Произведения любви животных к детенышам. Рассказы и сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка. На неведомой дорожке

Раздел «О мужестве и любви»

Проверочная работа № 3 Вариант 1

Основная часть

Прочитай отрывок из текста.

Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка.

Оказывается, Лидия ругала Мальку за то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка.

Лидия ругала Мальку два дня, на третий сказала:

Ладно, пускай живут.

Потом я слышал, что одного щенка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню.

Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день - опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время. Спросил у Лидии:

  • Куда это Малька каждый день бегает?
  • Да кормить! - весело пояснила Лидия. - Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала, и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься - готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко.

Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.

(учебник 3 кл., часть 1, с. 93)

  1. В. И. Белов. Верный и Малька
  2. Л. Н. Толстой. Прыжок
  3. В. И. Белов. Малька провинилась
  1. Как правильно сказать? Это отрывок из:
  1. стихотворения, 2) сказки, 3) рассказа.
  1. В какой фразе описано поведение Мальки после того, как хозяйка Лидия отнесла в соседнюю деревню одного из её щенков? Укажи V правильный ответ.
  1. «...с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают»,
  2. «...всегда облает гостя, а то ещё и за ногу тяпнет»,
  3. «...бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу».
  1. Как автор относится к поступку Мальки? Кратко напиши об этом и объясни, почему ты так решил.
  2. Объясни значение слова «впустую». Подбери к нему синонимы.___________________________________________________________________________________________________________________________

100%

Дополнительная часть

7.Как правильно сказать? Это:

1)прозаический текст,

2)поэтический текст.

9.Что можно сказать о характере Мальки, прочитав данный текст? Напиши об этом кратко_______________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10.Какие ещё рассказы о Мальке ты читал? Укажи их название.________________________________________________________________

100%

Работа N2 3 Вариант 2

Основная часть

Прочитай текст.

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой - и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.

Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

(учебник 3 кл., часть 1, с. 97)

  1. Укажи название и автора текста. Поставь рядом с выбранным номером V.
  1. В. П. Астафьев. Белогрудка
  2. Л. Н. Толстой. Прыжок
  3. И. С. Тургенев. Воробей
  1. О чём рассказывается в тексте? Напиши об этом кратко.
  2. Как правильно сказать? Это:
  1. фольклорное произведение,
  2. авторский текст.

Кратко объясни, почему ты так решил.

  1. В каких фразах описано поведение старого черногрудого воробья, который упал с дерева перед самой мордой собаки? Укажи V правильный ответ.
  1. «...сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки»,
  2. «...весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти»,
  3. «...смущённого, ...удалился, благоговея».
  1. Как автор относится к поступку старого черногрудого воробья? Кратко напиши об этом и объясни, почему ты так думаешь.
  2. Объясни смысл выражения: ТРЕПЕТАЛ ОТ УЖАСА.

Одним из писателей, чьи произведения вошли в круг детского чтения, был Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912) Его сочинения для детей различных жанров (рассказы, сказки, очерки на различные темы) адресованы читателям разных возра­стов.

«Сибиряк» - это литературный псевдоним писателя, детство и юность которого прошли в Пермской губернии. Писатель хоро­шо помнил время, проведенное на Урале, и его произведения

раскрывают удивительный мир природы, показывают быт людей, живущих в уральской глуши. Это рассказы «Емеля-охотник» (1884), «Зимовье на Студеной» (1892), «Приемыш» (1893), «В глуши» (1896), «Богач и Еремка» (1904), «Пимка-жигаленок» (1911), очер­ки «На реке Чусовой» (1900), «В степи» (1900), повесть «Белое золото» (1897).

Проза Д.Н.Мамина-Сибиряка для детей отличается темати­ческим и жанровым многообразием. Кроме социально-бытовых по­вестей и рассказов, реалистических произведений о животных в круг детского чтения входят также публицистические хроники и художественные очерки писателя («Славен город Великий Новго­род», «Покорение Сибири», «На реке Чусовой»); пейзажные этюды («Зеленые горы»); сатирические, бытовые и познавательные сказки; рассказы, отражающие психологию маленьких детей («Фунтик», «Бедный пильщик», «Кукольный магазин»).

В «Уральских рассказах» Мамина-Сибиряка явственно звучат две основные темы: «взаимоотношения человека с природой и общественное зло».

