Ребенок гиперактивный что делать 2 5 года. Гиперактивный ребенок (сдвг): причины, признаки, советы психологов. что делать родителям? Направления лечения и система воспитания при сдвг

Гиперактивное поведение нуждается в коррекции и правильной организации распорядка дня.

Если у вас гиперактивный ребенок, советы психолога подскажут, что делать родителям и как наладить с контакт.

Как определить симптомы?

Прежде всего необходимо выяснить, действительно ли у ребенка гиперактивность.

Синдром может быть обнаружен как в младенческом возрасте, так и гораздо позже.

Встречается он и у взрослых людей, некоторые исследователи связывают это с наличием определенных генов.

Полностью звучит как синдром дефицита внимания и гиперактивности, однако гиперактивность может диагностироваться и отдельно. Связано с нарушением работы головного мозга.

У мальчиков, по статистике, диагностируется в четыре раза чаще. Страдает синдромом примерно 1-7 % детей.

Симптомы, на которые следует обратить внимание:

  1. Дефицит внимания. Сниженная способность управлять своей реакцией, фокусироваться на своей задаче. При дефиците внимания у шестилетнего ребенка наблюдается беспорядочное поведение, невозможность усидеть в классе во время занятий. Но симптом может наблюдаться и без гиперактивности, поэтому необходимо дополнительное изучение и диагностика.
  2. Отсутствие самоконтроля . Ребенок может обладать нормальным интеллектом, но при этом вести себя, как маленький. У него недостаточно развита сила воли и способность сосредоточиться на важной задаче.
  3. Импульсивность . Сначала делает, потом думает. Резко реагирует на действия других людей. Может внезапно расплакаться. Ребенок пропускает стадию обдумывания реакции, а сразу совершает действие.

Причины возникновения

Причины возникновения синдрома бывают различны, зависит от многих факторов:

  • генетическая предрасположенность;
  • патологические факторы: прием родителями или матерью алкоголя, запрещенных веществ, курение, проблемы, возникшие во время родов, угроза прерывания беременности, стрессы во время вынашивания ребенка.

Факторами, повышающими риск, является перенесение беременной инфекционных заболеваний, хронические заболевания, плохая экология, несовпадение резус-фактора.

Диагностика

В каких случаях ставят диагноз «гиперактивность» у детей дошкольного и школьного возраста? Что должно насторожить родителей и психолога при анализе поведения ребенка :


Особенно сильно гиперактивность проявляется примерно к 4 годам. Вначале родители радуются, что ребенок активен, любознателен, но затем это становится проблемой, так как его становится сложно контролировать, учеба дается нелегко, его внимание резко переключается.

Врачи для лечения гиперактивности могут назначать специальные препараты, но делать это самим родителями не рекомендуется.

Важно выяснить, действительно ли наблюдается нарушение в работе мозга, и назначить наиболее оптимальное и безопасное лечение.

При работе с гиперактивными детьми важно проявлять терпение. Если возбуждаются взрослые, то ребенок начинает нервничать сильнее. В итоге непослушание, отказ учиться.

При подозрении на синдром дефицита внимания и гиперактивность рекомендуется посетить психолога и терапевта . Они назначат соответствующие исследования.

Медикаментозным лечением обойтись не удастся. Необходимо тщательно продумать поведение родителей.

Взрослые должны создать благоприятную и спокойную обстановку . Ребенку обязательно нужна разрядка, чтобы ему было куда девать накопившуюся энергию. Для этого подойдут спортивные секции, прогулки на свежем воздухе.

Что делать родителям , если ребенку поставили диагноз гиперактивность?

Как справиться с ним дома?

Что делать с гиперактивным ребенком?

Родителям стоит как можно раньше обратить внимание на сверхактивного малыша.

Важно обеспечить комфортную обстановку для развития. Противопоказаны стрессы, семейные конфликты.

Ребенок с 2 лет реагирует на настроение близких людей, поэтому взрослые должны сохранять спокойствие и уравновешенность.

При общении с гиперактивным малышом потребуется терпение. Если вы будете на него кричать, и тем более наказывать физически, это приведет к усугублению ситуации.

Обязательно занимайте его какой-нибудь деятельностью. Не давайте сразу много игрушек, пусть учится сосредотачиваться на небольшом количестве предметов.

Как успокоить непоседу?

  1. Успокойтесь сами и не проявляйте раздражительность при ребенке.
  2. Забудьте про привычку повышать голос, это ребенка еще сильнее возбуждает.
  3. Разговаривайте с ним спокойно, уверенно, тихим, дружелюбным голосом.
  4. Переключите его на другую деятельность, смените обстановку, переключите внимание.
  5. Перед сном можно принять ванну с экстрактом шишек хна, сделать легкий массаж.

Медикаментозная терапия

Что назначают детям при гиперактивности? Медикаменты для лечения назначает только врач .

В качестве успокаивающего могут назначать глицин — это аминокислота, необходимая для работы головного мозга.

В тяжелых случаях может назначаться Пантогам , он относится к нотропным седативным препаратам. Прием его осуществляется только после консультации с врачом.

