Портреты девушек карандашом для срисовки. Как научиться правильно рисовать портреты людей карандашом начинающим художникам? Рисуем портрет человека карандашом поэтапно в разных ракурсах: анфас, профиль и поворот головы

Если вы когда-нибудь брали в руки простой карандаш и рисовали людей, то, скорее всего, знаете о том, насколько сложно создавать портрет человека. Ведь помимо общих очертаний необходимо использовать объемную графику, игру света и тени. Это необходимо делать для того, чтобы плоское изображение «ожило» и стало выглядеть наиболее реалистичным. Однако об использовании подобной техники далеко не все знают. Поэтому мы решили в своей статье рассказать о том, как рисовать портреты людей правильно.

Что представляет собой портрет человека?

Перед началом рисования необходимо выяснить, что же такое портрет. В основном это изображение головы (от макушки и до плеч). Немного реже на портретах изображают людей в полный рост. Целью такого рисунка является максимально точная передача того изображения, которое художник видит в образе модели. Портреты можно рисовать простым и красками, мелками, углем.

Каждый художник знает, человека, независимо от используемой техники и подручных инструментов. При этом мастер выполняет рисунок с использованием света и тени. Но для того чтобы получился более или менее реалистичный и близкий к оригиналу портрет, необходимо тренироваться. Как показывает практика, нужно сделать как минимум 50-100 рисунков.

Это необходимо для того, чтобы набить руку и выработать собственную технику на полотно.

Какими бывают портреты людей?

Перед тем как рисовать портреты людей, необходимо выяснить, какими они бывают. В данном случае все зависит от пола и возраста модели, с которой делается портрет. Например, изображения могут быть женскими и мужскими, детскими. При этом они отличаются между собой. В частности, мужской рисунок отличается от женского более грубыми наличием массивного подбородка, у мужчин более острая и широкая.

Помимо этого для мужских портретов характерно наличие выступающих частей лица: скул и надбровных дуг. Женские же рисунки содержат более округлые формы и сглаженные углы в области лба и подбородка.

Готовим все принадлежности для рисования

На первом этапе рекомендуется приготовить лист бумаги, несколько простых карандашей с разным уровнем мягкости, стерку. Опытные художники также используют ряд дополнительных инструментов, например, электростерку, которая работает более нежно и не оставляет таких разводов, как обычный ластик. Перед тем как рисовать портреты людей и делать реалистичными, нужно старательно выполнять нашу инструкцию шаг за шагом.

И, конечно, позаботьтесь о модели или найдите с которого будете рисовать портрет.

Выбирайте простой образец

Если вы только начинаете делать первые шаги в изобразительном искусстве, то вам следует искать фото или картинки, на которых изображены не слишком сложные портреты людей. Для начинающих рисовать картины, выполненные в непростой технике, нежелательно. Лучше выберите фото попроще. В качестве примера мы расскажем, как нарисовать женское изображение.

Определяем верх и низ изображения

На следующем этапе возьмите лист бумаги, внимательно рассмотрите вашу модель, изучите все детали и приступайте к рисованию. Определите верх будущего наброска и низ. Произведите визуально замеры параметров лица изображения. Это необходимо сделать, чтобы у вас получилась максимально точная картинка. Да и чтобы на вашем рабочем листе поместилось все: волосы, лоб, подбородок, шея и, возможно, плечи.

Далее рисуем поэтапно портрет человека следующим образом: поделите ваш лист бумаги ровно пополам по горизонтали; повторите то же самое по вертикали; у вас должно получиться четыре одинаковых квадрата. При этом не стоит слишком надавливать на карандаш, так как все эти линии являются вспомогательными, и впоследствии будут стираться.

Разграничение плоскости на листе

Возьмите карандаш и перейдите в один из ближайших верхних квадратов. Разделите его пополам. То же самое проделайте с обоими квадратами в нижней плоскости. Затем разделите нижние квадраты повторно пополам.

