Пособие по русской литературе 19 века. Войтоловская Э. Л. и Румянцева Э. М. Практические занятия по русской литературе XIX века. Пособие для студентов пед. ин–тов по специальности «Рус. яз. и литература». Отдохни - посмотри картинки,приколы и смешные стат

Курс русской литературы XIX в. на филологических факультетах университетов и педагогических вузов велик по объему, и, естественно, пройти весь этот курс с одинаковой обстоятельностью нелегко. Параллельно с курсом русской литературы XIX в. идут практические занятия, которые являются дополнением к нему.

Именно на практических занятиях будущий учитель–словесник должен овладеть разнообразными путями и методами анализа литературных произведений.

Авторы не рассматривают приведенные конкретные разборы произведений как образцовые, а самую книгу как сборник методических рецептов. Анализ отдельных сторон художественных произведений, а также разборы критических статей и мемуаров проводятся затем, чтобы сделать наглядными и убедительными принципы и методы анализа, продемонстрировав их на конкретном материале.

Подходя к анализу художественного произведения, следует продумать, что более полно раскрывает творческий замысел писателя. В анализе произведения могут быть применены самые различные пути, но предпочтение должно быть оказано тому, который способствует более глубокому раскрытию произведения. Так, например, социально–философский роман Достоевского «Преступление и наказание» глубже раскрывается в процессе изучения творческой истории произведения, а рассмотрение портрета Пугачева дает возможность выявить художественный замысел произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

В пособии не дается указаний о последовательности изучения отдельных вопросов на практических занятиях, о распределении часов и т. д. На протяжении всей книги авторы старались на конкретном материале указать необходимые звенья литературоведческого анализа, разнообразный характер литературоведческих поисков, принципы работы над монографическими трудами, эпистолярным наследием и др. Хотя книга адресована руководителям практических занятий, она будет полезна аспирантам и студентам, которых познакомит с разнообразными типами литературоведческих исследований, а также с вспомогательными дисциплинами: библиографией и текстологией.

В главе первой выясняется место практических занятий в системе вузовского преподавания литературы, определяются специфические цели и задачи, которые отличают их от других видов работы со студентами, делается попытка проанализировать различные формы самостоятельного участия студентов в них, выявляется роль преподавателя в организации занятий. Здесь охарактеризованы некоторые формы работы со студентами замечательных советских ученых и педагогов.

Вторая и третья главы посвящены работе по вспомогательным литературоведческим дисциплинам: библиографии и текстологии. Во второй главе говорится о путях ознакомления студентов с различными видами библиографии (рекомендательный, научно–вспомогательный, учетно–регистрационный) и о приобретении навыков их использования.

Третья глава книги знакомит студентов с отдельными элементами текстологии и методами работы над источниками. При этом выявляется большое значение текстологии в литературоведческом анализе: и в раскрытии истории создания произведения, и в знакомстве с различными редакциями и вариантами, и при рассмотрении различных типов изданий, текстологических комментариев и т. д. Здесь затрагиваются некоторые вопросы текстологической науки, определяющей пути и методы работы над источниками, проблематика текстологии, ее основные теоретические принципы. Споры, возникающие по поводу отдельных текстологических положений, говорят о сложности и увлекательности текстологии.

В четвертой главе намечены различные способы подхода к тексту и дан. детальный разбор романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». На примере анализа романа показано, какое значение имеют все компоненты художественного произведения (сюжет, композиция, порядок расположения материала, слово писателя). Рассмотрены и некоторые пути анализа произведений И. С. Тургенева и А. П. Чехова с учетом их художественного своеобразия. Специальное место отведено роли портрета героя в художественном произведении.

Глава завершается рассмотрением анализа лирического стихотворения. Подробнее, чем другие, анализируется стихотворение А. С. Пушкина «…Вновь я посетил».

Пятая глава посвящается выявлению особенностей анализа драматического произведения на примере комедии А. Н. Островского «Лес».

На практических занятиях по русской литературе XIX в. приходится постоянно обращаться к мемуарам и письмам, а также критическим статьям. Эти вопросы составляют содержание шестой и седьмой глав пособия. На примере книги С. Т. Аксакова «История моего знакомства с Гоголем» указаны вопрос–л, возникающие при разборе мемуарного произведения, в частности установление объективной достоверности воспоминаний и искренности автора, обусловливающих степень научной значимости мемуаров. Достоверность последних проверяется сопоставлением с другими произведениями мемуарного плана (так, «История…» С. Т. Аксакова сопоставлена с четвертой частью «Былого и дум» Герцена, с воспоминаниями П. В. Анненкова и другими документами эпохи). Вместо анализа отдельных критических статей разных периодов в книге рассматривается ряд связанных между собой журнальных статей середины 30–х годов XIX в.: «О критике и литературных мнениях «Московского наблюдателя» В. Г. Белинского, «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году» Н. В. Гоголя и другие.

Э. Л. Войтоловской написаны третья, шестая и седьмая главы пособия, а также две части^четвертой главы: «Портрет героя в художественном произведении», «Лирическое стихотворение на практических занятиях». Э,М. Румянцевой написаны вторая, четвертая (за исключением двух вышеуказанных частей) и пятая главы книги. Первая глава книги написана авторами совместно.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КАК УЧЕБНЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

В последнее время проблемы преподавания литературы в педагогических вузах привлекают к себе все большее внимание. Преподаватели разных вузов обмениваются опытом, обдумывают пути работы со студентами, возможности повышения идейного, эстетического и культурного уровня студентов . Обсуждаются система обучения студентов по литературе, соотношение различных видов занятий - лекций, спецкурсов, спецсеминаров, практических занятий, ставится вопрос о подготовке кадров для вузов и школ .

Меняются и обдумываются не только формы работы со студентами, но и подход к изучению многих вопросов теории и истории литературы. Перед студентами ставятся задачи и конкретно–исторического и типологического изучения литературы . Им предлагается освоить основные принципы методики и техники литературоведческого анализа . Перед нами проходят в новом освещении вопросы анализа художественного произведения . Появились труды, обобщающие литературоведческие приемы работы, освещающие методологию изучения литературы . Все это свидетельствует и о новых серьезных задачах, стоящих перед преподаванием литературы, и о новых требованиях, предъявляемых к подготовке преподавателей вузов, учителей–словесников, будущих литературоведов; постепенно складывается единая методика преподавания литературы в вузах.

В связи с расширением общего культурного движения в стране стоит серьезно вопрос о формах и методах изучения литературы в институтах. Со всей силой подчеркнуто, что «решения XXIV съезда КПСС настоятельно требуют резкого повышения научно–исследовательской работы кафедр литературы педагогических институтов, так как именно уровень научной квалификации преподавателей определяет степень их эффективности как руководителей учебных занятий, воспитателей и общественников» .

Учебное пособие

по истории русской

литературы XIX века

Москва

Рецензенты:

доктор филологических наук, профессор В.А.Воропаев,

кандидат филологических наук, доцент Л.В.Ершова,

кандидат филологических наук, доцент Е.Ю.Зубарева,

доктор филологических наук, профессор Д.П.Ивинский,

доктор филологических наук, доцент А.И.Изотов,

кандидат филологических наук, доцент Ф.И.Панков

Редакторы:

В.В.Каверина,

Л.В.Хохлова

Матюшенко Л.И., Матюшенко А.Г. Учебное пособие по истории русской литературы XIX века (для учащихся старших классов и абитуриентов). – М., 2008

Предисловие

Цель издания «Учебного пособия по истории русской литературы XIX века» определяется необходимостью обеспечить школьников старших классов и абитуриентов обобщающими материалами по произведениям русских классиков.

Темы, предлагаемые в пособии, в целом соответствуют ныне действующим программам по русской литературе для учащихся девятого и десятого классов общеобразовательных школ.

В основе данного издания лежат курсы лекций по истории русской литературы XIXвека, прочитанные доцентом филологического фа­культета МГУ Л.И.Матюшенко в разные годы.

В то же время не все предлагаемые материалы являются в полной мере оригинальными. Их составители опирались на известные труды по истории русской литературы; при этом привлекаемые тексты подвергались существенной обработке, адаптации, редактированию – в целях лучшего их понимания и усвоения школьниками.

