Поздравление с премьерой в прозе. Поздравления с днем рождения артисту в прозе. Почему нельзя щелкать семечки

Несмотря на то, что театр - священное место, оно всегда было полно мистики. Всем известно, что успех капризен и неуловим, поэтому ради него по сей день в театре соблюдается целый свод церемоний. О некоторых из них и пойдет речь.

Какие действуют суеверия?

Есть плохие и хорошие зоны, случаи, даты, обычаи, знаки, мелкие и большие приметы, а также правила, предписывающие разрешения или запреты некоторых действий на сцене и за кулисами.

Какое число приносит беду?

Традиционно не в чести - чертова дюжина. Числа «13» вы не найдете и среди номеров гримерок. В 1307 году по приказу французского короля Филиппа IV из-за обвинения в ереси были арестованы члены ордена тамплиеров, подвергнуты жестоким пыткам и казнены в пятницу, 13-го числа. С тех пор мрачные предзнаменования в этом числе продолжает видеть Старый и Новый Свет. А вот в Египте, Китае и Индии, наоборот, «13» приносит счастье.

Макс Бекман. Натюрморт с тремя черепами. 1937

Какое время для премьер - самое несчастливое?

Ни за что не поверите! Пятница!

Как актеры в контракте защищают себя от провала?

Уже в XIX веке исполнитель в процессе подписания документов с театром мог указать роли, которые он отказывается играть. Cписок постоянно вычеркиваемых ролей состоял только из двух мужских - Бориса в «Грозе » А.Островского или Нелькина в «Свадьбе Кречинского » А.Сухово-Кобылина. Им, по слухам, предписывался «недобор кассы».

Какие названия считаются зловещими?

Назову лишь четыре. Два из взрослого репертуара и пара из детского. Первый дуэт - «Макбет » и «Мастер и Маргарита ». Считается, что песня ведьм из Макбета способна вызвать потусторонние силы. При этом шекспировская трагедия хранит слишком большое число упоминаний холодного оружия, что само по себе есть плохой знак. А недобрая театральная слава известного романа Михаила Булгакова сложилась из случаев смерти во время репетиций и проката постановки. Из детского репертуара судьбоносными со знаком минус считаются «Робин Гуд » и «Дети в лесу », где действуют целый сонм лесных духов и всякой нечисти.


Иоганн Фюссли. Ночной кошмар. 1791

Какие тайные законы действуют в гримерке?

Нельзя вешать никаких картинок на дверь в актерскую. Ни в коем случае не выносить из гримоуборной мыло! Стоит страшиться надеть костюм задом наперед или шиворот-навыворот! Ни за что на свете не открывать новую коробку грима в день премьеры, а пользоваться старым, лишив его девственности в процессе репетиций или в будний день.

Какие есть общетеатральные запреты?

Запрещено свистеть! Никаких семечек! И не стоит тащить на сцену некоторые реальные вещи. Не есть good повторять привычки из обычной жизни: кушать и пить на сцене, если это не предусмотрено ролью, приносить свои вещи из дома и использовать их как театральный костюм.

Почему нельзя свистеть на сцене?

Этот запрет появился в конце XVIII века вместе с газовым оборудованием для освещения. Когда газовые горелки выжигали кислород, они начинали свистеть пронзительным и очень неприятным звуком. Следовательно, услышанный своевременно свист помогал предотвратить пожар и даже взрывы. Конечно, такой звук вызывал панику и беспорядки. Поэтому не свистите ни в коем случае! Еще говорят, что дух свиста завистлив, мстителен и злопамятен. И не вздумайте проверять!

Почему нельзя щелкать семечки?

Потребление этого калорийного продукта считается нехорошей приметой - к очень плохим билетным сборам.


Джон Стадвик. Золотая нить. 1890

Почему не принято вязать спицами?

Древнейшая примета отсылает к спицам судьбы. И любое действие, произошедшее спонтанно с нитками или вязальными предметами, может быть истолковано мистически.

Отчего артисты против ролей в костылях?

Они - признак возможных болезней и травм. Впечатлительные натуры способны перетягивать эти напасти из вымысла в реальность.

Почему актеры против перьев в одежде?

Перья павлина - распространенный атрибут обряда «сглаза », поэтому многие актрисы отказываются надевать шляпы с такими украшениями.

Как следует класть детские куклы?

Обязательно лицом вниз, к столу. Есть поверье, что иначе сквозь отражение театрального света в их глазах может вселиться полтергейст.


