Рассказ о музее которым мы посетили. Сочинения "экскурсия в музей". Музей как Модный тренд

Признаюсь честно: я не люблю музеи. Поэтому во время путешествий я заглядываю в такие места очень редко. Говоря по правде, большинство музеев (по крайней мере, в нашей стране) представляют собой довольно скучное и удручающее зрелище. Хотя, конечно, из каждого правила бывают свои исключения. И некоторые из них я видел своими собственными глазами.

В прошлом году, например, приятным открытием для меня стали и варшавский . А несколько недель назад неожиданно яркое впечатление оставило после себя еще одно необычное место – брестский Музей Войны , расположенный на территории печально известной Брестской крепости. Этот музей был открыт относительно недавно при поддержке российской группы компаний «Газпром». В большинстве своем здесь были представлены экспонаты, которым не нашлось места в других экспозициях и музеях, расположенных на территории Брестской крепости. Однако остаточный принцип формирования не должен вас сильно вводить в заблуждение. Ведь этот музей примечателен не столько своими коллекциями, сколько своей атмосферой. А она была передана в его стенах просто великолепно.

Музей войны — территория мира

Место, о котором сейчас пойдет речь, расположено на территории бывших казарм – в юго-восточной части Брестской крепости (примерно посередине между монументом «Мужество» и скульптурной композицией «Жажда»). Как я писал в своей предыдущей статье, территория крепости вообще-то довольно большая. Однако, несмотря на это, найти этот музей нетяжело (все, что для этого нужно – это просто двигаться по указателям). Зимой к этому месту вело еще несколько специально вычищенных дорожек. Поэтому мы с Таней отыскали Музей войны без особых проблем.


Сразу немного оговорюсь: на самом деле это место называется несколько более витиевато: «Музей войны – территория мира ». Но я с вашего разрешения буду все-таки использовать укороченную версию названия. Просто потому что упоминать его в тексте как-то немного сподручней.

Музей войны (Брест): цена и время работы

Начну с того, что в разные периоды года музей работает по разному графику. С марта по декабрь экспозиции открыты с 10.00 до 19.00 (касса работает до 18.30). В зимнее время (с декабря по март) выставочные залы открыты с 10.00 до 18.00 (купить билет в кассе можно до 17.30). Выходной день: вторник. Санитарный день: последняя среда каждого месяца. В летний период года музей работает без выходных.

Вход в музей стоит 30 000 рублей (UPD . в настоящий момент уже — 40 000). С одной стороны – не очень дорого. Но и дешевым билет тоже сложно назвать. Еще 10 000 (0,5$) лично с меня взяли «за фотографирование» (как впоследствии и в Каменце). Мелочь, конечно, но вот такая исконно белорусская любовь драть со всех деньги за воздух стала для меня самым неприятным впечатлением от этой поездки по Брестской области. Платный wi-fi, платный туалет, платная услуга «нахождение на маршруте» (в Беловежской пуще) – такие вещи немножко портят общее впечатление от путешествия. Не хочу очень сильно отходить от темы, но не написать этого я просто не могу. Что дальше, господа? Услуга «мытье стакана» в баре? Дополнительный «повышающий коэффициент» за право держаться за поручни в автобусе? Или на что еще хватит творчества у наших управленцев? Все, заканчиваю с этой темой. Дальше только хорошее – и только про музей.

За дверями музея

Основные залы музея расположились на втором этаже юго-восточной казармы Брестской крепости. У дверей нас встретила очень приятная женщина-билетер, которая как-то сходу задала общий тон нашей мини-экскурсии. Вообще, услуги экскурсовода в музее (…сюрприз-сюрприз…) вещь платная. Но так как посетителей в середине января в выставочных залах было немного, эта женщина согласилась бесплатно провести для нас мини-экскурсию. Она рассказала нам про концепцию музея, про историю его создания. Хотя лично мне намного больше запала в душу история о ее собственной судьбе, которая, как она сказала, фактически вся целиком была связана с этой крепостью. Не знаю, почему, но мне как-то особо запомнилось то, с какой любовью и теплотой она рассказывала нам об этом месте. Поэтому сейчас, пользуясь случаем, мне хотелось бы сказать ей спасибо. Итак…

Людмила Тимофеевна вся редакция блога сайт (проще говоря – мы с Таней) сердечно благодарит вас за интересный рассказ и приятную экскурсию. Надеюсь, вы прочитаете эти слова. И вспомните двух замерзших ребят с фотоаппаратом, которые пару недель назад заходили к вам в музей.

Первый зал. «Накануне».

Весь брестский музей войны структурно поделен на восемь разных залов. Первый из них рассказывает о днях, предшествовавших началу сражений. Здесь воссоздана атмосфера старых казарменных комнат. А под самым потолком светится панорама июльского неба – такого же, как висело над городом за несколько часов до начала войны.


В остальном все довольно стандартно: старые фотографии, примеры военной формы, воссозданная обстановка солдатских казарменных комнат. В общем, смотрите сами.





Второй зал. Битва.