При разработке пособия использованы исследования литературоведов, философов, историков культуры XX века, в том числе труды ученых филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Укажем здесь работы таких исследователей, как М.П.Алексеев, И.М.Андреев, В.Ф.Асмус, М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, С.М.Бонди, С.Г.Бочаров, А.С.Бушмин, В.В.Виноградов, И.А.Виноградов, И.И.Виноградов, Г.О.Винокур, В.А.Воропаев, М.О.Гершензон, Т.П.Голованова, В.А.Грихин, Н.К.Гудзий, В.М.Жирмунский, А.И.Журавлева, прот. В.В.Зеньковский, Е.Ю.Зубарева, Н.В.Измайлов, И.А.Ильин, А.А.Илюшин, В.Б.Катаев, В.И.Коровин, Ю.В.Лебедев, С.В.Ломинадзе, Л.М.Лотман, Ю.М.Лотман, Г.П.Макогоненко, Д.Е.Максимов, Ю.В.Манн, В.А.Мануйлов, И.Н.Медведева, Г.А.Мейер, О.В.Миллер, Л.Н.Назарова, Р.Г.Назиров, Э.Э.Найдич, В.А.Недзвецкий, Л.Д.Опульская, А.С.Орлов, П.А.Орлов, А.М.Песков, Н.К.Пиксанов, Л.В.Пумпянский, И.Б.Роднянская, А.А.Сабуров, Н.Н.Скатов, А.П.Скафтымов, А.А.Смирнов, А.Н.Соколов, Н.Л.Степанов, Л.И.Тимофеев, Б.В.Томашевский, В.Н.Турбин, Ю.Н.Тынянов, И.С.Чистова, Б.М.Эйхенбаум, М.П.Якубович и др. (см. список литературы в конце книги). В большинстве случаях использовались лишь идеи и некоторые наблюдения этих авторов, иногда – отдельные фрагменты их работ.

Авторы выражают искреннюю благодарность рецензентам В.А.Воропаеву, Л.В.Ершовой, Е.Ю.Зубаревой, Д.П.Ивинскому, А.И.Изотову, Ф.И.Панкову, редакторам В.В.Кавериной и Л.В.Хохловой, а также А.В.Величко, В.А.Воропаеву, А.Г.Лилеевой, И.В.Одинцовой, Е.В.Полищук и всем коллегам, прочитавшим «Учебные материалы» в рукописи и высказавшим ценные замечания, учтенные в процессе подготовки пособия к печати.

М.: Прометей, 2000. Ч.1 -504с., Ч.2 - 304с.

Данное издание - пособие по русской литературе XIX века, адресованного учащимся гуманитарных школ и подготовительных курсов, преподавателям литературы средней школы и студентам первого- второго курсов педагогических институтов.

Часть 1.

Формат: pdf / zip

Размер: 31,8 Мб

Часть 2.

Формат: pdf / zip

Размер: 20 Мб

Предисловие 3

НЕОБХОДИМЫЕ КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Деталь. Сюжет и композиция 7

Роды и жанры литературы 8

Стихосложение 10

Средства художественной выразительности 17

Литературные направления 20

Классицизм 21

Сентиментализм 21

Романтизм 22

Реализм 23

Идейно-художественное своеобразие стихотворения или рассказа 26

I КРУГ - ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ

А. С. ГРИБОЕДОВ

Черты классицизма, реализма и романтизма в «Горе от ума» 27

Век нынешний и век минувший 32

Жанровое своеобразие «Горя от ума» 42

Сюжет и конфликт «Горя от ума» 46

Образная система «Горя от ума» 51

Чацкий как...

Отдохни - посмотри картинки,приколы и смешные статусы

Разные афоризмы

Мы не отступаем, мы наступаем в другом направлении. (Закон отступления по Дугласу)

Цитаты и Статусы со смыслом

Чисто прибранная квартира и вкусный ужин - два признака неисправного компьютера.

Приколы из школьных сочинений

Вася приобрел себе собаку, когда он был еще щенком.

Данное издание - пособие по русской литературе XIX века, адресованного учащимся гуманитарных школ и подготовительных курсов, преподавателям литературы средней школы и студентам первого- второго курсов педагогических институтов.

СЮЖЕТ И КОНФЛИКТ «ГОРЯ ОТ УМА».
I. В основе сюжета «Горя от ума», согласно классицистической традиции, лежит любовная интрига, однако по жанру пьеса Грибоедова - общественная комедия, основной конфликт здесь - столкновение между «веком нынешним» и «веком минувшим» - социальный, то есть конфликт оказывается шире любовного сюжета (см. «Жанровое своеобразие «Горя от ума»).
Гончаров:
Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчали-ным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел.
(«Мильон терзаний»)

II. Особенности любовной линии.
1. Сюжет «Горя от ума» строится на развитии «любовного треугольника», соответствующего в основном классицистической «системе амплуа» (см. «Черты классицизма, реализма и романтизма в «Горе от ума»).
2. Отличительная черта - наличие еще двух «любовных треугольников», которые, раскрываясь, усиливают комизм положения.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
НЕОБХОДИМЫЕ КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание произведения 6
Деталь. Сюжет и композиция 7
Роды и жанры литературы 8
Стихосложение 10
Средства художественной выразительности 17
Литературные направления 20
Классицизм 21
Сентиментализм 21
Романтизм 22
Реализм 23
Идейно-художественное своеобразие стихотворения или рассказа 26
I КРУГ - ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ
А. С. ГРИБОЕДОВ

