Проект «Достопримечательности малой Родины» проект по краеведению на тему. Культурное наследие родного края Проект сохраним памятники культуры родного края

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12 ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШИХАНЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Проект-экскурсия

«Памятники нашего края»

класса: Гаранин Максим, Голодяев Фёдор, Голодяева Кира, Торопыгина Полина,

Пушкина Ксения, Румянцева Лилия

Руководители: Щербакова И.И.,

учитель начальных классов

2016 г.

Содержание

I . Введение ……………………………………………………………………. …………3стр.

II .Содержание…………………………………………………………………………………

1.Тема, цели, задачи, гипотеза, этапы проекта ………………………………………… 4-5 стр.

2. Вопросы, направляющие проект, сроки проведения…………………………………....6 стр.

3. Актуальность проекта. …………………... ……………………………………………….7-8 стр.

4.Достопримечательности. История происхождения памятников …………………… 9-13 стр.

5. Известные люди…………………………………………………………….……………...14 стр.

III. Заключение …………………………………………………………………………...15стр.

IV . Литература…………………………………………………………………………….16 стр.

V . Приложение……………………………………………………………… ………… 17 стр.

Введение

Одной из основных задач воспитания, стоящих на современном этапе, является воспитание у детей любви к Родине, родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется.

Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей Родине. В каждом городе есть свои особенности исторического развития, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

Каждый человек имеет свою малую Родину – это то место, где он родился и вырос. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – все!

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды: местными историко – культурными, национальными, географическими, природными особенностями. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Детям, у которых нет достаточного количества знаний о малой Родине, трудно сформировать уважительное отношение к ней. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия. Нужно с детства знакомить детей не только со своим родным городом, его названием, гербом, улицами, но и с его достопримечательностями, культурными и природными объектами. Одними из таких, являются памятники.

Памятники – это не только архитектурные сооружения со своей композиционной особенностью, но это, прежде всего, история.

Каждый народ желает оставить своим будущим потомкам что–то в наследие. А мы, поколение 21 века, просто обязаны сохранить и передать будущим все то, что составляет историю нашей страны, республики, города.

В настоящее время родители не уделяют внимание знакомству детей с родным городом, его достопримечательностями, известными людьми. Зачастую мы сталкиваемся с пренебрежительным отношением к памятникам. Нередко родители сами являются примером такого отношения. Соответственно дети не владеют достаточной информацией, имеют только поверхностные знания.

Тема нашего проекта: «Памятники нашего края »

Цели проекта : сформировать у младших школьников интерес к истории своего города, в частности к памятникам.

Задачи проекта :

1. Знакомить детей с памятниками своего края, их историей;

2. Формировать умение узнавать знакомые памятники и составлять о них короткий рассказ.

3. Вызвать у детей желание подражать мужественным и смелым людям, память о которых живет в сердцах жителей города.

4. Обратить внимание на разницу в архитектуре памятников.

5. Рассказать об охране памятников государством; расширить представления детей об окружающем мире.

6. Развивать любознательность, интерес и стремление к познанию родного города;

7. Развивать умение реализовывать свои впечатления в художественно-творческой и практическо-экспериментальной деятельности.

8. Развивать умение обобщать, делать выводы.

9. Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою малую родину и ее историческое прошлое.

10. Воспитывать интерес и положительное отношение к истории своего города.

Гипотеза:

Гипотеза исследования : Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории своего села, района, символики, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил свой родной край, начнут проявлять интерес и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта достигнуты.

Дети, познакомившись с памятниками своего края, узнают об их многообразии и истории, обогатятся духовно и проникнутся уважением к людям и событиям, связанными с ними. Будут осознавать себя причастными к историческому наследию города.

Педагогические технологии : здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, проблемное обучение.

Формы реализации проекта :

1. Инсценированное представление

2. Экскурсия

3. Урок-презентация

4. Краеведческая викторина

5. Индивидуальная работа с детьми

6. Организованные занятия

7. Встречи с интересными людьми

8. посещение музеев, памятников и т.д.

Этапы проекта:

Подготовительный

Изучение литературы.

Подбор материалов.

Формирующий:

Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок.

Занятия-путешествия, викторины.

Изготовление макетов памятников города.

Экскурсия в городскую библиотеку.

Продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация,)

Работа с родителями

Изготовление фото- альбома: «Памятники моего края».

Анкетирование «Люби и знай родной край».

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты проекта: Проект предусматривает проведение итоговых занятий, которые представляют собой инсценированные представления, уроки-презентации. Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России. Ученик, любящий свой край и свое Отечество, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и традиции. Понимание детьми значимости памятников в жизни людей. Проявление заботы и уважения к памятникам нашего города. Знание детьми истории появления памятников нашего города, их название, местонахождение

Формы подведения итогов реализации проекта:

Фотоальбом «Памятники моего края».