Возможно назначение Пироцетама , однако он имеет множество противопоказаний.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — лечение

Как вылечить чадо? При СДВ применяют:


Для детей с синдромом дефицита внимания большое значение имеет и организация правильного питания . Необходимо, чтобы мозг получал нужное ему количество белков, углеводов, витаминов и минеральных веществ.

Следует выявить продукты, на которые у ребенка есть индивидуальная непереносимость. Для совсем маленьких детей не рекомендуются возбуждающие напитки — кофе, крепкий чай.

Осторожнее следует быть с лимонадом, готовой едой, содержащей искусственные добавки, так как они могут непосредственно влиять на работу головного мозга и обмен веществ в целом.

Углеводы необходимы для работы мозга, но поступать они должны не в виде белого сахара и мучных изделий, а из натуральных продуктов питания — фруктов и овощей.

Как лечат гиперактивность у взрослых?

Как бороться с гиперактивностью? Прежде чем начать принимать медицинские препараты, стоит обратить внимание и на другие способы лечения гиперактивности у взрослых :

Гиперактивность — это не приговор , а особенность работы головного мозга. Скорректировать поведение поможет правильный подход, но при ярко выраженной гиперактивности и синдроме дефицита внимания рекомендуется консультация психолога и врачей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность. Советы родителям:

Глядя на своего ребенка, вы невольно сравниваете его с тем самым зайцем – «энерджайзером» из рекламы батареек? Значит, вы – мама гиперактивного ребенка.

Гиперактивный ребенок – ни диагноз, ни приговор, всего лишь состояние чрезмерной активности, эмоционального перевозбуждения, которое не требует никакого лечения и медицинского вмешательства.

Это состояние свойственно слишком эмоциональным детям со слабой нервной системой.

  • Он не способен подолгу акцентировать внимание на чем-то конкретном
  • Он неусидчив, постоянно переключается между занятиями, играми
  • В разговоре с ребенком может сложиться впечатление, что он вас не слышит, не желает слышать
  • Его легко отвлечь от занятия даже легким посторонним шумом, ему свойственна отвлекаемость
  • Он постоянно в движении, часто меняет месторасположение, много бегает, прыгает, не уставая при этом
  • Ему чуждо спокойное, размеренное времяпрепровождение, его не заставить подолгу читать книгу или рисовать
  • Выкрики, громкие звуки где бы то ни было, нетерпимость очередей и томительных ожиданий
  • Беспокойный сон

Вышеперечисленная характеристика гиперактивного ребенка отнюдь не исчерпывающая, все сугубо индивидуально в случае с каждым конкретным ребенком.

Работа с гиперактивными детьми в детском саду

Гиперактивность у детей начинает проявляться к 2 – 3 годам, именно в этом возрасте важно социализировать такого ребенка, например, оформить его в детский сад или водить на занятия в частные центры детского дополнительного образования.

В каждой группе детского сада всегда есть 1 – 2 гиперактивных ребят, за которыми должен осуществляться особый присмотр, такие детки не должны ощущать на себе недостаток внимания со стороны взрослых.

Работа с такими детьми в детском саду ведется группой педагогов: воспитателем, логопедом, психологом. Гиперактивный ребенок нуждается в постоянном контроле и координации деятельности, он импульсивен, чрезмерно активен, зачастую может быть инициатором агрессии, стычек с другими детьми.

Для гиперактивного малыша очень важен психологический климат, как в семье, так и в образовательных учреждениях, в том числе и в детском саду.

По отношению к ребенку не должно применяться никакой физической силы, каким бы плохим не был его проступок или оплошность.

Гиперактивный ребенок в течение дня должен максимально растратить свой энергетический потенциал, поэтому нельзя наказывать ребенка ограничением двигательной активности, все равно, вытерпев наказание он продолжит активно выплескивать энергию, возможно, даже с большей силой из – за перевозбуждения.

Для гиперактивного малыша в детском саду должен быть особый, щадящий режим дня.

Возможно, такого ребенка придется раньше забирать из садика, но лучше будет сократить его будни, добавив лишний выходной в домашней обстановке в окружении семьи.

Работа с гиперактивными детьми в начальной школе

Работа с гиперактивными детьми в начальной школе продолжается классным руководителем, воспитателем группы продленного дня, а также школьным психологом.

В начальной школе, получая азы письма, чтения и счета, важно привить ребенку усидчивость, развить в нем терпимость, сдержанность, отточить выдержку.

Все это поможет ребенку не только социализироваться в коллективе, но и получить фундаментальные знания, основы его будущего кругозора, интеллектуального потенциала.

Классный руководитель, воспитатели группы продленного дня являются квалифицированными специалистами, оказывают колоссальную помощь в воспитании гиперактивного ребенка, но они не волшебники.

В первую очередь сами родители заинтересованы в том, чтобы помочь ребенку справиться с эмоциональными всплесками, возможными вспышками агрессии, гипервозбуждения, привить моральную стойкость, выдержку.

Для этого важно постоянно одаривать вниманием гиперактивного ребенка, находить ему увлекательные занятия, развивать таланты, способности, помочь выбрать хобби, чтобы заполнить его свободное время.

