Психодрама Морено. Психотерапия, основанная на игре и импровизациях. Психодрама как метод групповой психотерапии

Психодрама, или психодрама Морено, что обусловлено именем создателя методики — это психотерапевтический метод. Основателем выступает Я. Морено. Традиционное понятие психодрамы подразумевает проведение групповых терапевтических процессов, где главный инструмент — это импровизация пациентов как актеров.

Драматерапия преследует несколько целей — изучить внутренний мир, развить творческий потенциал и расширить возможности взаимодействия человека с социумом. Причем драматерапия может использоваться как психотерапия, так и в качестве обучения.

Важные особенности

Метод психодрамы основан на психотерапевтическом действии, представляющем собой ролевые игры. В процессе этой игры проводят своего рода драматические импровизационные действия, за счет которых удается изучить внутренний мир человека и создать условия для самопроизвольного раскрытия пациентом чувств, переживаний или эмоций, имеющих непосредственное отношение к возникшим у него проблемам. То есть пациент сам приходит к осознанию проблемы путем игры.

Существуют различные формы и виды психодрамы, которые в свое время предложил Якоб Морено. Со временем драматерапия не стояла на месте, а активно развивалась, расширяя свои возможности.

Гештальтпсихология и драматерапия имеют тесную связь между собой. Современная гештальтпсихология предусматривает необходимость осознать собственные потребности, ощущения, чувства и эмоции, а также предпочтения в социуме. У психодрамы цели во многом похожи. Эти методы являются невероятно востребованными и эффективными в психотерапии.

Техника психодрамы, которую разработал сам Морено, была создана во многом случайно. Можно сказать, самая первая техника психодрамы, которую наблюдал специалист, происходила в парке города Вена, где играли дети. Они разыгрывали вымышленные сценки. Причем как оказалось в ходе наблюдений, каждому из участников была отведена своя роль. В результате игра сформировалась в настоящее свободное творчество, перерастающее в контакт.

Основой же психодрамы как метода психотерапии называют инсайт. Также сюда относят катарсисы, роли и спонтанность. Инсайтом называют внезапное осознание, резкое понимание ситуации, положения в жизни, в котором оказался человек. Инсайт происходит во время игры и позволяет достичь человеком главного — осознания проблемы.

Техники психодрамы имеют важное отличие от классического понятия театральной сцены. Ведь там тоже есть свои актеры и роли. Однако что такое психодрама? Это действие, основанное на практически полной импровизации. Здесь раздаются только роли, своего рода фундамент для каждого участника. Его практически не ограничивают какими-либо рамками, то есть простор для творчества и импровизации огромен. Если в театре заранее известен финал, то методика психодрамы предусматривает всегда неожиданную концовку.

За распределение ролей отвечают сами пациенты или участники, в то время как задача терапевта — наблюдать и смотреть, насколько тот или иной человек справляется со своими задачами, положением, как ведет себя в той или иной роли.

Разновидности

Морено делал акцент на трех основных видах психодрамы. Отличие между ними заключается в том, чему именно посвящается проблема.

  1. Проблема отдельного человека. Здесь речь идет о проведении при психодраме упражнений, направленных целиком и полностью на проблему одного из членов группы.
  2. Проблема группы. Тут упор делается на отношения внутри группы между самими участниками, а также ведущего, который активно вовлекается в процесс.
  3. Проблема темы. Основывается такая техника на теме, которая волнует всех участников группы.

На самом деле драматерпия позволяет решить множество проблем, ответить на ряд вопросов и помочь человеку обрести собственное я. В настоящее время активно используется людьми семейная практика психодрамы, монодрама, общение с безработными для получения ответов о своих неудачах. Психодрама с безработными во многом позволяет понять, почему именно человек оказался без работы, действительно ли виноваты другие, а не он сам.

Активно проводится лечение, совмещенное с простыми тренингами для саморазвития детей. Ребенок, принимающий участие в таком действии как театротерапия или драматерапия, познает себя, лучше адаптируется в обществе. Важные вспомогательные преимущества психодрамы для детей — это возможность развить в себе творческую личность и развить способность к импровизациям. То есть подобная практика носит и профилактический эффект. Детская психодрама обретает все большую популярность.

Цели драматерапии

Театротерапия или психодрама затрагивает множество аспектов жизни человека. Подобная психотерапевтическая деятельность может использоваться в различных областях:

  • при работе с детьми — детская психодрама;
  • с родителями и их детьми одновременно, создавая смешанные группы;
  • семейная терапия, где участие принимают буквально все, от бабушек и дедушек до правнуков;
  • супружеские тренинги, необходимые для решения сложившихся проблем в паре;
  • с рабочими коллективами, компаниями или организациями.

Человек, потеряв работу, мотивацию или себя, может обратиться за помощью к психодраме. Этот метод психотерапии отличается высокой эффективностью. Хотя решиться на подобный шаг может не каждый.

Кому-то больше подходит монодрама, то есть игра одного актера и раскрытие собственных проблем. Здесь участие принимает только один человек. Другим важна и полезна социодрама, то есть психотерапия с группой людей. Работу с ними проводит психодраматист. Для проведения психодрамы обучение специальный психодраматист должен пройти очень серьезное. Эта задача по силам далеко не каждому.

Элементы психодрамы

Все техники психодрамы объединяют пять основных элементов, которые применяют в каждом психодраматическом методе.

  • Первый или главный актер. Более распространенное обозначение этого элемента тренинга — протагонист. Это человек, который занимает центральное место в действии. В процессе терапии он исследует собственную личность. Важная особенность заключается в том, что первый актер не должен играть или пытаться быть именно актером. Задача противоположная. От него ждут раскрытия самого себя и собственного внутреннего мира на сцене. То есть необходимо быть свободным, осуществлять все действия, которые приходят на ум. Быть собой, а не изображать кого-то — вот основная суть протогониста в психодраме.
  • Директор. Это и есть психодрамист. Каждая терапия проводится с обязательным участием ведущего или психотерапевта в группе. Его принято называть психодраматист. Его задача — совместно с протагонистом определять течение процесса и создавать определенные условия, чтобы формировать индивидуальные драмы. Всего психодраматист выполняет сразу четыре функции. О них расскажем позже.
  • Дополнительный «я». Это в основном участники группы психотерапии, функция которых — сыграть роль важных для первого актера людей. За счет этого развивается процесс драмы. Также дополнительные «я» являются помощниками для психодраматиста. Они обязаны выполнять его инструкции и следовать всем указаниям. Но все же их главная задача — это помощью протагонисту. Они могут изображать как вполне реальных, так и вымышленных персонажей из жизни первого актера. Именно с этими персонажами актер связывает возникшие у него проблемы. Для их решения нужно с ними встретиться. Здесь и вступают в работу дополнительные «я».
  • Группа или просто зрители. Это часть людей из психотерапевтической группы психодрамы, не принимающие участие в процессе драмы. Несмотря на это, зрители остаются активными участниками всего процесса, получая от него определенное удовольствие и, что самое главное, пользу. Не стоит недооценивать значение зрителей. Морено четко сравнил их с обычными зрителями кино. Вы можете сами представить себе, каково это смотреть на цунами с экрана, либо наблюдать такое действие вживую. Примерно так отождествлял разницу между обычными зрителями и зрителями психодрамы Морено. От наличия зрителей удается получить двойной эффект. Прежде всего, они оказывают поддержку и помощь главному актеру, настраивают его, подбадривают или наоборот, критикуют. Не редко зритель может спонтанно стать участником действия. Чем изолированнее ощущает себя первый актер, тем большую роль будут играть зрители как люди, сопереживающие, признающие и понимающие его. Вторая важная особенность — это возможность посмотреть на свою ситуацию со стороны. Часто сеансы психодрамы проводят с людьми, объединенными одной проблемой. Потому действие, осуществляемое первым актером или протагонистом, непосредственно касается каждого из присутствующих.
  • Сцена. В большинстве случаев это обычная площадка, на которой имеется достаточно свободного места, чтобы осуществлять различного рода физические действия. Хотя Морено разработал для этих целей специальную сцену, где можно разыгрывать процесс на различных уровнях.

