Позиции ног в классическом танце. Изучение основ классического танца

Сегодняшний материал, я уверена знают фактически все хореографы и не только… Но, как говорится в знаменитой поговорке «Повторенье — мать учения», поэтому я решила закрепить имеющиеся у Вас знания и перечислить и показать позиции ног в классическом танце. Это основа, это база.

В классическом танце содержится шесть позиций ног. Вообще в разных источниках можно встретить различную информацию по этому поводу. Где-то написано, что в классике шесть позиций ног, где-то, что пять. Когда я училась нам всегда говорили о шести позициях. Поясню почему такие разные данные.

Если говорить о базовых позициях, то их шесть. Если говорить о выворотных позициях, то их пять. Поэтому советую, если Вы говорите детям о том, что в классическом танце пять позиций ног, то добавляйте слово ВЫВОРОТНЫХ. Пять выворотных позиций ног. Потому, что, шестая позиция у нас прямая.

Для преподавателей современных направлений хореографии шестая позиция является первой прямой позицией. Но не буду Вас путать, мы сейчас говорим о позициях ног в классическом танце.

Первоначально построение позиций изучают на середине зала, не соблюдая выворотности. От маленьких детей не стоит сразу требовать выворотных позиций. Нужно встать так, что бы они крепко стояли на ногах и не покачивались. Иначе сделать что-то в таком шатающемся положении они все равно не смогут. Все придет со временем.

Порядок изучения позиций: первая, вторая, третья, пятая и четвертая. Четвертую позицию, как наиболее трудную, проходят последней. Про шестую не говорю, т.к. дети запоминают ее моментально чуть ли не с первого урока.

Первая позиция

Пятки сомкнуты, носки наружу. Ноги расположены на одной линии с равномерным распределением центра тяжести по всей стопе.

Маленьким детям я говорю пятки вместе носочки врозь (чуть позже добавляю, что это первая позиция, чтобы у них откладывалось в голове) и они сразу понимают, что от них требуется.

Вторая позиция

Широкая стойка ноги врозь носки наружу. Ноги расположены друг от друга на одной линии на расстоянии одной стопы с равномерным распределением центра тяжести между стопами.

Малышам вторую позицию объясняю так: «Ноги на ширине плечь. Это вторая позиция». Особенно им нравится проверять на правильном ли расстоянии друг от друга стоят их стопы. 🙂

Третья позиция

Правая приставлена к середине левой стопы (носки наружу).

Малышам опять рассказываю о третьей позиции на их языке. Говорю, что левая ножка наполовинку спряталась за правую и выглядывает из-за нее.

Четвертая позиция

Стойка ноги врозь, правая перед левой (на расстоянии одной стопы) носки наружу (выполняется с обеих ног).

С детьми рассуждаем так: «Наши ножки заблудились и носочки далеко друг от друга и смотрят в разные стороны»

Пятая позиция

Сомкнутая стойка правая перед левой, носки наружу (правая пятка сомкнута с носком левой, выполняется с обеих ног).

Здесь я продолжаю тему третьей позиции и говорю детям, что левая ножка выглядывала у нас в третьей позиции из-за правой, а в пятой совсем спряталась. Не хочет, чтобы ее видели.

Шестая позиция

Сомкнутая стойка (пятки и носки сомкнуты). Шестая позиция для детей самая простая. Особо ничего не придумываю. Просто говорю: «Ноги вместе!»

При изучении позиций ног обязательны: подтянутый корпус, свободно раскрытые и опущенные плечи, предельная натянутость ног, ровное положение стопы на полу; упор на большой палец недопустим. При изучении второй и четвертой позиций важно распределить, центр тяжести корпуса равномерно на обе ноги и следить за ровностью плеч н бедер. Правильное построение позиции является залогом выворотности.

С уважением, Наталья Довбыш

P.S. Ну, а это для настроения. Посмотрите, дорогие коллеги со стороны, как мы мучаем бедных детей своими позициями. 🙂 Как тяжело дается эта наука в первый раз…

Мы с Вами находимся на подготовительном курсе Классического танца.

И сегодня мы будем говорить о постановке корпуса.

Исполнение любого движения в классическом танце начинается именно с правильной постановки корпуса. Надо признать, что с самого начала многие из нас очень поверхностно воспринимают классический танец.

Когда я говорю поверхностно, то не имею ввиду легкомысленно. Я говорю о другом.

Мы смотрим на балерин, и первое что бросается в глаза это лёгкость, с которой они выполняют любой элемент. И не просто делают его кажущимся легко исполнимым, но и при этом вкладывают в тело язык эмоций, который в принципе не всегда и не всем понятен. Но то, что мы замечаем все без исключения, что всё, что она делает ей «даётся необычайно легко».

То что мы видим, это порхающие как бабочки ручки и ножки балерины.

Затем мы обязательно пробуем исполнить то же самое. И вот именно здесь мы понимаем насколько это не легко.

Как ей удаётся поднять так высоко ногу? Заметьте, я сказала высоко, а не красиво.

Нам, как правило, кажется, что если благодаря какой-нибудь палочки-выручалочки и нам удастся поднять так высоко ногу, то и у нас получится красиво.

