаса по теме: «Осень», образование прилагательных по теме; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
Материалы: музыка Г.Свиридова «Времена года», акварельная краска, акварельная бумага формат А 4, трафареты листьев, кусочки поролона, кисти №9, №4, подставки под кисти, салфетки в большом количестве, баночки с водой.
1.Организационный момент. Звучит музыка Г.Свиридова «Времена года», дети собираются около воспитателя. « В золотой карете, что с конем игривым,
Проскакала осень по лесам и нивам,
Добрая волшебница все переиначила,
Ярко-желтым цветом землю разукрасила,
В небе солнце светит, чуду удивляется,
Все кругом искрится, все переливается»
Воспитатель достает желто-красный кленовый лист и спрашивает у детей: «Как вы думаете, почему у меня в руках оказался этот лист»?
Дети: наступила осень, начала раскрашивать деревья в ярко-красные, желтые цвета.
Воспитатель: А вы знаете, как называется осеннее явление, когда опадают листья?
Дети: Это листопад!
Воспитатель: А какие листья опадают?
Дети: Опадают желтые, красные, зеленые, золотые листья.
Воспитатель: А почему дерево сбрасывает листья осенью?
Дети: Становится холодно, зимой веткам будет тяжело держать листья и снег; зимой дерево отдыхает.
Воспитатель: Осенью листья на деревьях становятся не только желтыми, но и красными, оранжевыми, коричневыми. Цвет листьев зависит от того, какая стоит погода: чем солнечнее осенние дни, тем ярче окраска. Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу из-за этого разноцветья. Небо бывает голубым, прозрачным, по нему плывут белые облака, как бы посылая прощальный привет лета. Осенью небо будет хмурым, темным, дождливым.
2.Основная часть\: Сегодня мы с вами тоже превратимся в художников, и нарисуем нашу осень необычными приемами.
Мы будем рисовать небо, размывая акварельную краску, а листья будем печатать поролоном.
Объяснение воспитателя с показом.
Алгоритм выполнения.
Смешайте достаточное количество синей акварельной краски и нанесите красочную полосу вдоль верхнего края бумажного листа;
Прежде, чем она высохнет, нарисуйте прямо под ней еще одну синюю полосу. Накладывайте краску быстро, так, чтобы линии заходили одна на другую;
Продолжайте раскрашивать по направлению к нижней части листа.
Теперь удалите с неба немного краски так, чтобы получилось изображение облака. Пусть бумага подсохнет. Кисть каждый раз вытирайте. бумажной салфеткой.
После того как акварель высохнет, смешайте еще немного темно-синей краски и нанесите ее по - нижнему краю облаков - получатся тени.
Нарисуйте стволы деревьев. Когда они высохнут, обмакните поролон в краску и нанесите оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие краски и поролон.
3. Итог: В конце проводится анализ рисунков, дети пытаются охарактеризовать и оценить свои рисунки и рисунки других детей.
Непосредственная образовательная продуктивная деятельность в старшей группе (рисование) «Что нам осень принесла»
Цель: Учить детей рисовать с натуры различные овощи и фрукты подбирая нужные цвета, совершенствовать навыки работы акварелью, развивать самостоятельность и художественно- творческие способности в продуктивной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать учить детей рисовать с натуры различные овощи и фрукты;
Учить подбирать нужные цвета для изображения овощей и фруктов,
Учить красиво располагать изображение на листе.
Развивающие:
Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие;
Развивать навыки рисования с натуры;
Развивать чувство композиции.
Воспитательные:
Воспитывать навыки коллективной работы;
Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, желание доводить начатое дело до конца.
Интеграция образовательных областей:
Познание -рассказ об овощах и фруктах, разгадывание загадок.
Физическая культура - физкультминутка.
Художественное творчество - продуктивная деятельность - (рисование).
Музыка - музыкальное сопровождение во время выполнения работы.
Коммуникация - на протяжении всей деятельности.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, на наше сегодняшнее занятие я принесла репродукции картин разных художников. Вы помните, к какому жанру живописи они относятся? Правильно, это натюрморты, то есть картины, на которых изображаются плоды: фрукты, овощи, ягоды, другие продукты питания, могут быть нарисованы посуда, книги, одежда и т. д. давайте внимательно рассмотрим натюрморты. Представьте себя там, внутри этой картины. Расскажите все, что вы видите и чувствуете.
