Чтение для 7 летних детей

Развивающая среда для ребенка

Большое значение в дальнейшем успешном обучении и образовании ребенка имеет развивающая среда, поэтому многие родители еще до школы стараются организовать дома познавательно-экспериментальное пространство для детей. Надеюсь, что некоторые идеи, высказанные в этом разделе, помогут вам в этом.

Домашняя библиотека для детей дошкольного возраста

Г. Гессе

Сколько себя помню, в нашей семье всегда были книги. Книги любили, собирали и бережно хранили. Родители много времени проводили за книгами и всегда читали нам, детям. Отец, прекрасный рассказчик, с удовольствием сочинял для нас маленьких сказки. Сожалею, что ни одна из них не была записана. Зато на всю жизнь я запомнила радостное ожидание очередного приключения забавной черепашки Муси. Научившись шить, я смастерила эту черепашку из разноцветных тряпочек, и теперь эта семейная реликвия живет на письменном столе моей дочери.

Моя мама, филолог по образованию, всегда внимательно относилась к слову. Именно мама, когда мы пошли в школу, правила наши опусы в виде сочинений и изложений. Мы много беседовали с ней о прочитанном. В результате все трое ее детей дружат с книгами. Поскольку книги покупались часто, дома у нас была богатая библиотека, открытая для любого желающего. Единственное, что требовалось: прочитал — положи на место.

Когда росла моя дочь, книжного дефицита уже не было, активно издавалась русская и зарубежная классика для детей с яркими иллюстрациями. Будучи совсем маленькой, она предпочитала всем игрушкам книжки, сидя в кроватке, могла рассматривать их часами и что-то бормотала себе под нос. Так почему же теперь, когда ей 7 лет, она наотрез отказывается читать, хотя давно умеет это делать?! Мои родители, в отличие от меня, не владели педагогическими методами и приемами, а интерес к книге привить сумели. Нет, моя дочь, конечно, любит книги, но только слушать. Это проблема многих моих знакомых, имеющих детей младшего школьного возраста. Давайте попытаемся разобраться.

Во-первых, интерес к самостоятельному чтению появляется у детей в возрасте около 4 лет. Если этот период не пропустить, можно быть спокойным: ребенок будет «тянуться к чтению». Впоследствии мотивацию к чтению необходимо всегда развивать и поддерживать. Во-вторых, любое принуждение и угрозы при отказе ребенка читать самостоятельно приводят к прямо противоположному результату: ребенок воспринимает чтение как наказание. В-третьих, если вы сами сидите часами у телевизора (компьютера), считайте, что ребенок уже сделал свой выбор и не в пользу книги. И, наконец, в-четвертых, с 7 до 9 лет ребенок еще только учится чтению, не всегда осмысляя прочитанное, при этом скорость чтения очень низкая. Ведь дети сначала накапливают опыт чтения, радуясь, что могут самостоятельно соединять слоги в слова. Но до времени, когда ребенок скажет, «как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать», еще далеко. Пока навыки чтения не будут четко выработаны, ребенок не будет стремиться читать сам. Вспомните, как начинают учить музыке — с гамм. Не знаю ни одного ребенка, который любит это занятие. Таков и начальный этап обучения чтению.

Из всех перечисленных пунктов только первый я могу отнести к себе: не заметила первые шаги ребенка к самостоятельному чтению. Буквы и слоги дочь штудировала сама. Изображая учительницу, учила всех своих кукол, а заодно и дедушку читать. А вечно занятая мама выпала из «воспитательного процесса». Позже, когда дочь уже умела читать, я заметила, что она охотно читает вовсе не «полезные» книжки, а мои письма на компьютере. Вот тогда у меня и возникли две замечательные идеи по закреплению мотивации к чтению. Первая: мы стали писать друг другу записки, и со временем это превратилось в увлекательную игру. А вторая — мы делали свои книжки-малышки, вначале дочь их иллюстрировала, а затем и придумывала тексты. Угрозы в этой связи популярностью у нас не пользовались: книга все же была и есть на почетном месте, так зачем же ею наказывать. Время сидения за компьютером в нашей семье было сведено к минимуму, в основном он использовался в качестве проигрывателя или для просмотра мультфильмов, а телевизор принципиально стоял «лицом» к стенке, как самое вредное изобретение цивилизации. Любопытно, что телевизор моя дочь начала смотреть только после 7 лет, и через 20—30 минут он ей, к счастью, надоедает. Известно, что телевидение, даже при большом количестве каналов, ограничивает выбор. Поэтому многие давно нашли лучшую альтернативу — Интернет. Здесь можно смотреть познавательные фильмы о животных, найти любимые мультфильмы или фильмы, отыскать ответ на практически любой вопрос. И, наконец, можно читать в Интернете детские книги. Но мне, почему-то, ближе шелест страниц и запах типографской краски. Мне нужно ощущать книгу, которую читаешь. Но это лишь дело привычки или вкуса.