Научится задирать ногу не так сложно, Достаточно поработать махи ногами и в течении уже первых трёх недель после начала ежедневных тренировок результаты будут «на лицо».

Мы с удовольствием похвастаемся нашим разработанным шагом нашим друзьям. Но всё, что мы слышим это «Ух, ты! Здорово!»

В общем-то приятно и это. Но нам бы хотелось большего. Нам бы хотелось, чтобы они просто остались без слов при виде, как это красиво. И конечно же немного завидовали нам. Хотя бы так, как мы завидуем настоящим балеринам.

Мы вкладываем ещё две-три недели «размахиваний» ногами и вот тут многие из нас начинают улавливать разницу между броском ноги настоящей балерины и нашим задиранием.

Да, похоже, этому надо учится.

И действительно, обучение классическому танцу не начинается с бросков ноги вперёд в сторону или назад, а начинается с маленьких деталей, которые все вместе ведут к постановке корпуса.

ПОСТАНОВКА КОРПУСА — прежде всего!

Попробуйте посмотреть не на то, что двигается при исполнение движения, а на то, что остаётся у балерины неподвижным.

Вдумайтесь, даже при элементарной ходьбе, наше тело подключает все части тела и все группы мышц без исключения

Казалось бы, мы двигаем только ногами. Но посмотрите, при любом движении одной части тела реагируют все остальные.

Попробуйте Встаньте на ноги и сделайте шаг вперёд с правой ноги. И Вы почувствуете, что левое плечо непроизвольно подалось вперёд вместе с рукой. И всё туловище непроизвольно реагирует на это движение, чтобы удержать Вас в равновесии.

Попробуйте поднять ногу и вы увидите, как всё тело перекосило и поставило в положение «непоймёшькуды!»

Теперь попросите это сделать настоящую балерину. Вы заметите разницу. И это будет не просто красивая лёгкая нога. Я советую на неё Вам даже не смотреть. Посмотрите на всё остальное.

Вам может показаться, что всё остальное просто неподвижно. Да оно неподвижно, и это не значит, что оно не работает. Ведь чтобы удержать части тела в неподвижном состоянии в тот момент, когда одна его часть работает, это огромный труд.

Именно в этом заключается работа корпуса: удерживать себя в правильном или заданном положении. В общепринятом понятии оно называется постановкой корпуса.

Любое последующее разучиваемое движение в классическом танце имеет эту основу.

Сначала мы учимся просто держать наше тело в определённом классическом положении.

И только потом, у же на основе этой постановки корпуса, разучиваем все остальные движения.

Отнестись к этому надо очень серьёзно. Я имею в виду не два часа утомительной работы раз или два раза в неделю. Я имею ввиду совсем другое.

Я предлагаю Вам заниматься всего лишь две-три минуты за раз, но при любом удобном случае.

Например, Вы просыпаетесь с утра и, ещё лёжа на спине в своей теплой кроватке, попробуйте проделать всю постановку корпуса лёжа, в горизонтальном положении, как бы вытянув тело в длину на матрасе. На это Вам хватит одной минуты, чтобы проснуться и чтобы классический танец стал частью Вас и Вашей жизни.

Можно повторить это движение в ванной, когда чистите зубы, но уже в вертикальном положении.

Вам до работы или до школы надо ехать на общественном транспорте? Прекрасно! Это самый удобный случай провести время с максимальной пользой. Не садитесь, даже если в автобусе кроме водителя никого не будет. Останьтесь на ногах займитесь постановкой корпуса! Места для этого много не надо.

Вы любите посмотреть телевизор? Прекрасно! С сегодняшнего дня смотрите его задержав тело в положении как при постановке корпуса, Время от времени Вам придётся отдыхать. Но я уверяю Вас, что это отличный способ укрепить всё тело.

Вы поймёте, что оставаться неподвижным намного сложнее, чем находиться в постоянном движении.

Это надо делать при любом удобном случае, чтобы добиться автоматизма в движении.

В классическом танце принято, что начало музыки это и есть начало танца, И танцор должен за считанные доли секунды собрать и организовать своё тело для правильного исполнения движения.

Если мы говорим о сюжетной постановке, то прежде, чем собрать тело и все группы мышц мы должны настроить себя эмоционально. Это огромная работа. Но мы сейчас не будем говорить об актёрской работе, хотя очень часто именно это даёт нам ощущение замечательного исполнения. Пока нам не до эмоций. Потому что если мы не научимся держать наше тело по балетному, то до какой-либо роли в сюжетной постановке классического балета нам просто не дорасти.

Первое, чему мы должны не только научится, но и довести до идеального исполнения уже на первых занятиях, это постановка корпуса.

Не всегда легко описать словами, сказав: «Делай, как я скажу и всё получится»

Каждый из нас делает движение, описанное словами, как он его понимает.

Можно даже сделать эксперимент. Описать какое-либо движение. В описании указать определённое направление движение и само движение для каждой части тела. дать прочитать десяти разным людям и попросить исполнить это описанное движение на практике. Вы удивитесь увиденному. Среди десяти человек вряд ли найдутся двое, которые исполнили это движение с точностью, как оно было задано Вами.

Чтобы понять более точно, как именно мы должны исполнить какое-либо движение, мы должны его увидеть.

Но это ещё не всё!

