Правила рецензии. Как писать рецензию. План написания рецензии


2. Краткое описание проблемы, которой посвящена статья.


3. Степень актуальности предоставляемой статьи.


4. Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в статье.


6. Ученое звание, ученую степень, должность, место работы, Ф.И.О. рецензента, печать, подпись.


  • Автор в своей работе дает подробный анализ...
  • Автор грамотно анализирует...
  • Автор данной статьи акцентирует внимание...
  • Автор демонстрирует высокий уровень знаний в области...
  • Автор на конкретных примерах доказывает...
  • Автор на основе большого фактического материала рассматривает...
  • Автор обращает внимание на то, что...
  • Автор справедливо отмечает...
  • Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения...
  • Автором предложены оригинальные идеи...
  • Актуальность настоящего исследования заключается в...
  • В качестве основных моментов используемой автором методологии...
  • В статье автор рассматривает...
  • В статье анализируются основные подходы...
  • В статье выявлены и раскрыты основные проблемы...
  • Важным в статье является рассмотрение...
  • Все содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников.
  • Данная статья демонстрирует...
  • Достаточно подробно автором изучены (представлены, изложены, описаны)...
  • Именно поэтому в данной работе значительное внимание уделяется...
  • Источники, цитируемые в настоящей статье, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему.
  • К положительным сторонам работы можно отнести...
  • Как положительный факт можно отметить то, что...
  • Материал статьи основан на детальном анализе...
  • Особо следует подчеркнуть, что...
  • Особое внимание в исследовании... уделено...
  • Особый интерес представляет вывод о...
  • Отдельного внимания заслуживает...
  • Практическая значимость данной статьи заключается в...
  • Предлагаемый подход к изучению проблемы...
  • Рассмотренная в статье оригинальная концепция...
  • Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную научную статью на довольно редкую тему...
  • Рецензируемую работу отличают новизна и доказательность ряда идей.
  • Следует отметить, что в данной научной статье раскрывается ряд интересных аспектов...
  • Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес.
  • Статья содержит определенную концепцию...
  • Теоретическая значимость данной статьи заключается в...

РЕЦЕНЗИЯ.

Определения.

Рецензия - это письменный разбор художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т.п.), научного или научно-популярного произведения, содержащий его критическую оценку.

Отзыв - письменное суждение, мнение, содержащее оценку художественного, научного или научно-популярного произведения.

Отзыв, в отличие от рецензии, дает самую общую характеристику, самую общую оценку прослушанного, прочитанного, просмотренного без подробного анализа.

Таблица № 1.

Характеристика отзыва и рецензии.

ОТЗЫВ

РЕЦЕНЗИЯ

Общая оценка литературного произведения, сопровождаемая частичным его анализом.

Подробный анализ литературного произведения с целью высказать и обосновать его оценку.

Элементы, которые входят в жанры:

2. Жанр произведения.

2. Краткая характеристика творчества писателя - в связи с этим произведением.

3. Главные действующие лица.

4. Время, место действия.

4. Смысл названия.

5. Краткое содержание.

5. Краткая информация о содержании.

6. Критическая оценка произведения:

Особенности композиции;

Индивидуальный стиль писателя;

Искусство иллюстратора книги.

7. Основная мысль рецензии.

8. Актуальность тематики произведения.

ЦЕЛЬ и СТИЛЬ

В зависимости от цели отзыва или рецензии используются различные стили:

1. ЦЕЛЬ: привлечь внимание к произведению, повлиять на мнение других людей, поспорить по поводу оценки героев.

Чаще выбирается публицистический стиль.

2. ЦЕЛЬ: помочь понять, разобраться в прочитанном материале.

Чаще выбирается научный или научно-популярный стиль.

Первая цель чаще реализуется в отзыве, вторая - в рецензии.

ТИП РЕЧИ

Обычно - рассуждение.

Как правило, рассуждение.

Может включаться повествование, иногда содержит описание.

ФОРМА

Больше возможностей для свободы выражения мыслей.

Более жесткая форма (пишется по определённому плану, тон сдержанный, преобладают научный и научно-популярный стиль).

