Пушкина «Капитанская дочка». Вопросы и задания по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» В чем причина спасения гринева

Пугачев уехал. Я долго смотрел на белую степь, по которой неслась его тройка. Народ разошелся. Швабрин скрылся. Я воротился в дом священника. Все было готово к нашему отъезду; я не хотел более медлить. Добро наше все было уложено в старую комендантскую повозку. Ямщики мигом заложили лошадей. Марья Ивановна пошла проститься с могилами своих родителей, похороненных за церковью. Я хотел ее проводить, но она просила меня оставить ее одну. Через несколько минут она воротилась, обливаясь молча тихими слезами. Повозка была подана. Отец Герасим и жена его вышли на крыльцо. Мы сели в кибитку втроем: Марья Ивановна с Палашей и я. Савельич забрался на облучок. «Прощай, Марья Ивановна, моя голубушка! прощайте, Петр Андреич, сокол наш ясный! - говорила добрая попадья. - Счастливый путь, и дай бог вам обоим счастия! » Мы поехали. У окошка комендантского дома я увидел стоящего Швабрина. Лицо его изображало мрачную злобу. Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом, и обратил глаза в другую сторону. Наконец мы выехали из крепостных ворот и навек оставили Белогорскую крепость. "
Суд:
Судьи мои, начинавшие, казалось, выслушивать ответы мои с некоторою благосклонностию, были снова предубеждены противу меня при виде моего смущения. Гвардейский офицер потребовал, чтоб меня поставили на очную ставку с главным доносителем. Генерал велел кликнуть вчерашнего злодея. Я с живостию обратился к дверям, ожидая появления своего обвинителя. Через несколько минут загремели цепи, двери отворились, и вошел - Швабрин. Я изумился его перемене. Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена. Он повторил обвинения свои слабым, но смелым голосом. По его словам, я отряжен был от Пугачева в Оренбург шпионом; ежедневно выезжал на перестрелки, дабы передавать письменные известия о всем, что делалось в городе; что наконец явно передался самозванцу, разъезжал с ним из крепости в крепость, стараясь всячески губить своих товарищей-изменников, дабы занимать их места и пользоваться наградами, раздаваемыми от самозванца. Я выслушал его молча и был доволен одним: имя Марьи Ивановны не было произнесено гнусным злодеем, оттого ли, что самолюбие его страдало при мысли о той, которая отвергла его с презрением; оттого ли, что в сердце его таилась искра того же чувства, которое и меня заставляло молчать, - как бы то ни было, имя дочери белогорского коменданта не было произнесено в присутствии комиссии. Я утвердился еще более в моем намерении, и когда судьи спросили: чем могу опровергнуть показания Швабрина, я отвечал, что держусь первого своего объяснения и ничего другого в оправдание себе сказать не могу. Генерал велел нас вывести. Мы вышли вместе. Я спокойно взглянул на Швабрина, но не сказал ему ни слова. Он усмехнулся злобной усмешкою и, приподняв свои цепи, опередил меня и ускорил свои шаги. Меня опять отвели в тюрьму и с тех пор уже к допросу не требовали. "
Вот еще описание Швабрина:
Он отпер двери. Огонь ворвался и взвился по бревнам, законопаченным сухим мохом. Батюшка выстрелил из пистолета и шагнул за пылающий порог, закричав: «Все за мною» . Я схватил за руки матушку и Марью Ивановну и быстро вывел их на воздух. У порога лежал Швабрин, простреленный дряхлою рукою отца моего; толпа разбойников, бежавшая от неожиданной нашей вылазки, тотчас ободрилась и начала нас окружать. Я успел нанести еще несколько ударов, но кирпич, удачно брошенный, угодил мне прямо в грудь. Я упал и на минуту лишился чувств. Пришед в себя, увидел я Швабрина, сидевшего на окровавленной траве, и перед ним все наше семейство. Меня поддерживали под руки. Толпа крестьян, казаков и башкирцев окружала нас. Швабрин был ужасно бледен. Одной рукой прижимал он раненый бок. Лицо его изображало мучение и злобу. Он медленно поднял голову, взглянул на меня и произнес слабым и невнятным голосом:
- Вешать его… и всех… кроме ее…

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Сформулируйте главную мысль текста, определите его стиль. Докажите свою точку зрения.

Легенда о старике Байкале и его дочери Ангаре
В мире есть много озер - больших и маленьких, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может срав­ниться с Байкалом по широкой известности и громкой славе. И ни о каком другом озере не сложено столько легенд и сказаний, песен и стихов. В них звучит не только почитание, но и нечто такое, что под­черкивает присущее только Байкалу величие и резко выделяет его из всех озер земного шара.
О Байкале существует легенда, которую в тех краях знает и стар и млад. Эта легенда гласит, что в местах, где сейчас плещется Байкал и берет свои воды бурная река Ангара, жил богатырь по имени Бай­кал, и была у него дочь по имени Ангара. Также у Байкала было 336 сыновей, которых он держал в ежовых рукавицах. Суровый отец заставлял сыновей трудиться не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду в одну большую котловину. То, что они с таким трудом добывали, проматывала их сестра. Ангара растрачивала собранное на наряды и разные прихоти.
Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов, что жи­вет за горами красавец Енисей. Узнав о его красоте и силе, она по­любила его всем сердцем. Но Байкал прочил ей в мужья старого Ир-кута. Еще строже стал стеречь старик дочь: заточил ее в хрустальный дворец на дне подводного царства. Анкара плакала и просила богов помочь ей. Сжалились боги над пленницей и повелели ручьям и ре­кам размыть хрустальный дворец. Анкара вырвалась на свободу и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.
От шума проснулся старый Байкал и бросился в погоню. Но куда ему было угнаться за молодой дочкой! Все дальше убегала Ангара, и тогда разъяренный Байкал метнул в беглянку каменную глыбу, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода ре­ки из озера, и называют ее Шаманским Камнем.
Разбушевавшийся старик все бросал и бросал в дочь осколки скал, но каждый раз чайки кричали: «Обернись, Ангара!», и девушка ловко уклонялась от смертоносных посланцев отца.
Прибежала Ангара в Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студеному морю.
Легенда переплетается с правдой. 336 сыновей - это реки, пи­тающие Байкал. Они собирают воду с территории, которая примерно равна площади Франции. Вытекает же из озера могучая река Ангара, постоянно обновляющая воды Байкала. Ширина потока составляет примерно километр. Это про нее говорят: «Разоряет дочка старика Байкала!»

