Подвижные игры по русским народным сказкам для школьников. Литературная игра-викторина «путешествие по русским народным сказкам




Русские народные сказки У мачехи была падчерица да родная дочка. Родная, что ни сделает, за все ее гладят по головке да приговаривают: «Умница» А падчерица как ни угождает - все не так, все худо. И придумала мачеха падчерицу извести. Говорит мужу: «Вези ты ее куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали»




Русские народные сказки Жили-были круглые сироты: брат и сестра. Она постарше была. Был у них небольшой прожиток, да они его быстро прожили. У них был опекун, да как деньги кончились, он их со двора прогнал. И пошли они из села в село. Шли, шли - припекло солнце, тут братец и говорит...




Русские народные сказки Жили старичок со старушкой. Были у них дочка да сынок маленький. Дочка,- говорит мать,- мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, купим платьице, а ты будь умницей - береги братца, не ходи со двора. Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали, посадила братца на травку под окошко, а сама заигралась








Жили в одной деревне три брата: два - умные, а третий - дурак. Вот поехали однажды старшие в город и наказывают младшему: ты слушай невесток, да все выполняй, чего скажут, а мы тебе подарков привезем. Рад меньшой брат подаркам, да только с печи слезать неохота Русские народные сказки



Библиотекарь: Сегодня в этом зале мы собрались поговорить о русской народной сказке, поиграть. (Слайды о местонахождении школы) Музыка 2.

В некотором царстве, в некотором государстве, в некотором районе, в некотором городе стоит у дороги теремок, теремок. Он ни низок, ни высок, ни высок. И трудятся в этом теремке замечательные люди – педагоги и учатся в этом теремке не менее замечательные дети!

Что сейчас я вам сейчас рассказывала? Правильно сказку. Как вы уже поняли, сказки можно рассказывать обо все на свете, используя особый язык, интонации, жесты. Все вы хорошо знакомы с русскими народными сказками.

Посмотрите, сколько сказок я для вас приготовила. (Выставка литературы. Знакомство с книгами).

В мире много сказок:
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться.
Наша сказка впереди
Сказка в двери к нам стучится. Звук. (Стук)
Скажем сказке “заходи”. (Музыка.3)

(Василиса) -Здравствуйте, гости дорогие, добры молодцы, красны девицы. Пришла я к вам из далека, из страны русских народных сказок, слово молвить, а зовут меня Василиса Прекрасная. Сегодня мы с вами окажемся в мире русских народных сказок, посмотрим кукольный спектакль. Но, право, я не знаю, готовы ли вы к путешествию? Не слышу? Очень хорошо. А громко ли вы умеете хлопать в ладоши? (правая сторона, левая сторона, а теперь все вместе) . А еще нам понадобиться смеяться? Давайте попробуем: все мальчики в зале смеются. Ха-ха-ха. Мальчики. Все девочки в зале смеются Хи-хи-хи. Девочки.Молодцы. Готовы.

Василиса-а-а. Василиса. (Появляется Иванушка).

(И) -А вот ты где?

(В) - Что случилось Иванушка? Почему ты так рано из школы пришел? Иль выгнали тебя?

(И) - Ой, Василисушка, уж лучше бы я из копытца водицы попил и превратился в козленочка. Бегал бы сейчас по поляне, щипал травку… ни забот, ни хлопот. Представляешь, задали нам к уроку «Русские народные сказки» прочитать. Ну, я картинки посмотрел, ничего интересного нет, а раз нет ничего интересного, то зачем читать?! Как назло, учитель к доске вызывает, расскажи ей сказку да расскажи… А что я рассказывать буду, если ничего не читал. Вот она и говорит: «Пока сказки не прочитаешь, в школу не приходи». Так что у меня, теперь, каникулы.

(В) - Какие каникулы, Иванушка? Стыдно ничего не знать. Говорят: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Ты не хочешь добрым молодцем стать?

(И) - Лучше бы уж я водицы из копытца попил. Сейчас бегал бы себе козленочком, играл на лужочке.

(В) - Как, Иванушка, ты не знаешь, что должно было случиться с тобой дальше?

(И) - Нет, не знаю.

(В) - Ребята, подскажите Иванушке. (Козленка должны были зарезать).

