Презентация на тему "гоголь "мертвые души"". Презентация: Мёртвые души Скачать презентацию гоголь мертвые души











Презентация по литературе на тему: «Художественные особенности поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»» — Чтобы распечатать эту презентацию ее можно скачать бесплатно. Скачать презентацию

Художественные особенности поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
«Мёртвые ду́ши» - произведение Николая Васильевича Гоголя, жанр которого сам автор обозначил как поэму. Изначально задумано как трёхтомное произведение. Первый том был издан в 1842 году. Практически готовый второй том был уничтожен самим Гоголем, но сохранилось несколько глав в черновиках. Третий том был задуман и не начат, о нём остались только отдельные сведения.
Художественные особенности поэмы
Смысл названия
Религиозный аспект: душа живет и после смерти.
Нравственный аспект: помещики, чиновники, Чичиков утратили душу, превратились в «мертвых душ».
Социальный аспект: «живые души» сохранили некоторые представители народа.
Чтобы понять особенности жанра поэмы «Мертвые души», можно сопоставить это произведение с «Божественной комедией» Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя. «Божественная комедия» состоит из трех частей. Первый том «Мёртвых душ» будто бы идейно соотносится с «Адом», второй - с «Чистилищем», третий - с «Раем».
Значительное место в поэме «Мертвые души» занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни. Лирические отступления придают поэме глубину, широту, лиризм.
Наличие художественных деталей
Наличие художественных деталей помогает характеризовать героев. Например, Чичикова сопровождают бричка, ларчик и фрак.
Использование вставных эпизодов
Использование вставных эпизодов «Повесть о капитане Копейкине» вводит тему «маленького человека» и верховной власти.
Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи выведены по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как положительного героя, но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает.
В центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей.
Практически все персонажи поэмы статичны, они не развиваются. Этот прием подчеркивает еще раз, что все эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души.
Есть ли все-таки в поэме «живые души»?
Талант и трудолюбие мужиков Собакевича
Меткость русского слова (гл. 5)
Глубина и цельность народных чувств (задушевная песня, гл. 11)
Щедрость народной души (яркость народного веселья, гл. 8)
Неисчерпаемость силы и в нежелании крестьян терпеть гнет (гл. 7)
Главная тема поэмы – это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России. Однако этим замыслам не суждено было осуществиться. Второй том был уничтожен самим Гоголем, но сохранилось несколько глав в черновиках, а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова и осталась поездкой в неизвестность.

Николай Васильевич Гоголь Родился 20 марта (1 апреля) 1809 в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика среднего достатка Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского (от второй части фамилии впоследствии отказался из-за ее, как он считал, польского происхождения).


«Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение. Это просто грех!» А.С. Пушкин А. С. Пушкин отдал Гоголю «свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому».




Первые главы Гоголь читал Пушкину перед своим отъездом за границу. Работа продолжилась осенью 1836 года в Швейцарии, затем в Париже и позднее в Италии. К этому времени у автора сложилось отношение к своему произведению как к «священному завещанию поэта» и к литературному подвигу, имеющему одновременно значение патриотического, долженствующего открыть судьбы России и мира.ШвейцарииИталии В Баден-Бадене в августе 1837 года Гоголь читал незаконченную поэму в присутствии фрейлины императорского двора А. О. Смирновой (урождённой Россет) и сына Н. М. Карамзина Андрея Карамзина, в октябре 1838 года читал часть рукописи А. И. Тургеневу. Работа над первым томом проходила в Риме в конце 1837 года начале 1839 года.Н. М. КарамзинаА. И. Тургеневу




Окончательной отделкой первого тома писатель занимался в Риме с конца сентября 1840 года по август 1841 года. Вернувшись в Россию, Гоголь читал главы романа в доме Аксаковых и готовил рукопись к изданию. На заседании Московского цензурного комитета 12 декабря 1841 года выяснились препятствия к публикации рукописи, переданной на рассмотрение цензору И. М. Снегирёву, который, по всей вероятности, ознакомил авторас могущими возникнуть осложнениями. Опасаясь цензурного запрета, в январе 1842 года Гоголь через В. Г. Белинского переправил рукопись в Санкт-Петербург и просил друзей А. О. Смирнову, В. Ф. Одоевского, П. А. Плетнёва, М. Ю. Виельгорского помочь с прохождением цензуры.И. М. СнегирёвуВ. Г. БелинскогоВ. Ф. ОдоевскогоП. А. Плетнёвацензуры