В рассказе «Вертел» читателю раскрывается трагическая судьба мальчика Прошки, работающего в гранильной мастерской. С са­мого начала рассказа вводится противопоставление света и тьмы: солнце, врывающееся в мрачное помещение, не может осветить темного угла, в котором за своим точильным колесом работает Прошка, выполняя самую черную работу. В его жизни нет не толь­ко солнечного света, но и человеческого тепла. Причем самое страшное заключается в том, что он и забыл о том, каким это тепло может быть, а потому ему так непривычна неумелая забота барыни, посетившей мастерскую со своими детьми. Для одного из них, Володи, тяжелый Прошкин труд - подобие игры, которую он потом устраивает у себя в детской. А барыня не может понять, что сытная еда, которой она пытается накормить Прошку, не может заменить ему материнское тепло. Прошка умирает, угасает за сво­им точильным колесом, которое он крутит до последнего, по­скольку ему совестно есть даром чужой хлеб. В рассказе нет откры­того конфликта, не происходит в жизни персонажей ничего из ряда вон выходящего. Все буднично и обыкновенно. Но самое тра­гичное именно в этом: сама жизнь обусловливает конфликтность, заключающуюся в том, что ненормальное становится нормой су­ществования.

Рассказы, повествующие о человеке и природе, открывают возможность иного мироустройства: в них природа вовлекает че­ловека в такие отношения, которые естественны для живых существ, и человек обнаруживает в себе добро и сострадание.

Заботятся друг о друге собака и сторож, заброшенный на лес­ой кордон и обманутый купцами (рассказ «Зимовье на Студеной »), промышляет охотой, удивляясь мудрости природы, старик Емеля («Емеля-охотник» ). Природа в таких рассказах не служит фоном - она вступает с героем в своеобразный диалог, порой жестоко испытывает его. Так, в рассказе «Емеля-охотник» старик пытается выходить заболевшего внука Гришутку и отправляется на охоту за олененком, о котором мечтает мальчик. Но, увидев, как олениха подставляла себя под пулю, самоотверженно защи­щая своего детеныша, старик, пораженный поведением зверя, не смог сделать смертельный для него выстрел. История заканчивает­ся счастливо. Дед рассказывает внуку, что видел олененка - жел­тенького, с черной мордочкой и черными копытцами и как тот убежал в лес. Этого оказывается достаточно, чтобы мальчик ис­пытал радость.

Сюжет «Приемыша» развивается последовательно и нетороп­ливо. Это повествование о небольшом отрезке жизни старого охот­ника Тараса. Он заботится о молодом лебеде, которого спас и приручил, когда «наезжавшие охотники из господ» ради забавы пристрелили его родителей. Кроме лебедя у Тараса живет собака Соболько. Содержание произведения - это описание трогатель­ных отношений человека, животного и птицы. Точно ребенка, выхаживает лебедя Тарас, называет его Приемышем. Диалог меж­ду ним и автором-повествователем, ставшим участником всех опи­санных событий, помогает понять: старик уверен, что лебедь бу­дет жить с ним всегда, так как здесь хорошо - сытно и кругом вода. Однако тут же замечает, что «человеку указано одно, а пти­це - другое...».

Рассказывает старик о дружбе лебедя и собаки, которых Ма­мин-Сибиряк наделяет человеческими чертами: «собака скучает, когда лебедь уплывает далеко», а лебедь оказывается гордой пти­цей: «Помани ее кормом да и не дай, в другой раз и не подойдет». Осенью улетает Приемыш, утверждая силу законов природы, и старик переживает расставание с лебедем, разлука с которым означает для Тараса приход настоящей старости, и мы видим, что любовь человека к природе может быть источником и радости, и грусти.

В 1903 году А. И. Куприн, рецензируя повесть Киплинга «Сме­лые мореплаватели», справедливо замечал о Мамине-Сибиряке:

Я не ошибусь, сказав, что из современных наших художников толь­ко один Мамин-Сибиряк умеет и может писать те прелестные рассказы для детей, тайна которых заключается в том, что они неотразимо захва­тывают и взрослых. Последнее условие можно считать самым безоши­бочным признаком того, что произведение написано талантливо и что оно найдет путь к детскому сердцу...

В литературном наследии беллетриста особую страницу состав­ляют сказки для детей. Мастер научной сказки в предисловии к одному из сборников советует детям наблюдать ту «таинственную жизнь природы, которая кипит беспрерывно вокруг». Сказки о природе Мамина-Сибиряка продолжают традицию научно-позна­вательной сказки, заложенную в России XIX века В.Ф.Одоев­ским и продолженную детскими писателями-натуралистами XX столетия В.В. Бианки, Е.И.Чарушиным и другими. В увлека­тельной сказочной форме писатель знакомит ребенка с особенно­стями деревьев, лесных трав, цветов, с ночной жизнью обитате­лей природы, с происходящим в ней естественным отбором и межвидовой борьбой.

