Преступление и наказание двойники раскольникова таблица. Двойники раскольникова лужин, свидригайлов, порфирий петрович в романе преступление и наказание достоевского сочинение. Другой персонаж с аналогичной теорией

- «Преступление и наказание» - пользуется популярностью во всем мире. При этом большинству иностранцев остаются непонятными некоторые идеи автора, что связано с неточностями перевода и иным менталитетом. Предлагаем познакомиться с одним из наиболее сложных моментов - двойниками Раскольникова, узнать, кто это и какова их роль в сюжетной канве текста.

Система персонажей

Главным героем романа является студент Родион Раскольников, который находится в поиске себя. Он придумал абсурдную, с точки зрения Достоевского, теорию о подразделении людей на две группы:

  • «Тварь дрожащая» - простые скромные люди со своими проблемами.
  • «Право имеющие» - сильные личности, которым сама судьба дарует шанс добиться чего-то в жизни.

По идее писателя, все герои романа так или иначе относятся к одной из этих категорий, иллюстрируя теорию Родиона. И читатель начинает испытывать невольное сочувствие именно к первой группе персонажей, униженным и оскорбленным, но готовым к самопожертвованию, лишенным подлости и презрения к окружающим. Именно эти лица полны сочувствия, сострадания, доброты и порядочности. Это семейство Мармеладовых, Дуня, мать Родиона, сестра старухи процентщицы.

Антитеза в произведении

Достоевский активно использует прием антитезы, сопоставляя своего главного героя с другими людьми из его мира. Практически можно говорить о том, что Раскольников сопоставляется со всеми персонажами произведения, как положительными, так и отрицательными, или противопоставляется им, но не все становятся его двойниками. Сравнение с подлецами и безнравственными преступниками показывает, до каких глубин мог бы опуститься главный герой, останься он верен своей теории. Напротив, при сопоставлении его с положительными персонажами Достоевский показывает чистую и светлую душу.

Развенчание теории

Двойники Раскольникова есть как с одной, так и с другой стороны, они помогают герою разобраться в несостоятельности своей теории, в ее ошибочности. Продуманные положения, основывающиеся на мировой практике, на деле оказываются лишь фикцией, самообманом, иллюзией. Кто является двойником Раскольникова? Прежде всего это Лужин и Свидригайлов - личности, которые сумели переступить через других, двигаются к намеченной цели, невзирая на боль и страдания, причиняемые своим вольным и невольным жертвам.

Но можно ли назвать их сильными, сравнить с Наполеоном или другими великими историческими деятелями? Нет, их смерть останется незаметной, общество не изменится (что и произошло после самоубийства Свидригайлова), жизнь продолжит идти своим чередом. Поэтому сама суть теории главного героя развенчивается через образы его двойников - эти люди «переступили», но великими от этого не стали. Преступление как способ доказать прежде всего самому себе принадлежность к «настоящим людям» теряет свою значимость, поскольку этими двойниками Раскольникова воспринимается как нечто обыденное.

Литературоведческое понятие

В науке о литературных произведениях есть специальный термин - «черный двойник», суть которого состоит в следующем. Автор намеренно вводит в сюжетную канву текста некоего героя, в котором определенные качества максимально преувеличены. Он помогает подчеркнуть основные характеристики ключевого персонажа, наглядно продемонстрировать его слабые стороны, развенчать основные идеи. Этот прием активно использовался Ф. М. Достоевским в его великом произведении «Преступление и наказание». Своеобразные «клоны» Родиона Раскольникова, в которых черты героя гиперболизированы, помогают не только читателю понять несостоятельность теории, но даже убедить в этом главное действующее лицо.

То есть во многом благодаря своим отвратительным «двойникам» у Достоевского Раскольников приходит к долгожданному раскаянию, за которым следует прощение. Конечно, герою предстоит отправиться на каторгу за совершенное злодеяние, но от душевных мук он освобожден.

Образ Лужина

Петр Петрович Лужин - ярчайшая демонстрация того, куда может завести увлечение эгоистичными теориями. Этот надворный советник живет по следующему принципу:

Возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано.

Почему Лужин - двойник Раскольникова? Можно выделить несколько причин:

  • Легко и без раздумий переступает через моральные и нравственные нормы.
  • Движим исключительно личной выгодой.
  • Наслаждается своей властью над людьми. Так, именно этот герой хочет «облагодетельствовать» бедную девушку, женившись на ней, чтобы потом унижать и издеваться.

Вот почему Лужин - двойник Раскольникова. Он, конечно, не виновен в убийстве, ему даже в голову не придет запачкать руки кровью, но, по мнению Достоевского, вина его гораздо хуже. Этот человек убил в себе человека.

Знакомство со Свидригайловым

Этот герой живет по следующему принципу:

Единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша.

Эта идея очень похожа на главную мысль ключевого персонажа романа, вот почему можно с полной уверенностью сказать, что Свидригайлов - двойник Раскольникова. Отличительные черты характера этого человека таковы:

  • Высшая степень безнравственности.
  • Способен на преступление, что и совершает (убийство слуги). Нарушение закона делает его равным главному герою, но самому Раскольникову такое сравнение противно.
  • Угрызения совести ему не присущи.

Себя злым человеком не считает; способен на совершение благородных поступков, на помощь ближнему. Этот двойник Раскольникова в «Преступлении и наказании» является демонстрацией того, к чему может привести еще одна интерпретация его теории: сильная личность, готовая помогать слабым, в итоге совершает страшные деяния, неблагородно поступает с девушкой-сиротой, занимается шулерством. Виновен этот герой и в смерти собственной жены.

Он понимает и Лужина, и Раскольникова, видит обоих насквозь, поскольку в чем-то близок и тому и другому.

Сравнение ключевых персонажей

Мы рассмотрели, почему Лужин - двойник Раскольникова. Этот герой специально используется автором, чтобы наглядно показать, до какой глубины нравственного падения может довести увлечение антигуманными идеями, положенными в основу постулатов теории. Этот человек только на первый взгляд чист, поскольку руки его не запачканы кровью, но на самом же деле мысли его черны.

Второй двойник Раскольникова, Свидригайлов, - человек преступный, он знаком с тяжестями тюремного быта, познал обе стороны жизни - и роскошь, и нищету, в ходе своих исканий пришел к выводу, что может позволить себе все. Даже сама внешность его отталкивает, а взгляд голубых глаз кажется тяжелым и мрачным. Вспомним, что несчастная Соня, воплощение жертвенности и духовности, также является обладательницей голубых глаз, но ее взгляд легок и светел. Свидригайлов с первого своего появления предстает некой загадочной фигурой, в прошлом его очень много темных пятен.

Кажется сперва, что этот герой гораздо хуже другого двойника Раскольникова, Лужина, но постепенно читателю открывается идея Достоевского - этот страшный человек, преступник, сумел найти в своей душе искорку доброты, он способен на благородные поступки. Но увы, бездуховность его зашла слишком далеко, ему уже нет места среди живых.

Эти два героя помогают понять суть идеи главного персонажа более глубоко и явственно, они оба переступили черту, но не производят впечатления сильных личностей, которыми можно было бы восхититься.

Значение системы двойников

Зачем же Достоевский вводит в сюжетную канву сразу двух ярких двойников Раскольникова? Они помогают развенчать его теорию, показать несостоятельность постулатов:

  • Лужин презирает общество и не испытывает никакого сочувствия к обездоленным. Не помогает им, хотя мог бы сделать это.
  • Принцип вседозволенности Свидригайлова приводит лишь к тому, что герою становится нечем себя занять. Его пустая душа оказывается не в силах радоваться прелестям мира, поэтому для героя остается лишь единственный выход - самоубийство. Вот почему Свидригайлов - двойник Раскольникова, ему тоже предстоит пройти через душевные муки.

Интересно, что о суициде своего оппонента Раскольников узнает по пути в полицейский участок с признанием. Этот прием используется автором, чтобы наглядно продемонстрировать абсурдность теории своего персонажа, окончательно развенчать ее.

Муки совести в романе

Мы рассмотрели, почему Свидригайлов - двойник Раскольникова, но между этими персонажами есть не только общее, но и отличия. Так, Аркадий Иванович не терзается муками совести, он совершает неблаговидные поступки, порой - даже преступления, но себя виноватым не считает, живет по принципу вседозволенности. Раскольников же совершил серьезное деяние, лишил жизни старуху, пусть вредную и «бесполезную», поэтому Достоевский мастерски демонстрирует его моральные страдания.