Функции директора

Как мы уже отмечали, когда проводится театротерапия или психодраматический сеанс, важным его звеном выступает психодраматист. У него есть свои определенные функции.

  • Первостепенная задача директора или психодраматиста — организовывать процесс, начинать действие и стимулировать участников к активности. Своего рода режиссер-постановщик. Наблюдая за процессами протагониста, психодраматисты должны стремиться приближать актера к максимально глубокому самопознанию и раскрытию ситуации, в которую он вошел.
  • Директор выступает в роли ведущего для группы психотерапии. В этом качестве на его плечи возлагается обязанность следить за тем, чтобы сохранить эмоциональный контакт между главным актером и остальными участниками группы. Основная цель — формирование атмосферы поддержки и понимания друг с другом.
  • Директор может выполнять как активную, так и пассивную роль. Пассивная роль выполняется в том случае, если протагонист берет на себя инициативу и не нуждается в стимуляции. Если же первый актер ведет себя достаточно пассивно, задача терапевта заключается в необходимости его разговорить, подвести к определенным действиям. Для этих целей могут применяться различные методы и приемы — нападение, выкрики или даже шутки в сторону протагониста.
  • Аналитик. Последняя, но не менее значимая роль терапевта. Он не должен вовлекаться в процесс драматический действий, но обязан давать всем необходимые инструкции. Терапевт анализирует происходящее, следит за настроениями и оценивает текущие мысли, чувства или особенности поведения каждого отдельно взятого участника группы. На основании этого делаются соответствующие выводы и заключения, выбираются темы для раскрытия и пр.

Как проводится терапия

Как взрослая, так и детская психодрама в основном проводится группами. Изначально проводились исключительно групповые психотерапевтические сеансы. Сегодня возможны и индивидуальные тренинги.

Чем больше людей принимает участие в терапии, тем шире возможности по охвату наиболее значимых и проблемных ситуаций в ходе занятий. Их называют сессиями. Каждая сессия включает в себя три этапа. Причем на каждой новой сессии проводятся повторные шаги:

Когда в результате психодрамы удается разобраться в проблеме выбранного на первом этапе протагониста, может быть принято решение пройти повторный круг. То есть вновь начать с процесса выбора протагониста, провести действие и завершить все шерингом.

Важной особенностью психодрамы является возможность получения результата не только при разыгрывании жизненных реальных ситуаций. Определенную помощь человек получает даже при участии в процессах, которые в действительности никогда с ним не происходили. Это в основном имеет отношение к испытываемым негативным эмоциям. С помощью психодрамы можно решить такие проблемы как чувство ненависти, страх перед чем-то или кем-то, а также отчаяние или злоба.

Главная задача психодрамы — избавить человека от эмоциональных блокаторов, поменять отношение к окружающему миру в положительную сторону и решить имеющиеся внутренние проблемы.

Основатель психодрамы Якоб Морено (1993, 2001, 2003) показал, что с душевно больными, неспособными к переносу, можно войти в контакт с помощью обмена ролями. Чтобы в работе с больным были представлены расщепленные части его личности и галлюцинаторные объекты, Морено ввел в практику команду помощников – вспомогательные «Я» пациента.

Современные драматерапевты считают психопатологические симптомы следствием ролевых конфликтов, ролевых фиксаций, недостаточной ролевой гибкости и нарушения ролевого развития или же описывают их как «невроз креативности», сопровождающий «снижение мотивации».

Психодрама показана при неврозах с нарушениями социального поведения и контактов, трудовой и профессиональной деятельности, психосоматических заболеваниях и химической зависимости. Особенно показана психодрама пациентам с алекситимией (неспособностью вербализовать эмоциональные переживания и внутренние конфликты), а также людям, из-за робости сдерживающим внешние проявления своих глубинных чувств или сросшимся со своей социальной ролью.

Цель психодрамы состоит в том, чтобы облегчить проявление скрытых чувств, обеспечить достижение инсайта и помочь пациенту создать новые и более эффективные формы поведения, раскрыть неисследованные возможности разрешения конфликтов. Психодрама опирается на теорию катарсиса, объясняющую очищающее воздействие театра как на зрителей, так и на самих актеров. Психодрама включает человека в невербальный взаимообмен партнеров актуальными эмоциями, как положительными, так и отрицательными.

Зерка Морено (1998) подчеркивает творческое значение взаимного переживания партнеров, создающего межличностное и групповое согласие. Благодаря содействию и сопереживанию участников группы подлинной судьбе протагониста возникает групповой инсайт, которому Морено придавал особую роль в лечении психически больных.

В задачу терапевта входит разогрев группы, помощь в организации психодрамы, управление действием, которое происходит на сцене, и совместное с участниками исследование результатов. Он должен также обеспечить сопровождение (фасилитацию), наблюдение, управление и творческий настрой. Основными техниками являются:
презентация себя, презентация других, интервью в роли другого и интервью в роли себя, монолог, смена ролей, дубль, вспомогательное «Я», зеркало и проекция в будущее.

Спецификой психодрамы является «инсайт-в-действии», имеющий три характеристики: обучение через непосредственный опыт, обучение через действие, некогнитивное (опытное, чувственное) обучение. Выделяют 4 стадии достижения инсайта:
1) подготовка (парень приглашает девушку на свидание, соперник высмеивает его, девушка уходит);
2) созревание (парень переживает, безуспешно пробует разные способы решения проблемы);
3) озарение (он начинает посещать секцию бокса и проходит ассертивный тренинг);
4) проверка (парень побеждает соперника и возвращает девушку).

В отличие от словесных интерпретаций психоанализа в психодраме используются в основном «действенные интерпретации», которые показывают протагонисту смысл его поведения в форме ролевой игры. При этом перенос выглядит как повторяющееся действие из прошлого, сопротивление – как противодействие, а отыгрывание в действии происходит через коммуникативное действие.

