Помощник режиссера в театре что делает. Чем занимается помреж? Плюсы и минусы профессии

Что происходит на сцене за закрытым занавесом? Как идет подготовка к спектаклю, кто меняет декорации и почему в театре много так называемых «бойцов невидимого фронта» , чья работа очень важна, но остается «за кадром»? Об этих и других секретах закулисной жизни нам рассказала заслуженный работник культуры Карелии, помощник режиссера Музыкального театра Надежда Ивановна Уранова.

Во время первого спектакля, который я вела, меня охватила настоящая паника , все происходило, как в страшном сне! Поскольку получилось так, что репетиций этой постановки с моим участием в качестве помрежа не было, материал представлялся мне настоящей целиной. Не знаю, каким образом у меня получилось, но я все сделала правильно! С тех пор прошло больше десяти лет, и хотя теперь многие мои навыки доведены до автоматизма, каждый спектакль для меня неповторим и по-своему сложен.

Помощнику режиссера нашего театра, в отличие от помрежей , работающих с драматическими труппами, необходимо иметь музыкальное образование, так как балетные и оперные спектакли ведутся с помощью клавира, где отмечены все перемены, какие происходят в спектакле. Помощнику режиссера необходимы абсолютная сосредоточенность, внимание, четкость действий, от него во многом зависит, не произойдет ли каких-то сбоев, насколько артистам будет удобно, комфортно.

Помощник режиссера работает в тесном контакте с постановочными и техническими службами и актерским составом. До начала репетиции или спектакля я проверяю, в каком состоянии сцена, помыт ли пол; если на сцене холодно, то расставлены ли обогреватели. Выясняю, на месте ли артисты, все ли готовы к выходу, загримированы, одеты. Если кого-то нет, сообщаю об этом заведующему труппой. За полчаса до начала спектакля занавес опускается, а поднимается тогда, когда маэстро встал за пульт и взмахнул дирижерской палочкой, а артисты приготовились к первой сцене.

В работе помрежа неизбежны, пусть даже редкие, накладки и непредвиденные обстоятельства . По прошествии времени все это может выглядеть забавным, но в конкретных случаях я переживала до конца спектакля! В балетных постановках есть моменты, когда происходит полная вырубка света и артисты меняют хореографический рисунок. Однажды я не заметила, что первая линия, которую мне было плохо видно, еще продолжает движение, и дала команду включить свет. Или велела поднять занавес, когда мне показалось, что маэстро уже за пультом, а он еще только шел на свое место.

Следить за ходом спектакля мне помогает трансляция , на мониторе я вижу сцену, зрительный зал, команды передаю по рации и с помощью пульта. Когда впервые увидела пульт после реконструкции театра, то испугалась, что все очень сложно, а сейчас могу сказать, что работать с ним удобно. Связь со всеми службами обязательно проверяется заранее, как минимум, за полчаса до начала спектакля.

В театре много «бойцов невидимого фронта» — это монтировщики, осветители, звукорежиссеры, костюмеры, гримеры. Все они хорошо выполняют свою работу, и все же я обязана знать, кто из них, что и когда должен сделать. Перед каждой ручной переменой декораций на штанкетах (они располагаются рядами над сценой и служат для подвески кулис,занавесов, задников и плоских декораций) связываюсь по рации с рабочими сцены.

Одна из самых сложных перемен - после первой сцены в балете «Щелкунчик» , когда происходит затемнение, опускается «лес», поднимается «кабинет», при этом действие не останавливается: оркестр играет, артисты танцуют. Помимо запланированных моментов может случиться и что-то неожиданное: на лифе у балерины оторвалась лямочка, перед выходом кто-то заболтался в гримерке — мне приходится следить буквально за всем.

Монтировщики декораций — это те сотрудники театра, с которыми помощник режиссера контактирует в первую очередь. Штат монтировочного цеха у нас небольшой, и зарплаты тоже невелики. Труд у рабочих тяжелый, есть и ночные смены. Между тем именно от них в определенной мере зависит качество спектакля, насколько все точно смонтировано. Каждая постановка имеет свой технический паспорт, и все делается в соответствии с ним.

