Проблема судьбы русского языка аргументы из литературы. Аргументы для сочинения (ЕГЭ по русскому языку). Проблема: хамство, невежество, лицемерие

⁠аргументы к сочинению

рассказывает историю вора. Однажды, попросившись на ночлег в дом епископа, вор украл у него посуду из серебра. Полиция очень быстро поймала вора и привезла его в дом священника. Каково же было удивление и полиции, и вора, когда епископ сказал, что сам разрешил взять все эти вещи. Мошенник, до глубины души поражённый случившимся, буквально переродился в одно мгновение и после этого встал на путь истинный. Таким образом, мы видим, что вера епископа в человеческую совесть и добродетель заставила проснуться эти качества в воре и изменила его.

Маленький Гриша Мерцалов в детстве встретил замечательного доктора Пирогова, который абсолютно бескорыстно спас жизнь его младшей сестре и в целом помог семье Мерцаловых. Семья Гриши буквально находилась на края голодной смерти, а отец всё никак не мог найти работу. Благодаря счастливому случаю отец встречает человека, который оказался доктором. И с того самого момента беды в их семействе закончились. Нашлась работа, мальчики пошли в гимназию, сестрёнка выздоровела. Когда Гриша вырос, он стал работать управляющим в банке. Куприн говорит, что герой всегда был очень чуток к просьбам попавших в беду людей. Много раз рассказывал он историю чудесного доктора своим друзьям и близким и вспоминал о нём с огромной благодарностью и теплотой. И это не удивительно, ведь, по моему мнению, именно доктор своим вниманием, искренностью и бескорыстием и оказал на формирование личности ребёнка огромное влияние.

человеком, который оказал на формирование главного героя самое большое влияние, стала его учительница - Лидия Михайловна. Именно она была для него человеком, о котором он помнил всю жизнь. Именно она преподала ему главный урок в жизни – урок человечности и великодушия, пытаясь поддержать мальчика в непростые для него времена. Поддержать, несмотря на то, что для этого пришлось пойти на невозможный для учителя поступок (игра на деньги) и даже дальнейшее увольнение.

Проблема верности и предательства

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» . Петр Гринев и Швабрин. Некогда дружившие герои оказываются врагами из-за разных взглядов на такие понятия, как честь, верность, благородство. Швабрин в итоге предает Гринева, а из-за любви к одной и той же девушке-Маше Мироновой делает все возможное, чтобы уничтожить Гринева, с которым некогда дружил.

В.Г.Короленко «В дурном обществе» Дети из подземелья Валек и Маруся подружились с мальчиком из «высшего» сословия Васей. Ребята настолько верны друг другу, что готовы не предавать и под пытками. Вася даже совершил неблаговидный поступок: украл для больной Маруси куклу, чтобы скрасить последние дни ее жизни. Ребята проявляют верность друг другу, ведь настоящий друг никогда не предаст.

По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Тема патриотизма.

Юного Петю Ростова по праву можно назвать настоящим патриотом. Уходит на войну совсем юным, но считает себя счастливым, ведь он рад служить Отечеству. «Сегодня самый счастливый день в моей жизни: Я могу послужить Отечеству»,- говорит он, попав на войну.

Проблема ценности человеческой жизни.

  1. Андрей Болконский после смертельного ранения под Аустерлицем, понимает, что заблуждался в выборе жизненного кумира – Наполеона. Переосмысливая свою жизнь, герой понимает, что главная ценность – это и есть сама жизнь, а не честолюбивые помыслы.
  2. Жизнь человека – главная ценность. Это понимает Андрей Болконский после тяжелого ранения, под Аустерлицем. Под небом Аустерлица, в душе происходит перелом. На мечты о славе, добытой на поле боя, Болконский смотрит как на глубокое заблуждение. Кумиром молодого поколения начала 19 века был, несомненно, Наполеон. Но перед лицом смерти А.Б. понимает, что теперь Наполеон перестал быть для него героем: « …он казался маленьким ничтожным человеком» .

Проблема крепких семейных устоев.