А Лужин? Он также не знает, что такое совесть, искренне доволен собой, полагая, что все делает правильно. Правильно с точки зрения Лужина, ведь в его интерпретации весь мир вращается вокруг его персоны, а интересы иных людей, будь то Дуня или ее брат, или кто-то иной, совершенно не волнуют этого человека. Он пропитан эгоизмом и себялюбием до мозга костей и не может не вызывать отвращения.

Этим герои отличаются друг от друга: черные «двойники» делают то, что хотят, и не испытывают раскаяния, а вот главный персонаж не смог так поступить, этим он и ценен и автору, и читателям - очень хорошо для души Родиона то, что он остался «за чертой». Его болезнь и дальнейшая каторга символизируют духовное очищение через страдание.

Бедные люди

Среди двойников Раскольникова есть не только отрицательные персонажи, воплощение безнравственности, нечестия и крайнего эгоизма. К их числу относятся и добрые люди, которые, согласно абсурдной теории главного героя, и есть «твари дрожащие». Но именно они наделены такими качествами, которых не отыскать в «право имеющих». Таков, например, несчастный красильщик Миколка, готовый взять на себя чужую вину и понести незаслуженное наказание, дабы очистить свою душу.

Такова Соня, глубоко верующая девушка, вынужденная переступить через себя, торговать своим телом, что ей более чем противно, но только так она может содержать семью. Эти люди также входят в систему двойников Раскольникова, они иллюстрируют лучшие стороны его души, не затронутые тлетворным влиянием абсурдной и бесчеловечной теории. Отдельные исследователи творчества Достоевского Соню называют «божественным двойником», поскольку она показана волевой и сильной личностью, жертвует собой, не ждет помощи, а готова оказать ее. Однако в героях имеется и существенное отличие - если несчастная девушка живет исключительно сердцем, то Родион движим вперед разумом и силой мысли.

Таковы двойники главного героя в романе «Преступление и наказание», они помогают более глубоко проникнуть в авторский замысел и убедиться в жестокости, бессмысленности и бесчеловечности теории Раскольникова.

Двойники Раскольникова в романе 8220 Преступление и наказание 8221

Кульминацией романа «Преступление и наказание», мыслью, которая вызывает в читателе больше всего размышлений, является теория Раскольникова о вседозволенности, теория деления людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Суть этой теории, в двух словах, можно выразить так: цель оправдывает средства. То есть, чем большую ценность представляет собой идея, тем меньше должны волновать способы ее достижения.

Казалось бы, Раскольников в романе единственный, выдвигающий эту идею и пытающийся ей следовать. Однако это не правда. То, что автор использовал прием антитезы, не является ни для кого секретом; но между Раскольниковым и другими персонажами проводятся также и параллели, создающие своеобразную систему двойников. Это те, кто в той или иной мере разделяют мысль о вседозволенности, о возможности позволить своей совести обойти христианские заповеди «не убий», «не укради» и т.д.

Лужин и Свидригайлов – а это именно они являются двойниками героя – отличаются от него даже по происхождению, но, тем не менее, присутствует удивительное сходство их мировоззрений.

Свидригайлов родом из дворян, служил в кавалерии и сейчас ему около пятидесяти лет. Это, собственно, все, что мы знаем о его, так сказать, биографических данных. Свидригайлов – очень загадочный персонаж, и делать о нем выводы приходится только по впечатлению, которое он производит на других героев романа. Его взгляд «как-то слишком тяжел и неподвижен», его действия нестандартны и непредсказуемы, автор специально не приводит в романе его мыслей дословно, подчеркивая, что было бы неправильно видеть в нем типичного подлеца.

На примере Свидригайлова, думается, Раскольников увидел самого себя в одном из вариантов дальнейшего развития и прогрессирования своей теории. Свидригайлов – нравственный циник, для него не существуют понятия морали, он не терзается муками совести (заметим, что у Раскольникова они присутствуют). Он также считает, что для достижения своей цели можно использовать любые способы. Вот только цели его «помельче» в общежизненном понимании, нежели цели Раскольникова. Свидригайлов живет, чтобы получать удовольствие – как уже говорилось, любой ценой. Интересно отметить, что все слухи о нем, которые встречаются на страницах романа, фактически не подтверждены, они так и остаются на уровне слухов. Так, например, говорили о причастности Свидригайлова к ряду преступлений: покончила с собой «жестоко оскорбленная» им глухонемая девочка, удавился лакей Филипп. Потому-то Раскольников столь яростно отрицает схожесть их натур, на которую тот указывает. А ведь она действительно есть, они «одного поля ягоды». Только Раскольников циничен в идеологическом плане, практическое же осуществление его теории, как известно, провалилось. В какой-то степени, его можно назвать мечтателем. Для Свидригайлова же цинизм – это стиль жизни, он заменяет ему нравственность.