Конечно, домашнюю библиотеку вы будете создавать из купленных, подаренных или перешедших по наследству книг. Это увлекательное занятие, которым лучше заниматься всем вместе, что, кстати, объединяет семью.

Когда у нас собралось достаточное количество книг, которые можно было встретить лежащими на подоконнике, на стиральной машине или на кухне среди кастрюль, стало ясно, что для всех них следует найти свое особое место. Этим почетным местом стал книжный шкаф.

Дочь, желающая поскорее избавиться от скучного собирания и раскладывания книжек, положила их просто, не глядя, все вместе на книжные полки. Муж, как самый главный противник книжного хаоса, взялся составлять книжную картотеку. Дочке было предложено поработать «книжным доктором» и «полечить» всех рваных и потрепанных «старушек», 1960—1970-х годов издания. Тем более что она была счастливой обладательницей клея, скотча и ножниц. Ну а мне, как всегда, досталась роль консультанта и «поощрительницы». Причем слов «молодец» и «отлично» однозначно было недостаточно для поддержания рабочего настроения, поэтому пришлось разнообразить свой лексикон. С каждой книгой была связана какая-нибудь история, и как бы заново переживая все прошедшие события, я рассказывала их внимательно слушающей дочери, тем более ребенок постоянно просит: «Расскажи, как ты была маленькой». Эти рассказы обычно приводят дочь каждый раз к новым умозаключениям, последнее из них звучало так: «Мама, когда я буду молодой женщиной, ты уже будешь старушкой?!»

Детские книги с трудом поместились на полках и заняли почти половину шкафа. Теперь, пользуясь картотекой как путеводителем по книжному царству, можно без труда найти желаемую книгу.

Для старых книг в тонких хрупких обложках с изумительными иллюстрациями, выполненными лучшими художниками, мы выделили отдельную коробку, эти книжки мы договорились с дочерью беречь.

Когда вы начнете собирать свою детскую домашнюю библиотеку, встанет вопрос, какие книги в первую очередь нужно покупать. Чтобы не тратить время на долгие поиски названий книг и авторов, я приведу здесь перечень (конечно, далеко не полный) лучших произведений для детей.

Итак, классика мировой детской литературы:

1. В. Бианки. «Лесные разведчики», «Где раки зимуют», «Снежная книга», «Лесная газета» и др.

2. Ш. Перро. Сказки.

3. Братья Гримм. Сказки.

4. X. К. Андерсен. Сказки.

5. К. Паустовский. «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Теплый хлеб» и др.

6. Н. Лесков. «Неразменный рубль», «Левша» и др.

7. А. Куприн. «Золотой петух», «Белый пудель» и др.

8. Д. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Серая Шейка» и др.

9. Л. Чехов. «Каштанка».

10. П. Бажов. «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце» и др.

11. И. Токмакова. «Стихи для детей».

12. К. Чуковский. «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе» и др.

13. А. Барто. «Стихи для детей».

14. В. Драгунский. «Денискины рассказы» и др.

15. Н. Носов. «Незнайка на Луне» и др.

16. Л. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

17. Ю. Мориц. «Стихи для детей».

18. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».

19. Э. Сетон-Томпсон. «Маленькие дикари».

20. И. Крылов. Басни.

21. Э. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино» и др.

22. О. Уайльд. «Счастливый принц», «Соловей и роза», «Звездный мальчик», «Преданный друг» и др.

23. С. Михалков. Стихи для детей.

24. С. Маршак. Стихи для детей.

25. Дж. Родари. «Путешествие Голубой Стрелы», «Сказки по телефону», «Приключение Чиполлино» и др.

26. В. Осеева. , «Синие листья», «На катке», «Сыновья» и др.

27. А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше», «Пеп- пи Длинныйчулок» и др.

28. Л. Кэрролл. «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье».

29. Б. Житков. «Рассказы о животных», «Как я ловил человечков» и др.

30. Г. Остер. «Сказка с подробностями», «Воспитание взрослых», «Бабушка удава», «Вредные советы», «Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее» и др.

31. Г. Снегирев. «Звери наших лесов».

