Полный ковш. Полный ковш Именные стипендии от коваленко

Бори́с Его́рович Ковале́нко (1926 - 17 августа 1960, Киевская область) - известный советский экскаваторщик, строитель Куйбышевской ГЭС .

Биография

Раннее детство Борис Коваленко провёл с отцом, в родном селе. Потом перебрался в Донбасс , к старшему брату-шахтёру. Все летние каникулы самостоятельно путешествовал по стране. Окончил 7 классов, после чего стал бродяжничать. Сам Борис позднее написал, что бродяжничал по поездам, жил воровством, пока не попал в Химки , в отряд к военным морякам, работал у них, мыл посуду, чистил кастрюли. Два раза писал заявление с просьбой зачислить в ряды ВМФ , но так как к началу Великой Отечественной войны ему было лишь 15 лет, то ему отказывали.

С 1943 года зачислен во флот, принимал участие в Великой Отечественной войне, после окончания был направлен в школу мотористов-дизелистов. С 1946 года служил на Дальнем Востоке , но в 1948 году был комиссован по состоянию здоровья.

С 1949 по 1950 года работал ревизором поездов на станции Гребёнка Юго-Западной железной дороги. В поезде познакомился с будущей женой Евфимией, школьной учительницей. С 1950 по 1951 года трудился на железнодорожном складе топлива. Начал выпивать. В один из дней беременная супруга обнаружила на столе записку: «Так больше жить не могу. Хочу всё начать сначала. Вернусь, когда стану человеком. Борис».

Куйбышевгидрострой

Для перемен в жизни Борис выбрал одну из главных строек страны - строительство Куйбышевской ГЭС . Обстоятельства его прибытия на стройку сильно разнятся. Так в документальном фильме «Без легенд» начальник строительства Иван Комзин говорит, что Коваленко явился непосредственно к нему в тельняшке и морском бушлате. Он так описывает первую встречу:

Ко мне много люде всяких ходило. Я как-то неравнодушен к людям крупным, большим, и особенно я обратил внимание на его руку. Когда пожал её - почти такая же, как у меня! И я ощутил, что она не имеет никаких бугров, понимаете, что это не рука рабочего. Я ему сказал: «Ну что ты руку-то прячешь? Покажи!… Нигде ты не работал, друг!» И вот тут он схватил шапку, закрыл шапкой лицо, вытерся несколько раз ею. Вижу, у парня слёзы на глазах. Я говорю: - Ну, хватит. Я не желаю знать, кто ты, откуда ты, что ты. Скажи, чего ты хочешь. - Дайте мне самый большой экскаватор!. Я научусь… Я понял, что этот человек от лёгкой жизни, которую он имел, - какой, я ещё не знал - хочет отойти. И я решил помочь…

Однако позднее в книгах тот же Комзин описывал встречу иначе. Борис там выглядит бесцеремонным и развязным, а вместо бушлата «невероятно засаленная телогрейка, лоснящаяся кепчонка, стоптанные валенки» Никаких слёз и разговоров о трудовых мозолях. Зато с чистосердечным признанием: «Если б вы знали, товарищ начальник, как мне обрыдло по вагонам шататься!.»

Так или иначе, но с июня 1951 года Коваленко зачислен помощником машиниста экскаватора в гидромеханизации № 23 Куйбышевгидростроя. А спустя несколько месяцев имя Бориса Коваленко стало известным на стройке. Почти в каждом номере газеты «Гидростроитель» сообщалось об успехах молодёжной бригады имени партизана Железняка , в которой работал Коваленко.

Коваленко привлёк внимание журналистов, особенно после того он вместе со своим бригадиром Виктором Стариковым изобрели новый ковш для экскаватора объёмом 4 кубометра вместо существующего в 3 м³. Коваленко лично ездил на Уралмаш пробивать идею, и привёз оттуда десяток готовых ковшей увеличенной ёмкости. Бригада участвовала с социалистических соревнованиях с бригадой Василия Клементьева , Коваленко также лично устраивал соревнование с передовым экскаваторщиком Сталинградгидростроя Виктором Борисовым.