9 марта 1842 года книга была разрешена цензором А. В. Никитенко, однако с изменённым названием и без «Повести о капитане Копейкине». Ещё до получения цензурного экземпляра рукопись начали набирать в типографии Московского университета. Гоголь сам взялся оформить обложку романа,написал мелкими буквами «Похождения Чичикова или» и крупными «Мертвые души».В мае 1842 года книга вышла под названием «Похождения Чичикова, илиА. В. Никитенко Мёртвые души, поэма Н.Гоголя». В СССР и современной России заглавиеРоссии «Похождения Чичикова» не используется.


Гоголь предполагал сделать поэму трёхтомной, и писал второй том, где выводились Положительные образы и делалась попытка изобразить нравственное перерождение Чичикова. Работу над вторым томом Гоголь начал предположительно в 1840 году. Работа над ним продолжалась в Германии, Франции и главным образом в Италии в годах. В конце июня или в начале июля 1845 года писатель сжёг рукопись второго тома ГерманииФранции Италии


В работе над вторым томом в представлениях писателя значение произведения вырастало за границы собственно литературных текстов, что делало замысел практически не реализуемым. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь сжёг беловую рукопись второго тома (единственным свидетелем был слуга Семён) и спустя десять дней умер. Черновые рукописи четырёх глав второго тома (в неполном виде) были обнаружены при вскрытии бумаг писателя, опечатанных после его смерти.


Вскрытие произвели 28 апреля 1852 года С. П. Шевырёв, граф А. П. Толстой и московский гражданский губернатор Иван Капнист (сын поэта и драматурга В. В. Капниста). Перебеливанием рукописей занимался Шевырев, который также хлопотал об её издании.С. П. ШевырёвграфВ. Капниста


Списки второго тома распространились ещё до его издания. Впервые сохранившиеся главы второго тома «Мёртвых душ» были изданы в составе Полного собрания сочинений Гоголя летом 1855 года. Печатаемая ныне вместе с первыми четырьмя главами второго тома одна из последних глав принадлежит к более ранней, чем остальные главы, редакции.


Н.В. Гоголь - писатель-сатирик. Период жизни в момент работы над «Мёртвыми душами». Версия: Н. В. Гоголь ориентировал своё произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте, что определило трёхчастную структуру поэмы. Первая часть (1 том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности; во второй части (2 том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через «чистилище», чтобы в третьей (3 том) изобразить их в «раю». Законченным оказался только 1 том.


Опорная схема к поэме «Мёртвые души» Гл. 1. Система образов « Вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в губернский город N, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры). Композиционные звенья поэмы Первое. Второе. Третье Гл Гл Гл. 11..


Гл Гл Изображение жизни российских помещиков Изображение губернского города, в его же пределах завершается характеристика владельцев усадеб, но центральное место отведено изображению мира чиновников. Гл. 11. Повествование о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы – Чичикова.




МАНИЛОВ. Бесплодный мечтатель и фантазёрприглашает вас на «сладенькую болтовню» в «Храм уединённого размышления» на берегу озера в поместье Маниловка Черты характера Прожектерство (увлечение несбыточными проектами), мечтательность, бесхарактерность, сентиментальность, бесхозяйственность.


КОРОБОЧКА. Черты характера. Дубиноголовость, мелочная хлопотливость, невежественность, скопидомство (бережливость до скупости) Помещица Коробочка Настасья Петровна Коллежская секретарша, «дубинноголовая», суеверная и ограниченная – ждёт вас в своей деревеньке и готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.








Однако не всё ещё мертво в этом царстве. Жив народ. Сюжет строится как покупка у живых помещиков «мёртвых душ», мёртвых крестьян. Сами помещики – мёртвые владельцы живых душ. Даже умершие крестьяне, список которых Чичиков держит в руках, воспринимаются как яркие, полные жизни люди: «Когда взглянул он потом на листики, на мужиков, которые точно были когда-то мужиками. Работали, пахали, пьянствовали, извозничали, какое-то странное чувство овладело им».