32. С. Воронин. «Моя береза», «Девять белых лебедей».

33. Н. Гоголь. «Сорочинская ярмарка».

34. Б. Заходер. «Отшельник и Роза».

35. В. Голявкин. «После зимы будет лето».

36. Е. Чарушин. «Волчишко», «Никитка и его друзья», «Тюпа, Томка и сорока» и др.

37. М. Пришвин. «Лесные сказки», «Лисичкин хлеб», «Дедушкин валенок» и др.

38. Русские народные сказки (в обработке А. Афанасьева).

39. К. Ушинский. «Четыре желания», «Медведь и бревно» и др.

Я специально не указала год и место издания книг, поскольку обычно существует несколько изданий одной и той же книги. Замечательно, что сейчас классика нередко переиздается на основе старых изданий, 1950—1970-х годов. Указанная подборка книг хорошо знакома мне с детства, я слушала их в родительском исполнении, как теперь мой ребенок с удовольствием слушает в моем.

Кстати, сейчас на дисках записаны хорошо знакомые сказки и рассказы для детей. Например, мы слушали X. К. Андерсена на mpЗ-плеере. А еще мы приглашали знакомых ребятишек и во время летних каникул, уютно устроившись на старом диване, смотрели и сказки на диапроекторе. Для современных детей это нечто необычное, а потому — увлекательное зрелище.

Чтение книги в семейном кругу незаменимо для развития личности ребенка. Бесспорно, хорошая книга учит состраданию, доброте, любви к животным, умению дружить, не озлобляться.

Когда мы с дочкой читаем о животных, особенно если речь идет о спасенном животном, она тут же бежит кормить нашу водоплавающую черепаху, начинает разговаривать с ней, сопереживая ее аквариумному затворничеству. Именно книга не только расширяет кругозор ребенка, но и помогает правильно ориентироваться в человеческих взаимоотношениях. Почему так важны сказки, где присутствует победа добра над злом, а жадность, предательство и лень порицаются.

Конечно, не все книги можно найти в домашней библиотеке, поэтому очень важно, чтобы ребенок имел возможность посещать детскую районную библиотеку. Моя дочь начала ходить туда вместе с дедушкой с 4 лет и могла сама выбирать книги.

Этот маленький культпоход доставлял обоим большую радость. Позже дочка уже шла в библиотеку за книгой на определенную тему. Дома мы не раз играли в библиотеку. Эта игра чрезвычайно полезна для речевого и познавательного развития ребенка. Ведь «библиотекарю» нужно уметь описать книгу, пересказать содержание, когда ее рекомендуешь «читателю».

По материалам книги Е. И. Шапиро

Как же все-таки приучить ребенка к чтению? Предлагаем списки художественных книг для детей разного возраста.

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ (ОТ 0 ДО 2 ЛЕТ)

В столь юном возрасте ребенок сможет судить лишь о том, насколько книжка вкусна и удобна в использовании. Читать несмышленым младенцам вслух вовсе не так бессмысленно, как кажется на первый взгляд. Во-первых, это своего рода общение с ребенком, а во-вторых, слушая вас, кроха учится говорить. Особенно полезны стихи и песни: даже совсем кроха хорошо воспринимает ритм и умеет различать poдительские интонации.

В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
. Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее - в общем, добросовестно развлекайте малыша.
. Показывайте малышу картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
. Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
. Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение, отложите ее на денек.

Короткие правильно зарифмованные стихи о животных, игрушках и окружающем мире.
. Стихи со звукоподражанием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Александрова З. «Одуванчик», «Новый снег»
2. Аронзон Л. «Кому что снится»
3. Барто А. «Игрушки»
4. Бергельсон А. «Ура для комара»
5. Берестов В. «Про машину», «Веселое лето»
6. Благинина Е. «Стихи для детей»
7. Заходер Б. «Песенки Винни-Пуха»
8. Козлов С. «Я на солнышке лежу», «Панда»
9. Лагздынь Г. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!»
10. Майер Н. «Лесные смешинки»
11. Маршак С. «Детки в клетке»
12. Мошковская Э.Э. «Зоопарк» 13. Пикулева Н. «Стихи для самых маленьких»
14. Русские народные потешки. «Сорока-белобока», «Бубенчики, бубенчики», «Ладушки», «Еду-еду к бабе, к деду», «Баю-баюшки-баю», «Божья коровка»
15. «Рифмы Матушки Гусыни», детская английская поэзия в переводе С. Маршака и К. Чуковского
16. Степанов В.А. «Как живете? Что жуете?»
17. Серова Е. «Славная семейка», «Кто в лесу живет»
18. Токмакова И. «Летний ливень», «Времена года»
19. Чебышев А. «Ежик в гостях у жирафа»
20. Чуковский К. «Ежики смеются», «Вышел зайчик погулять»

