Рихтер художник абстракционист галерея. ЛОХ, ПОЦ и ЗОЖ: что происходит в спектакле «В городе Лжедмитрове. Познать реальность через абстракцию: открылась выставка Герхарда Рихтера

«Образ — одна из важнейших тем моей жизни. Я не могу сказать, что не доверяю реальности. Я знаю о ней очень мало. Но я не доверяю тому изображению реальности, которое мы создаем при помощи своего восприятия». Эту важную для понимания творчества Герхарда Рихтера цитату привел на открытии выставки в куратор экспозиции — искусствовед Пол Мурхаус. Он лично приехал в Москву из Лондона. А вот Рихтер до российской столицы не добрался. За несколько дней до открытия выставки, на котором он планировал быть, врачи запретили 84-летнему художнику перелеты.

«Абстракция и образ» — первая экспозиция Герхарда Рихтера в России. При этом Пол Мурхаус подчеркнул, что представлять его творчество линейно не хотелось. Важнее было сделать акцент на развитии абстрактного элемента в его работах. А главный куратор Еврейского музея и центра толерантности Мария Насимова отметила, что не менее важным было и то, что художник немецкого происхождения пришел с выставкой именно к ним.

Одной из центральных работ выставки стала серия «Биркенау» . Четыре больших абстрактных полотна Рихтер написал под впечатлением от фотографий, сделанных в августе 1944 года евреем из зондеркоманды концентрационного лагеря, в обязанности которой входило уничтожение трупов узников, умерщвленных в газовых камерах. Кадры были сделаны тайно и впервые опубликованы в 2003 году. Рихтер увидел их в 2007-м и лишь семь лет спустя решился использовать как основу для своей живописной серии.

Герхард Рихтер. «Биркенау», 2014

jewish-museum.ru

Вначале художник перенес изображения с фотографий на холсты углем. Затем черной и белой краской обозначил детали. Но спустя 12 недель понял, что изображенное — всего лишь образы, не передающие реальность. В итоге Рихтер использовал цвет, несколько раз соскребая и затем вновь нанося краску. При этом художник все равно остался уверен, что любая попытка реалистично передать трагедию Холокоста будет жалкой.

На выставке в Еврейском музее и центре толерантности представлены произведения Рихтера, созданные с 1973 по 2016 год. Помимо живописных полотен это и работы, основанные на фотографиях. До 1966 года художник успел создать целый ряд фотографических образов. Для них Рихтер использовал изображения из журналов, снимки из семейного альбома и фотографии друзей.

Герхард Рихтер. «Серое» , 1973

© jewish-museum.ru

Герхард Рихтер. «Агада» , 2006

© jewish-museum.ru

© пресс-служба выставки

Все это художник трансформировал в живописные портреты, пейзажи и городские панорамы. Но в середине 60-х Рихтер полностью перешел к абстрактной живописи. Первые беспредметные работы проложили дорогу к большой серии «серых» полотен, одно из которых, созданное в 1973 году, представлено на выставке в Москве. «Серое» — подтверждение для Рихтера того, что реальность всегда останется ускользающей, а любые попытки передать ее будут обречены на неудачу. «Работы Рихтера — это не картина мира, это мир образов, — заключил Пол Мурхаус. — Художник верит в поверхностный образ, за которым всегда будет скрыта реальность».

Первая персональная выставка самого дорогого современного немецкого художника Герхарда Рихтера . сайт объясняет, почему эти абстракции должен увидеть каждый.

Герхард Рихтер "Станция", 1985

Причина № 1. Чтобы научиться понимать язык абстрактной живописи

"Абстрактные произведения показывают вещи, которых не существует," – говорит художник. Вот уже более 50 лет Герхард Рихтер занимается поиском наиболее полного образа восприятия окружающего мира. То есть он пытается изобразить на одном полотне те впечатления и ощущения, которые мы испытываем от взаимодействия с реальностью.

Параллельно с этими красочными экспрессивными полотнами он писал гиперреалистичные портреты и натюрморты, но затем отказался от точного воспроизведения "зримого" мира в пользу языка беспредметной живописи, которая может точнее передать ощущение трагедии. При этом свои абстракции Рихтер создает не в потоке бессознательных эмоций, а скрупулезно продумывая каждую линию.