Намечаем овал лица

Далее рисуем поэтапно портрет человека, начиная с наброска Для этого перейдите к горизонтальной линии разграничения на листе, а затем, отступив от начала страницы несколько сантиметров, проведите линии лица. Протяните их до самого низа и закруглите на конце. Причем полученные линии лица должны быть в идеале полностью симметричными. Таким образом, у вас получится овал лица, щеки, скулы и подбородок.

Намечаем линии носа, лба и волос

На следующем этапе рисования в середине овала лица намечаем двумя линиями зону носа. Обводим более четко подбородок и линии до области волос. Делаем отступ в зоне лба. А затем волнообразными движениями рисуем челку и волосы.

О том, как рисовать портрет человека карандашом, используя растушевку и ластик, мы расскажем дальше.

Рисуем брови и крылья носа

Следующим шагом будет рисование бровей и крыльев носа. Переместите карандаш в верхнюю плоскость рисунка. Отступите немного от области лба и от скул. Нарисуйте брови, напоминающие две одинаковые и симметричные, слегка приподнятые дуги. Затем перейдем к прорисовке носа. Для этого в середине двух полосок (делали их в предыдущем шаге) рисуем верхнюю и нижнюю части носа. Остальные части лица делаем более четкими.

Как рисовать портрет человека с использованием света и тени, поговорим позже, когда наша картинка будет полностью готова.

Рисуем глаза и ноздри

Следующим шагом будет рисование очертаний глаз и ноздрей. Для этого четко под бровями проведите две линии и нарисуйте слегка вытянутые овалы глаз. Затем внутри них нарисуйте зрачки, веки и ресницы. Спуститесь к носу и наведите ноздри.

Рисуем губы и уши

На завершительном этапе создания эскиза делаем под носом небольшую капельку-складку и прорисовываем губы. Далее рисуем уши и часть шеи. Набросок готов. Останется лишь оттенить все части лица, используя более твердый карандаш и ластик. При этом в тех участках, где вы несколько переусердствуете с тенью, можно сделать белые области при помощи стерки.

Теперь вы знаете, как рисовать портреты людей обычным карандашом.

ФОТО-ОБРАЗЕЦ

Когда мне дают задание нарисовать картину с фотографии портрета, я выбираю автопортрет. Всегда лучше рисовать с натуры, как и когда вы можете, на фотографиях картинка иногда может быть искаженной. Тем не менее, не всегда возможно или удобно заставлять людей позировать, и тут фотографии однозначно помогают. Я попыталась выбрать самую интересную фотографию, я здесь не очень на себя похожа, но мне здесь безумно нравится яркий солнечный свет, так что выбираю это фото! (рис. 1)

ЭСКИЗ

Не всегда я начинаю с эскиза, но, когда рисовать приходится с фотографии (и, собственно, автопортрета) он помогает быть чуть более точным. Иногда я начинаю того, что просто обрисовываю общие формы и линии, но в данном случае, я как раз начала с очень простого наброска.

Он нужен для того, чтобы правильно отмерить основные черты лица: глаза, нос, рот и т.д. И еще один слой просто с линиями поверх всех частей лица, далее продублированный. (рис. 2-3)

(Прямые линии можно нарисовать, удерживая клавишу Shift, при проведении линии кистью) После этого я грубо дорисовываю на глаз все остальное. Вы можете использовать специальные сетки, если вам так удобнее, но лично я стараюсь не заморачиваться, добиваясь совершенства на базовом эскизе. На этой стадии рисунок выглядит, конечно, паршиво, но основа уже готова, так что можно переходить к раскрашиванию!

КИСТИ

Существует огромное количество различных кистей в просторах интернета и, хотя некоторые из них, на мой взгляд, очень неплохи, нет ничего лучше обычной круглой кисти. Именно ее я и буду использовать, базовую твердую круглую кисть, которая есть во всех версиях Photoshop. (рис. 4)

БАЗОВЫЕ ЦВЕТА

Когда дело доходит до выбора цветов при рисовании с фотографии, думаю, лучше оставить мысль об использовании Пипетки (Color picker). Фотографии могут быть очень мозаичными и цвета могут искажаться, случайный выбор цветов не даст вам реального представления о тонах, особенно, когда это касается кожи, например! Поэтому используйте только свои способности и экспериментируйте, пытаясь добиться наиболее приближенного результата, и здесь попасть в точку – не самое главное.