Достоевский очень тонко разрешает обе ситуации, развенчивая теории обоих. Раскольников к концу романа раскаивается и отказывается от подобного мировоззрения. Сразу было заметно, что Свидригайлов ему крайне неприятен и даже страшен. И, очевидно, позже он все же понял то сходство между ними, он как бы увидел себя со стороны. Сам же Аркадий Аркадьевич лишает себя жизни. Четкого объяснения этого в романе нет, нам остается лишь догадываться, что он, скорее всего, также ужаснулся себе и посчитал ненужным и невозможным дальнейшее существование.

Другая сторона Раскольникова в увеличенном виде показана на образе Петра Петровича Лужина. Этот персонаж обладает таким же тщеславием, болезненной гордостью и самовлюбленностью, как и Раскольников. Его теория «целого кафтана» весьма заметно перекликается с некоторыми высказываниями и размышлениями Родиона Романовича. Например, когда тот уговаривал блюстителя порядка проводить до дома пьяную девушку, на которую покушался «жирный франт»; был момент, когда, задумавшись, он пытался крикнуть: «А зачем вам это все надо?!». То есть его теория предполагала равнодушие к окружающим.

А что же такое – теория «целого кафтана»? Она сводится к следующему: христианская мораль предполагает выполнение заповеди любви к ближнему, то есть нужно порвать свой кафтан, отдать половину ближнему, и в результате оба окажутся «наполовину голы». По мнению же Лужина, возлюбить нужно прежде всего себя, «ибо все на свете на лично м интересе основано» (так говорил он сам). Раскольников, поняв стиль мышления Петра Петровича, решает, что по лужинской теории и «людей можно резать» ради личной выгоды – интересно то, что данный факт самого Раскольникова возмущает. Напрашивается вопрос: а что же сам Раскольников? Разве он не мыслит так же? Нет, разница все же существует. Он видел в практическом осуществлении своей теории помощь всему человечеству, своего рода гуманизм, хотя и очень странный. Он хотел таким образом дать свободу действий для гениев, которой так им не хватает для того, чтобы творить, раскрывать свои потенциалы. Действия же Лужина основаны исключительно на личной выгоде и расчете.

Опять же, Петр Петрович Лужин – наглядный пример вероятного будущего для Раскольникова, если бы его теория получила дальнейшее развитие.

Естественно, наличие этих героев обусловлено тем, что на схожести их мировоззрений глубже раскрывается личность Раскольникова, более понятными становятся причины краха его теории для него самого (видно, что она еще не настолько прочно засела в его душе, не так бесповоротно извратила его сознание, как у Свидригайлова и Лужина). Думается, что в этом сопоставлении присутствует и еще одна цель – Достоевский хотел в какой-то степени оправдать действия Раскольникова, показать, что на самом-то деле, если бы не обстоятельства, до практики его теория скорее всего не дошла.

Система двойников в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (на примере Раскольникова, Свидригайлова, Лужина)

Герои-двойники - своеобразный авторский прием, суть которого заключается в том, что автор предлагает читателю способ понимания главного героя через других действующих лиц, которые имеют с ним сходство. Это прием направлен на то, чтобы позволить читателю получить более полную психологическую характеристику героя, а также всесторонне узнать характер главного действующего лица произведения.

Достоевского в этом случае можно назвать продолжателем лермонтовских традиций: именно М. Ю. Лермонтов первый в своем романе «Герой нашего времени» (1840) прибегнул к такому авторскому приему, как использование героев-двойников, чтобы раскрыть образ главного героя - Печорина - максимально полно и всесторонне.