Презентация проекта.

Участие в научно-практических конференциях «Шаг в будущее»

Практическая значимость: Данная работа поможет воспитать чувство национальной гордости, патриотизма, нравственных ценностей, любви к своей Родине и ее историческому наследию.

Исполнение проекта

Свою работу над проектом «Памятники нашего края» мы начали с того, что выявили проблему в классе. Изучив литературу, составили план реализации проекта. Дети в недостаточной степени имеют представления о памятниках нашего края.

Нам хотелось вызвать у ребят желание познакомиться с историей возникновения памятников, увековечивших трагические и героические события нашего прошлого, сформировать соответствующее отношение к ним. С этой целью мы подготовили беседу для ребят «Для чего нужно знакомиться с памятниками?»

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире и происходит это, прежде всего, через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко – культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно в детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный потенциал для дальнейшего развития ребенка. Реализуя данный проект, можно развивать представления детей о памятниках, истории их возникновения, значении их в жизни людей.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

С чего начинается малая родина?

Проблемные вопросы

1.О чём может рассказать прошлое нашего края?

2.О чём рассказывают достопримечательности нашего города?

4.Какие известные люди жили в нашем крае?

5.Чем дорог для человека край родной?

В ходе проекта мы-обучающиеся 2 «Б» класса разбились на 2 подгруппы: краеведы и экскурсоводы. Каждой подгруппе было дано задание. Краеведы готовили материал об истории нашего края и пямятниках, экскурсоводы - об интересных фактах из жизни нашего края, о знаменитых людях.

Сроки реализации проекта: октябрь 2015-март 2016

Актуальность проекта

Для каждого из нас очень важно и нужно знать историю своей страны, историю своей большой и малой Родины. И задача учителя воспитывать патриотов своей Родины, развивать интерес к прошлому и настоящему страны, республики, района, своего села. Чем шире территория, которую патриот считает своей Родиной, чем больше любви проявляет к своим соотечественникам, тем больший патриот, данный человек.

Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Любовь к своему селу, к краю, к России в целом, конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей Родины, работа во благо своей Родины – это очень важно. Любить и жить в своем городе, делать все, чтобы наше село стало лучше, краше. Жить за пределами своей малой Родины, но продолжать любить и прославлять ее. Проблема исследования: отсутствие познавательного интереса к культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю к истории и культурному наследию родного края, низкий уровень знаний о традициях и обычаях родного края.

Проект «Памятники моего края » актуален, так как в ходе реализации данного проекта мы познакомились с историей возникновения и становления г. Шихан и Вольска, его архитектурными сооружениями, узнали много нового о земле, где родились. Cмогли сравнить настоящий город с прошлым. В процессе работы происходило развитие познавательных процессов, формировались чувства патриотизма, любовь к родному городу, к природе, к пямятникам.

В связи с 80 -летием Саратовской области дети сами заинтересовались и с помощью родителей, дополнительных источников стали собирать информации по истории города. В процессе сбора информации учащиеся узнают названия улиц, историю этого названия;

памятников, местностей, их расположение; имена знатных людей города, их биографию. Познакомятся с учреждениями социальной и культурной сфер города.

Данный проект формирует целостное представление о родном крае, знакомит с социально-экономическими и культурными достижениями, традициями, историей города, формирует представления о его прошлом и настоящем. Важное место уделено людям, люди – главное богатство нашего города. Наши земляки, ушедшие на войну – самые почетные и уважаемые из них. Весь этот материал присутствует в этой работе. Наши земляки участвовали в Великой Отечественной войне и внесли свою лепту в победу над фашизмом.

Наш гоород расположен на правом берегу реки , в 129 км от , в 20 км от г. . Он граничит с территорией .

Поселение было основано в 1820 г. как усадьба графа , героя . В 1876 г. была построена земская школа.

На момент революции 1917 года в Шиханах было около 200 домов и 800 жителей. Последним владельцем был правнук основателя - Василий Петрович Орлов-Денисов.

В 1923 г. на территории Шихан создана аэрохимическая станция, ставшая впоследствии Центральным войсковым химическим полигоном Советской армии. Основные части города: Шиханы-1 (непосредственно сам город), Шиханы-2 (военный городок), Шиханы-4 (арсенал).

Шиханы-2 (п. Вольск-18)

Военный городок Шиханы-2, также известный как Вольск-18, административно не входит в ЗАТО Шиханы, но исторически является с ним одним целым. Расстояние между городами 2 км. В городке построено два с небольшим десятка достаточно современных домов, расположенных на одной улице под названием «Краснознаменная». В городке есть парк с прудом, являющийся частью графского парка. Изначальный размер графского парка около 10 000 га, сейчас большая часть одичала и стала неотъемлемой частью лесного массива. В парке на озере живут утки и лебеди, их специально содержит гарнизон. На зиму лебедей переселяют в тёплые помещения.

