Правополушарное рисование пошагово. Правополушарное рисование. Что это такое. Зачем нужно правополушарное рисование

— Научиться рисовать за два дня?

— Невероятно!

Возможно! Проверено!

Большинству из нас уроки школьного рисования впрок не пошли. Все художество заканчивается набросками в блокноте во время скучных докладов и совещаний.

Как-то услышала от хорошей знакомой о тренинге, на котором обучают рисованию любого… за два дня. Засомневалась — может, обычный развод?

Но источник информации заслуживал доверия, а реальные рисунки не оставляли никакого сомнения. Каждый лист просто немедленно просился в рамку и на стену. Старые мостки над тёмной водой, ваза с полевыми цветами, луга маков и люпинов, сказочные горы… Невероятно прелестные и профессиональные картины. Конечно, академический художник наверняка найдёт в них кучу изъянов, но то, что в каждом сюжете точно переданы и цвет, и свет, и настроение — бесспорно. Трудно поверить, что это рука дилетанта. Вернисаж впечатлял.

Я отправилась на тренинг.

Первое, что впечатлило — это удивительная атмосфера тренинга. На столе красиво лежали наборы кистей и гуаши, стаканчики для воды, бумага… и сочные зелёные яблоки в большой вазе для цветов, звучали всеми любимые детские песни Шаинского.

Нас пришло человек пятнадцать, в основном, женщины от 15 до 60. Хотя было и трое молодых людей. Среди нас — студенты, бизнесмены, учителя, банковские работники и инженеры. Скоро все уже довольные сидели за столом.

Начался тренинг. Всего 10 минут мы потратили на теорию, и приступили к любимому делу, стали рисовать фоны для будущих шедевров. Надо заметить, что все кто пришёл, признались, что рисовать почти не умеют, но всегда мечтали это сделать.

Так в чем же суть этого волшебного метода?

Известно, что повседневной жизни мы загружаем в основном левое полушарие, которое решает поставленные задачи пошагово, с помощью логики. Сначала мозг собирает информацию, анализирует причины, просчитывает варианты, затем выводит результаты и взвешивает последствия. На это опирается вся современная система образования, включая традиционное обучение рисованию.

Правое полушарие работает иначе. Даже при недостающих фрагментах информации, оно способно мгновенно выдать целостную картину. Чувство пространства, формы, цвета, интуиция — это все правое полушарие. Если включить "ленивую" часть мозга в рабочий режим, то решение возникает как озарение, инсайт, интуитивная вспышка.

Преподаватель попросила нас нарисовать какую-нибудь картинку и сохранить листок. Я нарисовала поле красных маков, так как знала, что в программе будут их рисовать. Очень хотелось сравнить результаты До и После. Затем нам начали показывать один за другим несложные технические приёмы: как размешивать краски, создавать фон, как изображать деревья, траву, солнце и луну, туман, снег, иней, цветы, горы, стеклянные вазы и фрукты.

Каждый новый приём тут же закрепляли практикой: с трепетом мы брались за кисти и склонялись над кусочком бумаги, на который уже был нанесён фон. Собственно, уже с создания фона начался весь творческий процесс. Смешение разных красок в разных пропорциях даёт всякий раз неожиданный эффект. То получается знойное оранжевое марево, то сиренево-лиловый закат, то лазурная морская гладь, то северное сияние…

Интуиция подсказывает: здесь добавь жёлтого и белого, здесь пару синих мазков, вот тут растушуй, ниже положи тень…

Все — готово! Смотрю, обалдев, на плоды своих усилий и не могу поверить — это я что ли автор? Рядом, по соседству, царили похожие эмоции.

Большинство участников постепенно приходило в неописуемый восторг. Их невозможно оторвать от рисования даже на обед. Но "тренер" предупреждает: не переусердсвтуйте! Для правого полушария это непривычная нагрузка. У кого-то может к вечеру разболеться голова, проявиться плаксивость или ещё что-нибудь подобное.

Только у пары участников включился "внутренний критик": ах, у меня не получается! Все плохо! Но когда тренер вставила "неудачный" рисунок в рамку и показала всем на расстоянии, пейзаж "звучал" совсем по-другому. Все заахали и заохали, а самокритичные авторы расплывались в счастливой улыбке.

Что поразительно: набор красок и кистей у всех одинаковый, размер "холста", тема и техника — одни и те же. Но в итоге ни одной похожей картинки!

Положим, пишем горы. У одной выйдет суровая скалистая гряда, у другого — лесистые холмы, у третьей — песчаный бархан в пустыне… Какие же мы все разные!

