Презентация к уроку "история оперетты". Музыкально-театральные жанры II Правила поведения в театре

Оперетта носит легкий, развлекательный характер, она никогда не может быть трагедией, чаще всего оперетта - это пародия. Хоть в оперетте присутствуют арии, дуэты, сцены хора и сольные партии отдельных инструментов, исполняют они несложные партии, чаще всего танцевального или песенного характера.

Имре Кальман «Принцесса цирка»

Жак Оффенбах «Орфей в аду» Канкан

"Мюзикл (иногда называется музыкальной комедией) - музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат. Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался и до сих пор признается не всеми.

Мюзикл - постановочный жанр, работа над каждым проектом начинается с написания пьесы. Постановка пьесы осуществляется режиссёром-постановщиком. В постановке также могут участвовать балетмейстеры, специалисты по пению.

Мюзикл - один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актёров.

При постановке мюзиклов часто используются массовые сцены с пением и танцами, нередко применяются различные спец. эффекты.

И. Штраус оперетта «Летучая мышь»

«Летучая мышь» – это классический образец танцевальной оперетты, воспевающей яркие эмоции, любовные переживания и семейные перипетии под торжественные мотивы вальса и польки . Музыкальное произведение, созданное знаменитым австрийским композитором Иоганном Штраусом-младшим в ХIХ веке, по-прежнему пользуется успехом и симпатией среди театральной публики. Мелодраматический и комедийный стиль оперетты, пронизанный филигранной иронией и тонким юмором, легко воспринимается зрителем, а приятная, ненавязчивая музыка создает ощущение праздника, интриги и счастья.

Сюжет произведения «Летучая мышь» актуален всегда, ведь он описывает вечные проблемы семейного быта, супружеских отношений, любви и ревности, радости и разочарований. Пикантная ситуация, в которую попадают главные герои произведения, открывает перед зрителем всю палитру эмоций. Неверному Айзенштайну предстоит влюбиться в собственную супругу, представшую в образе прекрасной незнакомки, а очаровательной Розалинде следует постигнуть новые грани женской мудрости и обаяния, чтобы возродить былые чувства и сохранить семейный очаг.

Действующие лица

Описание

Генрих фон Айзенштайн тенор барон, уличенный в измене
Розалинда сопрано баронесса, супруга Айзенштайна
Адель сопрано служанка Розалинды
Альфред тенор тайный воздыхатель Розалинды
Фальк баритон товарищ Айзенштайна, подстроивший розыгрыш
Франк баритон директор тюрьмы
Блинд тенор правозащитник Айзенштайна
Князь Орловский меццо-сопрано владелец дворца, в котором состоялся маскарад

Краткое содержание


Первая часть произведения происходит в доме Айзенштайна. Альфред поет любовную серенаду Розалинде. Горничная Адель смеется над несчастным влюбленным и читает письмо от своей сестры с приглашением на бал к князю Орловскому. Девушка мечтает об актерской карьере и знакомство с влиятельным театральным покровителем как раз кстати. Адель отпрашивается у Розалинды под предлогом болезни близкой родственницы и отправляется на маскарад вместе со своей сестрой.

В это время появляется хозяин дома Айзенштайн с адвокатом Блинди. Судебный процесс потерпел фиаско и теперь Азейнштайн вынужден провести восемь суток в тюремном заключении за драку. После бурных выяснений с подзащитным адвокат уходит. Неожиданно появляется доктор Фальк, который приглашает Азейштайна на бал. Лукавый супруг говорит Розалинде, что едет в тюрьму, а сам, тем временем, отправляется на маскарад. После его ухода к Розалинде приходит Альфред, чтобы в очередной раз признаться в любви. В этот момент появляется директор тюрьмы Франк с намерением забрать с собой Айзенштайна. Боясь скомпрометировать свою возлюбленную, Альфред выдает себя за осужденного Айзенштайна и уходит вместе с Франком.