В ходе процесса я буду добавлять так много разных цветов, что в итоге это не будет иметь значения. Следующий этап – добавление некоторых базовых тонов на нормальном слое под эскизом (сам слой с эскизом переключен на режим Умножение (Multiply), что делает его почти прозрачным). (рис. 5)

Далее с этого момента все будет рисоваться поверх эскиза и уже нанесенных базовых цветов. В своих работах я всегда объединяю слои по мере необходимости, поэтому мне не приходится путаться в большом количестве слоев. Большую часть времени, тем не менее, я буду добавлять новые элементы на отдельных слоях. Я не пуристка! Если что-то пойдет не так, это не будет для меня катастрофой.

Что касается того, использовать или не использовать много слоев в своей работе, это полностью ваше дело, делайте то, что удобно лично для вас. На этом этапе я начинаю добавлять базовые световые пятна, чтобы лучше сформировать линии лица. (рис. 6)

Не переживайте, если на этой стадии ваш рисунок пока не выглядит, как оригинал; еще слишком рано и по ходу дела все будет смотреться намного лучше. А пока все выглядит довольно неряшливо, мазки очень заметны и неравномерны, но тут все дело в нахождении правильных цветов и формы. Старайтесь пока не зацикливаться на смягчении линий картинки.

ЦВЕТА

Один из самых распространенных вопросов, которые мне приходится получать в свой адрес, это, откуда я «знаю», какие цвета подбирать. Сказать честно, я не знаю, я просто пытаюсь подобрать их, и уделяю внимание окружению, и только потом выбираю какой-то определенный цвет. Фотография служит хорошим помощником и с ней намного проще работать, чем полагаться на свою интуицию. Однако, в 90% случаев я не до конца довольна результатом выбранных цветов и в итоге приходится их менять. Цветовая палитра, подобранная в самом начале работы и та, что получается в самом конце – две совершенно разные вещи. Поэтому, если вам не нравится выбранный вами цвет, не переживайте. Photoshop - ваш друг, и у него определенно есть свои плюсы. (рис. 7-8)

Одним из бесценных инструментов для меня является Баланс цвета (Color balance). Я обычно делаю дубликат всего изображения и затем корректирую цвета, если они мне не нравятся, что бывает абсолютно всегда. Этот инструмент очень полезен, если вы хотите слегка или значительно изменить цвета картины. Он также очень поможет сбалансировать цвета, если они не совсем сочетаются друг с другом. (рис. 9)

Вы наверняка заметите, как на протяжении всей работы меняются тона на моем рисунке. Иногда я то меняю, то отменяю изменения в поисках нужного эффекта. Да, вот такая я непостоянная!

ПРОРАБОТКА

Когда базовые цвета и источники света установлены, я провожу все остальное время за проработкой деталей. В этом процессе я редко застреваю на одном участке, я перескакиваю между разными частями рисунка, чтобы мне не наскучило работать над одним и тем же слишком долго. Это помогает также при возвращении на предыдущие участки заметить небольшие недочеты и исправить их. Очевидно, также, что картинка стала более мягкой. В самом начале все было слишком грубым, но мы смягчили их в процессе проработки. (рис. 10-12)

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

РЕЖИМЫ СЛОЕВ

В ходе работы я использовала несколько разных типов слоев. Это, в основном, режимы Нормальный (Normal) и Наложение (Overlay). Мне, наверно, не нужно ничего говорить про Нормальный режим, но Наложение очень полезная штука. Это очень хороший способ повышения контраста. На моем фото-образце очень яркий источник света. Поэтому я в процессе рисования наложила парочку слоев в режиме Наложение. Я делаю правую сторону кожи лица намного более яркой, накладывая тот же тон кожи, но уже в режиме Наложение. Это очень помогает добавить контраст и свечение, вызванное ярким солнечным светом. Этот режим также помогает добавить к этому очень яркий красный/оранжевый, который виднеется при контрасте кожи со светом.