ПРИНЦИПЫ РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ:

1. Читатель может сказать об анализируемом произведении или просмотренном фильме, спектакле «нравится - не нравится» без доказательств. А в рецензии автор должен свое мнение тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом, ссылкой насодержание, форму произведения, его идею и основную мысль (мысли).

2. Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета, умения анализировать объективно.

3. Рецензент должен увидеть и одобрить творческую индивидуальность автора, колорит рецензируемого произведения.

4. Отношения между рецензентом и автором - творческий диалог при равном положении сторон. Преимущество автора - детальное знание произведения. Преимущества рецензента - высокий уровень теоретическойподготовки, мастерство аналитика, языковая культура. Опыт и бойкость пера знаний не заменяют.

5. Авторское «Я» проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.

ТИПОВОЙ ПЛАН ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕЦЕНЗИИ

Таблица № 2.

Рецензия строится по определенному плану. В роли опорных конструкций в ней употребляются специальные обороты речи (клише), которые обеспечивают связность, логичность, свойственные научной речи.

Пункты плана

Специальные обороты речи (клише)

1. ВСТУПЛЕНИЕ.

Предмет анализа: чему посвящено произведение (работа, текст)?

Произведение посвящено рассмотрению вопроса (решению проблемы, проблеме)…

Работа посвящена актуальной теме…

…написана на актуальную тему…

Актуальность темы обусловлена…

Актуальность темы не вызывает сомнений (вполне очевидна)…

2. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Каково основное содержание произведения, основные проблемы?

В центре внимания (находятся)…

Главные усилия направлены…

Центральным вопросом работы является…

описывает (что?)…

касается (чего?)…

обращает внимание (на что?)…

напоминает (о чём?)…

анализирует (что?)…

Необходимо остановиться на…

Особо хочется выделить…

Приведём пример…

Наконец, можно ещё отметить…

Достоинством… является…

Есть ли недостатки, в чём они заключаются?

К сожалению, работа не лишена недостатков…

К существенным недостаткам, на наш взгляд, относится…

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Обобщённая оценка произведения.

Работа завершается…

В заключение отметим…

Проведённый анализ позволяет утверждать, что…

Размышляя над произведением, можно сделать следующие выводы…

СОВЕТЫПРИНАПИСАНИИ РЕЦЕНЗИИ

  1. Не следует жестко придерживаться стандартного плана. В рецензии могут быть отражены не все, а лишь некоторые пункты из числа обозначенных в плане, и, наоборот, в нее могут быть включены вопросы, отсутствующие в схеме.
  2. Не следует клишировать письменную речь «пишущих» учащихся. Клише используется в случаях, когда ученики вообще не умеют рецензировать.
  3. Не следует увлекаться опорными конструкциями. Помните, что это семантически опустошенные обороты речи, связки - и ничего больше.
  4. Если в методике обучения применяется клиширование, то параллельно необходимо знакомить учащихся с работами, в которых не используются заученные клише. В этом случае ученики осознают, сто творческая работа предполагает, прежде всего, знание предмета анализа и прочное владение языком.

(Из моих конспектов).


«Залог успеха,
Соль удачи —
Трудолюбивое терпенье.
А без терпенья мало значат
И озаренье
И уменье…»
Л.Татьяничева

ПИШЕМ РЕЦЕНЗИЮ

«Дружеский сонет»
(посвящается рецензенту, который примет эту шутку на свой счет)

Друг мой, вот тебе совет:
Если хочешь жить на свете
Сколь возможно больше лет
В мире, здравье и совете -
Свежим воздухом дыши
Без особенных претензий;
Если глуп — так не пиши,
А особенно рецензий.
B. C. Курочкин

Рецензия (от лат. recensio «рассмотрение») — отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации.

Рецензию характеризует небольшой объём и краткость .

Рецензент занимается в первую очередь новинками , о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенное мнение.

В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её актуального, остросовременного прочтения . Любое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии.

Под сочинениями-рецензиями мы понимаем такие творческие работы:

  • небольшая литературно-критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;
  • сочинение, которое в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;
  • развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции и одновременно содержится его оценка.

Под школьной экзаменационной рецензией понимается рецензия — развернутая аннотация.

