Проект "матрешка-любимая русская игрушка". Творческий проект "Матрёшка-образ и душа России"

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 2 «Искорка». г. Протвино, Московская область. Проект «История матрёшки» Подготовили проект: Зайцева Виктория Викторовна Миронова Нина Фёдоровна «Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики». Е.Флерина. Актуальность: Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. "Игрушка – "Матрёшка« небалушка" - так говорит народная мудрость о значении игрушек «Матрёшек» для маленького ребенка. Дарить игрушки "Матрёшки" было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие. Возникает проблема ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе игры. В деятельности ребенка младшего возраста становится значимой та сфера, которая поддержана матерью, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей младшего возраста в настоящее время является актуальной. Анализ этой проблемы в ДОУ показал необходимость включение игрушек в педагогический процесс. Это делает сегодня актуальной проблему планирования системы работы с игрушкой в воспитании детей младшего возраста. Цели:

Задачи:
  • Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
  • Выяснить особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
  • Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи.
  • Обогатить кругозор детей об игрушке.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
  • Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
  • Обогащать словарь детей.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Предмет проекта: Матрёшка. Вид проекта: творческий, групповой, информационно - познавательный, практико - ориентированный. Участники: дети второй младшей группы, возраст 3-4 года, родители. Срок реализации: проект является краткосрочным, так как рассчитан на 4 недели. Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрёшку, так как она несет в себе любовь и дружбу. Результат проекта:
  • Оформление альбома "История матрёшки".
  • Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрёшке.
  • Выставка "Семейная матрёшка".
  • Досуг с детьми "Русский сувенир".
  • Презентация для родителей "История матрёшки".
  • Консультация для родителей "В какие игры играть с матрёшкой!"
Этапы реализации проекта. 1 этап. Подготовительный. Планирование работы.
  • Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрёшек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
  • Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.
  • Методы и приёмы:
  • Опрос.
  • Беседа: "Матрёшка -национальное культурное наследие России".
  • Составление схемы "Модель трёх вопросов".
2 этап. Основной. Цели:
  • Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
  • Познакомить детей с матрёшкой в русской культуре.
  • Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
  • Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр "Матрёшки –путешественницы", «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, составлять рассказы.
  • Организация совместной деятельности с детьми.
Познавательно-исследовательская деятельность.
  • НОД: "Нарядные матрёшки" (знакомство с матрёшкой).
  • НОД: Рисование "Русская матрёшка".
  • НОД: Лепка "Подружки для матрешки".
  • НОД по изодеятельности "Веселые матрёшки".
  • НОД: "День рождения у матрёшки".
  • Изучение свойств дерева. Эксперементирование.
  • Сравнение: Матрёшка и Ванька-встанька.
Развитие речи.
  • Рассматривание изображений разных матрёшек.
  • Чтение стихов и загадок о кукле.
  • Составление творческих рассказов, сказок о матрёшке совместно с родителями.
  • Разучивание стихотворения Л.Некрасовой "Весёлые матрёшки".
  • Заучивание пословиц, объяснение их смысла: "Лесополоса – всему лесу краса", "Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу", "Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади", "Лес с огнём не дружит!", "Враг природы тот, кто леса не бережёт".
  • Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой "Матрёшки". Учим водить хоровод (костюмированный).
Продуктивная деятельность. Рисование. Тема: "Красавицы - подружки" (Семеновская, Полховская, Вятская… матрёшки) Лепка. Тема: "Хоровод матрёшек" (пластилиновое творчество). Аппликация. Тема: "Детская авторская матрёшка". Музыкально-художественная деятельность.
  • Разучивание танца "Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…".
  • Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).
  • Игровая деятельность.
  • Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
  • Дидактические игры: "Собери матрёшку", "Построй ряд с закрытыми глазами", "Эти удивительные узоры".
  • Пальчиковые игры.
3 этап. Заключительный. Цели: обобщить полученные детьми знания о матрёшке, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрёшка является символом любви и дружбы. Итог проекта:
  • Разработка конспектов НОД.
  • Выставка: «Книжка - малышка».
  • Презентация проекта.
  • Вывод: Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрёшка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрёшки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрёшек были все разные. Но главное мы поняли, что русская матрёшка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.
Список литературы: 1. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве - М: Просвещение, 2002г. 2. Максимов Ю.В., Чуракова В.Н. Русское народное декоративно - прикладное искусство в детском саду. - М.: Советский художник, 1980. 3. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1995. 4. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность. Программа «Радуга» - М.: Просвещение, 2002. 5. О. Я. Воробьёва «Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы». Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009. 6. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010. Фотографии из личного архива авторов. Для публикации информации о детях получено письменное разрешение родителей. Спасибо за внимание!

МБОУ «СОШ п. Дукат»

Исследовательский проект

«МАТРЁШКА-СИМВОЛ РОССИИ»

Обелец Алёна,

ученица 2 класса

МБОУ «СОШ п. Дукат»

Руководители:

Раскопина В.Б.,

учитель начальных классов;

Шукова Л.И.,

учитель ИЗО

Посёлок Дукат

2013/2014 учебный год

Оглавление:

    Введение.