Транскрипт

1 Вопросы и задания по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». 1-2 глава «Сержант гвардии», «Вожатый». 1. Какое значение имеет имя главного героя? 2. В каких условиях воспитывался Петруша? В каком окружении он рос? 3. Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге? 4. С момента отъезда из родного дома начинается второй этап формирования личности Петра Гринева. Как вы считаете, в чем изменился герой? 5. Каково отношение Савельича к вожатому? Найдите слова, выражающие это отношение. 6. Как реагирует бродяга на «барский подарок»? 7. Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп? 8. Что такое милосердие? 9. Почему Гринева застал буран в степи? 10. Каково символическое значение бурана? 11. Какое значение имеет сон Гринева? 3 глава «Крепость» 1. Как охарактеризовал капитана Миронова генерал, старинный товарищ Гринева-отца Андрей Карлович? 2. Каким впервые предстает перед Гриневым (и читателем) комендант крепости, капитан Миронов? 3. Каковы первые впечатления Гринева от пребывания в крепости? 4. Какое впечатление при знакомстве произвел на Гринева Швабрин? 5. Почему на обеде у Мироновых Гринев смотрел на Машу «с предубеждением»?

2 6. Дайте комментарий к эпиграфам главы. Глава 4 «Поединок» 1. Кто и почему распоряжается в крепости? 2. Как и почему изменилось мнение Гринева о капитанской семье? 3. Чем занимается Гринев в крепости? 4. Хороши ли, по-вашему, «стишки» Гринева? Прав ли Швабрин, издеваясь над ним? Глава 5 «Любовь» 1. Почему Гринев помирился со Швабриным? 2. Почему Андрей Петрович Гринев отказал сыну в благословении на брак с Машей Мироновой7 3. Как Гринев-отец узнал о похождениях сына? 4. Почему Маша отказалась выйти замуж за Гринева? 5. Как эпиграф к 5 главе соотносится с характером Маши Мироновой? 6. Как вы понимаете последнюю фразу главы: «Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение»? Глава 6 «Пугачевщина» 1. Почему автор в качестве эпиграфа к гл. 6 избрал слова из народной песни? 2. Каким образом создается впечатление достоверности изображаемого? 3. Как в крепости узнали о предстоящей угрозе нападения Пугачева? 4. С какой целью автор вводит эпизод с изувеченным башкирцем? 5. Какую существенную деталь во внешности изувеченного башкирца отмечает автор? 6. Как сцена допроса башкирца влияет на нравственное возмужание

3 героя Петра Гринѐва? Глава 7 «Приступ» 1. Какие чувства испытывают и как ведут себя перед боем с пугачевцами герои: Гринев, капитан Миронов, Василиса Егоровна, Маша? 2. К кому из героев романа относится эпиграф 7 главы? 3. Какие черты характера капитана Миронова раскрывает сцена его гибели? 4. Глава заканчивается плачем Василисы Егоровны о своем муже. 5. Какие слова из плача жены коменданта Василисы Егоровны перекликаются с эпиграфом 7-й главы, а какие вызывают гнев Пугачѐва? 6. Как описан Швабрин в сцене казни? 7. В чем причина чудесного спасения Гринева? 8. Как ведет себя Пугачев в сцене освобождения Гринева? 9. Как ведѐт себя народ в главе «Приступ»? На чьей стороне он? 10. В чем причины падения Белогорской крепости и победы пугачевцев? Глава 8 «Незваный гость» 1. Почему Гринев не раздумывая бежит в дом священника, где пирует Пугачев? 2. Какие сцены разбоя мятежников вызывают отвращение к ним? 3. Чем объяснить «странное стечение обстоятельств», приводящих к помилованию Гринева и возвышению Пугачева? 4. Какие чувства борются в душе Гринева? 5. Чем удивляет Гринева «сборище» у Пугачева? 6. Почему Гринев подчиняется «непритворной веселости» Пугачева, но не соглашается служить ему?

4 7. Как разговор Пугачева с Гриневым продолжает песню и в чем противостоит ее смыслу? Глава 9 «Разлука» 1. Зачем Пугачев посылает Гринева в Оренбург? 2. Почему Швабрин не выдержал взгляда Гринева? 3. Почему Пугачев терпеливо слушает реестр Савельича и что его возмутило? 4. Можно ли назвать поведение Пугачева «припадком великодушия», как это сделал Гринев? 5. Как Гринев хочет помочь Маше? 6. Почему Пугачев посылает вдогонку Гриневу с урядником лошадь и тулуп? Глава 10 «Осада города» 1. К кому из героев относится эпиграф и какое отношение к нему вызывает? 2. Какое отношение вызывает генерал в саду? 3. Почему военный совет описан иронически? 4. Отчего совет не принял предложения Гринева? 5. Чем объясняются успехи Пугачева и тяжесть осады? 6. Почему урядник и Гринев встретились не как враги? 7. Почему генерал отказывает в просьбе Гринева? Главы 11 «Мятежная слобода» 1. В чем ирония эпиграфа из басни Сумарокова? 2. Отчего Гринев берет с собой Савельича в рискованный поход? 3. Почему Гринев вернулся за Савельичем, рискуя жизнью и целью своей поездки? 4. Почему Пугачев не подчиняется подозрительным доводам