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ

Теперь ребенок уже понимает слова, которые произносят взрослые, проявляет интерес ко всему вокруг и изо всех сил пытается подражать маме с папой. В один прекрасный день вы, возможно, обнаружите, что малыш очень сосредоточенно «читает» вслух своему плюшевому зоопарку. В общем, самое время приступать к более серьезному и осмысленному чтению!

Превратите чтение в приятный малышу ритуал. Например, делайте это перед сном - всегда в одно и то же время.
. Если вы начали читать малышу сказку, а он заснул или отвлекся, то в следующий раз придется начинать с первой страницы. Таким маленьким детям пока еще сложно запоминать и совмещать в голове разные эпизоды одной истории.
. Не ленитесь читать одно и то же по многу раз, если об этом просит ваш маленький консерватор. Используйте любовь детей к повторениям, чтобы учить стихи и истории наизусть.
. Не бойтесь браться за тексты с незнакомыми ребенку словами. Во-первых, скорее всего, он понимает куда больше, чем вам кажется. А во-вторых, расширение словарного запаса здорово подстегнет развитие речи.

Короткие сказки. Пусть в них освещается одно событие или несколько, но происходящих линейно, то есть одно за другим.
. Небольшие стихотворения (4-12 строк).
. Стихотворные загадки.
. Зверушки и игрушки все еще на пике популярности. Но сейчас малышу уже недостаточно жизнерадостного рассказа о том, что на лугу пасутся «ко», - теперь ему нужно, чтобы между героями были какие-то отношения, взаимодействие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андерсен Г. Х. «Дюймовочка», Огниво», «Сказка о стойком оловянном солдатике»
2. Барто А. «Мы с Тамарой», «Младший брат»
3. Гаршин В. «Лягушка-путешественница»
4. Гримм. «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Мальчик-с-пальчик», «Белоснежка и семь гномов», «Храбрый портной»
5. Даль В. «Старик-годовик»
6. Дональдсон Д. «Груффало»
7. Ершов П. «Конек-Горбунок»
8. Заходер Б. «Мишка-Топтыжка»
9. Киплинг Р. «Книга джунглей», «На далекой Амазонке»
10. Левин В. «Глупая лошадь»
11. Мамин-Сибиряк Д. «Сказки», «Аленушкины сказки»
12. Маршак С. «Сказка о глупом мышонке», «Веселый счет»
13. Маяковский В. «Что ни страница, то слон, то львица», «Что такое хорошо и что такое плохо?»
14. Михалков С. «Мой щенок», «Упрямый лягушонок», «Три поросенка»
15. Мориц Ю. «Крыша ехала домой»
16. Перро Ш. «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица»
17. Русские народные сказки. «Репка», «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Три медведя»
18. Сеф Р. «Кто на кого похож»
19. Сутеев В. «Под грибом», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу»?»
20. Толстой Л. «Сказки и рассказы»
21. Тувим А. «Азбука», «Где очки»
22. Хармс Д. «Удивительная кошка», «Врун», «Кораблик»
23. Чуковский К. «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Крокодил», «Телефон», «Мойдодыр»
24. Чарушин Е. «Томка», «Что за зверь»
25. Яснов М. «Собиратель сосулек» «Вышел зайчик погулять»

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 6 ЛЕТ

Если ребенок до сих пор не научился и не полюбил читать - это еще не трагедия. Ни в коем случае не поддавайтесь на эти провокации и не впадайте в панику: все будет нормально - и зачитает, и полюбит, и даже попросит, чтобы вы записали его в библиотеку.

Ребенок уже вполне пристойно воспринимает текст, прочитанный нормальным родительским голосом. Но, конечно, легкое интонирование не помешает.
. Дети уже не зацикливаются на одной сказке так сильно, как раньше, но для лучшего восприятия пока еще имеет смысл читать книги по нескольку раз - так проще запоминаются детали.
. Читайте по главам, если они небольшие, в противном случае самостоятельно разделите текст на отдельные смысловые куски. Такой «дробный подход» поможет возбудить у ребенка желание научиться читать самостоятельно. Останавливайтесь буквально «на самом интересном месте», а потом смело начинайте заниматься своими делами: хочет узнать, что будет дальше, пусть берет книгу сам.
. Если вопросы ребенка ставят вас в тупик, то вместе с ним ищите ответы на них в бумажных энциклопедиях, справочниках или интернете.
. Сводите ребенка в детскую библиотеку. Покажите и дайте полистать самые разные издания: книжки-миниатюры и огромные атласы или фотоальбомы.