Непрозрачность (Opacity) слоев всегда варьируется, все зависит от того, какой уровень подходит лучше. Постоянно экспериментируйте со слоями и выбирайте то, что подошло! (рис. 13-14)

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Темная сторона лица все еще выглядит плоской по сравнению с освещенной стороной. Чтобы это исправить, я буду добавлять на слой в режиме Наложение более яркий тон, чтобы немного подчеркнуть структуру лица, щек, зону брови и т.д. Я выбрала светло-зеленый, потому что при Наложении цвета получаются очень насыщенными. Если бы я выбрала тон кожи, в результате получился бы ярко-оранжевый. Зеленый же не приведет к такому эффекту, и отлично будет сочетаться с общим тоном кожи. (рис. 15)

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

ПОВОРОТ!

Еще один способ контролировать какие-то мелкие ошибки – поворачивать (Flip) изображение. Работая с фотографией, я знаю, каким будет результат, но все же будет не лишним примерно раз в час разворачивать рисунок.

Ошибки при этом всегда обнаруживаются, так что их намного проще исправлять в процессе работы… вместо того, чтобы по полном завершении обнаружить, что все выглядит ужасно, если взять и повернуть изображение! (Изображение – Поворот изображения – Повернуть горизонтально) (Image – Image rotation – Flip canvas horizontally) (рис. 16)

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

СМЕШИВАНИЕ

Я почти уверена, что самый часто задаваемый вопрос касается того, как я смешиваю краски, создавая плавные переходы от одного цвета к другому. Мне всегда сложно ответить на этот вопрос, потому что я никогда не смешиваю два цвета «активно». Мой способ заключается в наложении цвета поверх, штрих за штрихом в различных тонах, пока они не станут почти незаметными. (рис. 17) Я бы не советовала размывать цвета; на мой взгляд, это полностью лишает картину жизни, в итоге она выглядит «грязной», поэтому не бойтесь, если изображение будет немного грубоватым, просто продолжайте работать над ним! Подберите тон, который будет сочетаться с обоими цветами, которые нужно объединить, наносите мазки кистью, и они естественным образом смешаются. Если у вас возникнут трудности, попробуйте использовать кисть с более мягкими краями. Хоть я и не рекомендую использовать Аэрографы (Airbrushes) (опять же, это выбор каждого!), кисти с мягкими краями могут помочь в смешении цветов. Они также могут оказаться полезными тогда, когда нужно немного уменьшить непрозрачность вашей кисти. Иногда 100%-ая непрозрачность может быть перебором. Тогда как я почти всегда меняю свою непрозрачность со 100%, здесь все заключается в нахождении своего метода, который будет приносить наилучшие результаты.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

ВОЛОСЫ

Используя всю ту же стандартную круглую кисть, создаем базовую форму волос. Затем, в той же манере, начинаем накладывать более светлые тона. Я не рисую волосы как группу волосков, вместо этого я создаю локоны и стараюсь максимально точно передать их естественное положение и образование прядей. Потом я добавляю отдельные волоски, чтобы просто придать прическе эффект пышности. (рис. 18-20)

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Я добавила еще один слой в режиме Наложение и залила его светло-коричневым цветом, который придаст волосам красивое сияние со стороны, где на них падает солнечный свет. После этого идет процесс окраски и повторений. Просто продолжайте добавлять пряди, световые пятна и несколько отдельных волосков, которые выбиваются из общей массы волос, пока не получите готовое изображение.