Вокруг поселка существует достаточно богатая природа. Он с двух сторон окружен густым лесом (сосны, лиственные деревья). С другой стороны - полигон, степная зона, практически не тронутая земля. Полигон - ареал сурков, занесенных в Красную книгу. Химическое оружие на полигоне не испытывается.

В поселке находится 1 мобильная бригада радиационной, химической и биологической защиты. Это войска повышенной боеготовности, которые обеспечивают защиту от аварий на радиационно и химически опасных объектах и предприятиях.

В 1980-е годы в поселке стал развиваться горнолыжный спорт. Были построены первые трасса и подъемник, которые были введены в эксплуатацию зимой 1979-1980 г.г. Затем была построена горнолыжная база.

В мае 1997 года в поселке был торжественно открыт и освящен православный Храм святителя Николая архиепископа Мирликийских. В поселке также имеется Мемориальный комплекс в честь жителей поселка, погибших во время Великой отечественной войны. Здесь круглосуточно горит вечный огонь. Кроме того в поселке открыты памятники героям-химикам, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и в военных действиях на территории Чеченской республики.

Достопримечательности

22 ноября 2014 года в городе Шиханы на площади около ДК «Корунд» состоялся торжественный митинг, посвящённый открытию бюстов Героев Советского Союза, наших земляков, павших в годы Великой Отечественной войны. Это Полещиков Николай Иванович и Рыбаков Алексей Филиппович.

Право торжественного открытия бюстов было предоставлено родным Героев Великой Отечественной войны: внуку А.Ф.Рыбакова А.П.Дурову и снохе Н.И.Полещикова Л.П. Полещиковой.

Рыбаков Алексей Филиппович был командиром взвода связи 465-го стрелкового полка. Младший лейтенант Рыбаков в ночь на 30 сентября 1943 года во главе группы бойцов первым в полку переправился через Днепр в районе села Вышгород, установил связь с командиром полка. В течение суток несколько раз устранял обрывы телефонного кабеля. Был дважды ранен, но остался в строю. Звание Героя Советского Союза ему присвоено 10 января 1944 года . Алексей Филиппович Рыбаков погиб смертью храбрых в бою 10 марта 1945 года.

Николай Иванович Полещиков

был командиром отделения сапёрного взвода 4-ой гвардейской механизированной бригады. Гвардии рядовой Полещиков при форсировании Днепра в районе села Червоный Маяк Херсонской области в ночь на 10 марта 1944 года на рыбачьих лодках и плотах переправился со штурмовой группой на правый берег и вместе с отделением обезвредил 478 вражеских мин, чем обеспечил захват плацдарма. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено 3 июня 1944 года. Старшина Николай Иванович Полещиков умер от ран 13 ноября 1944 года.

В Шиханах стоит ещё пямятник воинам-землякам, погибшим в Великой Отечественной войне.

Глубокая признательность и благодарность, участникам ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, людям, самоотверженно вставшим на защиту от ядерной опасности. Честь и слава воинам, участникам боевых действий в Афганистане и Чечне, мужественно выполнившим воинский долг перед родиной.

В России Вечный огонь впервые загорелся в Ленинграде в 1957 году – его зажгли у памятника «Борцам революции», который расположен на Марсовом поле. Именно это пламя стало источником, от которого начали зажигать воинские мемориалы по всей России, во всех советских городах-героях и городах воинской славы. Затем торжественное открытие Вечного огня состоялось 8 мая 1967 года – его зажгли на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены.

В Вольске-18 Вечный огонь горит при входе в Графский парк. На гранитных стенах написаны имена местных жителей, которые участвовали в Великой Отечественной Войне. Слева от Вечного огня стоит памятник солдату, а напротив матерям, которые ждали их с войны.

Каждый год 9 мая к Вечному огню возлагаются венки и цветы, в память о героях Великой Отечественной Войны.

при На высоком постаменте на берегу Волги, видный издалека всем проплывающим по реке судам, стоит самый известный в Вольске памятник – памятник, посвящённый матросам и бойцам Вольской Красной флотилии. Памятник установлен на крутом берегу Волги как раз на том месте, где 12 июля 1918 года высадился краснофлотский десант под командованием Сергея Циганкова. Решительными действиями десантники пробились к зданию тюрьмы и освободили 700 заключённых.

Памятник создан саратовским скульптором Георгием Эповым и открыт в 1976 году. На цоколе постамента барельефное изображение якоря и слова «Матросам и бойцам Вольской красной флотилии.