Во втором зале музея собраны различные экспонаты, имеющие отношение к периоду битвы за Брестскую крепость: старое оружие, фрагменты воспоминаний советских солдат, воссозданные копии немецких лодок, на которых гитлеровские войска, пересекали реку. Атмосфера — жуткая. Но смотрится все очень проникновенно.







Одной из главных «фишек» этого зала является воссозданный обстрел крепости со стороны немецкой авиации. Раз в четыре минуты в комнате гаснет свет, начинают трястись стены, а над головой начинает звучать гул гитлеровских самолетов... Не знаю, можно ли передать это при помощи небольшого видео. Но это все-таки лучше простых слов.

Третий и четвертый залы. Испытание.

Выдержка из текста, размещенного у входа в зал: «Трагедия войны не только в гибели, страданиях миллионов людей. Тяжелейшим испытанием для многих ее участников был плен — вынужденное ограничение свободы, бесправная жизнь, борьба и смерть в условиях неволи». Третий зал брестского «Музея войны» посвящен истории и судьбе советских солдат и гражданских лиц, которые по той или иной причине оказались в немецких концлагерях. Посещение этого зала мне невольно напомнило нашу прошлогоднюю поездку в Освенцим. Этому лагерю здесь, кстати, посвящено сразу несколько стендов.



Макет сторожевой вышки, воссозданный по примеру тех, что использовались в немецких концлагерях.

Обрезки столбов, к которым привязывали советских военнопленных. Впоследствии на таких «живых мишенях» молодые немецкие солдаты оттачивали искусство стрельбы.




Фотография детей одного из советских командиров, расстрелянных немецкими войсками в годы оккупации Беларуси.

Забегая немного вперед, скажу, что отечество их действительно не забыло. Поэтому после возвращения из немецкого плена огромное количество обычных советских солдат было сослано в другие лагеря — уже на территории России. Случайно или нет, но эта тема в выставочных залах музея затронута только косвенно. Она всплывает в воспоминаниях очевидцев, в письмах бывших заключенных и солдат. Но только лишь мельком, как бы вскользь. Лично мне больше всего запомнилось вот это письмо. Почитайте, не поленитесь.

Пятый зал. «Признание».

Ладно закроем эту тему. Если оставить за скобками некоторые идеологические нюансы, то во всем остальном «Музей войны — территория мира», действительно, остается очень классным местом. Чего только стоят вот эти звуковые стенды с воспоминаниями людей, переживших сражения в Брестской крепости? Становишься на красный круг на полу, а сверху начинает звучать голос одного из очевидцев. И каждая история — как отражение чей-то судьбы — звучит проникновенно и очень интересно. Как я узнал несколько позднее, эти записи были записаны в конце сороковых годов, когда выжившие очевидцы военных лет смогли снова вернуться в Крепость.

Вот, если хотите послушайте. Воспоминания о начале войны. Очень интересно.

Шестой зал. Эхо войны.

Вход в следующий зал проходит через вот такой длинный туннель, внутри которого собраны различные боеприпасы, найденные в земле после окончания Второй мировой войны. Выглядит это место очень круто. Мне понравилось.


Седьмой и восьмой залы.

Следующие залы — позиционируются как отдельные экспозиции. Однако их концепции и наполнение очень и очень похожи. Зал «Наследие» и зал «Дорога памяти» объединяют различные работы художников, режиссеров и скульпторов, так или иначе связанные с историей Брестской крепости. В одном из залов на большом экране идет белорусско-российский фильм «Брестская крепость». Этакий бесплатный кинотеатр для всех желающих.


Работы советских и белорусских деятелей меня не поразили. А вот огромные гильзы, наполненные землей с мест памятных сражений Второй мировой войны — произвели совершенно противоположное впечатление. Тут есть Минск, Гродно, Киев, Москва, Одесса, Курск, Варшава и многие другие города, ставшие свидетелями основных этапов войны. Выставочные стенды я сфотографировал, наверное, раз десять.




Музей войны — территория мира. Заключительное слово.

Вообще, тема Войны — это очень тонкая и чувствительная тема для всех белорусов. Об этом времени мы не должны забывать. По крайней мере для того, чтобы такие события больше не повторялись. Я рад, что посетил этот музей. И рад, что в нашей стране есть нечто подобное. Давайте помнить своих героев и надеяться на то, что история будет объединять нас. А не вбивать клин между людьми и целыми нациями.

Искренне ваш, Антон Бородачев.

Культура и образование

Музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека - это учреждения культуры .

Школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория - это образовательные учреждения .

Подчеркни одной чертой учреждения культуры, двумя - образовательные учреждения.
Школа, музей, цирк, гимназия, библиотека, театр, училище, колледж, университет, концертный зал, лицей, выставочный зал.

Вот какое задание придумали для тебя Серёжа и Надя. Узнай учреждение культуры по одному - единственному предмету. Впиши в клеточки названия этих учреждений.


Напиши, какие учреждения культуры и образования есть в твоём крае (городе, селе).