ФИНАЛЬНЫЕ ШТРИХИ / ДЕТАЛИ

Добавление финальных штрихов у меня всегда занимает большую часть всего процесса рисования. Это также процесс, который нельзя оставлять на «последние» этапы. Проработкой деталей я занимаюсь на протяжении всей работы над картиной, это очень плавный для меня процесс и очень приятный, я очень люблю детали! Здесь-то все лишнее и отсекается.

Для меня процесс детализации – это процесс наведения порядка в линиях, таких как, например, линия подбородка на темном фоне волос. На этом этапе я также могу больше внимания уделить деталям глаз, бровей, носа и губ и т.д. Я использую все ту же кисть, только меньшего размера. И обычно значительно увеличиваю масштаб, когда работаю над такими деталями. После этих процедур изображение становится заметно чище и с ним намного проще работать дальше. (рис. 21-22)

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

ИЗМЕНЕНИЯ

Вы, наверное, заметили, что в моей работе есть некоторые отличия от оригинала. Первое изменение касается волос. На самом деле, они выглядели просто ужасно! Я не особо была увлечена рисованием волос вот так, поэтому используйте свои права художника. Если вы считаете, что что-то следует изменить, меняйте! В конце концов, это всего лишь образец, а не инструкция, которой безотлагательно нужно следовать. Здесь вы увидите и другие внесенные изменения. (рис. 23-24)

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Ниже представлены вырезки в увеличенном масштабе. (рис. 25-26) На этом этапе работа почти завершена. Я немного обрезала изображение и попыталась добавить несколько более ярких красок, розовых и голубых, чтобы выделить голубые глаза и нежный розовый оттенок на коже. Наверно, не нужно говорить, что на фото-образце этого нет, но я просто делаю так, как мне нравится.


Локализация урока для вас подготовлена командой сайта:

Найдите модель или фотографию. Убедитесь, что фотографии, которые вы выбрали, соответствуют вашим навыкам рисования. Если вы только начинаете рисовать, то не стоит брать фотографию, где слишком много сложных теней, или снимок, сделанный с необычного ракурса. Начинайте с простого. Если у вас уже есть опыт в рисовании портретов, можно попробовать что-то посложнее, чтобы проверить свои навыки.

  • Решите, хотите ли вы рисовать мужчину или женщину. Как правило, у мужских портретов более насыщенные тени; проще или нет так будет, решать вам. У женщин, в свою очередь, более длинные волосы - некоторые считают, что рисовать много волос скучно или трудно.
  • Решите, хотите ли вы рисовать молодого или старого человека. Лица людей в возрасте рисовать интереснее, но и сложнее из-за дополнительных линий и текстур - впрочем, благодаря им портрет получается выразительным. Проще рисовать очень маленьких детей, но если вы привыкли рисовать взрослых, вам, наоборот, может быть сложнее.
  • Нарисуйте общий контур лица и головы. Для этого возьмите карандаш потверже, 2H (в отечественной маркировке 2Т), а если у вас нет карандашей разной мягкости, то воспользуйтесь механическим карандашом. Эти карандаши рисуют более тонкие и легкие линии, которые проще стереть, если нужно будет внести изменения в набросок.

    • Далее сделайте набросок основных черт лица - глаза, нос в нескольких чертах, уши и губы, но не рисуйте тени.
  • Ничего не придумывайте. Рисуйте только то, что видите. Если под глазами нет мешков, не рисуйте их. Если вы видите только 2–3 линии вокруг носа, не добавляйте дополнительных, чтобы сделать его более заметным. Добавлять несуществующие детали довольно рискованно, потому что они могут не соответствовать действительности и испортить изображение, которое вы копируете.

    • Вы можете позже добавить детали, которые не видно на фотографии, если не хотите, чтобы ваш портрет был точной копией.
  • Начните прорисовывать тени. Как правило, этот процесс больше всего пугает тех, кто рисует портрет, но именно благодаря теням объект на картинке становится “живым”.