Пабло Пикассо. Коррида, или Смерть матадора. 1933

Какие цвета в оформлении несут память о плохом?

Несчастливым считается желтый цвет. Со времен средневековых мистерий этот цвет был отличительным символом дьявола. Особенно рьяно против желтизны выступает испанский театр, который хранит память о желтой метке на мантии тореадора, возникающей, если его хотя бы один раз боднул бык. Примета не распространяется лишь на желтые подвязки, в которые верный слуга одной строптивой вдовы из комедии Уильяма Шекспира «12 ночь » Мальволио наряжается, чтобы доставить удовольствие своей госпоже.

Хранит память о злом и зеленый цвет. Именно в таком костюме великий комедиограф Жан-Батист Мольер 17 февраля 1673 года вышел на сцену сыграть главную роль в комедии «Мнимый больной » и умер на подмостках.

Есть легенда о синих тканях в оформлении, которые во времена англо-санксонского Ренессанса часто буквально банкротили театральные артели. Ежели на сцене появлялся актер в синем с невероятно дорогой серебристой отделкой, знать, он сильно рискует кассой. Исследователи видят в этом случае пример прагматизма, ибо зелень, как впрочем и синеву, было сложно подсветить из-за нехватки ресурсов и мощностей.

История итальянского театра относит к зловещим цветам на сцене и фиолетовый, т.к. именно такой оттенок в одежде использовали христианские монахи в период Великого Поста, когда были запрещены все публичные зрелища, кроме аскетичного священнодействия. Циничные итальянские историки считают, что фиолет напоминал актерам о безвозвратной утрате заработка и нечестной конкуренции.

Почему в постановках используют только искусственные цветы?

Тоже из прагматизма: свежим потребуется вода, ваза может опрокинуться, создав грязь на сцене. Без воды очевидны признаки увядания. Кроме того, передавать актеру цветы до окончания спектакля - настраивать его на неудачу. Не нужно выдавать никаких авансов! Актеры любят и умеют всего добиваться сами!


Николай Артамонов. Смерть Пьеро - Маски. 1942

Какие суеверия действуют во время репетиций?

Во время работы над пьесой нельзя читать последнюю реплику пьесы. Ее услышать смогут только первые зрители.

На репетициях и перед спектаклем, если актриса приносит кофе партнеру, важно ей самой сделать глоток перед тем, как отдать чашку. Эта примета существует до сих пор в польских театрах как подтверждение, что в напитке не содержится слабительного - касторового масла.

К банкротству - использовать собственные ювелирные украшения, а также настоящие денежные купюры на сцене. Ради сохранения этой традиции сцена стала самым известным местом демонстрации подделок.

Только не засмейтесь! Некоторые режиссеры требуют, чтобы артисты ни в коем случае не позволяли себе смеяться во время репетиций комедии. Считается, что это прямой знак будущего провала.

Зловещим вестником провала станет и падение текста роли! Если уроните папку с ролью, знать, беда на пороге. И, несмотря на возраст и семейное положение, каждый артист должен быстро присесть именно в том месте, куда упала папка, хоть в грязь, лужу и снег. И в процессе сидения следует воспроизвести в памяти семерых обладателей лысин. А потом, быстро поднимаясь, трижды постучать папкой по земле.

Дабы обезопасить себя от неудачи, не принято выходить на аплодисменты по окончанию генеральной репетиции, куда пускают зрителей, часто благодарных, неистово хлопающих в ладоши и готовых дарить цветы любимым артистам. А вот и шиш, нельзя!

Еще служители Мельпомены не желают играть роли в гробу. Целый ворох всяких мрачных случайностей окружает сцены смерти. Чтобы эта беззубая с косой не унесла актера с собой, лежащему по роли в гробу в финале предписывают показать язык и весело пошутить. Но часто ничего не помогает, отчего актеры всеми правдами просто отказываются участвовать в подобных сценах.

Почему в некоторых театрах запрещено ходить по сцене?

Во многих ответвлениях азиатского театра сам театральный помост носит сакральный характер, и по нему разрешено ступать исключительно участнику действия. Наглядный пример из жизни. В финале одного спектакля японской народной комедии «кёгэн », когда во время поклонов одна женщина с большим букетом цветов подняла ногу и собралась уже взойти на помост, откуда ни возьмись, прямо у края появился 80-летний гуру, который жестко оттолкнул ее от священного места, предотвращая осквернение.

Во всех театрах не принято перед спектаклем пересекать сцену поперек. Следует обходить ее вокруг. Самый ужас, если по площадке пройдет некто посторонний. Все, скажи неприятностям «здрасте ».