(В) – Ну, вот, как всегда все перепутал. Ребята, посмотрите внимательно, скажите, к каким сказкам эти иллюстрации, что на них изображено.

(И) – Нет, опять я все перепутал, скажете. Уйду я от вас мир посмотреть и себя показать.

(В) – Не уходи, Иванушка, к нам скоморохи приехали, кукольный спектакль показывать будут. (Музыка 6) .

1-й скоморох :

Мы с хорошей сказкой неразлучны,
А чудес у сказки – до небес!
Вы представьте: как бы стало скучно,
Если б в мире не было чудес!

2-й скоморох :

Когда и кто ее сложил
В своей избушке где-то –
И самый старый старожил
Не даст тебе ответа.

3-й скоморох :

И про зверей, и про царей,
И что на свете было –
Все сказка в памяти своей
Нам с вами сохранила.

4-ой скоморох :

Плывут угрюмые века,
Плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год,
А сказка – на тебе! – живет!

1-й скоморох :

Она живет в любом дому
И странствует по странам. А почему?
Да потому, что без нее нельзя нам!

Вместе :

Сказка ложь – а в ней намек,
Добрым молодцам урок...

Музыка 7. Начинается кукольный спектакль «Колобок».

(В) – Иванушка, тебе понравилась русская народная сказка? (Музыка 8)

(И) – Молодец Колобок и от бабушки ушел и от дедушки...Мир посмотрел, себя показал. А я тут сидеть должен, сказки читать, учиться.

(В) – Пропадешь ты, Иванушка, пропадешь. В сказках надо много знать и уметь, а откуда знаниям – то взяться, если сказки не читал?

(И) – А ребята на что? Ребята вы поможете мне путешествовать? Не дадите пропасть? Ну, я пошел, если что, не поминайте лихом.

Гаснет свет. Музыка 9. На сцене появляется Иванушка. Навстречу ему идет Серый Волк.

Волк - Стой, кто идет? Кто таков? Откуда путь держишь?

(И) – Я, Иваном зовусь, в сказки к вам пришел ума разума поднабраться. А ты кто?

Волк: А я Серый Волк – границу в сказки сторожу. Это же не сказочная страна будет, а двор проходной, если все тут шастать начнут. Ума он пришел поднабраться... В школе надо учиться, книги читать, вот умным и будешь. Ладно, устрою я тебе испытание, если правильно вставишь пропущенные слова, пропущу, а если нет - съем. (Достает рацию) Прием! Прием! Готовьте первое испытание. (Слайды с цифрами 1.2.3.На экране появляются задания) . Волк читает.

Жили-были старик да…, у них была дочка Аленушка да сынок… Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да … одни одинешеньки. Пошла Аленушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему полю и захотелось братцу … “Сестрица Аленушка, я … хочу!”

(И) – Это просто, это про меня. (Читает, вставляя пропущенные слова)

Волк: Прием! Прием! Иван угадал. Готовьте следующее испытание.

Слайд

“Налетели …, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь – брата нету! Выбежала она в чистое поле и только видела крылья метнулись в далеке и пропали за темным лесом. Тут догадалась, что они унесли братца: про гусей - … давно шла слава, что они детей уносили. Бросилась догонять их”

(И) – Это вихрь, наверное, налетел...

Волк: Да, пожалуй, ты славный обед будешь для меня. Погуляй тут, а я посуду пойду помою. А впрочем, прочитай еще раз загадку, может быть и отгадаешь.

(И): Василиса, помогай мне, попроси ребят правильно ответить.

(появляется Волк) Звук Шаги.

Волк: Ну, что не вспомнил? И никто тебе не поможет – обедом будешь.

(И)- Мне ребята помогут, они правильно ответят.

Волк: А где твои ребята? Что–то я их не слышу.

Василиса: Ребята, давайте хлопать в ладоши, чтобы нас Волк услышал. Левая сторона. Правая сторона, А теперь все вместе.

Волк: Слышу, слышу. Оглушили. Давайте ваш ответ.

(ученики дают правильный ответ)

Волк: Раз вы такие умники и умницы, вот вам моя последняя загадка.

“Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие … и выстрелили. Пустил стрелу старший брат. Упала стрела на боярский двор, подняла ее боярская дочь. Пустил стрелу средний брат. Полетела стрела на купеческий двор, подняла ее купеческая дочь. Пустил стрелу … брат. Полетела она прямо в …, подняла ее … !

(И) – Я опять ответ не знаю. Ребята помогайте!

(ответы учащихся)

Волк: Хорошие у тебя помощники Иванушка, но на друга надейся, а сам не плошай. Проходи в сказочную страну.

Музыка 10. (уходят за кулисы вместе)

(В) – Долго ли, коротко ли шел Иванушка по сказочной стране, может быть, это было, а может быть, и не было, но вдруг потемнело все вокруг, завыл ветер и сбился Иванушка с пути и забрел в логово к Змею – Горынычу, чудищу трехголовому.

Появляется Змей – Горыныч.

(З-Г) 1 голова – Фу, духом русским пахнет.

2 голова – И ничего не пахнет, откуда тут пахнуть, я вчера все хорошенько пропылесосила.

3 голова – Пахнет. Это хорошо, повеселимся, а то скучно что-то.

1 голова – Скучно… Пахнет… Умненькая ты наша. Опять всю ночь напролет сказки читала, глаза портила, и нам спать не давала.

2 голова: - Я после таких сказок болеть начинаю. Горло и голова болят. А наша умненькая все завывает: и взмахнул мечом Иван молодец и три головы у чудища поганого как не бывало.

1 голова: - Нет, ну там про Золушку, про Кота в сапогах – это ничего, забавно.

3 голова: Глупые вы, вам бы все только иноземное. Это ж наши родные русские народные сказки, про нас с вами писано. На ус наматывайте и не ведите себя так: в гости приглашайте, а не огнем плюйтесь.

(появляется Иванушка. Он не видит чудища.)

(И) – Где это я? Куда забрел, не знаю?! Пожалуй, тут ночевать останусь.

1 г. – Молоденький, свеженький..

2 г. – Ох, вкусный, наверное. Давай ты слева, я справа…

3 г. – Опять? Учишь, вас учишь, читаешь, вам читаешь. А как у него меч и ваши головы с плеч? Здесь хитростью надо. Здравствуй, добрый молодец.

(И) – Ой-ой, кто тут?

2 г. – Чудище русское…

1 г. – Ой, спугнешь, ласковее надо. Это мы – Змей Горыныч.

3 г. – Не бойся, это только в сказках Змей Горыныч с Иваном бьется, а в жизни… Тебя как зовут?

(И) – Иванушка…

1 г. – Иван, значит. Не повезло.

2 г. – Ну, вот, сначала биться, а потом, он нам головы срубит. Придумывай, что-нибудь, умненькая.

3 г. – Это не мы к тебе пришли, сам забрел. А сказку, брат, не переделаешь. Давай, так, отгадаешь наши загадки, живым уйдешь, не угадаешь – сам знаешь. По рукам.

1 г. – Да, у тебя есть на каждую загадку одна подсказка.

2 г. – Только подсказывать некому, кроме нас здесь никого нет.

(ЗГ) вместе: Согласен?

(И) – Согласен.

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.

О какой сказке я говорю. Отвечай, Иван.

(И) – Василиса, ребята, не дайте пропасть, помогите.

(В)- Ребята, кто готов ответить, поднимите руку.

(“По щучьему велению”)

1 г. – Ничего, сейчас я потруднее задам.

Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей?

Ха, не знаешь? Ха-ха-ха.

(И) – Мне, кажется, что ты и смеяться, то не умеешь. Вот послушай, как ребята в зале смеяться умеют. Василиса, помоги.

(В) - Все мальчики в зале смеются. Ха-ха-ха. Мальчики. Все девочки в зале смеются Хи-хи-хи. Девочки. Молодцы. Готовы. Раз – два – три.

(И) – Я знаю ответ. Нет, боюсь, вдруг ошибусь, пусть ребята лучше ответят.

(“Василиса Прекрасная”)

Гуси-лебеди летят,
Унести детей хотят,
Кто помог сестрице с братцем
От Яги домой добраться?

(Русская народная сказка “Гуси- лебеди”.

В. Ну, что Иванушка!!! Понял, для чего книги надо читать?