Второе действие оперетты насыщено яркими событиями, интригами и разоблачениями. Доктор Фальк обещает князю Орловскому настоящее развлечение. Розыгрыш является местью Айзенштайну за неудачную насмешку над товарищем. Как-то, после маскарада, он оставил пьяного Фалька спать на лавочке в костюме летучей мыши и сегодня неверный друг заплатит сполна за свой опрометчивый поступок.

Фальк все тщательно спланировал, он придумал приглашенным гостям новые амплуа. Адель предстает в образе талантливой актрисы, Айзенштайн представляется французским маркизом Ренаром, а Франк – французским шевалье. Узнав Адель, Айзейнштайн обескуражен, однако самое интересное еще впереди.

Кульминацией сюжета является прибытие почетной гостьи - таинственной венгерской графини в маске. Это Розалинда. Она также приглашена на маскарад и с удивлением знакомится со своим мужем, горничной и Франком, не выдавая себя. Ничего не подозревая, Айзенштайн ухаживает за незнакомкой, приглашает ее на свидание и просит показать лицо. «Графиня» отказывается снимать маску и забирает у влюбленного «маркиза» часы, по которым он и узнает ее при следующей встрече.

Третье действие происходит в тюрьме. К утру сюда приходит Айзенштайн и видит за решеткой Альфреда. Ревнивый муж требует разъяснений от супруги, которая также пришла в тюрьму, чтобы восстановить справедливость. В ответ на подозрения Розалинда показывает часы, подаренные венгерской графине. Айзенштайн разоблачен, а Фальк наконец отомстил за оскорбление «летучей мыши». Князь Орловский благодарит Фалька за веселый вечер и дает обещание поспособствовать развитию актерского мастерства Адель. Адвокат Айзенштайна сообщает о его оправдании, а Розалинда великодушно прощает своего легкомысленного, но очень любимого мужа.

Фото :





Интересные факты

  • Существует версия, что при написании произведения «Летучая мышь», Иоганн Штраус взял реальный случай из жизни. Народная молва повествовала об истории неверного мужа, который не узнал свою супругу в маскарадной маске и был пленен ее очарованием и загадочностью.
  • В 1979 году Роланом Пети был поставлен балетный вариант оперетты. Премьера состоялась в Марселе. Автором внесены небольшие правки в сюжет произведения, в частности наблюдается изменение имен главных героев и места событий. Так, например, Айзенштайн стал Иоганном, его супруга – Белла, а Фальк переименовался в Ульриха. Действие происходит в Париже. Наиболее важную роль в постановке отводиться богемскому танцу.
  • Пьеса «Часы с боем», взятая за основу оперетты «Летучая мышь», претерпела множество изменений. Планировалось преобразовать сюжет таким образом, чтобы он имел «венский» характер. Значительную роль в создании нынешнего произведения сыграл талантливый драматург и композитор Р. Жене. Оригинал пьесы с французскими мотивами был существенно изменен и получил новое название: «Никто не любит летучую мышь». Ради венской публики в сценарии появился новый персонаж – шутник и весельчак, доктор Фальк. Однажды друг Штрауса, Густав Леви, прочел пьесу и посоветовал Р. Жене отдать произведение «королю вальсов».
  • Во время работы над опереттой Штраус отказался от пародийности и сатиры и выполняет произведение в стиле шуточной итальянской оперы.
  • Оперетта «Летучая мышь» особенно воспевает женский характер, подчеркивает очарование и мудрость прекрасного пола. Композитор создал сюжет таким образом, чтобы вызвать интерес зрителя к двум главным женским ролям.
  • Многие специалисты считают, что знаменитый австрийский композитор Иоганн Штраус является первопроходцем в области танцевальной оперетты.
  • Согласно мнению некоторых историков, первая супруга великого композитора Иогана Штрауса, Генриетта Трефц, советовала супругу попробовать свои силы в жанре оперетты и способствовала его работе над музыкальными произведениями. Оперная певица активно занималась копированием нот и подготовкой супруга к гастролям. По другой версии французский композитор Жак Оффенбах предложил Штраусу прекратить работу над вальсами и создавать оперетты. С тех пор Штраус написал шестнадцать оперетт и «Летучая мышь» – третья по счету.
  • «Летучая мышь» экранизировалась приблизительно 20 раз и по праву завоевала мировую популярность. Первые кинофильмы появляются в 1917 году. Тогда художественные постановки были немыми.
  • В 1918 году был открыт астероид 900 Rosalindе. Космический объект был назван в честь главной герони оперетты.
  • В 1942 году вышел в свет мюзикл «Розалида», созданный на основе произведения «Летучая мышь».
  • Первые постановки оперетты не отличались успехом, однако один доброжелательный отзыв был напечатан в газете «Morgenpost» (Берлин). Автор издательства шутливо заявил, что во время просмотра оперетты легко заболеть морской болезнью от ритмичных покачиваний зрителей в такт мелодичным звукам. Действительно, Штраус считается королем вальса, поэтому в оперетте преобладают танцевальные мотивы.
  • В 1975 году в книге «Звездные часы оперетты» А. Владимирской упоминается о музыкальном произведении «Летучая мышь». Автор отметил, что в театре еще не слышали мелодий столь солнечных и веселых.
  • В последние годы своей жизни Иоганн Штраус мало появлялся на публике и почти не выходил из своего дома. Однако в день 25-летия музыкального произведения «Летучая мышь» композитор сделал исключение. По случаю торжества его пригласили в качестве дирижера. К сожалению, пожилой музыкант не рассчитал свои силы и слишком усердствовал во время спектакля. По дороге домой Штраус простыл. Вследствие простуды началось воспаление легких, и сердце великого маэстро остановилось 30 июня 1899 года.
Штраусу , поэтому «Летучая мышь» написана с исключительным вдохновением и закончена в максимально сжатые сроки. Всего 6 недель или 42 ночи понадобилось композитору для завершения работы. Над либретто работали Карл Хаффнер и Рихард Жене.