Бернардо Строцци. Старая кокетка. 1615

Почему на сцене следует бояться зеркал?

Из святочных гаданий в театр перекочевал обычай использовать только настоящие зеркала! Однако считается дурным знаком, когда в момент смотрения артиста в свет-зеркальце кто-то из партнеров заглянет через его плечо. Жди беды!

Есть ли особые приметы перед премьерой?

Принято всех благодарить и особенно за добрые помыслы! Ибо желать удачи в театре нельзя!

Что обычно желают перед спектаклем?

Повелось в России перед выходом на сцену браться всем участникам за руки и кричать «С Богом »! Хотя встречаются еще и те, кто до сих пор посылает друг друга к рогатому. Тут не совсем конфессиональный вопрос, кто кому служит, - дело в традициях.

Категорически нельзя желать артистам перед выходом на сцену «удачи » или «хорошего спектакля ». Согласно англо-саксонской традиции вместо «good luck », «bonne chance » (фр.), «suerte » (исп.), актерам желают «break a leg », что означает «сломай ногу ». Это объясняется тремя факторами: во-первых, возникшей в елизаветинской Англии привычкой вставать на колено и многократно преклонять главу во время поклонов; во-вторых, нуждой подбирать деньги, которыми зрители закидывали сцену вместо цветов; и, в-третьих, термином «leg », обозначающим опорный конструктив занавеса, который в словосочетании «break a leg » описывал функционирование его майны и виры.

В немецком языке вместо «Viel Gluck » и «Viel Erfolg » говорят «Hals und Beinbruch! » (сломай ногу и шею ). Филологи нашли связь этой реплики с традицией благодарностей у семитов. На идише «Hatsloche un Broche » есть пожелание «удачи и благословения».

В ответ на все эти зловещие пожелания обязательным ответом должны звучать слова благодарности и никаких наших отеческих «К черту! » В Европе этого странного посыла точно не поймут!

Впрочем, это не мешает многим оперным певцам произносить перед выходом на сцену реплику «Toi, Toi, Toi » (тьфу!, тьфу!, тьфу!) - троекратное причитание, отпугивающее неудачу, ибо так на древнем немецком прогоняли «дьявола».

Итальянцам вместо «buona fortuna » принято говорить «in bocca al lupo », что дословно переводится иди-ка ты в баню «в пасть волка », на что обязательно ответят «crepi (il lupo) » (чтобы он (волк) издох ).


Франц Марк. Конь в пейзаже. 1911

А в Латинской Америке перед выходом желают «Tanta Merda! », что по-португальски означает «побольше дерьма ». Еще в XVII веке перед театром оказывалось слишком много повозок с сытыми конями, оставляющими много навоза, что с древности являлось знаком грядущего богатства и достатка. Так вот в память о том, держась за руки перед спектаклем, суеверные латиноамериканцы громко кричат: «Merda! Merda! Merda! » Смешно звучит, однако ж чаще помогает!

В Австралии же используют специальный термин «chookas! », который на одном из местных наречий обозначает поджаренную домашнюю птицу. Это пожелание «еды » вошло в употребление как доброе обещание хорошей кассы и аншлага, влияющего на изобилие стола после премьеры.

А что, если?..

Актер ждет непременного забывания текста на сцене, если он надел в гримерке костюм наизнанку или просто перед выходом на площадку споткнулся. Застрял каблук в кулисах? Ой, это к 100% пипцу! Внутренний голос говорит актеру: «Знай! Что-то удерживает тебя перед выходом к зрителю »! Тот же знак актер разглядит, если вдруг во время движения на сцену костюм зацепился за гвоздь: значит, ему следует вернуться за кулисы и выйти вновь. Во что бы то ни стало!

Как актеры защищаются от примет?

Как дети, по три раза от сглаза плюют через левое плечо, стучат по дереву, подскакивают на одной ноге и вертятся вокруг своей оси.

А как готовятся к премьерам музыканты?

Оперные певцы и дирижеры перед концертом или спектаклем никогда не имеют интимной близости и не заправляют постель.

Какие еще плохие знаки на премьере?

Самым странным назову такой знак: увидеть рыжего зрителя на первом ряду. Но тут, кажется, работает древнее поверье относиться к рыжим с предубеждением.


Олег Живетин. Прикрепления. 2008

А есть ли добрые приметы?

Конечно! Их не меньше! Если во время прогонов по сцене прошествует какая-нибудь кошка - все, успех гарантирован! Особенно, если она черная, прямиком из священных традиций древнего Египта, где эти восхитительные животные охраняли снасти и припасы от мышей.

