Поль синьяк желтый парусник рисунок. Биография поля синьяка. Эксперименты в живописи

Поль Синьяк (11 ноября 1863, Париж - 15 августа 1935, Париж) - французский художник-неоимпрессионист, представитель направления пуантилизма.

Биография Поля Синьяка

Поль Синьяк родился 11 ноября 1863 года в Париже, в самой обыкновенной буржуазной семье. Его отец владел лавкой, где продавались седла, сбруя, шорные изделия. «Бизнес» процветал, и семейство жило в достатке (как при жизни отца, так и после его смерти).

В положенное время мальчика отдали в парижский коллеж Роллен, что на бульваре Клиши. Учился он успешно, проявляя заинтересованность в гуманитарных науках. Особенно был доволен им учитель литературы. Однако по окончании коллежа Синьяк решительно заявил матери, что поступать в университет, а также каким-либо иным образом продолжать гуманитарное образование, не намерен. К этому времени он был уже отравлен любовью к искусству, причем к искусству самому что ни на есть прогрессивному.

Творчество Синьяка

В 1879 году он побывал на четвертой выставке импрессионистов, где пытался делать наброски с работ Дега. Этот опыт кончился для него печально: Гоген выставил шестнадцатилетнего юнца за дверь со словами: «Здесь не копируют!»

Подобная нелюбезность не отвратила Синьяка от живописи. После лицея насущным сделался вопрос - где научиться писать.

В 1882 , в Париже и Бретани начал писать картины под влиянием импрессионистов, главным образом Моне.

В 1883 году он в течение нескольких месяцев посещал мастерскую некоего Бина, «лауреата» Римской премии, но и здешний метод обучения Синьяк находил скучным, годным лишь на то, чтобы «изготавливать ремесленников». Главные уроки он получал, ходя по выставкам импрессионистов, а также по лавкам маршанов, где продавались их произведения.

В 1884 году произошло событие, предрешившее всю дальнейшую творческую судьбу Синьяка и, в сущности, всей французской живописи вообще. В бараке, построенном на месте дворца Тюильри, открылся вернисаж художников, чьи полотна не были приняты жюри официального Салона.

В 1884 участвует в создании «Общества независимых художников», где он и познакомился с Жоржем Сёра, с которым в 1889 разработал живописную технику пуантилизма, хотя уже на последней выставке импрессионистов его картины отражали эстетику дивизионизма.

Уже при жизни художник был признанным классиком. В 1911 он был награждён Орденом Почётного легиона.

Работы художника

  • Les Andelys (1886)
  • Femme lisant (1887), Музей Орсей, Париж. Масло, дерево
  • Château de Comblat (1887), Музей Льежа, Бельгия
  • La bouée rouge (1895) Музей Орсей
  • L’orage, (1895) Musée de l’Annonciade,
  • Le phare d’Antibes, (1909)
  • Capo di noli, Bei Genua (1898)
  • Папский дворец в Авиньоне (1900), Museum D`Orsey, Paris

Библиография

  • Синьяк П. От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму. Пер. с франц. М., 1913.
  • Жорж Сёра. Поль Синьяк. Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминания современников. М., 1976.

Пуантилизм.
Поль Синьяк (Paul Signac)