Журналистам очень подходила фигура Коваленко для создания образа трудового героя. Молодой, высокий, красивый, с широкой улыбкой. Комзин в книге «Это и есть счастье» так писал о Коваленко:

Ловкач! - говорят о нём. - Славу любит. Отчасти верно. Ловкач. Хитрец. Тщеславен. Любит фотографироваться для газет и журналов. Водит знакомство и дружбу с писателями и кинооператорами, с артистами и художниками, вхож к министрам. Но никакой корысти. Только для дела. Только для бригады, для стройки. Он влюблён в свою работу, рвётся вперёд, хочет, жаждет отличиться. И эту страсть нельзя не уважать…

Журналист, а впоследствии писатель, Константин Лапин в фильме «Без легенд» отзывается о Коваленко примерно также. Многие склонны считать, что именно внимание журналистов испортило Коваленко. По воспоминаниям друзей, Борис зазнался, перестал здороваться. «Что я - должен со всяким, понимаешь ли ты, расшаркиваться, раскланиваться? Почему я так должен?». Апогеем звёздной болезни Коваленко стало его выступление на всесоюзной конференция сторонников мира, куда он был направлен от Куйбышевгидростроя.

На конференции выступали известный лётчик Алексей Маресьев и знаменитый офтальмолог Филатов . Третьим был Коваленко, начавший своё выступление со стихов: «Вот лётчик ты, летал без ног. Я не летал - я танк подбил! Глаза спалило мне… Кто зрение мне спас? Ты, старичок, борец за мир» После чего подошёл и расцеловал Филатова. Это выступление произвело огромное впечатление на многих, в том числе и на Даниила Гранина , посвятившему Коваленко чуть ли не половину книги «Новые друзья. Рассказы о строителях Куйбышевской ГЭС». Однако и эпизод с танком и эпизод с восстановленным зрением были лишь выдумкой Бориса. Филатов там же на конференции упрекнул Коваленко за выдуманную историю. Это стало известным. Коваленко из героя разов превратился в фантазёра и выскочку.

По воспоминаниям бывшего замсекретаря комитета комсомола Куйбышевгидростроя Любови Матвеевой, история с Филатовым стоила Коваленко звания Героя Социалистического Труда , которое он непременно бы получил. Его яркая личность раздражала многих, и после скандала появились самые разные слухи. По одним, кто-то из родственников Бориса в годы войны был полицаем . По другим, полицаем он был сам. Так один из ветеранов КГС писал, что однажды Борис ему рассказал, что служил полицаем, после чего перешёл к красным, был в штрафбате , освобождал Будапешт , был ранен и полностью реабилитирован. А по третьей версии, изложенной в книге «И одна - моя - судьба» Льва Финка , работавшего в те годы журналистом в ставропольской газете «За коммунизм », однажды в партком стройки пришло письмо из сибирского лагеря. В письме было написано, что Коваленко никогда не был на фронте, так как все эти годы находился в заключении, а после отсидки остался в лагере по вольному найму.

Коваленко был снят с поста бригадира, исключён из кандидатов в партию. В объяснительной он писал так:

Я знаю и глубоко понимаю, что я скрыл правду перед партией и советским народом и, мало того, наболтал черт знает что на конференции сторонников мира. Я понимаю, что недостоин быть в партии и заслуживаю самого высокого наказания. Я хлебнул всего в своей жизни. Прошу оставить меня на строительстве. На стройке буду своим трудом искупать свою вину. Отдам все своё здоровье, а если понадобится, то и жизнь, не задумываясь, и ваше доверие, будь я навеки проклят, оправдаю.

И доверие он оправдал. Он вновь ставил рекорды производительности, его бригада вынула более двух с половиной миллионов грунта. К завершению строительства Коваленко был принят в КПСС , награждён орденом «Знак почёта» .

Вместе со своей бригадой был переведён на строительство Кременчугской ГЭС . А затем Иван Комзин взял Бориса Коваленко на строительство Асуанской ГЭС . В Египте к нему сильно привязался арабский мальчик Рамадан, так что Борис всерьёз подумывал его усыновить.