Надо, чтобы кто-то посмотрел на нас со стороны и сказал нам, где мы ошибаемся.

Но даже при таком раскладе, без определённой подготовки, совсем не легко выполнить движение с точностью.

Именно поэтому подготовительный курс по классическому танцу является важной базой для начала работы.

ПОСТАНОВКА КОРПУСА:

— стопы плотно прижаты к полу. Не должно быть завала ни на внутреннюю часть стопы, не на внешнюю. Стопа не должна казаться размазанной по полу. Она должна быть собранной, но не крючкообразной. Мы стоим на стопах, а не «опираемся» на них

Колени втянуты и соединены между собой -бёдра подтянуты наверх

Ягодицы втянуты, подобраны

— живот втянут

Диафрагма опущена

Плечи естественно расправлены и опущены вниз

— кончики лопаток мысленно направляем в сторону ягодиц

— голова (темечко) тянется к потолку.

Обратите внимание, что не нос и не подбородок тянем к верху. А именно темечко, как бы удлиняя шею.

Упражнение следует разучивать под музыку, уделяя каждой части тела определённый такт в музыке.

Не стоит торопиться. На каждой части тела стоит, особенно в самом начале разучивания, уделять по одному или 2 такта музыки.

После многократного повторения, стоит ускорить темп. И со временем довести его до мгновенного исполнения.

Это основа Вашей постановки корпуса. Поэтому стоит уделить ему должное время и внимание.

Счастливого Вам разучивания
и огромных успехов во всём, что Вы делаете!

Posted in , and tagged , by with .

Классическая школа балета базируется на основных позициях, служащих опорой и началом для всех остальных балетных па. Из основных позиций образуется множество других танцевальных положений. Балетные позиции выполняются в положении стоя, при этом все мышцы собраны, живот втянут, ягодицы подобраны, осанка прямая. В классическом балете все позиции ног выстраиваются выворотно,), при этом ноги должны быть вывернуты по всей своей длине, начиная с бёдер и заканчивая стопами. Для точного описания всех позиций обратимся к «Основам классического танца» А.Я. Вагановой.

Эти пять исходных положений ног общеизвестны. Их пять, потому что при всем желании вы не найдете шестого положения для выворотных ног, из которого было бы удобно и легко двигаться дальше. Есть les fausses positions (обратные позиции), с носком, обращенным внутрь, и есть полувыворотные положения - позиции ног, применяемые при изучении исторического танца. Но les bonnes positions (выворотные) являются основными для классического танца.

Для читателей, не знающих танца, привожу описание позиций ног: I - обе ступни, повернутые совершенно выворотно, соприкасаются только пятками и образуют одну прямую линию; II - ступни также на одной линии, но между пятками - расстояние величиной в длину одной ступни; III - ступни соприкасаются (выворотно) пятками, которые заходят одна за другую до полуступни; IV - аналогична V позиции, но одна из ног выдвинута в том же положении вперед или назад, так что между ступнями - расстояние маленького шага; V - ступни соприкасаются (выворотно) во всю свою длину, так что носок одной ноги примыкает к пятке другой ноги.

Позиции рук

В своей книге Ваганова описывает три основных позиции рук; все остальные положения, по ее мнению, являются их разновидностью.

Подготовительное положение рук .

Обе руки опущены вниз, кисти направлены внутрь, близки одна к другой, но не соприкасаются, локти слегка округлены, так чтобы рука не соприкасалась с корпусом от локтя до плеча, чтобы рука не прилегала под мышкой. Все пальцы сгруппированы совершенно свободно и мягки в суставах; большой палец соприкасается со средним; кисть не сломана в запястье, но продолжает общую округлую линию всей руки от плеча. Если с начала экзерсиса большой палец не примкнут к третьему, то в процессе экзерсиса от переключения внимания на работу ног, корпуса и проч. он постепенно все больше и больше отходит, и кисть приобретает растопыренный вид. Кончик у мизинца и указательного пальца в закругленном виде. Впоследствии разрешается слегка отойти от группировки пальцев, их как бы сама природа заставила, для придания легкости кисти руки, естественным порядком без напряжения отойти, что и дает художественную окраску кисти руки.

Руки подняты впереди корпуса немного выше пояса. Они должны быть несколько пригнуты, чтобы, открываясь на II позицию, могли свободно разогнуться, раскрыться на всем своем протяжении. При поднимании на I позицию рука поддерживается от плеча до локтя напряжением мускулов верхней своей части.

Руки отведены в сторону, чуть-чуть округло согнуты в локте. Следует хорошо поддерживать локоть тем же напряжением мускулов верхней части руки. Отнюдь нельзя затягивать плечи назад или поднимать их. Нижняя часть руки, от локтя к кисти, удерживается на одном уровне с локтем. Кисть, которая невольно, вследствие этого напряжения, падает и имеет повисший вид, надо тоже поддерживать, чтобы и она участвовала в движении. Удерживая руку в таком положении во время урока, мы даем ей наилучшее воспитание для танца. Сначала она имеет вид искусственный, деланный, но результат скажется потом. О руке уже не придется заботиться, локоть никогда не будет провисать, рука будет легка, отзывчива на каждое положение корпуса, будет жива, естественна и максимально выразительна.