Молодость его пришлась на последнюю четверть прошлого столетия — во Франции художественная жизнь тогда была ознаменована успехами импрессионистической живописи, зарождением символизма и признаками складывавшегося декоративного стиля модерн, "ар нуво", как его называли по-французски. Друг художника критик Феликс Фенеон писал о Синьяке: "В его библиотеке книжные переплеты из кожи, бумаги, тканей сочетаются между собой и с текстом книги. Леонардо да Винчи — синее серебро; Рембо и Малларме — белый с золотом пергамент; Бодлер — лиловый; Кан — синий и оранжевый; Лев Толстой — пурпуровый и черный; Поль Адан — глазированный розовый. Синьяк изучает также морские карты и карты гаваней. К услугам его живописи имеется целая флотилия. На океане — "Маг" (7 тонн, 10 метров от форштевня до ахтерштевня), на Сене — "Тюб" и "Валькирия". В его путешествиях может случиться, что тетрарх Эмерод Архетип назначит Синьяка придворным пейзажистом "Эзотерических Белых Островов"". Последняя загадочная фраза намекает на то, что Синьяк походил на персонаж стихов поэта-символиста Жюля Лафорга.
В конце века Синьяк много и успешно работал как живописец, пользовался авторитетом среди молодых художников и поэтов и путешествовал на своих яхтах по Сене и вдоль берегов Франции.
Его дебют на арене художественной жизни произошел в 1884 году. Он участвовал в выставке "Группы независимых" и на предварительном заседании оргкомитета познакомился с молодым художником Жоржем Сёра. До этого Синьяк не учился ни в каком художественном учебном заведении; он самостоятельно занимался живописью, подражая Клоду Моне.
Сёра, несколькими годами старше Синьяка, был к моменту их встречи уже сложившимся художником. Он с упорством овладевал мастерством живописи и рисунка, посещал Школу изящных искусств, копировал произведения Энгра и античную скульптуру. Много времени он отдавал изучению научных книг, посвященных разработке теории цвета. Свой живописный метод Сёра хотел поставить на научную основу. Он выработал особый систематизированный точечный мазок, который называли пуантилистическим (от французского слова "пуант" — точка).
Синьяк увлекся художественными идеями Сёра и под его влиянием также стал писать мелким пуантилистическим мазком. К новому направлению, которое было названо неоимпрессионизмом, вскоре примкнули и другие художники — среди них временно изменивший прежней манере импрессионист Камиль Писсарро, Анри Кросс, Максимилиан Люс, Тео Ван Риссельберг.
В своей книге "От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму" Поль Синьяк так описывал новый метод: "Неоимпрессионист, следуя советам Делакруа, не начнет холст, не решив заранее, как и что на нем разместить... Доминирующая линия будет горизонтальной для выражения спокойствия, восходящей — для выражения радости и нисходящей — для выражения печали; все промежуточные линии будут выражать все другие чувства в их бесконечном разнообразии. С этой игрой линий соединяется не менее выразительная и разнообразная игра красок: восходящим линиям соответствуют теплые цвета и светлые тона; нисходящим линиям будут соответствовать холодные оттенки и темные тона..."

Весной 1886 года выполненные в новой манере картины Синьяка вместе с большой картиной Жоржа Сёра были показаны на восьмой выставке импрессионистов в Париже. Синьяк писал много лет спустя, что они назвали себя неоимпрессионистами "вовсе не потому, чтобы воспользоваться успехом импрессионистов... но для того, чтобы отдать должное усилиям предшественников и отметить, при различии способов, общность цели".


Comblat and the valley of the Cere (1887)

Неоимпрессионизм родился в переломный период развития французского искусства, когда передовое направление в живописи — импрессионизм — распадалось как целостное явление, каждый из импрессионистов стремился обрести индивидуальную манеру; в литературе тех лет символизм шел на смену натурализму. Отпечаток этой сложной, противоречивой эпохи несет и главное произведение Жоржа Сёра — "Воскресная прогулка на острове Гранд-Жат" (1884 -1886) и другие композиции Сёра и Синьяка.
Жорж Сёра умер в тридцать один год, когда его искусство еще не было признано. Сохранить память о друге, указать место, которое неоимпрессионизм занимает в истории искусства девятнадцатого века, раскрыть значение главных произведений Сёра стало тогда задачей Поля Синьяка.
Как художник Синьяк резко отличался по темпераменту от вдумчивого рационального Жоржа Сёра. Его талант — более эмоциональный, более чуткий к впечатлениям от окружающего мира.
Строгая система пуантилизма, которую он применял, подражая Сёра, сковывала Синьяка. Он не обладал ученостью Сёра, и его рисунки не были столь рафинированны и изысканны. Композиции Синьяка 80-90-х годов, в которых он изображает жанровые сцены по заранее заданным схемам, кажутся надуманными. В большей степени ему удаются пейзажи.
Уже в ранних работах Синьяка раскрывается его склонность к декоративным эффектам цветового пятна и контура. В отличие от безлюдных пейзажей Сёра, у Синьяка часто изображаются фигурки людей.

