Почему ирландцы так похожи на русских. Ирландия Численность ирландцев в мире

ИРЛАНДЦЫ (самоназвания - na hEireann, nа hEireannaigh), народ, основное население Ирландии. Численность свыше 3,7 миллионов человек, в том числе рождённые в Ирландии - 3,5 миллиона человек, в Северной Ирландии - 47 тысяч человек, в Англии - 109 тысяч человек, в Шотландии - 5,6 тысяч человек (2006, перепись). Живут также в Великобритании , США (36 миллионов человек заявляют о своём ирландском происхождении, среди них часть не имеет в действительности ирландских предков; 2006, оценка Бюро переписи США), Канаде (3,8 миллиона человек ирландского происхождения, из них почти половина - в провинции Онтарио; 2001, перепись), Австралии (1,9 миллионов человек, 2-я по численности группа в составе англо-австралийцев; 2001, перепись) и др. Оценки численности ирландцев в диаспоре различны в зависимости от того, кого причислять к ирландцам (официально правительство Ирландии признаёт ирландцами эмигрантов до 3-го поколения). Говорят на английском языке и ирландском языке (гэлы). Верующие - католики.

Кельтские (гэльские) племена заселили остров Ирландия, вероятно, ко 2-й половине 1-го тысячелетия до нашей эры. С 12 века англичане первоначально вступали с ирландцами в браки, перенимали их имена, обычаи и т. п., но с середины 14 века (Килкеннийские статуты 1366) отношения с ирландцами стали рассматриваться в Англии как государственная измена. Притеснения ирландцев англичанами, земельные конфискации, религиозная реформация и преследование католиков, жестокое подавление восстаний (особенно после экспедиции О. Кромвеля 1649), запрет народной культуры (языка, песен, одежды и др.), аграрный переворот 19 века (насильственной переход от зернового земледелия к скотоводству и картофелеводству, сопровождавшийся массовым разорением крестьян), «Великий голод» 1845-49 вызвали массовую эмиграцию ирландцев, особенно в Северную Америку. В середине 19 века ирландцы составляли около половины иммигрантов в Канаду и США. Эмиграция сопровождалась большой смертностью (суда, вёзшие ирландцев в Америку, называли «корабли-гробы»). Ирландцы стали одной из самых урбанизированных групп в США (города Нью-Йорк, Бостон, Чикаго, Сан-Франциско), составили значительную долю среди строительных и транспортных рабочих, полиции и др. Со временем, несмотря на дискриминацию, потомки ирландских иммигрантов вошли в экономическую, политическую и культурную элиту многих стран. Ирландская диаспора создавала образовательные, культурные, благотворительные и политические организации, поддерживала тесные контакты с повстанческим движением у себя на родине, участвовала в военных действиях против британских колониальных войск в Америке (например, «ирландские вторжения в Канаду» 1866-1871). Напряжённые отношения между ирландцами и англичанами, принимающие форму религиозного конфликта (между католиками и протестантами), сохраняются в Северной Ирландии.