Сложны перемены декораций между спектаклями: объемы очень большие, надо все снять и повесить что-то совсем другое. Декорации хранятся в специальных «карманах» за сценой, перед каждой репетицией или спектаклем тканевые обязательно отпаривают. Есть несколько видов декораций, например, есть полупрозрачный суперзанавес, создающий ощущение туманности, марева, нереальности, дали: часто его используют в начале спектакля.

В любой постановке большое количество световых перемен : скажем, в «Пиковой даме» их восемьдесят три, в «Травиате» - пятьдесят три, в «Евгении Онегине» около пятидесяти, и ни одной перемены нельзя пропустить. Я веду все спектакли, кроме «Черной курицы» и «Летучей мыши».

В Музыкальном театре Карелии два помощника режиссера ; в других подобных театрах их, как правило, больше. Когда к нам приезжают на гастроли труппы из других городов со своими помрежами, то всегда удивляются, как хорошо их встречают у нас, насколько внимательно относятся. В других театрах зачастую вообще никого не найти, а у нас все службы наизготовку, все показываем, объясняем.

Непростое время, тревожное, иногда даже конфликтное — когда ставится новый спектакль, артисты только вживаются в роль, выстраиваются мизансцены, появляются новые декорации, все будто заново притираются друг к другу. Однако не могу не отметить, что в целом в театре очень хорошая творческая и дружеская атмосфера, а это то, без чего невозможно создание удачных, талантливых, красивых и вдохновенных постановок.

Репетиция накануне спектакля отличается тем, что в зале нет зрителей , артисты работают без костюмов и грима. При этом на сцене всегда полноценные декорации и свет, и помреж тоже работает в полную силу. Режиссер, дирижер, балетмейстер и педагоги-репетиторы тщательно следят за действием, делают артистам необходимые замечания. Наверняка далеко не каждый зритель заметит, что балерина недостаточно плавно подняла руку, артисты выстроились не совсем ровно или в каком-то фрагменте оркестр замедлил темп, но в нашем театре стремятся к безукоризненности исполнения, к чистоте рисунка.

К балетной труппе у меня особое отношение. Это великие труженики, которые буквально живут в театре, особенно во время постановочного процесса. Приходят ни свет ни заря, особенно если с утра назначен урок, тут же отдыхают и кушают. Профессия травматичная, с физическими перегрузками, тогда как перед зрителем артисты балета всегда предстают легкими, невесомыми. Не раз видела, как, выбежав со сцены, балерина буквально падает, а спустя минуту вновь выпархивает к зрителям с улыбкой. Поэтому я всегда готова проявить к ним теплоту и нежность, порадоваться их успехам, по-матерински поддержать.

Оперная труппа Музыкального театра тоже высокого уровня , с большим потенциалом и желанием работать. Я всегда говорила, что опера — отражение нашей жизни, это то, что формирует мировоззрение людей. Поэтому когда собирается полный зал, когда он реагирует на действие, дышит, живет вместе с героями постановки, у меня радуется душа.

Качество спектакля и его успех во многом зависят от зрителей . Когда говорят, что во время спектакля идут две ответные волны, со стороны сцены и от зала, это чистая правда. Если зал равнодушный, холодный, тогда теплым, эмоциональным не получится и спектакль, даже если технически там все верно. Порой приходят неподготовленные зрители, которым сложно воспринимать оперу или балет, когда надо и чувствовать, и вникать, и думать, а не просто смотреть картинку, как в шоу-бизнесе. И все-таки благодаря таланту и преданности своему делу нашим артистам чаще всего удается пробудить людей, вызвать их отклик, завоевать доверие и, соответственно, получить отдачу.

Вот уже много лет я иду на работу, как на праздник, потому что театр - это мой второй дом, где все понимают, ценят, поддерживают и любят друг друга, каждый заинтересован в конечном результате: создании прекрасных спектаклей, которые порадуют зрителя.

От нас зависят все удобства для работы актеров и режиссера, а также то, чтобы рабочий процесс был налажен, как часы. Все должно быть вовремя и на своих местах. По своей сути это, конечно, техническая профессия, но элемент творчества тоже присутствует.