Прелесть художественного мира, создаваемого в литературных сказках Мамина-Сибиряка, - в мудром, добром взгляде на при­роду и «меньших братьев». Так, «Лесная сказка» - это волнующая история гибели старой ели и ее молодого потомства. Из ран сруба­емых деревьев сочатся слезы, которых люди не замечают, прини­мая их за обыкновенную смолу. Сорняки в огороде («Зеленая вой­на ») спорят за лучшее местечко под солнцем, проявляя каждый свое индивидуальное лицо. Колючий репей любит прихвастнуть. Жгучая крапива всем постоянно досаждает и ворчит. Отталкиваясь от народного животного эпоса, прозаик создает свою оригиналь­ную сказочную поэтику. Демонологических персонажей он наде­ляет совершенно реальными, узнаваемыми чертами характера. Дедушка Водяной - это хранитель лесной влаги. Леший - весе­лый и лукавый старик. Русалка - маленькая девочка, которая за­бавляется светящимся червячком. Ее все любят и нежно называют «Белочкой».

В сказке «Серая шейка» любящая утка-мать горюет из-за пред­стоящей разлуки с любимой дочерью, а Селезень-отец более сдер­жан в своих чувствах: ему приходится заботиться обо всем ути­ном семействе. Вероломная лиса произносит ласковые речи, а сама хитростью и обманом так и норовит ухватить добычу. Се­рый заяц хоть и сочувствует одинокой уточке, но уж очень трус­лив, а потому беспокоится только о собственном спасении. Мед­вежонок у Мамина-Сибиряка шаловлив («Медведко »). Воробей вороват («Старый воробей» ). Петербургский кот Васька - люби­тель легкой наживы, забияка и нахал («Скверный день Василия Ивановича» ). В сказки о животных писатель вводит персонажей из Детских потешек и прибауток: комара, муху, козявочку. Их обра­зы он раскрывает по законам реалистического психологического искусства, мастерски передавая точку зрения героя на мир, что совершенно не характерно для фольклорных произведений.

В сказках Мамина-Сибиряка много шутливого, комичного. Воробью кажется, что он единственный и искренний друг человека и к тому же прекрасный певец («Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»). Комнатная Муха уверена, что добрая маменька три раза в день накрывает на стол для того, чтобы накормить ее до сыта («Сказка о том, как жила-была последняя Муха»). Только что родившаяся Козявочка ис­кренно полагает, что мир прекрасен и принадлежит ей одной («Сказочка про Козявочку»). А кот Мурка убежден, что птицу в клетке держат исключительно для него («Притча о Молочке, ов­сяной Кашке и сером котишке Мурке»). Приключения животных забавны, но поучительны.

Лучший сказочный сборник Мамина-Сибиряка - «Аленушкины сказки» (1896). Здесь писатель проявил себя не только знато­ком детской психологии, но и умным воспитателем. Современни­ки неслучайно определили творческую манеру автора цикла как «мамин слог». Подвиг отцовства, запечатлевшийся в «Аленушкиных сказках», был интимен и для публикации не предназначался. Кому-то из друзей писателя пришла счастливая мысль единой книгой издать произведения, сочинявшиеся для больной дочери писателя, Елены Дмитриевны Маминой. Ведь в них как нельзя более полно выразилось просветительское кредо писателя, в дет­ской сказке видевшего

весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы души и вызывает рост брошенных на эту благородную почву семян.

Сила любви умного, доброго, талантливого Мамина-отца раз­мыкает границы его собственных сказок в реальность, формируя у читателя доверие к людям и миру. Это главное художественно-педагогическое достижение писателя. Неслучайно в письме к ма­тери в декабре 1896 года Мамин-Сибиряк отметил: «Это моя лю­бимая книжка - ее писала сама любовь, и потому она переживет все остальные».

Вопросы и задания

1. Как в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка раскрываются взаимоотно­шения человека и природы?

2. Расскажите о судьбе мальчика Прошки из рассказа «Вертел». Какие художественные средства использует автор для того, чтобы подчеркнуть трагизм положения ребенка?

3. Как в сказках Мамина-Сибиряка раскрывается таинственная жизнь природы?

Сказки В. М. Гаршина

Знаменитая сказка «Лягушка-путешественница», в детском чте­нии ставшая хрестоматийной, - последнее произведение Всево­лода Михайловича Гаршина (1855-1888), рано и трагически ушед­шего из жизни. При этом на литературное творчество писателя приходится немногим более десяти лет: с 1877 по 1887 год. Тем ценнее его вклад в русскую детскую литературу.

В литературу для маленьких детей Гаршин вошел как автор нескольких сказок. Интерес писателя к сказочно-аллегорическим формам повествования возник под влиянием демократического направления в литературе времени. Большое воздействие на Гар­шина оказали сатирические сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина, имеющие аксиологическую природу: они говорят о мире и чело­веке с позиций вечных ценностей и нравственных истин, всеми принимаемых без доказательств. Иносказательный смысл, в це­лом характерный для русской прозы последней трети XIX века, имеют такие известные произведения писателя, как «Attalea princeps» (1880), «Красный цветок» (1883), «Сказка о жабе и розе» (1884), «Лягушка-путешественница» (1887).