Причина № 2. Чтобы увидеть картины самого дорого современного немецкого художника

В 2005 году немецкий журнала "Капитал" составил рейтинг самых дорогих художников Германии, в котором Рихтер занял первую строчку: на аукционах Christie’s и Sotheby"s стоимость его полтен достигает отметок в десятки миллионов долларов.

Сам художник считает, что такие цены на его работы являются показателем управляемости людей, которых привлекает статус, а не смыслы, и поэтому Рихтер не видит в истерии по поводу собственной популярности ничего хорошего. Тем не менее, он создает фотокопию каждой абстрактной работы и продает их наряду с оригиналами, при этом цены на снимки оказываются не намного ниже, чем на оригиналы.

Причина № 3. Чтобы посмотреть инсталляцию "Биркенау"

Герхард Рихтер "Биркенау"

Старший куратор лондонской Национальной портретной галереи Пол Мурхаус, подготовивший московскую экспозицию, выставил в Еврейском музее одну из ключевых работ Рихтера – инсталляцию "Биркенау". Эта серия из четырех широкоформатных абстрактных полотен, созданных под впечатлением от фотографий, сделанных в августе 1944 года. По мнению художника, "любая попытка реалистично показать крупнейшую трагедию в истории человечества будет выглядеть жалко", и поэтому лучше изображать не факты, а эмоции, которые они вызывают.

Картины из серии "Биркенау" далеки от фотооригинала, тем не менее, сильное воздействие им добавляют элементы абстрактной живописи. В инсталляцию также входят четыре фотографии большого формата и 93 детали этих снимков. Через фрагменты художник затрагивает еще одну крайне важную проблему современного искусства – искажение и деформация образа в нашем восприятии. Не случайно эксперты относят эту работу к наиболее значимым произведениям искусства последних лет.

Причина № 4. Чтобы увидеть одну из самых известных картин художника Spiegel Grau ("Серое зеркало")

Герхард Рихтер "Spiegel Grau"

Поразительный факт: Казимир Малевич создал "Черный квадрат" более ста лет назад, но и сегодня абсолютный минимализм форм является популярной темой в искусстве. Даже несмотря на очевидную вторичность идеи изображения цвета как такового, эта работа Рихтера остается одной из самых известных в его творчестве. Художник делает свои монохромные панели зеркальными, благодаря чему в них начинает отражаться все окружающее пространство.

По словам Рихтера, у него нет никаких причин не доверять реальности, потому что он о ней ничего не знаю. "Я не доверяю изображению, которое транслируют нам наши несовершенные и ограниченные чувства", – поясняет он, и поэтому отказывается от любых попыток повторить и воспроизвести видимый мир на холсте.

Также на московской выставке можно будет увидеть серию Halifax (1978), состоящую из 128 деталей абстрактных полотен, War Cut (2004) – 20 принтов и фрагментов более ранних картин и специальный проект Museum Visits из 24 изображений.

«Чтак. В моём случае - ни в коем случае»

В здании Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке откроется персональная выставка Валерия Чтака. Это московский художник, некогда участник группы «Радек», работы которого легко узнаются по характерному обращению со шрифтами и афоризмами. Здание в Ермолаевском Чтак вместе с куратором Алексеем Масляевым превратит в тотальную инсталляцию, разделённую на несколько помещений, важных для творчества автора, вроде музыкальной студии и мастерской. Большинство работ, отсылающих к массовой культуре, городским субкультурам, и состоящих из узнаваемых образов и цитат, художник создаст в залах ММСИ.

Где: Московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке

Сколько: от 100 до 250 рублей

Стефан Балкенхол. Скульптуры и рельефы

В здании ММСИ на Гоголевском бульваре покажут персональную выставку немецкого скульптора Стефана Балкенхола. Его работы - это грубая резьба по дереву, создающая безэмоциональные образы обычных, ничем не примечательных людей. Балкенхол стоит на грани между декоративностью народного промысла и критическим реализмом, говорящим об отчуждении человека от самого себя и дегуманзации в современном капиталистическом обществе. Податливый материал раскрывает свою грубость в трещинах и неровностях, ставя вопросы о себе самом и человеческой природе.