Приключенческие, полные увлекательных событий рассказы, романы и повести.
. Истории в духе «добрым молодцам урок» - в меру морализаторские и ни в коем случае не занудные.
. Энциклопедии для дошкольников и младших школьников.
. Обучающие пособия для подготовки к школе.
. Книги, связанные с происходящими вокруг ребенка событиями. Например, перед Новым годом можно почитать истории о Дедушке Морозе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бажов В. «Серебряное копытце»
2. Бернетт Ф. «Маленькая принцесса»
3. Бианки В. «Рассказы о животных»
4. Волков А. «Волшебник Изумрудного города»
5. Воронкова Л.Ф. «Девочка из города»
6. Гайдар А. «Чук и Гек», «Голубая чашка»
7. Гауф В. «Карлик Нос», «Рассказ о калифе-аисте», «Рассказ о Маленьком Муке»
8. Гэллико П. «Томасина»
9. Доктор Сьюз «Сказки»
10. Зощенко М. «Рассказы о Леле и Миньке»
11. Козлов С. «Ежик в тумане», «В родном лесу»
12. Крылов И.А. «Слон и моська», «Ворона и лисица»
13. Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
14. Линдгрен А. «Эмиль из Лённеберги», «Малыш и Карлсон»
15. Милн А.А. «Винни-Пух и все-все-все»
16. Сказки народов мира
17. Носов Н.Н. «Незнайка и его друзья», «Приключения Коли и Миши», «Затейники», «Фантазеры»
18. Осеева В. «Синие листья», «Волшебное слово», «Что легче»
19. Остер Г.Б. «Котенок по имени Гав и другие истории»
20. Пришвин М. «Лесной хозяин»
21. Пушкин А.С. «Сказки»
22. Распе Р.Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»
23. Родари Дж. «Путешествие Голубой Стрелы»
24. Романова Н. «Муравей Красная Точка»
25. Русские народные былины
26. Толстой А.Н. «Приключения Буратино»
27. Уайлд О. «Звездный мальчик»
28. Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино»
29. Чандлер Х. Дж. «Сказки дядюшки Римуса»
30. Чаплина В. «Кинули»

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ

Теперь определять круг чтения вашего ребенка будете не только вы, но и его классная руководительница. Заключите с юным учеником договор: каждый месяц вы отправляетесь в книжный магазин и покупаете там две книги - одну выбираете вы, вторую - он.

Чтение вслух пора заканчивать, разве что минут пять-десять - на ночь, чтобы лучше спалось. Ребенку уже действительно пора начинать читать самому.
. Читайте сказки и басни по ролям.
. Научите малыша сочинять стихи или, например, писать истории, продолжающие его любимые книги.
. Следите за тем, как юный библиофил читает вслух. Не путается ли он в словах, не проглатывает ли слоги, правильно ли ставит ударения и т.д. Аккуратно поправляйте все ошибки, а если у малыша вдруг обнаружатся проблемы с произношением и пониманием прочитанного, обязательно обратитесь к врачам.
. Первоклассник практически ежедневно получает домашнее задание «прочитать текст с такой-то по такую-то страницу» - в результате приятное раньше занятие превращается для него в тягостную обязаловку. Не забывайте хвалить ученика, чтобы он уж совсем не лишился мотивации.

Неадаптированные детские произведения с полноценным сюжетом и сложносочиненными предложениями.
. То, что «все читают». В этом возрасте детям очень важно чувствовать себя «своими» в коллективе ровесников, так что придется немного потерпеть.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Адамс Р. «Обитатели холмов»
2. Барри Дж. «Питер Пэн»
3. Гофман Э.Т.А. «Щелкунчик и Мышиный король»
4. Грэм К. «Ветер в ивах»
5. Даль Р. «Чарли и шоколадная фабрика»
6. Даррелл Дж. «Моя семья и другие животные»
7. Диккенс Д. «Истории для детей»
8. Драгунский В. «Денискины рассказы»
9. Конопницкая М. «О гномах и сиротке Марысе»
10. Крюс Дж. «Мой прадедушка, герои и я», «Тим Талер или проданный смех»
11. Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье»
12. Легенды и мифы Древней Греции
13. Лондон Дж. «Белый клык»
14. Льюис К. «Хроники Нарнии»
15. Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля»
16. Одоевский В. «Городок в табакерке»
17. Олеша Ю. «Три толстяка»
18. Пройслер О. «Крабат», «Маленькая Баба Яга», «Маленький водяной»
19. Рауд Э. «Муфта, Полботинка и Моховая борода»
20. Сэтон-Томпсон Э. «Рассказы о животных»
21. Таск С.Э. Тайна рыжего кота
22. Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий»
23. Фриш К. «Десять маленьких непрошенных гостей»
24. Экхольм Я. «Тутта Карлсон. Первая и единственная»
25. Янссон Т. «Мемуары папы Муми-тролля», «Шляпа волшебника»

