Речь как способ создания характера матрены. Характеристика произведения "Матренин двор" Солженицына А.И. Анализ финала рассказа

ТЕМА УРОКА : «Образ праведницы в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

Тип урока : урок-исследование

ЦЕЛИ УРОКА:

Развивающая:

    формирование умений и навыков самостоятельной исследовательской работы;

    развивать навыки устной речи, а также творческие способности учащихся;

Воспитательная:

    помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность;

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:

    рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»;

    портрет писателя;

    мультимедийная презентация;

    аудиозапись песни «Окно»

ХОД УРОКА

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Н. Рубцов.

Есть такие прирождённые ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая.

А.И.Солженицын

«Смысл земного существования - не в благоденствии, а в развитии души».

1. Создание проблемной ситуации на уроке.

Слайд №1 «И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа»\А.И. Солженицын

«Лихое зелье»

Труд и душа. Материальное и духовное. Но люди, пытаясь обрести материальное, забывают о духовном, о том, что даровано свыше, бесценно, беззащитно.

Сейчас я зажгу свечу и предлагаю вам подумать, какую параллель можно провести между горящей свечой и человеческой душой.

Тепло, свет. И душа человека, как эта свеча, должна излучать свет и тепло окружающим людям.

Как и свеча, душа человека открыта и беззащитна в этом мире.

Свечи зажигают, когда хотят создать атмосферу душевности, тепла, загадочности.

Вывод учителя : Я думаю, что этот чистый и ясный язычок пламени может согреть, но он может и погаснуть от любого случайного сквозняка. Вот так же беззащитна, открыта всем ветрам душа человека. Как же порой бывает трудно сохранить в себе этот теплый свет! Многим не удается, а Матрене удалось… Как?

Это и будет проблемой нашего урока: Заглянув в историю жизни Матрены Васильевны, понять, как удалось этой женщине сохранить свою душу, сберечь то, что было даровано свыше. Выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню праведницей земли Русской?

2. Сообщение темы и целей урока. Тема нашего урока «Образ праведницы в рассказе Солженицына «Матрёнин двор». Какие цели вы можете поставить на уроке?(проанализировать рассказ Солженицына, узнать, кого называют праведником,

3. Работа с текстом произведения.

Итак, произведение вами прочитано,

Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной?

Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца? (Только у неё не так уборно, в запущи она живёт) (Уборно - убрано, чисто; запущь - от запустить, то есть довести до запустения, упадка, расстройства (разг., прост.); угожей - сравнительная степень, то же, что и лучше.)

Везде было тесно и лопотно.

Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца? О чём это говорит? Как объясняет причину отказа?(не умемши, не варемши – как утрафишь) (Утрафить - диалектное: от потрафить - угодить

Для жителей села Матрена – никудышняя хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме. Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему – и остается жить у Матрены.

С какими историческими событиями связана судьба героини?

(С первой мировой войной, на которой попал в плен Фаддей, с Великой Отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, который выжил из неё все силы и оставил её без средств к существованию. Её судьба – частица судьбы всего народа.)

Чем же старая крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.

Для этого вспомним способы и приёмы создания образа героя произведения

Интерьер как способ создания характера

Портрет как способ создания характера

Речь как способ создания характера

Отношение к вере

Жизнь и быт

Отношение окружающих к героине

Самохарактеристика героя

Характеристика героя через его действия, поступки, манеру держаться, мысли

Утверждение через отрицание

(Тетрадь разделите на две колонки: в первую будете записывать черты характера Матрены, во вторую – способы и приемы создания её образа. Записи в тетрадь будете делать по ходу всего урока).

Черты характера Матрёны

Приёмы создания образа

трудолюбивая

светящаяся, лучезарная

Деталь: улыбка Портрет

скупые бытовые детали раскрывают её особый мир

бескорыстная,

антитеза

Деликатная (не вмешивалась в чужую жизнь)

открытая

отзывчивая

безотказная

покорная

скромная

стеснительная

терпеливая

верующая

Отношение к православной вере

сердечная

Отвечать будете по группам.

5. Работа в мини-группах, каждой - карточка с заданием

Обратите внимание, что знакомство с героиней начинается с её дома, её избы

Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?

Карточка: 1 гр. Интерьер как способ создания характера.

- Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?

- На какие важные детали в её описании обращает наше внимание автор?

- Кто населяет избу Матрены?

Карточка: 2 гр. Портрет как способ создания характера.

- Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

- Какими средствами выразительности пользуется автор, рисуя образ героини? (заполняется вторая колонка тетради)

«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей, » - прямо заявляет автор.

В чем особенность речи героини?

Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера.

- Проследите за речью героини. В чем особенность её речи героини? (обратите внимание на тон, тембр речи.)

- Приведите примеры использования ею просторечной, диалектной лексики.

- Как характер Матрены раскрывается в её речи?

Каково отношение героини к православной вере? (1колонка тетр.)

4 гр. Отношение к православной вере.

- Найдите страницы рассказа, которые описывают отношение Матрены к православной вере.

- По каким христианским заповедям живет героиня?

Как проходит обычный день у Матрены? В чем смысл её жизни?

Карточка: 5 гр. Жизнь и быт Матрены.

- Как проходит обычный день у Матрены? Чем она занимается?

- Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?

- В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен?

- Как называется такое качество? (первая колонка тетради - бескорыстная)

А к ней как относятся окружающие?

Карточка: 6 гр.Отношение окружающих к героине.

- Как к Матрене относятся окружающие:

- родные,

- соседи,

- правление колхоза?

- «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини рассказывает автор?

Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.

Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?

Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо (1 кол. тетр.)

Таков её мир, так она живет. Но приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину. Почему?

6. Именно в этот вечер Матрёна полностью раскрывается перед Игнатичем.

Инсценирование эпизода .

-Чтобы подойти к ответу на поставленный проблемный вопрос, обратимся к финалу рассказа

8. Анализ финала рассказа.

Как вы понимаете эти слова? В чём смысл слова «праведник»?

Праведник - это человек с чистой совестью и душой. (В.И.Даль « Толковый словарь живого великорусского языка».)

Праведник – праведно живущий; во всём по закону Божьему поступающий, безгрешник. (С.Ожегов«Толковый словарь русского языка».)

Кстати, первоначальное название рассказа, данное самим Солженицыным, звучало так: «Не стоит село без праведника» Это потом, по цензурным соображениям, он был переименован. Солженицын называет Матрёну праведником. Почему?

(Матрёна обладает бесконечным смирением, не требующим от неё никакого напряжения воли. Она не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрёна может довольствоваться малым - тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства. Праведничество Матрёны основано на её безразличии к материальным ценностям.)

Можем ли мы назвать нашу героиню праведницей? (Какая запись получилась у вас в тетради в первой колонке?)

Вера в Бога, любовь к людям, добро, милосердие, бескорыстие, умение прощать, смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться жизни, труд как возможность вернуть доброе расположение духа. Терпение, естественность в поведении, непритязательность, неприхотливость, выносливость

Каковы причины гибели Матрёны?

Вот и не стало Матрёны. «Убит родной человек, » - не скрывает своего горя рассказчик.

Как относятся к её смерти в деревне?

И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Автор признаёт, что и он, породнившийся с Матреной, так до конца её не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.

Ответьте теперь на вопрос: «Насколько удачно подобран эпиграф к нашему сегодняшнему уроку?» Отражает ли он характер героини?

    Как вы считаете, какие качества в себе надо уничтожать, а с какими можно смириться? Послушаем песню «Окно» в исполнении С. Копыловой

    Какова тема песни? Зависть – один из смертных грехов. Святые отцы считают зависть одним из самых тяжких грехов и равносильной убийству. Почему?

    Что общего в этих произведениях?

    Обратимся к эпиграфу урока. Согласны ли вы с Солженицыным?

    Может быть, не стоит так усложнять жизнь? Жить, как живешь? Почему каждый человек должен вести работу над собой?

Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». Очень хочется, чтобы помнили. Может быть, тогда многое изменится и в обществе, и в душе каждого человека.

Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?

Но на этот вопрос вы ответите дома, еще раз вспомнив те уроки доброты, совести, человечности, которые преподал нам А.И.Солженицын.

У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в ней жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только согреть…

Её не понимают, о ней говорят с презрительным сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца.

Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». Очень хочется, чтобы помнили. Может быть, тогда многое изменится и в обществе, и в душе каждого человека .