«Мертвые души»- величайшее произведение Гоголя. Он приступил к его написанию молодым человеком, почти юношей; вошел с ним в пору зрелости; приблизился к последней жизненной черте. «Мертвым душам» Гоголь отдал все – и свой художнический гений, и исступленность мысли, и страстность надежды. «Мертвые души» - это жизнь Гоголя, его бессмертие и его смерть.» Ю. Манн.


«Сердце мое говорит, что книга моя нужна и что она может быть полезна» (Н. В. Гоголь). В поэме "Мёртвые души" автор выступает как патриот, в котором нашла вера в будущее, где не будет никаких Собакевичей и Чичиковых. Писатель выразил глубокую надежду в том, что Россия поднимется к величине и славе. За странным миром помещичьей России Гоголь чувствовал живую душу народа. В поэме с подъёмом и восхищением говорится о его смелости, о любви к свободной жизни. В этом отношении глубокий смысл имеют вложенные в уста Чичикова рассуждения о крепостных и беглых крестьянах.


Образ Родины Н.В. Гоголь изобразил реально.Крепостное право тормозило развитие России.Автор в мечтах видел Россию другой.Образ птицы-тройки- это символ могущества его Родины. Ей принадлежит главная роль в мировом развитии."Мёртвые души" -это энциклопедия жизни крепостной Рси. Белинский писал: " Гоголь первый взглянул смело на русскую действительность" Что же несут эти дворяне-хозяйство жизни? Ничего! О них не пожалеет Россия. Если бы у нас не было таких людей-выдающихся мастеров слова, как Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В. Гоголь, то чтобы мы знали о жизни русского народа в девятнадцатом веке. Их гражданский подвиг состоял в том, что они, любя Россию, не побоялись показать" тёмные стороны" русского общества человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно сочинение в одну школу": «Мертвые души» Н.В. Гоголя – удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный» (А.И. Герцен).1896 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно сочинение в одну школу": «Мертвые души» Н.В. Гоголя – удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный» (А.И. Герцен) человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно сочинение в одну школу": «Мертвые души» Н.В. Гоголя – удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный» (А.И. Герцен).1896 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно сочинение в одну школу": «Мертвые души» Н.В. Гоголя – удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный» (А.И. Герцен) человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно сочинение в одну школу": «Мертвые души» Н.В. Гоголя – удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный» (А.И. Герцен).1896 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно сочинение в одну школу": «Мертвые души» Н.В. Гоголя – удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный» (А.И. Герцен). Образ Родины Н.В. Гоголь изобразил реально. Крепостное право тормозило развитие России. Автор в мечтах видел Россию другой. Образ птицы- тройки- это символ могущества его Родины. Ей принадлежит главная роль в мировом развитии."Мёртвые души" -это энциклопедия жизни крепостной Руси.


Ответ на вопрос «Почему П.И. Чичиков посещал помещиков в такой последовательности?» Манилов. Коробочка. Ноздрёв. Собакевич. Плюшкин. Ваша задача: Назвать ту определённую черту, свойственную каждому помещику, и доказать, что путь от Манилова к Плюшкину – это лестница вниз.


На рубеже 19 и 20 столетий с особенной силой раскрылась христианская философско-нравственная проблематика гоголевских произведений, впоследствии восприятие творчества Гоголя дополнилось еще ощущением особой сложности и иррациональности его художественного мира и провидческой смелостью и нетрадиционностью его изобразительной манеры. «Проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна. Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским,который взорвал Евклидов мир... (В. Набоков).Все это обусловило огромную и все возрастающую роль Гоголя в современной мировой культуре. Белинский писал: " Гоголь первый взглянул смело на русскую действительность" Что же несут эти дворяне-хозяйство жизни? Ничего! О них не пожалеет Россия. Если бы у нас не было таких людей-выдающихся мастеров слова, как Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В. Гоголь, то чтобы мы знали о жизни русского народа в девятнадцатом веке. Их гражданский подвиг состоял в том, что они, любя Россию, не побоялись показать" тёмные стороны" русского общества.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Н.В. ГОГОЛЬ ПОЭМА «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Учитель Борисова Н.И.