Образ пальмы под пером Гаршина-сказочника становится сим­волом неудержимого стремления к свободе (Attalea princeps). Ска­зочная коллизия (столкновение противоположных сил, интере­сов, стремлений) этого произведения характеризует его умонаст­роение как романтическое по существу: мечта о свободе, как и любая мечта, чаще всего представляется ему недостижимой. И уж тем более мечта южной красавицы-пальмы о родине. Но столь же сильны и реалистические основания творчества писателя. На со­здание сказки, по собственному утверждению Гаршина, его под­толкнул подлинный случай в ботаническом саду: одна пальма пробила стеклянную крышу теплицы и замерзла.

Испытывая устойчивый интерес к детской литературе, вместе с братом Евгением Михайловичем Гаршиным (1860-1931) писа­тель выступал как библиограф произведений для детей, как редак­тор обзоров современной детской литературы. Свои произведения он нередко печатал в детских журналах. Именно в детском журнале «Родник» впервые появилась сказка Гаршина «Лягушка-путеше­ственница», ставшая самым известным произведением писателя.

Пространственно-временная организация этого произведения взята из сказки. Она начинается так:

Жила-была на свете лягушка-квакушка. <... > Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги.

А точность и реалистическое правдоподобие деталей - от ре­алистического рассказа: до юга лететь «три тысячи верст», утки решили переменяться «каждые два часа»; утки летят на юг осе­нью, «над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеба в скирдах». Как положено мудрому сказочнику, Гаршин знает, о чем думают и что чувствуют все ° персонажи. Но писателю интересно рассказать не столько о том, что же именно произошло. Ему важно объяснить растущему человеку, как и почему это случилось. Поступки сказочных героев он мотивирует: таковы законы письменной, а не устной литературы.

Главный признак сказочного мира - его неправдоподобие. Но в произведении Гаршина все авторские комментарии пред­стают как проявление вполне разумной, все объясняющей точки зрения самого персонажа (лягушки), и это качество сказки пи­сателя оригинально. Автор «Лягушки-путешественницы» словно переводит повествование из условной, сказочной реальности - в реальность действительную и достоверную. Из народного эпоса о животных Гаршин берет на вооружение принцип антропомор­физма (очеловечивание животных, проявляющееся в передаче мыслей и речи персонажей-животных) в сочетании с зоомор­физмом (сохранение внешности и повадок животных, свойствен­ных им в настоящей, несказочной среде обитания). Можно заме­тить в сказках писателя также отголоски характерного для фоль­клорной сказочной прозы представления о благодарном живот­ном, указывающем человеку путь. Переосмысливает автор «Ля­гушки-путешественницы» и положенный в основу народной сказ­ки «Царевна-лягушка» классический мотив мудрости существа, обладающего магической связью со своим первопредком. Но в качестве жанрового образца волшебная устная сказка Гаршиным не используется. Исходная ситуация «Лягушки-путешественни­цы» характеризуется благополучием. Там нет ни нарушения за­прета, ни деятельности вредителя, нет и недостачи, характерных для фольклора, - всех тех толчков в развитии действия, которые могут привести героя от «несчастия» к «счастью». И весь век ля­гушка «прожила бы благополучно - конечно, в том случае, если бы не съел ее аист».

Но в сказке, а тем более в жизни, всегда есть место случайно­сти. Однако не ею, а исключительно собственными качествами литературно-сказочного гаршинского персонажа определяется до­стижение или не достижение героем конечной цели. Трудную за­дачу герой решает самостоятельно. А само необычное предстает у писателя как объяснимое, и в рамках предложенного объяснения закономерное. Сказочный закон «все хорошо кончается» осуще­ствляется по реалистической схеме. В ней отправка героя (путеше­ствие лягушки) облекается другим смыслом: путешествие ничуть не страшнее и не опаснее своей противоположности - остаться дома. А гаршинская лягушка близка и понятна читателю, хотя да­леко не идеальна. Свойства ее характера не претерпевают чудес­ного изменения в ходе событий. Два качества - ум и тщеславие - соединены писателем в одном персонаже, а сюжетный конфликт автором «Лягушки-путешественницы» из внешнего, физического пространства переведен во внутренний, психологический мир литературного героя, почти человека, чего не бывает ни в устной сказке, ни в басне.

Героине «Лягушки-путешественницы» Гаршина не удается из­бежать греха самолюбования и хвастовства. Беда в том, что она не может справиться с собственными эмоциями, со своей «горды­ней авторства». Уж очень лягушке хочется, чтобы все знали, что именно ей пришло в голову путешествовать таким необычным способом:

Я придумала! Я нашла! - сказала она. - Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете ле­теть, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала...

Но она квакнула, закричала изо всей мочи: «Это я! Я!». И в результате «полетела вверх тормашками на землю» и лишь чудом осталась жива, «бултыхнувшись» в грязный пруд на краю деревни. Но гаршинская лягушка по-русски сметлива: попав впросак, уме­ет вывернуться. Свое неожиданное появление в новом месте геро­иня объясняет вполне убедительно:

Я заехала к вам посмотреть, как вы живете <... > Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила.