а) Учреждения культуры: цирк, оперетта, кукольный театр, библиотека имени Пушкина

б) Образовательные учреждения: лицей №40, университет, политехнический техникум, школа милиции

Запиши рассказ о музее, который вы посетили. Здесь можно наклеить фотографию здания музея или интересного экспоната.


Я посетил Оружейную палату. Оружейная палата – музей-сокровищница – является частью комплекса Большого Кремлевского дворца. Она размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном.
Здесь представлены веками хранившиеся в царской казне драгоценные предметы, выполненные в кремлевских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств, парадная царская одежда и коронационное платье, памятники оружейного мастерства, собрание экипажей, предметы парадного конского убранства.

Выясни, какие образовательные учреждения закончили взрослые в твоей семье, какую профессию они получили. Заполни таблицу.

>Сочинения по темам

Экскурсия в музей

Я часто посещаю всякие музеи, мне очень нравится это ощущение встречи с прошлым, чувствуешь себя героем старинного романа и частью другой эпохи. В музеях хранятся артефакты, картины, рукописи, вещи и предметы, которые появились задолго до нас, все это в наше время имеет большую культурную и историческую ценность.­

Музеи бывают разных видов. Например, исторический музей, который хранит сведения о значимых событиях в истории. Этнографический музей рассказывает об обрядах и традициях разных народов. В нем хранятся уникальные памятники культуры: национальном костюмы, бытовые принадлежности, поверья и фольклор и т.п. Краеведческий музей может познакомить с прошлым родного края. Бродя по залам музея, мы знакомимся с прошлым. Очень важной фигурой в любом музее является экскурсовод, с помощью его рассказа можно сопоставить экспонаты и истории, тогда картинка становится более полной. Экскурсоводу можно задать вопросы,­ у него всегда найдется своевременный и развернутый вопрос.

Вот однажды перед Днем Победы, мы с классом решили пойти в наш городской музей Музей боевой славы, там проводилась неделя открытых дверей. Нас встретил работник музея, она поздоровалась с нами и представилась, задала нам несколько вопросов на знание истории Великой Отечественной войны, мы с воодушевлением отвечали на них. Она рассказала нам, что в музее мы увидим героев нашего города, услышим их историю.

­Когда мы вошли в зал, мы словно окунулись в прошлое. Комната напоминала военный штаб и архив одновременно, экскурсовод рассказала, что они использовали сохранившиеся письма, фотографии, приказы, офицерские планшетки и т.д. Вокруг все было в темных тонах, преобладал серый, темно-синий, цвет хаки и коричневые цвета. На стенах было множество портретов, медалей, лозунгов. Рассказ экскурсовода впечатлил нас до глубины души, она рассказала о жителе нашего города, который потерял все во время войны, но все же не сдался, сражаясь до победного конца. После посещения музея, мы долго еще шли молча, каждый из нас думал о важном подвиге советского народа, в глазах каждого была скорбь и благодарность за мирное небо подаренное ценной тысячей жизней. Теперь никто из нас не будет сомневаться, стоит ли пойти на парад в честь Победы.

Текущая страница: 1 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

Шрифт:

100% +

«Я поведу тебя в музей…»
Истории, рассказанные музейщиками России

Серия «Народная книга»


Руководитель проекта «Народная книга» Владимир Чернец

Координатор проекта, редактор сайта «Народная книга» Владимир Гуга

Руководитель проектов интернет-продвижения «Народной книги» Татьяна Майорова

Редколлегия: Владимир Гуга, Анна Зимова, Екатерина Серебрякова


© ООО «Издательство АСТ», 2017

* * *

Выражаем благодарность


Оргкомитету международного молодежного поэтического конкурса им. К. Р. Наталье Жуковой, ведущей передачи «Музейные историии» на радио «Петербург»

Российскому комитету Международного совета музеев (ИКОМ России) и лично Афанасию Гнедовскому и Динаре Халиковой

Зое Чаловой, Президенту Петербургского библиотечного общества, директору Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского

Межгосударственной телерадиокомпании «МИР» и лично руководителю Службы интернет-вещания Марии Чегляевой

Анне Всемирновой, корреспонденту «Радио России»

Наталье Шергиной, журналистке

Татьяне Барковой, фотографу

Юрию Мурашкину, фотографу

Школе-студии телевизионного мастерства «Кадр»

Музыкальному телеканалу «Пладис»

«Сообществу Питерских Блогеров»

Журналу «Индустрия туризма и культуры»

Алле Карягиной, ведущей программы «Мир искусств» на радио «Мария»

Санкт-Петербургской лавке писателей и лично Юрию Соболеву

Детской библиотеке истории и культуры Петербурга и лично Мире Васюковой

Академии русского балета им. А. Я. Вагановой и лично Галине Петровой

Государственному музею истории религии (Санкт-Петербург)

Государственному Русскому музею (Санкт-Петербург)

Российскому этнографическому музею (Санкт-Петербург)

Санкт-Петербургскому государственному Музею театрального и музыкального искусства

Российскому государственному музею Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург)