Ирландцы были одним из самых аграрных народов Европы. Занимались крупным товарным мясным животноводством (в основном на востоке и северо-востоке) и овцеводством, в том числе отгонным (в основном на западе). Основные сельскохозяйственные культуры - картофель, ячмень и овёс, на юго-востоке - также пшеница. До середины 19 века на западе пахали лёгким деревянным плугом (ард), в центральной и восточной Ирландии - тяжёлым англо-нормандским плугом, в упряжке из 4-6 лошадей. В горах землю обрабатывали лопатой с узким изогнутым лезвием (местами - двойным) и упором для ноги в нижней части рукоятки. До 20 века сохранялись волокуши, 2-колёсные повозки; ездили также верхом на ослах и пони особой породы (крупные, с длинной шерстью). Ирландские деревни кучевой, на западе - рядовой планировки; до 19 века насчитывали до 50-60, затем - 10-20 дворов. До 17 века сохранялись поселения на искусственных островах на озёрах (кранног), кольцевые укрепления (рат). После аграрного переворота основным типом сельского поселения стал хутор. Двор обычно прямоугольный незамкнутый с массивными воротами, на севере и западе - одно- или двурядной, в горах и болотистых местностях - разбросанной планировки. Традиционное жилище глинобитное, в горах - каменное, с 19 века белёное; на востоке под английским влиянием распространена каркасная техника фахверк, в Северной Ирландии - кирпич. Характерны соломенные крыши. Дом обычно имеет входы с 2 продольных сторон, небольшие окна - в одной из продольных стен, выходящей во двор. На юго-западе были распространены дома с центральным расположением очага, иногда овальной формы с шатровой крышей, с торцов отгораживались спальня и помещение для скота (позднее - дополнительная комната). На севере и западе преобладали дома с камином у торцовой, выходящей на улицу стены; иногда за камином с торца пристраивали парадную комнату или спальню. До 19 века были распространены камины с плетёным, обмазанным глиной навершием, кровати в стенных нишах. Столов часто не было, семья собиралась за едой у очага, еду клали на плетёный поднос на коленях, который затем вешали на стену; позднее появились пристенные складные столы. Традиционная пища - молоко (по потреблению молока ирландцы занимали 1-е место в мире), бекон, овсяная каша, овсяные и ячменные лепёшки на соде, выпекаемые на жаровне-треножнике (дрожжевой хлеб был неизвестен). С 19 века основной пищей стал картофель. На западе в пищу употребляли водоросли и моллюсков, собранных на берегу во время отлива. Основной напиток - крепкий сладкий чай, иногда с молоком; из алкогольных - пиво, виски. Традиционная одежда главным образом из шерсти. Характерна женская верхняя одежда - широкая накидка с капюшоном. Женская одежда у ирландцев островов Аран - тёмно-красная юбка с чёрными полосами по подолу, блуза и шаль. Мужчины носили вязаные свитера с характерным для каждой деревни орнаментом (по нему опознавались тела утонувших рыбаков). В 18-19 веках ирландцам стали ошибочно приписывать как «национальные» формы одежды гэльский кильт, женское зелёное платье и др. Из ремёсел развиты плетение из соломы, узорное вязание (в том числе мужские пояса), вышивка, плетение кружев на коклюшках и др.; популярен так называемый кельтский орнамент.

До 19 века сохранялись остатки клановой системы (её следы - фамилии, начинающиеся с Мак-«сын» или О’ - «внук», в прошлом указывавшие на принадлежность тому или иному клану), до 2-й половины 20 века в сельской местности - соседская взаимопомощь, патриархальная семья. Из-за нехватки земли были распространены майорат и поздние браки. В 19 веке вошли в обычай проводы эмигрантов с участием соседей (ameriсап wake - американские поминки). До 19 века бытовали традиционные свадебный и погребальный обряды. Сохраняется культ водных источников (например, так называемого источника забвения на островах Аран, к которому ходили перед отъездом в Америку). Характерен обычай собираться старикам зимними вечерами на чьей-нибудь ферме у очага. Мужчины посещают пабы. Традиционный спорт - хоккей на траве (хурлинг), гольф. Среди основных праздников - День святого Патрика (17 марта); популярен, особенно в Америке, осенний поминальный праздник Хэллоуин. По инициативе национальных культурных организаций (Гэльской лиги, Гэль Линн и др.) проводятся ежегодные фестивали (феш, множественное число фешана).