Но утки уж никогда не вернулись. Они думали, что квакушка разбилась о землю, и очень жалели ее.

Ведь при всех своих недостатках она существо любознательное. А любопытство, как гласит молва, не порок.

Зато жаба из «Сказки о жабе и розе» Гаршина действительно отвратительна, и не только внешне. Она безобразна внутренне: завистлива, злобна, мстительна. Полная противоположность ей роза, символ гармонии. По мысли автора, конфликт добра и зла, красоты и уродства, жизни и смерти вечен. Но столь же вечны в мире другие ценности: сострадание и самопожертвование, лю­бовь и Дружба, участие и стремление к действенной помощи. Это закон жизни, объединяющий все живое: людей, животных, рас­тения.

Мотивы и образы аллегорических философских притч В. М. Гар­шина порой необычны. Но ведь в сказке бывает все. Там и лягушки путешествуют! А то, что вымышленная реальность подвергается в сказках Гаршина реалистическому осмыслению, тоже важно: в своем развитии растущий человек обязан сделать своевременный шаг от игры к действительности. Помогая ребенку взрослеть, Гар­шин проявляет чуткость и дальновидность. Может быть, прежде всего именно это имел в виду И.С.Тургенев, оценивая талант писателя как «несомненный» и «оригинальный».

Вопросы и задания

1. Какие особенности русских народных сказок можно обнаружить в сказках В. М. Гаршина? Что отличает сказки писателя от фольклорных?

2. Как раскрывается тема красоты в «Сказке о жабе и розе»?

3. Как раскрывается в сказке В. М. Гаршина Attalea princeps тема сво­боды?

Природа – это всё естественное богатство окружающего мира, которое открывается юному человеку в процессе познания, труда и творчества. Она живёт по своим законам, а человеку важно понять эти законы, так как человек и природа составляют единое целое.
Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребёнку в полной мере увидеть и понять красоту природы, воспитать в нём высокие нравственные качества, которые необходимы для его последующего развития и формирования как личности, как человека. Рассматривая природу и нравственность как единое целое, у учащихся формируется потребность в общении с природой, в бережном отношении к ней.
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Через неё идёт знакомство с окружающим миром, который раскрывает при помощи книги свои тайны, воспитывает нравственные, эстетические и другие качества человека, начинает формировать личность.
Книги являются своеобразной платформой, где сосредоточены знания о природе. На основе этих книг идёт развитие представлений ребёнка о том, какое должно быть отношение к окружающему миру. Познавать мир с помощью природоведческой книги – значит, иметь возможность познакомить ребёнка со многими важными для него аспектами жизни.
В этой работе большую помощь оказывают рассказы писателей, которые в своих текстах учат детей не только видеть красоту природы, но и бережно к ней относиться.
В круг чтения младших школьников по программе «Школа России» включены произведения о природе таких писателей, как В.Бианки, К. Паустовский, Е. Чарушин, В. Берестов, И.Бунин, А.Плещеев, С.Есенин, И.Соколов-Микитов, М Пришвин и др.
Главная тема творчества М.М. Пришвина – человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние.
В своих произведениях автор служит примером бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая их, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать. Необходимо систематически учить детей бережному отношению к природе.
Пришвин воспринимает природу как писатель и как ученый. У него весьма достоверные и зоркие наблюдения, у него нет случайных слов – каждое выверено, взвешено и накрепко уложено во фразу. Главное действующее лицо в рассказах Пришвина о природе – он сам: охотник, наблюдатель, ученый, художник - искатель слов, точных и поэтических, искатель правды. Переживания детства «через посредство охоты»… Эта мысль объясняет, почему так много охотничьих рассказов, как, впрочем, и других, писатель адресовал детям.
Говоря о Пришвине что, он охотник, следует отметить его же выражение: «После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, кузнечиками, горлицами, бабочками. Ружья тогда у меня не было, да и теперь ружьё в моей охоте не обязательно. Моя охота была и тогда, и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в жизни с этим не встречался». Таким образом, Пришвин был охотником за наблюдениями.
В своих рассказах Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен.
Звери и птицы у Пришвина «шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат»; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам («Золотой луг»); точно богатырь, выбивается из-под листьев гриб («Силач»); шепчет лес («Шёпот в лесу»). Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях: «Ель, как дама в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие ёлочки-голоножки» («Опушка»).
Всю свою жизнь Пришвин хранил в себе ребёнка, смотревшего на прекрасный мир широко открытыми, радостными и удивлёнными глазами. Наверное, именно поэтому рассказы писателя так легко воспринимаются детьми.