2. Основная часть:

2.2. Виды русской матрешки.

3. Выводы по теме. Заключение

4. Список использованной литературы.

1.Введение.

(Слайд 1) Моя исследовательская работа посвящена наиболее известному и любимому русскому сувениру, своеобразному символу русской культуры и просто деревянной игрушке – матрешке. Эта тема заинтересовала меня не случайно. Дома у меня есть эта милая расписная красавица. Она всегда завораживала своей простотой и загадочностью. Удивлялась, как из одной игрушки появляется еще четыре, пять, шесть и т.д. С этой игрушкой мы встречались в детском садике, в школе на уроках окружающего мира. Я задумалась о ее происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки, почему она пользуется всенародной любовью. И вот я решили побольше узнать об этом чуде – русской матрешке с помощью исследования. (Слайд 2) Для начала я определила цель исследования: узнать историю возникновения матрёшки на Руси, познакомиться с технологией изготовления и росписи матрешек, создать свою матрёшку (авторскую).

Для достижения цели наметила, какие задачи необходимо выполнить: изучить специальную литературу по теме исследования, создать презентацию по результатам исследования, научиться расписывать матрёшку, используя фантазию и творчество. Перед началом исследования

Я выдвинула две гипотезы исследования: 1 гипотеза: я предполагаю, что матрёшка хранит в себе много секретов. 2 гипотеза: каждый из нас может стать мастером по росписи русской матрешки.
Использовала различные методы исследовательской работы: поисковый (сбор информации), анализ (собранной информации), сравнение, систематизация, обобщение материала.

2.Основная часть.

В воскресный день я с мамой отправились в библиотеку. Почитали книги, журналы, посетили сайты Интернет и вот, что интересного для себя открыли… (Слайд 3)

2.1. Появление матрешки на Руси.

Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а, может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …

Матрешка - (Слайд 4)

    уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России.

    русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России. (Слайд 6)

    Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.

(Слайд 7) Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И. Мамонтову.

Мамонтов Савва Иванович - крупный промышленник.

(Слайд 8) Однажды в поместье попала японская игрушка, привезённая с острова Хонсю женой С.И.Мамонтова.
Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Японцы, кстати, утверждают, что первым выточил подобную игрушку на


острове Хонсю русский монах. Эта игрушка и явилась прообразом нашей матрешки .

(Слайд 9)

Первую русскую матрешку изготовил токарь-

игрушечник Василий Звёздочкин.

Эскиз для ее росписи создал художник

Сергей Малютин, самолично матрёшку

и расписавший.

(Слайд 10) Первая матрешка оказалас

круглолицей,пухленькой, озорной девушкой

в косынке и народном платье, с петухом в руках.

(Слайд 11) И пошла матрёшка гулять по свету. Настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё, то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное-эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше

2.2. Виды русской матрешки.

(Слайд 12) При изучении литературы, информации из Интернета я узнала, что матрёшки изготавливались в разных городах и имели свои отличительные особенности.

Основные центры росписи матрёшки

Сергиевская Семёновская Полхов - майданская

матрёшка матрёшка матрёшка

(г. Сергиев Посад) (г. Семёнов) (г. Полхов-майдан)

(Слайд 13)

Я из Сергиева - Посада

Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.

Используются три - четыре цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий - с добавлением черного для обводки лица и контуров одежды.

(Слайд 14)

Я из тихого зеленого

Городка Семёнова.

Я в гости к вам пришла.

Букет цветов садовых

Розовых, бардовых

В подарок принесла.

Традиционно одета в желтый платок, сарафан и светлый передник, на котором изображается букет из разных цветов .

(Слайд 15)

А я, подружки из Майдана.

Могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Роспись матрёшек строится на сочетании малиново – красного, жёлтого, зеленого и черного цветов.

2.3. Технология изготовления и росписи матрешки.

(Слайд 16) Как же появляется на свет матрёшка? Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения.

(Слайд 17)

    Сначала надо выбрать дерево , ведь далеко не всякая древесина подойдет для производства матрешек. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно без сучков. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.

(Слайд 18)

    Следующим этапом изготовления матрёшек является вытачивание фигурок . Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней - нижняя часть (донце) для следующей.

(Слайд 19)

    Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют .

(Слайд 20)

    Затем матрёшку расписывают красками (используют гуашь, акварель, акрил). (Слайд 21)

Помимо традиционных матрёшек есть матрёшки авторские.

Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, космонавты, матрешки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок.

(Слайд 22) Художник Борис Краснов расписал самые большие авторские матрешки, которые стоят в ТЦ «Афимолл» в Москве. Их высота 30 метров, они расписаны под Гжель и Хохлому, городецкую роспись, на некоторых изображены русские сказки.

(Слайд 23) С 2001 года в Москве существует Музей матрёшек.

(Слайд 24) Итак, матрешка не просто игрушка: в ней выражено своеобразное понимание женской красоты и характера; это символ материнства, ласки, нежности, заботы и покровительства всем слабым. Кроме того, это своеобразный кукольный символ России. Каждый, кто приезжает в нашу страну, обязательно увозит с собой расписную русскую матрешку-крестьяночку.