5 Белобородова? Чем он выше своих сотоварищей? 5. Зачем Пугачев едет в Белогорскую крепость и какие искренние признания делает в дорожной беседе с Гриневым? 6. Какие дерзости допускает в этой беседе Гринев? 7. Отчего Пугачева не пугает, а вдохновляет судьба Гришки Отрепьева? Глава 12 «Сирота» 1. Опишите Швабрина, Гринева и Пугачева, когда они едут в светлицу к Маше. 2. Почему Пугачев освобождает сироту? 3. Отчего он так омрачен известием, что она дочь капитана Миронова? 4. Чем растрогал Гринев «суровую душу» Пугачева? 5. Подготовьте от лица Маши рассказ о ее злоключениях в крепости после отъезда Гринева. 6. С какими чувствами расстаются Гринев и Пугачев? 7. Почему Гринев, уезжая, отвел глаза от Швабрина? Глава 13 «Арест» 1. Как вы понимаете фразу: «Мы молчали. Сердца наши слишком были утомлены»? 2. Как принимают Гринева и Машу «свои»? 3. Случайно ли Зурин ведет себя так бесцеремонно с Машей и Гриневым? 4. Почему Гринев, чуждый взглядам Зурина на жизнь, остается с ним в войске императрицы? 5. Отчего Савельич соглашается сопровождать Машу в поместье Гриневых? 6. Объясняет ли Гринев события или фиксирует их, говоря о победах

6 правительственных войск и воскрешении успехов самозванца? 7. В чем видит Гринев несчастья войны и почему называет русский бунт «бессмысленным и беспощадным»? 8. Почему в Гриневе радость окончания войны отравлена неотвязной мыслью о Пугачеве? Глава 14 «Суд» 1. В чем смысл эпиграфа? 2. Что помогает Гриневу переносить новые испытания судьбы? 3. Почему Гринев не мог до конца открыть причин «странной дружбы» с Пугачевым? 4. Как объясняет Гринев злые наветы Швабрина? 5. Почему известие об аресте сына «едва не убило» Андрея Петровича Гринева? 6. Почему Маша решилась ехать в Петербург? 7. Каким чувством пронизан пейзаж царскосельского парка? 8. Есть ли разница между «дамой в саду» и императрицей? 9. Кому было труднее осчастливить Гринева и Машу: Пугачеву или императрице? 10. Расскажите о встречах с императрицей от лица Маши. 11. Почему Гринев присутствовал при казни Пугачева и тот перед смертью кивнул ему головой?


Короткова Г.А. учитель, гимназия АО «Талап» ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» ПО МЕТОДИКЕ Ж.А.КАРАЕВА Как показывает наш опыт, при изучении такого сложного для учеников произведения, как

Электронная версия на сайте библиотеки: http://schama1975-53.jimdo.com/sitemap/, раздел: «С о в е т у е м п р о ч и т а т ь» Л И Т Е Р А Т У Р Н Ы Й 2-й Ж У Р Н А Л-Б У К Л Е Т «ОБ ИСКУССТВЕ СЛОВА» Сегодня

Сочинение по капитанской дочке на тему любовь на страницах повести пушкина Сочинение по произведению Капитанская дочка Пушкин: Пугачев как предводитель Впервые на страницах повести Пугачев появляется во

20 сентября 2017 Хаустова Д.А. Система смарт-заданий на уроках литературы при изучении романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Печать Хаустова Дарья Александровна, учитель русского языка и литературы ГБОУ

Давыдова Галина Михайловна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа 19» ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПО ПОВЕСТИ «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» Игра проводится

Литературная игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Литературная дуэль. Эту игру можно провести после прочтения и подробного изучения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» как внеклассное

Презентацию подготовила ученица 8 В класса Болкунова Анастасия Петр Андреевич Гринев - не только герой повести, но и повествователь, от лица которого ведется рассказ, Гринев-рассказчик - пожилой человек,

Сочинение на тему мое впечатление о повести капитанская дочка Сочинение по произведению Капитанская дочка Пушкин: Образ Маши Мироновой Пушкина) Мое впечатление от повести А.С.Пушкина Капитанская дочка

Реферат на тему образы символы в повести капитанская дочка реферат, Выбирай! (По повести А. С. Пушкина Капитанская дочка) А. С. Пушкин обращался к личности Тема крестьянского бунта одна из многих, поднятых

«Здесь нет никакого наружного блеска, всё просто, всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг Слов немного, но они так точны, что обозначают всё». Н.В. Гоголь Проблемный вопрос: Что

«Капитанская дочка» История создания произведения Причины обращения к теме пугачевского восстания Крестьянские возмущения во 2 половине 1820-х гг. (Псковская область, в которой жил Пушкин до осени 1826

Тема: Маша Миронова нравственный идеал А.С. Пушкина Цель: 1) Обучающая: создать условия для раскрытия смысла названия повести, эпиграфа, раскрыть нравственную стойкость и душевную красоту М. Мироновой;

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: краткое содержание по главам Глава I Повесть начинается с рассказа о семействе Петруши Гринева и о его детских годах. Отец главного героя Андрей Петрович для того,

ПРОБЛЕМАТИКА ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». 8-й КЛАСС З. А. Смолькина, г. Москва В предлагаемой разработке представлен тестовый материал и комментарии к ответам, которые могут быть полезны

В школе содержание работы по стилистике составляет и наблюдение над стилистической... (На примере повести А.С.Пушкина «Капитанская Дочка»)... Место эпизода в романе (связь с другими главами).. Анализу

Контрольно измерительные материалы Викторина по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Глава 1. «Сержант гвардии» 1. Как звали отца главного героя? (Андрей Петрович) 2. Под чьим надзором главный герой

Прототипы главных героев повести Капитанская дочка. Подготовила обучающаяся 8 класса Даронина Татьяна Учитель: Джура М.А. План: 1. Что такое прототип? 2. Характеристика Петра Гринёва 3. Характеристика

Ю. Г. Сушинская, учитель русского языка и литературы второй категории ГУО «Березинская гимназия» «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Антитеза характеров (7 класс) Задачи: 1) создать условия для обучения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа 2 города Димитровграда Ульяновской области» Исследовательская работа на тему: Герои повести «Капитанская дочка» и их прототипы 2016-2017

Каким должен быть человек? (Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А.С.Пушкина) 1. Оргмомент. Учитель: Вам важно, какие люди вас окружают? Всем хочется, чтобы рядом были честные, благородные,

Тест для 8 класса по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 1. В 30-е годы XIX-го века А. С. Пушкин обращается к истории своего Отечества, что было вызвано событиями культурно-исторической жизни современной

В. С. БЕЛЬКИНД ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» Роман Пушкина «Капитанская дочка» относится к числу произведений, всегда стоявших в центре внимания пушкинистов. Интерес,

Пётр Андреевич Гринёв Алексей Иванович Швабрин Марья Ивановна Миронова Архип Савельич Иван Кузьмич Миронов Василиса Егоровна Миронова Пётр Андреевич Гринёв-17-летний недоросль, с детства записанный в гвардии

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Катав Ивановска» Катав-Ивановского муниципального района Контрольно- измерительные материалы для проведения промежуточной

Сочинение на тему можно ли назвать дубровского благородным разбойником Простила. А Швабрин как был, таким и остался: эгоистом, способным на мы можем Благородный разбойник Владимир Дубровский (сочинение)

Анализ эпизода литературного произведения Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде полного

Образ и характер героя в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» 9 класс Учитель русского языка и литературы Крюков С. Д. Содержание Эпиграф к уроку... 3 М. Шолохов «Я родился на Дону» 4 Михаил Александрович

Открытый урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» 8 класс Урок обобщения Тема: «Береги честь смолоду» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Цель и задачи: постичь суть произведения через

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 64 Научная работа по литературе Тема: «Роль сна в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Работу выполнила: Ученица 8 класса «А» Гимназии 64 Луговая

Пугачевщина и пугачев на страницах капитанской дочки сочинение Капитанская дочка А.С.Пушкина Сочинение на тему Образ Пугачева в повести А. С. Каким мне больше всего запомнился Пугачев на страницах повести

Инструкция по выполнению работы На выполнение работы отводится 40 минут. Работа состоит из трех частей. Часть А содержит 9 тестовых вопросов. К каждому заданию (1 9) приводится несколько вариантов ответов,

ТЕМА УРОКА: «СКВОЗНЫЕ ОБРАЗЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. МОТИВ ПУТИ В ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» ЦЕЛИ УРОКА: познакомить учащихся с символической функцией дороги в русской литературе, обобщить и систематизировать

Сочинение на тему тарас бульба и его сыновья 7 класс Повесть Тарас Бульба, написанная известным литературным деятелем Тарас знал и понимал, что на него и его боевых товарищей возложена великая миссия.

Томская епархия Русской Православной Церкви Администрация Томской области Мэрия г. Томска Совет ректоров вузов г. Томска Институт развития образовательных систем РАО Томский Областной Институт ПКРО Православное

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА Употребление прилагательных цвета в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Горячев Н.В. МОУ Ермолинская основная общеобразовательная школа Талдомского района Московской области,

Итоговое сочинение «Честь и бесчестие» Щербакова Е.В. МАОУ СОШ 2 Г. Реж Честь и бесчестие В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать

НАПРАВЛЕНИЕ 3. ЦЕЛИ и СРЕДСТВА Комментарий специалистов ФИПИ Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека,важности осмысленного целеполагания, умении

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «Соня и Раскольников читают Евангелие» из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (часть 4-я, глава IV) Вступление. 1. Какова тема романа? (Кратко сказать, о чѐм роман, не пересказывая

Www.a4format.ru ЕГЭ 2009: Литература: Справочник. М.: Эксмо, 2009. Т.В. Надозирная, Л.А. Скубачевская Повесть «Капитанская дочка» Метод реалистический. Жанр повесть. История создания Повесть «Капитанская

Интегрированный урок По литературе (пробный проект). История + литература Эти два предмета хорошо соединяются вместе, когда изучаемый исторический период отражен в литературном произведении, входящем в

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Основной государственный экзамен это основной тип аттестационной оценки знаний девятиклассников. Для того чтобы получить допуск к сдаче Основного государственного экзамена, девятиклассники должны сдать

«Преображения вожатого» Образ Пугачѐва в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Учитель 8 класс русского языка и литературы Крюков С. Д. Словарная проверочная работа Посаженый отец исполняющий роль

Тематическое планирование по литературе, 8 класс Учитель Пургаева С.Н. урока Кол-во часов Содержание урока I четверть Введение. Русская литература и история. Устное народное творчество. 3 2 В мире русской