Дом. Зад . Письменный ответ на один из вопросов:

    1. Нужны ли в нашей жизни такие праведники, как Матрена?

    2. О чем заставил задуматься рассказ

А. И. Солженицына «Матренин двор»?

Исходный текст:

В ту осень много было у Матрёны обид. Вышел перед тем новый пенсионный закон, и надоумили её соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть - и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже двенадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе и сколько он там получал. Хлопоты были - добыть эти справки; и чтоб написали все же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живёт она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом все это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и еще носить. И узнавать - дадут ли пенсию.

Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет - в десяти километрах к западу, а поселковый - к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию и гоняли ее два месяца - то за точкой, то за запятой. Каждая проходка - день. Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в селах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвертый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались, бумажки-то все у Матрены одной пачкой сколоты.

Притесняют меня, Игнатич, - жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. - Иззаботилась я.

Но лоб ее недолго оставался омраченным. Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом - по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой.

Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, - говорила она о торфе. - Ну и местечко, любота одна!

Да Матрена Васильевна, разве моего торфа не хватит? Машина целая.

Фу-у! твоего торфу! еще столько, да ещё столько - тогда, бывает, хватит. Тут как зима закрутит да дуель в окна, так не столько топишь, сколько выдувает. Летось мы торфу натаскивали сколища! Я ли бы и теперь три машины не натаскала? Так вот ловят. Уж одну бабу нашу по судам тягают.

Да, это было так. Уже закруживалось пугающее дыхание зимы - и щемило сердца. Стояли вокруг леса, а топки взять было негде.

(А.И.Солженицын)

Сочинение

В центре внимания автора находится судьба простой одинокой деревенской женщины – Матрёны Васильевны. Много было бед в её нелёгкой жизни – похоронила мужа, шестерых детей, всю жизнь работала не за деньги, а за палочки, но, несмотря на все тяготы и невзгоды, Матрёна не утратила способность откликаться на чужую беду, жить по совести. И потому героиня видится и нам, читателям, и автору настоящей русской праведницей. А.И. Солженицыну удаётся создать этот образ при помощи различных художественных средств.

Внешность героини, быть может, и неприметна, но из души её исходит внутренний свет. Автору удаётся это передать с помощью эпитетов «просветлённая», «добрая». Складывается впечатление, что Матрёна – святой человек, живущий исключительно по законам нравственности. «Просветлённая» возвращается героиня в избу. Стареет она, сожалеет о своей былой силе.

Изба была крепкая, добротно выстроенная. Да вот время и здесь берёт своё. Щепа летит, щели сквозят. Не укрыться больше Матрёне в избе своей. «Дыхание зимы» (автор использует олицетворение) кружится вокруг дома да «дуель в окна». И «щемило сердца» от страха перед неизбежностью не зимнего холода, а холода человеческой души.

Важным средством создания образа Матрёны является также речевая характеристика. Автор насыщает реплики героини диалектными словами (например, «летось»), просторечиями («теперича», «сколища»). В целом эти лексические средства придают речи Матрёны образность, поэтичность, выразительность. Слова «дуель», «картовь», «любота», звучащие из уст простой русской женщины, обретают особый смысл. Такое словотворчество свидетельствует о таланте героини, о её близости к фольклорным традициям, к народной жизни.

Матрёна – настоящая труженица. Вся её жизнь наполнена действиями, событиями. Героиня ни минуты не сидит без дела, несмотря на старческую немощность, болезни. Авторская характеристика Матрёны изобилует глаголами со значением движения («шла», «копала», «добывала»). Писатель дважды употребляет существительное «хлопоты», в котором заключается суть Матрёны, подчёркивается её любовь к работе, деятельности.

Рассказывая о том, как героиня «добивается» пенсии, автор использует в повествовании приём синтаксического параллелизма»: «опять иди», «третий день опять иди», «четвёртый день иди потому…» Так писатель ещё раз подчёркивает упорство, настойчивость героини в достижении своей «праведной» цели. Особенности речи Матрёны также передаются с помощью неполных предложений, инверсии. Эти синтаксические приёмы помогают автору показать эмоциональность, непосредственность деревенской женщины.