Советы родителям, воспитывающим гиперактивного ребенка

  • Оградите ребенка от излишней психологической нагрузки, агрессии, насилия в любом их проявлении. Окружите его теплой, уютной, спокойной атмосферой.
  • Не ограничивайте двигательную активность ребенка, тем более под видом наказания. Так вы не только не проучите его за проступок, но и спровоцируете новую вспышку агрессии.
  • Увлекайте, придумывайте, изощряйтесь в способах отвлечь ребенка от беготни и шалостей, старайтесь направить его колоссальную энергию в благое русло. Существует множество специальных игр, упражнений, разработанных компетентными психологами, специально для гиперактивных деток.
  • Работа с гиперактивными детьми – тяжелый, кропотливый труд. Наберитесь терпения, ведь именно вы, родители, показываете первоочередной пример поведения, являетесь объектами для подражания детям. Демонстрируйте свои лучшие качества, избегайте конфликтов, резких фраз, громких тонов речи как в общении с самим ребенком, так и в общении друг с другом.
  • Еще одна сложность для родителей – как уложить гиперактивного ребенка спать. Сначала искупайте ребенка, позвольте ему побарахтаться в теплой воде, можете добавить в ванную несколько капель эфирного лавандового масла, оно расслабит ребенка, настроит на сон.

Сделайте ребенку массаж, рассказывая при этом сказку полушепотом. Не заставляйте ребенка ложиться спать насильно, так вы только спровоцируете его на негативные эмоции, что помешает ему уснуть.

Гиперактивный ребенок – не приговор, это прекрасные, активные человечки, которых нужно тщательнее оберегать, уделять им большее количество времени и не позволять чувствовать себя одинокими. Эту энергию можно и нужно направлять в благое русло для его благополучия и собственного спокойствия.

Гиперактивность – это состояние, при котором ребенок не может ни минуты посидеть смирно. Симптомы «на лицо»: малыши подвижны, беспокойны, не способны сконцентрироваться на какой-то одной деятельности. Часто такие дети обижают других ребят, раздражают и отвлекают взрослых своим поведением и постоянно находятся в нервном возбужденном состоянии.

В возрасте от трех до семи лет , как правило, наступает пик гипервозбудимости. Но также, это время характеризуется значительными изменениями в жизни: в этот период малышей приводят в детский сад, начинают водить в развивающие студии и секции, а также готовят для поступления в школу. Ребенку требуется овладеть огромным количеством навыков и умений, в том числе, умению общаться в коллективе, воспринимать и обрабатывать информацию, выполнять несложные задания и просьбы. Именно в эти годы, гиперактивному малышу и его родителям приходится наиболее тяжело, а обилие информации и появившиеся новые обязанности, только ухудшают состояние ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Как понять что ребенок гиперактивный , как справиться с нахлынувшими проблемами и пройти этот сложный период с минимальными потерями?

Гиперактивный ребенок: причины

Прежде чем приступить к диагностике и лечению гиперактивного малыша, стоит выяснить причины неврологическо-поведенческого расстройства. Это позволит более грамотно приступить к процессу лечения и коррекции.

Возможные причины проблемы:

  1. Наследственный фактор . Одной из самых распространенных причин гиперактивности считается генетическая предрасположенность.
  2. Патологии во время беременности и родов (гипоксия плода, угроза выкидыша, гестоз, тяжелые роды, кесарево сечение и т. д.).
  3. Малый вес новорожденного и недоношенность.
  4. Инфекционные заболевания , перенесенные матерью в период беременности и ребенком в первые недели жизни.
  5. Воздействие неблагоприятных внутрисемейных отношений и стрессовые состояния .
  6. Употребление во время развития плода алкоголя, табачных изделий и некоторых лекарственных средств.
  7. Также, не исключается воздействие плохой экологической обстановки , нехватки необходимых микроэлементов и неправильное питание (сладости и фаст-фуд).

Внимание! Стоит отметить, что синдром дефицита внимания и гиперактивности, чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Что связывают с более крупным весом новорожденных мужского пола, из-за чего возрастает риск получения родовых и внутриутробных травм.

Гиперактивный ребенок 3 года – 4 года: что делать

Зачастую именно в этот период родители начинают активно обращаться к специалистам за помощью. Связано это с тем, что трехлетний ребенок в первый раз отправляется в детский сад или группу развития , где и начинают ярко проявляться признаки гипервозбудимости, а также обостряться проблемы с адаптацией в коллективе.

Возникновение гиперактивности объясняется также неспособностью нервной системы крохи быстро справиться с увеличением умственной нагрузки, новыми и непонятными требованиями.

Признаки гиперактивности в период от 3 до 4 лет

К признакам гипервозбудимости ребенка 3-4 лет относятся:

  • неуправляемость, отсутствие реакции на просьбы и приказы;
  • хаотичные движения, бег без цели;
  • задержка речевой функции;
  • невнимательность, забывчивость;
  • малыш елозит на стуле, вскакивает, вертится;
  • повышенная тревожность, вспыльчивость и истеричность;
  • плохой, беспокойный сон.