Руки подняты вверх с округлыми локтями, кисти направлены внутрь близко одна к другой, но не соприкасаются и должны быть видимы глазами без поднимания головы. Опуская руки и заканчивая движение из III позиции через II вниз в подготовительное положение, следует это движение делать совершенно просто: рука сама придет в должное положение, достигнув своей конечной позиции внизу. Нужно тщательно избегать неправильной манеры некоторых педагогов, насаждающих приторную пластику: доведя руку до II позиции, они отводят ее несколько назад и при этом поворачивают кисть ладонью вниз, ломая линию. Движение оказывается разбитым, ненужно усложненным и манерным, рука сама повернется естественно, когда надо.

И напоследок детально разберем положение кисти в позициях, и самые распространенные ошибки.

Для лучшего усвоения материала небольшой видеоматериал на эту тему. Всем успехов в изучении классического танца =)

Постепенно начинаю понимать, что танцы становятся большой и важной часть моей жизни, наряду с музыкой и вокалом. Конечно, в этом "виновата" работа. А еще фильм "Step Up". Это ведь так здорово - уметь танцевать, сочетать балет и уличный танец. Пока что мне не дано ни то ни другое, но вот классический станок я уже начинаю понимать. Спасибо "Ритмам" - Юля Владимировна очень все понятно объясняет ребятам, и я тоже слушаю и запоминаю.

Когда делается бросок ногой вперед или назад - голова смотрит в сторону (центр класса), а при броске ноги в сторону голова смотрит прямо.
При battement tendu нога выводится пяткой вперед. Вообще, то, куда направлена пятка - очень важно. Ибо если не туда направишь - никакого толку от движения не будет. Сама вчера вечером пробовала.
При прыжках важно прыгнуть как можно выше и как можно дольше зависнуть в воздухе. Только тогда можно успеть в воздухе поменять позицию с 5 на 2, с 5 на 5 и т.д.
Preparation для прыжков (плие) должен быть очень активным, чтобы бренное, тяжелое и незатянутое тело вытолкнулось все-таки наверх.
По правилам классической графики заканчивать движение нужно в том же положении, в котором начинали. За редким исключением, которое обязательно оговаривается.
Деми плие (demi plie) - полуприседы (рис. 8) . Важно добиться предельного сгибания ног в коленных суставах без отделения пяток от пола. Тяжесть тела равномерно распределяется на обе ступни без «завала» на большой палец. Колени и ступни все время сохраняют выворотное положение, не нарушая правильности позиций. Спина держится прямо. Упражнение выполняется в I, II, III позициях, реже и лишь у опоры - в V, IV позициях.

Гран плие (grand plie) . При выполнении упражнения (рис. 9) следует как можно дольше удерживать пятки на полу - движение выполняется чрез деми плие. При выпрямлении ног нужно как можно раньше ставить пятки на пол. Подниматься на полупальцы и ставить пятки на пол необходимо одновременно двумя ногами. На протяжении всего упражнения сохраняется предельная выворотность бедер и ступней. Тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги, без «завала» на большие пальцы.

Батман (battement) - отведение работающей ноги в каком-либо направлении и возвращение ее к опорной ноге. Каждый вид батмана имеет свою форму и самостоятельное название.

Батман тандю сэмпль (battement tendu simple) - выставление ноги вперед, в сторону, назад на носок. Упражнение способствует развитию подъема ноги и укреплению голеностопного сустава, является подготовительным для освоения ряда последующих движений данной классификационной группы. При выполнении батман тандю выворотная нога скользящим движением отводится из I, III, V позиций вперед, в сторону, назад на носок и возвращается в и. п. Движение следует выполнять по прямой от пятки опорной ноги к носку отведенной и обратно (рис. 10) . Скольжение ноги выполняется сначала всей ступней с постепенным отрывом пятки от пола до положения предельно оттянутого носка без упора на носок в конечном положении. Аналогичным скользящим движением нога возвращается в и. п. Опорная выпрямлена в колене. Центр тяжести - на опорной ноге. Рабочая нога сохраняет выворотное положение.

Батман тандю деми плие (battement tendu demi plie) - сочетание отведения ноги с последующим приведением и полуприседом на двух ногах (рис. 11) . При выполнении упражнения необходимо добиться полной слитности двух движений. Для этого сгибание ног в коленях начинается несколько раньше, чем рабочая нога возвращается в 1 или III позицию. Туловище держится прямо, тяжесть тела при деми плие равномерно распределяется на обе ступни.

Батман тандю сутеню (battement tendu soutenu) - представляет собой упражнение из соединения одновременно исполняемых отведений-приведений ноги с полуприседом на опорной. При этом туловище несколько отклоняется в сторону, противоположную работающей ноге. После выполнения упражнения лицом, боком к опоре усложняется форма данного движения: и. п. - правая впереди на носке (IV позиция) через I позицию в положение правую назад на носок. В дальнейшем возможно усложнение упражнения различными движениями рук, подъемом на полупальцы, изменением направления движения.

Батман тандю жэтэ (battement tendu jete) - данное упражнение является профилирующим для всех маховых движений. В отличие от батман тандю выполняется с отрывом носка от пола при отведении из и. п. Фактически представляет собой мах на высоту около 25° (рис. 12) . Движение должно быть четким, слитным, энергичным. Ноги сохраняют выворотное положение, центр тяжести на опорной ноге. Руки во II позиции.