    • Определите самые светлые и самые темные части лица. Если вы хотите, чтобы портрет выглядел объемным и более драматичным, сделайте самые светлые части максимально светлыми (работайте самым твердым карандашом), а темные - максимально темными (самым мягким карандашом).
  • Используйте по максимуму свои навыки наблюдения. Тени и черты лица будут выглядеть реалистично и похоже на фотографию, если вы будете постоянно прерываться и сравнивать свой рисунок с фотографией. Не нужно слишком скрупулезно сравнивать, особенно если вы только начинаете рисовать, ведь любой портрет никогда не будет абсолютной копией фотографии.

    • Не забывайте: чтобы нарисовать хороший портрет, вам нужно уловить уникальные черты и выражение лица модели. Если у модели довольно крупный нос, не пытайтесь сделать его тоньше. Если брови модели тонкие и белесые, не пытайтесь сделать их пышнее. Портрет должен передавать внешность настоящего человека, а не идеальное представление о нем.
  • В сегодняшнем уроке мы научимся изображению портрета. Наш урок будет состоять из нескольких этапов. Используем в нашем портрете исключительно карандаш. Распределяем наше занятие на этапы, чтоб не пропустить ни малейшей детали изображения портрета. Приступим к работе, «прихватив» с собой: карандаш, лист бумаги и великое желание творить!
    1 этап заключается в изображении карандашом контура, состоящего из линий. Контур изображается, так сказать, от руки, лишние линии убираем стёркой!

    На втором этапе мы накладываем штрихи там, где есть затемнение волос, для этого необходимо использовать механический карандаш 3В 0.5. Рисуем в основных направлениях.

    На третьем этапе заштриховываем тёмные места. Нужно очень аккуратно и с большим вниманием просмотреть их направление, чтобы у нас получились действительно волосы, а не какой-то сноп соломы!

    Четвёртый этап также заключается в нанесении штрихов в направлении роста волос. Необходимо в то же время удлинить линии, затемнить необходимые участки портрета:

    Пятый этап. Поработаем немного над волосами. Они должны приобрести некий стиль, для этого необходимо затемнить нужные нам участки волос. Сейчас нужно очень аккуратно наносить штрихи, а также мы должны избежать бликов. Далее совет: для более комфортного штрихования – поворачивайте ваш лист бумаги:

    Шестой этап. Мы должны закончить работу с причёской. Вернёмся обратно, затемнив слой волос:

    Этап седьмой включает в себя растушевку. Неважно какую, она может быть как чистой, так и грязной! Растушевываем волосы по направлению их роста. Не допускайте пересечения штрихов, в противном случае ваша работа будет выглядеть грязной и неаккуратной. Разглаживать нужно только по направлению!

    Этап восьмой. Продолжаем дальше наше обучение изображения портрета. Далее необходимо немного поработать с бликами. Нужно как бы «вытянуть» линии там, где есть блики, для этого используем острую стёрку. Это нужно сделать так, чтобы блики были вместе со штрихами карандаша и осветляли необходимые нам места:

    Девятый этап – это прорисовывание карандашом мягкостью 3В, можно мягче, затемнённых участков. Также дорисуем прямые волосы к завиткам головы, лица. Однако лицо трогать сейчас не будем. Нам нужно получить своеобразный вид волос, для этого применяем штрихи для отдельных волосинок, различного рода нажимы.

    Десятый этап. Поэтапное изображение глаз портрета.

    На одиннадцатом этапе мы получили вот такое изображение:

    Этап № 12. Добавим коже лица немного тональности:

    Этап № 13. Наконец, мы получили готовый портрет, изображая его поэтапно!

    Если вы никогда прежде не рисовали портрет, делайте так, как делал Ван Гог - рисуйте самого себя! Вооружившись блокнотом для рисования или даже офисной бумагой, наклеенной клейкой лентой на твердый картон, карандашом Конте или кусочком виноградного угля (подойдет и мягкий карандаш) и зеркалом, сядьте перед зеркалом и внимательно рассмотрите черты своего лица. Обустройте свое рабочее место так, чтобы свет падал с одной стороны. Если вы правша, источник света должен находиться слева и чуть выше вас.