В столь юном возрасте ребенок сможет судить лишь о том, насколько книжка вкусна и удобна в использовании – иными словами, помещается ли она в рот. Тем не менее, читать несмышленым младенцам вслух вовсе не так бессмысленно, как кажется на первый взгляд. Во-первых, это своего рода общение с ребенком, а во-вторых, слушая вас, кроха учится говорить. Особенно полезны стихи и песни: даже совсем крошечные малыши хорошо воспринимают ритм и умеют различать родительские интонации.


В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.

Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.

Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.

Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.

Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите ее на денек.

Короткие правильно зарифмованные стихи о животных, игрушках и окружающем мире.

Стихи со звукоподражанием.

Что покупать?

Прочные, «неубиваемые» и безопасные книжки-игрушки, которые можно с удовольствием грызть, мять и даже купать в ванной.

Книжки с «живыми» иллюстрациями: мохнатыми зверушками, квакающими лягушками и т.п.

Книги с простыми, яркими и реалистичными картинками.

Список литературы:

1.Александрова З. «Одуванчик», «Новый снег»

2.Аронзон Л. «Кому что снится»

3.Барто А. «Игрушки»

4.Бергельсон А. «Ура для комара»

5.Берестов В. «Про машину», «Веселое лето»

6.Благинина Е. «Стихи для детей»

7.Заходер Б. «Песенки Винни-Пуха»

8.Козлов С. «Я на солнышке лежу», «Панда»

9.Лагздынь Г. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!»

11.Маршак С. «Детки в клетке»

12.Мошковская Э.Э. «Зоопарк» 13. Пикулева Н. «Стихи для самых маленьких»

13.Русские народные потешки. «Сорока-белобока», «Бубенчики, бубенчики», «Ладушки», «Еду-еду к бабе, к деду», «Баю-баюшки-баю», «Божья коровка»

14.«Рифмы Матушки Гусыни», детская английская поэзия в переводе С. Маршака и К. Чуковского

15.Степанов В.А. «Как живете? Что жуете?»

16.Серова Е. «Славная семейка», «Кто в лесу живет»

17.Токмакова И. «Летний ливень», «Времена года»

18.Чебышев А. «Ежик в гостях у жирафа»

19.Чуковский К. «Ежики смеются», «Вышел зайчик погулять»

Книги для детей от 2 до 4 лет

Теперь ребенок уже понимает слова, которые произносят взрослые, проявляет интерес ко всему вокруг и изо всех сил пытается подражать маме с папой. В один прекрасный день вы, возможно, обнаружите, что малыш очень сосредоточенно «читает» вслух своему плюшевому зоопарку. В общем, самое время приступать к более серьезному и осмысленному чтению!

Превратите чтение в приятный малышу ритуал. Например, делайте это перед сном – всегда в одно и то же время.

Если вы начали читать малышу сказку, а он заснул или отвлекся, то в следующий раз придется начинать с первой страницы. Таким маленьким детям пока еще сложно запоминать и совмещать в голове разные эпизоды одной истории.

Не бойтесь браться за тексты с незнакомыми ребенку словами. Во-первых, скорее всего понимает он куда больше, чем вам кажется. А во-вторых, расширение словарного запаса здорово подстегнет развитие речи.

Короткие сказки. Пусть в них освещается одно событие или несколько, но происходящих линейно, то есть одно за другим.

Небольшие стихотворения (4-12 строк).

Стихотворные загадки.

Зверушки и игрушки все еще на пике популярности. Но сейчас малышу уже недостаточно жизнерадостного рассказа о том, что на лугу пасутся «ко», – теперь ему нужно, чтобы между героями были какие-то отношения, взаимодействие.

Что покупать?

Книжки с крупными и очень простыми, соответствующими тексту иллюстрациями.