Вольская речная Красная флотилия – первое воинское соединение Красной Армии, возникшее на Волге. Первым оно вступило в наступательные действия для интенсивной защиты Советской власти. Воины Вольской флотилии сражались на всём протяжении от Баронска (так раньше назывался город Энгельс) до Камского Устья.

Вольская речная Красная флотилия прославилась и в годы Великой Отечественной войны. Она обеспечивала перевозки и оборону Волги. Флотилия вела боевые действия с июля 1942 по февраль 1943, производя траление мин от Саратова до Астрахани, поддерживая войска артиллерийским огнём во время битвы за Сталинград, обеспечивая перевозки войск и грузов, высаживая десанты, осуществляя противовоздушную оборону Волжского водного пути. Под непрерывным огнём корабли флотилии совершили свыше 35 тыс. рейсов, перевезли свыше 120 тыс. чел. и свыше 13 тыс. т грузов. В 1943-44 Волжская военная флотилия производила работу по очистке Волги от мин.

л Есть на берегу Волги ещё один памятник. Скульптура, возвышающаяся на постаменте, обращена к «главной улице России» – реке Волге. Эта памятник Клименту Ефремовичу Ворошилову (1881 – 1969), первому маршалу Советского Союза, дважды Герою Советского Союза и Герою Социалистического Труда. Он установлен по ходатайству ветеранов Гражданской и Отечественной войн в 1972 году. Его можно назвать забытым памятником. Постамент обветшал, видны кирпичи, он производит очень удручающее впечатление.

от

15 ноября 1985 года в Вольске на пересечении улиц Революционная и Максима Горького был открыт бронзовый бюст уроженцу города, почетному Гражданину Вольска, академику Петру Дмитриеви чу Грушину д важды герою соц. труда за выдающиеся заслуги в развитии науки и техники.

При въезде в город Вольск стоит памятник воинам-автомобилистам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Здесь формировались автомобильные части для фронта в годы войны. Монумент представляет собой покрытую мрамором стелу с постаментом, на котором находится один из символов Великой Победы - легендарный автомобиль ЗИС-5. Силами местных энтузиастов грузовик отреставрировали, а территорию около памятника благоустроили.

«ЗИС-5 был основным транспортным автомобилем Красной Армии во время Великой Отечественной войны. Сегодня, отдавая дань памяти и заслугам воинов-автомобилистов. В 1942 году из Саратовской области в Сталинград было отправлено 400 грузовых машин. Среди фронтовых шоферов были наши земляки, которые с честью и до конца выполнили свой воинский долг.

В центре города Вольска Стоит памятник погибшим землякам.

Рядом стоит памятник погибшим в локальных войнах.

Известные люди нашего края

Работая над проектом, мы узнали много интересного об известных людях: Это Полещиков Николай Иванович и Рыбаков Алексей Филиппович – Герои Советского Союза.

Дважды Герой Социалистического Труда, академик, создатель зенитных управляемых ракет

Русский военно-общественный деятель, журналист, профессор-математик

Советский и российский композитор

Русский генерал (1917), служил в

Советский общественный деятель, председатель Гостелерадио, посол СССР в Австралии

Один из основоположников химической физики

Герой Российской Федерации, заслуженный военный лётчик РФ, военный лётчик 1-го класса, лётчик-испытатель 1-го класса, военный лётчик-снайпер .

Русский военный деятель, генерал-майор

Советский учёный-механизатор

Председатель Временного Правительства России в 1917 г. был избран в Госдуму от города Вольска

Начальник разведывательного управления ВМФ СССР (с 1965 по 1979).

Более 50 героев Советского Союза были уроженцами Вольска и Вольского района или ушли на фронт по призыву Вольского военкомата. - Герой Советского Союза, гвардии майор, корпусной инженер 9-го гвардейского танкового Уманского Краснознамённого ордена Суворова корпуса.

Герой Советского Союза, командир звена 165-го гвардейского штурмового авиационного Краснознамённого полка, гвардии старший лейтенант.

Герой Советского Союза, командир понтонной роты,. - лейтенант Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник советско-финской и Великой Отечественной войн, Герой Советского Союза

Герой Советского Союза, механик-водитель танка 6-й танковой бригады

Заключение

Родной край - самое милое, красивое место на земле. Здесь самая красивая , самые интересные сказки, самые красивые и добрые люди. Здесь все свое, такое родное и любимое.

У каждого человека есть свой родной край, куда хочется все Время вернуться. Почему это место так тянет к себе? Почему многие тоскуют о нем на чужбине? Наверное, потому, что знакомство с окружающим миром впервые происходило именно в этих краях. впервые здесь увидел солнце, услышал шум дождя, пошел в школу, обрел в друзей.