Приметой отменного здоровья тела и духа, а также атрибутом успеха станет трость в руке!

Хорошим знаком считается скрип новой обуви перед выходом на сцену. Все, счастье вот оно, спешит прямо вам в руки.

Еще к добру - засунуть кусочек угля в щель на сцене.

Жди удачи, если нашел во время спектакля на сцене гвоздь! Стоит потеребить его в руке перед следующим выходом. А еще найденный и вбитый за сценой гвоздь считается залогом долгой и успешной карьеры. Обычно проблемой является отсутствие молотка, что, впрочем, решается хорошими отношениями с монтировщиками и без всякой магии.

С какой стороны у вас счастливая кулиса?

Все индивидуально. К кому-то счастье подкрадывается слева, а кое-кому - справа. Каждый актер ведет собственный счет успехов и провалов. Иногда тайно, и никому о них не говорит, боясь спугнуть.

Какой сюжет, наоборот, считается добрым талисманом?

«Золушка». Примите участие в постановке, и огребете будет вам счастье!

Как артиста благословляют перед дебютом?

Перед первым выходом на сцену ему традиционно дают дружеский пинок под зад. Как ни странно, многие посвященные отмечают магическое чудодействие и уверяют, будто помогло! Что не скажешь о придании ускорения некоторым бездарям, которым давно пора сторониться искусства.


Тициан. Любовь Земная и Любовь небесная. Ок.1512-15

Как прощаются со спектаклем?

На последнем показе не удивляйтесь, если увидите, как актеры падают ниц и целуют подмостки слегка, не в засос. Такой поцелуй гарантирует им новую встречу со зрителем, не менее успешную.

Какой стоит сделать из всего этого вывод?

Учитывая закономерность, гласящую, что рост суеверий есть признак деградации и торжества невежества, предлагаю воспринимать свод этих правил не как кодекс поведения, а как передаваемые из уст в уста древние заветы, хранящие связь сверхъестественных сил с историей и кроме всего прочего свидетельствующие о сакральном отношении к профессии. В хорошем театре, действительно, творятся чудеса и идет непрерывная битва добра со злом.

Еще напомню, что все приметы - неотъемлемая часть самовнушения, и любое четко сформулированное желание обладает мощнейшей силой, способной материализоваться и превратить желаемое в быль!

Так что. Думайте больше о хорошем!

Вчера кто-то повесил в театре распечатку примет. Ага. Теперь суеверные мы.
Погуглил и оказалось, что это приметы английских актеров, так что нам покуй.
Но что-то совпадает.

Английские:

Последнюю строчку пьесы никогда нельзя произносить на репетиции.
Пятница считается несчастливым днем для премьер.
Свистеть нельзя.
В раздевалку всегда нужно входить с левой ноги.
На дверь грим-уборной никогда нельзя вешать никаких картинок.
Из грим-уборной нельзя выносить мыло.
Мелодии из "Макбета" нельзя напевать во время репетиций.
На сцене ни в коем случае нельзя носить живые цветы - только искусственные!
Косоглазая девушка в кордебалете приносит беду всей постановке.
(Но, правда, косоглазых не принимают в кордебалет).
Если обувь актера скрипит, когда он впервые выходит на сцену в какой-нибудь роли, то в этой роли его ждет удача. Однако, если он зацепится дебютным костюмом за гвоздь, он должен, вернуться за кулисы и снова выйти на сцену, иначе его постигнет неудача.
Желтый цвет считается в театре несчастливым.
Но самое плохое может случиться с актером или актрисой в том случае, если кто-то заглянет в зеркало через его плечо.
Если во время репетиции кошка пройдет через сцену, то репетируемую постановку ждет успех.

Свистеть в грим-уборной, за кулисами, стоя на выходе или еще где-нибудь нельзя ни в коем случае (если актеры услышат свист в театре, то свистуна "убьют"). Считается, что из-за свиста провалится пьеса, или на сцене случится какое-нибудь ЧП, или в театре не будет зрителей. В этом мы сходимся.
Кошка не должна появляться на сцене, так как, пройдя по сцене, она "унесет" актерскую удачу. Вот, здесь концептуальная разница трактовок, ага.
Если актер случайно уронил текст роли, то нужно обязательно сесть на него и зрительно представить себе семь знакомых лысых мужчин.
Не дай Бог, когда переодеваешься, что-нибудь надеть на левую сторону - провалишь роль или что-нибудь забудешь.
Дурным знаком считается, если щель на сцене и туда случайно попадает каблук.
Хороший знак, если во время спектакля артист нашел на сцене гвоздь.
Надевать шляпку с павлиньими перьями – не к добру.