Матрёна напоминает некрасовских героинь. Даже имя совпадает: вспомним Матрёну Тимофеевну из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Героиня А.И. Солженицына похожа на неё своей крестьянской душой, но в ней нет «величавости русской славянки», как у Матрёны Некрасова.

Перед нами – честная, справедливая, но нелепая, бедная, даже убогая женщина; человек бескорыстной души, абсолютно безответный, смиренный; праведница, без которой, по словам А.И. Солженицына, «не стоит село». Такой многогранный, удивительный образ русской крестьянки удаётся создать писателю с помощью различных художественных средств.

Бригаденко Юлия, 11 Г класс 2006 г.

Речь Матрёны - частая народная речь, в которой много диа­лектизмов, с экспрессивным синтаксисом, который ярко передаёт интонацию говорящей.

В том, с какой любовь передаёт Солженицын речь деревен­ской женщины, какой внимание уделяет он устаревшим и редким словам, чувствуется внимательный читатель словаря Даля.

В рассказе не говориться о том, что Матрёна чувствовала фальшь в словах. Так написано в статье по книге Ж. Нивы (стр. 264), но мы изучаем не статью, а саму повесть.

В повести есть эпизод, где рассказывается, как Матрёна слу­шала радио, как реагировала на различные новости и как относи­лась к исполнению песен Шаляпиным и к концерту из романсов Глинки: она не признала «нашим» Шаляпина, но «растеплелась», слушая романсы Глинки.

    Ценность рассказа состоит в очень реалистичном и достоверном изложении событий. Жизнь и смерть Матрены Захаровой показаны такими, какими они были на самом деле. Название рассказа имеет несколько значений. Название рассказа показывает читателю, что на...

    Произведения А. И. Солженицына отмечены суровой жизненной правдой. В рассказе «Матренин двор» он повествует о судьбах русской деревни, о тех нравственных сдвигах, которые происходят в душах крестьян. Главной героине рассказа пришлось испытать на своем...

  1. Новое!

    Есть она тот самый праведник, без которого... не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. А. Солженицын. Матренин двор В своем рассказе «Матренин двор» А. И. Солженицын выступает преемником прекрасных традиций русских клас­сиков, создавших...

  2. Александр Исаевич Солженицын - замечательный русский писатель, воевал, с 1943 - 1945 год командовал батареей, а затем был осужден за ведение дневников, что в действующей армии было запрещено. В 1962 году в "Новом мире" опубликовал ставший знаменитым...

    Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, фруктовыми садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одаренными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу, да так,...

В рассказе «Матрёнин двор» события разворачиваются в русской «глубинке» - в глухой деревне. Язык произведения представлен широким спектром лексических, грамматических и фонетических диалектизмов. Обратимся к началу рассказа. Шёл 1956 год. Игнатьич возвращался из лагеря, ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России». Здесь слово «нутряной» используется в переносном значении – «глухой». Он поселился на станции «Торфопродукт» во Владимирской области. Поутру на базаре увидел он женщину, торговавшую молоком, услышал её напевную русскую речь с владимирским говором: - Пей, пей, с душой желадной . Ты, потай , приезжий. Слово «желадный » - диалектное: «жаждущий, желающий»; «потай» - диалектное: вводное слово «наверное». Молочница привела его в деревню Тальново. В нескольких избах ему было отказано: «везде было тесно и лопотно ». Слово «лопотно » - от лопотать, то есть говорить быстро, неясно. А рассказчик искал тишины и покоя. И нашёл их в избе Матрёны Васильевны Григорьевой. «Здесь была кондовая Россия». (Кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои.)

В описании избы Матрёны, внутреннего интерьера автор использует большое количество непривычных для современного читателя слов: некрасная сторона – северная; мосты – то же, что сени – помещение между жилой частью и крыльцом; горница – отдельный сруб без печи, комната в верхнем этаже; подклеть – нижний (обычно нежилой) этаж дома. Все тяготы Матрёна сносила терпеливо, не жалуясь. Была не очень опрятна, не очень приспособлена к жизни: «у неё не так уборно, в запущи живёт», у других будет «угожей». (Уборно – убрано, чисто; запущь – запустить, то есть довести до запустения, упадка, расстройства; угожей – сравнительная степень, то же, что и лучше.) Речь Матрёны – это речь крестьянской женщины из глубинки. «Не умемши, не варёмши – как утрафишь» ,- предупреждала она квартиранта. (Утрафить ) – диалектное: от потрафить – угодить. На завтрак готовилась «картофь необлупленная » (картошка в мундире, неочищенная) и «суп картонный» (так выговаривали все в деревне)». Надо полагать, «суп картофельный». А ещё в речи героини встречаются слова: «к ужоткому », то есть к вечеру (просторечное); «летось » - в прошлом году; «бывалоча» - бывало, раньше; «пособить» - помочь; «иззаботилась» - устала от забот, приставка из- придаёт значение многократности действия, слово образовано по модели «избегалась», «испереживалась». Очень интересно в речи героини слово «дуель». Оно образовано наложением двух слов «дует» и «метель». Коня Матрёна называет «стиховым », буйным, трудно поддающимся обузданию. Видимо, от слов «стихия, стихийный». Героиня боялась «молоньи ». Это просторечное слово, употребляемое деревенскими людьми. Владимирский диалект(«яканье») нашел отражение в словах мятель, семячки. Из уст тёти Маши слышим слово «вязаночка» , что означает «вязаный платок, шаль». Игнатьич порой сам стилизует речь под деревенскую: «изба не казалась доброжилой » (из контекста: « богатой», в которой нажито много добра, богатства); «печь топилась досветьи », то есть на заре, ещё до свету; «ветер выдувал печное грево »,то есть тепло; «тараканов менело », то есть становилось меньше; «попадалось неурядное » (из контекста: « несъедобное»); «что вечером над дверьми клуба будет надрываться радиола, а по улице пображивать пьяные да подпыривать друг друга ножами». Наблюдая за языком персонажей рассказа, читатель переносится в ту среду, в которой оказывается сам автор по возвращении из лагеря. Диалектизмы помогают читателю более полно ощутить красоту и меткость речи персонажей - деревенских жителей. До ощупи – на ощупь, почти вслепую; по рани - рано утром; уборно – чисто, аккуратно; угожий – угодный; воспитывать (семантический диалектизм) – ухаживать; два дни и три дни (грамматический диалектизм) – два дня и три дня; животы (устаревший диалектизм) – животные; картовь(диалектное) – картофель; досветье (диалектное) – до восхода солнца; любота!(диалектное) – очень хорошо!;летось(устаревшее диалектное) – в прошлом году; скольца (диалектное) – сколько; мятель, дуель (областное) – метель; не знато (диалектное) – неизвестно; закруживалось (грамматический диалектизм) – закружилось; дивирь(фонетическое областное) – деверь, родной брат мужа; порчия (грамматический диалектизм) – порча; чаять (областное) – чувствовать; горница (областное) – чистая половина крестьянской избы; куды (диал. прост.) – куда; богу весть ! (грамматический диалектизм) – Бог весть! (только Бог знает, никто не знает!); четверть (просторечное) – большая бутылка; обои сани (грамматический диалектизм) – двое саней; вязаночка (диалектное) – вязаная кофточка; болезная (лексический диалектизм) – несчастная; какому часу приходишь-то? (грамматический диалектизм) – К которому часу приходишь? и др.

Народную речевую стихию отражают также многочисленные разговорные и просторечные элементы, например: нутряная Россия (разговорн.) – исконная, внутренняя Россия; таскать (разговорн.) – носить; подале – подальше (разговорн.); судить (просторечн.) – обещать; перекособоченная (разговорн. просторечн.) – кривая; крутей (просторечн.) – сильный; обвершка (разговорн.) – вершок, вершки, верх; приспеть (просторечн.) – успевать; доцарапать (разговорн.) – дописать; непрохожие (просторечн.) – непроходимые; мурчание (разговорн.) – мурлыкание; теперича (просторечн.) – теперь; зараз (просторечн.) – за один раз; арестовался (грамматическое просторечие) – арестовали; хозява (разговорн.) – хозяева; по бывалошному (разговорн. просторечн.) – по-пежнему; бывалоча (просторечн.) – бывало; ломот а (просторечн.) – недуг, болезнь; вдиво (разговорн. просторечн.) – удивительно, странно, непривычно; вишь (просторечн.) – видишь; маненько – (просторечн.) – немного; спокой (просторечн.) – покой; балаболка (разговорн. неодобрительн.) – человек. Который говорит без конца и впустую; беспритульный (просторечн.) – бесприютный; дети двое не жило (грамматическое просторечие) – двое детей умерли; здоровяга (разговорное) – очень сильный человек(сравним со словом с тем же суффиксом «бродяга» и др.)

