Программа сказкотерапия зинкевич евстигнеевой. Схема анализа сказки по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Сказкотерапия как способ передачи знаний о жизни


Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева

Мужские сказки

ТАЙНЫЙ ШИФР

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2009

ББК 88.5 3-63

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.

3-63 Мужские сказки: тайный шифр. - СПб.: Речь, 2009. - 334 с.

ISBN 978-5-9268-0819-7

Это последняя, третья книга серии «Тайный шифр сказок». Её за­дача вовсе не в изложении субъективного взгляда автора на «мужскую психологию», пусть и сказочную. Эта книга призвана более тонко и глу­боко исследовать особенности мужского принципа внутри человека - и мужчины, и женщины. Тайный шифр мужских сказок содержит древние духовно-социальные эталоны, ориентиры для формирования стремлений.

Передавать мальчикам и девочкам мужские сказки нужно тонко и грамотно. Не просто читать их, но и делиться впечатлениями: эмоция­ми, мыслями и знаниями , которые будут расшифрованы в этой книге.

Книга известного сказкотерапевта с огромным жизненным и про­фессиональным опытом будет способствовать восстановлению здоровой маскулинности в нашем многострадальном русском этносе...

ISBN 978-5-9268-0819-7

© Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2009 © Издательство «Речь», 2009 © П. В. Борозенец, обложка, 2009

Часть первая. Два ключа к шифру мужских сказок.......................9

И вновь несколько слов о сказкотерапии.......................................10

Основания для выделения мужских архетипов и архетипических

сюжетов...............................................................................................24

Первый ключ к шифру мужских сказок: инициирующие

события..............................................................................................28

Второй ключ к шифру мужских сказок: новые эволюционные состояния в мужских архетипических сюжетах..................................................................61

Часть вторая. Герой с «Семью ликами»..........................................81

Архетип Воина...................................................................................89

Архетип Монарха..............................................................................127

Архетип Крестьянина.......................................................................153

Архетип Купца...............................................................................................179

Архетип Философа.........................................................................................200

Архетип Монаха.............................................................................................225

Архетип Слуги (Раба)....................................................................................237

Часть третья. Шифр мужских сюжетов.......................................................249

Сюжет первый - «Отчий дом»....................................................................255

Сюжет второй - «Дорога к мастерству»....................................................276

Сюжет третий - «Спаситель».....................................................................291

Сюжет четвертый - «Скрытые враги».......................................................299

Сюжет пятый - «Любовь»...........................................................................306

Сюжет шестой - «Вечное возвращение»...................................................323

Сюжет седьмой - «Мужское братство».....................................................327

Послесловие....................................................................................................332
От автора

Это последняя, третья книга серии «Тайный шифр ска­зок». Первые две книги, посвященные женским архетипическим сюжетам и сюжетам отношений, вызвали доволь­но большой интерес. Меня постоянно спрашивали, когда же выйдет книга о мужских сказках. Я нередко ссылалась на свою занятость, из-за которой оказывается сложным подготовить к печати этот материал.

На самом деле, писать о мужских сказках мне, как жен­щине, очень непросто и ответственно. Это так, даже не­смотря на то что концепция мужских архетипов и архетипических сюжетов разработана давно, успешно применяется в консультировании и разработке сказкотерапевтических программ. В то же время наличие некоего тендерного тре­пета со стороны автора, наверное, совершенно естественно и даже полезно в исследовании такого тонкого вопроса, как сказочная мужская психология...

Так или иначе, дорогие друзья, речь в этой книге пой­дет о героях. В полном смысле этого красивого слова. Быть может, некоторые читательницы сейчас начнут нетерпе­ливо потирать руки. Дескать, наконец-то мы все узнаем о тонкой подоплеке мужской психологии! Позвольте вас, милые читательницы, чуточку разочаровать. Герои муж­ских сказок живут и во внутреннем пространстве каждой женщины. В ее, с позволения сказать, Анимусе, мужской части внутренней природы. Именно благодаря этой муж­ской части у женщины можно наблюдать яркий характер, реакции и проявления во внешнем мире.