Батман тандю жэтэ пуанте (battement tendu jete pointe) . В принципе данное движение не отличается от батман тандю жэтэ, однако после отведения нога не закрывается в позицию, а ставится носком в пол. Упражнение можно выполнять 2-3 раза подряд, затем нога закрываема в III позицию (рис. 13) . При усложнении движения нога переносится по невысокой дуге из положения правая (левая) впереди, сзади на носке (IV позиции) в сторону на носок и обратно или «крестом».

Дубль батман тандю (double battement tendu) является разновидностью батман тандю. Исполняется с опусканием пятки на пол по II позиции: с одно-, двух- или трехкратным и более опусканием (рис. 14) . В момент опускания пятки на пол центр тяжести остается на опорной ноге. Акцент движения совпадает с опусканием пятки на пол.

Батман фраппе (battement frappe) - сгибание и разгибание голени под углом 45° (рис. 15) . Прежде чем приступить к изучению движения, осваивается положение ноги сюр ле ку де пье (sur le coup-de-pied) (рис. 16) . В гимнастике применяется положение впереди (условное) - нога в колене согнута, носок впереди у щиколотки опорной ноги, бедро развернуто кзади - носок прижат сзади у щиколотки опорной ноги. Батман фраппе заключается в быстром сгибании голени из и. п. правая (левая) в сторону в положение сюр ле ку де пье впереди или сзади с легким ударом об опорную ногу с последующим разгибанием вперед, в сторону, назад. Упражнение выполняется резким, сильным движением. При этом бедро и колено сохраняют выворотное положение. Так как упражнение начинается из и.п. нога в сторону, то перед началом нога из I, III позиций через батман тандю раскрывается в сторону, рука при этом из подготовительной позиции поднимается через I во II позицию.

Существует усложненный вариант батман дубль фраппе (battement double frappe) , отличающийся двойным «ударом» работающей ноги у щиколотки опорной.

Батман фондю (battement fondu) - сочетание полуприседа на опорной ноге с одновременным сгибанием свободной на сюр ле ку де пье впереди (сзади) с последующим разгибанием работающей и выпрямлением опорной (рис. 17) .

Выполняется вперед, в сторону, назад, носком в пол, с подниманием ноги на 45, 90°. При сгибании ноги в положение сюр ле ку де пье нельзя опускать бедро сразу, вначале сгибается колено, а бедро удерживается неподвижно на высоте 45°, затем постепенно опускается вместе с голенью до конечного положения. Когда батман фраппе выполняется на 90°, то нога сначала опускается до 45°, затем сгибается как описано выше. Музыкальный размер 2/4 или 4/4.

Дубль батман фондю (double battement fondu) . Начинается движение с деми плие на опорной, далее выполняется подъем на полупальцы, но свободная нога не открывается в заданном направлении, а задерживается в положении согнутой у щиколотки; затем вновь повторяется полуприсед на опорной с одновременным выпрямлением свободной ноги на 45 или 90°; в момент окончательного выпрямления свободной ноги выполняется и выпрямление опорной, завершающееся подъемом на полупальцы.

Гран батман жэтэ (grand battement jete) - махи ногами вперед, в сторону, назад (рис. 18) . Движение выполняется через батман тандю до касания носком пола, затем нога поднимается на максимальную высоту и через батман тандю возвращается в и.п. (I или III позиция).

Гран батман жэтэ балансе (grand battement jete balance) - махи в направлении вперед и назад на 90° и выше через I позицию (рис. 19) . Движение возможно выполнять в сторону: в и.п. лицом к опоре или на середине зала попеременно одной и другой ногой. Возможно сочетание с наклоном туловища, подъемом на полупальцы, полуприседами.

Гран батман жэтэ пуанте (grand battement jete pointe) выполняется как гран батман жэтэ, но до касания носком пола (рис. 20) .

Гран батман жэтэ пассэ (grand battement jete passe) выполняется по правилам гран батман жэтэ, но с переводом ноги из одного направления в другое при помощи приема пассэ (passe) (рис. 21) : нога согнута, бедро выворотно, колено в сторону, носок у колена опорной, не касаясь его. Исполняется вперед и назад. Музыкальный размер 2/4.

Батман девлоппэ (battement developpe) исполняется вперед, в сторону, назад на 90° и выше (рис. 22) . Из III позиции работающая нога, сгибаясь и скользя вытянутым носком, поднимается до колена опорной ноги, после чего выпрямляется в любом направлении и опускается в и.п. На протяжении всего движения бедро сохраняет предельную выворотность, при выпрямлении ноги колено не опускается. При выполнении движения вперед и в сторону туловище остается прямым, назад - слегка наклоняется вперед. Музыкальный размер 2/4, 4/4.

