Рамаяна когда написана. Поэма "Рамаяна" — путешествие длиною в тысячи лет. Водные горки для взрослых

Григорий Абрамович Шайн - известный ученый, один из основателей современной астрофизики, действительности член АН СССР, член Английского королевского астрономического общества, почетный доктор Копенгагенского университета, член Американской Академии наук и искусств, первый директор Крымской астрофизической обсерватории.

Г.А.Шайн родился 19 апреля 1892 года в Одессе в бедной семье столяра. Любовь к астрономии возникла у Шайна еще в детские года, после того, как он прочитал некоторые книги К.Фламмариона. Его первая научная работа "Определение радиан-та Персеид" была опубликована в 1910г. В 1912г. Шайн поступает на физико-математический факультет Юрьевского университета. В 1914 г., с началом войны, вступает добровольцем в действующую армию и служит до 1917 г. В 1920 г., после прохождения университетского курса, сдает испытание на степень магистра астрономии в Пермском университете, куда был эвакуирован на вре-мя войны Юрьевский университет, и становится ассистентом кафедры астрономии Томского университета. Там он знакомится, а потом вступает в брак с П.Ф. Санниковой, которая стала его верной женой и помощницей.

В 1921 г. Шайны переезжают на работу в Пулковскую обсерваторию. Здесь Г.А. Шайн выполнил несколько исследований по небесной механике, а потом его захватили проблемы астрофизики, которая в то время быстро развивалась. Он начал работу по изучению орбит, масс и других параметров спектральнодвойных звезд.

После того, как в 1924 г. для Симеизского отделения Пулковской обсерватории был получен 40-дюймовый рефлектор, заказанный в Англии еще до мировой войны, Шайны в 1925 году переехали в Симеиз. Здесь прошла вся их дальнейшая жизнь. Именно в Симеизе расцвел талант Шайна как большого ученого, наблюдателя, тео-ретика и организатора науки. Он стал одним из виднейших астрофизиков хорошо известных всему миру .

Итак, в 1925 году Шайны переехали из Пулкова в Симеиз. Г.А.Шайну было поручено руководство роботами по установлению 40-дюймового рефлектора. Несмотря на многие трудности, уже в 1926 году на телескопе были полученные первые спектрограммы звезд. За 15 лет до оккупации Крыма немецкими войсками к 1941 году был получен большой наблюдательный материал. Он позволил определить с высокой точностью лучевые скорости около 800 звезд. В то время эта работа имела большое значение для изучения движения звезд и вращения Галактики. Кроме того, были получены интересные результаты, касающиеся природы двойных звезд, скоростей вращения звезд, а также из спектрофотометрии звезд, в особенности холодных. Научная деятельность Г.А. Шайна была настолько плодотворной, что в 1939 году он был избран сразу действительным членом АН СССР.

Во время Отечественной войны Пулковская обсерватория и ее Си-меизское отделение были целиком разрушены. Не удалось вывез-ти в тыл и 40-дюймовый рефлектор. В 1945 году было принято постановление Правительства о строительстве в Крыму новой современной обсерватории, директором которой было назначен Г.А. Шайна . Было выбрано место для строительства новой обсерватории - район возле Бахчисарая, где сейчас расположенное с. Научное - основная база Крымской астрофизической обсерватории - КрАО. Нужно было приложить титанические силы, чтобы восстановление Симеизской и строительство новой обсерватории сдвинуть из места. Роль Г.А. Шайна в преодолении бесконечного числа организационных, финансовых и многих других проблем в то время была исключительной.

Уже в 1946 г. началось восстановление Симеизской обсерватории и некоторые работы на площадке новой обсерватории, а с 1947 года в Симеизе начались систематические астрономические наблюдения на разных телескопах, которые один за одним вводились в действие.

До 1952 года в Симеизе на г. Кошка и в новой обсерватории всту-пило в строй значительное число телескопов, на которые было начато или запланировано ряд серьезных и интересных наблюдательных программ. А в ближайшей перспективе обсерваторию ожидала робота, связанная с проектированием и изготовлением 2,6-метрового телескопа, который теперь носит имя его идейного творца - академика Г.А. Шайна , башенного солнечного телескопа (БСТ), 22-метрового радиотелескопа (РТ-22). Позднее эти выдающиеся проекты были осуществлены.