Ну а как описать само состояние творческого подъёма, в котором мы пребывали все два дня тренинга? Окрылённость, вдохновение, удивление, восторг, экстаз…

После первого дня я шла домой по осенней улице и смотрела не под ноги, как обычно, а наблюдала, как ложится луч закатного солнца на старую кирпичную стену, как сплетаются в кружево поредевшие осенние ветви, как блестят трамвайные рельсы на матовой булыжной мостовой и играет красками вечернее небо. И сразу прикидывала, а как это воспроизвести с помощью кисти и простой гуаши.

Преподаватель нас предупредила, что теперь из путешествий мы будем привозить не фотки себя, любимых, на фоне пальм, волн и замков, а снимки живописных уголков и интересных деталей.

Да, теперь я понимаю, сколько уникального упустила во время своих поездок. Но ничего, буду наверстывать.

На днях, кстати, глянула на репродукции Моне. Да я же п о н и м а ю, как он это писал!

Теперь каждый вечер я сажусь не к телевизору, а за палитру. Процесс рисования, оказывается, приносит колоссальное удовольствие, стирает все дневные тревоги и усталость. Рядом, быстро схватывают методику дети и рисуют со мной.

Ну а на следующие выходные — решено! — идём всей семьёй на художественную выставку. Надо посмотреть ревнивым глазом на труды мэтров.

Поле красных маков в моей комнате на стене… Да… Глядя на них становится понятно. Это действительно сенсационный метод!

Хотите научиться тратить на обычную работу значительно меньше сил и энергии , принимать правильные решения при недостатке информации, открыть источник своих творческих способностей и научиться писать самые настоящие картины ? Тогда вам просто необходимо попасть на один из тренингов по правополушарному рисованию ! Что это такое?

Методика

Обычно в художественной школе и на курсах рисования обучают рисовать в левополушарном режиме (правила, законы, рисование «головой»). Методика правополушарного рисования основана на теории американского невролога, лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри, доказавшего, что правое и левое полушария человека отвечают за совершенно разные виды деятельности. Левое (вербальное) – за логику и аналитическое мышление, а правое (образное) – за творчество и интуицию, восприятие формы и цвета.

Когда у человека развито правое полушарие, то он все время находится в режиме творческого полета: исчезают ограничения, решения принимаются быстро и верно, человек ощущает легкость и радость от своей профессиональной деятельности, да и в других сферах ему неизменно сопутствует успех.

Переключение мозга в правополушарный режим – это еще и возможность научиться тратить на обычную работу значительно меньше сил и энергии. Люди искусства порой забывают обо всем и проводят длительное время без еды и сна. Секрет прост – в процессе творения у них активно правое полушарие мозга. Время в этом режиме проходит незаметно, и человек гораздо меньше ощущает усталость, а успевает больше.

Тренинг правополушарного рисования — это волшебное путешествие к источнику своих творческих способностей, снятие стереотипов восприятия и мышления и обретение чувства вдохновения. Главная цель тренинга – «включение» творческого правополушарного режима работы мозга через технику экспресс-рисования и обучение человека приемам, позволяющим осознанно включать и длительно удерживать состояние вдохновения.

Как это происходит?

Тренинг не является программой ускоренного обучения рисованию. Он позволяет использовать правополушарный режим работы мозга и рассчитан на людей с разными уровнями художественных навыков. Наибольшую пользу из него извлекут те, кто не находит в себе таланта и сомневается в том, что вообще способен научиться рисовать.

На тренинге снимается барьер перед рисованием, стимулируется пространственно-образное восприятие, целостное, а не схематичное видение. Человек должен научиться видеть картину со всех её сторон, сформировать новое восприятие пространства во всем его многообразии.

Умение рисовать фактически является приятным «побочным эффектом» тренинга. После тренинга вы сможете самостоятельно создавать картины, отражающие ваш взгляд на мир, имеющие свой неповторимый стиль и почерк. Вы сможете рисовать объемно и реалистично и получать удовольствие как от процесса, так и от результата.

Чем привлекает Правополушарное рисование (с точки зрения Левого Полушария):

1.Отношение к ошибкам

Рисование - это постоянный процесс изменения, уточнения и корректировки.

В процессе рисования невозможно ничего испортить: фон, который казался «неинтересным», детали, нарисованные «не так, как было задумано» — Вы всегда можете изменить это, и то, что, возможно, сначала казалось вам несовершенным, в конечном итоге окажется неповторимым, авторским и оригинальным.

Как только вы забудете про свой страх ошибиться, то обретете ключ к творчеству. Процесс рисования заставляет нас встретиться со своими ограничениями и страхами, разобраться с ними, выйти из привычной зоны комфорта и за счет этого получить новые результаты.

«Рисуй, пока другие бояться начать!»

2. О других областях жизни.