Герои рассказов и повестей М. М. Пришвина формируют представления о том, каким должен быть человек и как он должен относиться к окружающему его миру.
Как показывает мой опыт, через литературные произведения можно знакомить детей с явлениями и событиями, выходящими за пределы их личного жизненного опыта. Художественное мастерство писателя способствует тому, что сложные темы становятся доступными.
Для углублённого понимания и активного восприятия прочитанного очень полезны беседы по тексту рассказов. Учитель может задать детям вопросы: Понравился ли вам рассказ? Какой главный герой по характеру? Что понравилось в поступках героя, а что нет? В процессе такой беседы осуществляется элементарный анализ произведения. Беседы можно разделить на вводные – перед чтением произведения, и заключительные – после чтения. Во вводных или предварительных беседах учитель обращается к личному опыту каждого ученика, вызывает в его памяти соответствующие ассоциации. Например, если знакомить детей с рассказом Пришвина “Говорящий грач”, можно помочь детям вспомнить всё что они знают о грачах, задавая вопросы, рассмотреть иллюстрации с изображением птицы. Рассказать детям, что грачи очень полезные и умные и только после этого читать сам рассказ.
В ходе беседы важно использовать наглядные пособия, которые необходимо подобрать в соответствии с содержанием произведения. Беседы о прочитанном позволяют найти отклик детей на произведение. Очень важно побуждать детей высказывать собственное мнение по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно-противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои отрицательные и положительные поступки, что тоже не маловажно, так как осмысление своих действий идёт на более высоком уровне. Эти задачи требуют от учителя кропотливой, систематической работы. Здесь и встают вопросы: как поддерживать и развивать возникающие у детей добрые чувства? Как создать такую ситуацию, в которой они будут активно действовать – помогать, защищать справедливость?
Беседа о прочитанном произведении является важным этапом в формировании представлений об окружающем мире.
В рассказах Пришвина очень много познавательного. Например, в рассказе «Ёж»” дети узнают о повадках зверька, в «Золотом луге» – о том, что одуванчик ложится спать вечером, закрывая свои лепестки, а утром просыпается.
Детям очень интересно узнать, что не только их мама любит и ухаживает за ними, но и у животных тоже существует материнская любовь. Такую материнскую любовь можно увидеть в рассказах «Пиковая Дама» и «Лоси». Оказывается, и у них, как и у нас: родители берегут и защищают детей. Дети у них – такие же беззаботные несмышлёныши: вылезли на берег и давай играть, не обращая внимания на охотника, а наигрались – и к маме, и она их повела…



Особенно близкой детям является идея единства человека и природы. Так в рассказе “Этажи леса” автор проводит параллель между людьми и животными. Как люди живут в многоэтажках на определённом этаже, так птицы и звери живут на своём этаже. Но если люди без труда могут спустится на другой этаж, поменяв квартиру на другую, то животные этого никак не могут: «Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети… Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней берёзы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на которой находился разрушенный этаж». Только тогда гаечки нашли своих птенцов.
Читая произведения Пришвина, у детей формируется понятие о добре и зле. Так, Пришвин в рассказе «Ёж” очень хорошо описал свои взаимоотношения с ёжиком, показал, как с помощью доброго отношения можно приручить дикого зверька: «Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочку дам – съест».
В рассказе М. Пришвина «Ребята и утята» рисуется встреча писателя с детьми. Ребята совершили дурной поступок: они сбивали шапками и ловили диких уточек. Однако после беседы с писателем поняли, что поступали нехорошо, и отпустили утят.
Рассказ учит быть гуманным, добрым, великодушным, воспитывает любовь к природе, бережное отношение к птицам.
Задача педагога - передать основную идею рассказа (люби и береги природу, будь добрым хозяином своего края), помочь понять, что ребята поступали нехорошо, а в конце рассказа, когда дети осознали свою ошибку, порадоваться за них.

Еще Василий Великий так определял назначение животных: «Одно сотворено на службу человекам, а другое для того, чтобы он созерцал чудеса творения, иное же для нас страшно, чтобы вразумлять нашу нерадивость». Есть немало историй о преданности, неравнодушии, бескорыстии и других душевных качествах наших меньших братьев, которые не задумываются, как поступить, когда их близкие – дети, родители или даже хозяева – нуждаются в помощи, а сразу же стараются её оказать. Животные не могут отличить добро от зла, понять, кто прав, а кто виноват, сделать правильный или неправильный выбор: они действуют по инстинктам, переданным родными по наследству. Но нередко получается так, что поступки неразумных животных трогают сердце и заставляют задуматься наделенного разумом человека.

Cерия книг «Чтение для души» – это сборники рассказов о добрых чувствах животных, об их неравнодушии к собратьям и преданности хозяевам. Автор-составитель сборников, зоопсихолог и писатель Татьяна Жданова, уверена: изучать поведение животных не просто интересно, но и очень важно, ведь это очередное подтверждение того, как все невероятно и мудро продумано в чудесах Божественного творения.