Ищите книги, позволяющие ребенку делать что-то самостоятельно, – наклеивать стикеры, раскрашивать картинки.

Отдавайте предпочтение прочным и недорогим изданиям, время для чтения раритетных книг наступит позже.

Список литературы:

1.Андерсен Г.-Х. «Дюймовочка», Огниво», «Сказка о стойком оловянном солдатике»

2.Барто А. «Мы с Тамарой», «Младший брат»

3.Гаршин В. «Лягушкапутешественница»

4.Гримм. «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Мальчик-с-пальчик», «Белоснежка и семь гномов», «Храбрый портной»

5.Даль В. «Старик-годовик»

6.Дональдсон Д. «Груффало»

7.Ершов П. «Конек-Горбунок»

8.Заходер Б. «Мишка-Топтыжка»

9.Киплинг Р. «Книга джунглей», «На далекой Амазонке»

10.Левин В. «Глупая лошадь»

11.Мамин-Сибиряк Д. «Сказки», «Аленушкины сказки»

12.Маршак С. «Сказка о глупом мышонке», «Веселый счет»

13.Маяковский В. «Что ни страница, то слон, то львица», «Что такое хорошо и что такое плохо?»

14.Михалков С. «Мой щенок», «Упрямый лягушонок», «Три поросенка»

15.Мориц Ю. «Крыша ехала домой»

16.Перро Ш. «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица»

17.Русские народные сказки. «Репка», «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Три медведя»

18.Сеф Р. «Кто на кого похож»

19.Сутеев В. «Под грибом», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу»?»

20.Толстой Л. «Сказки и рассказы»

21.Тувим А. «Азбука», «Где очки»

22.Хармс Д. «Удивительная кошка», «Врун», «Кораблик»

23.Чуковский К. «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Крокодил», «Телефон», «Мойдодыр»

24.Чарушин Е. «Томка», «Что за зверь»

25.Яснов М. «Собиратель сосулек» «Вышел зайчик погулять»

Книги для детей от 4 до 6 лет

Если ребенок до сих пор не научился и не полюбил читать – это такая трагедия, рядом с которой меркнет даже гибель Помпеи. По крайней мере, именно в этом вас начнут убеждать все окружающие! Ни в коем случае не поддавайтесь на эти провокации и не впадайте в панику: все будет нормально – и зачитает, и полюбит, и даже попросит, чтобы вы записали его в библиотеку.

Ребенок уже вполне пристойно воспринимает текст, прочитанный нормальным родительским голосом. Но, конечно, легкое интонирование не помешает.

Дети уже не зацикливаются на одной сказке так сильно, как раньше, но для лучшего восприятия пока еще имеет смысл читать книги по нескольку раз – так проще запоминаются детали.

Читайте по главам, если они небольшие, в противном случае самостоятельно разделите текст на отдельные смысловые куски. Такой «дробный подход» поможет возбудить у ребенка желание научиться читать самостоятельно. Останавливайтесь буквально «на самом интересном месте», а потом смело начинайте заниматься своими делами: хочет узнать, что будет дальше, пусть берет книгу сам.

Если вопросы ребенка ставят вас в тупик, то вместе с ним ищите ответы на них в бумажных энциклопедиях и справочниках. Интернет в деле приучения к чтению – плохой помощник, слишком уж много соблазнов.

Сводите чадо в детскую библиотеку. Покажите и дайте полистать самые разные издания: книжки-миниатюры и огромные атласы или фотоальбомы.

Приключенческие, полные увлекательных событий рассказы, романы и повести.

Истории в духе «добрым молодцам урок» – в меру морализаторские и ни в коем случае не занудные.

Энциклопедии для дошкольников и младших школьников.

Обучающие пособия для подготовки к школе.

Книги, связанные с происходящими вокруг ребенка событиями. Например, перед Новым годом можно почитать истории о Дедушке Морозе, а перед 9 Мая – военные рассказы.

Что покупать?

Книжки со сложными, рассчитанными на долгое изучение иллюстрациями.

Детские журналы и комиксы.