Репетиционные обязанности

Помреж приходит за час до начала репетиции, следит, чтобы была вода, правильное количество стульев, необходимый реквизит. Нужно встретить всех актеров, а если за пять минут до репетиции кого-то из артистов еще нет, то надо срочно связаться с ними и узнать, где они и что с ними.

Бывает так, что мое присутствие во время репетиции не обязательно, но уйти домой я все равно не могу, потому что в любой момент что-то может понадобиться - деталь костюма или дополнительный реквизит.

После окончания репетиции я должна узнать расписание на следующий день или следующую неделю, чтобы всех потом оповестить. Помощник режиссера должен знать все. Где, что и когда должно стоять на сцене, какие костюмы нужно подготовить и в какое время. Постепенно к работе подключаются все театральные цеха: монтировщики, реквизиторы, бутафоры, поделочный и пошивочный цеха. Но они приходят постепенно, каждый на своем этапе, а помреж включен в работу над постановкой всегда.

Работа после премьеры

Наша работа продолжается и после премьеры спектакля. Перед каждым представлением помощник режиссера проверяет все технические приспособления на сцене на готовность, выставляет скорость поворотного круга, следит за расстановкой реквизита и его исправностью.

Актеры, конечно, помнят все свои перестановки и переодевания по сценарию, но координация всех театральных служб по ходу спектакля лежит на помреже. А это четкое взаимодействие с костюмерным цехом, реквизитным, монтировочным и световым.

Режиссеры разные бывают

Мне повезло в том, что только один раз мне попался очень сложный режиссер, но работать с ним мне ”посчастливилось” дважды. Он очень давил на меня, разговаривал на таких тонах, что поначалу я не могла понять, что вообще происходит. У меня развился комплекс, что я делаю все не так, и в итоге от постоянного нервного состояния я действительно начала забывать то, что должна сделать. Все время случались какие-то неприятности, не по моей вине, но за которые отвечать приходилось, конечно же, мне.

К премьере спектакля вся моя кровь была им выпита. Работая с ним, я потеряла немало здоровья. За все время моей работы я могу вспомнить только этот случай. С другими режиссерами, а их было много, всегда возникало взаимопонимание, некоторых из них я могу назвать золотыми людьми.

ТОП

Актеры - это дети

Актеры - это дети, а у детей бывают и капризы. Характеры у всех разные, настроение бывает хорошим, а бывает плохим. Если бы я была новым работником, то мне бы было тяжело, наверное, но так как работаю я уже давно, то знаю, в каких ситуациях, с кем и как надо разговаривать и какой найти подход. Когда-то надо быть построже, когда-то, наоборот, добрее.

Если что-то идет не так по ходу спектакля или репетиции, то актеры в первую очередь приходят с вопросами или жалобами к помрежу. Так что работаем плечом к плечу.

Еще и суфлер

У нас в театре был давний случай, который до сих пор все вспоминают. Одна замечательная актриса, будучи уже в солидном возрасте, иногда забывала текст пьесы. Сначала я подсказывала ей из-за кулис, но слух у нее был слабый. Тогда решили незаметно приспособить ей наушник.

Ситуацию спасало то, что в спектакле у главной героини имя было такое же, как у меня. Поэтому если во время представления актриса забывала текст, я подсказывала, но она все равно не слышала, то она могла прямо на сцене мне об этом сказать. Обращаясь как будто к главной героине она говорила: ”Маша! Я тебя не слышу!” или ”Машенька, говори громче”. Зрители, конечно, ничего не понимали, полагая, что так и задумано, но все актеры, режиссер и другие работники знали, что обращалась она именно ко мне.

Если меняется руководство

Внутренние изменения в театре меня обходят стороной, на меня они не влияют. Уволить никогда не угрожали, конфликтных ситуаций с художественными руководителями тоже не происходило. В театре каждый занимается своим делом, и если ты хорошо его делаешь, то это, как и в любой другой сфере, будут ценить и уважать.

Никакой рутины

В моей работе всегда все по-разному, все по-новому. Разные режиссеры, разные артисты, пьесы, жанры. Рутины нет, несмотря на то, что у меня только один выходной в неделю и даже уехать никуда не получается, потому что даже в свободное время меня могут вызвать. Совмещать эту должность с какой-то другой работой тоже невозможно, но я люблю театр и не хотела бы работать кем-то другим и в другом месте.