Лечение и коррекция гипервозбудимости малышей 3-4 лет.

  • Обязательные занятия с детским психологом и логопедом . Работа специалистов позволит снизить чувство беспокойства и тревожности, развить речь, образное мышление, зрительную и слуховую память.
  • В этом возрасте не рекомендуются соревновательные игры . Лучше посетите бассейн или купите малышу велосипед.
  • Постарайтесь обеспечить ребенку спокойную и доброжелательную атмосферу в доме . Гиперактивный малыш должен чувствовать себя защищенным и любимым.

Гиперактивный ребенок 5 лет – 6 лет: что делать

В возрасте 5-6 лет может произойти ухудшение состояния ребенка с гипервозбудимостью, так как в этом время начинаются подготовительные занятия в старших группах дошкольного учреждения. Помимо этого, период характеризуется активным созреванием мозговых структур, что может вызвать чрезмерное переутомление малыша.

Признаки в 5 лет и в 6 лет

Кроме типичных признаков гиперактивности, расстройство неврологическо-поведенческого характера в возрасте 5-6 лет отличается появлением:

  • Нервных тиков. Могут появиться непроизвольные подергивания лицевых мышц, сокращения мышц тела, конечностей и шеи, мигание, покашливание, вздрагивание и трясение головой.
  • Излишней болтливости. При этом ребенок склонен перебивать и не дослушивать обращенную к нему речь.
  • Частой смены настроения. Импульсивности и нетерпения.
  • Разнообразных комплексов, фобий и устойчивых страхов.

Для улучшения состояния ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, помимо работы с психологом и визитов к невропатологу потребуется значительная коррекция образа жизни. Это поможет малышу 5-6 лет быстрее адаптироваться к возрастающим нагрузкам:

  • Обратите внимание на режим сна. Желательно ложиться и вставать в одно и то же время. Перед сном не перегружайте малыша информацией и сократите активные игры.
  • Исключите из рациона фаст-фуд, конфеты, выпечку, газированные напитки и сладкие соки.
  • Включите в расписание дня неспешные прогулки перед сном.
  • Добавьте в жизнь непоседы физическую активность. В этом возрасте ребенка уже можно записывать в спортивную секцию. Это позволит снять напряжение и уменьшить агрессию.

Гиперактивный ребенок 7 лет

Как правило, в семилетнем возрасте начинается подготовка к школе и обучение в первом классе. Новые требования и задачи усугубляют проблемы гиперактивного ребенка. Гипервозбудимость мешает нормальной адаптации в коллективе и провоцирует появление конфликтов со сверстниками и преподавателями. Из-за неусидчивости, нетерпеливости и легкой
возбудимости, такой ребенок не в состоянии просчитать последствия своих поступков, что может привести к агрессивности и асоциальным поступкам.

Симптомы гиперактивности у семилетнего ребенка

В возрасте семи лет гипервозбудимый ребенок отличается:

  • Неумением закончить начатое дело до конца.
  • Неспособностью высидеть все урок.
  • Отстраненностью во время занятия и повышенным вниманием на посторонние раздражители.
  • Ошибками в домашних заданиях из-за невнимательности и рассеянности.
  • Неумением разумно организовывать свою работу.
  • Постоянной потерей вещей, школьных принадлежностей и книг.

Подготовка к школе, если у вас ребенок гиперактивный, что делать, 7 лет

Чтобы облегчить адаптацию малыша к школьным обязанностям, необходимо:

  • Составить строгий, неукоснительно выполняемый режим дня.
  • Стараться не допускать стойкого неприятия и отвращения к школе.
  • Выяснить, какие именно проблемы мешают познавательному процессу (неразвитая слуховая память, слабая логика или образное мышление).
  • Сформировать положительное отношение к учебному процессу.
  • Заранее подготовить к предстоящим нагрузкам в школе.

Если у вас тревожный ребенок, агрессивный ребенок

Одной из самых распространенных и проблематичных форм нарушения поведения гиперактивного ребенка является детская агрессия. Для того чтобы эффективно справиться с данным расстройством, необходимо в первую очередь, определить причину появления агрессии.

Внимание! Чаще всего с помощью агрессии, истерик и асоциального поведения ребенок пытается обратить внимание окружающих на себя. Нехватка заботы, любви и поддержки заставляет гипервозбудимого малыша, проявлять негативные эмоции, тревожность и агрессию.

Для коррекции агрессивного поведения ребенка рекомендуется обратиться к семейному психологу, так как зачастую данная проблема касается всех членов семьи. Ведь только взаимопонимание и близкий контакт с малышом способны улучшить состояние и поведение маленького агрессора.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – непростое заболевание, характеризующееся чрезмерной активностью, постоянным отвлечением и невозможностью сконцентрироваться.

Детки с данным заболеванием запросто переходят все установленные границы, а нередко даже шокируют взрослых своим поведением. Столкнувшись с таким диагнозом, родителям, прежде всего, хочется знать, как проявляется заболевание, в чем его особенности, и, главное, как помочь детям пройти связанные с ним трудности и полноценно социализироваться в обществе.