Таким образом, Г.А.Шайн мог с полным основанием считать, что его многолетняя работа создания астрофизической обсерватории на юге была не напрасной . Крымская астрофизическая обсервато-рия уже существовала и выдавала научную продукцию высокого качества. Только в 1952 году, когда дальнейшее развитие обсерватории было определено, Г.А. Шайн , из-за ухудшения состояния здоровья, решил оставить директорскую должность, продолжая работать заведующим отделом туманностей и межзвездной среды. Следует специально отметить острое ощущение нового, что было присущее Г.А.Шайну, в независимости от того, касалось это тео-ретических, инструментальных проблем астрофизики, применению ли в астрофизике достижений сопредельных наук. Вышеупомяну-тые проблемы, над решением которых в разное время он работал, были всегда проблемами переднего края астрофизики. В особенно-сти впечатляющими, как по методике наблюдений, так и за логической последовательностью выполнения, был цикл его работ, вы-полненных в сотрудничества с В.Ф.Газе, посвященных исследова-нию туманностей. Большой опыт наблюдателя и глубокое понима-ние специфики задачи разрешили на очень скромных и простых инструментальных средствах разработать эффективную методику, с помощью которой за короткое время удалось обнаружить большее 150 новых эмиссионных туманностей и получить важные результаты о природе этих объектов. Позднее эта методика использовалась в многих обсерваториях мира.

За свою жизнь Г.А.Шайн как ученый успел сделать очень много .

Строение и эволюция звезд, кинематика Галактики, место нашей Галактики среди других галактик, солнечная корона, природа дол-гопериодических переменных звезд, источники звездной энергии, происхождение звезд и туманностей, магнитное поле Галактики - вот далеко не полный перечень проблем, решением которых он занимался.

Не меньшее значение для астрономии имела и научно-организационная деятельность Г.А. Шайна . Благодаря его усилиям и энергии были восстановлена разрушенная после войны Симеизская обсерватория, а потом начато строительство новой современ-ной Крымской астрофизической обсерватории.

Можно привести много примеров, когда Г.А.Шайн не только морально, но и реально поддерживал осуществления новых идей и разработок. Важно, что такая поддержка предоставлялась не только известным, но и молодым астрономам.

Не случайно работы крымских астрономов того времени были за-метным вкладом в развитие астрофизики. Исследование ученых обсерватории были признаны в астрономических кругах в стране и за границей. В то время в обсерваторию пришла талантливая молодежь из университетов, которая училась и успешно осваивала опыт астрономов старшего поколения. Это такие известные теперь ученые как А. Боярчук, И. Копилов, Г. Иванов-Холодный, Э. Ду-бов, В. Хохлова, Н. Савич т др.

В Симеизскую обсерваторию приезжало много астрономов из других обсерваторий, чтобы познакомиться с работами здешних ученых, установить с ними личные контакты, обсудить полученные результаты и свои планы. Но для всех наиважнейшими были встречи с академиком Шайном . Он с большим интересом относился к работам своих коллег, независимо от их века и положения в астрономическом мире. Все стремились услышать его мнение и оценку новых результатов и новых идей. Г.А. Шайн без преувеличения был одним из основателей современной астрофизики.

Трудно обнаружить собственное движение звездных систем, но еще труднее установить вращение звезды вокруг своей оси. В самом деле, хотя размеры видимых звезд значительно больше Солнца, но они так удалены от нас, что в ночное время кажутся всего только светящимися неподвижными точками. Вот и разберись: вращается звезда вокруг своей оси или не вращается. Ученым казалось, что проблема обнаружения осевого вращения звезд неразрешима. Тем не менее она была блестяще разрешена советским ученым Григорием Абрамовичем Шайном. В 1927 году он совместно с известным американским астрономом О. Л. Струве (правнуком В. Я. Струве) в результате многократных и весьма тонких измерений едва уловимого расширения спектральных линий установил, что звезды имеют осевое вращение, причем экваториальная скорость вращения самых горячих звезд значительно превосходит экваториальную скорость вращения нашего Солнца. Он даже подсчитал, что экваториальные скорости указанных звезд измеряются сотнями километров в секунду, тогда как экваториальная скорость Солнца составляет всего 2 километра в секунду.


…Шайн родился в Одессе в семье бедного столяра-ремесленника. Беспросветная нужда стала непреодолимой преградой для поступления мальчика в гимназию. Путь к образованию оказался тернистым, пришлось прокладывать его самостоятельно. Необходимость заставила мальчика без всякой посторонней помощи готовиться к сдаче экзаменов за полный курс гимназии экстерном. Упорство и настойчивость победили. Теперь Григорий мечтает об университете.