Развитие сюжета 1 глава. Приезд Чичикова в губернский город. Экспозиция. Завязка. 2 глава. Чичиков в усадьбе Манилова. 3 глава. Чичиков у Коробочки. 4 глава. Чичиков на постоялом дворе и в доме Ноздрёва. Лирические отступления, вставные эпизоды и сцены Рассуждение о «тонких и толстых». Рассуждения о двух типах характеров. «Об оттенках и тонкостях обращения». Мысль о живучести Ноздрёвых. Учитель Борисова Н.И.

5 глава. Чичиков в усадьбе Собакевича. 6 глава. Чичиков у Плюшкина. 7 глава. Чичиков в городе. В гражданской палате. 8 глава. Бал у губернатора. Кульминация. Чичиков – « мильонщик ». Катастрофа. Чичиков «о славной бабешке». Автор «о метком русском слове» и «бойком русском уме». Воспоминания автора о юности. Размышления о человеке «И до какой ничтожности..» О двух писателях. О крестьянах, купленных Чичиковым. О силе исправника. Учитель Борисова Н.И.

9 глава. Смута в городе. 10 глава. Растерянность чиновников. 11 глава. Бегство Чичикова из города. О бунте крестьян имения Вшивая-Спесь. Повесть о капитане Копейкине. «Русь! Русь!» Дорога… Рассказ о Кифе Мокеевиче и его сыне. Рассуждение о добродетельном герое и герое- подлеце. Тройка. Учитель Борисова Н.И.

Господский дом. Усадьба. Деревня. Портрет. Хозяйство. Интерьер. Обед. Разговор о продаже «мертвых душ».

Манилов В Манилове нет ничего отрицательного,… Он не совершил ничего предосудительного, потому что вообще ничего не совершил. Но в нем нет и ничего положительного, в нем совершенно умерли какие бы то ни было задатки.

Коробочка Настасья Петровна В образе Коробочки заключен тип «дубинноголового» упрямца, закостенелого и омертвевшего в своей ограниченности. Но эта « туповатость » своей определенностью лучше пустоты Манилова – ни умной, ни глупой, ни доброй, ни злой

Ноздрёв Ноздрев – хвастун, болтун, лихач и дебошир, кутила и спорщик. Гоголь сводит Чичикова с Ноздревым в трактире на дороге, а дорога у писателя символизирует путь в будущее, а значит для этого героя есть надежда на спасение.

Собакевич Хозяйственность Собакевича словно проецируется на образ скаредного Плюшкина, сгущаясь в последнем до крайности. Тем не менее, Собакевич – первый в чреде гоголевских типов, кто соотносится с героями второго тома, где герои должны предстать пусть не идеальными, но уже очистившимися от многих страстей.

Плюшкин Основные черты Плюшкина – скупость, жадность, настороженность и подозрительность. Но его страсть к накопительству – следствие одиночества. Именно он должен был по замыслу Н.В.Гоголя появиться нравственно возрожденным.

Деликатен как Манилов Способен копить как Коробочка Чичиков соотносится со всеми героями поэмы Может кутнуть и солгать не хуже Ноздрева Прижимист и деловит как Собакевич В бережливости на уступит Плюшкину

Персонажи поэмы. « Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого» Н. В. Гоголь. Последовательность в изображении деградации помещиков в поэме. Деградация! Постепенное ухудшение, приводящее к вырождению. Манилов. Коробочка. Ноздрев. Собакевич. Плюшкин.

Учитель Борисова Н.И.


Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Петухова А.Г.



В как ом году Н.В. Гоголь начал работу над поэмой «Мертвые души»?



Кто из писателей подсказал

Н. Гоголю сюжет поэмы «Мёртвые души», реальное ли событие описано в произведении?