Мне нередко говорили мои ученицы и клиентки, что в сюжете их жизни «слишком много мужского». Да, так бы­вает. А как же иначе? Мужской принцип внутри женщи­ны помогает ей выживать и реализовывать себя в соци­альном мире, проявлять активность, самостоятельность. Надо сказать, что множество героинь несут в себе яркий мужской принцип. Возьмите, к примеру, Герду или геро­иню сказки «Финист ясен сокол». Другое дело, что сказоч­ные героини тонко совмещают в себе мужской и женский принципы. Внутри современной женщины не всегда положение дел обстоит столь же гармонично... Но это уже со­всем другой вопрос.

Итак, задача этой книги вовсе не в изложении субъек­тивного взгляда автора на мужскую психологию, пусть и сказочную. Наша задача - более тонко и глубоко иссле­довать особенности мужского принципа внутри челове­ка - и мужчины, и женщины.

Мужской принцип несет в себе огромную энергию ак­тивности, как созидательной, так и разрушительной. Бла­годаря его действию, происходят реальные преобразова­ния чего угодно. Управлять этой энергией не всегда про­сто, особенно когда не знаешь всех тонкостей и нюансов. Даже когда знаешь, вовсе не легко... Потому-то пути-до­роги героев часто так запутаны!

Но мы же с вами - исследователи! Попробуем разо­браться. Правда, при этом будем с вами скромны, пони­мая, что нам откроется лишь некая малая часть информа­ции, зашифрованной в сказках...

Часть первая.

Два ключа к шифру мужских сказок
И вновь несколько слов о сказкотерапии

«Сказкотерапия» - это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно. И, как свойственно каждо­му еще не устоявшемуся термину, оно у разных людей - и специалистов, и просто интересующихся - вызывает многообразные ассоциации. Для одних сказкотерапия - это лечение сказками. Для других - прием коррекционной работы, для третьих - способ передачи основных знаний о жизни.

В науке сказкотерапия - одно из самых молодых на­правлений практической психологии. Действительно, для направления, для научной школы пятнадцать-двадцать лет - срок небольшой. Но в то же время сказкотерапия - это самый древний способ поддержки человека с помощью слова. Наверное, как только возникла речь, так сразу по­явились и первые истории. Кто-то скажет, что истории появились, потому что человеку надо было чем-то зани­мать свой досуг (телевизора-то еще не было!). Но так го­ворить не совсем корректно. Главное, через истории пере­давали знания, а то, что это происходило в увлекательной форме, - замечательный «побочный эффект» обучения жизни через сказки.

Не так просто дать однозначное определение сказкотерапии. С одной стороны, сказкотерапия - это один из ме­тодов развития самосознания и эмоционального интел­лекта человека. С другой стороны, это наиболее древняя воспитательная система, позволяющая тонко, не дидак­тично формировать представления о базовых жизненных ценностях. С третьей стороны, сказкотерапия - это язык образов и символов, органичный бессознательному чело­века. С четвертой стороны, сказкотерапия - это способ поговорить с человеком о душе (особенно если вспомнить, что психология - это наука о душе).

Итак, что же все-таки такое сказкотерапия? Сегодня это слово стало брендом, и уже многие психологи больше не стесняются признаться в том, что они занимаются сказкотерапией. Способов работы со сказкой, мифом, легендой, притчей немало. Следовательно, и подходов, школ в сказкотерапии может быть несколько. В молодой отече­ственной психологии как-то сама собой появилась тради­ция негласно, неофициально выделять московскую и пи­терскую школы. Почему бы не сделать это и в сказкотера­пии?!

Передав низкий поклон творцу и хранителю москов­ской школы сказкотерапии - Игорю Вачкову, позвольте немного рассказать о питерском подходе и Комплексной Сказкотерапии ©.

Комплексная Сказкотерапия © - это авторский метод, разработанный в Санкт-Петербурге автором книги, кото­рую вы держите в руках. Методологическая база склады­валась постепенно. И на ее основании можно дать сего­дняшнее определение Комплексной Сказкотерапии ©. Комплексная Сказкотерапия © - это система представ­лений об архетипических сюжетах, мужских и женских сюжетах отношений, которые, переплетаясь, образуют индивидуальный «узор судьбы» современного человека. С этим «узором судьбы», собственно, и работает сказкотерапевт.

Но давайте разберемся во всем по порядку. Начнем с того, что такое архетип и архетипический сюжет.