Авиакатастрофа

17 августа 1960 года Ил-18 Б, на котором Коваленко летел из Египта в Москву загорелся и упал недалеко от Киева. Все находившиеся на борту погибли.

У Коваленко остались жена и двое детей.

Награды

Память

История яркой жизни Бориса Коваленко после его трагической гибели стала ещё привлекательнее для журналистов. О его жизни было написано несколько книг.

В 1968 году Куйбышевская студия кинохроники сняла документальный фильм «Без легенд», в котором принимали участие И. Комзин , соперник по соцсоревнованию В. Клементьев , член бригады В. Стариков и писатель и журналист К. Лапин, автор очерка «Поэма о ковше», с которого началась всесоюзная слава Коваленко.

В июне 1976 года решением горисполкома Тольятти улица Пекинская была переименована в улицу Бориса Коваленко . Помимо Коваленко на карте Тольятти из числа строителей Куйбышевской ГЭС встречаются только имена руководителей стройки:



К оваленко Борис Евгеньевич – командир отдельного лыжного батальона 5-й Орловской стрелковой дивизии 3-й армии 1-го Белорусского фронта, майор.

Родился 2 (15) мая 1917 года в Москве в семье кадрового военнослужащего. Русский. Жил в городах: Харьков, Мелитополь, Краснодар. В 1935 году окончил школу № 7 (ныне гимназия № 36) города Краснодара.

В Красной Армии с 1939 года. В 1941 году окончил военный факультет Московского института физической культуры. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года.

Отдельный лыжный батальон (5-я стрелковая дивизия, 3-я армия, 1-й Белорусский фронт) под командованием майора Бориса Коваленко в период с 21-го по 23 февраля 1944 года совершил дерзкий рейд во вражеский тыл и захватил железнодорожную станцию «Тощица» в Быховском районе Могилёвской области Белоруссии, перерезав тем самым железную дорогу Могилёв - Рогачёв, чем способствовал наступлению главных сил 5-й Орловской стрелковой дивизии.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Коваленко Борису Евгеньевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3061).

После войны Б.Е. Коваленко продолжал службу в армии. В 1948 году он окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе. С 1955 года подполковник Коваленко Б.Е. - в запасе.

После увольнения из армии заслуженный ветеран до 1987 года работал в строительных организациях города Свердловска. Выйдя на пенсию жил в Свердловске (ныне - Екатеринбург). Умер 17 ноября 2000 года. Похоронен в Екатеринбурге на Широкореченском кладбище.

Награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.

В музее истории школы № 36 Краснодара имеется стенд, посвящённый Герою. В 1976 году он лично приезжал на открытие этого музея. На здании гимназии №36 установлена мемориальная доска в его честь.

Февраль 1944 года. В то время немцы крепко вцепились в удобные позиции на правом берегу Днепра.

Командир отдельного лыжного батальона Борис Коваленко получает задание: пройти скрыто в тыл врага, овладеть железнодорожной станцией «Тощица» на дороге Рогачёв - Могилёв, где скопилось большое количество вооружения и техники врага, подорвать полотно железной дороги на большом участке по обе стороны от станции, перекрыть шоссе и таким образом отрезать немцам пути организованного отхода. Продуманно и четко готовит комбат своих людей: проверяет, ориентирует, тренирует, отбирает 440 человек самых ловких и отважных. Необходимо найти брешь в обороне противника и проскользнуть незамеченными.

Под прикрытием ночи и пурги батальон белой лавиной скользнул на лёд Днепра, перебрались на противоположный берег, а там спасительный лес. Рейд был сложный и опасный. Лыжи пришлось снять и бросить в лесу.

В 2 часа ночи бойцы под командованием Коваленко с трёх сторон налетели на станцию, как белые призраки. У врагов началась паника. В 3 часа ночи станция «Тощица» была занята. Захвачены большие трофеи. Подошедшие днём, воинские части закрепили достигнутый успех: пути отхода гитлеровцев рогачёвской группировки были отрезаны.