(Слайд 25) Русская матрешка – настоящее чудо света. Она была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру.

Русская матрёшка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.

Вывод: выдвинутая мной первая гипотеза доказана. Матрешка действительно, хранит в себе много секретов.

Мы долго думали над тем, какую авторскую матрешку можно создать. Хотелось придумать, что-то особенное. И вот идея…

(Слайд 26) Матрёшка стала официальным сувениром Зимних Олимпийских Игр

в Сочи-2014.

(Слайд 27) Я решила сделать матрёшек, будущих спортсменов.Вместе с учителем рисования Ларисой Ивановной и мамой приступили к работе!


(Слайд 28) Сначала, дома с мамой, мы изготовилиматрёшек (5 штук), используя технологию «Папье-маше».

В школе с учителем ИЗО Ларисой Ивановной покрыли матрёшек белой гуашью. Затем карандашом я нанесла рисунок (перед этим нарисовали эскизы).

А потом раскрасила матрёшек цветной гуашью.

Вот, какие замечательные матрёшки получились.

Мама и её дети: матрёшка на лыжах, на коньках, на сноуборде, а самая маленькая на санках.

И кто знает, может они будущие чемпионы Олимпийских игр.

1. Придумала необычную, непохожую на другие, матрёшку, которой ни у кого нет.

2. Теперь я могу сама создавать подобные игрушки и научить своих подруг.

Вывод: выдвинутая мною вторая гипотеза так же доказана. Каждый может стать мастером по росписи русской матрешки.

4. Список литературы

1.. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. Алексахин Н. 2. Русская матрешка. М.: Мозаика 1995.
3. Русская матрёшка доклад на Первом международном конгрессе
«Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура»
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, 12 – 14 мая 2008 года Гончаров Константин Юрьевич,
действительный член АФН и РАЕН, Всероссийского Геральдического общества 4. Матрёшка - Википедия 5. Русская матрешка . http://www.rustoys.ru/zakroma/matresh.htm 6. История матрешки. 7. Первые уроки. Раскраска. Матрешка. http://puzkarapuz.ru/9508-pravoslavnaja-moskva.html

Тема проекта : «Матрешечка – матрешка»

Возраст детей : средняя группа 4 – 5 лет.

Вид проекта : долгосрочный.

Участники проекта : дети, педагоги, родители .

Цель проекта : создание условий для развития воображения и художественно – творческих способностей детей в процессе ознакомления с русской народной игрушкой - матрешкой.

Задачи проекта : приобщать к истокам духовной культуры русского народа:

  • формировать представления о русской народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки;
  • формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе;
  • способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
  • развивать творческие и познавательные способности;
  • речевые умения и мелкую моторику рук;
  • обогащать словарный запас.

Актуальность.

Что знаем мы о старине, о давно минувших днях? Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что западный человек даже менее образованный ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский. С тех пор мало что изменилось.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного мастерства? Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира.

Знакомить детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению развития познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки.

Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями матрешек, элементами узора, тем самым способствовала формированию активного словаря детей, а значит, прививаем речевые умения и навыки, способствуя гармоничному развитию личности.

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

1ЭТАП: подготовительный

(рождение проблемы разработка проекта).

Дети, играя матрешками в группе, заинтересовались, почему в одной матрешке прячутся ее сестренки, кто придумал матрешку, как матрешку делают и обратились с данными вопросами к воспитателю.

Воспитатель предложила детям поговорить о русских народных игрушках. Дети называли им знакомые народные игрушки из глины, дерева, соломы. (Рассматривание игрушек)

Воспитатель спрашивает у детей, где они могут найти ответы на интересующие вопросы. (Ответы детей: спросить у воспитателя, у родителей, посмотреть по телевизору, в интернете, прочитать в книгах, спросить у бабушки)

Деревянная игрушка, ставшая символом России. Сказка, предание, миф и легенда, воплощенная в дереве. Русская матрешка, самая известная игрушка в нашей стране. Что значит она для нашего народа? Почему так называется?

Имя русской матрешки: данное название русской матрешки произошло от имени Матрёна, распространённого на Руси. Имя Матрена от lat. «Matrona», что значит «женщина из знати», уменьшительно: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Муся.

План проекта «МАРТЕШКИ»:

  1. Изучить литературу по теме: «Русские народные игрушки»
  2. Подобрать материал для развития творчества детей.
  3. Обсудить с родителями проблему.
  4. Определить пути решения.

2 ЭТАП: практическая часть

1. Организация НОД и деятельности в режимных моментах.

* «Русская народная игрушка – матрешка» (познавательная, продуктивная – раскрашивание матрешек в разных техниках, аппликация, рисование, лепка).

* «Деревянные игрушки» (познавательная, продуктивная);

* «Составление сказок о матрешке» (коммуникация, чтение художественной литературы);

2. Оформление в группе выставки «Матрешки».

3. Изготовление атрибутов к игре «Создай узор», «Собери матрешку».

4. Разучивание стихотворений, потешек, песен и частушек о матрешке.