Батман девлоппэ пассэ (battement developpe passe) . Работающая нога поднимается, затем сгибается, носок идет под колено опорной, не касаясь его (положение пассэ), после чего нога снова поднимается в любом направлении.
Батман девлоппэ с отведением ноги на 1/4 часть круга. Работающая нога выводится вперед, затем отводится в сторону и опускается в и. п. То же самое делается в обратном направлении. Затем нога поднимается в сторону и отводится вперед или назад.
Батман девлоппэ с отведением ноги на 1/4 часть круга. Нога из III позиции поднимается вперед на 90° и выше, вытянутая отводится через сторону назад и опускается в III позицию, Аналогично исполняется в обратном направлении.

Батман девлоппэ балансе (battement developpe passe) . Нога поднимается вперед, в сторону, назад, затем коротким движением слегка опускается и сразу же резко возвращается на прежнюю высоту. Музыкальный размер 2/4 и 4/4.

Рон де жамб (rond de jambe) . К этому виду упражнений относятся движения ногой по дуге по полу и по воздуху. Движение ногой по дуге назад, в сторону, вперед, то есть направленное к опорной ноге, называется ан дедан (en dedans) . Движение ногой по дуге вперед, в сторону, назад, то есть направленное от опорной ноги, называется ан деор (en dehors) . Упражнения данной группы способствуют развитию подвижности тазобедренных суставов, выворотности ног.

Рон де жамб пар терр (rond de jambe par terre) - движение вытянутой ногой по дуге, касаясь носком пола (рис. 23) . Упражнение выполняют равномерным движением вытянутой ноги по дуге, отделяя пальцы от пола. Бедро в выворотном положении, тяжесть тела на опорной ноге.

Рон де жамб ан лэр (rond de jambe en l’air) - круговые движения голенью в воздухе (рис. 24) . Из и.п. правая (левая) в сторону на высоте 45° круговые движения голенью, одновременно сгибая колено внутрь (ан деор), наружу (ан дедан) до касания носком икроножной мышцы. Бедро в выворотном положении.

Гран рон де жамб жэтэ (grand rond de jambe jete) - большой мах ногой по дуге на 90° в направлении ан деор и ан дедан.

Гимнастическое многоборье: Женские виды. Изд. Г 48 2-е, перераб. Вольные упражнения. Т.С. Лисицкая, В.Е. Заглада / под редакцией Гавердовского Ю.К. - М.:Физкультура и спорт, 1986. - 336с., ил.»

Pas (па ) - шаг; движение или комбинация движений; употребляется как равнозначное понятию «танец».
Pas d`actions (па де акшн ) - действенный танец.
Pas de deux (па де де ) - танец двух исполнителей, обычно танцовщика и танцовщицы.
Pas de trois (па де труа ) - танец трех исполнителей, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
Pas de quatre (па де карт ) - танец четырех исполнителей.

Adagio (адажио ) - медленно, медленная часть танца.
Allegro (аллегро ) - быстро, прыжки.
Allongee (алонже ) - от гл. удлинить, продлить, вытянуть; движение из адажио, означающее вытянутое положение ноги и скрытую кисть руки.
Aplomb (апломб ) - устойчивость.
Croisee (круазе ) - поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
Degage (дегаже ) - освобождать, отводить.
Demi (деми ) - средний, небольшой.
Ecartee (экартэ ) - отводить, раздвигать; поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
Efface (эфасэ ) - развернутое положение корпуса и ног.
En dedans (ан дедан ) - внутрь, в круг.
En dehors (ан деор ) - наружу, из круга.
En face (ан фас ) - прямо; прямое положение корпуса, головы и ног.
En tournant (ан турнан ) - от гл. «вращать»; поворот корпуса во время движения.
Grand (гранд ) - большой.
Petit (пти ) - маленький.
Port de bras (пор де бра ) - упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
Preparation (препарасьон ) - приготовление, подготовка.

Arabesque (арабеск ) - поза, название которой происходит от стиля арабских фресок.
Attitude (аттитюд ) - поза, положение тела; поднятая вверх нога полусогнута.
Passe (пассе ) - от гл. «проводить, проходить»; связующее движение, проведение или переведение ноги.
Sur le cou-de-pied (сюр ле ку де пье ) - положение одной ноги на щиколотке другой, опорной.
Tire-bounchon (тир бушон ) - «закручивать, завивать»; поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.

Balance (балансе ) - «качать, покачиваться»; покачивающееся движение.
Balancoire (балансуар ) - «качели», применяется в grand battement jete.
Battement (батман ) - размах, биение.
Battement developpe (батман девлоппе ) - раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90* в нужное направление.
Battement double frappe (батман дубль фраппэ ) - движение с двойным ударом.
Battement fondu (батман фондю ) - мягкое, плавное, «тающее» движение.
Battement frappe (батман фраппэ ) - движение с ударом, или ударное движение.
Battement soutenu (батман сотеню ) - выдерживать, поддерживать; движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.
Battement tendu (батман тандю ) - отведение и приведение вытянутой ноги, не отрывая носка от пола.
Batterie (батри ) - барабанный бой; нога в положении sur le cou-de-pied проделывает ряд мелких ударных движений.
Demi-plie (деми плие ) - маленькое приседание.
Dessus-dessous (десю-десу ) - верхняя-нижняя часть, над-под, вид рas de bourree.
Grand battement (гранд батман ) - большой батман.
Grand-plie (гранд плие ) - большое приседание.
Jete (жете ) - бросок ноги на месте или в прыжке.
Pas couru (па курю ) - пробежка по шестой позиции.
Pas de bascue (па де баск ) - шаг басков; для этого движения характерен счет 3/4 или 6/8 (трехдольный размер), исполняется вперед и назад.
Pas de bourree (па де буре ) - чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.
Petit battement (пти батман ) - маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
Plie (плие ) - приседание.
Releve (релеве ) - от гл. «приподнимать, возвышать»; подъем на пальцы или полупальцы.
Relevelent (релевелян ) - медленный подъем ноги на 90*.
Soutenu (сотеню ) - от гл. «выдерживать, поддерживать, втягивать».