Между прочим, я до этого знал только про то, что в театре семечки грызть нельзя, про то, что текст когда падает надо на него сесть, но про лысых мужчин впервые слышу. А гвозди мы постоянно находим на сцене, наши доблестные монтировщики постоянно их на сцене оставляют, особенно в спектаклях, в которых босиком люди ходят. Значит, хороший знак подтверждается, чо.

Апдейте: Кстати, до конца сезона на все билеты Ильхома скидка 20%. Это к чему такая примета, а?

Сохранено

OFFLINE Marichka

Marichka

  • Пол: Женщина
  • Город: Москва
  • Интересы: Театр, кино, поэзия
  • Реальное имя: Марица

Каждый человек верит в суеверия.

Артист с тонкой гранью между вымыслом и реальностью не исключение.

Артисты - в большинстве своем народ суеверный, и практически каждый имеет свой талисман.
Например, Елена Образцова всегда носила с собой старенькую игрушку - пса Бобку .
Лучано Паваротти получил от мамы в день первого большого концерта талисман - большой железный гвоздь , и не расставался с ним до момента, когда "изобрел" для себя другой талисман.

Известно, что самый распространенный у актеров талисман - это гвозди, выдернутые из театральной сцены , многие их даже на цепочке на шее носят.

Кроме талисманов и оберегов, театральный народ верит и следует старинным, уходящим корнями в далекое прошлое приметам.

Нельзя сказать актрисе перед премьерой: "Желаю успеха". Надо сказать: "Ни пуха, ни пера".
Актеру не говорите: "Желаю удачи" , а скажите: "Сломи себе шею", - да еще плюньте в его сторону .

Восьмидесятилетний Мариус Петипа ставил "Волшебное зеркало". Во время репетиции одно зеркало разбилось. Мариус Иванович ужасно перепугался, он очень верил в приметы. И этот балет был последним балетом Петипа.

Актрисы, если им по роли положено в гриме "надевать" ресницы , никогда не поменяют их на новые. Примета плохая - можешь роль потерять.

Ирина Мирошниченко просила гримера склеивать одни и те же ресницы. Гример в шутку этот процесс называла реанимацией - ресница разваливалась уже не на две части, на три-четыре, но актриса твердо стояла на своем: "Я этот спектакль начинала с этими ресницами и играть буду в них".

Еще в драматических театрах есть такой старый театральный обычай - если ты случайно уронил текст своей роли , ты просто обязан сесть на него .
Еще схожая примета - если вдруг ты надел часть костюма наизнанку , нужно срочно его снять, бросить на пол и посидеть на нем . Иначе роль или забудешь или потеряешь совсем.

А вот пример настоящего театрального колдовства: артист МХАТА Михаил Болдуман перед тем, как выйти на сцену, долго-долго раскачивал дверь. Он стоял в актерском холле и, держась за ручку двери, все открывал и закрывал ее - туда-сюда. Не обращая внимания на то, что уже и партнеры нервничали, и время было на исходе, он все "шаманил" с дверью до последней минуты.

Раньше актеры гримировались кроличьей лапкой - она мягкая и грим ложится легко.
Существует такое поверье: если актер или актриса потеряет кроличью лапку из своей коробочки для грима, с ними случится беда .

Насколько мне известно, источник суеверий, связанных с кроличьей лапкой, скорей всего заключен в теории, что крольчата рождаются с открытыми глазами, и, таким образом, должны помогать и от дурного глаза, и от происков нечистого.

А вот случай из истории одного российского провинциального театра:

Звонит один актер - пониженное давление, не может играть, просит отменить спектакль… Но больного актера все равно вызывают - билеты все проданы. Однако спектакль не хочет начинаться - выбивает правую сторону пультов (управление подвижной части сцены). Двадцать минут электрики налаживают, спектакль задерживается. Наладили, объявляют начало, дают 3 звонка - опять выбивает пульты, опять делают. За кулисами шепот - нельзя начинать спектакль, все силы направлены против. И что же вы думаете? Через 10 минут после начала - пожар на галерках…. Загорелись пульты, хорошо, что поблизости был огнетушитель - очень быстро потушили. Но была большая опасность, что от искр вспыхнет занавес, а театральный занавес горит меньше 40 секунд, за это время пожарный занавес не успевает опуститься.