Всероссийскому музею А. С. Пушкина и Мемориальному Музею-квартире А. С. Пушкина (Мойка, 12)

Выставочному центру «Эрмитаж Амстердам»

Государственному музею-заповеднику «Царское Село» (Санкт-Петербург)

Государственному музею-заповеднику «Павловск» (Санкт-Петербург)

Государственному музею-заповеднику «Гатчина» (Санкт-Петербург)

Музею-институту семьи Рерихов (Санкт-Петербург)

Государственному Лермонтовскому музею-заповеднику «Тарханы»

Дому-музею Марины Цветаевой (Москва)

Елабужскому государственному музею-заповеднику

Козьмодемьянскому культурно-историческому музейному комплексу

Костромскому архитектурно-этнографическому и ландшафтному музею-заповеднику «Костромская слобода»

Мемориальному музею Бориса Пастернака (Чистополь, республика Татарстан)

Музею деревянного зодчества (Кострома)

Музею электрического транспорта (Санкт-Петербург)

Музею-усадьбе С. В. Рахманинова «Ивановка»

Оренбургскому областному музею изобразительных искусств

Военно-медицинскому музею (Санкт-Петербург)

Тверской областной картинной галерее

Центральному музею Вооруженных Сил Российской Федерации

Чистопольскому государственному историко-архитектурному и литературному музею-заповеднику

«Вся моя жизнь связана с музеями»
Вступительное слово советника Президента РФ по культуре и искусству

Сборник, который вы держите в своих руках, призван подчеркнуть значение музеев в нашей жизни. Причем не только через знакомство с предметами, которые они хранят, но и через соприкосновение с личными историями, окутывающими музейный мир.

Одним из ярких подтверждений переплетения этих двух профессий служит творчество нобелевского лауреата по литературе Орхана Памука, который написал роман «Музей невинности», а затем воплотил атмосферу жизни своих героев в реальности, открыв музей в Стамбуле. Аналогично миссии музея, литература, особенно – документалистика, призвана зафиксировать, сохранить информацию и пронести ценности сквозь время, оставаясь актуальной и востребованной для общества. По сути, музей учит неторопливому, спокойному, уважительному отношению к наследию, к истории, к памятникам. Человек, прошедший музейную школу, обладает «охранительной психологией». Он по-другому реагирует на угрозу утраты того, что несет в себе память.

Посещение музея – это, как и чтение хорошей книги, – огромное удовольствие и счастье, причем очень доступное. Если говорить о книге – достаточно взять ее с полки и ты уже счастлив, если это хорошая книга. Музей же дополнительно дает ощущение твоего присутствия, твоего нахождения внутри этого мира, мира исторических личностей и событий.

Я уверен, что издание «Народная книга. Я поведу тебе в музей» будет интересно не только сотрудникам музеев, которые смогут познакомиться с воспоминаниями коллег и посетителей, но и для любителей музеев, которым эта книга приоткроет дверь в такой разный и полный открытий мир музейной жизни.

В. И. Толстой,

Вице-президент ИКОМ России, Советник Президента РФ по культуре и искусству

Вместо предисловия

Жизнь удивительна и непредсказуема. Кто бы мог подумать, что когда издательство АСТ задумает выпустить очередную «Народную книгу» (на этот раз посвященную музеям), это приведет к новому петербургскому сообществу, у которого пока нет названия, но похоже, что уже есть будущее.

А началось все с мысли: как музейщиков, людей научных, подчас закрытых, погруженных в собственные искания и серьезные дела, привлечь к сбору рассказов для этого сборника? Услышать от них жизненные, может быть, даже ироничные или комические рассказы об их жизни в музее? Вот тогда-то возникла идея – провести нечто вроде музейного капустника…

Первый питерский капустник решили организовать вне музея, в арт-кафе «Книги и кофе». Он не просто удался – он понравился всем собравшимся! Оказалось, что музейщики – вовсе не погруженные в прошлое люди. Они ироничны, умеют рассказывать замечательные – завлекательные и смешные – истории, любят слушать и умеют заразительно смеяться.

На втором капустнике поступило предложение от представителей Государственного музея истории религии: а давайте встретимся в следующий раз у нас в музее! И – поехало… Один музей сменял другой, приходили новые люди, а старожилы называли себя уже «ветеранами» нового музейного движения. За год капустники из просто дружеского общения превратились во вполне серьезное занятие: на них знакомятся друг с другом, интересуются, чем живут коллеги, осматривают музеи, экспозиции, выставки, а потом разговаривают о них. Сюда приводя новых коллег, здесь находят друзей и партнеров на новые проекты… Сообщество растеклось по городу своими деяниями: сначала выступали на Книжном салоне в Петербурге, потом на Книжных аллеях, а теперь уже постоянным стал музейный час на пятничных вечерах петербургской Книжной лавки писателей.

Поэт сказал: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» А вот нам это оказалось – дано, еще до выхода книги. А теперь и книга выходит. И, может быть, не последняя, которую вместе напишут люди, не мыслящие себе жизни без музея.