Дети перечисляют: на картине изображены ярко - зеленые огурцы, спелые ярко - красные помидоры, изумрудный лук, темно - бордовая свекла, черная смородина. Это изобилие хочется потрогать руками, попробовать. Кажется, что ощущаешь пальцами пупырчатую поверхность огурчиков, теплые гладкие бока помидоров. Кажется, что овощи и фрукты настоящие, живые лежат перед нами на столе, они душистые, только что с грядки.
Воспитатель: Обратите внимание, на каком фоне изображены овощи? На этом фоне все плоды хорошо видны. А как вы думаете, почему художник расположил холст горизонтально? Наверное, что бы показать, какое изобилие плодов на столе. Он как бы расширил рамки картины, чтобы уместить все плоды
Воспитатель: Я предлагаю вам составить свой натюрморт.
Дети по желанию составляют не один, а несколько натюрмортов.
Физкультминутка («Был у зайки огород»)
Был у зайки огород-
Ровненьких две грядки.
Там играл зимой в снежки,
Ну, а летом - в прятки.
А весною в огород
Зайка с радостью идет.
Но сначала все вскопает,
А потом все разровняет,
Семена посеет ловко
И пойдет сажать морковку.
Ямка - семя, ямка - семя.
Закопает, разровняет, и глядишь -на грядке вновь
Вырастут горох, морковь.
А как осень подойдет,
Урожай свой соберет.
Воспитатель: А теперь начнем рисовать. Сначала вы должны решить, как вам расположить лист бумаги, чтобы на нем разместилась вся композиция.
При рисовании красками воспитатель обращает внимание детей на оттенки, напоминает о том, как получить нужный оттенок, смешивая краски на палитре. Можно подсказать детям, как изобразить блики солнца на поверхности плодов и посуды. Воспитатель в процессе рисования помогает детям советом.
Подведение итога непосредственной образовательной деятельности
В конце занятия проводится анализ рисунков, дети оценивают свои рисунки и рисунки других детей. Проводится выставка детских работ.
Рисование ладошками в старшей группе: осенний натюрморт. Конспект НОД, картинки для детей, примеры детских работ.
Рисование ладошками в старшей группе: осенний натюрморт
Рисование ладошками – нетрадиционная техника рисования, которая обычно используется с маленькими детьми. Но ее возможности намного шире. Сегодня мы с вами рассмотрим, как можно использовать эту нетрадиционную технику в обучении рисованию детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная к школе группы детского сада).
Техника рисования ладошками. Вам понадобятся краски консистенции жидкой сметаны. Краска либо наносится на ладошку ребенка широкой кистью, либо наливается в плоскую тарелку, в которую малыш макает свою ладонь. Далее делаются отпечатки ладони на бумаги и они дорисовываются до нужного образа. Дорисовывать можно как пальчиками, так и обычной кистью.
Автор конспекта: читательница «Родной тропинки» и участница нашего конкурса «Осенняя мастерская детских поделок -2015» Лебедева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования и педагог — организатор (Москва ГБОУ Школа №324 «Жар-птица» ДП детский сад №215 и №179).
Рисование ладошками в старшей группе: конспект НОД
Тема: осенний натюрморт
Цель
— познакомить детей с теплым колоритом осеннего натюрморта,
— научить детей составлять необычный натюрморт с использованием красок теплого и холодного колорита,
— побуждать детей использовать свои знания и творческий потенциал для создания натюрморта, развивать самостоятельность в выборе цветового решения.
Задачи
— познакомить с творчеством художников, которые изображали осенние натюрморты,
— познакомить с основами цветоведения, научить определять холодные и теплые цвета и использовать оттенки в своих работах, познакомить с термином «насыщенные цвета»,
— закрепить умение детей смешивать акварельные краски, получая оттенки цветов и использовать их в рисунке,
— развивать композиционные умения детей: учить размещать композицию на нестандартном листе бумаге, самостоятельно строить композицию рисунка и прорабатывать ее в цвете,
— побуждать детей смело экспериментировать, используя палитру для смешивания красок, найти своё собственное виденье красоты форм и предметов.