Изобразительные средства языка в рассказе представлены также фразеологическими оборотами, например: работать за палочки (фразеологизм, работать бесплатно); ставить палочки – ставить отметки за трудодни; зуб наложить (фразеологизм) – узнать, понять; ни в жисть (фразеологизм) – жисть – жизнь) – никогда, ни за что; белые мухи (фразеологизм) – снег; рука тяжелая (фразеологизм) – больно бьет; дать срок (фразеологизм) – осудить, посадить в тюрьму и пословицами, поговорками, образными выражениями: «умная выходит замуж после Покрова, а дура – после Петрова» , «ни к столу, ни к перилу эта работа», «пошёл он на войну, и ни весточки, ни косточки», «незнайка на печи лежит, а знайку на верёвочке ведут», «как родилась – не помню, как умру - не знаю».

В рассказе широко представлены уменьшительно-ласкательные образования, отражающие эмоциональность и поэтичность народной речи, например: окошечко (разговорное, уменьшительно-ласкательное) – окно; взгорок (разговорное) – высокое место; речушка (разговорное, уменьшительно-ласкательное) – реченька, река, речка; малец (разговорное, просторечное, ласкательное) – мальчик; урывочек – кусочек; сальце (разговорное, ласкательное) – сало.

В рассказе «Матрёнин двор», естественно, отсутствует лагерный жаргон. Речевые средства Солженицына строго соответствуют предмету, теме описания, мест действия и характерам героев.

При работе над рассказом А.И.Солженицына комментария требуют также некоторые устаревшие слова или историзмы, а так же слова, относящиеся к религиозной сфере. Например: чело (устаревшее, высокое) – лоб; отче (устаревшее, высокое); медовая сыта (церковное) – помин души и др. Хотя эти слова не относятся к актуальной лексике, они должны быть освоены, потому что, не зная их, невозможно адекватно воспринять произведение. Взгляд со стороны позволяет заметить, что большое количество диалектных, просторечных, жаргонных слов у А.И.Солженицына не звучит как стилизация. Чужое слово (термин М.М.Бахтина) органически вплетено в ткань произведения. Всё это представляет Солженицына как народного писателя, а его раннюю прозу делает высоким образцом подлинной литературы.

Описывая в своём рассказе жизнь людей, живущих в средней полосе России, где многое исконно русское испорчено, исковеркано, уничтожено, писатель не только говорил о нравственных сторонах характеров героев, но и любовался их речью, её разнообразием, богатством, выразительностью, точностью. Несмотря ни на что и герои и автор чувствуют её красоту, умеют хранить говор, полученный в наследство от предков, привнося и своё словотворчество. Автор фиксирует все проявления новизны, самобытность языка.


ТЕМА УРОКА: «ПРАВЕДНИЦА ЗЕМЛИ РУССКИЙ»

(по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).

Тип урока: урок-исследование

ЦЕЛИ УРОКА:

  • помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность.
  • «вслед за автором» проследить за судьбой русской женщины, которая выдержала суровые испытания жизни и сумела сохранить добрую и отзывчивую душу;
  • выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню «праведницей земли Русской».

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:

  • рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»;
  • музыкальное сопровождение;
  • памятка по созданию литературного образа героя;
  • печатная таблица «Способы создания образа героя».

ХОД УРОКА.

Эпиграф:

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Н. Рубцов

1.Рефлексия. Создание проблемной ситуации на уроке.

Слово учителя под медленную композицию.(музыка моря и чаек)

Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.

Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.

Я ищу человека, - ответил Демосфен.

Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.

Человека, - снова ответил Демосфен.

Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того.., - засмеялись жители Афин.

Я ищу человека…

Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было

Чело-век с большой буквы? Как он должен жить? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.

2. Сообщение темы и целей урока

Работа с эпиграфом (записать на доске ).

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Н. Рубцов.

А что такое эпиграф? Для чего он нужен? (Эпи́граф (от греч. επιγραφή - «надпись») - цитата , помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п.