Наталья Жукова,

Открытая территория

Собирая истории об этих дорогах, мы составили целую книгу. Среди ее авторов – и научные сотрудники, и путешественники, и экскурсоводы. Если вы думаете, что книга историй о музеях – это собрание строгих манускриптов, вы глубоко заблуждаетесь. Музей – это удивительный мир, в котором совершаются научные открытия и происходят самые разные события – трагические и комичные. Поэтому-то столь разнообразен тематический рубрикатор и пул наших авторов.

Мы начали собирать книгу «Я поведу тебя в музей» в конце 2015 года и, наконец, спустя почти два года она увидела свет. Делать сборник было непросто, так как мы шли по непроторенной тропе: подобные книги прежде не издавались. Но тем не менее мы – авторы, редакторы, эксперты – попытались сделать книгу максимально честной, интересной и компетентной.

Читайте нашу книгу и приходите в музеи.

Музей – открытая территория! Музей – территория открытий!

Владимир Гуга,

корреспондент журнала «Читаем вместе», координатор проекта «Народная книга» и редактор одноименного сайта

I
Музеи, которые мы выбираем

Наум Клейман
историк кино, заслуженный деятель искусств РФ
(Москва)
В искусстве прогресса быть не может

1
© Н. И. Клейман, текст, фото, 2017

Наум Ихильевич Клейман в 1989 году возглавил организованный Союзом кинематографистов СССР Музей кино, ставший настоящим культовым местом столицы. В 2005 году Государственный центральный музей кино был выселен из стен построенного для него Киноцентра на Красной Пресне, и тысячи любителей серьезного кино потеряли площадку для знакомства с лучшими образцами киноискусства и общения с единомышленниками. Наум Ихильевич Клейман рассказал организаторам проекта «Народная книга. Я поведу тебя в музей» о значении музеев в жизни современного человека и поделился своими взглядами на музейную культуру.


Н. И. Клейман. В Японии на семинаре об Эйзенштейне

Музей как Остров чести

Музейный мир России обычно воспринимается лишь через призму двух ее культурных столиц. Однако в регионах живут и работают подвижники, которые создают удивительные вещи. Да, в Санкт-Петербурге и в Москве гораздо больше возможностей для поддержки музейного дела. Но мы порой просто не представляем, сколько изобретательности и истинного таланта проявляли работники региональных музеев во все времена.

Минусинский краеведческий музей получал на международных выставках высшие награды еще в конце XIX – начале XX века. Его основал провизор и фармацевт Николай Мартьянов в 1877 году. Этот музей до сих пор существует и процветает. Я посетил его вместе с Василием Шукшиным в 1963 году. Здесь не просто собраны предметы быта, флоры и фауны Сибири, а показана причастность жителей дальнего края к «большому» миру. Мартьянов создал не просто хранилище артефактов, а собрал модель единого мира, органического, технического, человеческого.

Другой пример – Барнаул. Алтай – потрясающий регион. Горно-Алтайская Автономная область является самым северным в мире буддийским краем. Также здесь очень интересны следы заселения вольноотпущенников-каторжников царских времен, бывших крепостных из разных областей европейской части России. В свое время они приезжали на Алтай, получали там землю… Это соединение культур – буддизма и российских традиций – уникально.

Алтайский край подарил России очень много талантов, в том числе и кинематографистов. В Барнауле есть Государственный музей истории литературы, искусства и культуры (ГМИЛИКА). В Москву, в наш Музей кино не раз приезжали из этого музея замечательные люди – директор Игорь Алексеевич Коротков и его заместитель по научной работе Елена Владимировна Огнева.

Когда-то у барнаульского музея появился филиал – Дом-музей Василия Шукшина в его родном селе Сростки. Теперь у этого музея целая сеть филиалов, в том числе связанных с кино. Уже работает филиал, хранящий память о великолепной актрисе Екатерине Савиновой. В перспективе – открытие музеев режиссера Ивана Александровича Пырьева и актера Валерия Золотухина. Энтузиасты стремятся увековечить имена всех людей, которыми славится Алтайский край. Это не просто хвастовство своей малой родиной, но попытка вдохновить подрастающее поколение: «Ребята, вы живете не на краю света. Ваши земляки – всемирно известные люди». Это необыкновенно важная – и нравственная, и гражданская – функция музея, не говоря уже о сохранении мемориальных вещей и памяти о замечательных художниках.

Иркутский музей декабристов появился буквально на моих глазах. Энтузиасты более столетия собирали экспонаты, связанные с пребыванием декабристов и их семейств в Сибири. Их долго хранили в фондах Историко-краеведческого музея, иногда делая выставки. В 1963 году, когда группа выпускников ВГИКа странствовала по Сибири с дипломными работами, поэт Марк Сергеев говорил о будущем музее, как о мечте – «своей и еще нескольких чудаков». В 1970-м открылась экспозиция в доме Трубецких, позже – и в доме Волконских. Насколько помню, даже тогда концепция этого музея сильно отличилась от генеральной советской доктрины, по которой Декабрьское восстание 1825 года было лишь предтечей Октября.