Устное творчество. Наиболее важный музыкальный инструмент в ирландской традиции - арфа кларынах (смотри Кельтская арфа; самые старые сохранившиеся образцы датируются 14 веком). Один из древнейших инструментов - лира круть (смотри Крота). Традиционный аэрофон бунь на протяжении нескольких последних веков вытеснен продольными флейтами (со свистковым устройством и без него). Ирландская волынка илян пайпс (по размеру меньше шотландской, мех приводится в действие локтем) может сопровождать пение волынщика. Скрипка в традиционной музыке ирландцев используется с 18 века, бубен бодран - с 20 века. Обычно при ансамблевой игре инструменты звучат в унисон. Пение без сопровождения считается старейшей формой музицирования и называется шан нос («старый стиль»). Большая часть сохранившейся традиционной музыки - танцевальные наигрыши в чётном метре: рил, жига и хорнпайп. Наиболее древние мелодии основаны на пентатонике. Сохраняются гэльские жанры (предания, былички и др.) и сюжеты. Чисто англоязычный жанр - лимерик. Традиционная гэльская музыкальная и танцевальная культура к 18-19 векам была во многом утрачена. Наиболее характерный музыкально-поэтический жанр позднего фольклора - баллада (сюжеты о войнах, восстаниях, гибели героев и т. п.). В городской среде бытовали так называемые уличные баллады. Характерны исторические песни (например, «Парни из Уэксфорда», «Храбрый Роберт Эммет», «Одежда зелёных» - о восстаниях 1798 и 1803), в том числе авторские, например поэта 19 века Т. Дэвиса. Лирические песни также имеют патриотическую окраску. Среди героев сказок - комический персонаж Тёмный Патрик, бродячий музыкант и сказитель Рафтери и др. В связи с возрождением национальной культуры в 20 веке вошла в обиход так называемая ирландская, или новокельтская, арфа; старинная арфа кларьшах изображена на гербе Ирландии. Распространившаяся в конце 20 - начале 21 века в Ирландии и за её пределами так называемая ирландская музыка («кельтский фолкрок») лишь отчасти связана с поздним фольклором.

Лит.: Flood W. Н. G. History of Irish music. Dublin, 1905. 3rd ed. Shannon, 1970; Гроздова И. Н., Козлов В. И. Ирландцы // Народы зарубежной Европы. М., 1965. Т. 2; О’Neill Т. Life and tradition in rural Ireland. L., 1977; Charles-Edwards Т. М. Early Irish and Welsh kinship. Oxf.; N. Y., 1993; Patterson N. Т. Cattle-Lords and clansmen: kinship and rank in early Ireland. 2nd ed. N. Y., 1994; The companion to Irish traditional music / Ed. F. Vallely. N. Y., 1999.

Т. А. Михайлова; Я. Гардзонио (устное творчество).

Irish Численность и ареал Всего: 8 500 000 чел. (учитывая по происхождению - 80 000 000) Язык Английский , ирландский Религия Католицизм , реже протестантизм Входит в Кельтские народы Родственные народы гэлы , шотландцы , валлийцы , бретонцы

История

История Ирландии
Доисторическая Ирландия
Раннее средневековье (400-1169)
Средневековые ирландские Королевства:
Лейнстер Коннахт Мунстер Ульстер Дал Риада Айлех Миде Брега Осрайге Айргиалла Тирконнелл
Десмонд Томонд
Нормандское завоевание (1169-1536)
Манор Ирландия
Пейл Тир Эогайн
Британское правление (1536-1916)
Королевство Ирландия (1541-1801)
Конфедеративная Ирландия (1642-1651)
Соединённое королевство Великобритании и Ирландии (1801-1922)
Новейшее время
Пасхальное восстание (1916)
Война за независимость Ирландии (1919-1921)
Гражданская война в Ирландии (1922-1923)
Южная Ирландия (1921-1922)
См. также:Северная Ирландия
Портал «Ирландия»

Начало заселения острова

Исследования историков утверждают, что первые люди поселились на острове Ирландия около 9000 лет назад. Самые первые поселенцы практически неизвестны. Они оставили после себя несколько уникальных мегалитических сооружений. Дольше всего доиндоевропейское население удерживалось на юго-западе острова. Ирландское название провинции Манстер - Мума не объясняется из кельтского языка и есть мнение, что в нём сохраняется этноним ранних жителей острова.

Античные авторы не оставили подробных сведений об Изумрудном острове. Понятно только, что к началу н. э. остров был полностью заселён кельтами. Ирландская средневековая литература, напротив, содержит огромное количество мифических и легендарных сведений о различных волнах мигрантов: фоморах , фир болгах , племенах дану и т. д. Согласно мифологии последняя волна пришельцев - милезианцы , прибыла под предводительством Миля с Иберийского полуострова. Косвенно это подтверждается современными генографическими проектами, действительно ирландцы и баски имеют наибольшее число представителей гаплогруппы R1b .