Но еще готовясь к экзаменам за гимназию, Шайн увлекся астрономией. На крыше дома он построил астрономическую вышку, оборудованную простейшими приборами. Мальчик знал, что в Одесском университете имеется обсерватория. Он пошел туда и рассказал сотрудникам о своей безграничной любви к астрономии и готовности выполнить под их руководством любую работу. Просьба была настолько горячей и искренней, что юного астронома, к великой его радости, допустили к работе в обсерватории.

С этого момента жизнь стала интересной и целенаправленной. Утром мальчик готовится к экзаменам, а вечером бежит в обсерваторию и работает там до ее закрытия. И так каждый день. В результате интенсивной работы юный астроном публикует свое первое научное исследование, посвященное вычислению орбиты одного из метеорных потоков.

Высшее образование Шайн получил в Юрьевском университете (ныне Тартуский университет). После окончания университета непродолжительное время работает ассистентом в Пермском и Томском университетах.

В 1921 году молодой ученый переезжает в Пулково и целиком посвящает себя научно-исследовательской работе по астрофизике. Спустя четыре года ученый переезжает в Симеизскую обсерваторию, в которой и проходит остальная часть его жизни.

В основном все работы Шайна направлены на изучение физической природы звезд, звездных систем и газовых туманностей. Для выполнения своей научной программы Григорий Абрамович в 1924 году установил в Симеизе один из крупнейших для того времени рефлекторов (диаметр зеркала 102 см).

Симеизский период жизни Шайна явился самым плодотворным в творческой деятельности ученого. Пользуясь мощным рефлектором, он совместно с астрономом В. А. Альбицким, идя по стопам своего учителя Белопольского, определил лучевые скорости около 800 звезд. Большой вклад в науку ученый сделал в выяснении вопроса о происхождении и развитии звезд и звездных систем. Со своими сотрудниками он обнаружил на некоторых звездах нестационарные процессы, аналогичные, например, солнечным протуберанцам. Ученый-астрофизик стал подлинным разведчиком новых, до того неизвестных туманностей в нашей и других галактиках. Так, он открыл около 150 туманностей и исследовал их структуру, новую комету, которая в честь его называется «кометой Шайна», а также несколько десятков новых спектральнодвойных звезд.

Но это еще не все. Изучая структуру туманностей, ученый пришел к выводу о их расширении и наличии в Галактике магнитных явлений.

Шайн был горячим патриотом своей Родины и прекрасным организатором научных исследований. Об этом свидетельствует самоотверженная работа ученого в годы Великой Отечественной войны и в последующие послевоенные годы. Известно, что фашистские оккупанты полностью разрушили Симеизскую обсерваторию и привели в негодность 102-сантиметровый рефлектор. После войны обсерваторию восстановили, а рядом с ней в селе Партизанском построили новую мощную обсерваторию. Обе обсерватории составляют теперь одно учреждение - Крымскую астрофизическую обсерваторию Академии наук СССР , самую крупную в нашей стране и одну из крупнейших в мире.

Заслугой Шайна является то, что он возглавил огромное строительство новой обсерватории и принял непосредственное участие в ее оборудовании современными приборами. Григорий Абрамович был первым директором Крымской астрофизической обсерватории.

В 1939 году Шайн избирается действительным членом Академии наук СССР . Он был почетным членом многих иностранных академий и научных обществ. Ценность заслуг академика Шайна измеряется не только большим количеством его научных работ, ставших теперь классическими, но и деятельностью большой научной школы советских астрофизиков, которую он фактически создал и которой плодотворно руководил.

<<< Назад
Вперед >>>

Рамаяна (Сказание о Раме) – часть индуистского канона смрити, получившая свое окончательное оформление между IV в. до н. э. – II в. н. э. Индийские поэтики называют автора Рамаяны – Вальмики – "первым поэтом" (адикави), а саму Рамаяну – первым художественным эпосом (кавья).