Если в психоанализе отыгрывание в действии не поощряется, то в психодраме оно представляет необходимую фазу терапевтического процесса. Выделяют 6 аспектов отыгрывания:
1) проживание (разыгрывание с помощью движений),
2) эмоциональное отреагирование,
3) помещение в настоящее из прошлого или будущего,
4) выход внутренней реальности вовне,
5) язык действий,
6) заявленные сознательные действия.

Переносы на ведущего и партнеров обычно проявляются в соперничестве за благосклонность ведущего и отражают сиблинговые конфликты, которые безотлагательно выявляются, конкретизируются и прорабатываются с помощью методов психодрамы. Сопротивление в психодраме проявляется: а) в блокировке спонтанности протагониста, б) барьерах между членами группы и в) между группой и психодраматистом. Таким образом участники пытаются избежать переживания тревоги, вины и стыда. Сопротивление сначала анализируют, а затем нейтрализуют. Анализ сопротивления в психодраме проходит 3 стадии:
1) осознание (идентификация, вербализация);
2) выявление причины (от чего защищается);
3) отказ от сопротивления (поощрение завершения действия).

Для нейтрализации сопротивления организуется «разогревающий процесс, продвигающийся от периферии к центру» (З. Морено, 1998). Д. Киппер (1993) описывает прием под названием «Временная кончина и оживление группы» для преодоления сопротивления в психодраматической группе. Добровольца просят изображать недееспособную группу, лежа на полу как бы в коме. Он может выборочно отвечать на вопросы тех, кто подойдет к нему. Ведущий обращается к группе со словами: «Вот лежит бездыханная группа. Выясните, можно ли вернуть ее к жизни, и хочет ли она этого. Можете поступать, как хотите, – похоронить или оживить ее. Можете начинать прямо сейчас». Далее ведущий не вмешивается.

Психодраматическое действие определяется следующими правилами:
- разыгрывание вместо описания;
- подлинность коллизий и чувств («здесь, сейчас, с нами»);
- максимальная вовлеченность;
- спонтанное реагирование;
- выборочная фокусировка – изменение временных параметров, драматизация;
- расширение познавательных возможностей – защищенность, эмоциональный
опыт, сверхреальность (воплощение игры воображения), учет индивидуальных возможностей в продвижении, навык сдерживания;
- последовательность взаимосвязанных разыгрываемых эпизодов.

Я. Морено (2003, с. 112) успешно использовал психодраму для лечения больных шизофренией, что позволило ему сделать следующий вывод: «Психодрама предоставила пациентам среду, в которой их внутреннее «Я» могло развиваться и раскрываться. В этой среде они могли выражать свои иллюзии и галлюцинации в той степени, в которой это было бы невозможно в обычной терапевтической ситуации. С помощью психодраматического процесса были разыграны все роли, которые нуждались в презентации, и, поскольку были установлены межролевые отношения между пациентами и вспомогательными «Я», мы смогли остановить дальнейшее ухудшение и в 25-ти случаях вывести пациентов на такой уровень взаимоотношений, который более пригоден для жизни за стенами клиники».

Морено (2003) приводит ряд психодраматических техник, разработанных им специально для больных шизофренией.
- Техника замещающей роли. Пациента, отказывающегося играть самого себя, просят сыграть из роли персонажа, связанного с ним. Если он и это считает вторжением в его приватность, ему предлагают выбрать какую-нибудь символическую роль.
- Техника зеркала. Чтобы пациент, чрезмерно включающийся в роль, мог увидеть себя со стороны, вспомогательные «Я» играют роль пациента, а также другие, введенные им роли. Эта техника используется и при отказе пациента играть, при этом учитывают его замечания из зрительской позиции и в подходящий момент предлагают забрать свою роль у вспомогательных «Я».
- Техника проекции. Пациент с помощью вспомогательных «Я» разыгрывает ситуацию, которая существует в его воображении (наподобие сцены отравления отца, поставленной Гамлетом перед матерью с помощью бродячих актеров).
- Техника обмена ролями. Пациент в роли терапевта лечит вспомогательное «Я», играющее самого пациента.
- Техника символической дистанции. Вначале пациент играет роль, исключающую симптом. Например, сын, бьющий мать, играет принца, у которого не поднимается рука на королеву. Затем социальный статус ролей постепенно снижается до реального с сохранением контроля над агрессией.
- Техника дубля. Пациент изображает скрытую сторону своей амбивалентности, вспомогательное «Я» – сторону, предъявляемую окружающим. Между ними разыгрывается борьба.
- Техника действия в альтернативной роли. Если пациент во время игры не в состоянии сотрудничать со вспомогательными «Я», он берет их функции на себя, переключаясь по ходу действия из одной роли в другую.
- Техника вспомогательного мира. Когда пациент живет в психотическом мире, вспомогательные «Я» воплощают образы его фантазий, обеспечивая больному контакт с реальностью, как в случае с больным, представлявшим себя Гитлером.

Оптимальные размеры психодраматической группы 6–9 человек. Предпочтителен гетерогенный состав и открытая форма группы, прием новых членов сопровождается клятвой о групповой тайне и взаимном доверии, открытости и активности. Обычно на групповой сессии в качестве наблюдателей присутствуют коллеги ведущего (директора) и супервизор – обучающий директор.

Групповое занятие может длиться от 15 мин. до нескольких часов. Выделяют четыре основных стадии сессии. Примерно 15% времени отводится на подготовительную стадию, 65% на стадию действия и 20% на две последние стадии: анализ и обсуждение.

1-я стадия психодрамы. На этой стадии последовательно решаются три задачи: разогрев, диагностика, анамнез. Происходит постепенное усиление двигательной активности участников, стимуляция спонтанных поведенческих реакций и фокусировка внимания членов группы на определенной проблеме.

На первом занятии режиссер коротко рассказывает о природе и целях психодрамы, участники могут задать вопросы. В долгосрочной группе часто используется ненаправленная разминка, чтобы подготовить участников к работе. Членов группы могут попросить кратко высказать, что они осознали ко времени прихода на сессию, или прокомментировать свою готовность (или неготовность) к работе.

В процессе разогрева выявляется протагонист – главное действующее лицо, драматург и режиссер сегодняшней психодрамы. По ходу его самодиагностики и сообщения необходимых анамнестических данных директор отыскивает ключи – индикаторы проблемы в вербальном и невербальном поведении протагониста. На основе найденных ключей может быть разыграна сцена, метафорически изображающая ситуацию: «Два козлика на узкой тропинке» и т.п.

Протагонист вместе с директором подбирает вспомогательные «Я», играющие значимых других и субличности пациента. Они должны сопереживать протагонисту, чутко улавливать указания терапевта и вносить в игру собственное чувствование проблемы.
Зерка Морено (1998) выделяет 5 функций вспомогательного «Я»:
1) играть нужную для протагониста роль;
2) понимать отношения протагониста к изображаемым персонажам;
3) прояснять не осознаваемые им аспекты этих отношений;
4) направлять протагониста на поиск разрешения внутренних проблем и межличностных конфликтов;
5) «наводить мосты» для перехода от ролевой игры к реальной жизни.