Симптомы гиперактивности у ребенка

Первые признаки гиперактивности у малютки иногда могут проявиться еще до года. При этом наблюдаются следующие симптомы :

  • Гиперчувствительность к свету, звуку и другим внешним раздражителям;
  • Излишняя возбудимость;
  • Бурная реакция на манипуляции;
  • Задержка физического развития;
  • Нарушения сна;
  • Запоздания в развитии речи.

Но, если выше перечисленные признаки проявляются изредка или не в полной мере, относить их к патологии не следует. Ведь в этом возрасте существует и множество других причин для подобного поведения. Например, прорезывание зубов.

Особенности гиперактивных детей — как их успокоить

Более точно определить, гиперактивен ли малыш, можно в 2 — 3 года. В этом возрасте возможно наступление первых кризисов.

Из типичных симптомов чаще всего наблюдаются:

  • непослушание;
  • импульсивность;
  • сложности при укладывании в кровать;
  • замедления в развитии памяти и внимания.

Маленький человечек становится неуправляемым, и это весьма сложное испытание для родителей. Общение с такими детками – целое искусство, овладеть которым весьма непросто.

Так, чтобы успокоить малыша с СДВГ, желательно максимально снизить влияние внешних раздражителей, предложить ему стакан воды или успокоительный чай, искупать и сделать массаж.

Гиперактивные дети — причины гиперактивности у детей

Гиперактивные дети — совсем не редкость в сегодняшнее время. Они составляют около 18% из общего числа пациентов, обследующихся у педиатров. По поводу причин возникновения столь серьезного недуга уже длительное время ведутся научные дебаты.

В большинстве своем, медики сходятся во мнении о генетической предрасположенности заболевания. Но называют и другие причины возникновения патологии :

  • угрозы прерывания беременности;
  • проблемы во время родов;
  • употребление матерью алкоголя;
  • курение;
  • отравление тяжелыми металлами;
  • нервные напряжения, стрессы.

Гиперактивный ребенок что делать?

Если ребенок гиперактивный, прежде всего, необходимо учитывать индивидуальные особенности проявления СДВГ. Но существует и ряд общих рекомендаций для работы с подобными детками:

  • Задавайте четкий алгоритм действий. Выдавайте команды поочередно, стараясь формулировать его как можно более конкретно.
  • Формулируйте запреты, избегая частицы «не». Вместо: «Не ходи по лужам!», лучше скажите: «Старайся обходить лужи» или «Ходи там, где сухо».
  • Придерживайтесь логической последовательности в заданиях. Старайтесь избежать сумбурности, не перескакивайте с одной задачи на другую.
  • Следите за временем. Устанавливайте маленькому человечку четкие временные рамки на выполнение работ и контролируйте, чтобы он их придерживался, заблаговременно об этом предупреждая.

В случае, если малыш перевозбужден, а успокоить его не получается, попробуйте воспользоваться рекомендациями психолого в:

  • Смените обстановку на более спокойную;
  • Постарайтесь обнять свое чадо;
  • Помогите принять успокаивающую ванну;
  • Почитайте или просто полистайте книгу;
  • Сделайте расслабляющий массаж;
  • Включите легкую релаксационную музыку.

Помимо этого, современные психологи предлагают следующие рекомендации родителям гиперактивных детей:

  • Приучайте маленького человечка к соблюдению режима дня;
  • Постарайтесь создать для него максимально комфортные условия дома и в коллективе;
  • Будьте позитивны, используйте похвалу;
  • Четко расставьте рамки, что можно, а что – нельзя;
  • Дайте возможность малышу расходовать избыточную энергию по максимуму.

Лечение гиперактивности у ребенка

Чтобы помочь маленькому человечку, родители должны знать, что лечение недуга может включать в себя четыре составных :

1. психотерапевтические методы;
2. психолого-педагогическое корректирование;
3. применение медикаментозных препаратов;
4. немедикаментозную терапию.

Конечно, в первую очередь, предпочтение отдается немедикаментозным методам. Но определить и назначить их может только врач. Родителям же, в первую очередь, следует позаботится о соблюдении других немаловажных рекомендаций :

  • спокойная атмосфера;
  • полноценный сон;
  • качественное питание;
  • длительные прогулки;
  • постоянные физические нагрузки;
  • щадящие методы обучения.
11

Счастливый ребенок 15.08.2017

Дорогие читатели, помните детскую игру в дочки-матери, в которой события идут по определённому сценарию? И так же мы, задумываясь о родительстве, всегда представляем себе здоровых и счастливых детей. Однако не всегда все идет так гладко, как хотелось бы, и гиперактивность – это одна из сложностей, с которой приходится сталкиваться некоторым из родителей.

Сегодня мы поговорим о гиперактивных детях, их воспитании и оздоровлении. И разобраться во всем нам поможет Елена Красовская, мама «особого» ребёнка с 13-летним стажем, а также автор проекта «Красиво шить не запретишь!». Передаю Елене слово.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Рада нашему знакомству, желаю вам всегда быть здоровыми и счастливыми.