Семья Ростовых является образцом крепкой здоровой семьи, где царят атмосфера мира, согласия и любви. Здесь почитают и уважают старика Ростова. А Наташа Ростова доверяет все свои сокровенные мысли своей матери. В этой семье заложен крепкий нравственный стержень. Семья Ростовых воплощает истинно русский дух и черты национального характера.

Проблема войны как народного бедствия. Проблема общности чувств у разного поколения

Уже в самом названии романа-эпопеи Толстого отражены две противоположные нравственно-философские категории. Автор осуждал войну как явление, противоестественное природе человека, несущее смерть, страдания, разрушения. Писатель призывает людей к единению во имя мирной счастливой жизни. Герои романа Пьер Безухов, Андрей Болконский понимают, что война ужасна, люди рождены для мирной и счастливой жизни.

Проблема сохранения лучших качеств души. Отношение к роскоши.

Тема самопожертвования

Наташа Ростова вовсе не блещет красотой, как Элен Курагина, но очаровывает всех своей детской непосредственностью, добротой. Перед ее обаянием устоять просто невозможно, поэтому Андрея Болконского наконец-то посещает то божественное чувство платонической любви, искреннего чувства к Наташе.

Когда все светское общество Москвы пыталось хоть как –то спасти собственное имущество, Наташа вместе с отцом решила отдать 30 подвод для раненых, чтобы вывезти их из Москвы. На этих же подводах должны были вывезти состояние семьи Ростовых. Хотя Наташа прекрасно понимала, что, лишившись состояния, обрекала себя на полное разорение. Героиня проявила лучшие качества души.

Проблема личности в ключевых моментах истории.

Талант русского полководца Кутузова сыграл важную роль для достижения победы над врагом. Знание народа, близость к нему помогают принимать правильные решения. Отличные способности военного стратега, тактика, личный пример: он всегда находится в центре сражений, свидетельствуют о его неоспоримой роли в ключевых моментах войны 1812 года. Талант полководца проявляется в Бородинском сражении.

Тема связи поколений. Торжество жизни,добра и правды

В эпилоге романа Толстой утверждает торжество живой жизни, добра и правды. Об этом свидетельствует сон Николеньки Болконского. Сын мечтает вырасти достойным своего отца – Андрея Болконского. Сон Николеньки свидетельствует о непрерывном течении времени: на смену отцам подрастают дети.

Тема роли народа в истории. Роли народа в войне.

Герои из народа – простые люди, носители лучших качеств, подлинные творцы истории. Именно партизанское движение ускорило приход победы. Долохов, Денисов и многие другие представители простого народа проявили бойцовский дух, героизм. Победа над Наполеоном- результат единения народа. Простые люди, носители лучших гражданских качеств, и есть подлинные творцы истории.

А.П.Платонов.

Проблема выбора жизненного пути. Смысл жизни, назначение, призвание.

Герой рассказа Платонова «В прекрасном и яростном мире» машинист Александр Васильевич Мальцев -лучший первоклассный механик, знает и любит свою профессию. Даже после того, как герой ослеп, он продолжает мечтать вернуться к своему любимому делу. Герой испытывает радость, когда вновь приступает к делу всей своей жизни:вождению тепловоза. Он настолько хорошо знает свое дело, что и слепым знает дорогу наизусть. В итоге происходит чудо: герой прозревает, благодаря тому, что вернулся к любимому делу.

«Песчаная учительница» (проявление лучших качеств души, энтузиазм, самоотверженность). Смысл жизни, назначение.

1.Яркий образ героя-энтузиаста – молодой учительницы- Марии Нарышкиной мы видим в рассказе А.Платонова «Песчаная учительница». Героиня живет и трудится в степном селе. Здесь очень сложно что-то вырастить вообще, но она пытается развести сад. Вместе со своими учениками она озеленяет пустыню. Такие люди, как Мария Нарышкина приходят в мир, чтобы украшать Землю и приносить людям счастье.