Родной край самое красивое место на земле, здесь живут самые хорошие люди. А сколько всего интересного здесь было, сколько хороших воспоминаний связанно с этим местом. Где бы ни был человек, в какой уголок земли он бы не забрел, он всегда будет вспоминать свой родной край, такой красивый и любимый.

Любовь к Родине, родному краю и её достопримечательностям - важнейшее чувство для каждого человека. Но где же этот исток, маленький родничок, с которого всё начинается?

Давайте же будем любить нашу Родину и бережно относиться к ней, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: «Это моя Родина, мой край родной!» Но нельзя любить не зная. Как сказал Ю. Ефремов «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем больше знаю».

Участие в проекте помогло создать нам «образ страны», образ нашей Родины, образ нашего города, нашего края.

Мы любим свой родной край!

Любуемся красивыми зданиями, парками и скверами, золотыми куполами церквей и соборов, памятниками. Наш город прекрасен в любое время года!

Краеведение в системе историко-культурного образования являются традиционными и эффективными средствами воспитания и привития любви к родному краю. Одним из условий успешного разрешения познавательных и воспитательных задач является организация работы краеведческого музея. Его создание в сельском клубе с.Душоново вызвано стремлением участников организационного процесса знать больше об истори своей местности, каснуться её прошлого, о природе, о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.
Сельский краеведческий музей – это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом, он создает благоприятные условия для индивидуальной или коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.
Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг – успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления «по горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происходящих событий или явлений природы является актуальной задачей школьного музея. Фотосъемка и писание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея – все это является важным средством документирования истории родного края. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов источников по истории природы и общества, имеющий воспитательную и научно-познавательную ценность.
Краеведческий музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. В школьных музеях ребенок выступает не только как потребитель продукта музейной деятельности, но и как активный его создатель.
Краеведческая работа в школе ведется уже в течении нескольких лет. Собранный материал по истории нашего края хранится в школьном историческом музее. Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности и призвана помочь учащимся шире познакомится с родным краем, глубже понять своеобразие его природы, истории и культуры, а также познакомится с приемами собирательной и музейной работой через экскурсии, экспедиции, интересные встречи.
В краеведческом музее представлены экспозиции:
Глиняная посуда.
Льняные ткани.
Сельскохозяйственные орудия труда.
Атрибуты православной церкви.
Предметы крестьянского быта.
Народные промыслы.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект «Достопримечательности малой Родины» , как форма популяризации объектов культурного наследия и ресурс формирования универсальных учебных действий обучающихся Автор: Ерохина Валентина Викторовна, учитель истории МОУ «Клёмовская СОШ»Серебряно-Прудского района Московской области

Цели проекта: 1.Популяризация объектов культурного наследия. 2. Использование потенциала региональной истории для развития учащихся: становление активной гражданской позиции через участие в разработке и реализации социального проекта, приобщение их к исследовательской деятельности, создание условий для творческой деятельности, возможностей для самореализации личности. 3. Воспитание интереса к истории родного края.

Задачи: 1.Исследование памятников истории и культуры посёлка Серебряные Пруды. 2. Ознакомление с законами РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Московской обл. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области» 3.Разработка и проведение экскурсии «Памятники истории и культуры посёлка Серебряные Пруды». 4. Разработка виртуальной экскурсии «Памятники истории и культуры посёлка Серебряные Пруды».

Основные этапы и сроки реализации проекта: 1.Постановка проблемы, целей и задач коллективного проекта 2.Подготовка экскурсии -создание творческой группы - изучение материалов школьного историко-краеведческого музея, СМИ и накопление материалов по теме; -организация консультаций; -выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов; -составление маршрута экскурсии; -обход маршрута экскурсии; -составление текста экскурсии; -составление «портфеля экскурсовода»; -составление карточек экскурсионных объектов - составление методической разработки экскурсии; - проведение пробной экскурсии 3. Презентация проекта.

Планируемые результаты: Предметные УУД: ознакомление с законами РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Московской обл. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской обл.», - расширение знаний по истории и культуре родного края.

Регулятивные УУД: -определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, -работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом. Коммуникативные УУД: - организовывать взаимодействие в группе, - при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

Познавательные УУД: -предполагать какая информация нужна, -отбирать необходимые источники, -сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Личностные результаты: -каждый сам выбирает объект культурного наследия, планирует свой рассказ, выступление учащегося демонстрирует степень его одаренности, умение увлечь слушателей, его ораторские способности, - развитие учащихся: становление активной гражданской позиции через участие в разработке и реализации социального проекта, приобщение их к исследовательской деятельности, создание условий для творческой деятельности, возможностей для самореализации личности.