Сочинение на тему самые главные качества человека Главные вкладки. Эссе на тему Почему я горжусь тем, что я Русский человек? Лукьяненко Ирина Сергеевна. Опубликовано Их произведения сформировали и формируют

Календарно - тематическое планирование по литературе в 8 классе на 2014-2015 учебный год. Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе составлено в соответствии с

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Класс: 8 Предмет: литература Учебная программа: государственная УМК: Под редакцией В.Я. Коровиной - М: Просвещение, 2010 Количество часов в неделю: 2 Общее количество

Технологическая карта урока литературы «Повесть А. С. Пушкина «Барышня - крестьянка» Лейкина Л.С., учитель литературы и русского языка первой квалификационной категории, МБОУ СОШ 26 Предмет, класс Учитель

Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите один из предложенных вариантов беседы: 1.День пожилого человека (на основе описания фотографии). 2.Моё посещение театра (повествование на основе жизненного

Н. БУСОВА, г. Санкт-Петербург ЧТЕНИЕ НА ДИВАНЕ И НЕРЕШЕННЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР ГЕРОЯ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В РОМАНЕ «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» От автора: Уважаемая редакция! Мое письмо вызвано тем обстоятельством,

Потапенко Любов Тимофіївна, учитель російскої мови та літератури вищої категорії, вчитель-методист Cхвалено на методичної раді школи 17, протокол 2 від 23.11.09р У поданих розробках представлена система

(1)Одно из самых очаровательных воспоминаний детства это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке "Капитанскую дочку".(2) Это были счастливые минуты, их не так много,

Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе 68 часов Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по литературе в 8 классе, 102 часа урока Содержание урока Кол-во часов Дата проведения Введение (1ч.) 1 Русская литература и история. 1 1.09 Устное народное творчество

28 сен 2009. Зуева Е.В. Все сочинения по литературе за 8 класс - файл Все сочинения по литературе за 8 класс.doc. Маша Миронова в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» 13.. Проблема положительного героя

Сочинение тарас бульба отношение к отцу и матери Работа над сочинением по повести Тарас Бульба Владимир Дубровский как матери, Но неожиданное известие о тяжелой болезни отца изменило. 3. Вывод. Мое отношение

Дата проведения по плану Фактич. Тема урока 1 03.09 История на страницах художественных произведений. Х. К. Андерсен «Калоши счастья» 2 05.09 Фольклор. История в произведениях фольклора. Народная историческая

Чулкова М.С. учитель русского языка и литературы МБОУ «Ялтинская средняя школа 2 «Школа будущего» ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ИНТЕРЕСА К УЧЕБЕ Игра - это путь детей к познанию мира, в котором они живут

O o o o Изучение образа Пугачева в разных исторических и литературных источниках Сравнительная характеристика образов из документальных и художественных произведений А.С.Пушкина Выяснение причин, по которым

Почему раскольников пришел именно к соне после убийства сочинение Именно в таких условиях могла родиться идея Раскольникова о праве сильной Почему после убийства старухи и Лизаветы Соня Мармеладова Так

Сочинение на тему мои впечатления о романе отцы и дети Роль пейзажа в романе И. С. Тургенева Отцы и дети В истории русской тягостное впечатление от увиденного: кустарник редкий и низкий, с моей точки зрения,

Роман А.С.Пушкина Евгений Онегин» «энциклопедия русской жизни» (В.Г.Белинский) А.С.Пушкин. ЕвгенийОнегин. (Первое издание) Создавался более 7 лет: с мая 1823 года по сентябрь 1830 г. Пушкин работал над

А. С. Пушкин «Дубровский» Незавершенный роман. Часть I Кирила Петрович и Андрей Гаврилович. Ссора. Что такое русское имение, кого называли помещиком, почему из имения можно были не выезжать годами? Имение

Святые Беседа, посвященная главе Кдошим Отстраняйся от зла и твори добро «...Святы будьте...» (Ваикра, 19:2). Как это? Что такое святость? Кем это мы должны быть? Умными понятно, любимыми понятно, а как

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Вечерняя сменная общеобразовательная школа №5 г. Кунгура

Методическая разработка

открытого внеклассного мероприятия

игра-путешествие «Счастливый случай»

Подготовил:

учитель русского языка и литературы

Шавырин Сергей Николаевич

Кунгур, 2010

Форма проведения внеклассного мероприятия: игра-путешествие

Участники мероприятия: учащиеся класса.

Цель: проверка, обобщение и систематизация знаний по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Задачи:

    Формировать навыки работы в коллективе; умение быстро и лаконично отвечать на поставленный вопрос.

    Развивать интеллектуальные способности учащихся путем вовлечения каждого участника команды в обсуждение предложенного задания игры.

    Воспитывать чувство ответственности учащихся за конечный результат команды в игре; соблюдение правил игры и дисциплинированности на протяжении всего мероприятия.

Оборудование: игровое поле, игровой кубик, фишка, 2 листа для отметки набранных баллов и подведения итогов игры, призы для участников команды.

Подготовительная работа:

Для учителя – разработка конспекта мероприятия; подготовка аудитории, наглядности и призов.

Для учащихся – повторение материала по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

    Вступительная часть.

    В с т у п и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я.

Мы приветствуем вас на игре «Счастливый случай» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Задача, конечно, не слишком простая,

Играя учить и учиться играя.

Но если с учебой сложить развлечения,

То праздникам станет любое ученье!

    С о о б щ е н и е т е м ы и ц е л и м е р о п р и я т и я.

    Конфуций в свое время сказал: «Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятное?!» Мы согласимся с ним и начнем нашу игру. В добрый путь!

    1. Основная часть.