2. Символом «уродливой» футлярной жизни,подчиненной узкой нелепой цели становятся герои чеховской трилогии. Их быт разрушителен и мелочен. Всему виной их косность, инертность, духовная слепота. В людях замерло все живое, доброе, вечное. Рассказ «Крыжовник» Чехова. Николай Иванович много лет выполнял обязанности мелкого чиновника ради одной мечты. Он хочет приобрести имение, где бы рос крыжовник. Чехов негодует против сытых довольных людей «человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где бы он мог проявить все свойства и особенности своего свободного духа» . В рассказе «О любви» как ни гуманны, как ни разумны были соображения, Алехин, разрушить семейное счастье Анны Алексеевны, боявшейся взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу ее, в итоге понимает, что все было ненужно, мелко и обманно и мешало им любить друг друга. «Я понял, -признается герой, — что, когда любишь, не нужно рассуждать вовсе». Основная мысль рассказов в том, что человек должен стремиться к содержательной жизни, которая не бывает в мире с покоем и личным счастьем.

Тема самопожертвования. Проблема Нравственного выбора: проявить жестокость или простить? Проблема жестокого отношения к обездоленным людям. Отсутствие терпимости (толерантности)

Тема самопожертвования. Скромности. Рассказ «Юшка» А.П.Платонова. Главный герой Юшка помогает бедной девочке -сироте получить образование и найти свое призвание в жизни, получить профессию врача. Для этого Юшка жил скромно и экономил, чтобы отложить средства для успешного будущего девочки. Никто в селе об этом не знал, ведь он никому об этом не рассказывал.

Проблема Нравственного выбора: проявить жестокость или простить? Проблема жестокого отношения к обездоленным людям. Отсутствия терпимости (толерантности). Проблема дефицита нравственности. Милосердия и любви ко всему живому. Добро и зло

Рассказ Платонова «Юшка»

В селе все не любили Юшку за его равнодушие к нанесенным ему обидам., за отсутствие жестокости, беспомощность и терпимость. Жестокие условия сделали окружающих беспощадными, черствыми и жестокими. Ведь жестокость порождает жестокость. И тогда люди стали относиться жестоко и беспощадно к более слабым и беззащитным, чем они, к таким, как Юшка. Но Юшка никогда не отвечал жестокостью на причиненные обиды, в этом и заключались его нравственная сила и превосходство.

«На заре туманной юности» сострадание, соучастие, проявление и сохранения лучших качеств души.

В рассказе А. Платонова «На заре туманной юности» главная героиня, оставшись сиротой, не падает духом, а пытается выжить в суровом мире. Она учится в вечерней школе и работает. Юная героиня помогает растить бедного мальчика, сироту Юшку. Этот мальчик называет ее своей мамой. Несмотря на сложную трагическую судьбу, героиня сохраняет лучшие качества своей души, проявляет самопожертвование, заботу к более беззащитному и слабому. Она проявляет добро и сострадание.

Рассказ «Возвращение» Трагическая судьба народа после войны. «Раннего взросления детей военной поры.Утраченное детство. Капитан Иванов, убыв из армии по демобилизации, возвращается домой. Дома его ждут жена с детьми: сыном — Петрушкой и дочерью Настей. Узнав, что его жена однажды изменила ему, и, заметив, что дети повзрослели: сын вполне может по хозяйству выполнять мужскую работу, Иванов собирает вещи и уходит из дома. Он решает покинуть семью на поезде. Из набирающего скорость вагона, Иванов видит бегущих детей. Они, спотыкаясь и падая, бегут вдоль рельсов за поездом,чтобы догнать и вернуть своего отца. Иванов понимает, что он дома нужен и выпрыгивает из поезда навстречу Петрушке и Насте.

Проблема утраченного детства. У детей Петрушки и Насти нет даже игрушек. Самая большая радость для Настеньки книжка, которую она бережет. У ребят нет детства, они уже взрослые и это ужасно, когда ребенок не умеет радоваться, лишен развлечений и других счастливых моментов детства. Вернувшись с войны, отец не узнает своих детей. Они вполне самостоятельные и выполняют работу взрослых. Они привыкли экономить: недоедать, откладывать дрова и т.д. Самое страшное -это когда дети рано взрослеют или,как на войне, сразу утрачивают пору детства.

Иван Алексеевич Бунин.

Рассказ «Лапти». Проблема нравственного выбора, готовности к самопожертвованию. Добро и героизм.