Список литературы:

1.Бажов В. «Серебряное копытце»

2.Бернетт Ф. «Маленькая принцесса»

3.Бианки В. «Рассказы о животных»

4.Волков А. «Волшебник Изумрудного города»

5.Воронкова Л.Ф. «Девочка из города»

6.Гайдар А. «Чук и Гек», «Голубая чашка»

7.Гауф В. «Карлик Нос», «Рассказ о калифе-аисте», «Рассказ о Маленьком Муке»

8.Гэллико П. «Томасина»

10.Зощенко М. «Рассказы о Леле и Миньке»

11.Козлов С. «Ежик в тумане», «В родном лесу»

12.Крылов И.А. «Слон и моська», «Ворона и лисица»

13.Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

14.Линдгрен А. «Эмиль из Лённеберги», «Малыш и Карлсон»

15.Милн А.А. «Винни-Пух и все-все-все»

16.Сказки народов мира

17.Носов Н.Н. «Незнайка и его друзья», «Приключения Коли и Миши», «Затейники», «Фантазеры»

18.Осеева В. «Синие листья», «Волшебное слово», «Что легче»

19.Остер Г.Б. «Котенок по имени Гав и другие истории»

20.Пришвин М. «Лесной хозяин»

21.Пушкин А.С. «Сказки»

22.Распе Р.Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»

23.Родари Дж. «Путешествие Голубой Стрелы»

24.Романова Н. «Муравей Красная Точка»

25.Русские народные былины

26.Толстой А.Н. «Приключения Буратино»

27.Уайлд О. «Звездный мальчик»

28.Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино»

29.Чандлер Х. Дж. «Сказки дядюшки Римуса»

30.Чаплина В. «Кинули»

Книги для детей 7 лет

Теперь определять круг чтения вашего ребенка будете не только вы, но и его классная руководительница. Заключите с юным учеником договор: каждый месяц вы отправляетесь в книжный магазин и покупаете там две книги – одну выбираете вы, вторую – он.

Чтение вслух пора заканчивать, разве что минут пять-десять – на ночь, чтобы лучше спалось. Ребенку уже действительно пора начинать читать самому.

Читайте сказки и басни по ролям.

Научите малыша сочинять стихи или, например, писать истории, продолжающие его любимые книги.

Следите за тем, как юный библиофил читает вслух. Не путается ли он в словах, не проглатывает ли слоги, правильно ли ставит ударения и т.д. Аккуратно поправляйте все ошибки, а если у малыша вдруг обнаружатся проблемы с произношением и пониманием прочитанного, обязательно обратитесь к врачам.

Первоклассник практически ежедневно получает домашнее задание «прочитать текст с такой-то по такую-то страницу» – в результате приятное раньше занятие превращается для него в тягостную обязаловку. Не забывайте хвалить ученика, чтобы он уж совсем не лишился мотивации.

Неадаптированные детские произведения с полноценным сюжетом и сложносочиненными предложениями.

То, что «все читают». В этом возрасте детям очень важно чувствовать себя «своими» в коллективе ровесников, так что придется немного потерпеть.

Электронные книги. От технологий никуда не деться, так что лучше использовать их во благо.

Что покупать?

Книги из школьной программы.

Книги об увлечениях ребенка. Если малыш любит кошек, выбирайте зоологическую энциклопедию (или кошачий детектив), если увлекается хоккеем – спортивную и т.д. Даже к мультикам и компьютерным играм, которые часто отвлекают детей от чтения, можно подобрать соответствующие новеллизации или арт-буки.

Список литературы:

1.Адамс Р. «Обитатели холмов»

2.Барри Дж. «Питер Пэн»

3.Гофман Э.Т.А. «Щелкунчик и Мышиный король»

4.Грэм К. «Ветер в ивах»

5.Даль Р. «Чарли и шоколадная фабрика»

6.Даррелл Дж. «Моя семья и другие животные»

7.Диккенс Д. «Истории для детей»

8.Драгунский В. «Денискины рассказы»

9.Конопницкая М. «О гномах и сиротке Марысе»

10.Крюс Дж. «Мой прадедушка, герои и я», «Тим Талер или проданный смех»

11.Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье»

12.Легенды и мифы Древней Греции

13.Лондон Дж. «Белый клык»

14.Льюис К. «Хроники Нарнии»

15.Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля»

16.Одоевский В. «Городок в табакерке»

17.Олеша Ю. «Три толстяка»

18.Пройслер О. «Крабат», «Маленькая Баба Яга», «Маленький водяной»

19.Рауд Э. «Муфта, Полботинка и Моховая борода»

20.Сэтон-Томпсон Э. «Рассказы о животных»

21.Таск С.Э. Тайна рыжего кота

22.Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий»

23.Фриш К. «Десять маленьких непрошенных гостей»

24.Экхольм Я. «Тутта Карлсон. Первая и единственная»

25.Янссон Т. «Мемуары папы Муми-тролля», «Шляпа волшебника»