Вот так вот - не прислушиваться к желаниям чего-то свыше…
Если не суждено спектаклю состояться, значит - не суждено.

Известный тенор Беньямино Джильи играл в операх "Фауст" и "Огненный ангел". Там призывают недобрые духи, на них лежит нечто вроде заклятия, у них "дурной глаз".
И вот Джильи выходит на сцену в "Огненном ангеле"… В сценах, когда пистолет "стрелял" тогда, когда герой был безоружен и наоборот, молчал, когда нужен был звук выстрела.
По ходу действия, когда Джильи - дона Альваро раненного выносили на носилках, статисты его уронили на сцену. Ничего не оставалось, как встать и улечься на носилки снова под хохот зала.
И в завершении всех несчастий на певце в ходе самой страстной сцены лопнули сзади аккурат по шву кожаные штаны… После этого Джильи поверил, что у опер тоже бывает "дурной глаз".

http://www.vdcr.ru/content/view/281/230/

OFFLINE Marichka

Marichka

  • Пол: Женщина
  • Город: Москва
  • Интересы: Театр, кино, поэзия
  • Реальное имя: Марица

Вот два основных театральных суеверия.

"Мораль" (последнюю строчку) пьесы никогда нельзя произносить на репетиции. Свист в театре приносит несчастье.

Но люди театра имеют еще множество других.

Пятница считается ужасно несчастливым днем для любого рода премьер.

В раздевалку всегда нужно входить с левой ноги.

На дверь грим-уборной никогда нельзя вешать никаких картинок .

Из грим-уборной нельзя выносить мыло .

Мелодии из "Макбета" нельзя напевать во время репетиций.

Число "13" приносит ужасные бедствия. (Ни в одном театре вы не найдете грим-уборной номер 13 ).

На сцене ни в коем случае нельзя носить живые цветы - только искусственные !

Споткнуться и упасть на сцене (если этого не требуется по сценарию) - верный знак, что в этот день актеру нечего делать в театре.

Косоглазая девушка в кордебалете приносит беду всей постановке. Но эта опасность невелика, поскольку косоглазых не принимают даже в кордебалет.

Самая зловещая пьеса , приносящая театру больше всего несчастий, - это "Макбет". Существует поверье, что "Песня ведьм" способна вызывать злые силы.
Можно привести сотни примеров, когда несчастья случались с театрами или актерами во время постановки этой пьесы.
Самый свежий из них - это смерть г-жи Лилиан Бейлис, доброго гения "Old Vie Theatre". Она умерла как раз в тот момент, когда в театре шел "Макбет".

Несчастливыми детскими спектаклями считаются "Робин Гуд" и "Дети в лесу"; "Золушка" же, напротив, одна из самых счастливых.

Считается также, что если обувь актера скрипит , когда он впервые выходит на сцену в какой-нибудь роли, то в этой роли его ждет удача.

Однако, если он зацепится дебютным костюмом за гвоздь , он должен, невзирая на любые протесты администрации, вернуться за кулисы и снова выйти на сцену, иначе его постигнет неудача.

Споткнуться во время дебюта - значит в тот же вечер, спустя некоторое твремя, забыть свои реплики.

Желтый цвет считается в театре несчастливым.

Но самое плохое может случиться с актером или актрисой в том случае, если кто-то заглянет в зеркало через его плечо .

И вне театра актер свято верит в приметы:

Стоит ему ошибиться дверью , когда он идет на встречу с антрепренером или администратором, и он уже ждет неудачи в своих поисках роли.

И, наконец, о кошках.

Если во время репетиции кошка пройдет через сцену , то репетируемую постановку ждет успех.

Многие выше приведенные английские театральные суеверия аналогичны поверьям, распространенным среди русских актеров.

Так, на сцене свистеть можно только по ходу действия ("присвистнуть"), но свистеть в грим-уборной, за кулисами, стоя на выходе или еще где-нибудь нельзя ни в коем случае (если актеры услышат свист в театре, то свистуна "убьют").
Считается, что из-за свиста провалится пьеса, или на сцене случится какое-нибудь ЧП, или в театре не будет зрителей.

На сцену не выносят живые цветы , так как "с ними нельзя работать".

Споткнуться на сцене на правую ногу - хорошо, на левую - плохо: можешь забыть текст или случится какое-нибудь ЧП.

Есть роли, которые актеры не любят играть, они считаются "несчастливыми".

В отличие от своих английских коллег, русские актеры считают, что кошка не должна появляться на сцене, так как, пройдя по сцене, она "унесет" актерскую удачу. Хотя кошек в театрах держат.