    О б ъ я с н е н и е п р а в и л и г р ы.

В игре участвуют две команды «Белогорцы» и «Оренбуржцы». Каждая команда по очереди бросает игровой кубик и делает фишкой то кол-во ходов, число которых выпало на кубике. Если команда становится на кружок с числом, то отвечает на вопрос и зарабатывает указанное в круге число баллов. Если команда не может дать ответ, право отвечать получает вторая команда. Команда, которая ответила правильно, зарабатывает баллы в свою таблицу. В итоге игры подсчитывается общее кол-во баллов. Команда, набравшая наибольшее кол-во баллов, считается победителем. За однократное нарушение правил игры и дисциплины команда теряет 1 балл.

    Х о д и г р ы.

    Команды по очереди бросают кубик, делают ходы и отвечают на вопросы игрового поля, учитель отмечает кол-во набранных баллов в таблице. Вопросы см. в Приложении 1. Игра считается оконченной, когда фишка оказывается на финише.

    1. Заключительная часть.

    Учитель подсчитывает общее кол-во баллов каждой команды, объявляет и награждает победителей.

Приложение

1. К какому жанру относится произведение «Капитанская дочка»?

а) роман

б) комедия

в) трагедия

г) повесть

2. Как соотносятся эпиграфы и содержание в повести.

а) Эпиграф раскрывает содержание главы.

Б) Эпиграф предваряет появление героя.

В) Эпиграф служит раскрытию характера героя и его судьбы.

Г) Эпиграф иронически трактует последующие события.

3. Каков эпиграф к «Капитанской дочке»?

а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».

б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

в) «Береги честь смолоду».

г) «Стрелялись мы».

4. В какое время происходили события в повести «Капитанская дочка»?

а) 1773 – 1774

б) 1873 – 1874

в) 1678 – 1674

г) 1573 – 1574

5. Отметить главное место действия в повести «Капитанская дочка».

А) Оренбургская губерния.

Б) Санкт-Петербург.

в) Белогорская крепость.

Г) Москва.

6. В какой семье был рожден Петр Гринев («Капитанская дочка»)?

а) в семье крестьян

б) в семье врача

в) в семье военного

г) в семье городничего

7. Какое самое главное напутствие сказал отец сыну Петру перед расставанием (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)?

а) «Служи верно, кому присягнешь»

б) «Слушайся начальников»

в) «Служи в армии, тяни лямку»

г) «Береги платье снову, а честь смолду»

8. Отметить верное суждение.

а) Образ Пугачёва является центральным образом повести.

    б) Образ Пугачева не является центральным, но важен для авторского замысла – изображения русского бунта

9. Укажите фамилию коменданта Белогорской крепости, казненного Пугачевым (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

а) Алексей Швабрин

б) капитан Миронов

    в) Петр Гринев

г) Савельич

  • 10. Как звали Савельича?

а) Осип

б) Иван

в) Семён

г) Архип

11. Имя какого царя присвоил себе Пугачев, герой повести «Капитанская дочка»?

а) Петр I б) Петр III

в) Иван IV г) Павел I

12. Укажите фамилию героя повести «Капитанская дочка», который перешел на сторону Пугачева

а) Алексей Швабрин

б) капитан Миронов

в) Петр Гринев

г) Савельич

    13. По какой причине учитель Петруши Гринева мосье Бопре был выгнан отцом мальчика (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)?

а) он распускал руки

б) он очень любил женский пол

в) он любил выпить и вместо того, чтобы учить Петра, мертвецки спал

г) он не имел диплома учителя

14. Как звали дочку коменданта Белогорской крепости («Капитанская дочка»)?

а) Маша Миронова

б) Татьяна Ларина

в) Ольга Ильинская

г) Маша Пугачева

    15. Какова причина ссоры и дуэли Гринёва и Швабрина?

а) Швабрину не нравились стихи Гринёва

б) Швабрин оскорбил Машу Миронову

в) Гринёв доносил на Швабрина

г) Их поссорил Савельич

    16. Какой подарок делает Пугачёв Петру Гринёву?

а) шубу в) власть

б) не делает подарка г) жизнь

17. Какой главе в произведении соответствует эпиграф «Мирская молва – морская волна»?

а) Сержант гвардии

б) Суд

в) Незваный гость

г) Приступ

    18. Укажите название главы повести «Капитанская дочка», в которой происходит знакомство Петра Гринева с Пугачевым:

а) «Вожатый»

б) «Незваный гость»

в) «Пугачевщина»

г) «Сержант гвардии»

19. При каких обстоятельствах происходит первая встреча Петра Гринёва с Пугачевым?

а) при захвате крепости

б) во время казни Пугачёва

в) когда Гринёв едет в крепость спасать Машу от Швабрина

г) Когда Гринёв заблудился в степи во время метели

20. Кого Пугачёв назначил новым комендантом крепости?

а) Гринёва

б) Швабрина

в) своего сподвижника капрала Белобородова

г) Ивана Миронова

    21. Почему Екатерина II помиловала Гринёва?

а) получила письмо от отца Гринёва

б) Швабрин во всем признался

в) поверила рассказу Маши Мироновой

г) Пугачёв просил помиловать Гринёва

    22. Кто произносит в повести эти слова: «… будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов»?

а) Пугачёв

б) Швабрин

в) Гринёв

г) Савельич

    23. Дополните портрет Пугачёва, вставив пропущенное слово: «… он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но …»:

а) сердитое

б) печальное

в) плутовское

г) измученное

    24. По какой причине А.С.Пушкин избрал рассказчиком Гринёва?

а) Гринёв принадлежал к старой дворянской семье, где понятия «честь» и «служба» неразрывны.