The Market of Verona, 1909

По-настоящему талант Синьяка раскрылся на морском побережье, средиземноморской Ривьере. Постепенно красочная точка вырастает в его картинах до размеров крупного пятна-мазка. Синьяк увлекается византийскими мозаиками, и сами его картины становятся мозаиками из интенсивных пятен разного цвета. Творчество Синьяка рубежа веков многими своими чертами перекликается со стилем модерн. Как это ни парадоксально, научно обоснованная живописная система неоимпрессионизма вполне органично перерастает в причудливую и стилизованную орнаменталистику рубежа веков.
До начала 1890-х годов Синьяк рассматривал научные принципы неоимпрессионизма как средство усовершенствования импрессионистического метода работы с натуры. "Несколько лет тому назад, — писал он тогда в своем дневнике, — я тоже старался доказать научными экспериментами, что эти синие, желтые, зеленые существуют в природе. Теперь я просто говорю: я пишу так, потому что, по-моему, такой подход дает самый светлый и самый красочный эффект, и мне нравится писать так..."
В духе художественных идей модерна была создана и теория Синьяка о единстве живописной и музыкальной гармонии. Он нумеровал свои произведения, как музыкальные опусы, а серии пейзажей, написанной в 1891 году, дал подзаголовки "аллегро", "адажио". Синьяк предпочитал работать над своими картинами в мастерской, зато на натуре он делал рисунки и писал прекрасные акварели.

Рисунки Синьяка — быстрые зарисовки увиденного пейзажа. Они точны в деталях и в то же время свободны, обобщенны. Линия в них, то напряженная и гибкая, то легкая и кудрявая. Что бы ни было изображено — великолепный бриг или рыбацкие лодки, гавань с маяком или склон холма, — каждый набросок и прост, и изыскан, в каждом чувствуется рука мастера.

Comblat Castle, The Pre (1887)

Свежесть впечатления, яркое чувство сопереживания увиденному мотиву несут акварели Синьяка. Синьяк изучал этот вид изобразительного искусства. Он написал небольшую книжечку о голландском художнике XIX века Й. В. Йонгкинде, прекрасном мастере акварели, который жил во Франции и оказал влияние на молодого Моне.

Так же как и Йонгкинд, Синьяк в своих акварелях изображал море с кораблями. И здесь уверенность его руке художника придавал опыт морехода. В акварелях Синьяк отражал и впечатления от путешествий, и замыслы будущих картин.



Concarneau
По сравнению с праздничной нарядностью акварелей живопись Синьяка кажется порой чересчур перегруженной наслоениями цветовых пятен. В ней акцентированы линии, контуры, часто декоративно стилизованные. Своеобразные полукруглые кроны средиземноморских пиний превращаются у Синьяка в упругие зонтики насыщенных зелено-изумрудных оттенков, их стволы изгибаются и переплетаются, как деревья на японских эстампах.



The Bonaventure Pine, Saint-Tropez, 1893

В позднем своем творчестве Синьяк в реалистическом ключе пишет виды многих городов — Венеции, Генуи, Константинополя, Роттердама, виды портов Франции.


Залив в Сен-Тропе

Всю свою жизнь художник сочетал творческую работу с активной общественной деятельностью. Он был председателем "Общества независимых художников", девизом которого было: "Ни жюри, ни премий". Общество противостояло официальному искусству.



Cassis, Cap Canaille, 1889


Herblay, Sunset, 1889

Hillside from Downstream, Les Andelys, 1886


The Port at Sunset, Saint-Tropez, 1892


L`Hirondelle Steamer on the Seine (1901)


Sunlight, Quai de Clichy, 1887


Road to Gennevilliers, 1883


The Gas Tanks at Clichy, 1886


На террасе (1898)

Природа, Деревья, Трава.