5.Создание альбома «Матрешки бывают разные»

6.Совместная выставка с родителями «Семейная матрешка».

7.Изготовление книжек – малышек «Мы красавицы – матрешки».

8.Создание мини – музея «Матрешки».

9.Просмотр презентации «Матрешка – народная игрушка».

10.Беседы с детьми.

3 ЭТАП: заключительный (подведение итогов)

Презентация проекта

  • Развлечение: «В гостях у матрешки». (Конспект прилагается)
  • Наши результаты:

В ходе реализации проекта:

  • Успешно организована непосредственно образовательная деятельность, деятельность в ходе режимных моментов.
  • Подготовлена презентация «Матрешка – народная игрушка».
  • Оформлена выставка в группе.
  • Совместно с детьми составлена дидактическая игра «Создай узор», «Собери матрешку».
  • Оформлен мини – музей «Матрешки».
  • Оформлена выставка совместно с родителями «Семейная матрешка».
  • Проведено развлечение «В гостях у матрешки»
  • Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.

В ходе проектирования:

Дети знают, как выглядит русская народная игрушка – матрешка; какие виды матрешек существуют; какими ремеслами знаменита Русь;

Дети проявляют познавательные способности; интерес и желание к творческой деятельности;

Дети демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; возможные способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Дети готовы к индивидуальному самовыражению;

Дети совершенствуют мелкую моторику рук.

Наши руки, не знают скуки!

Наши достижения



Книжки – малышки» Мы матрешки»


Выставка «Семейная матрешка»

Мини – музей «Матрешки»


Выставка «Семейная матрешка»

Развлечение «В гостях у матрешки»

Развлечение в средней группе « В гостях у матрёшки»

Цель : Продолжать вызывать интерес к традициям русского народа.

Приобщать детей к народным играм, песням, частушкам.

Воспитывать у детей интерес и уважение к прошлому, истокам истории и культуре своего народа.

Под русскую народную мелодию дети заходят в зал. Где их встречает матрёшка :

Здравствуйте, люди добрые,

Гости званные и желанные.

Здравствуйте, лебёдушки,

Здравствуйте, молодушки.

(Дети здороваются).

Матрёшка:

Дуйте в дудки, бейте в ложки.

В гости к нам пришли матрёшки.

Ложки деревянные. Матрёшечки румяные.

Весь народ глядит в окошко

Танцевать пошли матрёшки.

Первая матрёшка :

Ой, да мы матрёшки, мы матрёшки.

Хоть и неуклюжие немножко,

Но на празднике на нашем

Обязательно попляшем.

Вторая матрёшка :

Ой, да все мы, все мы круглолицы,

Очень знаменитые сестрицы.

Мы умеем раскрываться,

Друг из друга выниматься.

Третья матрешка :

Ой, да балалайка, балалайка,

Ну-ка, веселее заиграй-ка!

Поиграй-ка, не ломайся,

Для матрёщек постарайся!

Танец матрёшек « Русские матрешечки»

Матрёшка : Спасибо, милые сестрицы. Спасибо за красивый танец.

А вы знаете историю создания матрёшек?

Послушайте!

Восемь кукол деревянных.

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут

Всех матрёшками зовут.

Прообразом матрёшки стала фигурка добродушного лысого старичка из Японии. В нём было несколько фигурок, вложенных одна в одну. Эти фигурки всем очень понравились. Ребята, я хочу пригласить вас поиграть в интересную игру «Собери матрешку». (Проводится игра)

Дети читают стихотворения про матрёшку:

Дима Полев:

Подарили мне матрёшку,

В ней ещё сидели пять.

Их поставил на окошко,

Чтоб смогли они гулять,

Потому что у матрёшек

Почему то нету ножек.

Полина Бердецких:

Эти русские матрёшки,

Разноцветные одежки,

На секреты мастерицы,

В старшей прячутся сестрицы.

Сколько их там не поймёшь,

Если младшей не найдёшь.

Матрешка :

Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте внимательно:

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица - для меньшей – темница (Матрешка)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

Молодцы! Ребята, хочу еще вас пригласить поиграть в русскую народную игру « Ручеёк».

Проводится игра.

Молодцы!

Матрёшка : Я приглашаю всех ребят на чаепитие в группу.

Интегрированный творческий проект

Научный руководитель: Шатанова Ирина Николаевна,

учитель начальных классов

Обоснование возникшей проблемы и потребности.

Познакомившись в своём первом проекте с русской традиционной куклой, я вспомнила ещё об одной популярной русской игрушке – матрёшке. А как она появилась и когда, сколько лет русской деревянной красавице? В чём успех её популярности? Поспрашивав своих сверстников, взрослых, я выяснила, что мало кому известно, откуда взялась матрёшки, тогда я решила взяться за работу и найти ответы на все интересующие меня вопросы.

Я решила поближе познакомиться с русской матрёшкой. Сначала я посетила библиотеку и отыскала там книги и журнальные публикации на заданную тему. Затем я зашла на интернет-сайты, посвящённые истории появления деревянной куклы. Просмотрев фотографии ярких весёлых матрёшек, я, призвав на помощь маму, решила собрать информацию о матрёшках и создать свои матрёшки из различных материалов.

Таким образом, я выбрала для себя тему творческого проекта. В процессе работы мне предстоит:

  • Выяснить, когда и при каких обстоятельствах появилась первая матрёшка.
  • Узнать, почему эта кукла получила имя «Матрёшка».
  • Познакомится с видами матрёшки.
  • Познакомиться с техникой изготовления матрёшки.
  • Изготовить матрёшек из разных материалов.
  • Провести праздник русской матрёшки в своём классе.

Исследование истории, традиций.

Матрёшка… Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки во всём мире. Но матрёшка – это не просто сувенир для туристов, она является символом, хранительницей исконной русской культуры.

С матрёшкой с удовольствием играют дети и любуются взрослые. Но откуда взялась эта русская красавица? Какова её биография? Все ли матрёшки на одно лицо?

Рождение матрёшки.

Появилась матрёшка в конце 19 века. Именно в это время Россия переживала бурное экономическое и культурное развитие. В обществе стал проявляться интерес к русской культуре и искусству. В связи с этим возникло целое художественное направление – «русский стиль», которое объединило многих известных русских художников (В. Васнецова, М. Врубеля, С. Малютина и др.). Они искали стиль, где бы возродилась русская национальная самобытность. Одним из центров по возрождению русской культуры стал мамонтовский кружок. Именно там и родилась наша матрёшка.

Чтобы расширить кругозор мастеров-игрушечников в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. Особенно модным было искусство стран Востока, в частности Японии. А потому в конце 90-х годов 19 века толи из Парижа, толи с острова Хонсю в усадьбу Мамонтовых была привезена фигурка буддийского мудреца Фукуруму. Внутри неё были вложены одна в другую ещё шесть более мелких фигурок. Фукуруму – это божество счастья и долголетия, а пять фигурок внутри – боги рангом поменьше. Правда, история происхождения нашей матрёшки от японского бога Фукурумы лишь одна из версий. По другой версии, матрёшка - изменённое пасхальное яйцо-писанка. Такие разъёмные писанки были издавна популярны на Руси.

Первая русская матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. «Настоящая Матрёна!» - воскликнул кто-то, увидев куклу. Так куклу и прозвали Матрёна, а ласково Матрёша, Матрёшка с петухом. Имя Матрёна было очень популярно у русского народа. Говорят, так звали прислугу, подававшую чай на абрамцевских вечерах и похожую на круглолицую матрёшку.

И в первой Матрёне тоже поселилась целая семья. Одна барышня с петухом, другая с серпом, следующая с караваем хлеба, а дальше братец в расписной рубахе. Целое семейство – дружное и трудолюбивое.

Первая матрёшка была восьмиместной. Раскрашенная гуашью, она не была такой яркой и нарядной, как современные матрёшки, но сразу завоевала популярность. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже матрёшка получила бронзовую медаль и мировое признание.

Центром изготовления матрёшек стал город Сергиев-Посад Московской области.

Виды матрёшки.

Матрёшки Сергиева Посада.

Сергиево-Посадские (загорские матрёшки) отличались первоначально сдержанностью. Расписывались матрёшки без предварительной подготовки гуашью. Черты лица матрёшки были строгими, ведь создавались они монастырскими мастерами, которые рисовали иконы.

Семёновская матрёшка.

В 1922 году токарь А. Ф. Майоров привёз матрёшку с Нижегородской ярмарки в свою деревню Мериново (Нижегородская область). Дома он попробовал выточить такую же, а его дочери стали матрёшку расписывать.

Потом инициативу семьи Майоровых подхватили и другие жители деревни, а за ними – соседи из окрестных деревень Семёновского района Нижегородской области. Добралась румяная матрёшка и до самого города Семёнова. Скоро деревянная расписная кукла стала самой популярной продукцией мастеров всей Нижегородской (тогда Горьковской) области.

Только семёновская матрёшка была уже не похожа на Сергиево-Посадскую. Семеновские мастера сделали куклу повеселее, понаряднее. В соответствии с собственными традициями мастера оставляли на матрёшке больше незакрашенного дерева. Расписывали матрёшку уже не гуашью, а анилиновыми красками.

В основном, художники используют только три цвета – красный, синий и жёлтый.

Матрёшки Крутца.

Крутецкие матрёшки все разные. Одна длинненькая, другая кругленькая. У одной коса до пояса, у другой – модная стрижка. И личики у всех матрёшек разные. Изменили крутецкие мастерицы не только внешность традиционной матрёшки, но и саму технику росписи. Они стали наряду с анилиновыми красками использовать масленые. Могут рядом с анилиновой розой нарисовать масляную ромашку.

Создана и особая техника – чисто масляная. Поверхность дерева покрывается слоем белил с добавленным в них цветным пигментом, и по этому масляному фону ложится масляная же роспись.

Вятская матрёшка .

Самой северной из матрёшек является вятская. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо матрёшки мило и приветливо. Жители Вятки и окрестных деревень издавна занимались производством игрушек. Вятская матрёшка появилась в 30-е годы, но особое своеобразие вятская деревянная кукла получила в 60-е годы. Именно тогда матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и инкрустировать соломкой.

Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную.

Тверская матрёшка.

Имеют свои секреты изготовления матрёшек и мастера Твери. Они чувствуют в этом сувенире душу России и с трепетом относятся к его созданию, желая передать людям тепло своей души и мастерство своих рук. Матрёшки вытачиваются из дерева и расписываются художниками вручную. Каждая кукла – это авторская работа. Для этих матрёшек характерна роспись золотым и серебряным орнаментом.

В настоящее время больший интерес стала представлять матрешка, изготовленная не в том или ином стиле, а авторская, выполненная художником-индивидуалом. Современные художники-матрёшечники прежде всего обратились к традициям первых русских расписных матрёшек. Появились различные варианты русской девушки-крестьянки, одетой в народную одежду. Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип Сергиево-Посадской матрёшки, держащей в руке какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами матрёшек – девушек, женщин с корзинами фруктов, самоварами, лукошками.Отдельные мастера при создании матрёшек используют приёмы хохломской росписи. Всё чаще можно встретить матрешки, расписанные под «гжель», «жостово», «палех». В 1990-е годы были популярны матрёшки, изображающие известных политических деятелей. Существуют матрёшки – известные музыканты.

Выявление современных тенденций.

Матрёшка – счастливая игрушка. Интерес к ней сохранялся всегда, не смотря на политические режимы и смену экономических моделей. Появившись чуть более ста лет назад, матрёшка стала настоящим символом России. Её знают и любят не только в нашей стране, но и за рубежом.

В русской матрёшке, в её форме и декоре отразились народные представления о мире, добре, красоте. Одновременно в ней с особой силой проявилась творческая энергия русского народа, его способы простыми средствами создавать выразительные образы. Именно поэтому матрёшка рассматривается как символ русского искусства.Матрёшка настолько полюбилась людям, что живёт почти в каждом доме, а её облик можно увидеть на самых различных повседневных вещах.

Разделочные доски, фартуки, брелоки и магниты, сумки, коробки конфет и авторучки с изображениями матрёшки говорят о её большой популярности.

До сих пор умельцы-матрёшечники соревнуются между собой – кто создаст матрёшку больше и красивее. Заграничные мастера тоже пытаются создать своих матрёшек.Но всё же матрёшка остаётся русским символом, обладающим чем-то необъяснимым, притягивающим к себе больше чем яркие анилиновые краски.

Анализ идей и вариантов.

Выбор оптимального варианта.

Главным помощником в создании проекта, посвящённого матрёшке, стала моя мама. Первоначально, посовещавшись, мы решили расписать только деревянные матрёшки. При реализации задуманного, мы столкнулись с такой проблемой, как приобретение нерасписанной матрёшки. Руководительница моей изостудии подарила мне заготовки разъёмных пасхальных яиц. Было решено, что два яйца у нас станут матрёшками, а самое маленькое – мудрецом Фукуруму. Затем нам удалось приобрести уже настоящие заготовки для будущих матрёшек, которые у мастеров называются «матрёшки в белье». И мы занялись их росписью.

Материалы.

Матрёшка в «белье», бутылочка от « Растишки», деревянное разъёмное яйцо, пластиковая бутылка, береста, пакля, синтепон.Береста, пакля, синтепон и белая ткань потребовались на изготовление матрёшки из бересты. Лоскутки ткани, синтепон, пакля, бусинки, кружева и тесьма были необходимы при создании матрёшки из ткани.

Инструменты и оборудование.

Нитки, иглы, булавки, ножницы, утюг, гладильная доска, шило, кисточки, гуашь, акварель, маркеры, цв. карандаши

Мои матрёшки

Прочитав о разных авторских матрёшках, я тоже решила попробовать создать свои собственные. С помощью мамы я расписала деревянные пасхальные яйца. Самое маленькое стало дедушкой Фукурумой, а остальные два – румяными матрёшечками – одна с платочком, а другая – с лукошком в руках.

Матрёшки получились разные, каждая со своим характером, но мне хотелось попробовать сделать одинаковых матрёшек, похожих друг на друга сестричек и у меня получилось!

Я расписала деревянных красавиц. Получились они весёлые да румяные.

А потом родилась наша Матрёна Ивановна – из тряпочек и лоскутков. Вышла она красивая, весёлая, с чувством собственного достоинства!

Сделала я и разных матрёшек из бумаги.

На уроке технологии мы всем классом делали аппликацию из ткани и ниток на картоне.

Хорошим материалом оказались пластиковые бутылки. На бутылочки из-под творожка «Растишка» краска ложится идеально ровно.

Экологическое обоснование.

В настоящее время любая затея человека, любое предприятие планируется с таким размахом, что может нанести непоправимый вред природе. Небрежное отношение к окружающей среде может обернуться экологической катастрофой.

Поэтому моя задача – не навредить своими действиями не только флоре и фауне, но и не использовать в процессе создания матрёшек экологически вредные материалы.