- В чем его смысл и насколько удачно он подобран, мы поговорим в конце урока, когда будем подводить итоги.

3. Проверка д/з. Опрос по содержанию.

В разные годы, в различных издательствах выходил в свет рассказ «Матренин двор». Жизнеописание русской женщины увидело свет только в 1963 году, когда рассказ удалось напечатать в журнале "Новый мир". Первоначальное его название "Не стоит село без праведника", по совету А.Т. Твардовского, во избежание цензурных препятствий, было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе 1956 заменен автором на 1953,события в рассказе переносятся во времена дохрущевской оттепели.

Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и ее смерть воспроизведены как были.

А какие самые запоминающиеся эпизоды рассказа проиллюстрировали бы?

4. Работа с текстом произведения.

Итак, произведение вами прочитано, обратимся к его началу.

Рассказчик, возвращаясь из заключения, решает поселиться («затеряться», как он сам говорит) «в самой нутряной, кондовой России»

Словарная работа – нутряной – внутренний; кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои . И судьба сводит его с Матреной Васильевной Григорьевой.

(На партах у нас заготовки таблицы: в первую будете записывать способы и приемы создания её образа, во вторую – черты характера Матрены. Записи в таблицу будете делать по ходу всего урока).

- Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной?

Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца? Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца ? О чём это говорит? Как объясняет причину отказа?

Для жителей села Матрена – никудышняя хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме. Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему – и остается жить у Матрены.

Чем же старая крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.

Для этого вспомните способы создания образа героя произведения

План анализа образа литературного героя


1. Место героя в системе образов. Его взаимосвязи с персонажами и событиями произведения.
2. Происхождение героя. Его социальная принадлежность, воспитание, образование, формирование мировоззрения. Родственные и дружеские связи.
3. Роль прошлого героя для понимания его характера.
4. Авторские приемы создания образа:

1) смысл имени и фамилии героя;
2) смысловая роль его первого появления в произведении;
3) портрет; чьими глазами он дается;
4) пейзажи, связанные с героем, его душевным состоянием;
5) интерьер ; вещи, характеризующие героя;
6) речь героя; особенности
внутренних монологов;
7) поступки героя, раскрывающие его характер, и их место в сюжете; сны героя и их художественная функция;
художественные детали, характерные для образа героя;
9) герой в оценке других персонажей; изменения его самооценки.

5. Работа в мини-группах, каждой - карточка с заданием

Образец таблицы

№ п/п

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ХАРАКТЕРА

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

Портрет как способ создания характера.

Речь как способ создания характера.

Отношение к православной вере

Жизнь и быт Матрены.

Отношение окружающих к героине.

Обратите внимание, что знакомство с героиней начинается с её дома, её избы . Солженицын продолжает традиции русской литературы: мир «Мертвых душ» в поэме «Мертвые души» был описан Гоголем через их дома; с описания дома Мелеховых начинается «Тихий Дон» Шолохова .(музыка села)

Карточка: 1 гр. Интерьер как способ создания характера.

Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?

На какие важные детали в её описании обращает наше внимание автор? - Кто населяет избу Матрены?

На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Карточка: 2 гр. Портрет как способ создания характера.

- Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Какими средствами выразительности пользуется автор, рисуя образ героини? (заполняется первая колонка таблицы)

«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей,» - прямо заявляет автор.

В чем особенность речи героини?

Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера.

Проследите за речью героини. В чем особенность её речи героини? (обратите внимание на тон, тембр речи.)

Приведите примеры использования ею просторечной, диалектной лексики.

Как характер Матрены раскрывается в её речи?

Глубоко народный характер Матрёны проявляется в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность придаёт её языку обилие просторечной, диалектной лексики(приспею, к ужоткому, летость, молонья:) Глубоко народна и манера её речи, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

Каково отношение героини к православной вере? (1колонка табл.)

4 гр. Отношение к православной вере.

- Найдите страницы рассказа, которые описывают отношение Матрены к православной вере.

По каким христианским заповедям живет героиня?

(Матрёна обладает бесконечным смирением, не требующим от неё никакого напряжения воли. Она не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрёна может довольствоваться малым - тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства. Праведничество Матрёны основано на её безразличии к материальным ценностям.)