5 апреля 1874 года состоялась презентация оперетты, однако поначалу она не сопровождалась восторженными овациями зрителей. Критики посчитали спектакль банальным и посредственным и, тем самым, повлияли на общее мнение публики. Участники постановки ожидали большего успеха, но сам Штраус не очень огорчился подобным результатом. Еще 17 раз был поставлен спектакль для венской публики и летом того же года произведение увенчалось успехом в Берлине. Оперетта победоносно вернулась на венскую сцену. Теперь произведение получает высокие оценки и одобрительные отклики, она становится настоящей "изюминкой" опереточной сцены.

Через три года в Париже презентуется переделанная версия под названием «Цыганка». Спектакль завоевывает долгожданное признание среди зрителей разных стран, в том числе Австралии и Индии. Однако настоящий триумф оперетта получила только спустя 20 лет после постановки в Гамбурге. Европейский зритель по достоинству оценил комический спектакль, который стал одним из наиболее ярких и представительнейших театральных произведений.

В России «Летучая мышь» всегда проходит с успехом. На столичных театральных сценах комедия появлялась периодически: в 1933 году, потом в 1962 году, а также в 1972-м. Последняя версия поставлена Георгием Анисимовым.

В 1946 году комедия была представлена в новой, оригинальной интерпретации. Измененная версия Михаила Вольпина и Николая Эрдмана послужила основой для снятия художественного фильма.

«Музыкальные уроки» - Энциклопедия классической музыки. Программы для сочинения музыки. Проблемы: Программы для работы с музыкой на компьютере. Посвящена року, джазу и поп - музыке. Формировать духовный мир ребенка. Способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре. Клиффорд. Интерес и инициатива самого учителя. Пение КАРАОКЕ.