В рассказе Главный герой Нефёд проявляет героизм. Но автор пишет об этом как об обыкновенном событии. Нефёд пожертвовал своей жизнью ради чужого ребенка. Он не смог поступить по-другому. Его добрая душа пожелала совершить добро. Герой добыл для больного мальчика лапти и фуксин для их покраски. Вот только дойти живым не сумел, замерз по дороге. Ценой собственной жизни, Нефёд совершил бескорыстное дело. Решительность, сострадание, скромность и бескорыстная доброта вызывают уважение и восхищение. Хотя Нефёд и погиб, его самоотверженный поступок помогает спасти жизни еще нескольким людям. Заплутавшие в буранной ночи мужики, которые уже совсем было отчаялись выбраться из снежного бурана, наткнулись наГтруп Нефёда и поняли, что где-то близко жилье. Необычайная скромность, доброта героя, способность к самопожертвованию являются проявлением истинно высоких нравственных качеств человека.

Тема позднего раскаяния,наказания за неблаговидные поступки. Проблема социальных преград, эгоизма

В рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи»

Главный герой — высокомерный, надменный, полный социального предрассудка, старик,военный, Николай Алексеевич когда-то в юности обманул юную крепостную девушку Надежду, соблазнив, он ее бросил.. Спустя30 лет, герои встречаются. Она не перестает его любить, хотя вся ее жизнь прошла в одиночестве. Оказалось, что Николай Алексеевич был жестоко наказан: жена ему изменила и бросила, сын вырос негодяем. Недобрый безнравственный проступок может бумерангом вернуться наказанием, возмездием даже спустя годы: когда-то бросил он бедную девушку, обрекая ее на одиночество, теперь бросили его, и он тоже одинок и несчастен… Но даже сейчас герой считает свой поступок правильным, он и теперь полон социального предрассудка и не представляет в качестве своей супруги обыкновенную бедную крепостную девушку.

Ю.В.Бондарев. Роман «Горячий снег»

Проблема ответственности Учителя,командира,начальника за своих подчиненных. Роль командира

В центре романа-батарея, перед которой поставлена задача: любой ценой не пропустить врага, рвущегося в Сталинград. Этот бой, возможно, решит судьбу фронта. И потому так грозен приказ генерала Бессонова: «ни шагу назад! И выбивать танки! Стоять и о смерти забыть! Не думать о ней ни при каких обстоятельствах!» Слова командира вдохновляют солдат на новые подвиги и вселяют надежду на скорую победу.

В романе встречается и другой командир, который полон честолюбия и стремления «схватить» миг удачи и выслужиться перед вышестоящим командованием. Отдавая не совсем обдуманный приказ, этот командир-лейтенант Дроздовский обрекает своих подопечных на верную погибель. Такой командир забывает, что на войне он лишен права распоряжаться чужими судьбами. Ведь на командирах лежит великая ответственность за судьбы людей, страна доверила им их жизни. Настоящий командир должен сделать все возможное, чтобы не было напрасных потерь, потому что каждый человек — это судьба.

———————————————————

Личный пример исторических лиц, людей, стоящих у власти важен и велик. Вспомним, поэму А.С.Пушкина «Полтава». Два образа полководцев предстают в момент битвы: Петр1 и Карл 12. Автор точно характеризует психологическое состояние военачальников. Успех «птенцов петровых» предопределен, ведь сам Петр уверен в победе. Обратимся к портрету в поэме «Выходит Петр. Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен. Он весь, как божия гроза…» И даже конь гордится своим могущим седоком, Петром. А теперь вспомним шведского короля Карла. Он растерян, он не уверен в победе своего войска. Вот его портрет «И перед синими рядами своих воинственных дружин, несомый верными слугами. В качалке бледен, недвижим. Страдая раной, Карл явился». Таким образом, успех любого дела во многом зависит от личности полководца, командира!

Тема родины. Проблема ностальгии и одиночества. Тема памяти.Тема России

В.Набоков. роман «Машенька»

Главный герой Ганин Лев Глебович живет в эмиграции, в частном пансионе госпожи Лидии Николаевны Дорн. Русские эмигранты ведут жизнь скучную,унылую, бесцветную. Это однообразное, почти автоматическое существование происходит прежде всего потому, что герои испытывают острое невыносимое чувство тоски по родине, ностальгии по России. Герои прячутся от тоски и одиночества. Ганин «пробуждается» к жизни лишь после того, как побывал в прошлом. Глядя на фотографию Машеньки, он как бы заново побывал на родине, пережил прежние чувства. Пережитые им чувства пробудили интерес к жизни. И Ганин теперь полон желания жить и действовать. Из тусклого и бесцветного окружающий мир превратился для него в яркий и зримый. И все это только после того, как он прикоснулся к милой России, через образ Машеньки.

Проблема бюрократии и чиновничьего произвола, коррумпированности властей

Н.С.Лесков «Старый гений». Влиятельные лица помогают «Франту» мошеннику, человеку, который обманул беззащитную старушку. Власть и закон беззащитны перед такими, как «франт» «Рады помочь, да не смеем», — говорят в полиции и пристав.

Высокопоставленные чиновники проявляют бездушие к обиженной, обманутой старушке и бездействие к виновному лицу. Дела решались только с помощью взятки: «сухая ложка рот дерет»., «надо смазать», «Кто больше дал, тот и прав». Судьба бедной доверчивой старушки вызывает сострадание. Некий «сербский сражатель» взялся помочь, но опять не безвозмездно, за 500 рублей. У него был опыт изъятия долгов у высокопоставленных должников, пользующихся покровительством власти.

Тема превратности судьбы. Рассказ А.И.Куприна «Тапер»

Юрий Азгаров остался бы незаметным тапёром, музыкантом-самоучкой, его талант остался бы зарытым в землю. Но случай, превратность судьбы предопределили его будущее. Игру юноши услышал известный композитор Антон Павлович Рубенштейн, который вовремя появился в жизни мальчика. Счастливый случай, поворот судьбы многое значат в жизни человека. Теперь для юноши открыта дверь в счастливое будущее.

Рассказ Л.Н.Толстого «После бала»

Обычный случай может повлиять на будущие планы, выбор жизненного пути. Герой рассказа Иван Васильевич отказывается от карьеры, блестящей невесты- Вареньки Б., дочери полковника… А все это из-за его личного нетерпения к проявлению двуличия в человеке. Юноша в недоумении: неужели можно иметь два лица. Статный красивый отец на балу, танцующий мазурку с дочерью и после бала: суровый и жестокий. Рука, которая нежно поддерживала дочь во время танца, бьет сегодня по лицу слабосильного солдата. Иван Васильевич не может найти оправдания изуверству полковника. В результате герой отказался и от военной карьеры и от невесты, имеющего подобного отца Любовь постепенно уходит из сердца юноши. «Вот какие бывают дела и от чегопеременяется и направляется вся жизнь человека», — говорит автор.

Тема праведников.

«Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика», — писал Н.С.Лесков.. «…ужасно несносно видеть одну «дрянь» в русской душе…и пошел я искать праведных…» Праведники, люди, которые ведут правильную, праведную жизнь. Они не представимы вне России, они просто не мыслимы, без единодушия с Отечеством.

В рассказе «Однодум» герой чудак Рыжов- воплощение высокой честности и бескорыстия. Его можно назвать праведником. Служа в должности он взяток не берет, а служит верою и правдою. «… за все полагающееся царь жалует, а мзду бог брать запрещает.

Тема трагической судьбы народа после войны.

Проблема сломленных судеб, несгибаемости духа, покалеченного войной.

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Главный герой – простой русский солдат- Андрей Соколов. Война сломала все надежды и мечты. После возвращения с войны Андрей узнает, что фашистская бомба уничтожила его родной дом, погибли его жена и дочери… Казалось, блеснула Андрею радость отыскался сын-Анатолий. Начались мечтания: как война кончится, как сына женит, а сам будет жить с молодыми, внучат нянчить… Но не отпускает судьба –злодейка: в день Победы убивает Анатолия немецкий снайпер. Андрей остается один, однако на жизнь не жалуется, а,наоборот, находит силы и отдает свою любовь и нежность приемному сынишке – сиротке Ванюшке. « Покалеченного» войной Андрея ничто и никогда не утешит, не поможет забыть пережитое. Навеки в его сердце останется боль, а в его глазах- «смертная тоска». Андрей Соколов- несгибаемый боец, способный на чудеса героизма, это человек, которого не сломили кошмары войны, не опустошили утраты и лишения, перенесенные им.

Тема русской деревни. Судьба русской деревни.

Федор Абрамов. «Поездка в прошлое»

История русской деревни, трагические события 30-х годов, раскулачивание. В эпоху раскулачивания не было победителей. Одни стали жертвами репрессий, другим эти преступления опустошили души, обрекли их на вечное раскаяние. События 30-х годов сказались на сознании и психологии людей, породили равнодушие. Эти губительные последствия культа личности проникли в души людей, в их характеры, изменили их жизненные ориентиры.

В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был репрессирован как кулак его отец – крестьянин, работавший от рассвета до заката, с руками, которые он не мог не разогнуть, не сжать в кулак «…отдельных не было мозолей – сплошная. Подлинно – кулак!» Боль от несправедливости хранится в сердце автора десятилетия. На него легло клеймо сына «врага народа», а всё происходило от желания «отца народов» поставить на колени, подчинить своей воле всё население своей многонациональной страны. Автор пишет об удивительной особенности Сталина перенести на чей-то счёт «любых своих просчётов ворох», на чьё-то «вражье искаженье», на чьё-то «головокруженье от им предсказанных побед». Здесь поэт ссылается на статью главы партии, которая так и называлась «Головокруженье от успеха».

Память хранит эти события жизни как отдельного человека, так и всей страны. А.Твардовский говорит об этом по праву памяти, по праву человека, пережившего весь ужас репрессий вместе со своим народом.

2. В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»

Главный герой – ученик средней школы. Но он не простой советский гражданин, его отец – ответственный работник, в семье есть всё, даже в период всеобщего голода, когда людям реально нечего было есть, когда народ миллионами умирал от истощения, в их доме был борщ, даже с мясом, пироги с вкусными начинками, квас, настоящий, хлебный, масло, молоко – всё то, чего лишён был народ. Мальчик, видящий голод окружающих его людей, а особенно умирающих в пристанционном скверике «слонов» и «шкилетников», чувствовал угрызения совести. Он ищет способ делиться с нуждающимися, пытается носить хлеб и остатки еды выбранному нищему. Но люди, прознав про сердобольного мальчика, одолели его своим попрошайничеством. В итоге он выбирает раненую собаку, напуганную людьми, видимо, хотевшими её съесть когда-то. И совесть его потихоньку затихает. Нет, не совсем, но не опасно для жизни. Начальник станции, в скверике у которого обитали эти обездоленные люди, не выдержал, застрелился. Спустя годы В.Тендряков рассказывает о том, что не даёт покоя до сих пор.

3. А. Ахматова «Реквием»

Вся поэма – воспоминание о страшных годах репрессий, когда миллионы людей стояли в очередях с передачками для тех миллионов людей, которые находились в застенках НКВД. А.А. Ахматова буквально требует помнить этот страшный эпизод в истории страны, никто никогда не должен забыть это, даже «…если зажмут мой измученный рот, – пишет поэт, – которым кричит стомильонный народ»,– память останется.

4. В. Быков «Сотников»

В судьбах главных героев повести очень важную роль играют воспоминания детства. Рыбак однажды спас лошадь, сестрёнку, её подружку, сено. Будучи мальчишкой, он проявил мужество, смелость и смог выйти с честью из ситуации. Этот факт сыграл с ним злую шутку. Попав в плен к фашистам, он надеется, что сможет вывернуться из ужасного положения, и, спасая жизнь, выдаёт отряд, его местонахождение и вооружение. На следующий день, после казни Сотникова, он понимает, что обратного пути нет. Сотников в своём детстве пережил абсолютно противоположную ситуацию. Он солгал отцу. Ложь была не такой уж и серьёзной, но то малодушие, с которым он это всё сказал, оставило глубокий след в памяти мальчика. На всю жизнь он запомнил муки совести, страдание, разрывающее душу на части. Он не прячется за спины товарищей, он принимает удар на себя, чтобы спасти других. Выдерживает пытку, восходит на эшафот и умирает с достоинством. Так воспоминания детства привели героев к их жизненному финалу: одного – к подвигу, другого – к предательству.