Вспомогательные «Я» являются посредниками между протагонистом и директором, полученные от них обоих указания определяют их в остальном спонтанную игру. При работе с психически больными необходимо вначале обучать пациентов, исполняющих роли вспомогательных «Я», или использовать ассистентов.

2-я стадия – психодраматического действия, наиболее продолжительна и динамична. В ней достигаются катарсис и инсайт-в-действии по проблеме (отреагирование и осознание вытесненных чувств). Разыгрываются не только ситуации межличностных отношений пациента, но и фантазии, сны; действующими лицами могут выступать противоборствующие силы человека.

Задача научения решается переигрыванием травмирующей ситуации из прошлого с элементами ролевого тренинга. Данная задача при необходимости облегчается изменением сценария, обменом ролями, изменением состава и поведения действующих лиц, а также поддерживающим реагированием зрителей. Протагонисту предлагают завершить свои фантазии; сделать то, что не было сделано и переделать то, что было
сделано неправильно. Применяются такие приемы, как проекция на будущее и моделирование реальности.

Дж. Кори (2003) рекомендует режиссеру следующие действия.
- Протагониста следует поощрять к тому, чтобы он как можно раньше научился разыгрывать сцены, включающие в себя конфликт взаимоотношений.
- Все действия должны производиться в режиме «здесь и теперь». Таким образом, если человек работает с ситуацией прошлого, режиссер помогает ему говорить в настоящем времени.
- Протагонист нуждается в свободе выбора событий, времени, места и людей, которые будут включены в ситуацию
- Наиболее разумно начинать работу с менее значимых событий и оставлять травматические сцены на более позднее время.
- Протагониста просят реконструировать ситуацию как можно точнее, избегая при этом чрезмерного погружения в воспоминание конкретных слов и реплик. Важнее выяснить, как ему запомнились основные черты взаимодействия.
- Протагониста следует поощрять к максимально возможному вербальному и
невербальному выражению себя. При этом режиссер должен быть предусмот-
рительным и осторожным.
- Протагонисту можно предоставить возможность сыграть роль каждого человека в разыгрываемой сцене (обмен ролями); это может помочь ему понять, как это событие воспринимают другие участники конфликта, что они чувствуют по этому поводу.

В завершение данной стадии группа выражает глубокое сопереживание и принятие протагонисту, давая ему возможность войти в трансцендентальное измерение. Разыгрываются такие финальные сцены, как получение награды, исправление, последний диалог, предстоящая работа, счастливый конец, родительская забота, комплименты, подарки, разделение (протагониста и группы), групповое фото.

3-я стадия – шеринг («дележка»). Вначале происходит шеринг из ролей (ролевая обратная связь). Исполнители тех или иных ролей, в том числе дублеры протагониста, описывают чувства своих персонажей, испытанные во время игры. Терапевт следит, чтобы участники говорили о чувствах, не подменяя их рационализированными интерпретациями, оценками, советами (правила ролевой обратной связи). Происходит восстановление эмоциональной стабильности протагониста, достигается чувство разделенности проблемы, оптимизма.

Затем протагонист осуществляет деролинг (выход из ролей), подходя к каждому участнику со словами: «Ты больше не… Ты (называется реальное имя участника)». Эта процедура позволяет освободиться от остатков ролевых переживаний. Данную стадию завершает шеринг от себя (см. упражнения).

Зерка Морено (1998) дает несколько ценных советов по проведению шеринга.
- Участники говорят не о протагонисте, а о своих чувствах к нему и к другим персонажам драматического действия.
- Участники не используют холодный анализ и критику, а выражают уважение и благодарность протагонисту за его публичное самораскрытие.
- Исцеляющего эффекта следует ждать не столько от инсайта, сколько от обмена чувствами.
- Анализ, интерпретации и оценки можно производить только после того, как протагонист успокоится.

Если вместо этого участники группы пытаются анализировать или решать проблемы протагониста, Дж. Кори (2003) рекомендует помочь им следующими вопросами:
- Как психодрама протагониста повлияла на вас?
- Какие чувства вы испытывали, когда участвовали в его психодраме?
- Какие переживания вашей жизни можно соотнести с его ситуацией?
- Родились ли у вас какие-нибудь чувства по отношению к нему, которые вы хотели бы с ним обсудить?

Завершающие задачи данной стадии:
1) оказание помощи членам группы для перенесения того, чему они научились во время сессии, в повседневную жизнь;
2) подведение итогов и выделение основных моментов сессии;
3) планирование следующей сессии или определение будущих тем для работы;
4) обеспечение дополнительной поддержки;
5) введение какого-либо ритуала завершения (если он адекватен ситуации);
6) работа с чувствами, касающимися отделения и ухода;
7) обращение к незавершенным моментам сессии или поощрение членов группы на краткое выражение того, что не было высказано.

4-я стадия – процессинг (процесс-анализ) представляет собой дидактическую конференцию, которая посвящается обучению с углубленным пониманием техники. Процессинг может центрироваться на обучающемся терапевте, на протагонисте, на группе. Выявленные личностные проблемы обучающегося терапевта оставляются для личной терапии и проработки на следующих сессиях. Публичное обсуждение личности протагониста в его присутствии протекает как обучение теории личности, при необходимости особенности его личности анализируются в его отсутствие в группе
студентов. Позиция преподавателя во время процессинга сочетает критический анализ с поддержкой.

Драматерапевт должен (Холмс и Карп, 1997):
- иметь твердый и оптимистический взгляд на потенциал группы;
- быть уверенным в себе и создавать ощущение, что в группе происходят какие-то позитивные изменения;
- создавать ситуации, когда все становится возможным: ведущий в состоянии создать атмосферу волшебного творчества;
- создавать атмосферу, в которой все неизвестное, не проговоренное, не случившееся оказывается столь же важным, как и все, что произошло в жизни;
- обладать подлинным ощущением игры, удовольствия, свежести и уметь воплощать и юмор, и пафос;
- иметь изначальные идеи, мечты и фантазии Морено и быть способным воплотить их в действии;
- иметь склонность к риску; уметь оказать поддержку, стимулировать, а иногда и провоцировать участника на терапевтическую работу;
- уметь индуцировать в других ощущение спонтанности и творческого полета, которые приводят к личностным изменениям.

Порой необходимо, чтобы человек выплеснул свои проблемы и переживания, осознал и принял себя, но как этого достичь психологам? Сегодня мы поговорим о таком способе, как метод психодрамы.

Что такое психодрама? Давайте дадим ей определение.

Психодрама является методом группового терапевтического приема для познания внутреннего «Я» человека, направленный на выявление проблем. Драматическая импровизация является главным инструментом в этом методе.

В чем отличие между обычным театральным представлением и этим методом психологии? Во втором случае нет ограничений в импровизации, человек сам определяет свою роль, не имея у себя в голове заранее заученного текста.

Используя такой прием, как психодрама, упражнения которой являются только групповыми, нужно уметь классифицировать группы людей:

  • Дети, то есть детская психодрама.
  • Родители и дети – смешанные группы.
  • Целые семьи, группы, в которых присутствует целиком вся семья (бабушки, дедушки, тети).
  • Супруги.
  • Коллеги – бывает, что помощь необходима целому рабочему коллективу.