И – Сказка ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок. (последний слайд)

Все выходят на сцену. Исполняется песня из к/ф «Про Машу и Витю, и морскую пехоту» (


Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Миллион сказок детям Интерактивная игра по русском народным сказкам

Слайд 2

Дорогой друг! Я - домовенок Кузька. А это - мой волшебный сундучок со сказками. У меня их целый миллион. Злая Баба Яга хочет сундучок отнять. Чтобы сохранить сундучок, нужно обыграть Бабу Ягу. Если выиграешь, сундучок и сказки останутся у меня. Если проиграешь, Баба Яга заберет сундучок и все сказки ей достанутся. А мы с вами сказок лишимся. Но прежде чем играть, обязательно познакомься с Правилами игры, щелкнув мышкой по этому значку
Правила

Слайд 3

Ха-ха-ха! Попробуйте обыграть меня! Ничего у вас не получится!
Правила игры
В игре принимает участие первый правильно ответивший на вопрос отборочного тура. На экране монитора будут появляться вопросы и четыре предполагаемых ответа, правильным из которых будет только один. Пятый, десятый и четырнадцатый вопросы являются несгораемыми уровнями. На обдумывание ответа на вопрос игроку дается одна минута. Если ответа не последовало или ответ неправильный, игра завершается. Для выбора ответа игроку нужно «мышкой» щелкнуть по выбранному элементу с ответом. Вопросы с каждым раундом усложняются. Игрок может воспользоваться подсказками: 50:50 (убираются два неверных ответа), «Волшебник» и «Кот ученый». Для получения подсказки нужно щелкнуть «мышкой» по элементу. Если элемент использован, он блокируется. Начиная со второго уровня, подсказки блокированы все. Чтобы снять блокировку с неиспользованной подсказки, нужно ее активизировать щелчком «мышки».
Начать игру

Слайд 4

Название какой сказки написано без ошибок?
А: «Заюшкин домик»
D: «Лисичка с кастрюлькой»
С: «Петушок и бобовое зернышко»
В: «Даша и медведь»
Отборочный тур

Слайд 5

50:50
Кот ученый
Волшебник
Мур-р-р! Я думаю, это Иван
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это Степан!
100 очков
Какое мужское имя чаще всего носит герой русской народной сказки?
D: Степан
С: Иван
А: Емеля
В: Митрофан

Слайд 6

Какая цифра чаще других встречается в русских народных сказках?
200 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это цифра три!
Мур-р-р! Я думаю, это пять!
А: Пять
В: Три
С: Четыре
D: Два
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 7

Какую пословицу повторяют герои сказок перед трудным заданием?
300 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, ответ С!
Мур-р-р! Я думаю, ответ А
А: Своя ноша не тянет
В: Баба с возу – кобыле легче
С: Семь раз отмерь, один раз отрежь
D: Утро вечера мудренее
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 8

Какой обычный предмет заменял героям сказок карту или компас?
500 очков

Мур-р-р! Я думаю, это ответ D!
А: Скатерть- самобранка
В: Ковер-самолет
С: Сапоги-скороходы
D: Клубок ниток
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 9

В какое время года происходят события сказки «По щучьему велению»?
1000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, ответ А!
Мур-р-р! Я думаю, летом!
А: Зимой
В: Весной
С: Летом
D: Осенью
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 10

Из какого инструмента сварил суп солдат?
2000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это топор!
Мур-р-р! Я думаю, это топор!
А: Молоток
В: Рубанок
С: Топор
D: Пила
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 11

Что делили мужик с медведем на вершки и корешки?
4000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это репа!
Мур-р-р! Я думаю, это свекла!
А: Репа
В: Морковь
С: Картофель
D: Свёкла
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 12

Из меха какого зверька подарил Морозко шубу стариковой дочке?
8000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это соболь!
Мур-р-р! Я думаю, это лиса!
А: Песец
В: Лиса
С: Белка
D: Соболь
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 13

Какие птицы помогли Бабе Яге украсть Иванушку?
16000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это гуси-лебеди!
Мур-р-р! Я думаю, ответ С!
А: Сороки-воровки
В: Галки-палки
С: Гуси-лебеди
D: Вороны-каркуши
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 14