Что делать, если в семье или у близких появляется гиперактивный ребёнок? Отчаиваться или собирать волю в кулак и сражаться за здоровье малыша? По опыту, ни тот ни другой вариант не решают задачу развития и с СДВГ. Что тогда?

Прежде чем мы перейдём к ответам, поделюсь своей историей.

Первый звоночек

Что вы, мамочка, радуетесь? Сын-то слабенький родился, неизвестно, как всё сложится…

Лежу на кушетке, глядя на маленький шевелящийся комочек, стираю слёзы. Смешанные чувства бурлят внутри - радость, тревога, смятение, страх и снова радость. Он появился! Немного раньше срока, но сформированный, рослый. Кричит. Что ещё?

Оказалось, 6-7 баллов по шкале Апгар и крик не являются чётким показателем здоровья малыша, а родовая травма может перечеркнуть многое. Впереди нас ждали отделение реанимации, аппарат искусственной вентиляции, хождения по врачам и долгие годы реабилитации…

Наш случай даёт представление о том, что синдром дефицита внимания и гиперактивности не возникает на пустом месте. Всегда есть причины. О них поговорим ниже, а пока рассмотрим, что характеризует ребёнка с СДВГ.

Что такое гиперактивность

Чем отличается шумный и непоседливый малыш от гиперактивного? Есть ли особые признаки? Можно ли самостоятельно провести диагностику и увидеть разницу?

Из медицинских источников: «Гиперактивность или СДВГ - состояние значительного превышения нормы активности, импульсивности и возбудимости. Это неврологическо-поведенческое расстройство развития. Проявляется в детстве. Чаще бывает у мальчиков».

Доктор психологических наук Сиротюк А. Л. говорит про СДВГ: «Это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД) - легкой недостаточности мозга. Её относят к категории функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.

ММД не является медицинским диагнозом, скорее, констатация факта наличия легких нарушений в работе мозга, причину и суть которых предстоит выяснить, чтобы начать лечение».

В своё время книга Аллы Леонидовны «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» помогла многое переосмыслить в поведении сына и стала нашим главным семейным пособием.
Настолько толково, грамотно, со знанием дела доктор ведёт разговор о непонятных родителям, воспитателям и учителям состояниях ребёнка, что начинаешь действовать сразу после изучения материала.

А вот что рассказывает о гиперактивности доктор Комаровский.

Портрет типичного гиперактивного ребёнка

Такой малыш:

  • плохо спит, часто просыпается, вскрикивает, плачет во сне;
  • быстро утомляется;
  • плохо, быстро или непонятно разговаривает;
  • суетлив, неусидчив, беспокоен;
  • не способен довести до конца начатое дело;
  • импульсивен;
  • игнорирует просьбы взрослых;
  • не умеет подчиняться правилам, ждать;
  • забывчив, невнимателен;
  • часто агрессивен;
  • имеет огромные трудности с обучением и восприятием информации.

Набор качеств не радует. Но не нужно отчаиваться!

Статистика показывает, что гиперактивный ребёнок часто обладает любознательностью, пытливым умом, богатой фантазией, неожиданными интеллектуальными способностями, умеет изобретать новые способы решения задач, любит быть в центре внимания и обожает похвалу.

Причины гиперактивности ребенка

Что влияет на возникновение и развитие СДВГ, до конца неизвестно.

Выделяют следующие провоцирующие факторы:

  • генетическая предрасположенность;
  • неблагоприятные внешние условия;
  • стрессы мамы;
  • токсикоз;
  • признаки внутриутробной асфиксии плода;
  • стремительные или затяжные роды;
  • недоношенность плода;
  • родовые травмы;
  • конфликты в семье или окружении;
  • заболевания в раннем возрасте и др.

До сих пор в мире есть разногласия по определению СДВГ - диагноз это или характер? Нужно лечить или само пройдет?

Кто-то говорит, что болезнь надумана и существует, чтобы поддерживать фармацевтическую промышленность, кто-то бьёт тревогу в связи с растущим количеством гиперактивных детей. Но что бы ни говорили политики, медики или учителя, родителям гиперактивного рёбенка, а главное, малышу приходится трудно. Поэтому при первых подозрениях или слишком активном поведении ребенка не делайте поспешных выводов, а проведите грамотную диагностику.

Диагностика гиперактивности

Диагностика СДВГ проводится в соответствии с международными критериями (МКБ-10) и включает перечни характерных, чётко прослеживаемых признаков данного расстройства. Критерии состояния оценивает специалист – психолог, детский психиатр или психоневролог.

Диагностика включает несколько этапов:

  • сбор информации и оценка поведения ребёнка;
  • тесты;
  • медицинское обследование (ЭЭГ или МРТ головного мозга).

Если чувствуете беспокойство по поводу поведения малыша и хотите пройти предварительную самостоятельную диагностику, ориентируйтесь на признаки, представленные в таблице ниже.