Fouette (фуэте ) - от гл «стегать, сечь»; вид танцевального поворота, быстрого, резкого; открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
Pirouette (пируэт ) - «юла, вертушка»; быстрое вращение на полу.
Port de bras (пор де бра ) - наклоны корпуса, головы.
Renverse (ранверсе ) - от гл. «опрокидывать, переворачивать»; опрокидывание корпуса в сильном перегибе и в повороте.
Rond (ронд ) - «круг, круглый».
Rond de jambe en l`air (ронд де жамб ан лер ) - круг ногой в воздухе.
Rond de jambe par terre (ронд де жамб пар тер ) - круговое движение ноги по полу, круг носком по полу.
Tour (тур ) - поворот.
Tour chaine (тур шене ) - «сцепленный, связанный»;быстрые повороты, следующие один за другим.
Tour en l`air (тур ан лер ) - тур в воздухе.

Assemble (ассамблее ) - от гл. соединять, собирать; прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе; прыжок с двух ног на две ноги.
Brise (бризе ) - разбивать, раздроблять; движение из раздела прыжков с заносками.
Cabriole (кабриоль ) - прыжок на месте с подбиванием одной ноги другой.
Changement de pieds (шажман де пье ) - прыжок с переменой ног в воздухе (в V позиции).
Coupe (купэ ) - подбивание; отрывистое движение, короткий толчок.
Echappe (эшаппэ ) - прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
Entrechat (антраша ) - прыжок с заноской.
Glissade (глиссад ) - «скольжение»; прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
Jete ferme (жете фермэ ) - закрытый прыжок
Jete passé (жете пассе ) - проходящий прыжок.
Pas ballonne (па балонэ ) - раздувать, раздуваться; продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou-de-pied.
Pas ballotte (па балоттэ ) - колебаться; движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку; корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
Pas chasse (па шассе ) - партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
Pas ciseaux (па сизо ) - ножницы; прыжок с выбрасыванием вперед по очереди ног, вытянутых в воздухе.
Pas de chat (па де ша ) - кошачий шаг; скользящий прыжок с ноги на ногу, когда в воздухе одна нога проходит мимо другой.
Pas emboite (па амбуате ) - от гл. «вкладывать, вставлять, укладывать»; прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
Sauté (соте ) - прыжок на месте по позициям.
Sissonne (сисон ) - вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
Sissonne fermee (сисон ферме ) - закрытый прыжок.
Sissonne ouverte (сисон уверт ) - прыжок с открыванием ноги.
Sissonne simple (сисон симпл ) - простой прыжок с двух ног на одну.
Sissonne tombee (сисон томбе ) - прыжок с падением.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Новоспасская детская школа искусств

Ульяновской области

Открытый урок

по предмету «Классический танец»

2 год обучения

«Постановка основы в классическом танце»

Вершинина Татьяна Вениаминовна,

преподаватель I категории

МОУ ДОД Новоспасская детская школа искусств

Цели и задачи урока:

Постановка корпуса в движениях экзерсиса, выработка навыка владения мышцами, их воспитание через сопротивление полу и опорной стороне.

Работа над координацией движений, ощущением корпуса в пространстве.

В методической литературе по классическому танцу отмечено: «Правильно поставленный корпус – залог устойчивости (апломб)». По образному выражению Варвары Павловны Мей, - одного из авторов «Азбуки классического танца», замечательного педагога и методиста, - классический танец базируется на «трех китах»: апломбе, выворотности и координации. Координация означает способность гармонично связывать танцевальные движения и навык ощущать корпус в пространстве. Пластичное владение верхом корпуса, руками и головой достигается всем периодом обучения. В процессе своей работы я поняла, что необходимо постепенно, с первого года обучения классическому танцу изучать элементы пластической выразительности. Статичность закрепощает ученика, поэтому в комбинациях урока даю разрядку – добавляю повороты и наклоны головы, движения рук, наклоны корпуса; движения у станка чередую с движениями на середине зала. В течение всего урока мы маршируем неоднократно, чередуя шаги с носка и поднимая колени под углом, шаги танцевальные с продвижением и шаги «шаркающие» на месте, вытягивая ногу на носок, сильно нажимая подошвой в пол. При маршировке к движениям ног добавляем движения рук, сначала без позиций, поднимая их прямыми, но не напряженными. Большое внимание уделяю работе лопаток в статичном положении и при движении рук из позиции в позицию. Зачастую учащиеся, чтобы собрать спину, соединяют лопатки, чего не следует делать – пропадает свобода владения руками, появляется зажим. Правильное положение спины находим, подняв руки в IIIпозицию, опустив кончики лопаток вниз, при ощущении широкой спины. При проучивании отдельных движений использую положение рук на плечах, что также дает правильное ощущение спины и лопаток.