в) Молодость Гринёва позволяет ему забыть о сословной принадлежности и руководствоваться здравым смыслом.

    25. Отметить воинское звание Гринёва.

а) Корнет.

б) Прапорщик.

в) Поручик.

г) Рядовой.

    26. Отметить верное суждение.

а) В центре повести «Капитанская дочка» – судьба героев в трагическое время Пугачёвского бунта.

б)В центре повести «Капитанская дочка» – история жизни Петра Гринёва.

    27. Сколько лет Петруше Гриневу и Маше Мироновой

(Гриневу – 16-17 лет. Маше 18 лет)

    28. Кто такой инвалид в царской армии

(состарившийся на службе солдат).

    29. О ком сказано в повести: «он был парикмахером, потом в Пруссии солдатом… Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности»? (Бопре)

30. Как употребил географическую карту Петруша Гринев? (сделал из нее бумажного змея)

    31. Как звали урядника в Белогорской крепости? (Максимыч)

32. Какие советы дал отец Петру Гриневу при отправлении на службу?

(Служи верно, кому присягнешь. Слушайся начальников. За их лаской не гоняйся. На службу не напрашивайся. От службы не отговаривайся. Помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду).

    33. Как сейчас называется река Яик? Почему ее название было изменено?

(Это река Урал. После Пугачевского бунта, в котором принимали участие яицкие казаки, Яик в 1775 указом императрицы Екатерины II был переименован в Урал. После подавления восстания Пугачева были изменены многие географические названия, чтобы ничего не напоминало о бунте).

    34. Кто и почему распоряжается в крепости? (Действует от имени своего мужа Василиса Егоровна, капитанша. Она «на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла так точно, как своим домом).

35. Чем занимался Гринев в крепости? (Гринев был произведен в офицеры, но служба его «не отягощала». Он стал читать, в нем «пробудилась охота к литературе»: он переводил и даже сочинял стихи).

36. Что послужило причиной, а что поводом к ссоре между Гриневым и Швабриным?

(Причина была в том, что Гриневу не нравились «всегдашние шутки» Швабрина насчет семьи коменданта, он начинал понимать, что Швабрин – нечестный и недобрый человек. Швабрина же Гринев раздражал своей открытостью и простотой, тем, что он любит Машу, к которой Швабрин безуспешно сватался. Поводом же ссоры и дуэли послужила не «просто грубая и злая насмешка», а «обдуманная клевета». Ссора назревала давно и была неизбежной).

37. Как был ранен Гринев?

(Швабрин воспользовался тем, что Гринева отвлек призыв Савельича, и нанес ему подлый удар).

    38. Что защищал Гринев на дуэли?

(Он защищал честь и достоинство свои и своей любимой. А Василисе Егоровне, не называя истинных причин, объяснил, что они с Швабриным поссорились «за песенку»).

39. Почему Гринев помирился со Швабриным?

(«Я был слишком счастлив, чтобы хранить в сердце чувство неприязненное». Гринев решил, что Швабрин искренне раскаялся, считал, что тот клеветал из чувства «оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви», и «великодушно» простил своего «несчастного соперника»).

    40. Почему Андрей Петрович Гринев отказал сыну в благословлении на брак с Машей Мироновой?

(Отец решил, что сын ведет себя недостойно, что вместо службы он дерется на дуэлях «с такими же сорванцами», что следует не женить его, а выбить из него «дурь»).

    41. Как Гринев-отец узнал о взаимоотношениях сына с Машей?

(отцу донес Швабрин, написав ему письмо).

    42. Почему Маша отказалась выйти замуж за Гринева?

(Маша считала, что без благословления родителей счастье невозможно. Она искренне любит Гринева и желает ему счастья «хотя бы с другой»).

    43. Как в крепости узнали о предстоящей угрозе нападения Пугачева?

(Комендантом крепости было получено секретное письмо от генерала с требованием принять «надлежащие меры» к отражению «злодея и самозванца». Обратим внимание на оговорку, которую сделал капитан на совещании офицеров: «…а у нас всего сто тридцать человек, не считая казаков». Войско бунтовщиков намного превосходило защитников и обитателей крепости).

    44. Какие черты характера капитана Миронова раскрывает сцена его гибели?

(бескорыстие, честность, верность присяге императрице. Он жил честно, скромно, и смерть свою встретил достойно. Последние слова капитана: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышишь ты!»)

    45. Как описан Швабрин в сцене казни?

(он успел не только переметнуться на сторону Пугачева, но и обстричься «в кружок» и одеться в казацкий кафтан. Кроме того, он успел что-то шепнуть Пугачеву, после чего Гринева поволокли на виселицу).

    46. В чем причина чудесного спасения Гринева?

(Пугачев узнал своих былых попутчиков и вспомнил о пожалованном заячьем тулупчике).

    47. Как ведет себя Пугачев в сцене освобождения Гринева?

(Пугачев проявляет сметливость, хитрость, изворотливость. Он оправдывает отказ Гринева целовать его руку так: «Его благородие, знать, одурел от радости»).

    48. Как ведет себя народ в главе «Приступ»? На чьей он стороне?

(народ показал себя как бессловесная толпа, принимающая сторону силы, подчиняющаяся силе. Когда Пугачев уехал, «народ бросился за ним»).

    49. В чем причина падения Белогорской крепости и победы пугачевцев?

(Пугачев встретил большую поддержку в народе. Несмотря на стихийный характер восстания, социальная направленность его была ясна для каждого участника: оно было нацелено против помещиков, правительства и военного начальства, против крепостного права и всякого угнетения народа).