После короткого отдыха батальон получил новый приказ: прорвать оборону противника и создать коридор для выхода из окружения белорусских партизан.

Двое суток держали этот «коридор» бойцы отдельного лыжного батальона. Многие десантники погибли, но по «коридору» вышло из окружения 7000 человек.

За выполнение этих заданий все участники рейда были удостоены государственных наград, а комбату Б.Е. Коваленко было присвоено звание Героя Советского Союза.

Коваленко Борис Иванович родился в поселке Петропавловка Муромцевского района Омской области. В 1966 году окончил Муромцевскую среднюю школу. Его первые производственные шаги и становление как руководителя и организатора строительно-монтажного производства состоялись на объектах Западной Сибири.

В своей трудовой деятельности он прошел все ступеньки служебной лестницы, работая электрослесарем, мастером, прорабом, старшим прорабом, начальником монтажного управления и управляющим трестом Минмонтажспецстроя СССР. Принимал участие в строительстве объектов в Западной Сибири, в том числе в Омске, Тобольского нефтехимического комплекса и на обустройстве нефтегазовых промыслов, газоперерабатывающих заводов, а также объектов на Космодроме «Байконур ».
В 1992 году переведен на работу в Москву первым заместителем директора ОАО «Компания «Электромонтаж », в должности которого проработал 7 лет.
С 2000 года - первый заместитель генерального директора ОАО Корпорация «Монтажспецстрой ».

Отличительной особенностью крупного бизнеса, который успешно ведет Борис Иванович, является его высокая социальная направленность. Она уже многие годы находит свое выражение в преобразованиях родного края поселка Петропавловка. За десять лет на собственные финансовые средства бизнесмена на малой родине построено: часовня «Петра и Павла », типовое здание библиотеки, полностью оснащенное документальным фондом, мебелью и компьютерной техникой, пансионат для ветеранов, мемориальный памятник жителям, павшим в годы Великой Отечественной войны, лучший в области «Центр развития ребенка - детский сад». В 2010 году состоялось открытие церкви во имя Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а через год - Петропавловского Дома культуры. Сейчас разрабатывается проектная документация на строительство средней общеобразовательной школы на 275 мест с бассейном и спортивным тренеражорным залом. Многие годы около 50 подростков из малообеспеченных семей получают именную стипендию Б.И.Коваленко.

Борис Иванович награжден орденами: Дружбы народов, «Знак почета ».
Знаками отличия Федерации космонавтики, многими медалями, в том числе Большой памятной и Золотой медалями ВДНХ.
Присвоены звания: «Заслуженный строитель РФ », «Почетный строитель РФ », «Почетный монтажник ».

Дорогой Борис Иванович! Правление Омского Землячества в Москве сердечно поздравляет Вас с 65-летием со дня рождения. Желаем Вам всяческих жизненных успехов, неиссякаемой энергии, радостных дней, тепла, света и благополучия Вашей семье. Мы всегда с Вами!

Правление Омского Землячества в Москве.

Сочетание лекарств с некоторой пищей может ухудшить или полностью нейтрализовать лечебное действие.
06.06.2019 РИА Омск-Информ В минувшие выходные на территории «Парка культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ» прошли Кубок Сибири по авиамодельному спорту «Крылья Победы – 2019»,
04.06.2019 СуперОмск Активисты Общероссийского народного фронта обратились в Омскую межрайонную природоохранную прокуратуру и министерство природных ресурсов и экологии региона с просьбой провести проверку по факту образования несанкциониров
04.06.2019 ОНФ в Омской области

, Украинская ССР , СССР

Место смерти
  • Тарасовичи [d] , Вышедубечанский район [d] , Киевская область , Украинская ССР , СССР

Биография

Раннее детство Борис Коваленко провёл с отцом, в родном селе. Потом перебрался в Донбасс , к старшему брату-шахтёру. Все летние каникулы самостоятельно путешествовал по стране. Окончил 7 классов, после чего стал бродяжничать. Сам Борис позднее написал, что бродяжничал по поездам, жил воровством, пока не попал в Химки , в отряд к военным морякам, работал у них, мыл посуду, чистил кастрюли. Два раза писал заявление с просьбой зачислить в ряды ВМФ , но так как к началу Великой Отечественной войны ему было лишь 15 лет, то ему отказывали.