Старые актеры, выходя на сцену, крестились.

Не дай Бог, когда переодеваешься, что-нибудь надеть на левую сторону - провалишь роль или что-нибудь забудешь.


Свистеть опасно

Приметы есть в каждом театре. В «Ленкоме», например, запрещено грызть семечки за кулисами или свистеть. Также строго к этому относятся в Малом театре, Театре им. Вахтангова и Театре им. Ермоловой. А у работников музыкальных театров поверье другое: дурным знаком считается, если щель на сцене и туда случайно попадает каблук. Значит, что-то артиста удерживает перед выходом к публике.

Меня предупреждали, что это грех»

Более загадочного заведения, чем театр, не существует. Некоторые артисты опасаются играть в пьесах Гоголя и Булгакова – считается, будто тексты авторов окружены мистикой.

– После одной истории я поверила, что театральная мистика существует, – говорит заслуженная артистка России Татьяна Малиновская. – Один модный кутюрье пригласил меня поставить шоу-дефиле. И, в частности, сделать номер специально для его коллекции. Мы приступили к репетициям, и я поняла, что его творчество можно блестяще показать, как бал у Сатаны. Взяли роман Булгакова, таинственную музыку Enigma, написали сценарий. Но все это происходило в Страстную неделю перед Пасхой. Меня предупреждали, что это страшный грех. Но я не верила…

И что вы думаете? Во-первых, в один из дней я начисто забыла, что мне надо играть спектакль. Этого прежде никогда не случалось.

Утром в театре я получила строгий выговор. Но это еще полбеды… В пасхальный день состоялся наш бал у Сатаны. Все валилось из рук. Звукорежиссер проспал, из-за него показ задержали на 1,5 часа. Когда он включал музыку, звучали совсем не те треки. Модели все напутали, выходили не оттуда. Словом, шоу-дефиле провалилось


Следует заметить, что, практически, все актёры чрезвычайно суеверны. Эти люди искренне верят в самые разнообразные приметы, которых в актёрской среде великое множество. Мы рассмотрим самые актуальные. Им служители музы придают наибольшее значение, и если примета плохая, то её всячески стараются нейтрализовать.

Одна из важнейших примет связана со сценарием . Здесь суеверия актёров достигают своего пика. К примеру, считается, что если сценарий выпал из рук, то на него тут же надо сесть. Абсолютно неважно, где случилось несчастье. Идеальный вариант - сцена. Но трагедия может произойти и на улице. Кипа бумаг может шлёпнуться в лужу или весеннюю грязь. Всё равно на сценарий надо садиться, несмотря на внешние неудобства.

Посидеть нужно пару минут. После этого необходимо вытащить испещренные текстом бумаги из-под себя, крепко сжать их в руках, а затем уж вставать. В противном случае спектакль или фильм с позором провалится.

Много примет связано с актёрской гримёрной . Ни в одном театре нет подобного помещения, на котором красовалась бы число 13 . Считается, что оно несёт сплошные неприятности.

Переступать порог гримёрной нужно всегда левой ногой. Категорически возбраняется вешать на дверь какие-либо фотографии или картинки. Нельзя рассыпать грим, а когда актёр гримируется, никто не должен заглядывать в зеркало через его плечо. Если же данные приметы игнорировать, то с ролями будут одни проблемы.

Своё мыло нельзя давать коллегам . Это отнимает удачу и ведёт к потере ролей. А вот тот, кто просит мыло, может оказаться в фаворе. Он будет получать одну хорошую роль за другой. Поэтому служители музы всегда пользуются только собственным мылом, а другим категорически отказывают. Это не от жадности, а от суеверия.

Немало примет связано со сценой . Если на ней найти гвоздь, то значит вскоре будут новые интересные роли. Нельзя на сцену выходить с живыми цветами в руках. В декорации также допускаются только искусственные цветы. Живая природа почему-то негативно сказывается как на самом спектакле, так и на его исполнителях. Нельзя спотыкаться на сцене, если, конечно, это не предусмотрено сценарием. Категорически запрещено желать артисту удачи перед выходом на сцену.

В театре запрещено свистеть . Так можно потерять и постановку, и премьеру, и успех. Свист возможен только во время спектакля, если это необходимо по сценарию.

Но наибольшую настороженность вызывают суеверия актёров, связанные с похоронами . Мы часто видим в спектаклях или в фильмах, как героя убивают, а затем его хладное тело оказывается в гробу. Мастера искусства с огромной неохотой соглашаются на подобные роли. Но всё равно соглашаются, так как капризных артистов режиссёры не любят.