При изготовлении матрёшек использовались такие экологически чистые материалы, как древесина, хлопчатобумажные ткани, технический лён, бумага, береста.

Для росписи использовались акриловые краски, акварель и гуашь, которые допущены в продажу Комитетом по контролю за качеством промышленных товаров и предназначены специально для детского творчества.

Вывод: при изготовлении и росписи матрёшек не был нанесён ущерб окружающей среде. Здоровье автора проекта и окружающих людей не пострадало.

Список литературы.

  • Алексахин Н. Матрёшка. М., 1998.
  • Бусева-Давыдова И. Игрушки Крутца. М., 1991.
  • Голдовский Б. Куклы: энциклопедия. М., 2004.
  • Клиентов А. Народные промыслы. Белый город. М., 2008.
  • Лаврова С. Русские игрушки, игры и забавы. Белый город. М., 2009.
  • Маслова А. Необыкновенные истории обыкновенных вещей. Матрёшка. Весёлые уроки №2, 2010.
  • Матрёшка село кормит. Сельская новь. №9, 2004.
  • Политова М. Матрёшка – образ русской матери. DEKO №3, 2009.
  • Расписная игрушка. Школа семи гномов. М., 2010.
  • Русские художественные промыслы. Аванта. М.,2009.
  • Соловьёва Л. Игрушки. М., 2002.
  • Соловьёва Л. Матрёшка. М., 1997.
  • Цветочные узоры Полхов-Майдана. М., 2007
  • Юрина Н. Игрушки. Детская энциклопедия «Я познаю мир». М., 1998.
  • Юрина Н. Куклы. Серия «Что есть что». М., 2002.

Интернет-сайты.

  • Всё о матрёшке. www . m amatus. Lv
  • Вятская матрёшка. www.narod . ru
  • Где и как делают матрёшки. www . narod 2. ru .
  • Гончаров К. Русская матрёшка. Доклад на Первом медународном конгрессе «Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура» г. Санкт-Петербург. 2008. www . organizmica . ru
  • Зиборова Е. Матрёшка: история любимой куклы. www . dollplanet . ru
  • Матрёшка. www.r abiki. org

Сценарий праздника «В гости к нам пришли матрёшки!»

Цель: познакомить учащихся с историей русской матрёшки, воспитывать любовь к Родине, к народному искусству, гордость за русских мастеров и художников, привить интерес к русской культуре и истории.

Оборудование: коллекция матрёшек (семёновские, полхов-майданские, Сергиево-Посадские, вятские и созданные своими руками); презентация «Русская матрёшка»; для оформления доски портреты С. Малютина, В.Звёздочкина, различные фото матрёшек; цветастые платки, юбки, помада для конкурсной программы.

Ход праздника .

Ведущий учитель : Ребята, героиней сегодняшнего праздника не случайно стала матрешка. Матрешка - уникальная народная русская игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. Есть ли в вашем доме матрешки? Что вы знаете о матрешках?

Конкурсная программа.

Учитель: Наши матрёшки пришли к нам тоже не с пустыми руками. Они приготовили нам загадки про матрёшек и разные игрушки. И не думайте, что они лёгкими окажутся.

Конкурс 1. Загадки.

Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Вам такой встречается?
Он совсем не хочет спать,
Положу – встает опять
И стоит – качается.
Как он называется? Ответ: Ванька-встанька

Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел под облака. Ответ: Воздушный шар

В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница. Ответ: Матрешка

За хвост привязанный,
За нами летает он под облаками. Ответ: Воздушный змей

Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
Кататься хочешь –
На нас садись. Ответ: Качели

Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все сначала начинаю. Ответ: Кубики

Глазки голубые,

Кудри золотые,

Губки розовые. Ответ: Кукла

Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. Ответ: Матрешка

Будто в цирке, круг за кругом
Мчатся кони друг за другом.
А на них детишки мчатся,
Очень трудно удержаться!
Только страх свой дети прячут
И смеются, а не плачут. Ответ: Карусель

Умею прыгать и катиться,
А если бросят - полечу.
Кругом смеющиеся лица:
Все рады круглому... Ответ: Мячу

Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного.
И устрой ему берлогу. Ответ: Плюшевый медведь

Когда апрель берет свое,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через нее,
А она – через меня. Ответ: Скакалка

Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже целый день. Ответ: Юла

А Коля наш до самой ночи
Играет и играет -
Из разных маленьких кусочков
Картинки собирает. Ответ: Пазлы.

Он и лёгонький и тонкий!
Очень многие девчонки
И без рук его вращают,
А на землю не роняют! Ответ: Обруч

Конкурс 2 . Ведущая Настя: Каждая матрёшка большая модница. Я предлагаю вам конкурс «Наряди матрёшку».

Вызываются четыре участника. Два участника выступают в роли матрёшки, которую нужно нарядить. Два других участника получают по юбке, платку и тюбику помады, они должны на скорость надеть на «матрёшку» юбку, платок и нарумянить помадой щёки.

Конкурс 3. «Комплимент матрёшке» . Кто больше назовёт матрёшке комплиментов.