5. В.Г. Распутин «Уроки французского»

Спустя десятилетия, автор вспоминает об учительнице, сыгравшей решающую роль в его нелёгкой судьбе. Лидия Михайловна, молодая учительница, желающая помочь умному ученику своего класса. Она видит, как желание ребёнка учиться разбивается о чёрствость людей, среди которых он вынужден жить. Она пробует разные варианты помощи, но удаётся только один: игра на деньги. Эти копейки нужны ему для покупки молока. Директор застаёт учительницу за преступлением, её увольняют. Но мальчик остаётся учиться в школе, заканчивает её и, став писателем, пишет книгу, посвящая её учителю.

1. о проблеме влияния учителя на учеников; о проблеме существования настоящих учителей; оценки личности учителя.
2. о проблеме роли близких людей в постижении настоящего искусства.
3. о проблеме предательства.
4. о проблеме патриотизма творческих людей.
5. о проблеме памяти об учителе.
6. о проблеме оценки человеческих взаимоотношений.
7. о проблеме отношений между людьми.
8. о проблеме роли литературы в жизни человека.
9. о проблеме возникновения потребности людей покупать цветы.
10. о проблеме понимания красоты.
11. о проблеме вечных моральных ценностей.
12 .о проблеме взаимопонимания родителей и их детей.
13. о проблеме отношения людей к Родине.
14. о проблеме отношения детей к своим родителям.
15. о проблеме роли детства в жизни человека.
16. о проблеме сиротства.
17. о проблеме совести.
18. о проблеме силы характера русской женщины.
19. о проблеме силы национального духа.
20 .о проблеме самооценки личности.
21. о проблеме нравственного выбора.
22. о проблеме сохранения воспоминаний детства.
23.о проблеме самоотверженной преданности своему делу.
24. о проблеме необходимости любви к детям.
25. о проблеме мужества и стойкости.
26. о проблеме малодушия.
27. о проблеме истинной красоты.
28. о проблеме истинного профессионализма.
29. о проблеме взаимоотношений родителей и ребёнка.
30. о проблеме верности своему слову.
31. о проблеме бережного отношения к родной земле.
32. о проблеме слабохарактерности.
33. о проблеме умения спорить.
34. о проблеме возрождения русской деревни.
35. о роли памяти в жизни человека.
36. о проблеме человеческой силы и слабости.
37. о проблеме воспитания культуры.
38. о проблеме восприятия окружающего мира.
39. о проблеме познания окружающей природы
40. о проблеме необходимости проявления родительской мудрости
41. о проблеме возникновения чувства любви к Отчизне.
42. о проблеме поведения воспитанного человека.
43. о проблеме самовоспитания в становлении личности.
44. о проблеме отличия хорошего работника от плохого.
45. о проблеме детского восприятия мира.
46. о проблеме определения понятия мудрости.
47. о проблеме необдуманного обращения со словом
48. о проблеме выбора книги для чтения.
49. о проблеме изменения мироощущения человека на войне.
50. о проблеме поиска смысла жизни.
51. о проблеме влияния фамилии на отношение к человеку.
52. о проблеме одиночества человека, посвятившего свою жизнь другим людям.
53. о проблеме оскудения духовности.
54. о проблеме взросления подростков.
55. о проблеме развития научно-технического прогресса.
56. о проблеме противостояния человека жизненным обстоятельствам.
57. о проблеме веры как проявления нравственной стойкости человека.
58. о проблеме сравнения подростков разных поколений.
59. о проблеме засорения русского языка.
60. о проблеме связи пейзажа и ландшафта страны с духовностью народа.
61. о проблеме странничества.

Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных проблем русской и мировой литературы

Ива́нАлексе́евичБу́нин (1870 -- 1953) - русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин критикует буржуазную действительность. Этот рассказ символичен уже своим названием. Эта символичность воплощается в образе главного героя, представляющего собой собирательный образ американского буржуа, человека без имени, называемого автором просто господином из Сан-Франциско. Отсутствие имени у героя – символ его внутренней бездуховности, опустошенности. Возникает мысль, что герой не живет в полном смысле этого слова, а лишь физиологически существует. Он понимает только материальную сторону жизни. Эта мысль подчеркивается символичной композицией этого рассказа, его симметрией. Пока «он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой …».

А после внезапной «смерти тело мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света. Испытав много унижений, много человеческого невнимания с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой оно снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет.» Корабль «Атлантида» плывет в обратном направлении, только везя богача уже в ящике из под содовой, «но теперь уже скрывая его от живых – глубоко спустили в черный трюм». А на корабле все та же роскошь, благополучие, балы, музыка, фальшивая пара, играющая в любовь.

Оказывается, все накопленное им не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, -житейской мудрости, доброте, духовности.

Духовность не равна образованности и интеллигентности и не зависит от неё.

Алекса́ндрИса́евич (Исаакиевич) Солжени́цын (1918-- 2008) - советский и российский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е - 1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.

Это хорошо показал А.Солженицын в рассказе «Матрёнин двор». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это. Матрена, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И лишь смерть раскрыла перед людьми величественный и трагический образ Матрены. Рассказчик преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…

Безусловно, ростки духовности заложены в каждом человеке. А её развитие зависит и от воспитания, и от обстоятельств, в которых живёт человек, от окружающей его среды. Однако решающую роль играет самовоспитание, наша работа над собой. Наше умение вглядываться в себя, спрашивать свою совесть и не лукавить перед собой.

Михаи́лАфана́сьевичБулга́ков (1891--- 1940) -русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр.Написана в 1925 году, впервые опубликована в 1968 году. Впервые повесть была опубликована в СССР в 1987 году

Проблема бездуховности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Михаил Афанасьевич показывает в повести, что человечество оказывается бессильным в борьбе с бездуховностью, зарождающейся в людях. В центре его - невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.

Бездомный Шарик превращается в Полиграфа ПолиграфовичаШарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина. Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.

Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, - история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.
Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.
В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена

Повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

О бездуховности, равнодушии и жестокости людей рассказывает нам Борис Васильев в повести «Не стреляйте в белых лебедей». Туристы сожгли огромный муравейник, чтобы не испытывать от него неудобства, «смотрели, как тает на глазах гигантское сооружение, терпеливый труд миллионов крохотных существ». С восхищением смотрели на фейерверк и восклицали: «Салют победы! Человек- царь природы».

Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный авто­мобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, из­редка прерываемая голосом диктора. Две счастли­вые интеллигентные пары едут в театр - впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины "с ре­бёнком, завёрнутым в одеяло". "Ненормальная!" - раздаётся крик водителя. И всё - темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешь­ся в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль.

Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадёж­но испорчен. Ситуация "дежавю", как будто это уже было, - проносится мысль у героини расска­за А.Масс. Конечно, было - и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся - явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс. В данной ситуации она - очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщи­на нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребё­нок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявле­ния милосердия. И как гадко ощущать своё бесси­лие в подобной ситуации, остаётся только предста­вить себя на месте этой женщины, когда "мимо про­носятся довольные собой люди в комфортабельных машинах". Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: "Я молчала и ненавидела себя за это молчание".

"Довольные собой люди", привыкшие к комфор­ту, люди с мелкособственническими интересами - те же герои Чехова, "люди в футлярах". Это и док­тор Старцев в «Ионыче»,и учитель Беликов в «Че­ловеке в футляре».Вспомним, как едет "на тройке с бубенчиками пухлый, красный" Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, "тоже пухлый и красный", кричит: "Прррава держи!" "Прррава держи" - это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной доро­ге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском "как бы чего не вышло" мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: "А вдруг этот ребёнок за­разный? У нас тоже, между прочим, дети!" Духов­ное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту - мещане, обывате­ли, возомнившие себя "хозяевами жизни".