За последние 10 лет в Российской Федерации погибло более 2,5 тысяч памятников. Ежегодные утраты составляют 150-200 памятников. Сохраним родную историю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Моя малая Родина-моя деревня"

«Моя малая Родина – моя деревня» с использованием современных образовательных технологий(личностно-ориентированная технология обучения, метод проектов, технология сотрудничества).Форма урока: ур...

Проект "Наша малая Родина. Вдоль старой рязанской дороги".

Несколько страничек из истории деревни в которой мы живем.Материал собирался вместе с учащимися к 70-летию Раменского района....

Надежда Борисова
Проект. Тема: «Мантуровский храм как памятник истории и культуры родного края»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное

учреждение детский сад № 7 "Сказка" городского округа

город Мантурово Костромской области.

ПРОЕКТ

Тема: «Мантуровский храм как памятник истории и культуры родного края»

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время остро стоит вопрос по сохранению традиционных нравственных ценностей. воспитание любви к Родине. Мы солидарны с теми, кто утверждает, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, готового "Отчизне посвящать души прекрасные порывы", начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест. Чем гордиться, если не знаешь свои корни, историю родного города, страны, если лишён памяти о своём наследии?

Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. В Государственном гимне России наша Родина зовётся "священной державой", "хранимая Богом родная земля". Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина. Понятия «русский» и «православный» на Руси до XX века были неразделимы и означали одно и то же, а именно: принадлежащий к русской православной культуре.

Вся отечественная культура зиждется на духовной основе. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия. Без знания основ православия невозможно понять наследие русской культуры, это литературные произведения Пушкина А. С. ("Отче наш", Пророк, Сказка о рыбаке и рыбке, Великопостная Молитва и множество других, Достоевского Ф. М. («Братья Карамазовы», Преступление и наказание и все другие, Гоголя Н. В. («Тарас Бульба» и д. р). Гоголь не только писатель-сатирик, обличитель пороков, блестящий юморист, но и начинатель в русской литературе святоотеческой традиции, религиозный мыслитель. Это подтверждает в своих работах доктор филологических наук, профессора МГУ им. Ломоносова В. А. Воропаев, который убеждён, что Гоголь был православным христианином, и его православие было не номинальным, а действенным, полагая, что без этого невозможно что-либо понять из его жизни и творчества. Православное мировоззрение композиторов: Мусорского М. П., Рахманинова С. В., Чайковского П. И., отложило отпечаток на их музыкальные произведения. Глубокие переживания православной веры выразились в работах художников и иконописцев, начиная от Андрея Рублева и продолжая картинами: Иванова А. А. («Явление Христа народу», Крамского И. Н. («Христос в пустыне», Репина И. Е. ("Иов и его друзья", Левитана И. И. («Над вечным покоем», Нестерова М. В. («Душа народа») и множеством других художников. Русская культура всегда находила признание, высокую оценку и достойное место в мировой культуре, являясь её значимой и неотъемлемой частью. Величие русской культуры на протяжении десяти веков развития определялось её глубоким духовным содержанием, восходящим к православной нравственности и истории христианства. Вместе с тем для русских людей защита Православия и Отечества всегда считались священным долгом христианина, потому что в этом случае защищались святыни. Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням. Эти высокие чувства необходимо формировать с детства, иначе во взрослой жизни человек не поймет наследие русской культуры, а следовательно перестанет быть русским. Поэтому духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно. Именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Сохраняя историческую преемственность поколений к духовным ценностям, передается любовь к святыням русского народа. Очень точно заметил философ Иван Ильин: без святынь «Россия подобна раме без картины, колыбели без младенца». Православные ценности всегда составляли духовное ядро русского человека. Кремль с его златоглавыми куполами - это тот образ столицы, который защищали от захватчиков наши воины. Отправляясь в военный поход, наши князья и цари просили у святых старцев благословления, усердно молились о победе, брали с собой кресты, иконы и хоругви, давали обет Богу о строительстве церквей и монастырей в благодарность за дарованную Богом победу. Ярким примером такого строительства является Храм Христа Спасителя - это памятник победы в Отечественной войне 1812 года.

Актуальность данной проблемы по сохранению традиционных нравственных ценностей, знание истории своей малой Родины, её святых мест подтверждают данные социологических опросов среди молодежи. Подавляющее большинство респондентов плохо знакомы с историей какого-либо храма, часовни, монастыря своей малой Родины. Каждый третий уверен, что можно считаться человеком, знающим свою национальную историю, не имея при этом познаний в истории православной культуры. Пятая часть респондентов затруднилась ответить на вопрос "Что такое храм?", а каждый четвертый не знает, что такое монастырь.

Поэтому, чтобы в процессе воспитания соблюдалась историческая преемственность поколений, выбрана тема проекта: "Мантуровский храм как памятник истории и культуры родного края"

Цель проекта: познание духовного наследия и исторического прошлого нашей малой Родины, через храмовые объекты, как духовные и культурные памятники.