С 1943 года зачислен во флот, принимал участие в Великой Отечественной войне, после окончания был направлен в школу мотористов-дизелистов. С 1946 года служил на Дальнем Востоке , но в 1948 году был комиссован по состоянию здоровья.

С 1949 по 1950 года работал ревизором поездов на станции Гребёнка Юго-Западной железной дороги. В поезде познакомился с будущей женой Евфимией, школьной учительницей. С 1950 по 1951 года трудился на железнодорожном складе топлива. Начал выпивать. В один из дней беременная супруга обнаружила на столе записку: «Так больше жить не могу. Хочу всё начать сначала. Вернусь, когда стану человеком. Борис».

Куйбышевгидрострой

Для перемен в жизни Борис выбрал одну из главных строек страны - строительство Куйбышевской ГЭС . Обстоятельства его прибытия на стройку сильно разнятся. Так в документальном фильме «Без легенд» начальник строительства Иван Комзин говорит, что Коваленко явился непосредственно к нему в тельняшке и морском бушлате. Он так описывает первую встречу:

Ко мне много люде всяких ходило. Я как-то неравнодушен к людям крупным, большим, и особенно я обратил внимание на его руку. Когда пожал её - почти такая же, как у меня! И я ощутил, что она не имеет никаких бугров, понимаете, что это не рука рабочего. Я ему сказал: «Ну что ты руку-то прячешь? Покажи!… Нигде ты не работал, друг!» И вот тут он схватил шапку, закрыл шапкой лицо, вытерся несколько раз ею. Вижу, у парня слёзы на глазах. Я говорю: - Ну, хватит. Я не желаю знать, кто ты, откуда ты, что ты. Скажи, чего ты хочешь. - Дайте мне самый большой экскаватор!. Я научусь… Я понял, что этот человек от лёгкой жизни, которую он имел, - какой, я ещё не знал - хочет отойти. И я решил помочь…

Однако позднее в книгах тот же Комзин описывал встречу иначе. Борис там выглядит бесцеремонным и развязным, а вместо бушлата «невероятно засаленная телогрейка, лоснящаяся кепчонка, стоптанные валенки» Никаких слёз и разговоров о трудовых мозолях. Зато с чистосердечным признанием: «Если б вы знали, товарищ начальник, как мне обрыдло по вагонам шататься!.»

Так или иначе, но с июня 1951 года Коваленко зачислен помощником машиниста экскаватора в гидромеханизации № 23 Куйбышевгидростроя. А спустя несколько месяцев имя Бориса Коваленко стало известным на стройке. Почти в каждом номере газеты «Гидростроитель» сообщалось об успехах молодёжной бригады имени партизана Железняка , в которой работал Коваленко.

Коваленко привлёк внимание журналистов, особенно после того он вместе со своим бригадиром Виктором Стариковым изобрели новый ковш для экскаватора объёмом 4 кубометра вместо существующего в 3 м³. Коваленко лично ездил на Уралмаш пробивать идею, и привёз оттуда десяток готовых ковшей увеличенной ёмкости. Бригада участвовала с социалистических соревнованиях с бригадой Василия Клементьева , Коваленко также лично устраивал соревнование с передовым экскаваторщиком Сталинградгидростроя Виктором Борисовым.