Группы готовы. Необходимо учитывать и основные аспекты такого понятия, как психодрама; как метод психотерапии это сложный механизм, включающий в себя следующие понятия:

1. Определение роли и сама игра. Самое важное здесь не то, каким будет персонаж – добрым или злым. Важнее всего выявление материала, с которым предстоит работать.

2. Спонтанность, импровизация. Не должно быть заготовок, не должно быть строго определенных жестов. Необходимо дать личности раскрыться и предстать во всей своей красе, показать свою многогранность.

3. Осознание. Озарение, снизошедшее на всех участников группы, является той самой целью психодрамы. Главные герои понимают и принимают себя, свои ошибки и действия, второстепенные – находят выход из проблем и становятся более уверенными.

Структура стадий разыгрывания драмы

У любой драмы есть свое определенное строение, также и в такой науке, как психотерапия, психодрама разделяется на стадии:

  • Сближение участников группы. Это необходимо для выявления субъекта, то есть протагониста. Также происходит определение проблемы.
  • Само действие драмы. Протагонист – главное лицо психодрамы, он погружается в свои проблемы, достигая озарения. Ведущий же смотрит со стороны, следя за каждым участником.
  • Анализ. Члены группы выплескивают наружу свои мысли и эмоции, появившиеся в результате действа. Главный герой получает отдачу, видя, что он не один, проблема их едина.

Этот психологический прием дает человеку прочувствовать в полной мере проблему, выплеснуть свои эмоции, не замыкаясь в себе. Психодрама окружает человека пониманием, состраданием и избавляет человека от одиночества.

Основные методики

Психолог Морено подарил миру прекрасную методику – психодраму. За годы своего существования она стала чрезвычайно популярной. Разработано много методик этого механизма, и до сих пор не перестают разрабатываться и вноситься все новые и новые способы психодрамы.

Рассмотрим некоторые техники психодрамы:

1. Монолог. Вспомним театр и существование бессмертных монологов Гамлета, Фамусова или же князя Болконского – сколько в них звучало проблем и чувств!

Здесь точно так же. Протагонист, которому дана главная роль, рассказывает о своей проблеме, делая это максимально четко и выразительно, чтобы слушатели поняли ее. В процессе объяснения он сам начинает рассматривать свою проблему, приходя к ее пониманию в итоге.

Это можно наблюдать всюду. Например, на уроке порой отличнику поручают втолковать тему двоечнику, что как следствие давало результат: второй начинал разбираться в теме, первый приходил к полному осознанию.

2. Двойник. Главный герой выбирает себе двойника, который становится его отражением в проблеме. Двойник должен вывести их из лабиринта проблем, куда загнал себя протагонист.

Этот метод психодрамы дает возможность посмотреть на себя со стороны во всей многогранности. Внутреннее «Я» будто бы вылезло наружу.

3. Обмен ролями. Все наоборот, протагонист меняется ролью со своим двойником. Постигая свое внутреннее «Я», узнавая глубины своего внутреннего мира, достигает единения со своим «Я». Кроме того, эта методика психодрамы помогает сблизиться всем участникам психодрамы.

4. Отражение. Наверняка те, кто ходит в театральные кружки, сталкивались с упражнением «Покажи другого», вот в этом и суть следующей методики.

Участники группы показывают «главного героя» – как они видят и чувствуют его. Благодаря этому можно со стороны увидеть свои ошибки, это позволяет чему-то научиться, что-то перенять у других.

Какой метод выбрать, какова будет их последовательность, выбирает только сам ведущий.

Выбор упражнений

Во время психодрамы некоторые из участников могут быть выведены из игры из-за психологической защиты. Чтобы предотвратить это и способствовать скорейшему разрешению проблемы, были разработаны специальные упражнения. Эти упражнения проводятся в начале психодрамы и помогают членам группы быть более открытыми перед всеми:

  • Ролевая игра.
  • Сон. Для понимания значения снов.
  • Шахматная доска. Для того чтобы узнать отношения, в которых находятся участники группы.
  • Семья. Для выявления внутрисемейных отношений между членами семьи.
  • Без реплик. Необходимо высказать свое мнение друг о друге, отведя взгляд в сторону.

Психотерапия ли это

Может быть, психодрама – это не психотерапия, а обучение умению подвергать анализу свои чувства и эмоции? Сама структура и методы напоминают развивающий тренинг. Давайте разбираться.

Допустим, человек воспринимает происходящее не эмоциями и ощущениями, а холодным разумом – тогда это не что иное, как обучение, это тренинг. А если этого же человека выдернуть из его переживаний и окунуть в новое состояние, в котором он окажется беспомощной жертвой, которой требуется спасательный круг? Здесь уже однозначно психодрама, необходима психологическая помощь.

Все зависит от внутреннего и эмоционального состояния отдельного человека. Зависит от ситуации и проблемы, которая имеется в виду. От клиента зависит все.

Каков смысл психодрамы? Психодрама полезна, она необходима людям, у которых проблемы с окружающими и с самими собой.

Там, в психодраме, проигрывая и проживая определенные свои переживания и жизненные ситуации, человек раскрывается. Он раскрывается сам себе, постигает непознанные грани, хотя это было для него недосягаемо раньше.

Он проживает и получает новый урок. Учится новым способам налаживания отношений с другими людьми и с собой. Учится находить общий язык.

Психодраме подвластен любой возраст. Успех будет только в случае непрерывной работы и при наличии хорошего специалиста. Необходимо умение тонко подбирать те или иные техники и методики для разных групп и конкретных ситуаций.

Достижения психодрамы налицо – практика многих лет показала, что польза весьма ощутима. Психодрама получила свое развитие во многих странах, в том числе и в нашей стране. Многие психологи совершенствуют ее и добавляют новые методики по сей день.

Психодрама показала себя как действенный механизм терапии человеческого внутреннего мира и помощи в решении проблем. Считаем, что такой практике следует доверять всецело. Автор: Вера Иванова

Пожалуй, нет человека, который бы не сталкивался в своей семье с проблемами партнерских или детско-родительских отношений. Путь преодоления сложившихся трудностей мы, как правило, начинаем с самостоятельных поисков ответов на сложные вопросы.

Чтение книг по психологии, просмотр документальных и художественных фильмов на важные темы запускают механизм самоисследования. И если сложившиеся проблемы не имеют глубинных причин, а носят ситуативный характер, то этого, как правило, достаточно, чтобы восстановить нарушенную гармонию в семье.

Но часто бывает так, что самостоятельный поиск ответов затягивается на долгие годы, не приводя к ощутимым изменениям, и порождает чувство безысходности, ощущение замкнутого круга.

В этот момент кто-то опускает руки и обесценивает все предпринятые попытки: "Я столько прочитал и столько сделал, но ничего не меняется!" А кто-то, осознав свое бессилие, решает прибегнуть к помощи специалиста.

Обычно путь в психотерапию начинается с индивидуальной консультации психолога, за которой следует курс индивидуальной терапии. Другой вариант – занятия в психотерапевтической группе. И индивидуальная, и групповая терапия обладают своими особенностями.