    Найдите лист бумаги больше своей головы, чтобы ваш рисунок был такого же размера, как и портретируемый объект, в данном случае - вы сами. В процессе рисования держите голову ровно. Пользуйтесь глазами, а не головой, чтобы смотреть вниз на бумагу. Не вертите головой из стороны в сторону. Существуют несколько подходов, которые применяют художники. Я начну с подхода своего любимого портретиста - Ричарда Шмида: взгляните на один из своих глаз. Внимательно изучите его. Сначала вы нарисуете глаз и будете постепенно двигаться от него, сопоставляя пропорции и тщательно замеряя.

    Посмотрите, как верхнее веко соотносится с нижним. Есть ли заметная складка над глазным яблоком или нет? Являются ли брови густыми или редкими, изогнутыми, прямыми или скошенными? Очень легко нажимая, нарисуйте на бумаге овал, приблизительно представляющий собой пропорции и форму вашего левого глаза.

    Пока что не беспокойтесь об остальных частях головы, волосах или шее, но оставьте для них место на бумаге на потом. Впервые рисовать лицо легче, если смотреть прямо на зеркало. В большинстве лица довольно симметричны, но все же не вполне. Обратите внимание на расстояние от правого до левого глаза. Используя ширину глаза, как базовую единицу измерения, замерьте ширину пространства между глазами и тщательно нарисуйте контур, веко и радужную оболочку левого глаза, затем отметьте пространство между глазами, после чего нарисуйте контур и детали правого глаза. Обозначьте направление и ширину бровей.

    Нарисуйте очень легкую вертикальную линию по центру пространства между глазами вниз до нижнего края подбородка и вверх до линии волос. Это поможет вашему рисунку оставаться симметричным.

    Отмерьте единицу ширины глаза и сопоставьте это расстояние с расстоянием между внутренним углом глаза и нижним краем носа. Сделайте короткую легкую линию у края носа. Сопоставьте ширину глаза с шириной носа. Сделайте отметки, обозначающие ширину носа, с обеих сторон от вертикальной линии. Затем сопоставьте расстояние между краем носа и разделительной линией губ. Следите за этими пропорциями! Правильное их вычисление обеспечивает хороший портрет и сходство.

    Найдите ширину скул и обозначьте их легкой отметкой, затем двигайтесь в сторону к ушам. Уши очень сложно рисовать, у каждого человека они совершенно уникальны. Верхняя часть уха, как правило, располагается где-то приблизительно на уровне бровей, но опять же, внимательно посмотрите, прежде чем рисовать. Лицо каждого человека уникально!

    Обозначьте особенности подбородка и челюстной кости.

    Обозначьте высоту и ширину волос и тщательно нарисуйте их очертания, добавив тон в значении светлоты или темноты волос. Не беспокойтесь о деталях! Когда вы смотрите на чьи-то волосы, то замечаете цвет и форму, а не отдельные волоски. То же самое должно быть и на вашем рисунке.

    Когда у вас обозначены пропорции, взгляните на участки света и тени на объекте. Слегка затените темные участки, чтобы получить ощущение объемности. В первую очередь работайте с самыми темными участками - обычно это радужная оболочка. Оставьте белым изогнутое световое пятно на радужной оболочке. Обратите внимание, что глазное яблоко изогнуто, и что одна сторона глазного яблока несколько затенена. Внимательно посмотрите на пропорции и расположение световых пятен.

    Обратите внимание на форму и пропорции верхних и нижних век. Не беспокойтесь о ресницах - позже их можно слегка обозначить более темной линией.

    Обозначьте форму черепа и изгибы покрывающей его плоти, постепенно затеняя стороны лица и челюсти, глазницы, углубление в черепе над глазами, затем выделите более светлые участки в тоне волос.

    Слегка затените теневую сторону носа и попытайтесь ухватить его уникальную форму, особенно кончика. Это еще одна характерная особенность лица.