Говоря о системе героев-двойников в романе Достоевского «Преступление и наказание», имеет смысл в первую очередь иметь в виду цепочку Раскольников - Свидригайлов - Лужин. Каждый из них - отдельная сторона теории Раскольникова, но они оба безумно противны герою. Лужин отвергает христианскую мораль, считает, что прогресс и религия совершенно не могут сосуществовать вместе. Он считает, что эгоистичная польза на руку общественному благу. Об этом свидетельствует его «теория кафтана». Рассуждая о том, что значит «возлюби» с точки зрения религии, он говорит: «я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: «Пойдешь за несколькими зайцами разом и ни одного не достигнешь»». Рассуждая же о «возлюби» с точки зрения науки, он подчеркивает: «Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело». Раскольников абсолютно не согласен с теорией Лужина. Он считает, что если ее развить, то «выйдет, что людей можно резать». С Лужиным полемизирует также и автор: он противопоставляет теории жизнь не по науке, а по душе. В конце романа, когда автор описывает состояние героя после объявления приговора, он отмечает, что «вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое».

Таким образом, Достоевский на страницах своего романа полемизировал с теорией «разумного эгоизма» Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, которая сформировалась во многом под влиянием учений Д. Милля и Г. Спенсера. Достоевский считал, что эта теория «в силу своего рационалистического характера «отрицает роль непосредственного нравственного побуждения» (литературовед Г. М. Фридлендер).

Свидригайлов становится для Раскольникова настоящим олицетворением человеческой мерзости, но одновременно с этим Раскольников ощущает непонятную близость со Свидригайловым. Сам о себе Свидригайлов говорит, что он «человек развратный и праздный», а свою биографию кратко описывает так: «дворянин, служил два года в кавалерии, потом так здесь в Петербурге шлялся, потом женился.». Вся жизнь его бесцельна, она сводится лишь к поиску наслаждений, а главной его теорией является теория вседозволенности. Но когда в жизни Свидригайлова появляется сестра Раскольникова Дуня, читатель видит трансформацию героя, борьбу противоположных начал. Особенно ясно это проявляется в сцене из пятой главы шестой части: Свидригайлов приглашает Дуню в гости, а потом пытается силой добиться ее любви. Но видя, что Дуня его не любит, и понимая, что не полюбит никогда, он, пережив «мгновение ужасной, немой борьбы в душе», отпускает ее. Таким образом Достоевский показывает читателям, как рушится теория вседозволенности Свидригайлова.

В романе Достоевский спорит с теорией Раскольникова с помощью героев-двойников, показывает несостоятельность системы взглядов героя на фоне теорий его двойников. Автор не решается сказать свое последнее авторское слово, он до самого конца не обнаруживает своего знания, дает возможность каждому идеологу довести идею до конца, но ясно, что несогласие Достоевского с теорией Раскольникова и полемика с ней проходит через весь роман.

Здесь искали:

  • тема двойничества в романе преступление и наказание
  • тема двойничества в романе преступление и наказание сочинение
  • система двойников в романе преступление и наказание

В своём знаменитом романе «Преступление и наказание» легендарный русский писатель Ф.М. Достоевский рассказал об обычном студенте Родионе Раскольникове, разработавшем теорию, по которой люди делятся на «тварей дрожащих» — бесправную серую массу — и «право имеющих» — ярких индивидов, для которых нет законов ни людских, ни божьих. Следуя своей мысли, герой убивает двух женщин и забирает их деньги и драгоценности, чтобы в будущем использовать их на благо. Однако автор на протяжении всего романа развенчивает его заблуждения и показывает, что Родион — всего лишь запутавшийся юноша, совершивший тяжкий грех из-за чувства ложного превосходства. Так, Достоевский вводит в роман двойников главного героя, которые на себе демонстрируют, во что может превратиться человек, пройдя по пути Раскольникова.

Первый двойник — Пётр Лужин. На первый взгляд, он кажется достойным человеком: уважаемый член общества и богатый предприниматель, который согласен взять замуж сестру Раскольникова и вытащить их семью из нищеты. Однако за внешним благородством прячется эгоцентричный и подлый человек. Беря в жёны находящуюся в безвыходном положении Дуню он, в первую очередь, хочет потешить своё эго, сделать из девушки верную рабыню, которая будет боятся и боготворить его. Будучи обиженным на Родиона и желая уколоть его, он выставил несчастную Соню Мармеладову воровкой, чуть не разрушив её жизнь. Наиболее полно философия этого человека раскрывается в его «теории о целом кафтане». По его мнению, ради достижения своих интересов можно пойти на что угодно, а окружающие люди — либо инструменты, которыми можно воспользоваться, либо мусор, путающийся под ногами. В пошлом и мелочном взгляде Лужина на мир мы без труда видим более приземлённые очертания теории Раскольникова. В итоге герой дважды за роман был публично разоблачён и осуждён.