Архетип - это базовая матрица, «первичный обра­зец», фундаментальный механизм, который проявляет себя неизменным на протяжении многих веков. Меняются культурные декорации, поколения, цивилизации, а дей­ствие архетипов остается неизменными.

Понятие архетипа у многих психологов сразу ассоции­руется с именем Карла Густава Юнга. Действительно, благодаря этому выдающемуся человеку психологи, фак­тически, получили «санкционированный доступ» к кладо­вым коллективного бессознательного. К.-Г. Юнг называл архетипами «врожденные образы жизненных вероятий». Архетип, или «изначальный образ», «божественный обра­зец», у разных мыслителей наполнялся различным содер­жанием. У Платона он выступает в качестве постигаемого умом образца, у схоластов как запечатленный в уме при­родный образ, у Августина как базовый образ, создающий основу для человеческого познания. К.-Г. Юнг, особо чув­ствительный к , счи­тал их врожденными психическими структурами, опре­деляющими эстетическое отношение человека к миру.

Как сложноорганизованные феномены, архетипы сра­зу не поддаются логическому анализу, они прячутся за метафоры, чтобы наше несовершенное сознание не исказило их сути. Именно благодаря действию архетипов мы часто говорим: «В мире ничего существенного не ме­няется, только декорации подвижны». Под декорациями в данном случае понимаются эпохи, смена стилей в архи­тектуре и одежде, возникновение новых профессий и уп­разднение старых, изменение стилистики речевых оборо­тов, появление новых «благ цивилизации» и прочее. Од­нако механизмы возникновения конфликтов, сценарии поведения людей, законы смены эпох, механизмы быто­вых и внутриличностных проблем остаются неизменны­ми. Так действуют архетипы. Изучая историю, всемирную и нашу личную, мы можем обнаружить действие неких сил, общие закономерности. И таким образом выделить некоторые архетипы.

Надо сказать, что выделением архетипов занимаются многие исследователи. Единой классификации архетипов не существует. Поэтому у нас, как у сказкотерапевтов, есть довольно большой простор для творческого поиска. Чем мы, собственно, в полной мере и пользуемся.

Творческое мужское начало в некоторых людях за­ставляет их вступать в борьбу с действием архетипов. Им хочется разорвать цепи традиций, найти наиоригиналь­нейший ракурс действительности. Так рождаются новые

тенденции, течения в искусстве и политике. Современни­ки ликуют: «Это совершенно новое, оригинальное!» Но проходит время, на смену экзальтированности приходит здравый смысл под руку с критическим мышлением и оказывается, что были изобретены лишь «новые декора­ции». Архетипы остались неизменными. Собственно, на то они и архетипы, чтобы обеспечивать реализацию завет­ной мечты многих людей - мечты о стабильности.

Творческое мужское начало в некоторых людях за­ставляет их вступать в борьбу с действием архетипов.

Архетипы - это то, что обеспечивает в мире порядок вещей. Архетипы - это инструменты для преодоления и упорядочивания хаоса.

Сказки, мифы, легенды, притчи, песни и другие мета­форические форматы - это хранители архетипов. Анали­зируя, толкуя сказочные истории, мы познаем их «ключи».

Итак, архетип представляет собой некий общий меха­низм, явление, действие которого через модификации можно наблюдать в различные эпохи, а также в индиви­дуальной картине мира, в сценариях взаимоотношений между людьми.

В архетипе заключена колоссальная энергия. Исследуя архетипы, мы подключаемся к этой энергии. Но в своем творчестве нам лучше использовать ее в соответствии с внутренним зако­ном определенного архетипа.

В нашей жизни действие архети­пов разворачивается во времени, по­этому можно сказать и так: архетип проявляет себя через последова­тельность событий. Это означает, что действие архетипа разворачивается в нашей жизни как некий сюжет. А точ­нее - архетипический сюжет. Например, существует архетип Дороги, Пути. Он действует в жизни каждого из нас. Согласно закону этого архетипа, создаются условия, при которых жить «по-старому», мыслить «как*раньше» становится невозможным. Мы покидаем привычное место обитания или отказываемся от привычного образа дей­ствий, мыслей, способов реагирования. Вскоре нам пред­стоит довериться новому «состоянию дороги», стараясь не подвергать все критическому анализу. Нам придется пройти ряд испытаний и найти ресурсы для их прохожде­ния. Затем изначальная цель путешествия будет подвер­гнута коррекции и конкретизации , также будет разрабо­тан алгоритм ее достижения и появятся помощники. Ког­да мы достигнем своей цели, мы можем разочароваться в ней или потерять бдительность, столкнуться с предатель­ством ближних и получить время на переосмысление соб­ственного пути. Таковы закономерности действия архети­па Дороги. Так проявляется архетипический сюжет, на основе которого рождаются всевозможные сказки, мифы и легенды. Как много веков назад, так и сегодня.