Где: Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре

Сколько: от 150 до 350 рублей

Виктор Алимпиев в «Доме впечатлений»

В рамках выставки видео- и медиаарта «Дом впечатлений» в усадьбе Голицыных, здание которой перешло в ведение Пушкинского музея и спустя пару лет разместит в себе коллекцию импрессионистов, проходит программа «Пространства российского видеоарта». Один из самых ярких местных авторов, работающих с видео, Виктор Алимпиев - известный не только в России, но и за рубежом художник, участник Венецианской, Берлинской биеннале и Манифесты, чьи работы есть в коллекциях Тейт Модерн и Центра Помпиду.

Где: ГМИИ имени А.С. Пушкина (усадьба Голицыных)

Сколько: от 100 до 200 рублей

«Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и из других собраний Италии»

Где: ГМИИ имени А.С. Пушкина

Сколько: от 300 до 500 рублей

Пушкинский музей устраивает первую в истории России выставку Рафаэля, крупнейшней фигуры эпохи Возрождения, живописца, графика и архитектора. В Москве покажут картины и рисунки мастера, в основном сосредоточившись на портретной живописи. Качество работ будет высоким: из флорентийских галерей привезут то, что в нашей стране вживую пока не видели.

Родченко и группа Zero в Мультимедиа Арт музее

Новый выставочный сезон в МАММ начинается в конце сентября, и среди новых экспозиций две посвящены важнейшим фигурам модернистского искусства. Одна из них - Александр Родченко, советский фотограф и графический дизайнер, участник группы «ЛЕФ», один из основоположников конструктивизма и муж Варвары Степановой. Вторая - группа ZERO. Это международное сообщество художников, образовавшееся в конце 1950-х как реакция на развитие абстрактного экспрессионизма. Они призывали исследовать пустоту, отказаться от цвета, эмоции и самовыражения. Участниками группы в разное время были Хайнц Мак, Отто Пине, Лучо Фонтана, Жан Тингели и Ив Кляйн.

Где: Мультимедиа Арт музей

Сколько: от 50 до 500 рублей

«NSK: от “Капитала” к капиталу»

Где:

Сколько: от 100 до 400 рублей

Музей современного искусства «Гараж» продолжает сотрудничество с Музеем современного искусства Любляны и открывает осенний сезон ретроспективой художественного коллектива NSK или Neue Slowenische Kunst. В него входили несколько групп, среди которых широкой аудитории наиболее известны музыкальный коллектив Laibach и группа художников Irwin. Самые заметные художники на территории распавшейся Югославии, словенцы из NSK, работали с новыми коллективными формами взаимодействия в искусстве, разрушая дихотомию между коллективностью социализма и индивидуализмом вернувшегося в страну капитализма. Они также поддерживали связи с московским художественным сообществом 1990-х, основав в Москве своё «посольство».

«Свидетельства»: Франсиско Гойя, Сергей Эйзенштейн, Роберт Лонго

В том же «Гараже» открывается выставка «Свидетельства», подготовленная главным куратором институции Кейт Фаул. Она работала над ней вместе с художником Робертом Лонго, который известен своими фотореалистичными работами. В некоторых из них он напрямую копирует созданные другими художниками образы с помощью графических материалов вроде угля и графита. На выставке покажут работы самого Лонго вместе с произведениями Сергея Эйзенштейна (будут рисунки режиссёра и замедленные фрагменты его фильмов) и офортами Франисиско Гойи: все три художника прибегали к монохромной графике, чтобы отразить революционное состояние окружавшего их мира.

Где: Музей современного искусства «Гараж»

Сколько: от 100 до 400 рублей

«Roma Aeterna. Шедевры пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо»

Конкуренцию Пушкинскому в организации выставок работ домодернистской эпохи (в самом широком смысле слова) попробует составить Третьяковская галерея, которая вооружилась сотрудничеством с ватиканскими музеями. В Москву привезут картины живописцев XII-XVIII веков, среди них - Рафаэль, Караваджо, Гвидо Рени и Пуссен.