«Творческие задания по музыке» - Сближение понятий. Повышение учебной мотивации учеников. Песня, нота, рояль, пластинка, струна, строка, оркестр. Лель – персонаж – опера – музыка – красота. Создание условий для проявления творческих способностей ребенка. Лель – пастушок – природа – красота. Ситуация успеха. Способность к открытию. Целостность восприятия.

«Музыкальная одарённость» - Моцарт Вольфганг Амадей. Рихард Штраус. Сергей Васильевич Рахманинов. Римский-Корсаков. Биографы. Эмоционально неуравновешенные дети. Одаренные девочки. Музыкальноодаренные дети. Проявление музыкальных способностей. Потребность. Биографические данные. Общие характеристики детей. Случаи. Музыкальность.

«Музыка на уроке» - Вторая стадия связана с повторным прослушиванием музыкального произведения. Слушание или восприятие музыки не только важный вид деятельности на уроке, но и процесс музыкального мышления, в котором выделяют несколько стадий. Суть художественного восприятия- диалог между композитором и слушателем… Третья стадия восприятия - еще одно обращение к музыкальному сочинению.

«Уроки музыки в школе» - Создала современные фонограммы ко всем разучиваемым песням в аудио, CD и MP3 форматах. Кабинет музыки насыщен современной информационно-коммуникационной техникой (компьютер, синтезатор, мини-кинотеатр, телевизор, цифровой фотоаппарат, сканер, DVD плэйер). Создала вариативную Программу по музыке (1-7 классы) в соответствии с образовательными стандартами.

«Программы по музыке» - Возможность разностороннего развития обучающихся. Кандидат педагогических наук. Направления внеурочной музыкальной деятельности. Русское и зарубежное классическое музыкальное наследие. Программы по музыке. Издательство «Баласс». Издательство «Ассоциация XXI век». Издательство «Русское слово». Издательство «Академкнига/учебник».

«Комедия Дель Арте» - Влияние на развитие мирового театрального искусства. Итальянская комедия Дель Арте. Джелози. Коломбина. Мимы. Бригелла. Панталоне. Венеция и Неаполь. Полупрофессиональные труппы. Дзанни. Арлекин. Беолько. Противопоставление. Итальянский актер. Комедия масок.

«Спектакль» - Задачи театральной живописи. Сложность и ответственность задачи. Внешняя конструкция спектакля. Особенности театральной музыки. Музыкальное решение спектакля. Сценография. Внешняя конструкция. Музыка для спектакля. Пространство сцены. Ключевые понятия. Вопросы для самопроверки. Мизансцена. Пластическое решение.

«Музыкально-театральный жанр» - Музыкально-сценическое произведение комического содержания. В чем особенности жанров. В музыкальном театре. Представь себя режиссером спектакля. «Мюзикл»-в переводе с английского языка, означает «музыкальный». Оперетта. Мюзикл. Театр музыкальной комедии. Что такое балет. Звуки музыки. Петрушка. Выбери слова.

«Театр народов мира» - Амплуа Дань – женские персонажи. Искусство кукольного театра. Тростевая кукла. Куклы Средневековой Европы. Применение маски насчитывает тысячелетия. Искусство, которое принято называть Вифлеемским ящиком или вертепом. Вырезанные из дерева идолы, соломенные куклы. Слово «марионетка». Театр русской народной драмы.

«Разновидности театра» - Уличный театр. Средневековый театр. Авторский театр. Разновидности театра. Театр кукол. Мюзикл. Театр зверей. Из истории. Балет. Вопросы и задания. Театр инвалидов. Что же такое театр. Дайте определения понятиям. Театр и экран. Оперный театр. Моноспектакль. Драматический театр. Проверьте. Детский театр.

«Театр как вид искусства» - Театр. Спектакль. Ключевые понятия. Основные принципы театра. С эпохи Возрождения театр становится литературным. Актер. Вопросы для самопроверки. Коллективность. Истоки театра. Западно-европейские бродячие актеры. Художественный образ. Культура. Требования к знаниям, умениям и навыкам. Особенности театрального искусства.

Всего в теме 25 презентаций