Практически все люди думают о том, что для создания красивых картин нужен особенный талант. А так как они им не обладают, то даже и не пробуют рисовать. Более того, думать так можно не только о рисовании, но и о других областях жизни. Ведь мозг человека любит упрощать мир, а значит, обобщать различные убеждения. Начав же развивать в себе внутреннего художника, а вместе с этим и правое полушарие, Вы откроете в себе способность более глубоко видеть окружающий мир. Яркость и четкость картинки окружающего вас мира измениться (разумеется, в лучшую сторону).

3.Концентрация

Во время рисования появляется доступ к моменту «здесь и сейчас». В этом состоянии есть только ваш творческий процесс. Но умение переходить в такое состояние остается с Вами и после того, как Вы закончили рисовать. Вызывая такое состояние на переговорах, при планировании и в других жизненных ситуациях, Вы сможете получать более качественные результаты практически во всем.

4.Положительные эмоции

Рисование — это функция правого полушария нашего мозга, и, действительно, создание рисунка сильно влияет на эмоции. Часто во время рисования ощущение времени пропадает и происходит тотальное вовлечение в процесс. Наверняка Вы помните эпизоды из детства, когда чем-то увлекались, получали много приятных эмоций, и время пролетало незаметно. Если хотите достигать состояний такой же интенсивности, то хороший ключ к этому — процесс рисования.

5. Возможность делать подарки

Иногда хочется подарить близким людям что-то, сделанное своими руками. Подарок, в который вложено именно ваше творчество, частичка собственной души.

Рисунок является именно таким подарком.

6. Для обучения ребенка

Все дети любят рисовать. Родитель, рисующий вместе с ребенком, всегда будет находиться с ним «в контакте», ощущать общность эмоций и интересов. Рисование способствует развитию творчества и уверенности вашего ребенка.

7. Уверенность

Удивительно, но остановка в развитии умения рисовать в детстве напрямую влияет на уверенность. Ребенок иногда не может перенести реалистичность выбранного объекта на бумагу. И если рядом нет поддерживающего педагога, то ребенок может ошибочно решить, что у него нет таланта к творчеству. Что прямым образом повлияет на его уверенность в себе. И в некоторых случаях такие ошибочные детские решения идут с человеком существенную часть его жизни. Но истина в том, что каждый может рисовать – талантливо, красиво, творчески.

8. Самовыражение и самореализация

Рисование — это отличный инструмент для развития своих созидательных способностей.

Результат процесса рисования в прямом смысле очень нагляден и реалистичен — картины, которые могут долго радовать Вас уже после их создания.

9. Отдых

Мы живем в эпоху огромного количества информации. Мы получаем информацию через интернет, телевизор и окружающих людей. В день человек принимает огромное множество решений. Обычно этим занимается левое полушарие. Часто бывает так, что оно перегружается, и человек испытывает боль в голове или раздражение. Для того, чтобы дать себе отдохнуть, можно перенести мозговую активность в правое полушарие за счет рисования, что значительно уменьшит уровень стресса в вашей жизни.

Для кого тренинг?

  • Для семейных пар и родителей с детьми
  • Для бизнесменов
  • Для подростков
  • Для беременных женщин
  • Для всех, кто хочет оживить вдохновение и усовершенствовать свои творческие способности.
  • Для тех, чья профессия связана с изобретениями, дизайном, креативом
  • Для всех, кто работает в сфере оказания социальных и психологических услуг

Дети

Для детей естественно любить рисование красками и карандашом, лепку, пение и театральные постановки. К сожалению, в системе образования остается все меньше времени на эти вдохновляющие занятия. Дети все больше времени заняты точными науками, что стимулирует развитие только левого полушария. Между тем для эффективной работы мозга необходима согласованная работа обоих полушарий.

Гармонизация работы правого и левого полушарий с помощью тренинга по правополушарному рисованию не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов. Люди, у которых развиты оба полушария, меньше устают и имеют более высокую работоспособность.

Результаты для участников тренинга:

Тренинг поможет научиться включать правополушарный режим работы мозга, который управляет воображением, визуальным и пространственным восприятием, а это в свою очередь способствует росту профессиональных и личностных компетенций:

  • Нахождению новых нестандартных решений,
  • Постановке новых интересных задач и желанных целей.
  • Участники тренинга научаются осознанно включать и длительно удерживать состояние вдохновения. В таком режиме человек может много часов и дней с увлечением напряжённо работать без какого-либо утомления и последующего истощения. По измерению физиологической активности мозга это возможно только при решении творческих задач в правополушарном мышлении.
  • Вы заметите, что станете по-другому смотреть на мир. Кто-то может почувствовать желание изменить стиль одежды, у кого-то наладятся отношения, а кто-то найдёт в этом своё хобби или уникальную возможность для занятий с детьми.
  • Изменения могут войти в ваш мир в виде подарков близким и друзьям, которые вы теперь сможете не покупать, а создавать сами. Такими работами особенно дорожат.
  • Появляется уверенность и радость, желание творить, поднимается энергетический тонус организма.
  • Техника правополушарного рисования постепенно приучает видеть контуры, вместо фигуры, видеть перспективу и соотношение предметов, видеть работу света и тени и собирать отдельные элементы в целостное восприятие.
  • Вы начинаете писать настоящие картины, поражая своих друзей и знакомых!
  • Творческое состояние переносится на все сферы вашей жизни: отношения, работа, кулинария, дизайн, пение, танцы и т.д.
  • Вы начинаете верить в свои силы и в то, что вы — ТВОРЧЕСКИЙ человек!