Ранняя история

В начальный период истории вся территория Ирландии была разделена на независимые туаты , области заселённые одним племенем. Туат приблизительно соответствует современному баронству (в Ирландии существует такое неофициальное административное деление, баронство - это часть графства, объединяющая несколько приходов. Как правило каждое графство включает 10-15 баронств). Вожди кланов были связаны друг с другом сложной системой вассальных взаимоотношений. В раннем средневековье туаты Ирландии объединялись в пять пятин во главе с верховным королём «ард-риагом»: Лагин (совр. Ленстер с королевской династией МакМурроу/Мэрфи), Муман (совр. Манстер с королевской династией О’Брайенов), Улад (совр. Ольстер с королевской династией О’Нейлов), Миде (совр. графства Мит и Вестмит с прилегающими территориями, королевская династия МакЛафлинов) и Коннаут (королевская династия О’Конноров).

В IV-V веках н. э. предки ирландцев предпринимали активные пиратские набеги. От них очень страдал Уэльс. В ходе экспансии ирландского королевства Дал Риада были покорены пикты и стратклайдские бритты, что положило начало переселения ирландского племени скоттов в Шотландию и стало отправной точкой формирования шотландской нации. В результате одного из пиратских набегов в Ирландию попал святой Патрик .

На протяжении V века Ирландия приняла христианство. Этот процесс протекал достаточно мирно, видимо, в силу того, что жреческое сословие друидов после многочисленных поражений кельтов от римлян на континенте и в Британии во многом утратило авторитет. В результате такого ненасильственного процесса принятия христианства Ирландия оказалась одной из немногих культур, где языческое наследие не было отвергнуто, а бережно собиралось в христианских монастырях. Именно благодаря этому до нас дошли древние мифы и саги кельтов. Сама же Ирландия на несколько веков превратилась в центр учености.

Золотой век в культурной и экономической жизни Ирландии прервали массированные вторжения викингов в -XI веках . Викинги захватили прибрежные города. Владычество викингов удалось скинуть после битвы под Клонтарфом в 1014 году . Этой победы добился верховный король Бриан Бору , прародитель О’Брайенов, павший в этом знаменательном сражении. В 1169 году началось второе массовое норманнское (викинги) нашествие в Ирландию. Экспедиция графа Ричарда Стронгбоу , прибывшая по просьбе короля Ленстера Дермотта МакМурроу, изгнанного верховным королём Рори О’Коннором, высадилась около Уэксфорда. За несколько последующих веков норманны стали большими ирландцами, чем сами ирландцы. Норманны полностью усвоили ирландскую культуру и слились с коренным населением острова.

Хотя формально Ирландия находилась в составе Английского Королевства со времён Генриха II, активная колонизация ирландских земель началась после завоевания Ирландии Оливером Кромвелем в 1649 году. В ходе английской колонизации владельцами почти всех земель на острове стали английские лендлорды (которые как правило даже не жили в Ирландии), а ирландцы-католики превратились в бесправных арендаторов. Ирландский язык преследовался, кельтская культура уничтожалась. Богатое культурное наследие народа сохранялось в основном бродячими поэтами-бардами.

«Великий голод»

Великий Голод имел решающее значение в исторической судьбе ирландского народа. Неурожай картофеля, ставшего основным продуктом питания неимущих ирландцев, привёл к гибели порядка 1 млн человек. Люди умирали от голода, а из поместий, принадлежащих англичанам, продолжали экспортировать продовольствие: мясо, зерно, молочные продукты.

Массы ирландцев-бедняков ринулись в США и заморские колонии Великобритании. Один иммигрант, худо-бедно обосновавшийся на новом месте, перетягивал за собой всю семью. Со времени Великого Голода население Ирландии постоянно сокращалось, этот процесс шёл с разной интенсивностью вплоть до 70-х годов 20-го века. От голода наиболее пострадали гэльскоговорящие районы, заселённые ирландской беднотой. В результате повышенной смертности и массовой эмиграции ирландцев сфера применения гэльского языка значительно сузилась, большое число активных носителей языка переселилось за океан.

В то же время на восточном побережье США сложилась многочисленная ирландская диаспора. Например, в Нью-Йорке проживает больше потомков ирландских иммигрантов, чем ирландцев собственно в Ирландии.