The-Town-at-Sunset

PlaneTrees, Place des Lices, Saint-Tropez, 1893

Entrance to the Port of La Rochelle, 1921


Riverbank, Les Andelys, 1886

Herblay, the Riverbank, 1889

Le Clipper, Asnieres (1887)


,
Grand-Canal

The Entrance to the Grand Canal, Venice


Cassis, Cap Lombard, 1889

Cassis, the Jetty, 1889

Signac Above Saint-Tropez, the Customs House Pathway, 1905,


Concarneau, Return of the Longboats, 1891


Concarneau, the Sardine Boat, 1891


,
Concarneau, Morning Calm, 1891

Basin of San Marco, Venice, 1905

Capo Di Noli, 1898


Bellevue, 1899

The Dogana, 1896

The Harbor of Cannes, 1918


Папский дворец, Авиньон. музей Орсе, Париж, Франция.

\

"Complat-ле-Шато. Замок, Опус 160", 1887

Saint-Tropez, Fontaine des Lices, 1895

Carnival at Nice




Лавандовое поле.


The Velodrome, 1899

Средиземноморское побережье


Woman with a Parasol (Berthe Signac), 1893

Woman-Arranging-Her-Hair

Against the Enamel of a Background Rhythmic with Beats and Angles, Tones and Tints, Portrait of Feli / Portrait of Felix Feneon (1890)


The-Dining-Room


The Milliners, 1885-86

Women-at-the-Well

In-the-Time-of-Harmony

- (Signac) (1863 1935), французский живописец, график, теоретик искусства. Систематического художественного образования не получил. В начале творчества был близок к импрессионизму. С 1886 под влиянием Ж. Сёра примкнул к дивизионизму (см.… … Художественная энциклопедия

Синьяк Поль - (Signac) (1863 1935), французский живописец. Основоположник и теоретик неоимпрессионизма. Пейзажам, исполненным мелкими квадратными мазками, присущи орнаментальность, сдержанность колорита («Песчаный берег моря», 1890). * * * СИНЬЯК Поль СИНЬЯК… … Энциклопедический словарь

Синьяк, Поль - Поль Синьяк. Паpусники в гавани Сент Тpопез. СИНЬЯК (Signac) Поль (1863 – 1935), французский живописец. Представитель и теоретик неоимпрессионизма. Пейзажам, исполненным мелкими мозаичными мазками, присущи плоскостность и орнаментальность (… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Синьяк Поль - Синьяк (Signac) Поль (11.11.1863, Париж, ‒ 15.8.1935, там же), французский живописец и график. Учился в Париже в свободной мастерской Бинга. Был близок к импрессионизму, в 1886 под влиянием Ж. Сера и К. Писсарро обратился к неоимпрессионизму… … Большая советская энциклопедия

СИНЬЯК Поль - (Signac, Paul) (1863 1935), французский художник и теоретик искусства; родился в Париже 1 ноября 1863. В начале своей художественной деятельности испытал влияние импрессионистов, особенно Клода Моне. В 1884 Синьяк вместе с Жоржем Сера участвовал… … Энциклопедия Кольера

Синьяк Поль - … Википедия

Синьяк - (фр. Signac) многозначный термин французского происхождения. География Синьяк французская коммуна в департаменте Верхняя Гаронна. Фамилия Синьяк, Поль (1863 1935) французский художник неоимпрессионист, представитель направления… … Википедия

Синьяк - Поль (Signac, Paul) 1863, Париж 1935, Париж. Французский живописец, график. Инициатор и теоретик неоимпрессионизма. Происходил из состоятельной семьи (отец, владелец магазина, был художником дилетантом). После посещения в 1879 Четвертой выставки … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

СИНЬЯК (Signac) Поль - (1863 1935) французский живописец. Представитель и теоретик неоимпрессионизма. Пейзажам, исполненным мелкими мазками, присущи плоскостность и орнаментальность (Песчаный берег моря, 1890) … Большой Энциклопедический словарь

СИНЬЯК - (Signac) Поль (1863 1935), французский живописец. Представитель и теоретик неоимпрессионизма. Пейзажам, исполненным мелкими мозаичными мазками, присущи плоскостность и орнаментальность (Песчаный берег моря, 1890) … Современная энциклопедия