Материалы и инструменты
— карандаш или фломастеры, ластик,
— двойной лист бумаги для акварели (два горизонтально расположенных листа формата А4),
— акварельные краски (12 цветов),
— кисти (белка №5 и №7),
— баночка с водой,
— салфетка (бумажная или х/б),
— палитра для акварели.
Первая часть конспекта НОД: теоретическая.
Подготовка к рисованию осеннего натюрморта
Педагог спрашивает детей, в какое время года в природе много ярких и сочных оттенков теплых цветов, природа буквально дышит теплом. Это время года всегда привлекало художников, поэтов, композиторов своей роскошной красотой, они восхищались этим временем года и передавали своё восхищение людям через своё виденье красоты природы. Как много знаменитых людей оставили нам свои шедевры в живописи, поэзии и музыке! Как вы думаете, какое время года, это может быть? (осень). А сейчас какое время года? Какие осенние месяцы вы знаете?
Чем отличаются ранняя осень от золотой осени ? (В сентябре осень только начинается. Появляются первые жёлтые листочки на берёзах, клёны расцветают жёлтой и красной листвой. Про такую осень говорят – ранняя осень. В октябре все деревья наряжаются в осенние наряды, начинается листопад. Про такую осень говорят – золотая, пышная осень).
Как мы узнаем, что наступила поздняя осень ? (В ноябре листвы на деревьях совсем почти нет, идут частые холодные дожди, наступают морозы, выпадает первый снег. Такую осень называют поздней).
У осени свои краски. Какие краски золотой осени вы знаете? (Красные, жёлтые, оранжевые, зелёные, пурпурные, теплые, багряные, золотистые).
Педагог предлагает детям нарисовать осенний натюрморт и показывает, как рисуют натюрморты взрослые художники и дети которые учатся быть художниками.
Как анализировать эти натюрморты с детьми: Педагог показывает детям таблицу с тёплыми и холодными цветами и натюрморт предлагает подумать, через какую цветовую палитру художник рассказывает нам об осени в своём натюрморте. В этой картине больше теплых или холодных цветов и оттенков?
В заключении беседы взрослый спрашивает: «Через какие цвета вы поведете ваш рассказ об осени вашем будущем натюрморте? Подумайте, и мы с вами начнем рисовать необычный осенний натюрморт.
Натюрморт будет состоять из кленовых листов, которые стоят в вазе. Кленовые листья мы нарисуем с помощью ладошки».
Вторая часть НОД: практическая. Рисование натюрморта
Шаг 1. Находим центр листа. В центре листа рисуем карандашом вазу или емкость, в которой могут находиться наши необыкновенные осенние листья.
Примеры ваз разной формы – см. рисунок ниже.
Шаг 2. Рисуем поверхность, на которой стоит ваза (стол или другую основу).
Шаг 3. Прикладываем к листу ладонь левой руки, раздвигаем пальцы руки и делаем обводку ладони. Начинаем обводить: большой палец руки, переходя плавно линией к указательному, затем к среднему, безымянному и мизинцу.
Замыкаем зигзагообразной линией точку начало обводки и точку конца обводки руки. Затем к листу пририсовываем черенок листа, который попадает в нашу необычную вазу.
Шаг 4. Рисуем еще один – два листа в вазе. Получается композиция: вазочка и два листа, развёрнутые в разные стороны друг напротив друга, стоят на столе или на любой другой поверхности. Если композиция устраивает ребёнка, он обводит все линии фломастером, а ненужные линии стирает ластиком.
Физкультминутка. Мы готовы к работе с красками и проведём небольшую физкультминутку под музыку.
Мы — листочки, мы — листочки
Мы – кленовые листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул — полетели.
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
Дети в свободно двигаются, слушая внимательно текст. На слова «тихо сели» дети занимают свои места.
Шаг 5. Рисуем акварельными красками.
Работа с акварельными красками будет у нас похожа на рисование гуашью. Мы не будем использовать мягких переходов из цвета в цвет. Нам важно сегодня другое — создание насыщенного яркого осеннего цвета в натюрморте и цветовое соотношение разных цветов к друг к другу.
Ребенок сам ищет цвет, педагог направляет детей и помогает им справиться с цветовыми решениями. Например, если тональность и цвет совпадают в объекте и в фоне и поэтому объект сливается с фоном, то взрослый предлагает ребенку еще раз воспользоваться палитрой и найти новое решение по тону.