Современное состояние

В XX веке территория исконного проживания ирландского этноса была политически разделена, большая часть острова вошла в состав Ирландской Республики, а часть Ольстера (за исключением графств Донегол, Ферманах и Монахан) была оставлена в составе Соединённого Королевства. В этой части Ольстера английская колонизация проводилась иначе, земельные наделы раздавались мелким фермерам английского и шотландского происхождения, что привело к тому, что в процентном отношении число колонистов-протестантов превысило число ирландцев-католиков. Ирландцы Ольстера вели длительную освободительную борьбу против английского правительства, не избегая террористических приёмов. Накал противостояния в Ольстере стал спадать только к концу XX века.

Ирландская культура оказывает заметное влияние на массовую общемировую культуру. Этому, в частности, способствует американский кинематограф, охотно касающийся тем, так или иначе связанных с Ирландией. Во многих странах отмечают день Святого Патрика, жанр фэнтези впитал в себя многие пласты ирландской мифологии, танцевальная и музыкальная культура ирландцев широко известны. Среди людей, серьёзно увлекающихся ирландской культурой, появился даже термин кельтомания.

Что касается ирландского языка, то им свободно владеет только порядка 20 % жителей Ирландии. Доминирует английская речь. Родным ирландский язык является только для небольшого количества уроженцев Гэлтахтов (гэльскоговорящих районов на западных окраинах страны). Большинство носителей ирландского языка - горожане, освоившие его сознательно в зрелом возрасте. Гэлтахты не представляют собой единого массива, и в каждом из них употребляются весьма отличные друг от друга диалекты. Около 40 % ирландцев с материнским гэльским языком проживает в графстве Голуэй, 25 % в графстве Донегол, 15 % в графстве Мэйо, 10 % в графстве Кэрри.

Существует стандартизированный литературный язык «кайдон». Его словарный запас сформирован в основном на основе коннаутских диалектов. Однако у кайдона есть одна занимательная особенность: язык не имеет стандартной формы произношения. Поэтому носители литературного языка могут иметь манстерское, коннаутское или ольстерское произношение, в зависимости от того, на какой основе поставлено произношение конкретного носителя языка, одинаково написанный текст произносится по-разному.

Католическая вера является определяющей для ирландца. В течение долгого времени принадлежность к католической церкви была как бы одной из форм пассивного сопротивления английским захватчикам. Поэтому даже сегодня ирландец, исповедующий иную конфессию, кажется экзотичным.

Ирландцы на протяжении 2-й половины XX века имели самый высокий естественный прирост среди аборигенных наций Западной Европы, который во многом нивелировался не ослабляющейся эмиграцией.

Культура

Национальные танцы

Традиционные ирландские танцы, сформировавшиеся в XVIII-XX веках, включают сольные танцы , Ирландские кейли , Сет-танцы (социальные танцы), Шан-нос. Все виды ирландских танцев исполняются исключительно под традиционные ирландские танцевальные мелодии : рилы, джиги и хорнпайпы.

Национальный костюм

Ирландский народный костюм - оранжевый килт до колен, длинный жакет, рубашка без ворота и берет. Костюм практически утрачен. Его носят лишь музыканты.

Кухня

Ирландские фамилии

Ирландская фамильная система сложна и хранит в себе следы бурных исторических событий. Абсолютное большинство ирландцев носят в качестве фамилий древние родовые имена, идущие от наименований гэльских кланов. Этим объясняется то, что под одной фамилией объединены десятки и даже сотни тысяч человек, потомки клана, заселявшего на ранних стадиях истории обособленную племенную территорию - туат.

Традиционно ирландскими считаются фамилии, начинающиеся с «О"» и «Мак». «О"» происходит от гэльского Ó «внук, потомок», а Maк переводится как «сын». При англоязычной записи гэльские префиксы зачастую опускаются. Например такие распространённые фамилии как Мерфи, Райан, Галлахер практически не встречаются в формах О’Мерфи, О’Райан или О’Галлахер. Напротив фамилии королевского достоинства почти всегда употребляются в своей исконной, полной форме: О’Брайен, О’Коннор, О’Нейл. Другие, менее знатные фамилии, одновременно существуют в разных записях: О’Салливан - Салливан, О’Рейли - Рейли, О’Фаррелл - Фаррелл. Утрата префикса Мак значительно менее распространена. Этот тип фамилий не принадлежит ирландцам монопольно и свойственен также горцам Шотландии. Фамилии на Мак доминируют в Ольстере и скромнее представлены в Манстере (хотя самая частая ирландская фамилия на Мак, МакКарти из Корка и Керри). Соответственно, фамилий на О" больше в юго-западной части острова.