Ещё один двойник, чья судьба тесно переплетена с судьбой Раскольникова, — богатей Аркадий Иванович Свидригайлов. Он упоминается задолго до своего первого появления в письме матери Родиона сыну. Тщеславный эгоист, который домогался Дуни, лишив её тем самым работы и погубив её репутацию в обществе. Всем известен, как самодур и развратник. Это описание не далеко от действительности, да и сам Свидригайлов не считает нужным обеляться и оправдываться. Как и Лужин, Аркадий Иванович считает, что жизнь создана лишь для него, а другие люди нужны лишь для его развлечения. Для совершившего множество преступлений Свидригайлова нет ни добра, ни зла. Практически сразу он видит в Раскольникове, который сам вступает на путь эгоцентризма и саморазрушения, родственную душу. В очередной раз мы видим, как возвышенная теория главного героя о малом зле ради большого добра раскрывает своё истинное лицо, показывая, до чего может дойти человек, движимый идеей собственного превосходства. Что интересно, понимает это и сам Свидригайлов, а потому раскрывает Софье Мармеладовой тайну Раскольникова и просит её быть с ним, видимо, надеясь, что его ещё можно спасти. Судьба его комична и трагична одновременно: никогда никого не любивший он искренне влюбляется в Дуню Раскольникову, впервые в жизни обретая ясную цель и шанс на исправление, но, когда девушка отвергает его, демонстрируя своё отвращение и ненависть, Аркадий Иванович, осознав бессмысленность своего существования, кончает жизнь самоубийством.

14. Родион Раскольников. Его теория и его «двойники» в романе. У кажд.героя есть двойн. У Раск. – Лужин, Свидригайлов. Раск.- противор. Развдв.фигура. («Хорош собой», но убогий интерьер и одежда»). Донкихот.бескорытие и умение сопереж., (но пример с пьяной дев., кот «сама выбрала свой путь» - т.е. не помог). Теория: Тварь я дрожащая или право имею. Два убийства вместо одного, топором – раскол, гов.фамилия, натурализм в описании убийств. Символ агрессии, раскола чел.сознания, веры, семьи, отечества. Попытка понять мотивы убийств.именно стр.-проценщ. – самозащита, сомообман. Мотив своенравия, самоутв.люб.ценой, культ своеволия. Р.пытается отменить мораль, утв.право на вседозв. , попытка низв.бога. Наказание в нравств.мучениях, сны Раск., отчуждение, одиноч. Л.и С. – аморал.господ, распр.зло. Свид. – худ.открытие Д. Тип личности, спос.цинично наслажд.плодами своего прест. И искать идеал выс.любви. Характерно, что Свидригайлов находит между собой и Раскольниковым «какую-то общую точку», говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды». Свидригайлов воплощает в себе одну из возможностей претворения в жизнь идеи главного героя. Как нравственный циник, он – зеркальное отражение идейного циника Раскольникова. Вседозволенность Свидригайлова становится страшна в конце концов и Раскольникову. Свидригайлов страшен и самому себе. Он лишает себя жизни. Лужин весьма высокого мнения о себе. Тщеславие и самовлюбленность развиты в нем до болезненности. Главную жизненную ценность для Лужина представляют деньги, добытые «всякими средствами», так как благодаря деньгам он может сравняться с людьми, занимающими более высокое положение в обществе. В нравственном отношении он руководствовался теорией «целого кафтана». Согласно этой теории, христианская мораль ведет к тому, что человек, исполняя заповедь о любви к ближнему, рвет свой кафтан, делится с ближним и в результате оба человека остаются «наполовину голы». Мнение Лужина состоит в том, что возлюбить прежде всех надо самого себя, «ибо все на свете на личном интересе основано». Все поступки Лужина – прямое следствие его теории. По мысли Раскольникова, из лужинской теории вытекает, что и «людей можно резать» ради собственной выгоды. Образ Петра Петровича Лужина служит живым примером того, к чему мог бы прийти Раскольников, постепенно осуществляя свой принцип всесилия и могущества, «бонапар- тизма». Различие между Раскольниковым и Лужиным состоит в том, что взгляды Раскольникова сформировались как результат решения гуманистических задач, а взгляды его двойника служат оправданием крайнего себялюбия, основаны на расчете и выгоде.