Должностная инструкция помощника главного режиссера [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 марта 2011 г. N 251н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии", и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Помощник главного режиссера относится к художественному персоналу и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. Помощник главного режиссера назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].

1.3. На должность помощника главного режиссера принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

1.4. Помощник главного режиссера должен знать:

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств;

Основы режиссуры и актерского мастерства, сценического и музыкального оформления постановок, вокального, хорового и хореографического искусства;

Историю отечественного и мирового театрального, музыкального, других видов искусства, литературы;

Современные проблемы отечественного и зарубежного театрального искусства, других видов исполнительских искусств;

Современную и классическую драматургию;

Основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового законодательства, авторского права;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила санитарной, личной гигиены;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

На помощника главного режиссера возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществление организационного руководства творческо-производственной деятельностью труппы.

2.2. Анализ состояния артистического состава и внесение предложений главному режиссеру по составу и пополнению труппы, приглашению исполнителей для разового участия в спектаклях, вводам новых исполнителей в спектакли текущего репертуара.

2.3. Участие в распределении ролей в новых и капитально возобновляемых постановках, назначении составов исполнителей в текущем репертуаре, обеспечивая рациональную загрузку артистов труппы в новом и текущем репертуаре.

2.4. Организационное обеспечение составления репетиционных планов и расписания репетиций, планов-графиков подготовки новых постановок, ведения учета репетиций и спектаклей (концертов, представлений), творческой работы художественного и артистического персонала.

2.5. Участие в планировании текущего репертуара.

2.6. Рассмотрение и представление руководству организации заявлений артистов о разовой работе за пределами своей организации.

2.7. Участие в организации работы по повышению квалификации артистического персонала.

2.8. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Помощник главного режиссера имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.

3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.

3.4. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.7. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Помощник главного режиссера несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Ассистенты: режиссера, дирижера, балетмейстера, хормейстера; помощник режиссера

Должностные обязанности. Участвует в планировании и организации подготовки новых и возобновлении ранее созданных постановок. Выполняет поручения режиссера-постановщика, балетмейстера-постановщика, дирижера - музыкального руководителя постановки в подготовительном периоде осуществления новой постановки. Участвует в составлении репетиционных планов и расписания репетиций, планов-графиков подготовки новой постановки. Обеспечивает репетиции необходимыми литературными и нотными материалами (тексты пьесы, ролей, партитура, клавир, инструментальные и вокальные партии и т.п.). Осуществляет вызов на репетиции артистов, дирижеров, концертмейстеров, консультантов, суфлера и других требуемых специалистов. Ассистирует режиссеру-постановщику (балетмейстеру-постановщику, музыкальному руководителю) в процессе проведения репетиций. Обеспечивает репетицию необходимым реквизитом (элементы декораций, мебель, музыкальные инструменты, пюпитры и т.п.), а также необходимыми фонограммами, элементами шумового оформления. По поручению режиссера-постановщика проводит отдельные репетиции и производит вводы новых исполнителей. В порядке, установленном в организации исполнительских искусств, дежурит на спектаклях, концертах, представлениях; ведет учет репетиций и спектаклей (концертов, представлений), творческой работы художественного и артистического персонала. Выполняет поручения художественного руководителя, главного режиссера, главного балетмейстера, главного дирижера, заведующего труппой, связанные с планированием, организацией и учетом творческой деятельности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств; основы режиссуры и актерского мастерства, музыкальной грамоты, хореографического, вокального, хорового искусства, сценического и музыкального оформления постановок; современную и классическую драматургию; устройство и оборудование сцены; основы сценической технологии, экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка, по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Ассистенты: режиссера, дирижера, балетмейстера, хормейстера; помощник режиссера первой категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы не менее 3 лет или среднее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы не менее 5 лет в должности ассистента; режиссера, дирижера, балетмейстера, хормейстера; помощника режиссера второй категории.

Ассистенты: режиссера, дирижера, балетмейстера, хормейстера; помощник режиссера второй категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.