Книги

  • Импрессионизм. Постимпрессионизм (CDpc) , В 70-х годах XIX века Франция, а затем и вся Европа были поражены новым необыкновенным направлением в живописи - импрессионизмом. Это течение радикально изменило лицоевропейского искусства.… Категория: Другое Издатель: Директ-Медиа , Купить за 320 руб
  • Постимпрессионисты , , Постимпрессионизм (Post-Impressionism), этот термин впервые употребил английский критик Роджер Фрай по отношению к различным направлениям в искусстве, возникшим во Франциив период с 1880 по… Категория: Художественные направления Серия: Шедевры живописи на ладони Издатель:

Поль Синьяк - художник и автор книг об искусстве, яхтсмен и сноб-интеллектуал, - был одним из интереснейших людей своего времени. Художник много путешествовал на своих яхтах по Сене и вдоль побережья Франции, набирался впечатлений. Молодость его пришлась на последнюю четверть 19-го века - во Франции художественная жизнь тогда была ознаменована успехами импрессионизма, зарождением символизма и признаками складывающегося декоративного стиля "модерн". Он был вторым после Жоржа Сёра крупнейшим представителем неоимпрессионизма.

Синьяк родился в Париже в семье торговца. Его творческое становление происходило под влиянием Клода Моне, когда он стал писать свои первые пейзажи и марины (морские пейзажи).

Его дебют на арене художественной жизни произошел в 1884 году на выставке "Группы независимых", в которой участвовал. Там он познакомился с Жоржем Сёра. Художники быстро подружились, и эта дружба продолжалась всю жизнь. Сёра был несколькими годами старше Синьяка и к моменту их встречи уже сложившимся художником. Он уже выработал свой особый точечный мазок, который называли пуантилистическим (от французского слова "пуант" - точка).

Синьяк увлекся идеями Сёра и под его влиянием также стал писать мелким пуантилистическим мазком. К новому направлению, которое было названо неоимпрессионизмом, всмкоре примкнули и другие художники, и среди них временно изменивший своей манере импрессионист Камиль Писсарро, а также Анри Кросс, Максимилиан Люс и другие.

Как художник Синьяк резко отличался по темпераменту от вдумчивого рационального Жоржа Сёра. Его талант - более эмоциональный, более чуткий к впечатлениям от окружающего мира.

Строгая система пуантилизма, которую он применял, подражая Сёра, сковывала Синьяка. Он не обладал ученостью Сёра, и его рисунки не были столь рафинированы и изысканы. Бытовые композиции по заданным схемам кажутся надуманными. В большей степени ему удаются пейзажи.

Уже в ранних работах Синьяка раскрывается его склонность к декоративным эффектам цветового пятна и контура. В отличие от безлюдных пейзажей Сёра, у Синьяка часто изображаются фигурки людей.

По-настоящему талант Синьяка раскрылся на морскои побережье, средиземноморской Ривьере. Постепенно красочная точка вырастает в его картинах до размеров крупного пятна. Синьяк увлекается византийскими мозаиками, и сами его картины становятся мозаиками из интенсивных пятен разного цвета.

Рисунки Синьяка - быстрые зарисовки увиденного пейзажа. Они точны в деталях и в то же время свободны, обобщенны. Линия в них то напряженная и гибкая, то легкая и кудрявая. Что бы ни было изображено - великолепный берег или рыбацкие лодки, гавань с маяком или склон холма, - каждый набросок и прост, и изыскан, в каждом чувствуется рука мастера.

В своих акварелях Синьяк изображал море с кораблями, в чем ему помогал опыт морехода. В этих акварелях художник отражал впечатления от путешествий. По сравнению с праздничной нарядностью акварельной живописи, масляная живопись Синьяка кажется порой чересчур перегруженной наслоениями цветовых пятен. В ней подчеркнуты линии, контуры, часто декоративно стилизованные. Своеобразные полукруглые кроны средиземноморских пиний превращаются у Синьяка в упругие зонтики насыщенных зелено-изумрудных оттенков, их стволы изгибаются и переплетаются, как деревья на японских эстампах.

В позднем творчестве Синьяк пишет в реалистическом ключе виды многих городов - Венеции, Генуи, Константинополя, виды портов Франции.