Основные проявления СДВГ по МКБ-10

Группы симптомов Характерные симптомы СДВГ
Нарушение внимания
  • Не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок.
  • С трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий.
  • Не слушает обращенную к нему речь.
  • Не может придерживаться инструкций и довести дело до конца.
  • Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий.
  • Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения.
  • Часто теряет свои вещи.
  • Легко отвлекается.
  • Проявляет забывчивость.
Гиперактивность
  • Часто совершает беспокойные движения руками и ногами, ерзает на месте.
  • Не может усидеть на месте, когда это необходимо.
  • Часто бегает или куда-то забирается, когда это неуместно.
  • Не может тихо, спокойно играть.
  • Чрезмерная бесцельная двигательная активность имеет стойкий характер, на нее не влияют правила и условия ситуации.
Импульсивность
  • Отвечает на вопросы, не выслушав до конца и не задумываясь.
  • Не может дожидаться своей очереди.
  • Мешает другим людям, перебивает их.
  • Болтлив, несдержан в речи.

Обратите внимание:

  1. Измеряем нарушение внимания и гиперактивность/импульсивность.
  2. Для постановки диагноза присутствуют шесть из девяти критериев в каждом измерении.
  3. Признаки проявляются до восьми лет.
  4. Наблюдаются не менее шести месяцев в двух сферах деятельности ребёнка - в детском саду и дома.
  5. Состояние ребёнка вызывает психологический дискомфорт и дезадаптацию.
  6. Признаки проявляются не на фоне общего расстройства развития и других нервно-психических расстройств.

При диагностике отмечают разные виды гиперактивности:

  • с преобладанием нарушения внимания - шесть и более признаков из одного измерения;
  • с преобладанием гиперактивности и импульсивности - шесть и более признаков из второй группы измерений;
  • сочетанная форма СДВГ - шесть и более признаков по всем критериям.

Важно! Ни в коем случае, не ставьте диагноз самостоятельно, ориентируясь на субъективные ощущения. Если есть сомнения, обратитесь к специалистам, лучше к нескольким.

Мы проходили диагностику у нескольких специалистов в своём городе, а для контроля – в диагностическом центре соседнего региона.

Во-первых, так есть возможность сравнить и уточнить диагноз. Во-вторых, это позволяет исключить состояния-имитаторы - особенности характера, тревожные расстройства, эпилепсию, эндокринные нарушения и др. В-третьих, это помогает найти оптимальный режим лечения.

Направления лечения и система воспитания при СДВГ

Именно создание системы воспитания является ключевым моментом. Гиперактивные дети категорически не выносят ограничения, отрицают запреты и не могут придерживаться правил. Поэтому так важно трансформировать их особенности, обучать, тонко встраивать в систему ценностей семьи и общества.

Главными задачами родителей являются:

  • сбор, систематизация, проверка и применение информации по лечению, методикам оздоровления, развития и воспитания;
  • создание подходящей модели отношений в семье;
  • дружелюбное и грамотное взаимодействие с необходимыми специалистами;
  • принятие особенностей малыша и культивирование любви.

Принятие особенностей гиперактивного ребёнка

На мой взгляд, пункт о принятии и любви главный.

С высоты своего опыта и общения с родителями «особых» детей, могу с уверенностью сказать, что принять ситуацию страшно. Но обязательно нужно. Без принятия сложно двигаться дальше.

Мне помогает:

  • вера в Бога и понимание, что всё происходит во благо;
  • смотреть на сына, когда он спит;
  • замечать любые положительные проявления в характере;
  • забота о себе;
  • люди, которые видят что-то хорошее в сыне и говорят мне;
  • совместное веселье и дурачество;
  • информация о последних исследованиях мозговых функций и их восстановлении;
  • занятие любимыми делами;
  • видение положительных моментов в жизни;
  • оздоровительные практики - физическая нагрузка, питание и др.

Ищите свои способы, пробуйте разные варианты, проникайтесь принятием, любовью к своему ребёнку и жизни в целом. Это поможет двигаться дальше.

Лечение и взаимодействие со специалистами

Любовь и принятие важны, но исключать современные методики лечения и оздоровления гиперактивного ребёнка нельзя. Основная задача - найти, проверить, поверить, выбрать способы и специалистов, которые помогут вашей семье.

Хороший психолог, невролог, психиатр, логопед, дефектолог, массажист, остеопат, физиотерапевт и, конечно, педиатр - специалисты, которые должны быть в вашем чек-листе при выборе методов лечения.

Важно! Проверяйте любую входящую информацию - собирайте отзывы, читайте, слушайте, что говорят другие родители, ищите тех, кто пользовался или был на приёме. Главное, не навредить.

Как показывает практика, гиперактивные дети невероятно чувствительны. Задача родителя прислушиваться и присматриваться к тому, как ведёт себя ребёнок на приёме у врача или при совершении лечебных манипуляций, как реагирует на лекарство.

Я выявила правило - без повода сын не будет вести себя неадекватно. Всегда есть причина. Поэтому доверяю ощущениям.

Начинаем медикаментозный курс лечения, каждое лекарство даю поочерёдно, в четверть прописанной дозы. Сегодня четверть одной таблетки, завтра половинку, дальше всю. Затем добавляем следующее.