Задачи проекта:

1. создать маршрутный лист по изучению выбранной темы

2. познакомить детей с особенностями возникновения храма, его историей, архитектурой и внутренним устройством;

3. развивать в детях умение выражать собственное мнение, выдвигать предположение (гипотезу, анализировать, развивать связную речь, обогащать активный словарь, живо реагировать на происходящее.

4. воспитывать в детях традиционные нравственные ценности, интерес к изучению истории родного края, чувство сопричастности к истории родного края.

5. вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по теме проекта.

Объект - процесс формирования нравственно- патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с духовным наследием, через храмовые объекты, как культурные памятники родного края.

Предмет - нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Вид проекта: исследовательско-познавательный.

Сроки реализации: краткосрочный.

Интегрированные образовательные области: познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методы и приемы: экскурсии, беседы, творческая деятельность детей (самостоятельная и с родителями, непосредственная образовательная деятельность, рассматривание иллюстраций и фотографий, выдвижение гипотезы, обследовательские действия, сравнения, вопросы, рассказы, пояснения.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги, настоятель Свято-Никольского храма.

Гипотеза: не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к Родине, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории родного края через храмовые объекты, как духовные и культурные памятники, будут ориентироваться на традиционные духовные ценности, начнут проявлять интерес к событиям родного края и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Планируемые результаты:

Освоение детьми доступных знаний об истории родного края через храмовый объект, как духовный и культурный памятник.

Дети покажут свои знания в беседах, творческих заданиях, других видах деятельности

Развитие познавательной активности, коммуникативных навыков, умение выражать собственное мнение, выдвигать предположение (гипотезу, анализировать, живо реагировать на происходящее.

Продукты проекта.

Для детей: художественное творчество

Для педагогов: презентация проекта

Для родителей: фоторепортаж: «Экскурсия по Свято-Никольскому храму».

Этапы работа над проектом.

I этап проекта – подготовительный

Подготовка проекта:

Знакомство с информацией о православных храмах;

Постановка целей и задач проекта;

Подбор методической, художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме;

Определение участников проекта;

Определение срока реализации проекта;

Создание маршрутного листа по изучению детьми выбранной темы;

Создание условий для самостоятельной деятельности детей и родителей.

Маршрутный лист.

Первый день.

Посещение библиотеки.

Проведение НОД

«Значение храма

в истории родного края.

Храм и его внешнее устройство»

Второй день.

Экскурсия в Свято-Никольский храм.

Знакомство детей с внутренним устройством храма.

Третий день.

Продуктивная деятельность.

II Этап - практические шаги по реализации проекта.

Реализация проекта планировалась и осуществлялась в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в четырех образовательных областях: познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Работа с детьми:

Уточнение представлений детей о том, что такое храм, обращение к личному опыту детей;

Постановка проблемы: "Для чего строили храмы?" "Как устроен храм?";

Рассматривание иллюстраций и фотографий;

Проведение непосредственной образовательной деятельности на тему: «Значение храма для истории родного края. Храм и его внешнее устройство»;

Проведение экскурсии по Свято-Никольскому храму города Мантурово;

Творческие задания: рисунки, аппликации из бумаги.

Работа с родителями:

Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по теме проекта;

Выявить мнение родителей по вопросу духовно-нравственного воспитания детей на основе ознакомления с Мантуровским храмом как памятником истории и культуры родного края;

Консультация для родителей: «Что такое храм. Храм и его внешнее устройство»;

Разучивание стихов и загадок с детьми дома;

Совместное участие детей и родителей в экскурсии по храму, знакомство с его внутренним устройством;

Создание родителями фоторепортажа: «Экскурсия по Свято-Никольскому храму».

III Этап - Заключительный.

Данный проект позволяет решать проблему по сохранению традиционных нравственных ценностей, знание истории своей малой Родины, её святых мест. Современный человек без знания основ православия не сможет понять ни гимна России, где наша Родина зовётся "священной державой", "хранимая Богом родная земля", ни Кремль с его златоглавыми куполами, ни наследия русской культуры, а следовательно перестанет быть русским.

Нравственно-патриотические чувства необходимо формировать с детства. Именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Соответствуя возрасту, уровню развития, соблюдая требования программы обучения и воспитания, а также сохраняя историческую преемственность поколений к духовным ценностям, передается любовь к святыням русского народа.

Роль воспитателя в формировании нравственных качеств дошкольников огромна. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители. Вовлеченность родителей в образовательный процесс помогла достигнуть заключительного этапа проекта.

На заключительном этапе были созданы продукты проекта:

Родителями: фоторепортаж: "Экскурсия по Свято-Никольскому храму".