Конкурс 4. «Скажи привет». Один ребенок сидит на стульчике, спиной к детям. Ведущая выбирает "матрёшку", который подходит сзади к сидящему, кладет руки на плечи. Тот говорит: "Матрёшка, скажи привет" "Матрёшка" говорит: "Привет!" Сидящий угадывает, кто это.

Учитель : скажите, ребята, а каких матрёшек вы запомнили?

Ответы детей: Сергиево-Посадская, семёновская, полхов-майдановская. А ещё есть авторская, т. е. та, которую автор расписывает так, как ему нравится.

Ведущая Настя: Мы вам предлагаем создать свою, авторскую матрёшку.

Раздаются листочки с шаблоном матрёшки. Каждый расписывает свою матрёшку. Потом можно устроить выставку.

Учитель: На этом наш вечер окончен. И в гости к нам приходила – хором: русская матрёшка.

Проект направлен на общекультурное и личностное развитие учащихся начальных классов, обучение их самостоятельному конструированию своих знаний в области декоративно-прикладного искусства, что впоследствии позволит им самостоятельно создать декоративные произведения по мотивам народных промыслов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Творческий проект: «Русская Матрёшка» Р УКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ГБОУ СОШ № 2088 Г. МОСКВЫ « Грайвороново » К УЗИНА Е ЛЕНА Б ЕНЬЯМИНОВНА

Аннотация проекта Проект направлен на общекультурное и личностное развитие учащихся начальных классов, обучение их самостоятельному конструированию своих знаний в области декоративно-прикладного искусства, что впоследствии позволит им самостоятельно создать декоративные произведения по мотивам народных промыслов.

Цель проекта Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мас­теру, создающему красоту на радость людям. Углубить знания о русской на­родной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полховского Майдана.

Педагогические цели и задачи в рамках учебного проекта Когнитивные – познание объектов окружающей реальности, изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации. Организационные – овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения. Креативные – умение конструировать, моделировать, проектировать. Коммуникативные – развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений.

Проектная деятельность обучающихся Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Учебные исследования учащихся Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим. Карл Роджерс

о жидаемые результаты по проекту 1) Сформированные представления об истории возникновения куклы - матрешки на Руси, о разновидностях матрешки по месту возрождения; 2) Сформированная способность воплощения собственного замысла в рисунках, поделках, рассказе и др.; 3) Заинтересованное участие в образовательном проекте (учить интересоваться новым, задавать вопросы, проявлять самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы.); 4) Конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми (самостоятельно или с небольшой помощью учителя объединяться для совместных действий, договариваться, согласовывать действия и др.)

Э тапы проекта Подготовительный Учитель: постановка и подведение детей к проблемному вопросу: какие бывают матрешки? Как они появились? Планирование, прогнозирование результатов, продуктов проекта: изучить историю появления матрешки на Руси, беседовать, рисовать, мастерить, играть в разнообразные игры. Дети: сбор литературы о народной игрушке: стихи, загадки; подбор музыкальных произведений: частушки, песни и др. Учитель: задаёт положительно эмоциональный настрой. Дети: попытки найти решение проблемной ситуации: узнать как можно больше о разнообразии матрешек, о матрешечном деле, создать мини музей своих неповторимых матрешек в классе. Поддержка детского интереса. Помощь в организации мини экспозиции «Матрешка -народная игрушка ». Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту) – создание своих неповторимых матрешек с использованием различных материалов: деревянных заготовок для росписи красками; ткани, пластилина и бумаги(мозаика)

Подготовительный этап проекта: сбор информации, чтение литературы. П ланирование, прогнозирование результатов, продуктов проекта: дети узнают как можно больше информации о разнообразии матрешек, матрешечном деле. П осещение « М узея м атрешки»

Решение проблемной ситуации: узнаем о происхождении матрешки. Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Самое правдоподобное предположение: русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни.

Решение проблемной ситуации: 1) Кто изобрел первую русскую матрешку? 2) Кто автор первой росписи русской матрешки? Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. Кроме того, ещё до появления матрёшки, русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального изучения.

Решение проблемной ситуации: 1) Какие бывают Матрешки? 2) Виды росписи Матрешек.

Деятельностный этап проекта: будем создавать свои неповторимые матрешки

Результаты проекта – создание своих неповторимых матрешек. Работа Макаровой Дарьи. Роспись по дереву, гуашь. Работа Гейкера Андрея. Роспись по дереву, гуашь.

Результаты проекта – создание своих неповторимых матрешек. Работа Куприяновой Александры. Роспись по дереву, гуашь. Работа Булатовой Анастасии. Роспись по дереву, гуашь.

Р абота М акаровой Д арьи: 1) А ппликация, мозаика 2) к оллаж из ткани

Работа Драб Николая: 1) Аппликация, мозаика; 2) к оллаж из ткани.

Коллаж из ткани « Моя неповторимая матрешка» Авторы: Гейкер А., Рахновец Д.

Презентацию выполнила учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 2088 « Грайвороново » Кузина Елена Беньяминовна В презентации использованы фотографии из личного архива автора и сети интернет.