Эпическая поэма состоит из 24 тысяч стихов (шлок), объединённых в 7 книг (канд):

  1. Бала Канда – книга о детстве Рамы
  2. Айодхья Канда – книга о царском дворе в Айодхье
  3. Аранья Канда – книга о жизни Рамы в лесной пустыне
  4. Кишкиндха Канда – книга о союзе Рамы с обезьяньим царем в Кишкиндхе
  5. Сундара Канда Прекрасная книга об острове Ланка – царстве демона Раваны, похитителя супруги Рамы – Ситы
  6. Юддха Канда – книга о битве обезьяньего войска Рамы с войском демонов Раваны
  7. Уттара Канда Заключительная книга

Популярность Рамаяны огромна, об этом свидетельствует обилие ее версий (важнейшие – так называемые бомбейская, западная и бенгальская); ее влияние на позднейшие литературы Индии ни с чем не сравнимо; в драматической и в метрической формах, на санскрите и на новоиндийских языках бесконечно разрабатывались эпизоды Рамаяны, развертывались отдельные образы – образы Рамы, его преданного брата Лакшманы, отважного и ловкого обезьяньего витязя Ханумана и, в особенности, кроткой Ситы, ставшей символом супружеской верности и чистой женственности.

Действие Рамаяны происходит в эпоху Трета-Юги; некоторые интерпретируют это как III тысячелетие до н. э.

Сюжет

Сражение с предводителем демонов Раваной, Рама сидит на плечах Ханумана. В Рамаяне повествуется история седьмой аватары Вишну Рамы (один из четырёх одновременных воплощений Вишну, остальные три – его братья), чью жену Ситу похищает Равана – царь-ракшаса Ланки. В эпосе освещаются темы человеческого существования и понятие дхармы. В поэме содержатся учения древних индийских мудрецов, которые представлены посредством аллегорического повествования в сочетании с философией и бхакти.

Смысл

Рама обитает в каждом Теле. Он – Атма-Рама, Рама – Источник Блаженства каждого существа. Его благословения, изливаемые из этого внутреннего источника, даруют Покой и Счастье. Он – само воплощение Дхармы, Высшего Морального Закона, который поддерживает в человечестве Любовь и Единство. Рамаяна, Сказание о Раме, заключает в себе два урока: ценность отречения от мира и осознание того, что каждое существо несет в себе Божественное начало. Вера в Бога и отказ от материальных целей – вот два ключа к Освобождению человека. Отрекитесь от объектов чувств – и вы познаете Раму. Сита отказалась от роскоши Айодхьи и, поэтому, смогла быть с Рамой в "изгнании". Когда же она остановила мечтательный взор на золотом олене и пленилась им, она лишилась Присутствия Рамы. Самоотречение ведет к радости; привязанность приносит горе. Пребывайте в Мире, но будьте свободны от него. Каждый из братьев, спутников и сподвижников Рамы – есть пример личности, проникнутой Дхармой. Дашаратха представляет лишь физическое начало – с десятью чувствами. Три гуны – Сатва, Раджас и Тамас – это три Царицы. Четыре Жизненных Цели – Пурушартхи – это четверо сыновей. Лакшмана – Интеллект, Сугрива – Вивека или Умение различать, Вали – отчаяние. Хануман – воплощение доблести. Мост переброшен через Океан Иллюзии. Три вождя ракшасов – персонификация раджасических (Равана), тамасических (Кумбакарна) и сатвических (Вибхишана) качеств. Сита – Брахмаджняна или Познание Вселенского Абсолюта, которое должен обрести индивидуум, проходя путь тяжких жизненных испытаний. Постигая величие Рамаяны, очистите и укрепите свое сердце. Утвердитесь в вере, что Рама – есть Сущность вашего бытия.

Главные персонажи

Рама главный герой поэмы. Старший и любимый сын царя страны Кошалы Дашаратхи, и его жены Каушальи. Он изображается как воплощение достоинства. Дашаратхи был вынужден уступить ультиматуму Кайкейи, одной из его жен, и приказать, чтобы Рама оставил своё право на трон и удалился в изгнание на 14 лет.

Сита – любимая жена Рамы, дочь царя Джанаки, "рождённая не человеком". Она – воплощение богини Лакшми, супруги Вишну. Сита изображается как идеал женской чистоты. Она следует за своим мужем в изгнание, где похищена царём ракшасов Раваной, правителем Ланки. Рама с союзниками спасает ее из плена, убив Равану. Позже, она рождает Раме наследников – Кушу и Лаву.

Хануман – могущественный ванара и одиннадцатое воплощение бога Шивы (или Рудры), идеал преданного выполнения долга чести. Сын бога ветра. Играет важную роль в возращении Ситы.