Педагогами: презентация проекта;

Детьми: художественное творчество.

В ходе реализации проекта дети приобрели доступные их возрасту знания об истории родного края через храмовые объекты, как духовные и культурные памятники, стали ориентироваться на традиционные духовные ценности, начали проявлять интерес к событиям родного края и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.

Литература.

1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004.

2. Воропаев В. А. Николай Гоголь: опыт духовной биографии. М., 2008

3. Захарова Л. А. Учебно-методический комплект "Вертоград"

4. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008

5. Петрова В. И. Т. Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М.

6. Торопов С. Н. «История православных приходов Мантуровской земли» 2008

Памятники культуры представляют особую ценность для истории страны, которой принадлежат. Часто они сохраняются с древних времен, дойдя до нашего времени в неизменном или уже отреставрированном виде. Эти сооружения являются символами искусства и частью истории государства, они воплощают в себе яркий талант создателей, демонстрируя нам всю тонкость красоты и величия. Также к памятникам культуры относят находки археологов, рисунки первобытных людей, древние иероглифы. Всё это имеет огромную историческую ценность.

В России немало памятников культуры, сохранившихся из прошлых веков. Самыми известными из них можно назвать Красную площадь и Кремль в Москве. Это здорово, что мы стремимся сохранить ценности культуры своей Родины, бережно храня памятники, изучая их историю. В этом проявляется духовность и единство народа.

Прекрасным примером памятника культуры, величественного и красивого, можно назвать Царь-колокол. Огромный колокол имеет высоту более шести метров. Отливали его по приказу императрицы Анны Иоанновны. Колокол оказался таким большим и тяжелым, что его не смогли поднять, поэтому он оставался в плавильной яме. При пожаре от монумента откололся кусок. Только спустя сто лет этот знаменитый памятник смогли поднять - сегодня он красуется в московском Кремле, вызывая восторг у каждого, кто увидит Царь-колокол.

Старинные храмы и соборы тоже являются памятниками культуры России. Прекрасный храм Покрова Божьей Матери, который в народе переименовали в Собор Василия Блаженного, своими шестью разноцветными куполами символизирует звезду Вифлеема. Вид этого святого памятника культуры завораживает и вызывает неподдельный трепет перед талантом зодчих, создавших его.

Сохранение памятников культуры - это задача всего народа. Мы должны изучать свою историю, ведь отношение к прошлому раскрывает будущее страны. И уважение к предкам, к величайшим их творениям искусства - это признак духовного расцвета народа.

Ещё одно сочинение от ученика 8 класса по теме «Памятник культуры»

Что такое памятник культуры? Предметы, представляющие историческую, культурную и художественную ценности, называются памятниками. Их ещё называют артефактами. Чаще всего такие вещи принадлежат государству, их могут представлять в музеях и других местах. Памятники культуры являются предметом гордости страны и людей. Они охраняются международными и национальными законами.

Разберем, какие предметы можно оценивать в качестве памятника культуры. Памятником культуры может быть некий археологический объект, который был обнаружен во время раскопок. Также культурным наследием можно назвать современную художественную скульптуру. В списке памятников культуры особое место принадлежит образцам архитектуры – это огромные строительные комплексы и дворцы. Красная площадь является особым памятником, который мечтают увидеть миллионы людей. В этом плане нам, россиянам, очень повезло. Так как он принадлежит России, которая славится Московским Кремлем, Эрмитажем, Троице-Сергиевой Лаврой. У нас в стране целые города можно называть памятником культуры – это Санкт-Петербург, города «Золотого кольца», Москва. Организация ООН – ЮНЕСКО включила их в список Всемирного наследия.

Некоторые люди говорят, что называть памятниками культуры можно только те объекты, которые создавались руками человека. А как быть с древними дубами или тонкими берёзами, чарующую красоту которых воспевали русские классики: «Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком». Упоминание их Пушкиным, Есениным, Тютчевым уже сделали их художественными памятниками. Они помнят тех, кто уже покинул наш мир.

Для чего люди хранят памятники культуры? Очень трудно ответить на такой легкий вопрос. Учителя и взрослые нам говорят, что искусство, литература и история помогает обществу понимать смысл жизни, книги, картины и музыка делают нас богаче духовно. Роль памяти в развитие жизни и определении будущего трудно переоценить. Сохранность памятников позволяет людям знать и изучать, как появилась цивилизация, как её можно сохранить.

Посетив небольшой храм, который считается местной достопримечательностью, понимаешь, что именно здесь испытываешь настоящее волнение. Здесь посетители чувствуешь радость, что можно увидеть священное здание, которые люди смогли сохранить несколько веков. Маленький храм связывает тесно людей с прошлым и даёт надежду на будущее.