Какая еще рыба, кроме золотой, способна выполнять человеческие желания?
32000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это карась!
Мур-р-р! Я думаю, это щука!
А: Щука
В: Окунь
С: Карась
D: Ёрш
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 15

Какой новый вид транспорта изобрел Емеля-дурак?
64000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это печка!
Мур-р-р! Я думаю, ответ А!
А: Ковер-самолет
В: Печка
С: Сапоги-скороходы
D: Верхом на щуке
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 16

В какой сказке объединенные усилия героев помогают победить даже силы природы?
125000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, ответ D!
Мур-р-р! Я думаю, это «Репка»!
А: «Царевна-лягушка»
В: Заячья избушка»
С: «Колобок»
D: «Репка»
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 17

В какой сказке от брошенной шапки избушка зашаталась?
250000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это С!
Мур-р-р! Я думаю, ответ С!
А: «Марья Моревна»
В: «Царевна-лягушка»
С: «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»
D: «Иван-царевич и Серый волк»
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 18

Что подарила матушка перед смертью Василисе Премудрой?
500000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, это куколка!
Мур-р-р! Я думаю, это зеркальце!
А: Куколку
В: Веретёнце
С: Клубочек
D: Зеркальце
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 19

Назовите имя самого знаменитого собирателя русских народных сказок?
1000000 очков
Крекс, пекс, фекс! Конечно, ответ D!
Мур-р-р! Я думаю, ответ D!
А: П.Бажов
В: С.Аксаков
С: В.Даль
D: А.Афанасьев
50:50
Волшебник
Кот ученый

Слайд 20

Спасибо за участие!

Слайд 21

"УРА" ПОБЕДИТЕЛЮ!!!

Слайд 22

Использованные ресурсы:
Черных О.Г. Игровые уроки по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2008 http://www.1tvrus.com/i/20070716/fmt_53_kuzia.priklucheniya.domovenka.avi.image4.png.jpg- баба Яга http://www.bolero.ru/product-64152934.html - сундук со сказками http://www.muz-instrument.ru/?page=watch старинные настенные часы с кукушкой http://www.rusfriends.net/uploads/blog/200/251/1226165331_skazki-0158.jpg - Иван- крестьянский сын http://games-mm.ru/userfiles/Image/good/photo_117.jpg - кот ученый http://yarland.ru/rest/afisha/event_161.html - по щучьему велению http://img.lady.ru/images/assets/site/2009/01/career/repka.jpg репка http://www.vetlek.ru/shop/?gid=590&pg=2- клубок http://www.arira..jpg - 150506 http://www.games-mp.ru/puzzles.php?genre=1&page=4 вершки и корешки http://new-people.info/index.php?option=com_content&task=view&id=543 гуси-лебеди http://www.kozma.ru/gallery/artists/ovchinnikov-l/tales-yemelya-on-stove.htm Емеля на печи http://new-people.info/index.php?option=com_content&task=view&id=548 – каша из топора http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.mirovozzrenie.ru/i/carevna/carevna07_f.jpg&imgrefurl=http://www.mirovozzrenie.ru/index.php%3FItemid%3D92%26id%3D18%26option%3Dcom_content%26task%3Dview&usg=__WsFwtz0soOG4CpxufhgcKc2Is2A=&h=288&w=352&sz=23&hl=ru&start=42&tbnid=yGGTFGwqlJ6iwM:&tbnh=98&tbnw=120&prev=/images%3Fq%3D%25D0%25A3%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25BE%2B%25D0%25B2%25D0%25B5%25D1%2587%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B0%2B%25D0%25BC%25D1%2583%25D0%25B4%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B5%25D0%25B5%26ndsp%3D18%26hl%3Dru%26sa%3DN%26start%3D36%26newwindow%3D1 -утро вечера мудренее http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.xsp.ru/azasello/kino/morozko/morozko_27.jpg&imgrefurl=http://www.xsp.ru/forum/viewtopic.php%3Ft%3D2633&usg=__QcSE-EZZL64HW6Bvh3swoL5bNZ0=&h=376&w=500&sz=42&hl=ru&start=93&tbnid=YahetCixvhGovM:&tbnh=98&tbnw=130&prev=/images%3Fq%3D%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25BA%25D0%25B0%2B%25D0%259C%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B7%25D0%25BA%25D0%25BE%26ndsp%3D18%26hl%3Dru%26sa%3DN%26start%3D90%26newwindow%3D1 –Морозко http://biography.sgu..jpg - Иван-дурак