Журналистам очень подходила фигура Коваленко для создания образа трудового героя. Молодой, высокий, красивый, с широкой улыбкой. Комзин в книге «Это и есть счастье» так писал о Коваленко:

Ловкач! - говорят о нём. - Славу любит. Отчасти верно. Ловкач. Хитрец. Тщеславен. Любит фотографироваться для газет и журналов. Водит знакомство и дружбу с писателями и кинооператорами, с артистами и художниками, вхож к министрам. Но никакой корысти. Только для дела. Только для бригады, для стройки. Он влюблён в свою работу, рвётся вперёд, хочет, жаждет отличиться. И эту страсть нельзя не уважать…

Журналист, а впоследствии писатель, Константин Лапин в фильме «Без легенд» отзывается о Коваленко примерно также. Многие склонны считать, что именно внимание журналистов испортило Коваленко. По воспоминаниям друзей, Борис зазнался, перестал здороваться. «Что я - должен со всяким, понимаешь ли ты, расшаркиваться, раскланиваться? Почему я так должен?». Апогеем звёздной болезни Коваленко стало его выступление на всесоюзной конференция сторонников мира, куда он был направлен от Куйбышевгидростроя.

На конференции выступали известный лётчик Алексей Маресьев и знаменитый офтальмолог Филатов . Третьим был Коваленко, начавший своё выступление со стихов: «Вот лётчик ты, летал без ног. Я не летал - я танк подбил! Глаза спалило мне… Кто зрение мне спас? Ты, старичок, борец за мир» После чего подошёл и расцеловал Филатова. Это выступление произвело огромное впечатление на многих, в том числе и на Даниила Гранина , посвятившему Коваленко чуть ли не половину книги «Новые друзья. Рассказы о строителях Куйбышевской ГЭС». Однако и эпизод с танком и эпизод с восстановленным зрением были лишь выдумкой Бориса. Филатов там же на конференции упрекнул Коваленко за выдуманную историю. Это стало известным. Коваленко из героя разов превратился в фантазёра и выскочку.

По воспоминаниям бывшего замсекретаря комитета комсомола Куйбышевгидростроя Любови Матвеевой, история с Филатовым стоила Коваленко звания Героя Социалистического Труда , которое он непременно бы получил. Его яркая личность раздражала многих, и после скандала появились самые разные слухи. По одним, кто-то из родственников Бориса в годы войны был полицаем . По другим, полицаем он был сам. Так один из ветеранов КГС писал, что однажды Борис ему рассказал, что служил полицаем, после чего перешёл к красным, был в штрафбате , освобождал Будапешт , был ранен и полностью реабилитирован. А по третьей версии, изложенной в книге «И одна - моя - судьба» Льва Финка , работавшего в те годы журналистом в ставропольской газете «За коммунизм », однажды в партком стройки пришло письмо из сибирского лагеря. В письме было написано, что Коваленко никогда не был на фронте, так как все эти годы находился в заключении, а после отсидки остался в лагере по вольному найму.

Коваленко был снят с поста бригадира, исключён из кандидатов в партию. В объяснительной он писал так:

Я знаю и глубоко понимаю, что я скрыл правду перед партией и советским народом и, мало того, наболтал черт знает что на конференции сторонников мира. Я понимаю, что недостоин быть в партии и заслуживаю самого высокого наказания. Я хлебнул всего в своей жизни. Прошу оставить меня на строительстве. На стройке буду своим трудом искупать свою вину. Отдам все своё здоровье, а если понадобится, то и жизнь, не задумываясь, и ваше доверие, будь я навеки проклят, оправдаю.

И доверие он оправдал. Он вновь ставил рекорды производительности, его бригада вынула более двух с половиной миллионов грунта. К завершению строительства Коваленко был принят в КПСС , награждён орденом «Знак почёта» .

Вместе со своей бригадой был переведён на строительство Кременчугской ГЭС . А затем Иван Комзин взял Бориса Коваленко на строительство Асуанской ГЭС . В Египте к нему сильно привязался арабский мальчик Рамадан, так что Борис всерьёз подумывал его усыновить.

Авиакатастрофа

17 августа 1960 года Ил-18 Б, на котором Коваленко летел из Египта в Москву загорелся и упал недалеко от Киева. Все находившиеся на борту погибли.

У Коваленко остались жена и двое детей.

Награды

Память

История яркой жизни Бориса Коваленко после его трагической гибели стала ещё привлекательнее для журналистов. О его жизни было написано несколько книг.

В 1968 году Куйбышевская студия кинохроники сняла документальный фильм «Без легенд», в котором принимали участие