Однако это не значит, что все предопределено действи­ем архетипов и архетипических сюжетов. Некоторые люди напрасно связывают действие архетипов с действи­ем «сил Судьбы». Архетипы не предопределяют, они лишь хранят для нашей жизни и творчества запасы энергии и приключений - сюжетов для действий. Если знать зако­ны действия архетипа, его логику, то можно избежать лишних неприятных неожиданностей, на которые в своей жизни человек тратит огромное количество жизненной энергии.

Именно поэтому знание об архетипах, действии общих законов и передавалось из поколение в поколение через метафороносители (сказки, легенды, притчи, мифы, анекдоты, песни и пр.). Знание архетипов позволяет че­ловеку экономить свою жизненную силу, не тратить ее на мелкие разбирательства с проблемами личного и со­циального плана. В этом случае человек может расходовать ее на созидательные действия, на творчество и ис­следования мира, наконец.

Итак, под архетипом в Комплексной Сказкотерапии © понимается некий общий механизм, содержа­щий в себе энергию и законы ее использования. Однако не стоит думать, что архетип - это сундук, который ждет, пока его будет использовать человек, предвари­тельно прочитав на крышке инструкцию по эксплуата­ции. Архетипы - это активные системы, обеспечи­вающие поддержание Жизни. Они действуют независи­мо от того, знает человек об их существовании или нет. Архетипические сюжеты настолько сильны, что могут от­корректировать те деструкции, которые вносит в Мир че­ловек разрушающий, имеющий иллюзию собственной власти над природой.

Архетипы составляют матрицу жизни. Причем удобную для творчества и конструктивной самореализации. Если это понять, то можно не терять эмоциональную энергию на пе­реживание фатальности бытия. Архетипические сюжеты, разворачиваясь в жизни современного человека, помогают нам приобретать важнейший жизненный опыт.

В Комплексной Сказкотерапии © разработана соб­ственная классификация архетипов и архетипических

Зинкевич Татьяна - доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии. Закончила факультет психологии Ленинградского государственного университета. Автор метода Комплексной сказкотерапии. Автор ряда монографий по сказкотерапии.

Автор тренинговых программ по деловым коммуникациям, командообразованию, инновационному менеджменту. Является научным руководителем проектов Минобразования РФ, ведет большую научно-практическую, преподавательскую, консалтинговую и общественную работу.

Автор научно-популярной серии книг по практической психологии «Ценность каждого дня».Научный руководитель и разработчик комплексной модели реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в специальных учебно-воспитательных учреждениях системы образования. Член-корреспондент Международной Академии наук экологии, безопасности природы и человека. Эксперт Международной Федерации независимых экспертов.

Отзывы об авторе "Зинкевич-Евстигнеева Т.Д."

В книге «Практикум по креативной терапии» описаны современные методы и техники терапии творчеством (или креативной терапии).

Авторы раскрывают секреты использования сказкотерапии, арт-терапии, песочной терапии, телесно-ориентированной терапии, игротерапии и других креативных методов. Книга поможет в практике психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии.

скачать Арт-терапия

В этой книге представлена технология формирования и управления специально созданным коллективом сотрудников - командой, которая способна успешно решать производственные задачи в любой сфере бизнеса и управления.

Теоретическая часть содержит последовательное описание всех этапов формирования команды: от определения целей до сопровождения деятельности команды.

В практической части отрабатываются приемы организации работы в команде, даются новые технологии взаимодействия, ситуационного анализа, приводятся практические упражнения. Особое внимание уделяется изучению техник формирования командного духа и созданию имиджа команды.

Книга предназначена для руководителей, менеджеров, психологов и всех, кто профессионально интересуется вопросами управления.