«Сюжет «Мертвых душ», Пушкин находил, хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести самые разнообразные характеры». Пушкин, подаривший Гоголю сюжет, знал о залоге «убылых» крестьян: такой случай произошел около села Михайловское: один предприниматель попался на покупке и продаже умерших крестьян. Граф В.А.Соллогуб также вспоминал,

что Пушкину показывали на бегах,

некоего П., который нажил себе

состояние на такой операции

и не попал под суд.


Подобные истории происходили и на Украине: в Миргородчине помещик Пивинский, знакомый Н. Гоголя, накупив у соседей за горилку «мертвые души», записал их себе, чем обошёл закон, запрещавший мелкопоместным иметь винокурни.

Такие аферы с «мертвыми душами» были возможны потому, что ревизские сказки, т.е. именные списки крестьян представлялись помещиками в административные органы при очередной ревизии, происходившей зачастую раз в 10- 15 лет. За это время болезни или несчастные случаи уносили десятки и сотни людей.


В чем своеобразие жанра произведения?





Приведите несколько пословиц, употребленных в поэме Н. Гоголем?


  • «Затвердила сорока Якова одно про всякого»
  • «У него губа не дура»
  • «Неладно скроен, да крепко сшит»
  • «Начнут гладью, а кончат гадью»
  • «Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан»
  • «Русский человек задним умом крепок»

Вспомним героев поэмы!

П. Боклевский


Павел Иванович Чичиков был в чине коллежского советника, что по табели о рангах соответствовало военному чину полковника, т.е. чиновником 6-ого класса.

В первом томе Н. Гоголь одел своего героя во фрак «брусничного цвета с искрой». Во втором томе - «наваринского пламени с дымом».



Чичиков посещает помещиков в следующем порядке: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.

В гоголеведении последовательность объясняется по-разному. А. Белый считает, что каждый последующий

помещик, с которым судьба

сталкивала Чичикова, более

мертв, чем предыдущий»



Какова цель покупки мертвых душ Чичиковым?




О чем мечтал Манилов?

Кукрыниксы



Кого из героев Н.В.Гоголь называет «дубиноголовая», «скопидомка»? Почему?


Какова наружность Собакевича?

«Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура не долго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз- вышел нос, хватила в другой- вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живёт»!»

П. Боклевский


Это речь Ноздрева


Узнайте героя по портрету.

П. Боклевский


  • Манн.Ю.В. Поэтика Гоголя. - М.,1988.
  • Смирнова-Чичикина.Е.С. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». Литературные комментарии.- М.,1964.
  • Русские писатели.1800-1917. Биографический словарь.- М.,1989.
  • Интернет:

а) http:// revizor.net / ,

б) http:// az.lib.ru /g/ gogolx_n_w / ,

в) http:// revolution.allbest.ru / literature /00009791_0.html .

Слайд 2

ПЛАН ЛЕКЦИИ История замысла поэмы и его реализации. Основа сюжета. Смысл названия. Конфликт поэмы. Композиция поэмы. Жанровое своеобразие. Цель «негоции» Чичикова. Персонажи поэмы.

Слайд 3

История замысла поэмы и его реализации А.С. Пушкин:«Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение. Это просто грех!» А. С. Пушкин отдал Гоголю«свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому». Это был сюжет «Мертвых душ».

Слайд 4

Письмо Гоголя В.А. Жуковскому «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то…какой огромный, какой оригинальный сюжет. Какая разнообразная куча? Вся Русь явится в нем!»

Слайд 5

В Е Р С И Я Гоголь ориентировал свое произведениена эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте, что определило трехчастную структуру поэмы.Перваячасть (1-й том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности; во второйчасти (2-й том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через « чистилище», чтобы в третьей (3-й том) изобразить их в «раю».Законченным оказался только 1-й том.

Слайд 6

В основе сюжета Приезд Чичикова в губернский город, с целью покупки «мертвых душ». Путешествие его от одного помещика к другому.

Слайд 7

Смысл названия В прямом плане название восходит к сюжету, Чичиков приобретает «мертвые души» у помещиков Манилова, Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина. НоА. Герцентак писал о названии поэмы:«Мертвые души?» Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас.И иначе он не мог назвать: не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу». Обратите внимание на эту точку зрения!