В индивидуальной работе легче раскрыться, имеет место большая степень конфиденциальности, но ресурс психолога, как правило, меньше, чем ресурс психотерапевтической группы.

В группе каждый участник, имея свой уникальный опыт, является дополнительным, помимо терапевта, ресурсом для других участников. Кроме того, в постоянной, закрытой для новых людей, группе очень быстро возникает атмосфера доверия и взаимной поддержки.

Отдельного разговора заслуживает такой вид групповой психотерапевтической работы как психодраматическая терапевтическая группа.

Психодрама – это метод психотерапии, использующий драматическую импровизацию для работы с внутренним миром клиента (ведет свою историю с начала 1920-хх годов). Основатель метода – Якоб Леви Морено.

Главная движущая сила психодрамы – энергия спонтанности. Символическое пространство психодрамы – место встречи воображаемого и реального мира. Создатель метода определил философию психодрамы так: "Не рассказывайте, что с Вами произошло. Покажите, как это было".

Спонтанное проигрывание драматичных событий, болезненных воспоминаний, тревожащих сновидений приносит освобождение от связанных с ними негативных эмоций. Это происходит благодаря психодраматическому развитию и завершению (или переигрыванию) события, прояснению иррациональных переживаний.

Первый приход в группу обычно сопровождается естественной тревогой по поводу самораскрытия в кругу незнакомых людей. Талант ведущего (в психодраме - директора) заключается в том, чтобы помочь участникам новой группы почувствовать себя в безопасности.

В течение нескольких первых занятий страх уходит и возникает атмосфера взаимной помощи и поддержки. Это само по себе уже немало, особенно в те моменты жизни, когда мы чувствуем себя одиноко и беспомощно.

Далеко не каждый участник группы сразу решается предъявить свою проблему. Но суть психодраматической работы заключается в том, что любой человек может быть выбран на роль в сцене другого участника (роль вспомогательного Я).

Волшебство психодрамы заключается в том, что, отыграв заместительскую роль в чужой сцене, исполнитель этой роли вскрывает или решает свои неосознаваемые проблемы. Тем самым - помогая другому, одновременно помогает и себе.

Психодрама способна показать путь к решению множества проблем, в том числе семейных. Мы часто говорим: "Я бы на твоем месте…". Но как часто мы реально становимся на место другого человека? А ведь это действительно единственный способ почувствовать другого, понять его.

В ходе психодраматической работы протагонист (клиент в психодраме) имеет возможность реально стать на место другого человека (супруга, ребенка, отца, матери) и посмотреть на себя его глазами. Иногда этого уже достаточно для того, чтобы осознать причины сложившихся трудностей во взаимоотношениях.

Кроме того, появляется шанс непосредственно прочувствовать другого таким, какой он есть. Возникает возможность избавиться от иллюзий, на поддержание которых мы тратим огромное количество энергии. Психодрама позволяет человеку стать ближе к реальности.

Много написано о потребности ребенка в безусловной любви. То есть любви не за то, что он успешен (послушен, удобен), а просто за то, что он есть. Как же дать такую любовь своим детям?

Нужно получить чувственный опыт безусловной любви к себе, позволить БЫТЬ своему Внутреннему Ребенку. Психодраматическая сцена – то место, где это становится возможным.

Трудности в детско-родительских отношениях довольно часто становятся темой работы группы. Когда запрос предъявляет родитель, то, как правило, психодраматическое действо выявляет неразрешенные проблемы его собственного детства: чувство обиды, вины, незащищенности в отношениях с собственными родителями.

Психодрама – очень быстрый и эффективный способ увидеть подобные связи. Это, пожалуй, самый короткий мост между проблемами и осознанием причин этих проблем. Понимание приходит не с поверхности разговоров о проблеме, а из глубины психодраматического действия.

Кроме того в безопасных условиях психодрамы клиент имеет возможность отреагирования долго вытесняемых негативных чувств (агрессии, обиды, ненависти, страха). Незавершенные ситуации получают свое развитие и завершение, что способствует освобождению от тяжелых воспоминаний прошлого.

Сталкиваясь с невротическими проявлениями у детей, родители должны помнить, что ребенок - это продукт семьи и его поведение реализует запрос семейной системы. Психодрама помогает устранить подобные проявления у детей посредством работы с родителями (одним из родителей).

Это происходит благодаря прояснению функции такого поведения по отношению к семейной системе и позитивному переигрыванию ситуации.

Вообще говоря, любая работа, связанная с запросом относительно поведения ребенка, бесполезна, если другие члены семьи не готовы к изменениям. Работа детского психолога будет иметь непродолжительный результат, если останутся не проработанными проблемы в отношениях между родителями.

В процессе совместной жизни у мужа и жены возникают общие "слепые пятна" в отношениях. Они оба не видят одного и того же, оба не способны понять истинных причин своих разногласий.

Дело осложняется еще и тем, что в период семейного кризиса у каждой из конфликтующих сторон появляется своя группа поддержки (друзья, родственники). Близкие люди обычно принимают позицию одного из супругов, они не способны объективно оценить ситуацию, они щедры на советы, часто противоречивые и взаимоисключающие.

Именно в этот момент важен беспристрастный, независимый взгляд специалиста. Квалифицированный психолог или психотерапевт в индивидуальной или групповой работе может помочь клиенту выйти за границы конфликта и увидеть его с разных точек зрения.

Каждый психолог сталкивался с желанием клиента иметь более удобную версию партнера. Человек ежедневно прилагает титанические усилия к тому, чтобы изменить того, кто рядом. Но единственный способ преобразования окружающей действительности – это собственная внутренняя трансформация, так как внешний мир всегда соответствует внутреннему.

Отношения между супругами также составляют значительную часть запросов на психодраматических сессиях: нарушение коммуникации, отсутствие эмоционального контакта, трудности освоения семейных ролей, кризис опустевшего гнезда и др.

Самые частые причины различного рода трудностей - повторение семейного сценария родительской семьи, нарушение ролевых функций, отсутствие между супругами взаимного движения к саморазвитию и развитию отношений.

В психодраме, в отличие от семейного консультирования работа идет не с реальными близкими людьми клиента, а с его внутренними образами партнера, ребенка, родителей. Но прояснение отношений с фигурами внутри психики человека неизбежно меняет реальные отношения.

Это объясняется тем, что семья, как любая система, подчинена закону: в случае напряжения внутри системы изменение в одном элементе приводит к изменению системы в целом.

Клиент, проработавший свою проблему, автоматически меняет свое поведение, иначе мыслит, более осознанно воспринимает действительность. Это не может не отразиться на поведении, мышлении и восприятии других людей. Глубинные изменения хотя бы одного из родителей или одного из супругов неизбежно повлекут новое содержание и качество отношений с другими членами семьи.

Ценность психодраматического опыта, помимо прочего, заключается еще и в том, что побывав в роли протагониста, человек усваивает новый способ построения внутренних диалогов и может использовать его самостоятельно. Этот процесс называется аутодрама.