«Своим примером, – говорит Татьяна Жданова, – животные учат нас безотчетной материнской заботе, преданности, самоотверженности (а стоит ли говорить, что в основу современной техники – самолетов, вертолетов, танков – положены «механизмы» животного мира!). И несомненно, все те качества, которые заложены в животных всего лишь на уровне инстинкта, в человеке должны быть преумножены».

Книги серии “Чтение для души” сопровождают добрые иллюстрации художников Л.Б. Петровой и Н.А. Гаврицкова.

Предлагаем вашему вниманию небольшую подборку историй из сборников «Чтение для души», которые советуем прочитать вместе с детьми. А также советуем посетить сайт Умный+Добрый , где можно приобрести книги из серий «Чтение для души», «Учим добрые слова» и «Говорящая природа».

Спасение котёнка

Есть немало фактов о том, как собаки помогают друг другу или попавшим в беду людям. Гораздо меньше известны истории, когда собаки спасают какое-нибудь другое беспомощное животное. Но тем не менее, такое тоже не редкость.

Вот послушайте рассказ очевидца. Речь в нём идёт о собаке, которая из сострадания возвратила к жизни тонувшего в реке котёнка.

Вытащив малыша из воды, она принесла его к стоявшему на берегу человеку. Однако тот оказался хозяином котёнка, который пришёл сюда с намерением утопить бедняжку в реке.

Жестокосердный мужчина повторил свою попытку. И собака снова спасла котёнка, но уже не потащила к нему спасённого.

Она поплыла с несчастным детёнышем в зубах к другому берегу – к своему родному дому. Собаку сносило быстрым течением, она захлёбывалась – ведь слишком сжав зубы можно было придушить котёнка.

Но бесстрашное животное сумело-таки преодолеть опасную реку.

С малышом в зубах собака явилась на кухню дома своего хозяина и положила мокрый комочек возле тёплой печи. С той поры животные стали неразлучны.

Мы всё больше и больше узнаём о самоотверженных поступках самых разных собак – и породистых и беспородных. И больно осознавать, как много этих бездомных замечательных животных скитается по улицам в поисках нашей заботы и любви.

Дружба животных между собой

Иногда животные способны на настоящую дружбу.

Интересен рассказ натуралиста о дружбе красивой молодой собаки и гуся со сломанным крылом. Они никогда не расставались. Оказалось, что, ещё будучи щенком, собака в игре перекусила птице крыло. С тех пор заметили, что её отношение к искалеченному гусёнку стало особенно благожелательным. Она взяла его под свое покровительство и защищала от здоровых гусей.

Куда бы ни пошла собака, гусь следовал за ней, и наоборот. Своей необыкновенной дружбой приятели заслужили прозвище «неразлучники».

Подкормить и защитить

Хочется обратить ваше внимание на то, что животные способны помогать друг другу и сопереживать не только в трудную минуту, но и в повседневной жизни.

Нередки случаи, когда собаки таскают из дома еду, чтобы «угостить» друзей. Вот забавная история о дружбе, которая соединила собаку с лошадью.

Как-то хозяин заметил, что из корзины, полной овощей, подозрительно исчезает морковь. Он решил выследить вора. Каково же было его удивление, когда оказалось, что морковь таскает дворовой пёс. Причём делал он это не в собственных интересах, а для одной из лошадей. Та неизменно встречала дружелюбного пса радостным благодарным ржанием.

Или вот история о необычной дружбе кошки с хозяйской канарейкой. Кошка охотно позволяла птице садиться себе на спину и даже играть с собой.

Но однажды хозяева увидели, как их кошка, схватив канарейку в зубы, с недовольным урчанием взобралась на шкаф. Члены семьи всполошились и подняли крик. Но тут они обнаружили, что в комнату забрался чужой кот, и по достоинству оценили действия собственной мурлыки. Она сумела оценить опасность и защитить своего друга от чужака.

Закон аистов

Ещё древние греки заметили, что аисты отличаются особенно старательным уходом за немощными птицами в своей стае. Они кормят их и не допускают, чтобы родители в чём-то испытывали нужду. Больше того, если у аиста от старости вылиняли перья, то молодые птицы, обступив отца, согревают его своими крыльями.

Не оставляют аисты престарелых родных и тогда, когда предстоит дальний перелёт в тёплые края. В полёте молодёжь крыльями поддерживает с обеих сторон своих обессилевших родителей.

Вот поэтому в далёкие былые времена вместо выражения «воздать за благодеяния», говорили «отбуселить» - буселем на Руси тогда звался аист. А обязанность детей заботиться о своих престарелых родителях даже называли законом аистов. И нарушение этого закона считалось несмываемым позором и большим грехом.

Мудрый обычай у слонов

Молодые животные могут трогательно заботиться о своих беспомощных родных, проявляя доброе отношение к постаревшим родителям.

Так, у слонов принято, что однажды наступает день, когда самые старые из них покидают стадо. Делают они это, почувствовав, что уже не в силах угнаться за молодыми. Ведь слоновье стадо обычно совершает быстрые и длительные переходы с одного пастбища на другое.