Литературная игра для учащихся 3 класса «Дорогами русских народных сказок»

Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ОШ» Киквидзенского района Волгоградской области
Краткое описание: Данная игра предназначена для проведения уроков литературного чтения или внеклассных мероприятий с обучающимися 3 класса.
Цель: закрепление и обобщение знаний по изученным русским народным сказкам.
Задачи:
- закрепить знания детей по прочитанным сказкам;
- развивать познавательную и творческую активность, сообразительность, любознательность, кругозор, логическое мышление, память;
- прививать интерес к чтению.
Работа с презентацией:
На первом слайде презентации – филворд. Дети находят слово, при нажатии на буквы в слове цвет фигур изменяется. При нажатии на последнюю букву происходит переход на слайд со сказкой. Выполнив все задания по сказке, нужно перейти на слайд с филвордом, нажав на управляющую кнопку «филворд». Переход на следующий слайд с заданием выполняется по управляющей кнопке «следующий слайд».
При работе со слайдами презентации обращайте внимание на Заметки к слайду , в которых записаны подсказки.

Ход игры:

Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну сказок. А в каких сказках вы сегодня побываете, вы узнаете, разгадав филворд. В нем записаны герои сказок. Найдите этих героев и угадайте, из каких они сказок. (ребята находят героев сказок в филворде, угадывают сказку и отправляются в путешествие).

В ходе нашей игры мы выясним, кто из вас является лучшим знатоком изученных нами русских народных сказок.
Филворд.


Слова-отгадки: Радивая, семилетка, лесной дед.


Сказки: «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Самое дорогое».

Русская народная сказка «Самое дорогое»


1. Мини-викторина:

Какую работу выполняли старик со старухой? (Старик плел корзинки из ивовых прутьев, старуха ткала лен.)
- С какой целью старик отправился в лес? (Он отправился в лес, чтобы срубить деревце и сделать новую прялку старухе да ручку к ножу.)
- О чем Лесной Дед попросил старика? (Он попросил старика не рубить деревья, потому что все деревья живые и хотят жить.)
- Почему старик со старухой долго не могли придумать, что у Лесного Деда попросить? (Всё, что нужно, у них было, а чего не было, они своими трудами всегда заработать могли.)
2. Соответствия.
Соедини правильно слова первого и второго столбика и вспомни, каким был Лесной Дед.


Ответ:
Лесной Дед был в мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелёными горят.
3. Найди лишнюю картинку.
Вспомни, что предлагал старик попросить у Лесного Деда и найди лишнюю картинку:


(деньги, стадо коров и овец, курочки, прялка и ножик )

Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую»


1. Узнай героя.
- Этот герой жил на дне колодца. Лицо, глаза, борода, да и весь он был одного цвета. (Зеленый старик)
- Как звали героиню сказки, которая без дела не сидела, всегда работала и любое дело выполняла старательно. (Радивая)
- Кто из героев сказки произнес следующие слова: «Век бы с такой хозяйкой жить да радоваться! Заботливая, ласковая!» (козы)
- Кто из героев сказки произнес следующие слова: «Давай скорее подарок! Я домой тороплюсь.» (Ленивая)
2. Подарки из шкатулки.


В данном задании нужно определить, что Зеленый старик подарил старшей сестре, а что младшей и какой предмет лишний.
Подарки: угли; душегрея парчовая, соболями отороченная; кошелёк с золотом; сарафан атласный; сундук с серебром; башмаки с серебряными пряжками; зола; жемчуг.
Старшей: душегрея парчовая, соболями отороченная; сарафан атласный; башмаки с серебряными пряжками; жемчуг; кошелёк с золотом.
Младшей: угли, зола.
Лишний предмет: сундук с серебром.

Русская народная сказка «Дочь-семилетка»


1. Чей ответ?
Какие ответы на загадку дали героини сказки? Соедините правильно.


Ответы:


2. Что потом?
Восстановите последовательность заданий царя, которые выполняла дочь-семилетка.
Явиться к царю ни пешком, ни на лошади, ни голой, ни одетой, ни с гостинцем, ни без подарочка; соткать полотенце из ниточки; вывести цыплят к завтрашнему дню.
Ответ: соткать полотенце из ниточки; вывести цыплят к завтрашнему дню; явиться к царю ни пешком, ни на лошади, ни голой, ни одетой, ни с гостинцем, ни без подарочка.
3. Кто внимательный?
Прочитайте названия животных и определите, о каких животных не говорится в сказке:
Лиса, заяц, кобыла, перепелка, медведь, жеребенок, боров, утята, цыплята.
Ответ: лиса, медведь, утята.
Подведение итогов игры.

Презентация на тему: Литературная игра «Дорогами русских народных сказок»

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПО СКАЗКЕ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

Грачёва Марина Сергеевна, учитель физической культуры МБОУ «СОШ №3», г. Братск, Иркутской области.
Назначение: игры для детей по сказкам ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.
Данное мероприятие может быть интересно учителям физической культуры, педагогам дополнительного образования, работникам летних лагерей, организаторам в детских садах.
Описание: игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Цель: приучать организованно действовать в коллективе, одновременно и быстро включаться в игру, развивает навыки выразительной речи, творческое воображение, инициативу, ловкость, смелость.
Задачи: «улучшить работу по всестороннему развитию детей дошкольного возраста, воспитывать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить красоту и богатство родной природы, воспитывать в духе любви к Родине».
Весёлые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.
Игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.
Вашему вниманию предлагается две игры по сказке «Гуси-лебеди»

Подвижная игра "ГУСИ"

На площадке чертят небольшой круг, в середине его сидит волк. Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусенята. Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусенят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:
- Гуси, вы гуси!
- Га-га-га, га-га-га!
- Вы, серые гуси!
- Га-га-га, га-га-га!
- Где, гуси, бывали?
- Га-га-га, га-га-га!
- Кого, гуси, видали?
- Га-га-га, га-га-га!

С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк ведет в середину круга - в логово. Гуси встают в круг и отвечают:
Мы видели волка,
Унес волк гусенка,

Самого лучшего,
Самого большого.
Далее следует перекличка хоровода и гусей:
- А, гуси, вы гуси!
- Га-га-га, га-га-га!
- Щиплите-ка волка,
Выручайте гусенка!

Гуси машут крыльями, с криком га-га бегают по кругу, донимают волка. Пойманные гусенята в это время стараются улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка.
Игра повторяется, но играющие в хороводе становятся гусями, а гуси встают в хоровод. Волка выбирают по считалке.
Правила игры. Хоровод гусей и гусенята идут по кругу в разные стороны. Текст должны проговаривать все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда кто-то из играющих коснулся рукой волка.

Подвижная игра для школьников "Гуси-лебеди"

Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные - гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой - волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей:
«Гуси-лебеди, домой!»
Гуси отвечают: «Старый волк под горой!»
- «Что он там делает?»
- «Сереньких, беленьких рябчиков щиплет».
- «Ну, бегите же домой!»

Гуси бегут домой, а волк их ловит.
Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы.
Правила.
1. Гуси могут лететь домой, а волк ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»
2. Гуси, выходя в поле, должны разойтись по всей площадке.

В этих подвижных играх есть водящий: это волк .
Чтобы начать игру, нужно водящего выбрать. Его назначают или выбирают по считалке.
Дети очень любят шутливые, весёлые стихи-считалки, быстро их запоминают. Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, лужайку, и один из них выходит на середину, громко, чётко выговаривая слова, произносит нараспев считалку, например:
Я пойду куплю дуду,
Я на улицу пойду.
Громче, дудочка, дуди.
Мы играем, ты води!

Или:
Прыг да скок,
Прыг да скок,
Скачет зайка -
Серый бок.
По лесочку
Прыг-прыг-прыг,
По снежочку
Тык-тык-тык.
Под кусточек присел,
Схорониться захотел.
Кто его поймает, тот и водит.

Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочерёдно рукой к играющим, не исключая и самого себя. На кого выпадает последнее слово, тот становится водящим.