Лакшмана младший брат Рамы, ушедший с ним в изгнание. Олицетворяет змея Шеша и идеал верного друга. Он проводит всё свое время, защищая Ситу и Раму. Был понуждён Ситой (смущённой ракшасом Маричей) покинуть её для поисков ушедшего в лес Рамы, в результате чего Равана смог похитить Ситу. Был женат на младшей сестре Ситы Армиле.

Бхарата – сын Дашаратхи, брат Рамы. Когда он узнает, что его мать Кайкеий отправила наследника трона Раму в ссылку и сделала его самого царём, что послужило причиной смерти Дашаратхи, убитого горем от вероломства своей жены, Бхарата отвергает незаконно полученную власть и отправляется на поиски Рамы. Когда Рама отказывается возвратиться из своего изгнания, Бхарата ставит на трон золотые сандалии Рамы как символ того, что истинный царь – Рама, а он – всего лишь его наместник. Изображается как идеал справедливости.

Равана – ракшас, царь Ланки. Изображается десятиглавым и двадцатируким, если отрубить его головы, то они отрастают снова. От бога-создателя Брахмы получил чудесный дар: в течение десяти тысяч лет он не мог быть убит богом, демоном или зверем. Даже боги трепещут перед его силой. Для того, чтобы победить Равану, Вишну воплощается в облике человека – в Раме и его братьях. Равана является похитителем Ситы, намереваясь сделать её своей женой, которой, однако, не причиняет насилия, желая добиться её благосклонности угрозами и уговорами, так как над ним тяготеет проклятье: в случае насилия над женщиной, он мгновенно погибнет.

Др.-инд. эпическая поэма на санскрите, состоит из 7 книг, заключающих в себе 24 000 двустиший. В ней повествуется о похищении Ситы, супруги Рамы, царевича из Айодхьи, царем демонов-ракшасов Раваной, о поисках Ситы Рамой и о походе Рамы на царство Раваны - остров Ланку при поддержке войска обезьян во главе с хитроумным Хануманом. По мнению специалистов, "Р." , используя архаич. сюжетную схему (похищение и поиск жены), обобщенно отражает историч. реальность военной и культурной экспансии индоарийской цивилизации на юг субконтинента, населенный племенами дравидов. Как и "Махабхарата", "Р. " зародилась в устной традиции (но не в сев., а в юж. части долины Гонги) и сохраняет нек-рые черты эпич. формульного стиля. Но в то же время "Р. " подверглась более значительной, в сравнении с "Махабхаратой", литературной обработке и местами приближается по стилю к санскр. поэзии классич. периода (кавья). Авторство "Р. " традиция приписывает мудрецу Вальмики. Изложение сюжета "Р. " в "Махабхарате", а также его варианты, распространившиеся вместе с инд. культурой в странах Центр, и Юго-Вост. Азии, восходят не к "Р. Вальмики", а к иным, по-видимому, устным версиям. "Р." прошла многовековой путь развития: первые сказания на ее сюжет сложились, вероятно, в V-IV вв. до н. э., ко II в. до н. э. "Р. " уже существовала в виде большой устно-эпич. поэмы, а оформление "версии Вальмики" закончилось, по-видимому, лишь к IV в. н. э. Мифология "Р. " многослойна. Первоначально "фоном" или "моделью" эпич. повествования служил архаич. миф: Рама мыслился земным двойником Индры - во-первых, идеального "небесного" царя, а во-вторых - бога грозы и дождя, победителя демонов. Супруга Рамы Сита воспроизводила на эпич. уровне фигуру богини Ситы ("Борозды"), олицетворявшей землю с ее плодородием. Однако в I и VII книгах "Р." , к-рые большинство исследователей считает поздними по содержанию, Рама провозглашен аватарой Вишну, а Сита - воплощением супруги Вишну, богини Лакшми (или Шри). Благодаря этому "Р." , как и "Махабхарата", стала священной книгой индуизма. В ней, однако, в отличие от "Махабхараты", почти нет дидактических глав. Две великие индийские эпопеи реализуют два раз л. варианта развития героич. эпоса на позднем этапе: "Махабхарата" трансформируется в религ.-дидактическую эпопею, а "Р. " развивается в направлении к "искусственному" романическому эпосу и ре лиг. лирико-эпической поэзии. В ср. в. появляются многочисл. переложения "Р. " на местных языках, трактующие сюжет и героев поэмы в духе вишнуитского (рамаитского) бхакти (см. КАМБАН, ТУЛСИДАС).
Я. Васильков