Где: Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Сколько: от 150 до 400 рублей

Герхард Рихтер в Еврейском музее

Где: Еврейский музей и центр толерантности

Когда: ноябрь

Сколько: станет известно позже

Не так давно стало известно о планах Еврейского музея и центра толерантности провести персональную выставку Герхарда Рихтера. Деталей пока не так много, но известно, что выставка откроется в начале ноября, и в любом случае она станет важным событием в культурном пространстве Москвы. Рихтер - возможно, самый известный немецкий художник второй половины XX века после Йозефа Бойса. Он работал и с реди-мейдами в виде найденных семейных фотографий, и с абстракцией, но наиболее известны его фотореалистичные живописные работы, обычно копирующие любительские фотографии и как будто испорченные то ли глитчем, то ли пародией на дымку сфумато.

Пол Мурхауc

Куратор Лондонской портретной галереи

© Еврейский музей и центр толерантности

«Впервые работы Рихтера я увидел, когда был сокуратором галереи Тейт. Это был 1995 год, и к тому времени Рихтер уже получил свое признание - стал одним из главных художников мира. Я тогда подумал, до чего это выдающийся мастер - не из тех, кто продолжает традицию, но в корне меняет ее. С одной стороны, это удивительно сильный живописец, с другой - ему так много есть что сказать о нашем отношении с окружающим миром, реальности, эмоциях и даже музыке.

Меня очень интересовали две темы его работы: с одной стороны, развитие абстракции, с другой - фотографические картины Рихтера, которые всем известны. Герхард говорил, что реальность невозможно познать, но в нашей голове есть образ реальности, и это философское понятие в некотором смысле стало его путеводной звездой - он работал над этой темой всю жизнь. Мы живем в мире, где доминирует медиа: только подумайте, какими мы помним исторические события, например, 9/11. Многие из нас не видели этого, но помнят картинки из медиа - и наша связь с реальностью становится все более сложной и опосредованной».

Биркенау, 2014. Холст, масло

© gerhard-richter.com

«Эти картины связаны с самым страшным эпизодом истории XX века. Рихтер смотрел на фотографии лагеря 1944 года - где люди бегут через леса, где происходят ужасные вещи, где мир как будто бы перевернулся. Он задал себе один вопрос: можно ли нарисовать картину по мотивам этих событий? Он взял эти фотографии и создал черно-белые фигуративные рисунки. Но потом понял, что они совершенно не передают смысла того кошмара, который случился. И нарисовал сверху абстрактную композицию. А потом сделал это снова и снова. И форма, которую теперь приняла картина, - это память о Биркенау. Я задал ему вопрос: почему ты сначала попытался нарисовать реалистическую картину? Он мне ответил: чтобы доказать самому себе, что это невозможно. Ни одна картина не может показать реальность Биркенау. Тогда я его спросил, что же означает тот результат, который получился? И он сказал: это беззвучная эмоция. Ни одна картина, ни одна фотография не покажет, что случилось. Это самое близкое из того, что можно сделать, чтобы помнить об этом».

Биркенау, 2015. 93 фрагмента книги «Биркенау». Бумага, цифровая печать


© gerhard-richter.com

«Он разобрал свою картину на 93 фрагмента, перетасовал их и разложил в новом порядке. Новая композиция показывает то, как работает наша память с прошлым, - она делит его на фрагменты и раскладывает по-новому».

Биркенау, 2014. Фотография. 4 работы


© Gerhard Richter Archive, Staatliche Kunstsammlung Dresden. Фотография: Oliver Killig

«Не знаю, получится ли у вас понять сразу, но это на самом деле фотографии. Вам кажется, что вы смотрите на настоящие картины, но вы смотрите на самом деле на репродукцию. Зачем было делать это? Рихтер говорит, что есть историческое событие, и на него наслаивается наше восприятие, наша память - уровень за уровнем. В своих работах он двигался от фотографии и репрезентации к абстракции, шаг за шагом. А когда вы смотрите на картины Рихтера, которые он разобрал на части или сфотографировал, и размышляете о них, то заново переосмысливаете его работы - точно так же, как мы сегодня заново осмысливаем события, которые лежат в их основе».