Примерныйплан рецензии на литературное произведение.

  1. Библиографическое описание произведения (автор, название, издательство, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания.
  2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление).
  3. Критический разбор или комплексный анализ текста:
    — смысл названия
    — анализ его формы и содержания
    — особенности композиции
    — мастерство автора в изображении героев
    — индивидуальный стиль писателя
  4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:
    — основная мысль рецензии
    — актуальность тематики произведения

В рецензии не обязательно присутствие всех вышеперечисленных компонентов, главное, чтобы рецензия была интересной и грамотной.

Принципы рецензирования.

Импульсом к созданию рецензии всегда служит потребность выразить своё отношение к прочитанному , это попытка разобраться в своих впечатлениях, вызванных произведением, но на основе элементарных познаний в теории литературы, подробного анализа произведения.

Читатель может сказать о прочитанной книге или просмотренном фильме «нравится — не нравится» без доказательств. А рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом.

Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета, умения анализировать объективно.

Авторское «я» проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства , совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.

Критика не изучает литературу, а судит её — с тем, чтобы сформировать читательское, общественное отношение к тем или иным писателям, активно воздействовать на ход литературного процесса.

Коротко о том, что нужно помнить при написании рецензии:

Подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать само произведение; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.

Всякая книга начинается с названия, которое в процессе чтения как-то интерпретируешь, разгады-ваешь. Название хорошего произведения всегда многозначно , это своего рода символ, метафора.

Многое для понимания и интерпретации текста может датьанализ композиции . Размышления над тем, какие композиционные приёмы (антитеза, кольцевое построение и т.д.) использованы в произведении, помогут рецензенту проникнуть в замысел автора. На какие части можно разделить текст? Как они расположены?

Важно оценить стиль, своеобразие писателя , разобрать образы, художественные приёмы, которые он использует в своем произведении, и обдумать, в чём заключается его индивидуальный, неповторимый стиль, чем этот автор отличается от других. Рецензент разбирает «как сделан» текст.

Школьную рецензию стоит писать так, как будто никто в экзаменационной комиссии с рецензируемым произведением не знаком . Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, и попытаться заранее подготовить ответы на них в тексте.

Уважаемые педагоги!

Как писать рецензию и отзыв?

    Рецензия – это письменный разбор научного текста (статьи, курсовой или дипломной работы, рукописи, диссертации). План рецензии включает в себя:

    1) предмет анализа (тема, жанр рецензируемой работы);

    2) актуальность темы курсовой или дипломной работы, диссертации, статьи, рукописи;

    3) краткое содержание рецензируемой работы, ее основные положения;

    4) общая оценка работы рецензентом;

    5) недостатки, недочеты работы;

    6) выводы рецензента.

    Отзыв дает только общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к работе в издательстве или на соискание ученой степени.

    Типовой план для написания рецензии и отзывов

    Актуальность темы. (Работа посвящена актуальной теме... Актуальность темы обусловлена... Актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна... ).

    Формулировка основного тезиса. (Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых...) результатов, является... В статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос о... ).

    Общая оценка. (Оценивая работу в целом... Суммируя результаты отдельных глав... Таким образом, рассматриваемая работа... Автор проявил умение разбираться в... систематизировал материал и обобщил его... Безусловной заслугой автора является новый методический подход (предложенная классификация, некоторые уточнения существующих понятий...), Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты... Работа, бесспорно, открывает... ).

    Недостатки, недочеты. (Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том... К недостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенные автором... (недостаточную ясность при изложении...), Работа построена нерационально, следовало бы сократить... (снабдить рекомендациями), Существенным недостатком работы является... Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на конечные результаты работы... Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора... Упомянутые недостатки связаны не столько с... сколько с... ).

Оценивая произведение, рецензент должен соблюдать объективность, уметь доступно и грамотно излагать свои мысли. Для этого необходимо иметь достаточный уровень компетенции и начитанности. О том, как написать рецензию на книгу вы узнаете из нашей статьи.

Какой должна быть примерная структура рецензии на книгу

Примерный план рецензии на книгу:

  • вступительная часть;
  • основная идея;
  • критический анализ;
  • выводы.