скачать Практическая психология скачать Арт-терапия

Использование сказки в личностном развитии воспитанника ДОО

1. Зинкевич - Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст]. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб: Речь, 2006.- 320с.

2. Зинкевич-Евстгнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст]. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.- СПб: Речь, 2008.- 240с.

Материалы для самостоятельного изучения:

Общие принципы работы со сказками (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)

принцип Основной акцент комментарий
осознанность Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было нужно? Задача - показать клиентам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже, несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.
множественность Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов Задача - показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе.
Связь с реальностью Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок Задача- кропотливо и терпеливо проработать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия

этап назначение содержание
  1. Ритуал « входа» в сказку
Создать настрой на совместную работу Коллективное упражнении. Например, взявшись за руки в круг, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие.
2. Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят, использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; каким им помогало в жизни то, чему они научились в прошлый раз, и пр.
3. Расширение Расширить представления ребенка о чем-либо Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать. Помочь какому-либо существу из сказки и пр.
4.Закрепление Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и пр.
5.Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня
6. Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт
7.Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди

Схема анализа сказки по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой

· Тема (какова наиболее значимая сфера жизни для героев).

· Герой (особенности его самосознания - образ Я, самоотношение, понимание своего места среди других людей).

· Персонажи (круг основных действующих лиц, их характеристики).

· Отношения между персонажами и героем (отношения со значимыми людьми).

· Типичные события (символическое отражение событий в жизни человека данного общества).

· Трудности (наиболее важные, эмоционально заряженные проблема, которые тревожат персонажа).

· Средства совладания с возникающими трудностями (способы, приемы, ухищрения, которые использует человек).

· Недостающие ресурсы (внутренние ресурсы в виде качеств и способностей героя, или внешние в виде физических условий, материальных возможностей).

· Имеющиеся ресурсы (то, что есть в распоряжении человека).

В книге «Практикум по креативной терапии» описаны современные методы и техники терапии творчеством (или креативной терапии).

Авторы раскрывают секреты использования сказкотерапии, арт-терапии, песочной терапии, телесно-ориентированной терапии, игротерапии и других креативных методов. Книга поможет в практике психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии.

Практикум по сказкотерапии

Руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам, психотерапевтам, врача, филологам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру.

В популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, каким образом их можно использовать в процессе психологической, педагогической и воспитательной работы; обсуждаются приемы создания специализированных сказок, помогающих обучению, снимающих неадекватные эмоциональные проявления, коррегирующих поведение и способствующих терапии в острых стрессовых ситуациях.

Проективная диагностика в сказкотерапии

В книге «Проективная диагностика в сказкотерапии» анализируются направления сказкотерапии и основные темы сказок клиентов, рассматривается динамика формирования способности к сочинению сказок.

Психологам, педагогам, родителям, филологам предлагается авторская технология работы с психологической информацией, принятая в сказкотерапии и позволяющая специалисту достаточно надежно сформировать перспективные задачи работы с автором сказки.

Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии

Книга «Психотерапия зависимостей» посвящено актуальным вопросам профилактики и терапии зависимостей на основе метода сказкотерапии.

Метод, описанный в книге, эффективно используется в рамках антинаркотической профилактической и реабилитационной работы среди несовершеннолетних и молодежи.

Книга состоит из двух основных разделов: раздел 1 — анализ проблемы зависимости и методические указания по применению сказкотерапевтических приемов, раздел 2 — описание программы работы.

Путь к волшебству

Цель этой книги - в увлекательной форме познакомить родителей (настоящих и будущих), педагогов, воспитателей, психологов и других специалистов с новейшей системой творческого развития, обучения, коррекции и адаптации личности.

Она поможет узнать о "сказочных" приемах общения с ребенком, подростком, самим собой; расскажет о сочинении, переписывании и дописывании сказок, об изготовлении специальных кукол для домашнего театра, о различных формах постановки спектаклей, о совместной игре в песочнице и технологии песочной терапии, о медитациях на сказку и других интереснейших вещах.

Пять кейсов для бизнес-тренера

Книга состоит из пяти кейсов, посвященных разным темам. На основе каждого из кейсов можно провести тематический тренинг; можно использовать все кейсы в длительном тренинговом курсе, посвященном формированию системных управленческих навыков. Все задания объединяет общая метафора: участники курса погружаются в атмосферу легендарного Камелота, становятся кандидатами в Рыцари Круглого Стола.