Основатели этого музея создали своего рода «остров чести», если хотите, который сегодня может играть колоссальную нравственную роль и для Иркутска, и для всей России. Таким же энтузиастом был и Владимир Петрович Купченко, который сделал все для того, чтобы дом Максимилиана Волошина в Крыму стал музеем. Но это – лишь нескольких уникальных музейных явлений, которые вспоминаются в первую очередь. А их гораздо, гораздо больше.

Музей как Судьба

На службу в музеи людей приводит много дорог. Вспоминается одна древнекитайская притча: человека пригласили на государственную службу, которая в Китае была и остается весьма почетным занятием. И он пошел пешком в столицу. Шел он, шел и вдруг увидел, что на пороге дома у дороги плачет маленький ребенок. Оказалось, его родители умерли от болезни. Мужчина решил остановиться и дождаться следующего прохожего, чтобы отдать сироту на его попечение. Но те прохожие, что изредка возникали на дороге, не хотели брать ребенка. Тогда несостоявшийся сановник начал возделывать землю его умерших родителей. Постепенно человек привык к малышу, и провел всю жизнь рядом с ним, так и не попав на государственную службу.

Когда Союз кинематографистов основал музей, я не думал, что для меня он станет работой. Я намеревался продолжать заниматься эйзенштейновским наследием и кинонаукой… Я согласился «помочь с разработкой концепции», посвятить музею года полтора, не более. Но этот «ребенок» меня все-таки не отпустил. Честно говоря, я не боец, у меня совершенно нет бойцовских качеств. Но оказалось, что директор все время должен держать кулаки сжатыми, а локти растопыренными, чтобы новоявленные «хозяева жизни» не уничтожили его музей. Меня неоднократно пытались сломить, но я не мог позволить себе сдаться, чтобы не предать нужное обществу и кинематографу дело и молодых людей, в него поверивших, – не только сотрудников, но зрителей: им необходим был такой музей. Как, впрочем, и самим классикам, которые без нашего внимания к их наследию тоже становятся «сиротами».

Музей кино создавался так долго и непросто, потому что все время менялась установка, каким «должно быть кино»: вчерашние «полубоги» постоянно свергались. В 20-е годы свергли дореволюционное кино, потом, в 30-е, был нанесен удар по так называемым «формалистам», которые помогали кинематографу обрести свой язык, в 40-е били по «политически незрелым» кинематографистам 30-х годов и т. д… Неуважение к своим предшественникам – ужасная тенденция. Почему у нас так сложилось? Тому множество причин. Но, в частности, мы находимся во власти очень странного понимания прогресса как обязательной смены худшего (или недостаточно развитого) – лучшим. А в искусстве прогресса быть не может! Вообще, не уважать своих предшественников, значит – не уважать и своих потомков. На одной из решающих встреч с советскими чиновниками по поводу судьбы Музея кино на Красной Пресне некая кабинетная дама спросила нас: «Ну и какой мусор вы там будете выставлять? Открыточки? Плакатики? Рекламки? Да?»


Станислав Ростоцкий и художник Эльза Раппопорт на ее выставке в Музее кино


К счастью, нас в тот момент, в 1992 году, поддержал Евгений Юрьевич Сидоров, министр культуры, – и Музей кино, на который у расколовшегося Союза кинематографистов уже не было средств, был учрежден заново, чтобы в 2002-м получить статус государственного.

Музей как Палата мер и весов

Из Музея кино вышли не только знаменитости, среди которых Андрей Звягинцев, Алексей Попогребский, Борис Хлебников, но и целый ряд художников, операторов, да много просто хороших людей.


Квентин Тарантино на фондовой выставке Музея кино у костюмов к фильму «Иван Грозный»


Что такое музей? Это – не только хранилище документов и памятников искусства. Это, прежде всего, навигатор в мире культуры. Образно говоря, посетителю в музее дают карту и сообщают: «Вот – Леонардо и Рембрандт, вот – Ван Гог, а тут – Серов. А теперь решай сам, приближаются ли постоянно появляющиеся новые полотна к этим эталонам и что из них – новое явление в искусстве, которое впоследствии тоже станет эталоном?» Я много раз говорил, но не побоюсь повторить, что музей – это некая палата мер и весов. Согласитесь, нам нужно знать, что такое килограмм, что такое секунда, что такое километр. Иначе мы будем потеряны в этом мире. Вот и Музей кино выполнял свою функцию воспитания личности, а также служил палатой эстетических мер и весов в бескрайнем море «аудиовизиона».

Но порой музей играет не только воспитательно-просветительскую роль, но и дает возможность совершить важнейшие личные открытия. Однажды мы показали посетителям фильм «Застава Ильича». После сеанса ко мне подошла молодая женщина и сказала: «Как же я благодарна вам за этот фильм. Теперь я стала лучше понимать свою маму». Для меня это высший комплимент работе музея! Если человек стал лучше понимать свою маму, значит, существование музея оправданно. Этой зрительнице совсем не обязательно разбираться в нюансах режиссуры Марлена Хуциева или операторского искусства Маргариты Пилихиной. Главное, что мама стала для нее частью той реальности, которую она увидела и поняла. А что может быть важнее?