Шаг 6. Анализ детских работ.
Очень важно научить ребёнка принимать свою работу и рисунки других детей, понимать, что мы все разные и непохожие друг на друга. Картины, которые мы рисуем, зависят от нашего поведения, вкусов, отношений к другим людям, настроения. Например: если мы рисуем с радостью, с вдохновением, восхищением природой, то цвет в картинах становится звонко — яркий и тёплый.
В заключении педагог говорит детям о том, что только что они проникли в волшебство доброты и любви осеннего настроения и перенесли его на необычный натюрморт, созданный в необычной технике рисования ладошками.
Еще один мастер-класс по рисованию осеннего натюрморта с детьми Вы найдете в статье
НОД по рисованию в старшей группе
«Осеннее дерево»
Программное содержание:
Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Осеннее дерево»Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «оттиск, отпечаток листьями»Создавать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путем смешивания желтого с краснымРазвивать цветовосприятие, чувство композиции, эстетического вкусаВоспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусствеОборудование:Панно с осенним деревом без листьев для коллективной работыГуашь, салфетки, вода, кистиКорзинка с натуральными листьями (береза, липа, дуб, клен)Дидактическая игра «Художник по имени Осень»Стихи, музыка П.И.Чайковский «Времена года»Предварительная работа:Экскурсии по участку детского сада и в осенний паркРассматривание осенних иллюстрацийЧтение стихов об осениБеседы с детьми об осени и осенних явленияхХод занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель показывает детям фотографии осенней природы с характерными цветами осени.
Лес разделся
Неба просинь
Это время года…осень
Осень разной бывает: хмурой с дождями; ласковой, яркой, нарядной, доброй – как настроение…Давайте передадим друг другу доброе настроение и настроимся на совместную творческую работу! Передадим улыбку по кругу…. (передавая гриб, яблоко и т.п. передаем улыбку друг другу)
2. Дидактическая игра «Художник по имени Осень» (по Лыковой)
Посмотрите на эти листочки – они многоцветные. Какие краски больше всего любит Осень? Подбери среди красок художника похожую цветовую гамму.
3. Динамическая пауза «Мы по лесу шли…»
Вносим корзинку с натуральными листьями. Это подарок Осени. Воспитатель читает стихотворение и раскладывает листочки на пол.
Осень в гости к нам пришла
Дождь и ветер принесла
Ветер дует, задувает,
С веточек листву срывает.
Листья по ветру кружатся
И под ноги к нам ложатся
Ну а мы гулять пойдем
И листочки соберем…
ИГРА «Мы по лесу шли, мы листок нашли…»
Дети становятся в круг, двигаясь по кругу произносят слова, находят тот листок, о котором говорится в тексте.
Мы по лесу шли, мы листок нашли,
Мы по лесу шли, мы дубовый лист нашли….
… листик липовый нашли…
…от березы лист нашли…
…мы кленовый лист нашли!
Кленовые листья дети держат в руках и подходят к панно «Осеннее дерево».
4. Рассматривание панно
Воспитатель: какие осенью деревья нарядные, красивые, посмотрите как богато украшено наше деревце….ох, что такое, что случилось, отчего грустит наше деревце, огорчается, чем мы с вами можем ему помочь? Подвести детей к мнению, что нужно нарисовать листочки и украсить дерево всем вместе…
Воспитатель: Верное решение ребята! Но рисовать мы сегодня будем листочками, которые у нас в руках, мы будем делать оттиски, отпечатки листьев. Но на столе нет оранжевой краски, а только красная и желтая…как получить оранжевый цвет?
5. Показ порядка выполнения оттиска (отпечатка).
Как правильно выполнить задание: гуашевой краской закрашиваем лист со стороны прожилок, аккуратно переворачиваем листок, держа его за черенок и прижимаем к панно, выполняя отпечаток.
6. Практическая часть.
Дети выполняют отпечатки с осенних листьев на панно с изображением осеннего пейзажа, коллективное сотворчество.
Тихо звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» - «Осень».
7. Итог занятия:
Как вы думаете, теперь наше деревце довольно? Почему? А вы довольны?
Хорошо поработали ребята, а знаете ли вы стихотворения об осени? (чтение стихов детьми по желанию)