Для каждого из кейсов разработаны папка участника и тест для оценки знаний, полученных в ходе тренинга.

Семь дорог Женственности

Книга «Семь дорог женственности» была создана для женщин, которые искренне хотят сделать свою жизнь лучше и красивее, и готовы приложить для этого максимум усилий.

В книге вы найдете интересные сказки и упражнения, которые научат вас радоваться жизни, любить и быть любимой, достичь гармонии во всех сферах жизни.

Тайна женственности

Тайна женственности, или Как женщине раскрыть свою силу и стать хозяйкой собственной жизни.

Что значит быть женщиной, и как ею оставаться в круговороте событий, в котором женщины вращаются каждый день, балансируя между мужем, детьми и работой?

Книга «Тайна Женственности, или Как женщине раскрыть свою Силу и стать Хозяйкой собственной жизни» стала итогом многолетних бесед и наблюдений за женщинами психологов Дмитрия Фролова и Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой.

Тайны Дороги Процветания

Сложно переоценить важность финансового достатка в нашем мире. Ведь кроме материальных благ он обеспечивает нам и внутреннюю свободу, а для многих является эквивалентом успешности.

Но как не попасть в денежное рабство и избавиться от заблуждений, стереотипов и страхов? По мнению автора, психолога Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой, в наших силах стать богатыми прямо сейчас, просто изменив свое отношение к деньгам.

Ведь по-настоящему богат совсем не тот, у кого много денег, а тот, кому их хватает. Следуя за автором дорогой процветания, вы получите возможность раз и навсегда решить финансовые трудности, сделав достаток и гармонию постоянной данностью.

Тайный шифр женских сказок

Сокровищница подсказок для психолога и сказкотерапевта.

Сказка — это особый информационный формат. Это шифр. Ценнейшая, жизненно важная информация поступает в наше подсознание и начинает активно участвовать в нашей жизни, формируя систему ценностей и посредством этого влияя на наше поведение.

Иногда девочки, начитавшись в детстве сказок, в своей жизни неосознанно пытаются повторить сказочный сценарий. Одним удается сделать сказку своей жизни счастливой, другим же никак не выбраться из замкнутого круга проблем и неурядиц. Но, оказывается, правильно прочитав любимую сказку, мы можем найти в ней ответ на интересующий нас вопрос, Лекарство от душевной боли, путь выхода из запутанной ситуации...

Книга посвящена практике использования игры в контексте сказкотерапии.

Авторы рассказывают о том, как создавать игры для работы с детьми и подростками; какие игры использовать в различных ситуациях консультирования и психокоррекции; какие игровые упражнения предложить ♦ особым» детям в процессе формирования социальных навыков; как обучать ребенка основам грамоты в песочнице.

Книга будет полезна и психологам, и родителям.

Ряд материалов, представленных в данной книге, ранее частично был опубликован в сборнике «Практикум по креативной терапии».

Несколько слов об игре

Ее Величество игра. Как она прекрасна, удивительна, непостижима...

К великому таинству игры пытаются приблизиться вот уже многие века литературоведы, фольклористы, философы, психологи, педагоги, юристы.

Благодаря их трудам и исследованиям Организация Объединенных Наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Ребенка, выходящего на «жизненную дорогу», обозначаемую словом «век».

По мнению русского народа, эта дорога состоит из трех этапов - детства, взрослости и старости. Издавна в русской культуре детство рассматривалось, как время роста, чистоты, безмятежности. Детство - это время подготовки к жизни и... игры. Доказательством этому служит множество русских пословиц и поговорок: «Старый спать, а молодой - играть», «Молод с игрушками, а стар с подушками», «Детям не порча игрушки», «Игрушки да смешки, шутки да потешки», не токмо главное, но и важное занятие для дитяти», - говаривали русские люди.

Интересно, оказывается, слово «играть», применительно к ребенку, означало «жить» и «дружить». В какой-то степени это сохранилось в языке и современных детей. Дети обычно говорят: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю», что по сути означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»

Наблюдения многих медиков, психологов и педагогов показывают, что «подготовленный к игре» ребенок, в отличие от «неподготовленного», значительно активнее, здоровее психически, физически и интеллектуально, более жизнеспособен.