Музей как Гарант постоянства

Может ли музей выжить в эпоху насыщенного спецэффектами кинематографа, цифрового телевидения, компьютерных технологий? Конечно! Когда у нас в Третьяковской галерее сделали первую выставку работ Казимира Малевича, я пригласил на нее моих друзей-технарей, не имеющих прямого отношения к искусству, но искренне желавших понять, за что так ценят в мире этого «абстракциониста». Ведя их по экспозиции и комментируя полотна в меру своих сил и знаний, я вдруг обнаружил, что вокруг становится все больше и больше людей – им тоже хотелось услышать нашу беседу. Известно ведь, что у неподготовленного посетителя первая реакция на творчество Малевича приблизительно такая: «Ну, нарисовал квадрат. И что тут такого особенного? Я тоже так могу». Но люди начинают совсем иначе смотреть на так называемое беспредметное искусство, когда говоришь им, что Малевич учился у иконописцев, в частности у Андрея Рублева, у которого на «Троице» в центре на белом поле почему-то изображен двойной прямоугольник… Оказывается, так геометрически представлено известное еще древним грекам «золотое сечение», связанное и с категориями прекрасного, и с иррациональностью мира. Рублев на этой величайшей иконе изобразил не только ветхозаветное предание о трех ангелах, посетивших дом Авраама, но и новозаветную метафизику единства трех ипостасей Бога. И изобразил не только фигуративно – в безмолвной беседе Троицы о самопожертвовании Христа, но и абстрактно – с помощью геометрической системы кругов и сфер, распространяющихся от Жертвенной Чаши на все мироздание. Если встать перед подлинной иконой в правильной точке, – вдруг окажешься в сфере, выходящей, благодаря обратной перспективе, из иконы в пространство перед ней. Происходит как бы аналог таинства причастия! Этого чуда невозможно достичь ни на каких репродукциях. Аналогичный эффект испытываешь, скажем, в Толедо перед картиной Эль Греко «Похороны графа Оргаса»: стоя перед ней у барьерчика, который поставил, возможно, сам художник, ты вдруг видишь похороны графа на земле сверху, его душу перед Богородицей снизу, а прямо перед собой – безграничный Космос вне перспективы…

В музее возможна и визуальная, и вербальная коммуникация с подлинником, которой лишены другие виды и объекты просветительской деятельности. Ни кино, ни интернет никогда не заменят оригинала! Но в то же время музей не должен отставать от времени, он обязан привлекать все новые и новые средства и формы экспонирования и общения.

Когда в 1968 году я впервые приехал в Берлин по приглашению Академии искусств ГДР, ее президент, режиссер Конрад Вольф, предложил поехать в Веймар, Дрезден и Лейпциг. В Веймаре я первым делом пошел, конечно, в «Дом Гете». Мне сказали, что сначала надо зайти в конюшню… Я удивился, но так и поступил. Оказалось, что из конюшни сделали кинозал, в котором показывали небольшой вступительный фильм. В нем рассказывалось, кто такой Гете, какие у него были пристрастия, что он сделал для немецкой культуры, что означал для него этот дом, какие у него были отношения с герцогом… В течение пятнадцати – двадцати минут меня настроили на определенный лад, ввели в жизнь Гете, познакомили с его характером, а вещи из того дома, которые мне предстояло увидеть, показали в контексте его биографии и творчества. После такой увертюры я совершенно другими глазами осмотрел и парадную анфиладу в мемориальном доме, и маленькую комнатку, где поэт работал за своей конторкой. Сегодня техника позволяет даже в мемориальную экспозицию тактично – через трансляцию на смартфон посетителя – вводить небольшие «экспофильмы», раскрывающие смысл и значение экспонатов.

Музей как Модный тренд

На выставке полотен Валентина Серова было многолюдно и до появления на ней Владимира Путина. Правда, сначала там ажиотажа не наблюдалось. Потом пошла слава по Москве, и началось… Я пришел туда, когда уже появилась очередь. У нас есть, к сожалению, то, что называется «мода». Увы, искусство стало предметом модной рецепции… Принято «рвать» билеты на какие-то концерты, как принято и поклоняться культовой фигуре. К сожалению, из творчества Валентина Серова попытались сделать то, чем оно никогда не являлось. Да, была давка и на выставке Пикассо, и я ее очень хорошо помню. И на выставке «Москва – Париж». Они стали для множества людей открытием искусства XX века, для некоторых – возможностью «попробовать запретный плод», а для иных – поводом поскандалить. Да тот же Караваджо! Народ тоже стоял на него в очереди. Но Серов не является дефицитом и чем-то запретным. Публика сама его «раскрутила», а визит Путина эту «раскрутку», возможно, подстегнул. Отчасти я даже рад этому: Серов – художник мирового класса, но лишь отдельные его картины были популярны в России. А за ее пределами он вообще мало известен. Теперь он будет «в спросе» хотя бы не меньше, чем Шишкин…

Полагаю, что чем больше руководитель государства будет ходить на выставки, тем лучше будет государству. Пример лидера часто воспитывает чувства массы, и такой пример – далеко не худший. Но выставка работ Серова превратилась отчасти в модную акцию, которая закрутила вокруг себя, словно водоворот, очень много людей, к культуре в общем-то равнодушных, в том числе и представителей политической элиты. Масла в топку подлили и масс-медиа. Роль телевидения как наркотика несомненна: оно впрыскивает в общественное сознание ажиотажное отношение к самым естественным вещам.