На пике любого конфликта или в момент кризиса любой коммуникации человеку, обладающему психодраматическим опытом, легче увидеть ситуацию с других точек зрения, в том числе с позиции независимого наблюдателя. Это помогает принимать более осознанные и взвешенные решения, видеть реальность более объективно.

Вариант использования психодраматических приемов и техник в индивидуальном консультировании называется монодрамой.

Новое направление психотерапии – интегративная психодрама. Оно предполагает сочетание классических приемов психодрамы с техниками и методами, разработанными в рамках других направлений психотерапии: арт-терапия, символдрама, мифодрама, сказкотерапия, системные семейные расстановки, НЛП, телесно-ориентированная терапия, теория объектных отношений и др. При высоком профессионализме ведущего группы и честном отношении к работе клиента возможность психодрамы, как психотерапевтического метода, грандиозны.

Помимо особенностей, присущих только психодраме, этот метод обладает и общими для других групповых видов психотерапии преимуществами. Участники в течение занятия постоянно находятся в состоянии саморефлексии, развитие эмоционального интеллекта, имеют возможность открыто делиться своими чувствами (в обычной жизни мы делаем это крайне редко), распознают свои и чужие модели поведения, а это первый шаг к изменениям устойчивых паттернов.

Привнесение полученного в ходе занятий опыта в реальную жизнь, в семейные отношения дает свои бесценные плоды. Осознавая собственные чувства мы можем научить своего ребенка быть более осознанным. Супружеские отношения становятся более искренними и глубокими. Понимание, прощение и принятие собственных родителей освобождает нас от плена повторяющихся сценариев.

по социологии

«Психодрама как метод

групповой терапии»

Выполнила

студентка группы ФФ-2289

специальности «Журналистика»

Катерина Могутова

Проверила: Маисеева Е.В.

Введение. Групповая терапия. Методы групповой терапии.

Глава 1. Определение психодрамы. Понятийный аппарат.

Глава 2. Психодраматическая сессия.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Современная жизнь со всеми стрессами и нервными срывами, тяжелыми эмоциональными переживаниями порой не представима без помощи со стороны людей - близких или совсем посторонних. Подобную помощь могут оказать группы психологической поддержки.

В современной литературе понятие групповой терапии используется в трех значениях:
1. Групповая терапия - как совместная деятельность пациентов в лечебных целях, направленная на их активизацию, преодоление неконструктивной фиксации на болезненном состоянии, активное вовлечение пациентов в лечебный процесс, расширение круга интересов и сферы контактов, развитие коммуникативных навыков. Основные формы групповой терапии - трудотерапия, двигательная и спортивная терапия, музыкотерапия, арт-терапия (терапия искусством), различные виды терапии занятостью, «клубы бывших пациентов» и др. Групповая терапия находит свое применение в комплексной системе восстановительного лечения и профилактики (особенно вторичной и третичной) самых широких контингентов больных.
2. Групповая терапия - как психотерапия, использующая отдельные психотерапевтические методы в группе больных (гипноз, аутогенная тренировка, разъяснение, убеждение и пр.). Психотерапевт занимает позицию, аналогичную его позиции в индивидуальной психотерапии, выступая в качестве основного инструмента психотерапевтического воздействия, а взаимоотношения и взаимодействия, возникающие между участниками группы, в лечебных целях не используются. Практически единственным групповым феноменом, который учитывается психотерапевтом в данном случае, является групповая индукция.
3. Групповая терапия - как вид групповой психотерапии. Однако большинство авторов различают эти два понятия, рассматривая в качестве групповой психотерапии лишь процесс, основанный на групповой динамике, где основным инструментом психотерапевтического воздействия является психотерапевтическая группа .

Существует огромное множество методов групповой и индивидуальной терапии: это арт-терапия, аутогенная тренировка, библиотерапия, техника взрыва, суггестия (внушение), самовнушение, гештальт-терапия, гипноз, гипнотерапия, наркосуггестия, дебрифинг, игровая психотерапия, музыкотерапия, техника наводнения, нейролингвистическое программирование, оперантное обусловливание, поэтическая терапия, психоаналитическая терапия, терапия творческим самовыражением, разговорная терапия, theraplay (терапевтическая игра), холдинг-терапия и др. Наиболее интересным, на наш взгляд, является метод психодрамы. Он нем и пойдет речь.

1. Определение психодрамы. Понятийный аппарат

Психодрама - метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми . Современная психодрама - это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с клиентами (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

Следует отметить, что именно психодрама, является первым методом групповой психотерапии, разработанным для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и фантазий. Она основывается на предположен. что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни.
В некотором смысле психодрама несколько напоминает методы лесной терапии. Возможно, психодрама имеет более значительный потенциал для трансформации пятиминутного словесного обмена мнениями в получасовое активное исследован чем другие виды групповой работы. Интенсивность переживаний усиливается использованием разнообразных психодраматических приемов, которые облегчают выражение чувств и эмоций .

У психодрамы есть два применения - она может быть способом для решения личных сложностей человека, а может быть средством для самопознания и саморазвития. И эти два применения естественно сопутствуют и дополняют друг друга. Человек, который разыгрывает свой внутренний мир (в психодраме его называют протагонистом) может посмотреть со стороны, как устроен его внутренний мир. Благодаря этому, он может понять, что именно он хочет изменить и каким образом он может это сделать. Порой эти изменения достаются с большим трудом. Ему приходится переживать сложные чувства, от которых он долгое время убегал, принимать непростые решения в своей жизни, прощаться с теми, с кем очень больно расставаться .

Психодраматические группы обычно состоят из 8 - 16 участников и ведущего психодрамы (его называют Директором). Группы бывают длительными - от нескольких месяцев до нескольких лет, и короткими - на несколько часов или 1-2 дня. Длительные группы обычно закрыты и не предполагают возможность присоединения к ним новых участников.
Работа группы начинается с разговора или простых упражнений, которые облегчают общение между участниками и способствуют возникновению атмосферы доверия и сплоченности. Потом ведущий спрашивает: «Кто хотел бы поработать над своей проблемой в психодраматическом действии?» И из тех людей, кто проявил желание поработать, выбирается один или два человека. В длительной группе процесс организован таким образом, чтобы каждый, кто хочет поработать над своей проблемой, смог это сделать (возможно, и несколько раз) .

В некоторых ситуациях психодраматическое действие может быть не реальным, а символическим. Человек, рассказывая о своей ситуации, может описать ее как «грабли, на которые он постоянно наступает». В психодраме есть уникальная возможность встретиться с «граблями» - и поговорить с ними. Узнать, давно ли они с ним, откуда взялись и зачем бьют по лбу. Может быть, найти им какой-то лучшее применение - «не на дороге лежать, а быть полезным инвентарем в приусадебном хозяйстве» .