    50. Прокомментируйте сцену с Савельичем. Почему Пугачев велел прочитать бумагу Савельича «обер-секретарю»?

(Пугачев был неграмотен, но не хотел в этом признаться, поэтому он схитрил: «Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать». Сцена с Савельичем носит юмористический характер: верный слуга решил разграбленное барское добро, едва избежав гибели. Прием несоответствия действий героя ситуации создает юмористический эффект).

Повесть «Капитанская дочка» можно отнести к одному из вершинных произведений А. С. Пушкина, выполненных в прозе. Не раз даже сам автор данного произведения говорил, что оно историческое, так как в основе лежат крестьянские восстания под предводительством Пугачева. Автор сумел воссоздать атмосферу, которая была характерна для тех времен. Он потрясающе изобразил характеры главных героев и простых людей, которые жили в то тяжелое время.

Произведение является неким повествованием, которое ведется от лица главного героя - П. Гринева. Он стал свидетелем и участником всех описываемых автором событий. Но произведение было бы неполным, если бы в нем не нашлось место для героя, который является полной противоположностью Гринева. Речь идет, конечно же, о Швабрине. С помощью него автору удалось сделать сюжет повести более ярким и захватывающим. Наверное, поэтому образ Швабрина и Гринева рассматриваются только вместе. Но в данном обзоре следует более подробно рассмотреть главного антигероя повести.

Что скрывается в образе Швабрина?

Образ Швабрина продемонстрировал, насколько люди могут быть мелочными, эгоистичными и трусливыми в своих желаниях. С Гриневым в повести «Капитанская дочка» Швабрина объединяет только одно - сильные чувства к М. Мироновой. Под образом антигероя скрывается аристократ, который уже когда-то проходил службу в гвардии. В он попал в силу своего не очень легкого характера. А именно после того момента, когда на очередной дуэли ним был убит поручик.

Автор повести указал, что был такой момент, когда Швабрин уже сватался к Маше. Но ответ, естественно, был отрицательным. Именно поэтому от него нередко можно было услышать оскорбления в ее адрес. Эти нелицеприятные выражения и стали поводом для дуэли между ним и Гриневым. Но образ Швабрина в повести «Капитанская дочка» не наделен таким качеством, как честность. В тот момент, когда Гринев отвернулся на окрик слуги, Швабрин сумел его тяжело ранить.

Среди недостатков, которыми был наделен антигерой повести, особенно хорошо выделяется отсутствие таких понятий, как честь и служебный долг. В тот момент, когда крепость пала под натиском Пугачева, Швабрин, недолго думая, переходит на его сторону, получив при этом должность одного из командиров. Причиной перехода на мятежную сторону стала ненависть к Гриневу и желание, чтобы Маша стала его женой.

Отношение автора к образу, который был раскрыт в лице Швабрина

Алексей Иванович Швабрин, лишенный каких-либо моральных устоев, показан в повести как развращенный интригами и заговорами, придворными нравами, офицер-гвардеец. Он достаточно сильно презирал отечественную действительность и даже говорил исключительно на французском языке. Но Александр Сергеевич Пушкин не обделил образ Швабрина в повести «Капитанская дочка» и положительными качествами. Автор наделил его острым умом, находчивостью и хорошим образованием.

Со стороны автора к данному герою проявляется отрицательное отношение. Если смотреть на его оценку, то можно с большой точностью сказать, что она достаточно негативная. Это можно увидеть хотя бы в том, что в повести он упоминается только по фамилии. Также в некоторых местах произведения указаны только инициалы данного антигероя.

К чему привела Швабрина в итоге его подлость?

И что же получается в итоге? Пугачев, которому Гринев поведал о том, что Швабрин держит Машу силой, разгневался. Образ Швабрина в повести «Капитанская дочка» стал превосходной демонстрацией того, что может произойти с человеком, если он забудет про честь, храбрость и отвагу. Но сказать, что это чему-то учит, нельзя. Когда Швабрин попал в правительственные войска, среди изменников он выделил и Петра. Это он сделал в первую очередь для того, чтобы снять подозрения с себя. Естественно, что Гринев смог выйти из сложной ситуации, не потеряв при этом своей чести и офицерской отваги.

Судьба Швабрина так и осталась загадкой, так как А. С. Пушкин ничего определенного по этому поводу не написал. Но скорее всего, его просто казнили. И назвать подобное наказание несправедливым нельзя.

Что пытался А. С. Пушкин показать читателям при помощи образа Швабрина?

Наверное, автор пытался показать, что людей за их поступки осуждать не надо, используя для этих целей образ Швабрина в повести «Капитанская дочка». Лучше их пожалеть и посочувствовать им. Швабрина можно отнести к тем людям, которые не могут избавиться от своих страхов. Он ничего не видит кроме того, что напрямую связано с ним. Даже не аристократическое происхождение сделало его таким, а отсутствие каких-либо душевных качеств.

К большому сожалению, людей, похожих на Швабрина, вокруг достаточно много. Они наносят вред другим людям, которые хоть чем-то напоминают собой таких персонажей, как Гринев и Маша. Но, как и в повести А. С. Пушкина, все их злодеяния всегда действуют против своих хозяев. Именно в этом заключается беда таких людей. Так, страх способен породить только лицемерие и ложь, которые, в свою очередь, ведут к неудачам.

Что скрыто в образе Швабрина?

Но ведь образ Швабрина был создан не просто так. С его помощью автор показал, что подлость способна привести только к неудачам и провалу. Практически каждый совершаемый нами поступок ведет к определенному результату. Так что необходимо подвести следующий итог: один раз позабыв о своей чести, можно обречь себя на дальнейшие неудачи.