Как начать рецензию

Для многих наибольшую трудность составляет написание начала рецензии. Здесь не существует четких правил, каждый выбирает то, что ему ближе. Обычно во вступлении задается тон рецензии.

Приведем некоторые варианты того, как можно начать рецензию:

  • краткое описание сюжета (книга о том, как…);
  • раскрытие жанра;
  • интригующая цитата из книги;
  • личная оценка (понравилась или не понравилась книга).

Основная идея произведения

В этой части рецензии следует определить основные вопросы, поднятые в произведении, круг проблем и основную мысль. Не следует пересказывать основное содержание книги. Ценность рецензии придает умение рецензента грамотно оценить насколько автор смог раскрыть характеры героев и донести до читателей главную мысль произведения, особенности его стиля и мастерство.

Критический анализ

Прежде всего, следует уделить внимание названию книги, так как оно выражает основную идею. Здесь же можно привести оценку того, как временной период и место действия связаны с темой книги, и какое настроение создают при чтении.

Интересно рассмотреть линию поведения главного персонажа: как меняются его мысли, чувства, с какими проблемами сталкивается, его отличие от второстепенных героев.

Выводы

В заключении рецензент оценивает актуальность произведения, делится личным впечатлением от прочитанного, сравнивает с другими работами автора, оценивает оригинальность замысла.

Какие моменты должны быть проанализированы

Что следует учитывать при написании рецензии на книгу?

Некоторые критерии оценки произведения:

  • логичность сюжета, динамичность повествования;
  • реалистичность характеров героев, проработанность и достоверность;
  • чувства, вызываемые героями;
  • авторский стиль и язык;
  • соответствие деталей реальности;
  • поведение героев, их реакция на события;
  • неповторимость произведения;
  • этичность и оригинальность главной идеи;
  • наличие ляпов;
  • актуальность;
  • свои ощущения.

Анализировать все пункты вовсе не обязательно, можно выбрать те, о которых хочется рассказать. При описании своих ощущений можно уточнить какие мысли и эмоции вызвала книга, захотелось ли оставить ее в домашней библиотеке, перечитать ее в будущем.

Интересно излагая свои мысли о прочитанном, рецензент формирует у читателей интерес к произведению или, наоборот, отбивает желание читать.

Несколько советом о том, как писать рецензию на книгу:

Совет 1. Перед написанием рецензии желательно не читать чужих отзывов о книге. Их мысли перепутаются с вашими или вы начнете писать не своими словами. Вполне возможно, что кто-то уже выразил свое мнение о произведении, схожее с вашим. Тем не менее при написании рецензии важны впечатления конкретного человека, с учетом его опыта и мироощущения.

Совет 2. Может быть наоборот, мнение рецензента отличается от общепринятого. Например, какая-то книга считается общепризнанным шедевров, а рецензенту не понравились определенные моменты, которые испортили общее впечатление от книги. Не стоит бояться того, что мнение противоречит большинству, в таком случае оно принесет даже больше пользы читателям.

Совет 3. Следует соблюдать принцип: чем более негативное впечатление о книге несет рецензия, тем больше она должна содержать предложений. То есть в этом случае следует более подробно провести анализ произведения и объяснить, что конкретно не понравилось рецензенту.

Распространенные ошибки

Ознакомьтесь с самыми распространенными ошибками при написании рецензии на книгу

Ошибка 1. Самая часто встречающаяся ошибка – пересказ событий, происходящих в книге.

Ошибка 3. Хамство, фамильярность.

Ошибка 4. Применение субъективных оценочных суждений (хорошо/плохо, талантливо/ бездарно).

Где разместить рецензию

После написания рецензии возникает вопрос о том, где ее разместить.

Варианты для размещения рецензии на книгу:

  • собственный блог;
  • тематические сообщества;
  • конкурсы рецензий.

Написание рецензий способствует улучшению не только писательских навыков рецензента, но совершенствованию его как читателя. Некоторые опытные рецензенты утверждают, что намерение написать рецензию на произведение заставляет глубже вчитываться в сюжет, обращать внимание на детали.

Как написать интересную рецензию на книгу – пример и образец обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру