Похищение европы - миф древней греции. Похищение европы Мифы древней греции европа

Дочь финикийского царя. Имя её предположительно происходит от финикийского «заход » (Запад ) или от древнегреческого "широкоглазая",где ευρύς - широкий, όψις - глаз.

Личность Европы

Все версии сходятся в том, что она была сестрой Кадма , но указания на отца расходятся. По одной версии, она - дочь Феникса , внучка Агенора ; по поэту Асию - дочь Феникса и Перимеды . По другой, дочь Агенора и Телефассы ; либо дочь Агенора и Аргиопы . По редкой версии, дочь Тития .

Похищение Европы Зевсом

По местному мифу, Зевс возлежал с ней под платаном у Гортины . Согласно прасийским монетам, в ветвях самого платана , причем Зевс стал птицей . По версии Антимаха, Европа была скрыта Зевсом в пещере.

По другой версии, Европу скрывали в местечке Тевмесс в Беотии , супругом Европы называли Зевса-беотийца .

Впоследствии Европа вышла замуж за Астериона , царя Крита, который, умирая бездетным, оставил власть над островом сыновьям Европы от Зевса.

Анализ мифа

Миф о Европе, несомненно, носит след зооморфизма , подобно сродным с ним сказаниям о Кадме и Минотавре . Кроме Крита, Европа почиталась в Фивах , как местное божество. Геродот рационализирует сказание о Европе и считает её дочерью финикийского царя, которую похитили из Тира критские купцы .

Образ в искусствe



Работа «Похищение Европы » создана бельгийским скульптором-авангардистом Оливье Стребелем и была подарена Бельгией Москве .
  • В Одессе на Большой фонтанной дороге (9 станция Большого фонтана) установлен в 1994 г. в честь 200-летия города фонтан «Похищение Европы» (скульптор Токарев А.П., архитектор Чепелев В.Н.)

В астрономии

В честь Европы назван астероид (52) Европа , открытый в 1858 году и спутник Юпитера Европа известный с XVII века

В нумизматике

  • Похищение Европы изображено на кипрской монете номиналом 50 центов, имевших хождение в 90-х годах ХХ века .
  • Также Европа на быке изображена на аверсе монеты в 2 евро, выпущенной банком Греции при присоединении страны к зоне Евро и имеющей хождение по сей день.
  • Нa новых Евро-банкнотах нанесен водяной знак "Европа" из греческой мифологии. Первой в новом исполнении выпущена банкнота в 5 евро (02.05.13), второй - 10 евро (23.09.14). Этот же знак запланирован и для следующих номиналов.

Напишите отзыв о статье "Европа (мифология)"

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.419-420, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.565
  2. Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб, 2005. С.9
  3. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  4. Гомер. Илиада XIV 321; Гесиод. Перечень женщин, фр.141 М.-У.; Вакхилид. Дифирамбы XVII 31; Антимах. Фиваида, фр.3 Висс; Мосх. Европа, ст.7
  5. Павсаний. Описание Эллады VII 4, 1
  6. Овидий. Метаморфозы II 858; Гигин. Мифы 155; Лукиан. Морские разговоры 15, 1
  7. Гигин. Мифы 178
  8. Схолии к Платону. Тимей 24е // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.223, видимо, речь о другой Европе
  9. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 5, 7 далее
  10. Феофраст. История растений I 9, 5; Плиний Старший. Естественная история XII 11 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.226
  11. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.216
  12. Павсаний. Описание Эллады IX 19, 1
  13. Филострат. Письма 47 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.211
  14. Геродот. История I 2 ()
  15. (рус.) . Optima Tours (21 февраля 2009). Проверено 21 февраля 2009. .
  16. Фонтаны Москвы#Фонтан «Похищение Европы»

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • www.new-euro-banknotes.eu/Europa-Series/The-Myth-of-Europa

Отрывок, характеризующий Европа (мифология)

Ростову было так неловко и неприятно с Борисом, что, когда после ужина Борис заглянул к нему, он притворился спящим и на другой день рано утром, стараясь не видеть его, ушел из дома. Во фраке и круглой шляпе Николай бродил по городу, разглядывая французов и их мундиры, разглядывая улицы и дома, где жили русский и французский императоры. На площади он видел расставляемые столы и приготовления к обеду, на улицах видел перекинутые драпировки с знаменами русских и французских цветов и огромные вензеля А. и N. В окнах домов были тоже знамена и вензеля.
«Борис не хочет помочь мне, да и я не хочу обращаться к нему. Это дело решенное – думал Николай – между нами всё кончено, но я не уеду отсюда, не сделав всё, что могу для Денисова и главное не передав письма государю. Государю?!… Он тут!» думал Ростов, подходя невольно опять к дому, занимаемому Александром.
У дома этого стояли верховые лошади и съезжалась свита, видимо приготовляясь к выезду государя.
«Всякую минуту я могу увидать его, – думал Ростов. Если бы только я мог прямо передать ему письмо и сказать всё, неужели меня бы арестовали за фрак? Не может быть! Он бы понял, на чьей стороне справедливость. Он всё понимает, всё знает. Кто же может быть справедливее и великодушнее его? Ну, да ежели бы меня и арестовали бы за то, что я здесь, что ж за беда?» думал он, глядя на офицера, всходившего в дом, занимаемый государем. «Ведь вот всходят же. – Э! всё вздор. Пойду и подам сам письмо государю: тем хуже будет для Друбецкого, который довел меня до этого». И вдруг, с решительностью, которой он сам не ждал от себя, Ростов, ощупав письмо в кармане, пошел прямо к дому, занимаемому государем.
«Нет, теперь уже не упущу случая, как после Аустерлица, думал он, ожидая всякую секунду встретить государя и чувствуя прилив крови к сердцу при этой мысли. Упаду в ноги и буду просить его. Он поднимет, выслушает и еще поблагодарит меня». «Я счастлив, когда могу сделать добро, но исправить несправедливость есть величайшее счастье», воображал Ростов слова, которые скажет ему государь. И он пошел мимо любопытно смотревших на него, на крыльцо занимаемого государем дома.
С крыльца широкая лестница вела прямо наверх; направо видна была затворенная дверь. Внизу под лестницей была дверь в нижний этаж.
– Кого вам? – спросил кто то.
– Подать письмо, просьбу его величеству, – сказал Николай с дрожанием голоса.
– Просьба – к дежурному, пожалуйте сюда (ему указали на дверь внизу). Только не примут.
Услыхав этот равнодушный голос, Ростов испугался того, что он делал; мысль встретить всякую минуту государя так соблазнительна и оттого так страшна была для него, что он готов был бежать, но камер фурьер, встретивший его, отворил ему дверь в дежурную и Ростов вошел.
Невысокий полный человек лет 30, в белых панталонах, ботфортах и в одной, видно только что надетой, батистовой рубашке, стоял в этой комнате; камердинер застегивал ему сзади шитые шелком прекрасные новые помочи, которые почему то заметил Ростов. Человек этот разговаривал с кем то бывшим в другой комнате.
– Bien faite et la beaute du diable, [Хорошо сложена и красота молодости,] – говорил этот человек и увидав Ростова перестал говорить и нахмурился.
– Что вам угодно? Просьба?…
– Qu"est ce que c"est? [Что это?] – спросил кто то из другой комнаты.
– Encore un petitionnaire, [Еще один проситель,] – отвечал человек в помочах.
– Скажите ему, что после. Сейчас выйдет, надо ехать.
– После, после, завтра. Поздно…
Ростов повернулся и хотел выйти, но человек в помочах остановил его.
– От кого? Вы кто?
– От майора Денисова, – отвечал Ростов.
– Вы кто? офицер?
– Поручик, граф Ростов.
– Какая смелость! По команде подайте. А сами идите, идите… – И он стал надевать подаваемый камердинером мундир.
Ростов вышел опять в сени и заметил, что на крыльце было уже много офицеров и генералов в полной парадной форме, мимо которых ему надо было пройти.
Проклиная свою смелость, замирая от мысли, что всякую минуту он может встретить государя и при нем быть осрамлен и выслан под арест, понимая вполне всю неприличность своего поступка и раскаиваясь в нем, Ростов, опустив глаза, пробирался вон из дома, окруженного толпой блестящей свиты, когда чей то знакомый голос окликнул его и чья то рука остановила его.
– Вы, батюшка, что тут делаете во фраке? – спросил его басистый голос.
Это был кавалерийский генерал, в эту кампанию заслуживший особенную милость государя, бывший начальник дивизии, в которой служил Ростов.
Ростов испуганно начал оправдываться, но увидав добродушно шутливое лицо генерала, отойдя к стороне, взволнованным голосом передал ему всё дело, прося заступиться за известного генералу Денисова. Генерал выслушав Ростова серьезно покачал головой.
– Жалко, жалко молодца; давай письмо.
Едва Ростов успел передать письмо и рассказать всё дело Денисова, как с лестницы застучали быстрые шаги со шпорами и генерал, отойдя от него, подвинулся к крыльцу. Господа свиты государя сбежали с лестницы и пошли к лошадям. Берейтор Эне, тот самый, который был в Аустерлице, подвел лошадь государя, и на лестнице послышался легкий скрип шагов, которые сейчас узнал Ростов. Забыв опасность быть узнанным, Ростов подвинулся с несколькими любопытными из жителей к самому крыльцу и опять, после двух лет, он увидал те же обожаемые им черты, то же лицо, тот же взгляд, ту же походку, то же соединение величия и кротости… И чувство восторга и любви к государю с прежнею силою воскресло в душе Ростова. Государь в Преображенском мундире, в белых лосинах и высоких ботфортах, с звездой, которую не знал Ростов (это была legion d"honneur) [звезда почетного легиона] вышел на крыльцо, держа шляпу под рукой и надевая перчатку. Он остановился, оглядываясь и всё освещая вокруг себя своим взглядом. Кое кому из генералов он сказал несколько слов. Он узнал тоже бывшего начальника дивизии Ростова, улыбнулся ему и подозвал его к себе.

"Похищение Европы" Рембрандт ван Рейн, голландский (1605-1669), масло дуба панели, около 1632. J.Paul Музей Гетти, Лос-Анджелес.

У царя богатого финикийского города Сидона, Агенора, было три сына и дочь, прекрасная, как бессмертная богиня. Звали эту юную красавицу Европа. Приснился однажды сон дочери Агенора. Она увидела, как Азия и тот материк, что отделен от Азии морем, в виде двух женщин боролись за нее. Каждая женщина хотела обладать Европой.

BOUCHER, François 1732-34

Побеждена была Азия, и ей, воспитавшей и вскормившей Европу, пришлось уступить ее другой. В страхе Европа проснулась, не могла она понять значения этого сна. Смиренно стала молить юная дочь Агенора, чтобы отвратили от нее боги несчастье, если сон грозит им. Затем, одевшись в пурпурные одежды, затканные золотом, пошла она со своими подругами на зеленый, покрытый цветами луг, к берегу моря.

VOUET, Simon 1640

Там, резвясь, собирали сидонские девы цветы в свои золотые корзины. Они собирали душистые, белоснежные нарциссы, пестрые крокусы, фиалки и лилии. Сама же дочь Агенора, блистая красой своей среди подруг, подобно Афродите, окруженной харитами, собирала в свою золотую корзиночку одни лишь алые розы. Набрав цветов, девы стали со смехом водить веселый хоровод. Их молодые голоса далеко разносились по цветущему лугу и по лазурному морю, заглушая его тихий ласковый плеск.

В этом видео ролике картины художников разных эпох и их видение легенды "Похищение Европы"



Недолго пришлось наслаждаться прекрасной Европе беззаботной жизнью. Увидел ее сын Крона, могучий тучегонитель Зевс, и решил ее похитить. Чтобы не испугать своим появлением юной Европы, он принял вид чудесного быка. Вся шерсть Зевса-быка сверкала, как золото, лишь на лбу у него горело, подобно сиянию луны, серебряное пятно, золотые же рога быка были изогнуты, подобно молодому месяцу, когда впервые виден он в лучах пурпурного заката.

BOUCHER, François 1747

Чудесный бык появился на поляне и легкими шагами, едва касаясь травы, подошел к девам. Сидонские девы не испугались его, они окружили дивное животное и ласково гладили его. Бык подошел к Европе, он лизал ей руки и ласкался к ней.

Verkolje Николая (1673-1746)

Дыхание быка благоухало амврозией, весь воздух был наполнен этим благоуханием. Европа гладила быка своей нежной рукой по золотой шерсти, обнимала его голову и целовала его. Бык лег у ног прекрасной девы, он как бы просил ее сесть на него.


Тициан 1559

Смеясь, села Европа на широкую спину быка. Хотели и другие девушки сесть с ней рядом. Вдруг бык вскочил и быстро помчался к морю. Похитил он ту, которую хотел. Громко вскрикнули от испуга сидонянки. Европа же протягивала к ним руки и звала их на помощь; но не могли помочь ей сидонские девы. Как ветер, несся златорогий бык. Он бросился в море и быстро, словно дельфин, поплыл по его лазурным водам. А волны моря расступались пред ним, и брызги их скатывались, как алмазы, с его шерсти, не смочив ее. Всплыли из морской глубины прекрасные нереиды; они толпятся вокруг быка и плывут за ним. Сам бог моря Посейдон, окруженный морскими божествами, плывет впереди на своей колеснице, своим трезубцем укрощает он волны, ровняя путь по морю своему великому брату Зевсу.

CARRACCI, Antonio

Трепеща от страха, сидит на спине быка Европа. Одной рукой она держится за его золотые рога, другой же подбирает край своего пурпурного платья, чтобы не замочили его морские волны. Напрасно боится она; море ласково шумит, и не долетают до нее его соленые брызги. Морской ветер колышет кудри Европы и развевает ее легкое покрывало.

Куапель Ноэль

Все дальше берег, вот уже скрылся он в голубой дали. Кругом лишь море да синее небо. Скоро показались в морской дали берега Крита. Быстро приплыл к нему со своей драгоценной ношей Зевс-бык и вышел на берег. Европа стала женой Зевса, и жила она с тех пор на Крите. Три сына родились у нее и Зевса: Минос, Радаманф и Сарпедон. По всему миру гремела слава этих могучих и мудрых сыновей громовержца Зевса.

Николай Кун. Легенды и мифы Древней Греции

Паоло Веронезе.

COUSIN, Jean the Elder The Rape of Europa c. 1550

Рубенс 1630 (копия Тициана)

SCHUT, Cornelis I Rape of Europa 1640-42

Берхем Николас Питерс (ок. 1620-1683)

ZUCCARELLI, Francesco (1702-1788)

TIEPOLO, Giovanni Battista 1725

COYPEL, Noel-Nicolas 1727

ZUCCARELLI, Francesco 1740-1750

Джованни Баттиста Крозато

В. Серов, «Похищение Европы», 1910. Москва, Третьяковская галерея.

Серия сообщений " ": Часть 1 -
Часть 2 -
...
Часть 20 -
Часть 21 -
Часть 22 - Миф о похищении Европы Зевсом. | ВИдение художниками мифа "Похищение Европы"

Легенда о похищении Европы Зевсом является одним из самых востребованных древнегреческих мифов в мировом искусстве. Зевс, известный своей слабостью к красивым девушкам, влюбился в Европу, дочь финикийского царя Агенора. Однажды, когда девушка гуляла по берегу моря с подругами, бог явился к ним в облике красивого быка. Девушки стали играть с животным, украшать его гирляндами из цветов, а когда Европа забралась на спину быку, он бросился в море и увез девушку на остров Крит. Здесь она стала женой Зевса и родила ему трех сыновей, которые в дальнейшем стали правителями острова.

Сюжет о похищении Европы лег в основу некоторых литературных произведений, скульптур, но больше всего он привлекал художников: не менее 11 живописцев изображали этих персонажей на своих картинах. В России наиболее известна работа В. Серова «Похищение Европы» (1910). Хотя художник планировал создать декоративное монументальное панно, это произведение знакомо нам как станковая картина. Серов использовал прием стилизации, характерный для модерна, и создал свою версию античного сюжета, далекую от канонов. Чтобы подчеркнуть динамику движения, художник вытягивает силуэты быка и дельфинов. Оригинально и цветовое решение картины. Согласно мифу Зевс превратился в белоснежного быка, а Серов изобразил его рыжим. Это оранжевое пятно на фоне фиолетового моря очень выразительно. Хотя ранняя смерть художника не позволила закончить картину, она является одной из самых узнаваемых в творчестве Серова. В европейской живописи одним из первых этот сюжет был использован Тицианом в картине «Похищение Европы» (1562). На ней изображен все тот же эпизод с испуганной красавицей на спине плывущего быка. Возможно, эта работа подверглась негативному влиянию времени, но на сегодняшний день на картине у быка-Зевса такие глаза, словно он уже несколько раз раскаялся в содеянном.

Жан Кузен старший. 1550

Паоло Веронезе. 1578

Рембрандт.1632

Корнелис Шут I. 1640-1642

Франческо Альбани. 1645

Франсуа Буше.1732-1734


Франческо Дзукарелли.1740-1750

Франсуа Буше. 1747

Французская школа. XVIII век

Себастьяно Конка

Клод Лоррен. 1667

Лука Джордано. 1675-1677

Джованни Доменико Ферретти. 1720-1740

Ноэль-Николя Куапель.1727

Джованни Баттиста Тьеполо. 1725


Жан Батист Мари Пьер. 1750


Похищение Европы. Гюстав Моро. 1869


Антонио Караччи


Похищение Европы. Симон Вуэ, 1640


Похищение Европы. Валентин Серов, 1910 г.



Похищение Европы. Николай Бурдыкин

Валентин Серов в 1907 году путешествовал по Греции, изучая различные памятники античной культуры, и в частности Кносский дворец, вернее его развалины. Во время изучения критской культуры художник заинтересовался ее необычайной мифологией и эпосом.

Существует несколько авторских вариаций картины , однако все они являются весьма далекими от установленных правил и академических норм. Поэтому ее сложно определить в какие-либо стилистические рамки, можно даже сказать, что художник сам того не ведая стал основоположником нового стиля. Отличаются между собой варианты преимущественно по цветовым гаммам.

Картон, темпера. 71×98 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Миф о похищении

Сюжет картины «Похищение Европы» построен на древнегреческом мифе о том, как громовержец Зевс узрел великолепную красоту обыкновенной девушки, которая являлась дочерью финикийского царя, и воспылал к ней пламенной любовью. Пойдя на хитрость и приняв облик быка, Зевс обманом заставил Европу сесть к нему на спину и уплыл с ней на остров Крит. Таким образом девушка стала женой верховного бога Олимпа, и у них родилось трое детей.

Несколько лет Европа находилась взаперти под охраной страшного пса , однако вскоре Зевсу надоела дочь финикийского царя, и он сосватал ее Астериону, царю Крита, предоставив ему весьма щедрое приданное. Поскольку монарх не имел своих детей, то он передал власть на острове потомкам Зевса и Европы.

Данный миф имеет важное значение для критской островной культуры, поэтому не удивительно, что такая интересная история, позаимствованная из эпоса, не могла остаться без внимания художников, и свои версии похищения Европы успели изобразить Джордано, Николас Питерс Берхем, Франческо Альбани, Франсуа Буше, Гвидо Рени, Рембрандт, Паоло Веронезе, Тициан и другие гениальные мастера кисти.


Холст, темпера. 138×178 см. Русский музей.

Картина «Похищение Европы»

Данное полотно нарисовано в довольно аутентичном и новаторском стиле. Второстепенные детали на холсте фактически отсутствуют, а центральными персонажами становятся бык, на спине которого восседает Европа. Мощное тело быка окутано волнами, а море буквально сливается с небом. В дороге их сопровождают дельфины, при этом сама Европа является необычайно спокойной и как будто бы равнодушно взирает на все происходящее вокруг.

На полотне не зря можно наблюдать сочетание черного, синего и коричневого тонов, ведь это ведь оно является привычным для древнейших греческих фресок. Одновременно с этим картина не имеет античных гармоничных форм. Внешний вид Европы также не вызывает ассоциаций с мраморной застывшей красотой, привычной для островной и античной культуры. Напротив, девушка обладает вполне обычным телосложением с немного смуглой кожей.


Смысл картины

Разумеется, каждый наблюдатель по своему оценит всю глубину замысла, который вложил в свое творение Валентин Александрович. Работа стала одной из последних в творческом и жизненном пути Серова, при этом картина является невероятно узнаваемой и на сегодняшний день не только в России, но и далеко за ее пределами.

Античные образы и обращение к древнейшим сюжетам делают это полотно наполненным философским смыслом и спрятанным в глубине еле уловимым посланием о предназначении человека, его пути и с множеством подобных вопросов, будоражащих сознание людей на протяжении многих тысяч лет.

Считается, что Серов создал 6 вариантов картины, также существует несколько набросков более скромных, чем оригинал размеров.

Некоторые из вариантов полотна находятся в Государственной Третьяковской галерее, остальные варианты находятся в Русском и других музеях, а так же в частных коллекциях.

Рембрант, Гвидо Рени, Тициан, Паоло Веронезе, Франсуа Буше, Валентин Серов… Кажется, список можно продолжать до бесконечности. «Что может объединять этих великих художников?» - спросите вы. Только одно - похищение Европы…

Сон накануне

Однажды красавице Европе - финикийской царевне - приснился удивительный сон. Стоит она с опущенной головой, а перед ней две женщины. Они о чём-то жарко спорят. Слов не разобрать. Она прислушивается и понимает, что одну из них зовут Азил (Азия), и она приходится ей матерью. Она вскормила и взрастила её, поэтому имеет право жить вместе с красавицей-дочкой. Но вторая, подозрительная незнакомка, не отступает, и решительно заявляет, что Европа (мифология древнегреческая) ей будет подарена самим верховным богом - Зевсом, и станет она называться её именем.

Проснулась юная дева в ужасе: в чём скрытый смысл сновидения? И тот час отправилась молиться, смиренно прося богов уберечь её от возможных несчастий…

Прогулка

Прошло время. Оделась Европа (мифология) в пурпурные с золотом одежды и отправилась гулять с подругами к берегу моря. Там, на тучных густо-зеленых цветущих лугах, прекрасные сидонские девы собирали цветы. Яркие фиалки, нежные лилии, белоснежные нарциссы - чего только не было в их золотых корзинах. Дочь Агенора не уступала им ни в красоте, ни в ловкости, и даже наоборот, подобно Афродите, блистала своим великолепием, изяществом. В корзине у неё были лишь розы алые…

Набрав цветов, они легко, со смехом взялись за руки и начали, притопывая, водить хоровод. Их веселые юные голоса разносились ветром далеко-далеко: и по полям, и по лугам, и по синему морю. Казалось, они заглушили и заполнили собой всё пространство. Не мог не услышать их и сын Крона - могучий Зевс…

Похищение Европы

Внезапно, неведомо откуда на лугу оказывается огромный бык, ослепительно белый с загнутыми в виде полумесяца золотыми рогами. Кто он, этот нежданный гость? Откуда он пришёл и куда путь держит? Девушки подошли ближе и не без опаски стали наблюдать за дивным зверем. Никогда прежде они не видели его. Кажется, их безудержное веселье и громкие голоса привели его сюда. Ну, что ж, давайте играть вместе! Но бык, мирно помахивая хвостом, обходит юных красавиц и приближается к Европе. Его дыхание было на удивление лёгким и благоухающим.

Что это? - подумала царевна. - Неужто амброзия?

Воздух вокруг наполнился ароматом бессмертия. Не удержалась дочь царя Агенора, и тоже стала гладить чудо-зверя, нежно обнимая и целуя его могучую шею, голову. Прекрасный бык лёг у ног девушки, тем самым как бы приглашая её сесть на его спину. Поняв намёк, смеясь, ни о чём не подозревая, взгромоздилась она на могучую спину златорогого. Тотчас глаза мирного животного налились кровью, он вскакивает и устремляется к берегу морскому.

Побег

Испугались сидонянки. Начали кричать, звать на помощь. Но всё бесполезно. Бык уже прыгнул в море…

Перепугалась и Европа (мифология Древней Греции славится своим сочетанием любви и драмы). Но ей не оставалось ничего другого, как сидеть тихо на спине то ли животного, то ли… Держится она одной рукой за а второй подбирает край своего платья, чтоб не намокло от солёных волн. Излишни её страхи: сам Посейдон - бог моря и брат Зевса - мчится впереди на своей колеснице, чтобы ни одна морская тварь не помешала быку, чтобы ни одна солёная капля не упала на царевну. Даже морской ветер, не желая ссориться, утихомирил свои резкие порывы.

Не осталось ни малейшего сомнения и у Европы: сам бог принял облик её грозного похитителя. Но какой? Во дворце отца она видела множество чужеземцев: одни были из Ливии, другие - из Ассирии, третьи - из Египта. Различала она их только по одеждам. Очевидно, что бог решил перехитрить всех, и принял образ быка, дабы отец, выслушав рассказ о похищении, так и не догадался, где искать дочь. Здесь златорогий повернул голову, и - О, чудо! - ни капли ярости в глазах, только бездонная глубина, какая-то задумчивость и доброта. Они стали почти человеческими…

Долгожданный берег

Родные берега давно скрылись из виду. Их окружала только бескрайняя водная пустыня. Неожиданно вдали показался скалистый берег. Зверь поплыл быстрее. «Нет, это не земля египетская» - предположила пленница. Царь Сидона - Агенор (и Океан в древнеримских легендах) - некогда рассказывал, что место впадения реки Нил в море больше напоминает ладонь - плоская, без единой впадины или горы. Скорее это какой-то остров…

Это был остров Крит. Наконец, странники выбрались на сушу. Бык позволил Европе спуститься, и отряхнулся сам. Град холодных брызг обдал её с головы до ног. Ничего не видя и не понимая, что происходит, она начала быстро вытирать глаза, лицо. Когда очнулась, увидела прекрасного юношу с диадемой на голове. Зевс - вот кем оказался чудо-бык!

Прошло немало лет. Европа (мифология древнегреческая) так и осталась жить на Крите, и родила громовержцу троих сыновей: Миноса, Радаманфа и Сарпедона. С тех незапамятных времён дарят нам своё сияние звезды из божественного быка, которого поместил верховный бог на небо в знак своей неугасающей любви к Европе.

Не прошло похищение это даром для отца - царя Агенора. Жена его - Телефасса (и Тефида в древнеримской мифологии) - вместе с сыновьями отправились искать любимую дочь и сестру. Но их попытки не увенчались успехом. Они её так и не нашли.