Посещение музея, 2011. Цветная фотография, лак


© gerhard-richter.com

«У Рихтера есть две любимые темы: картины, основанные на фотографиях, и абстрактные работы. Для большинства художников эти направления противоречат друг другу, ты как будто бы не можешь быть всем: либо ты фигуративный художник, либо абстрактный. А Рихтер знаменит тем, что ему удается совместить все и сразу. Он занимается образом - тем, что напоминает реальность, но ей не соответствует. А вот в этой работе он использует свои собственные фотографии, а надо сказать, что он постоянно фотографирует. Если вы присмотритесь повнимательнее, то увидите, как в этих работах под абстрактными пятнами краски скрывается фотография. Обычно фотографии и живопись художники используют отдельно, но здесь происходит что-то новое: они становятся чем-то единым и целым. А лично у меня от этих работ возникают собственные ассоциации: я вспоминаю тот момент, когда чистое ощущение цвета и формы вдруг приобретает значение - как будто мы смотрели на расплывчатые тона и не могли понять, что это. А потом вдруг что-то щелкает в голове, и образ принимает форму. И вы понимаете, что это, например, человек - или стул. В целом вся выставка - об этом моменте».

Аггада, 2006. Холст, масло


© Fondation Beyeler

«Это, как мне кажется, самая прекрасная картина на выставке. Еще один реверанс месту, где все происходит, Еврейскому музею. Аггада - текст, который рассказывает историю еврейского народа, а именно про тот момент, когда евреи покинули Египет. Это случилось так давно, что мы даже не можем представить, как это было в действительности, но теперь у нас есть картина, которая рассказывает об этом. Я помню, как Рихтер однажды сказал мне удивительную вещь. Он атеист, но много думает о вещах, которые невозможно познать, - а что это такое на самом деле, как не вера. И вот он говорит мне, что нужно потерять Бога, чтобы обрести веру. А чтобы писать картины, нужно потерять для себя искусство».

Аладдин, 2010. Стекло, акрил


© gerhard-richter.com

«Все свои знаменитые работы он пишет малярной кистью или валиком, создавая плотную живопись, уровень за уровнем: слои краски как следует проникают друг в друга. А недавно он поступил совершенно наоборот - предоставил краске полную свободу. Вместо масла он выбрал акрил, то есть ту краску, которую непросто удержать на месте, - и позволил ей жить своей жизнью на стекле. А потом зафиксировал результат - покрыл его сверху другим стеклом и тем самым остановил движение краски, как будто бы его заморозил. Он остановил момент и тем самым как будто бы создал фотографию: попытался действовать как камера - как машина, которая не делает суждений, не решает, что рисовать, а просто обладает удивительной способностью останавливать время, когда вы нажимаете на кнопку».

Эльба, 2012. Бумага, художественная печать

XX век выдался в этом смысле очень скучным: художники либо копировали окружающий мир, либо создавали ему альтернативу, абстракцию. А он вобрал в себя все. А та работа, на которую вы смотрите сейчас, - одновременно и самая ранняя, и самая поздняя. Вы не смотрите на реальные рисунки, но на недавно оцифрованные работы. Это маленькая хитрость, с помощью которой, как я думаю, Рихтер хотел сказать, что вы никогда не смотрите на реальность».

Еврейский музей и центр толерантности представляет первую масштабную персональную выставку Герхарда Рихтера «Абстракция и образ», при организационной поддержке РОСИЗО .

Герхард Рихтер - один из самых авторитетных современных художников в мире, центральной темой творчества которого на протяжении более 50 лет является поиск значения образа в нашем восприятии реальности.
Исследованиям Герхарда Рихтера в области абстракции посвящена экспозиция в Еврейском музее и центре толерантности , в которую вошли ключевые работы, созданные в период с 1973 по 2016 годы. Здесь представлены знаковые произведения, иллюстрирующие важные этапы творчества мастера и разнообразие техник: Gray (1973), Aladin (1999), и коллекция «Абстрактной живописи» (2016). Центром экспозиции является инсталляция «Биркенау» (2014) - серия из четырех широкоформатных абстрактных полотен, написанных под впечатлением от фотографий, снятых узником концентрационного лагеря в августе 1944 года. По мнению художника, любая попытка реалистично показать крупнейшую трагедию в истории человечества будет выглядеть жалко; картины из серии «Биркенау» далеки от фотооригинала, тем не менее, сильное эмоциональное воздействие от снимков в них передано языком беспредметной живописи. В инсталляцию также входят четыре полноразмерные фотографии-оригиналы и 93 детали этих снимков. Данное произведение, в котором ярко прослеживается тема реплицирования образа в нашем восприятии, эксперты относят к наиболее значимым произведениям искусства последних лет.