Даже при ОРВИ или простудных заболеваниях. Потому что любое новое лекарство и метод может свести на нет предыдущие результаты. Наблюдаем за реакцией организма и поведением. Все нормально - продолжаем, нет - убираем, заменяем. Процесс кропотливый, но иначе нельзя.

Сыну помогают:

  • массаж;
  • парафин;
  • легкие физические нагрузки;
  • корректировка питания - исключение или сокращение продуктов, содержащих химические добавки, разнообразие, режим;
  • прогулки и приятные впечатления;
  • режим дня.

Намеренно не пишу названия лекарственных препаратов, у каждого свой случай. Назначают врачи, вы проверяете и делаете выводы.

Семья и окружение

Теплая, спокойная и доброжелательная обстановка в семье - залог прогресса в развитии и реабилитации гиперактивного ребёнка.

Важно найти баланс:

  • мягко ставим границы;
  • запреты «нет» и «нельзя» не работают. Заменяем формулировки. Вместо «Не бегай» говорим «Иди спокойно»;
  • учим ощущению времени. У нас хорошо работают песочные часы или будильник. Ставим задачу, определяем время, после звонка перерыв;
  • ограничиваем количество задач. Ребёнок с СДВГ слышит только часть просьбы или не слышит вовсе. Самое работающее – поймать взгляд и попросить короткими отрывистыми предложениями: «Подойди к зеркалу. Найди расчёску. Принеси мне»;
  • отлично работают игры. Но игры короткие, не командные, с минимумом правил;
  • сказки действуют лучше, чем нотации и обвинения. В сказках мы до сих пор прорабатываем сложные психологические ситуации;
  • при проявлении агрессии самое действенное крепко обнять и прижать к себе. Такие границы успокаивают, даже если ребёнок очень зол;
  • учим чувствовать себя и выражать эмоции. Играем, чаще спрашиваем «Что ты чувствуешь сейчас?» У нас был нарисован плакат с «добрым» и «злым» королём;
  • добавляем много визуальных образов! Новое действие или знание мы прорисовывали. Например, при изучении цифр каждая из них размещалась между ступеньками шведской стенки;
  • много читаем и развиваем речь;
  • такие дети обожают видео с участием себя и близких. Я читала книги, записывала видео, ставила на воспроизведение. Сын играл в комнате, фоном звучал мой голос;
  • слушаем спокойную, расслабляющую музыку. Гиперактивным детям она приносит колоссальную пользу;
  • соблюдаем режим дня. Не хочет спать днём, зашториваем окно и ложимся. Должно быть чёткое ощущение повторяющихся, стабильных действий.

Замечательно, если члены семьи поддерживают вас. Когда не всё гладко, выработайте основные правила, сообщите близким, что их обязаны выполнять все. Это сложно. Но от вас зависит будущий результат. Придётся учиться последовательности и строгости.

О школе и воспитательных учреждениях

Тема настолько обширна, что публикация имеет риск не закончиться. Ограничусь несколькими рекомендациями.

В детском саду и школе гиперактивному ребёнку непросто, иногда опасно для жизни. Если есть возможность не ходить в детский сад, будьте дома или ограничивайте время посещения.

В нашей системе образования гиперактивному малышу болезненно сложно. Дружить с ним не хотят. Дети могут смеяться и обижать его, страдает самооценка. Воспитанник с СДВГ головная боль учителя - неусидчив, импульсивен, с плохой памятью и ограниченным вниманием.

Важно контактировать с руководством и грамотно взаимодействовать с учителями:

  • расскажите про особенности ребёнка;
  • вместе создайте план сотрудничества;
  • не отказывайте в помощи, а лучше предлагайте её;
  • если есть психолог, знакомьтесь и вырабатывайте способы социальной адаптации;
  • изучайте законодательство. В случае конфликтных ситуаций отстаивайте свои права грамотно и достойно;
  • ВСЕГДА обращайте внимание на состояние ребёнка. Поддерживайте настрой и следите за здоровьем.

Заключение

По себе знаю, как сложно принять ситуацию, когда с твоим ребёнком что-то не так - гиперактивный он или просто другой. Дорогие родители, пожалуйста, не задерживайтесь на выяснении причин, не проваливайтесь в чувство вины и стыда. Поверьте, вашему малышу несчастная мама или сомневающийся папа помочь не смогут.

Чем быстрее вы пролистнёте страницу с поиском причин и ощущением вины, тем быстрее обратитесь к тому, что действительно важно. А важно - любить и принимать своего ребёнка таким, какой он есть. Искать сильные стороны, раскрывать потенциал и радоваться успехам. Важно быть счастливыми вместе и верить в будущее своего ребёнка.

С пожеланиями удачи,
Елена Красовская,
автор интернет-проекта Красиво шить не запретишь!
и обучающих материалов по шитью

Я благодарю Елену за этот непростой, но очень информативный рассказ. Нелегко сталкиваться с такими испытаниями, но это так верно – главное это не чувство вины и стыда, а любовь и стремление сделать все возможное для своего ребенка, для себя, для семьи.