Огромное число кланов образовалось вокруг потомков норманнских завоевателей: Батлеры, Бэрки, Пауэры, Фицджеральды и т. д. Патронимический префикс Фиц - считается признаком норманнских фамилий, но ФицПатрики, древние короли Оссори , - кельты, чье изначальное имя МакГилпатрик. Были и обратные случаи, когда норманнские роды принимали чисто кельтские наименования. Пример тому род Костелло (Mac Oisdealbhaigh) (от гэльского os - «молодой олень», «оленёнок» и dealbha - «скульптура»). Так было переосмыслено норманнское имя Jocelyn de Angulo. Норманны, изначально говорившие на старофранцузском языке, привнесли в Ирландию выглядящие совсем по-французски фамилии: Lacy, Devereux, Laffan (от французског l’enfant «дитя»). Поскольку первые норманнские завоеватели явились в Ирландию с территории Уэльса, самая частая фамилия норманнского происхождения Уолш (валлиец).

В раннем средневековье все приморские городские центры Ирландии находились под властью викингов. Многие ирландские кланы несут в себе кровь северян: МакСуини (сын Свена), МакОлиффы (сын Олафа), Дойлы (потомок датчанина), О’Хиггинсы (потомок викинга).

Ирландская диаспора

Сегодня в мире проживает от 70 до 80 миллионов людей с ирландскими корнями. Большинство потомков переселенцев из Ирландии проживают в странах английского языка: США, Австралии, Великобритании. Несколько меньшее участие ирландцы приняли в формировании населения Канады и Новой Зеландии.

В США и Австралии ирландцы являются вторым по значимости этническим компонентом, в США после немецких иммигрантов, в Австралии после англичан. Предки американского президента Джона Фицджеральда Кеннеди Че Гевара, отличился в Примечания

Ирландцы, эриннах (самоназвание на ирландском языке), айриш (самоназвание на английском языке), народ, основное население Ирландии (3,4 млн. человек). Живут также в Великобритании (2,5 млн. человек), США (1,6 млн. человек), Канаде (свыше 200 тыс. человек), Австралии (72 тыс. человек). Общая численность 7,8 млн. человек. Говорят на английском языке. Ирландский (гэльский) язык кельтской группы индоевропейской семьи бытует на западе и юге Ирландии. Письменность на латинской графической основе. Верующие - преимущественно католики.

Этническую основу ирландцев составили кельтские племена гэлов, переселившиеся с континента в IV веке до нашей эры. После принятия христианства (V век) и образования на острове отдельных государств сложилась ирландская этническая общность. В XII веке на остров высадились англичане. Особенно интенсивно протекала колонизация Ирландии с XVII века, после подавления антианглийского восстания ирландцев в 1641. Ирландские земли конфисковывались, множество ирландских кланов было переселено в бесплодные горные местности, особенно в Северной Ирландии. Колонизаторы подвергали гонению гэльский язык, кельтскую культуру, стремясь ассимилировать ирландцев. Однако ирландцы сумели отстоять культурную самостоятельность и сохранить национальное самосознание.

Ирландская нация складывалась (XVIII-XIX вв.) в тяжёлых, по существу колониальных условиях. Происходивший в стране в XIX веке аграрный переворот - переход к крупному пастбищному хозяйству сопровождался массовым сгоном мелких арендаторов с их участков. Резко сократились земельные площади под зерновыми культурами. Основной пищей ирландского крестьянина стал картофель. Неурожаи его в 1845-47 привели к сильному голоду, который явился толчком к развитию массовой эмиграции в Англию и за океан. С этих пор эмиграция характерна для Ирландии. В 1919-21 развернулась освободительная война ирландцев, в ходе которой был заключён компромиссный англо-ирландский договор 1921 о предоставлении Ирландии статуса доминиона (кроме Северной Ирландии - провинции Ольстер, которая осталась под управлением Великобритании). В 1949 Ирландия провозглашена республикой. В Ирландии принимают меры к сохранению ирландского языка: он считается официальным наряду с английским, введён в качестве обязательного предмета в школах. В Северной Ирландии (Ольстере) взаимоотношения католических и протестантских общин привели к межэтнической напряженности и террористической деятельности экстремистских сил. Ведётся поиск политического урегулирования конфликта.