Слайд 8

Конфликт поэмы «Мертвые души» Конфликт поэмы заключен в противоречии современной Гоголю действительности, духовных сил народа и его закабаленности.

Слайд 9

Композиция поэмы «Мертвые души» «Вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в губернский город N, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры). Изображение губернского города, в его пределах завершается характеристика владельцев усадеб, но центральное место отведено изображению мира чиновников. Повествование о жизненной судьбе героя поэмы- Чичикова. Изображение жизни российских помещиков. 1 глава Заключительные строки поэмы посвящены горячо любимой родине: Гоголь-патриот воспевает величие и силу России. 11 глава 2-6 главы 7-10 главы

Слайд 10

Жанровое своеобразие «Мёртвых душ» Л.Н.Толстой:«Мёртвые души» - это не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное». Сам Гоголь определил жанр «Мёртвых душ» как поэму, подчеркнув тем самым равноправие эпического (повествовательного) и лирического начал в своём произведении. Задача Эпической части Лирической части Показать «Хотя с одного боку всю Русь». Показать положительныйидеал автора.

Слайд 11

Цель «негоции» (оптовой скупки)Чичикова Афера имела под собой веские юридические и экономическиеоснования. Он предполагал получить«двести тысяч капиталу»от опекунского совета, заложив своих крестьян. 1-ый этап его деятельности - приобретение крестьян. Самымидешевыми оказались «мертвые души»-умершие крестьяне, еще непопавшие в ревизские сказки(официальный документ, в соответствии с которым помещики вносили в казну подушную засвоих крестьян). Перепись проводилась раз в10-15 лет. Памятуя о недавней эпидемии холеры, в1830 году,Чичиков справедливо полагал, что чиновники с готовностью продадут «мертвые души», чтобы избавиться от уплаты налога за них. Однако,без землисделка была бы юридически незаконной, поэтомув его разговорах с городскими чиновниками появляется слово«навывод»:заселение и освоение земель в южных губерниях Россиивсячески поощрялось, ипереезд Чичикова в Херсонскую губернию выглядел вполне правдоподобным.

Слайд 12

Персонажи поэмы « Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Н. В. Гоголь. Последовательность в изображениидеградации помещиков в поэме. Деградация!Постепенное ухудшение, приводящее к вырождению. Манилов. Коробочка. Ноздрев. Собакевич. Плюшкин.

Слайд 13

МАНИЛОВ Черты характера Прожектерство (увлечение несбыточными проектами). Мечтательность. Бесхарактерность. Сентиментальность. Бесхозяйственность.

Слайд 14

КОРОБОЧКА Черты характера Дубиноголовость. Мелочная хлопотливость. Невежественность. Скопидомство (бережливость доскупости).

Слайд 15

НОЗДРЕВ Черты характера Хвастовство. Безалаберность. Наглость. Ярмарочный героизм.

Слайд 16

СОБАКЕВИЧ Черты характера Кулачество. Человеконенавистничество. Мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры, науки). Грубость. Прижимистость.


  • « И СМЕХУ ОТДАЛ ОН СЕБЯ ВСЕГО…» Николай Васильевич Гоголь, вечная шинель – внакид, озирая нашу оголь, во дворе своем сидит. Николай Васильевич Гоголь… Кто сумеет разгадать наподобие ожога на челе его печать? Сам с собой затеяв враки, Сунул он камину в пасть, Словно преданной собаке – «Мертвых душ» вторую часть! Но трубою дымохода рукописный вздыбив дым, сатанинским хороводом Сам герой и вслед за ним – все другие. Вот так дело! Как такое может быть, если рукопись сгорела, а герой остался жить? Через дали, через годы он заброшен на беду катапультой дымохода в современную среду. Николай Васильевич Гоголь, сколько ж так еще сидеть, не в ладах с собой и с богом, в чисту улицу глядеть? Там стоит на перепутье возле городских ворот средь героев наших будней мертвых душ старинный род. И как в цирке на манеже, в номерах своих не нов, все марьяжит да манежит хлюст, ханыга Хлестаков! Несгораемы, хоть тресни, в этом веке, как и в том… Видно, встать придется с кресла, Написать сожженный том. П. ВЕГИН.

  • Посмотреть все слайды