В психодраме можно разыграть внутренний конфликт. Например, практически каждого касается ситуация выбора между «можно», «нужно» и «хочу»… Мы часто говорим себе: «Надо делать это…, надо делать то…». И в это же самое время что-то внутри сопротивляется и канючит: «Не хочу…, не буду!…». И эти два голоса могут встретиться друг с другом в психодраматическом пространстве, чтобы протагонист смог увидеть, в чем глубинный смысл этих разногласий, посмотреть «как будто другими глазами», увидеть картину целиком. А может быть эти голоса услышат и поймут друг-друга - сами или с помощью посредника. И протагонисту может быть очень важно постепенно учиться быть таким посредником для собственных голосов .
Ролевая игра - широко применяемый в психодраме прием - состоит в исполнении какой-либо роли в любительском представлении. Кроме того, ролевая игра используется как терапевтический прием в различных терапевтических подходах, особенно интенсивно в гештальт-терапии и поведенческой терапии для разучивания и совершенствования желательного и адаптивного поведения. Ролевая игра занимает центральное место в психодраме.
В ходе работы составляется социограмма - специальная схема межличностных отношений, отражающая направленность аттракции, отвержения и безразличия в группе. Психодрама признает естественную способность людей к игре и создает такие условия, при которых индивидуумы, исполняя роли, могут творчески работать над личностными проблемами и конфликтами. Морено противопоставлял психодраму пассивности психоанализа. Он верил, что психодрама дает возможность активному экспериментированию как с реалистичными, так и нереалистичными жизненными ролями. Гуманиста Морено привлекало, что человек, который играет роль "Бога", получает возможность более полно исследовать свои чувства и может способствовать своей самоактуализации. В целях исследования личностно значимого материала нельзя запрещать во время психодраматического занятия члену группы играть любую из ролей - будь то жестокий убийца, обольстительный соблазнитель, нереалистичный или гротесковый персонаж.
Морено подчеркивает, что между исполнением роли в психодраме и игрой в настоящем театре существует кардинальное различие, поскольку профессиональные актеры играют то, что написали авторы, и они ограничены в своих диалогах авторским текстом. Профессиональный актер должен обладать способностями перевоплощаться в того персонажа, которого он играет, исполняя роль именно в театральном представлении, а не в реальной жизни. В психодраматическом представлении актерство может оказаться помехой. Нередко профессиональные актеры подвергаются атакам в группах встреч за то, что прячутся за свои фальшивые фасады.
Морено отмечал, что множество людей реализует ролевое поведение в реальной жизни подобно актерам в театре. У них отсутствует спонтанность, они вовлечены в осуществление бессмысленных ритуалов и ведут себя в рамках тех ролей, которые предлагают им окружающие. Возьмем, к примеру, людей, которые одинаково вежливо улыбаются и в радости, и в горе, не желая обсуждать при других свои актуальные эмоциональные переживания. Психодрама дает возможность преодолеть устойчивые модели поведения по сценарию.
В отличие от традиционного театра психодрама поощряет изучение реальных и важных для участников ролей. Сценарий и постановка являются результатом работы не автора и режиссера, а самого участника. Гораздо более волнующие, чем традиционные представления, психодраматические представления могут по-настоящему захватывать и актеров, и аудиторию.
Понятие спонтанности и родственное ему понятие творчества составляют ядро теории действия и личности Морено. Оба эти понятия основываются на его наблюдениях за ролевыми играми детей и опыте работы в "спонтанном театре". Морено обратил внимание на психотерапевтическое значение той внутренней свободы, которую демонстрировали дети, играющие в венских парках. Казалось, что они не подвержены воздействию поведенческих стереотипов и способны полностью переселяться в мир своих фантазий. "Спонтанный театр" был создан Морено в ответ на его разочарование в традиционном театре, главным недостатком которого он считал заложенную в сценарии ригидность социально-ролевого поведения. Морено видел, что люди становятся похожими на роботов, некими подобиями машин, лишенными индивидуальности и творческих возможностей. Именно поэтому в психодраме нет специально написанных ролей и сценариев, актеры могут основываться на знакомых переживаниях или следовать любому, пусть даже не изведанному для них пути. Этот метод в значительной степени контрастирует с традиционным театром, в котором пьеса еще и еще раз проигрывается в поисках оптимальной игры.
Морено рассматривал спонтанное поведение в психодраме в качестве "противоядия" все возрастающей ригидности социально-ролевого поведения. Члены психодраматических групп расширяли ролевой репертуар, исследовали индивидуальные особенности и по мере разыгрывания представления находили решения специфических личностных проблем.
В общепонятном значении сценария у участников психодрамы нет. В качестве сценария выступает программа поступательного развития, выработанная в раннем детстве под влиянием родителей и определяющая поведение индивидуума в важных моментах его жизни - позволяя участникам изменить привычные поведенческие стереотипы, освободиться от тревоги, актуализировать свой человеческий потенциал, она помогает им достичь иного жизненного статуса. Создается впечатление, что, по Морено, эволюция приведет к тому, что выжить смогут лишь творческие личности.
Спонтанность - это тот ключ, который приводит к пониманию идеи творчества. Как говорил Морено: "Творчество - это спящая красавица, которая для того, чтобы проснуться, нуждается в катализаторе. Таким хитрым катализатором творчества является спонтанность" (Могепо, 1974а, р. 76). Другими словами, идеи возникают во время спонтанного действия, а при удаче и достаточной настойчивости могут привести к творческому акту.
Конечным продуктом творческого процесса являются "культурные консервы" (Bischop, 1964). "Культурные консервы" - это то, что сохраняет культурные ценности: язык, литература, искусство, ритуалы. "Консервы" связывают людей с прошлым, а усвоенные благодаря им устойчивые модели поведения, стереотипы мышления помогают решать новые проблемы, преодолевать критические ситуации. Хотя консервация необходима для выживания культуры, при отсутствии процессов творчества развитие культуры только посредством консервации невозможно.
Упор на спонтанность не означает, что во время психодрамы не используются привычные действия. Понятие "спонтанность" у Морено содержит две основных переменных: адекватный ответ и новизна. Таким образом, поведение должно быть как новым, так и адекватным для данной ситуации. Тот член группы, который не знаком с культурными и социальными ограничениями, может во время представления, разыгрывая какую-то роль, выдать спонтанное поведение, но оно будет рассматриваться как патологическое.
Терапевтические цели в психодраме часто включают в себя знакомство клиента с культурными и социальными ограничениями с одновременным облегчением процесса развития творческой спонтанности. Согласно Морено, современные люди боятся непосредственного и эмоционального (спонтанного) общения так же, как примитивные люди боялись огня до тех пор, пока они не научились добывать его. Морено использовал театр в качестве лаборатории для исследования спонтанности. Он обнаружил, что можно научиться спонтанности, и начал разрабатывать специальные психодраматические приемы для тренировки спонтанных действий.
Спонтанность сближает психодраму с другими групповыми подходами, делающими акцент на принцип "здесь и теперь". Проблемы и взаимоотношения не обсуждаются в словесной форме, они переживаются в реальном действии в настоящий момент. В психодраматическом действии нет прошлого и будущего, есть только настоящее. Естественные барьеры времени и пространства стираются. При психодраматической конфронтации прошлые проблемы и будущие страхи разыгрываются по принципу "здесь и теперь". По сути, психодрама дает участнику возможность объективировать значительные события прошлого, которые хранятся в его памяти .