Однако в подобных случаях принимаются меры безопасности. Под подушку в изголовье кладётся бутылка водки. Она должна находиться в гробу во время всей сцены. Когда же спектакль или бесконечные дубли заканчиваются, то исполнитель неприятной роли восстаёт из гроба, а бутылку отдаёт своим коллегам. Те должны её выпить в присутствии "усопшего". Самому же "покойнику" эту водку пить ни в коем случае нельзя. Считается, что подобным образом нейтрализуется негатив, связанный с загробным миром.

Есть примета и в отношении гонорара . Получив деньги за съёмки или спектакль, человек может потратить их на новую одежду или украшения. Но надевать на себя приобретённое разрешается только после премьеры. Иначе фильм или спектакль с треском провалится.

А вот суеверия американских актёров :

1. Голубой цвет на сцене нужно всегда сочетать с серебристым цветом. Чисто голубую одежду носить нельзя ни в коем случае.

2. Если на сцене горят 3 свечи, то это к невезению.

3. Павлиньи перья ни в каком виде не должны присутствовать на сцене во время спектакля.

4. Цветы нельзя дарить перед выступлением. Дарить их можно только после выступления. Причём самые лучшие цветы те, которые украдены на кладбище.

5. Плохой приметой считаются зеркала на сцене.

6. В каждом театре живут свои призраки. Раз в неделю их нужно оставлять одних. Для этого лучше всего подходит понедельник после воскресных выступлений.

7. Ночью, когда в театре никого нет, сцена должна быть освещена.

8. Нельзя свистеть в театре. Тот, кто свистит, должен быть уволен.

9. Нельзя артисту желать удачи перед началом спектакля.

10. В театре нельзя всуе произносить слово "Макбет". Это может привести к закрытию храма искусства.

Как видно, некоторые американские приметы в точности совпадают с приметами российскими. Тут нет ничего удивительного, так как люди искусства, независимо от национальности и гражданства, принадлежат к одной касте, которая верно и предано служит великому делу, призванному будить в душах людей всё самое высокое и светлое .

Валерий Крапивин

В твой День рожденья, прежде всего, хочется пожелать тебе всенародного признания! Это именно то, к чему должен стремиться настоящий артист! Пусть каждая роль учит тебя чему-то и помогает избежать неприятных ситуаций в жизни! Желаю крепкого здоровья и удач в самых грандиозных и самых незначительных начинаниях!

В твой День рожденья хотим тебе пожелать, чтобы твой талант раскрылся еще сильнее, и засверкал всеми своими гранями на театральном небосклоне! Пусть каждая роль добавляет тебе уверенности. Пусть все неприятности будут лишь сыграны, а в настоящей жизни беды обойдут твой дом стороной! Крепкого тебе здоровья!

Поздравляю тебя с Днем рожденья! И желаю, пусть режиссеры мечтают, чтобы ты играл под их руководством! Желаю тебе, чтобы все было хорошо как на работе, так и на личном фронте! Пусть крики «браво» и «бис» ты мог слышать не только на сцене, а иногда и в постели! Пусть твое здоровье тебя никогда не подводит!

Сегодня, поздравляя вас с Днем рожденья, хочу сказать, что ваши работы достойны всяческих похвал! Вы артист с большой буквы! Желаю вам и дальше радовать публику своим мастерством и стать истинно народным артистом! Пусть здоровье ваше будет крепким! Пусть и дальше вам покровительствуют Мельпомена и Фортуна!

Поздравляют вас с Днем рожденья! Неоднократно видел вас в деле, и поэтому с полной уверенностью могу сказать, что вы кладезь талантов! За вами будущее! Искусство перевоплощения подвластно вам полностью! Желаю вам творческих удач в театре и кинематографе! Пусть ваше здоровье будет крепким, а годы долгими!

Искусства для искусства нет – есть только искусство для жизни. Высшая задача художника – разжечь желание людей быть лучше. Замечательный Ваш талант, верность и преданность избранного дела всей своей жизни – образец подлинного служения Искусству, достойный глубочайшего восхищения, уважения и несмолкающих оваций.

Уважаемый …, Ваш талант не меркнет с годами. Вы продолжаете нас изумлять и радовать, открывая все новые грани в творчестве. В этот день очень хочется пожелать Вам здоровья и многих лет жизни, ведь так хочется быть свидетелями Вашего триумфа, а он обязательно будет в будущем.