Серов, между прочим, очень хорошо представлен в Третьяковской галерее. Ну, привезли из Питера на эту выставку портрет Иды Рубинштейн. Ну и что? Не ради него все рвались в ЦДХ! Просто вдруг всем «стало надо» смотреть Серова. Как-то в Лувре я видел толпу туристов, рассматривающих «Джоконду» через подзорные трубы и бинокли. Но почему именно «Мона Лиза» – объект культа? Что, у «Мадонны в скалах» того же Леонардо, находящейся рядом, художественная ценность меньше?

Музей как Окно в вечность

Очень люблю Музей А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге, который теперь занимает весь дом на Мойке, где поэт провел последние месяцы жизни. Когда-то музеем была только мемориальная квартира поэта в этом доме. Здесь работала Нина Ивановна Попова, нынешний директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Она удивительно вела экскурсии. Мне повезло – друзья познакомили нас, и я удостоился чести пройти по квартире Пушкина вдвоем с Ниной Ивановной. Никогда не забуду начала ее рассказа: «Все, что вы здесь видите, кроме трости, конторки и простреленного жилета, – типология. Даже миниатюра Натальи Николаевны (Гончаровой. – Ред. ) – это факсимильная копия. Настоящие миниатюры выгорели бы на свету, и мы их не выставляем. Единственное, что по-настоящему достоверно, – это вид из окна. Пушкин видел то же самое, что сейчас видите вы. Вот – дом Бенкендорфа, а это – дом Державина. А там – Зимний…»

Когда стоишь перед этим окном, поневоле идентифицируешь себя с Пушкиным. Подобное восприятие музея позволяет понять гораздо больше того, что дает лекция. К музею не должно быть фетишистского отношения. А музейный специалист не должен обманывать, выдавая типологию за подлинные вещи. Конечно, ему следует признаться: «Вот так могла выглядеть гостиная Пушкина, а так – его спальня. Но у нас есть и то, чего ни в одном другом музее мира вы не увидите». При правильном подходе к подаче информации посетитель музея не просто помещается в выбранную по принятой общей методике систему координат. Важно погрузить его не только в ауру подлинников, но также и в поле предположений. Не нужно скрывать от него спорных вопросов, а экспозиционными образами (не только оригиналами и типологическими артефактами) необходимо будить память и воображение человека. Невозможно изолировать искусство, с одной стороны, от объективной жизни, от вечно меняющейся реальности мироздания, а с другой, – от музейного творчества и от сотворчества зрителя.

Беседовал Владимир Гуга

На выходных мама предложила мне посетить Художе-ственный музей. Она сказала, что там открылась интерес-ная выставка, посвященная Японии.

Выставка экспонировалась в просторном и светлом зале. На стенах были развешены большие красочные фо-тографии с видами современной Японии: природа, храмы, города, люди в традиционной одежде. Японцы очень любят природу и бережно к ней относятся, поэтому на мно-гих фотографиях были изображены цветущие сады, тихие прудики с пучеглазыми рыбами, сады камней.

О садах камней нам очень интересно рассказала экскурсовод. Оказывается, в Японии есть места, где большие и маленькие камни разложены и расставлены на земле в определенном порядке. Кроме камней, там больше ничего нет. Японцы посещают сады камней, чтобы полюбоваться ими, подумать, как мы задумываемся над картиной.

Под фотографиями были приведены отрывки из стихов японских императоров, для которых умение слагать стихи было не менее важным, чем знание дворцового этикета.

На специальной витрине были разложены художествен-ные альбомы японской живописи, сборники со стихами японских поэтов и журналы, посвященные культуре со-временной Японии, на русском языке. Материал с сайта

В завершение экскурсовод показала нам видеофильм, посвященный жизни современной Японии и японским тра-диционным боевым единоборствам. Меня поразил тот факт, что сейчас в японских магазинах можно купить обыкно-венный чистый воздух, обогащенный кислородом. Он про-дается в специальных баллонах в сжатом виде. Видимо, японские города сильно загрязнены, если возникла необ-ходимость в продаже чистого воздуха.

Посещение музея было очень познавательным для меня. Я узнала много нового и интересного о жизни людей в Японии, мы приобрели открытки с видами японской при-роды.Я обязательно посоветую своим друзьям посетить эту выставку.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • эссе на тему как я посетил музей сурикова
  • сочинение о посещении музея
  • сочинение-репортаж о посещении музея
  • сочинение на тему посещение музея сергея есенина
  • сочинение на тему посещении музея