Опираясь в своей работе на методику А.Я. Вагановой, изучив опыт педагогов, ее последователей, в частности А.В. Никифорофой, П.А. Силкина, Ю.Н. Мячина и др., при постановке корпуса обращаю внимание на следующие моменты:

    Стопа или стопы, как сказано в книге у А.Я. Вагановой, стоят в позициях, не опираясь на большой палец.

    Голень или голени повернуты изнутри наружу, направлены вперед.

    Мышцы над коленом подтянуты и с усилием развернуты (оттянуты) в стороны, наружу.

    Ягодицы прижаты вовнутрь, к паху и вытянуты, что дает возможность поддерживать мышцы спины.

    Концы лопаток несильно прижаты вовнутрь – «приглажены», плечи раскрыты и опущены.

    Рука на палке, чуть впереди корпуса, локоть и запястье направлены вниз, лопатка опорной стороны «приглажена».

    От опорной ноги, где голень и бедро повернуты к палке, работающая нога разворачивается, как от опоры. Таким образом, работают две ноги, при этом тело подтянуто вверх. Если провести вертикаль от крестца на пол, то она будет приходить точно на пятку опорной ноги.

Для координации и ощущения корпуса в пространстве изучаю позы классического танца по точкам плана класса, используя следующий прием. Предлагаю ученикам образно начертить квадрат вокруг своих ног, стоящих в V позиции, обозначить точки и в соответствии с этим "строить» ту или иную позу. Позы должны быть точно геометрически выстроены, не должно быть смазанных, неосмысленных положений.

В работе над материалом урока руководствуюсь замечательными тезисами своего педагога по характерному танцу Сапогова А.А.:

«Минимум напряжения – максимум устойчивости»

«От совершенства линий – к глубине чувств».

Ход урока.

I. Вводная часть.

Вход учащихся в зал, построение у станка. (Марш из б-та «Щелкунчик»)

Поклон. Сообщение учащимся целей и задач урока.

II. Основная часть.

Экзерсис у станка.

    Demi-plie, grand-plie по I, II, IV, V позициям на 1т 4/4 каждое. В комбинацию включены releve на полупальцы и port de bras.

    Battement tendu из V позиции с demi-rond en dehors et en dedans, demi-plie по V позиции. Переводы рук из позиции в позицию – port de bras.

    Battement tendu jete из V позиции. В комбинацию включены battement tendu jete pique, balansoir.

Марш по кругу с движением рук port de bras.

    Rond de jambe par terre на 1т 4/4. В комбинацию включены перегибы корпуса назад, releve lent на 45 градусов, обводка на plié, III port de bras, releve на полупальцы.

    Plie-soutenu из V позиции.

    Battement frappe, double frappe.

    Releve lent на 90 градусов из V позиции.

    Grand battement jete, шагая по диагонали.

    Pas de bourre с переменой ног en dehors et en dedans лицом к станку.

Экзерсис на середине и allegro.

    Большие и малые позы croise, efface на середине зала.

    Temps leve sauté по I, II, V позициям.

    Changement de pied.

    Port de bras I, II, III.

III. Заключительная часть урока.

Поклон. Подведение итогов урока.

Технические средства обучения.

Балетный зал, оборудованный хореографическими станками и зеркалами, музыкальный инструмент: фортепиано.

Список использованной литературы.

    Никифорова А.В. Советы педагога классического танца. СПб., 2005.

    Ваганова А.Я. Основы классического танца. Изд. 5-е. – Л., 1980.

    Базарова Н, Мэй В. Азбука классического танца. – Л., 1983.

    Мячин Ю.Н. Похвала экзерсису. Вестник АРБ № 12, 2003.

    Силкин П.А. К проблеме постановки корпуса в младших классах. Вестник АРБ № 14, 2004.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Открытый урок по предмету «Классический танец» тема «Постановка основы в классическом танце» был показан в классе учащихся второго года обучения.

Данный урок является промежуточным итогом работы над выработкой апломба, который формируется на протяжении всего периода обучения классическому танцу.

Возраст учащихся 9-11 лет; учащиеся развиты физически и интеллектуально в соответствии с возрастом; в ходе урока были внимательны и сосредоточенны, четко выполняли поставленные задачи.

Количество упражнений было достаточным для выработки соответствующих умений и навыков, физическая нагрузка была дозированной, виды деятельности чередовались.

Отбор методов обучения был произведен в соответствии с целями, задачами и содержанием урока. Их применение обеспечило сочетание репродуктивной и творческой деятельности учащихся. Оценка деятельности учащихся была своевременной. Она реализовывалась в форме развернутых оценочных суждений учителя и выставления отметок. Каждый этап урока был логически завершён и заканчивался выводами.

Общая оценка урока:

На уроке все задачи решались во взаимосвязи. Урок был проведён четко, его этапы были логически связаны между собой, что создало впечатление его психологической завершенности. На уроке царила атмосфера открытости и доброжелательности. Поддерживалась положительная мотивация. У учителя с классом был установлен хороший контакт, доверительные отношения.