Рисование в последние два-три года стало очень модным трендом. Курсы рисования, студии живописи для взрослых, тренинги “правополушарное рисование” появляются во многих городах.

Но те, кто только собирается попробовать это увлекательное занятие, порой теряются перед выбором необходимого курса или школы.

Сегодня я хочу сделать обзор некоторых методик лево- и правополушарного рисования и разобраться, какая из них лучше .

По ходу рассуждения будут затронуты вопросы:

  • что включают понятия лево- и правополушарные процессы работы мозга;
  • различия в методиках обучения рисованию;
  • многочисленные школы правополушарного рисования: следование методикам Бетти Эдвардс или выгодный коммерческий проект?
  • какой подход в обучении использую я.

Но для начала стоит уточнить, что понимается под этими терминами.

Что означают лево- и правополушарные процессы работы мозга?

На самом деле, вряд ли полушария нашего мозга когда-либо “спят”, чаще всего в той или иной степени они задействуются оба. Но для простоты понимания процесс называют именем полушария, которое значительно больше работает при выполнении той или иной задачи.

Лево- и правополушарные процессы работы мозга

Левое полушарие отвечает за:

  • логику
  • схемы, инструкции
  • правила, закономерности
  • пошаговость
  • объяснения

Правое полушариe отвечает за:

  • интуицию
  • спонтанность
  • эмоциональность
  • цельность
  • повторение

Левополушарное обучение основано на объяснении, правополушарное построено на повторении, передаче вне слов или на уровне, когда человек сам дорастает за счет повторений до другого уровня.

Как это выглядит в рисовании?

Левополушарное рисование.

При левополушарном рисовании используется пошаговая инструкция. Вы четко знаете, как прийти к результату и что у вас в итоге получится.

При таком подходе сначала определяются пропорции, деление на геометрические фигуры, выстраивание оси симметрии, построение овалов.

В результате обычно получается стройный красивый объект.

Левополушарному рисованию , с использованием четких инструкций, учат академические художественные школы и институты .

Там, к примеру, прежде чем рисовать гипсовую голову, изучают схему пропорций лица, а прежде чем изображать животных - знакомятся с их анатомией. Даются теоретические знания в области изображения перспективы, объема, пропорций, тени и света, цветоведения.

Обширные знания, четкое понятие строения тел животных и людей ведет к мастерству и «крепкому» рисунку. Многие художники-профессионалы идут именно от этого.

Правополушарное рисование.

Правополушарное рисование подразумевает отсутствие четкой схемы.

Оно спонтанное, построенное на копировании, непосредственном восприятии натуры в целом.

Можно начать рисовать с любого места: смотреть на объект и копировать его, анализируя местоположение, схожесть (похоже-не похоже, та фигура получается или не та). Рисование ведется от детали к целому.

Термин «правополушарное рисование» появился благодаря американскому профессору Бетти Эдвардс.

Она разработала замечательную методику, при помощи которой студенты-новички за 2 недели «с нуля» учились рисовать портреты, людей с натуры и получали весьма впечатляющие результаты.

Она давала ученикам ключи, которые позволяли сразу изображать с натуры человека, животных, предметы интерьера. При этом в дальнейшем человек мог решить любые задачи и нарисовать все, что угодно, без участия педагога.

Интуитивное рисование Бетти Эдвардс описано ее замечательной книге «Открой в себе художника».

Есть и другие методики, которые следуют принципам правополушарного рисования.

Немало художников в творчестве используют правополушарный подход.

Они рисуют спонтанно, следуя своему представлению, как должен выглядеть объект, создавая среду в виде пятен и штрихов, «пряча» трудные для воспроизведения предметы или части тела.

Нередко это очень красиво, художественно, эмоционально. Этот подход имеет право быть, как и академический.

Куда пойти учиться?

Сейчас взрослые люди начинают вовлекаться в рисование и ищут пути, как научиться делать это красиво и правильно. Тут их ждут самые разные варианты со своими «плюсами» и «подводными камнями».

  • Пойти в стандартную художественную школу старого толка, где можно получить классическое академическое образование с хорошей базой теоретических и практических знаний.

Тут следует учесть, что обучение длиться довольно долго, порой скучно, и никто не обещает быстрых результатов. Многие ученики и студенты разочаровываются и вообще теряют охоту к рисованию.

  • Другие курсы или школы. Здесь важно не ошибиться с выбором, потому что те основы, которые будут заложены, в дальнейшем скажутся на результате. Если изначально давались неверные убеждения, будет сложно потом от них отказаться.

Сейчас школы правополушарного рисования расплодились в большом количестве. Некоторые обещают научить рисовать любого чуть ли не за час.

Я против многих из них. Сейчас объясню почему.

Но прежде, чем осветить свою позицию, хочу рассказать, как я пришла к рисованию и пониманию, как надо учить взрослых людей рисовать, и что я не понаслышке знаю о школах правополушарного рисования.

Почему я имею право говорить о рисовании. Выдержки из биографии

Я художник-педагог с многолетним стажем. Рисовать училась с детства: 5 лет- в художественной школе, 5 лет - в художественном училище и 5 лет - в институте. Всего 15 лет специального образования. После окончания института я преподавала в художественной школе в течение 11 лет. Учила детей, а позже - и взрослых на вечерних курсах.

На работе у меня были прекрасные коллеги, и сама школа была замечательная. Принцип преподавания там не сводился к неукоснительному следованию какой-то догме.

Мы всегда находились в поиске новых программ и интересных упражнений, которые делали процесс обучения более «живым» и увлекательным. Конечно, это все было не в ущерб общепринятым стандартам.

Наши ученики «на выходе» были вполне готовы для дальнейшего специализированного обучения.

Благодаря моим коллегам и опыту работы в художественной школе у меня развилась страсть к методикам. Я и сейчас люблю подыскивать интересные подходы в рисовании и включать их в свои программы.

Я добиваюсь, чтобы процесс обучения не был скучным, и, в тоже время, давал максимально быстрые результаты и значительный профессиональный рост.

Итак, я проработала 11 лет в художественной школе, а потом мне захотелось перемен, и я ушла с «насиженного» и хорошего места в надежде, что течение жизни меня понесет дальше. В это время мне предложили провести в столице тренинг по рисованию для взрослых (а жила я тогда в Комсомольске-на-Амуре).

Я подготовила двухдневный интенсив по 8 часов, включающий максимальное количество во информации и способный в сжатые сроки научить рисованию «с нуля» и дать базу во всех отраслях. Мы проходили рисунок, живопись, умение сочинять картину (работа с творческим воображением), декоративную графику, цветоведение и работу по избавлению от страхов, которые препятствуют рисованию.

Основой тренинга стала основа техника правополушарного рисования Бетти Эдвардс . Я познакомилась с книгами американской художницы и преподавателя, еще когда работала в художественной школе. Они меня сильно впечатлили. Я сократила методику и адаптировала ее к предстоящему курсу. Мы учились рисовать сразу с натуры, и после 3 часов практики курсанты изображали друг друга и получали замечательные результаты.

С тех пор я регулярно проводила курсы и тренинги. В обучении старалась, прежде всего, заложить правильные основы, чтобы мои ученики могли ими эффективно пользоваться и в дальнейшем.

Это как научить кататься на велосипеде. Я давала людям инструменты : как работать с цветом, линией, как использовать ключи рисования с натуры и раскрывала основы творческого мышления.

Не обошлось и без казусов. Однажды с моего тренинга ушла курсантка, мама моей ученицы, объяснив, что ей скучно и непонятно. Проанализировав эту странную для меня ситуацию, я поняла, что женщина не смогла справиться со своими внутренними комплексами.

Позже на занятиях я стала делать больший акцент на избавление от страхов, и таких проблем больше не возникало. Но забыть тот случай я не могла, и при возможности решила выяснить, что я не понимаю в психологических проблемах, которые возникают у взрослых людей, начинающих рисовать.

Мое знакомство со школой правополушарного рисования

Я записалась на тренинг правополушарного рисования для педагогов, который вела психолог из Прибалтики.

На тренинге я с удивлением обнаружила, что, хотя курс шел под вывеской правополушарного рисования, методика Бетти Эдвардс не давалась вовсе .

Задача состояла в следующем: нужно было белилами (гуашь) закрасить лист, а затем, пока не высохло, вбить цвет и получить абстрактную картину. Потом надо было нарисовать вслед за тренером деревья с листвой (получаемой «тыканием» жесткой шетинной кистью с краской), силуэты домов, луну и т.д., все это с применением минимума цветов.

У многих учеников было приподнятое настроение, их будоражил сам факт, что им дали в руки краски и разрешили рисовать.

Я досидела до конца и все ждала, когда же будет про правополушарное рисование, та суть для педагогов, ради которой я сюда пришла. Но больше ничего не было.

Я хорошо знакома с методиками обучения рисованию в детском саду, школе и т. д. и поняла, что так не учат даже дошкольников , слишком это было примитивно и грубо.

И было бы всё ничего, если бы в момент тренинга тренер не повторял все время, что у всех уже раскрывается творческое начало и получается суперхорошо, полученные произведения можно вешать на стену или отдавать на выставки.

Для меня, как для художника этот тренинг был дискредитацией всей живописи и искусства .

Почему я выступаю против таких школ правополушарного рисования

Я бы не высказывала свой протест против подобных школ, если бы они позиционировали себя правильно : как мест, где учат простым техникам создания изображений, где помогают избавиться от страхов и включиться в рисование.

А не как школ, раскрывающих творческое начало и открывающий путь в искусство. Не как тренинги, на которых создаются шедевры и рождаются талантливые художники.

Они ориентируют взрослых людей на то, что все, что они делают - искусство.

НЕТ! Это не искусство, не живопись и не правополушарное рисование! Это дурной тон.

И здесь даются слабые технические приемы, на уровне детского сада.

Правополушарное рисование на таких тренингах заканчивается в тот момент, когда получилась абстрактная картинка. Как только вы начали повторять за тренером, правополушарный процесс заканчивается.

Более того, в таких школах нет развития творчества. Вам показали, как изобразить мак, сирень или березку, но не научили рисовать яблоню, розу или липу.

В школе “правополушарного” рисования вам не дают толчок к самостоятельному росту.

Чтобы узнать что-то новое, вы должны будете снова приходить на занятия.

К тому же, такие тренинги часто ведут люди, далекие от педагогики: психологи или даже домохозяйки. А группы набираются такие многочисленные, что подойти к каждому у тренера нет никакой возможности.

Большинство из современных школ правополушарного рисования - выгодный коммерческий проект, не имеющий ничего общего с искусством.

Это продукт, полученный путем совмещения двух известнейших брендов: раскрученного термина Бетти Эдвардс и техники популярнейшего американского художника Боба Росса (где описаны простые техники рисования гуашью для начинающих художников).

Хочу подчеркнуть, что не все школы правополушарного рисования такие, с какой столкнулась я лично. Есть педагоги, которые берут методику Боба Росса за основу, преобразовывают ее и идут дальше.

Мои подходы в обучении рисованию

Я следую собственному убеждению и пониманию, как научить людей рисовать.

Я объясняю, что рисовать можно по–разному.

Это могут быть схемы, механические рисунки, серьезные картины. Вопрос что из этого называть искусством, что - рисованием для отдыха или арттерапией, когда ты рисуешь, чтобы выплеснуть свои эмоции или подзарядиться. Если вы хотите творить, чтобы ваши произведения относились к искусству, то этому нужно учиться.

Я вижу, что не все, кто даже хочет рисовать, рисуют.

Почему? Некоторые люди настолько закомплексованы и имеют столько страхов, что они сами не могут позволить себе рисовать в их возрасте, в их положении, с их профессией, опытом и т.п.).

Для таких людей важно, чтобы им кто-то позволил это делать, желательно, другой художник или педагог. Я на своих курсах уделяю внимание этому вопросу и помогаю людям раскрепощаться и убирать внутренние зажимы. Рисовать может каждый!

Электронная книга Марины Трушниковой:

А теперь перейду к вопросу

«Что лучше, правополушарное или левополушарное рисование?»

Сам вопрос таит в себе неточность. Как уже писалось выше, четкого разделения процессов нет. Фактически любое рисование является правополушарным, очень редко оно - левополушарное, когда рисуют вслед за преподавателем по какой-то определенной схеме.

На своих уроках я обучаю и лево-, и правополушарному рисованию.

Я даю оба метода еще и потому, что ко мне приходят разные люди, с различными темпераментами, взглядами на мир, философией, уровнем страха. Впоследствии каждый выбирает свой принцип работы.

Я считаю необходимым давать в ограниченном объеме академическую теорию и специфические знания, которые ведут к пониманию тонкостей рисунка и профессиональному росту.

Я за то, чтобы художник-педагог мог объяснить известные закономерности (к примеру, знал, что при рисовании заката возникают оптические явления, которые создают определенные цветовые переходы), а потом показал технику исполнения и попросил за ним повторить.

Такой подход, мне кажется, в разы эффективнее для ученика, чем многократное повторение в ожидании понимания, почему так происходит.

К тому же, для начинающих со множеством страхов поначалу правополушарный подход бывает сложен, ему легче и приятнее рисовать по схемам с пошаговым разделением процесса и закономерным результатом.

Конечно, я обучаю и различным методикам правополушарного рисования, которые я так люблю. На некоторых уроках мы интуитивно рисуем цветовые пятна, а потом дорабатываем их до абстрактного или неабстрактного сюжета.

Но чаще всего я придерживаюсь того, чтобы изучать и впоследствии соединять два подхода. Какие-то вещи мы рисуем в состоянии левополушарного процесса, какие-то - при помощи правого полушария, а где-то соединяем оба метода.

Добрый день, уважаемые читатели, посетившие наш сайт! Вам, наверное, доводилось слышать термин - правополушарное рисование. Что это такое, мы с удовольствием расскажем вам в этой статье.

Изначально у всех малышей более развита правая часть мозга. Но со временем левому полушарию достаются основные «бразды правления», и благодаря ему малыш учится разговаривать, читать, писать и принимать решения. Нередко стремления ребёнка рисовать, мечтать и фантазировать, за которые отвечает правое полушарие, недооцениваются взрослыми, и эта часть мозга всё реже проявляет активность. Без достаточного развития обоих полушарий мозга малышу будет трудно стать целостной, гармоничной личностью. Но ситуация поправима, и мы расскажем, как заниматься дома с ребёнком, используя технику правополушарного рисования.

Зачем нужно правополушарное рисование?

Этот метод основан на внутреннем потенциале человека, поэтому обучаться чему-то новому не придётся. В детстве многие люди рисовали, но большинство из них перестали это делать в возрасте 10-12 лет. Почему? У подростков развивается критическое мышление, и они уже чётко осознают, что рисунок не соответствует в точности реальному изображению. Поэтому многие перестают рисовать, ошибочно полагая, что у них нет к этому способностей.

На самом деле уже спустя полчаса после начала занятия мозг начинает функционировать на полную мощность. При этом физическая энергия не затрачивается, напротив: приходит моральное удовлетворение, которое наполняет человека энергией. В результате ребёнок учится не только рисовать, но и проявлять творческий подход во всех сферах жизни.

Даже если малыш не станет художником, то развитое правое полушарие наполнит его жизнь красками и эмоциями, а также предотвратит депрессии и психические расстройства.

За что отвечают левое и правое полушария?

Среди знаменитостей, которые виртуозно владели навыками правополушарного рисования, - гений Леонардо да Винчи. Во времена его творчества о функциях человеческого мозга ещё было мало что известно. Но лауреату Нобелевской премии, учёному Роджеру Сперри, удалось доказать, что левая и правая части мозга человека наделены разными полномочиями. При помощи левого полушария мы:

  • слышим;
  • видим;
  • говорим;
  • обрабатываем звуки, цифры и буквы.

Правое полушарие отвечает за:

  • творчество;
  • фантазию;
  • мечты.

Все творческие личности - обладатели хорошо развитых функций правого полушария. Если преобладают функции левого полушария, то человек имеет аналитический склад ума, ему свойственна логичность, чёткость, последовательность действий.

Как «включить» правое полушарие у ребёнка?

Это легко сделать при помощи простых упражнений, которые можно выполнять как перед занятиями по рисованию, так и отдельно - во время прогулки, в транспорте или в очереди:

  • Пусть малыш левой рукой коснётся носа, а правой - левого уха. Теперь пусть опустит ручки. По хлопку он должен выполнить касания снова, но наоборот: правой ручкой - к носу, левой - к правому уху.
  • Попросите малыша выполнять «колечки» пальчиками. Для этого он должен соединить вместе большой палец и указательный, большой и средний, большой и безымянный и так далее. Упражнение нужно делать быстро, сначала каждой рукой по отдельности, а затем двумя руками одновременно.
  • Выполняя любые действия обеими руками, мы активизируем оба полушария. Поэтому всячески поощряйте игру на музыкальных инструментах. Также он может попробовать написать своё имя одновременно двумя руками. Предложите ему почистить зубы левой рукой, если он правша, - это весело и полезно для гармоничной работы мозга.
  • Предложите ребёнку, умеющему читать, быстро назвать цвета, которыми написаны слова:

Как организовать занятие правополушарным рисованием с ребёнком дома?

Чтобы у малыша правое полушарие активно включилось в работу, перед рисованием нужно заставить работать фантазию ребёнка и его образное мышление. Плавная музыка для фона поможет ему расслабиться. При этом ребёнок перестанет оценивать ситуацию и анализировать, правильно ли у него получается. Рассмотрим подробнее на примерах.

Рисуем имя

Предложите малышу закрыть глаза и представить белый лист бумаги, на котором написано его имя. Пусть представит, что оно написано синим цветом, затем красным, зелёным… А теперь пусть вообразит, что кто-то зовёт его по имени. Только кто же это? Пусть он пофантазирует, какое его имя на ощупь? А на вкус? Пусть малыш откроет глазки и расскажет, какое же его имя.

Теперь пришло время взять карандаши и нарисовать своё имя. Причём здесь нет никаких запретов, правил и временных рамок. Медленный ребёнок справится за 20 минут, а шустрый малыш - за 5. Пообщайтесь с юным художником, почему он изобразил своё имя именно так. Заметьте, что при выполнении этого упражнения были задействованы все отделы мозга ребёнка.

Рисуем себя взрослого

Занятие начинаем по тому же принципу. Закрываем глазки и фантазируем, какого роста будет взрослый человек, какая у него будет причёска, одежда, походка, любимые блюда… И только после этого рисуем. Можно придумать самые разные темы для занятия: какой подарок подарить другу, какие цветы растут в саду и так далее.

Срисовываем картинку, стоящую вверх ногами

Один из приёмов, который позволяет активизировать правое полушарие мозга ребёнка, - это срисовывание картинки, стоящей вверх ногами. При этом часть картинки должна быть закрыта. Малыш, не понимая, что именно он рисует, отлично справляется с задачей. При этом логика у него отключается, и на первый план выходят функции правого полушария мозга. Он рисует, не оценивая то, что он делает, и через 20–30 минут художник будет приятно удивлён результату. Рисовать можно как карандашами, так и гуашью, акварелью или акриловыми красками - на усмотрение ребёнка.

Кому полезно правополушарное рисование?

Этот вид творчества подходит всем. Он не только раскрывает творческий потенциал, но также укрепляет отношения между людьми. Неспроста же правополушарным рисованием пользуются педагоги и психологи.

Совместные занятия правополушарным рисованием для мам с детьми очень сближают и благотворно влияют на общее психологическое состояние. Это касается также беременных женщин, для которых так важны спокойствие, уравновешенность и позитивный настрой.

Хотите узнать об этом больше? Художница Бетти Эдвардс издала книгу «Открой в себе художника», чтобы любой читатель смог развить в себе скрытые способности правой половины своего мозга.

Правополушарное рисование - красота, гармония, творчество

Надеемся, мы вдохновили вас развивать творческие способности не только вашего ребёнка, но и свои собственные, уважаемые взрослые. Рисуйте на здоровье! А мы перечислим все те бонусы, которые вы приобретёте, практикуя эту методику для занятий с малышом:

  • развитие навыков художника;
  • развитие собственного видения мира;
  • стабилизация психо-эмоционального фона;
  • снятие напряжения и внутренних блоков;
  • развитие интуиции, воображения, образного мышления.
  • творческий подход во всех сферах жизни;
  • прилив сил и желание творить.

Рисуйте с удовольствием, а также присоединяйтесь к нашей группе единомышленников, будьте активны и жизнерадостны! Мы с удовольствием изучим ваши отклики. До скорых встреч!

Правополушарное рисование карандашом – особенный метод, позволяющий освоить рисование за считанные дни. Кажется невероятным? Напротив! Доказано, что даже те люди, которые были абсолютно уверены в своей непричастности к художественному творчеству, могут создавать картины, достойные профессиональной характеристики. Как это возможно и в чем заключается уникальность данного метода , рассмотрим ниже.

Техника правополушарного рисования карандашом

Мастер классы правополушарного рисования карандашом проводятся вовсе не для состоявшихся художников. В школы рисования приходят люди, которые никогда не держали в руках карандаш, чтобы нарисовать пейзаж или портрет. Даже те люди, которые думали, что их удел — крестики-нолики, уже после одного мастер класса правополушарного рисования карандашом могут убедиться в своей исключительности, ведь они увидят свои безграничные возможности.

Правополушарное рисование карандашом проводится для всех людей вне зависимости от возраста и пола. Мужчины и женщины в зрелом и пенсионном возрасте открывают свои способности наравне с молодыми людьми.

Правоe полушарие мозга видит мир таким, какой он есть, без иллюзий и ощущений, которые могут быть навеяны опытом левого полушария. Поэтому основной целью людей, которые хотят освоить правополушарное рисование карандашом является возможность отдохнуть «душой».

В процессе своей работы ученики осваивают несколько приемов изобразительного искусства:

  • создают фон будущего портрета или картины;
  • учатся использовать карандаш;
  • учатся изображать воду, растения, облака и людей.

Ученики школ рисования и участники мастер классов по правополушарному рисованию выполняют специальные упражнения, которые помогают им раскрыть в себе образное мышление, творчество, интуицию и креативность. Руководители школ рекомендуют им провести следующие упражнения :

  • нарисовать изображение в перевернутом виде;
  • вспомнить эпизоды из детства;
  • в течение занятий звучит музыка, которая помогает погрузиться в состояние создающего шедевр человека;
  • стараться увидеть не объекты и формы, а линии и пятна, здесь неважно, умеете вы штриховать, важно правильно распределить темные и светлые пятна.

div > .uk-panel", row:true}" data-uk-grid-margin="" data-uk-scrollspy="{cls:"uk-animation-fade uk-invisible", target:"> div > .uk-panel", delay:300}">