Черты классицизма, реализма и романтизма в «Горе от ума» 27
Век нынешний и век минувший 32
Жанровое своеобразие «Горя от ума» 42
Сюжет и конфликт «Горя от ума» 46
Образная система «Горя от ума» 51
Чацкий как победитель и как побежденный 55
Идейно-художественное своеобразие монологов Чацкого 57
А. С. ПУШКИН
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина 73
«Пророк» 81
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» 82
Тема дружбы в лирике Пушкина 85
«Во глубине сибирских руд...» 91
Тема любви в лирике Пушкина 93
К*** («Я помню чудное мгновенье...») 100
«Я вас любил: любовь еще, быть может...» 102
Жанры лирики Пушкина 103
«Песнь о вещем Олеге» 109
Природа в лирике Пушкина и в «Евгении Онегине» 112
«Осень» 124
Философия лирики Пушкина 126
«Анчар» 133
«Вновь я посетил...» 135
Эволюция идеала свободы в лирике Пушкина 137
«К Чаадаеву» 145
«Деревня» 147
«К морю» 149
Фольклор в творчестве Пушкина
Дворянство в «Евгении Онегине» 161
Культура в «Евгении Онегине» 176
Образ автора в «Евгении Онегине» 190
Композиция «Евгения Онегина» 200
Идейно-художественное своеобразие поэмы «Медный всадник» 207
Идейно-художественное своеобразие романа «Дубровский» 221
Поэзия автора и рассказчика в «Капитанской дочке» 231
Жанровое своеобразие «Капитанской дочки» 236
Образ Пугачева и средства его раскрытия 241
Сюжет и композиция «Капитанской дочки» 246
Эпиграфы в «Капитанской дочке» 250
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова 256
«Смерть поэта» 260
«Поэт» 263
Природа в поэзии Лермонтова 265
Образ родины в поэзии Лермонтова 275
«Родина» 279
Тема одиночества в поэзии Лермонтова 281
«Парус» 287
«Дума» 288
«Как часто, пестрою толпою окружен...» 291
«Выхожу один я на дорогу...» 293
Идейно-художественное своеобразие «Песни про купца Калашникова» 296
Историческая тема в творчестве Лермонтова 304
«Бородино» 309
Сюжет и композиция «Мцыри» 313
Тема любви в лирике Лермонтова 318
Жанры лирики Лермонтова 328
Проблемы личности и ее художественное воплощение в «Герое нашего времени» 335
Жанровое своеобразие «Героя нашего времени» 346
Природа в «Герое нашего времени» 350
Образная система «Героя нашего времени» 354
Н. В. ГОГОЛЬ
Новаторство «Ревизора» 363
Жанровое своеобразие «Ревизора» 370
Образ города в «Ревизоре» 372
Образ Петербурга в «Ревизоре» 378
Средства раскрытия характеров в «Мертвых душах» 381
Жанровое своеобразие «Мертвых душ» 401
Лирические отступления в «Мертвых душах» 408
Образ автора в «Мертвых душах» 420
Чиновничество в «Ревизоре» и в «Мертвых душах» 425
Женские образы в «Мертвых душах» и в «Ревизоре» 438
Сюжет и композиция «Мертвых душ» 447
Идейно-композиционная роль образа Чичикова 459
Народные образы, образ народа, народность «Мертвых душ» 463
Фольклор в «Ночи перед Рождеством» и других повестях цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» 474
Идейно-художественное своеобразие повести «Шинель» 488.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Текст, Пособие по русской литературе XIX века, Часть 1, Азарова Н.М., 2000 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Предлагаемое учебное пособие составлено нетрадиционно, по типу компендия, т. е. сжатого суммарного изложения проблематики и поэтики русской словесности указанного периода. Подобный принцип представляется весьма актуальным в связи с новыми стандартами Минобразования и науки РФ, которые предполагают, в частности, сокращение аудиторных часов и значительное расширение в учебном процессе доли самостоятельной работы студентов. Под руководством преподавателя студенты смогут компенсировать возможные пропуски в изложении традиционных проблем историко-литературного процесса.

Для студентов филологических факультетов, аспирантов, преподавателей средних и высших учебных заведений.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Русская литература XIX века. 1801-1850: учебное пособие" Л. П. Кременцов бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.