Друг Синьяка Жорж Сёра умер рано, 32 лет и его искусство еще не было признано. Сохранить память о друге, указать место, которое неоимпрессионизм занимает в истории искусства 19 века, раскрыть значение главных произведений Сёра стало задачей Поля Синьяка.

Ему суждено было прожить долгую жизнь. В молодости он увлекался идеями анархизма. Впоследствии обретает твердые демократические и пацифистские убеждения, характерные для передовой интеллигенции Франции. В последние годы своей жизни Синьяк - антифашист, он с интересом следит за художественной жизнью в СССР, переписывается с советскими художниками.

Поль Синьяк (Paul Signac, 1863-1935) – французский художник, представитель неоимпрессионизма и пуантилизма. В начале творческого пути его вдохновляли работы импрессионистов, что значительно повлияло на дальнейшее становление его стиля. , работы которого Синьяк особенно ценил, художник даже написал письмо с просьбой о встрече. Но у Моне не возникло желания взять на себя роль наставника, и юному художнику пришлось самому прокладывать дорогу в искусстве.

В 1840-ом году Синьяк стал одним из создателей «Общества независимых художников», и это событие стало поворотным в его судьбе. Именно там он познакомился с , который был близок ему в творческих исканиях: они оба стремились к созданию чего-то нового, особенного, но при этом продуманного и осмысленного. Так, в 1889 году они разработали технику пуантилизма. Уже само название говорит о технике данного направления: пуантилисты создают картину точками выразительных цветов и никогда не смешивали краски, что позволяло изобразить сюжет в декоративной и ясной манере. При этом картина как бы оживает и начинает переливаться чистыми и тщательно подобранными краскам. Первые работы Сёра и Синьяка удивляли, вызывали споры и противоречивые эмоции, но находилось много ценителей искусства, которые поддерживали начинания этих художников. Среди них был критик Фенеон: именно он стал автором термина «неоимпрессионизм».

Конечно, Синьяк и Сёра были совсем непохожи друг на друга в личностном плане. Впечатлительный, пылкий Поль был эмоциональнее и общительнее, чем его рациональный и более спокойный товарищ. Сёра уделял больше времени теории, а Синьяка зачастую вела именно интуиция.

В 1899-ом году Синьяк опубликовал работу «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма», изложив в ней основную теорию нового направления, которое приняло уже достаточно конкретные очертания. С этого времени художник стал двигаться дальше.

Волшебны картины Синьяка, изображающие морскую гладь. Художник по-настоящему был увлечён стихией воды и очень любил яхты, которых у него было около трёх десятков. Первой из них он дал весьма необычное название - «Мане - Золя - Вагнер». Не иначе как гениально была изображена Синьяком вода на картине «Сен-Тропе. Красный буй» (1895).



Работа настолько яркая, что при взгляде на нее хочется прикрыть глаза. Тщательными мазками «нанесены» на водную гладь блики, отсветы и отражения. Глубокий светло-синий цвет воды чередуется с лимонно-жёлтыми оттенками солнца и стоящих на берегу маленьких домов.

«Сосна в Сен-Тропе» (1909) – одна из известнейших работ Синьяка. Она написана мазками неодинаковой формы, положенными в разных направлениях. К 1909-ом году Поль Синьяк уже совсем отошёл от неоимпрессионизма и разработал свой собственный стиль. Но приёмы, которые он использовал ранее, не исчезли совсем. Так, примечательны цвета, выбранные художником для изображения прекрасного дерева с богатой кроной.



На этом полотне он не ставил перед собой задачу передать реальные оттенки листвы, а как бы заново «создал» природу. Картина как нельзя лучше отражает эмоциональность Синьяка. На ней желтые оттенки соседствуют с фиолетовыми, синие – с красными. «Сосна в Сен-Тропе» напоминает вспышку восхищения, радости, умиления.

Поль Синьяк, на протяжении всей жизни развивавший и совершенствовавший свой стиль, был признан ещё при жизни. Ему не нравилось работать на открытом воздухе - он предпочитал создавать картины в мастерской, но никто не сможет назвать природу на его творениях неживой или искусственной. При взгляде на полотна художника возникает уверенность, что автор работал вдохновенно, радостно и ценил своё искусство.