Слоны от природы не равнодушны к судьбе своих престарелых сородичей и окружают их особым вниманием. Поэтому, если на склоне лет слон решает прекратить свои странствия и перейти на оседлый образ жизни, с ним остаются помощники – один или два юных слона.

В случае опасности молодые животные предупреждают своего подопечного и прячут в укрытии. А сами смело бросаются навстречу врагу.

Нередко слоны сопровождают старца до самого его последнего вздоха. И что важно отметить – престарелый слон, как бы в благодарность за заботу, тоже оказывает помощь этим юным телохранителям. Он постепенно обучает их древней слоновьей мудрости.

Вот какой обычай существует у таких больших, сильных и красивых животных – как слоны.

Наверное, вам трудно поверить, что волки способны создавать прекрасные семьи, часто на всю жизнь. И при этом волки-супруги очень нежные родители. А ведь в представлении многих волки – всего лишь свирепые хищники.

Волчица-мама заранее готовит в глухом месте мягкое и удобное ложе для своих будущих детей. Рождаются малыши, подобно щенятам, слепыми и беспомощными. Поэтому волчица постоянно нянчится с ними и нежит каждого волчонка, предупреждая толчки и падения.

Пока волчата маленькие, любящая мать ни на минуту не оставляет их одних. И тогда отец становится единственным кормильцем большой семьи. Обычно в ней бывает до восьми волчат. Даже если летом можно удачно охотиться рядом с логовом, волк-отец уходит за добычей подальше. Он от рождения знает, что к своему дому не нужно привлекать внимания других зверей.

В отсутствие отца-защитника волчица старательно охраняет своих малышей. Для этого её память хранит все нужные навыки и осторожность. Волчица всегда вовремя заметит в окрестности подозрительные следы или учует опасный запах человека. Ведь у неё очень чуткий нюх. Мама хорошо знает, что с запахом охотника в семью может прийти беда. Поэтому она немедленно возьмёт детей по-собачьи за загривок и одного за другим перетащит в другое, более безопасное место. И при этом такой способ «транспортировки» не причиняет им боли.

Когда волчата достигают двухмесячного возраста, родители начинают их обучать охотничьим приёмам. Они уходят с детьми от логова и нередко больше к нему не возвращаются.

Благодарная чайка

Следующий рассказ – об удивительном поступке чайки.

Одна пожилая женщина любила прогуливаться вдоль морского берега. Она с удовольствием кормила морских чаек, которые в определённое время ежедневных прогулок ожидали её в одном и том же месте.

И вот однажды во время прогулки, оступившись, женщина упала с высокого откоса и сильно разбилась.

Вскоре рядом с потерпевшей села та морская чайка, которая всегда провожала её до самого дома.

Спустя некоторое время она улетела. Оказалось, чайка направилась к знакомому дому, села на подоконник и принялась отчаянно биться клювом и крыльями об оконные стёкла.

Такое необычное поведение чайки привлекло внимание сестры пострадавшей женщины. Она поняла, что чайка её явно куда-то зовёт. Сестра быстро оделась и последовала за птицей, которая и привела к месту трагедии. И тогда пострадавшую женщину удалось спасти.

Так благодарная чайка ответила добром на добро человека.

Дрессировка медведей

С давних времён людям было хорошо известно об удивительных способностях медведей. И большие базары и ярмарки не обходились без выступлений цыган с этими дрессированными животными.

Самый обычный номер – пляшущий медведь, которого удерживали с помощью цепи от вставленного в его ноздри кольца. При малейшем натяжении цепи животное испытывало боль и покорялось.

Подготовка номера была суровой. Отловленных маленьких медвежат выкармливали и учили плясать. Вначале заставляли подолгу стоять на задних лапах, а затем, потянув за болевое кольцо в носу, принуждали ходить. И каждый шаг малыша поощряли пищевой подачкой.

Следующий этап обучения происходил ещё безжалостней. Нагревали лист железа, накрывали его тонким ковриком и заводили на него будущего артиста. Железо обжигало мишке пятки, и он невольно переминался с ноги на ногу. А за это получал мёд. Когда он запоминал, что на этом коврике следует поднимать по очереди ноги, номер с пляшущим медведем был готов.

Сейчас таких ярмарочных выступлений нет, а медведей в цирковые артисты готовят по методу известных русских дрессировщиков братьев Дуровых. Они создали свою школу, когда животным не делают больно, а учат нужным движениям с лаской и любовью.

Именно при такой дрессировке человек и зверь лучше всего понимают друг друга. К этому нужно добавить природную сообразительность медведей. Тогда артисты быстро учатся выполнять особо сложные действия.

В результате этого доброго союза людей и животных вы с радостью наблюдаете медведей на арене цирка. Благодарные за заботу и любовь человека, они демонстрируют нам самые удивительные трюки!