Как проходит обычный день у Матрены? В чем смысл её жизни?

Карточка: 5 гр. Жизнь и быт Матрены.

- Как проходит обычный день у Матрены? Чем она занимается?

Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?

В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен?

(Труд доставляет ей истинное наслаждение, возвращает доброе расположение духа. Бесплатная работа в колхозе, бескорыстная помощь просящему - она всегда безотказна. Окружающие охотно пользуются её добротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: «Надо будет помочь колхозу»; «Завтра Матрёна придешь мне пособить». Сами же односельчане не только не помогают Матрёне, но дружно осуждают её именно за то, что помогала людям бесплатно).

Как называется такое качество? (вторая колонка тетради - бескорыстная)

А к ней как относятся окружающие?

Карточка: 6 гр. Отношение окружающих к героине.

- Как к Матрене относятся окружающие:

Родные,

Соседи,

Правление колхоза?

- «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини рассказывает автор?

Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.

Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?

Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо (1 кол. табл.)

Таков её мир, так она живет. Но приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину. Почему?

6. Именно в этот вечер Матрёна полностью раскрывается перед Игнатичем. (музыка метели и зимы)(стр.271)

Инсценирование эпизода.

Важную роль в раскрытии идеи произведении часто играет цветопись.

Подумайте, какой цвет, по-вашему, может соответствовать каждому эпизоду из жизни Матрены? Почему?

7. Работа с учебником. . Однако при жизни Матрёны Игнатич не сумел до конца понять её, подчас не замечал её присутствия или был к ней преувеличенно требователен. И только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь её духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния.

Не жалко Матрене горницы, «жутко ей было ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет, » - пишет автор. Она отчётливо понимает: «…было это – конец её жизни всей». (Слова из текста зачитать стр.270)

Каковы причины гибели Матрёны?

Вот и не стало Матрёны. «Убит родной человек, »(стр.276) - не скрывает своего горя рассказчик.

Как относятся к её смерти в деревне?

И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Автор признаёт, что и он, породнившийся с Матреной, так до конца её не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.

8. Анализ финала рассказа. Читаю сама финала рассказа.(стр.282-283)

Как вы понимаете эти слова? В чём смысл слова «праведник»?

Кстати, первоначальное название рассказа, данное самим Солженицыным, звучало так: «Не стоит село без праведника » Это потом, по цензурным соображениям, он был переименован.

Матрёна (лат.) - мать. Героиня несёт в себе спасительное начало.

Пережить то, что пережила Матрёна, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей, сохранить до старости “лучезарную улыбку” - какие же душевные силы нужны для этого!

Что же позволяет писателю назвать Матрёну праведницей, несмотря на то, что поведение и образ жизни её отнюдь не идеальны?

Можем ли мы назвать нашу героиню праведницей? (Какая запись получилась у вас в таблице?)

Слово учителя. Послушаем, как на этот вопрос отвечает доктор филологических наук, профессор Московской духовной академии М.Дунаев. “В чём же праведность Матрёны? В нестяжательности. Может, жила просто по душе, проявляя природную её христианскую суть?”

Матрёна - праведница. Она не стяжательница, не накопительница.

Откроем Новый Завет. “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. ...Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф. 6, 19–21).

“Нравственность едина во все века и для всех людей” (Д.С. Лихачёв).

Есть ценностей незыблемые скалы
Над скучными ошибками веков.
О.Мандельштам

Главный урок Солженицына заключается в том выводе, к которому он подводит читателя:

Безусловно, все вы хотите иной судьбы. Мечты могут сбыться, а могут и не сбыться, счастье - не состояться, успех - прийти и не прийти, но человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был (удачным или неудачным), сохранив в себе и мужество, и совесть, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нём самой природой.

Ответьте теперь на вопрос: «Насколько удачно подобран эпиграф к нашему сегодняшнему уроку?» Отражает ли он характер героини?

Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?

Но на этот вопрос вы ответите дома, еще раз вспомнив те уроки доброты, совести, человечности, которые преподал нам А.И.Солженицын.

Дом. Задание.

9. Дом. задание вы получили; ответственные в группах оценивают работу своего коллектива, поставьте в дневник оценку за свою работу на уроке.

10. Итог урока. (музыка села)

Релаксация.