Большинство ирландцев живёт в сельской местности, хотя городское население увеличивается. В сельском хозяйстве преобладает животноводство (крупный рогатый скот, овцы). Выращивают пшеницу, ячмень, овёс, картофель. Развито рыболовство.

В пище традиционно большое место занимают блюда из картофеля, молочные продукты, овсяная каша, рыба. Наиболее популярный напиток - чай.

Тип поселений хуторской, есть небольшие деревни кучевой планировки. На западе сохранились кельтские постройки - каменные дома с низкими стенами и покатыми тростниковыми или соломенными крышами. В других местах они давно вытеснены каменными или каркасными (со стенами из бетонных блоков) домами, с двух-, четырёхскатными шиферными или черепичными крышами. Стены штукатурят внутри и снаружи и красят в яркие цвета. Обычный тип городских поселений - небольшие города с центральной площадью.

Национальная одежда - одноцветная (чаще оранжевая) юбочка (кильт), длинная куртка, светлая рубашка без воротника, большой суконный берет - почти полностью утрачена. Только музыканты оркестров волынщиков носят стилизованный народный костюм. В праздничной одежде преобладает зелёный цвет, который считается национальным.

Прослеживаются следы старого кланового устройства: большинство фамилий имеют приставку "Мак" - сын или "О" - внук (например, О"Нейл - внук клана Нейл). В сельских семьях сохраняются патриархальные устои: глава семьи - собственник фермы, дети экономически зависят от отца. Наследующий ферму сын обычно женится только после смерти отца; крошечные участки земли не могут прокормить две семьи, поэтому в ирландской деревне преобладают поздние браки; характерно также большое число холостяков.

В календарном цикле народных обрядов и обычаев, общих с другими европейскими народами, отмечаются и древние кельтские праздники, например самхейн - начало года по кельтскому календарю (1 ноября). В ночь под 1 ноября принято разжигать костры на возвышенностях, вокруг которых поют и танцуют, по улицам проходят шествия ряженых. 1 августа, в праздник лугназад, отмечается начало жатвы и других уборочных работ. Праздники сопровождаются спортивными соревнованиями. Гэльские национальные виды спорта - харлинг (разновидность хоккея), гэльский футбол.

Богато и своеобразно устное творчество ирландцев как на гэльском, так и на английском языках (исторические песни, в которых отражена национально-освободительная борьба ирландцев, и др.). Традиционные музыкальные инструменты - арфа (считается национальной эмблемой ирландцев) и волынка.

И. Н. Гроздова

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 194-195.

January 7th, 2011




(Джеймс Джойс)

Ирландия - вторая страна, давшая наибольшее число иммигрантов в США (первая - Германия, третья - Великобритания). Но прежде чем описывать ирландцев-иммигрантов, необходимо вспомнить кое-что

Из ирландской истории

Ирландия - далека от Европы, близка к Англии и разрывается между ними

1000 - 500 г.г. до н.э. - вторжение кельтов в Ирландию. Они принесли железные орудия труда и оружие.
432 г. н.э. - христианский миссионер Святой Патрик (покровитель Ирландии) обращает в христианство местное население
795 г н.э. - викинги начали совершать рейды на Ирландию, в 841 г. основали Дублин, а в 1014 в битве при Клонтарфе были разбиты.

1100-ые годы н.э. принесли англичан и это было началом самого главного конфликта ирландской истории. Противостояние - кельты и англосаксы, католики и протестанты - будет продолжаться до сегодняшних дней, отразившись даже в гимне и на флаге современной Ирландии.
Флаг Республики Ирландии состоит из прямоугольников зеленого, белого и оранжевого цвета

зеленый цвет отражает ирландскую национальную традицию
оранжевый цвет - оранжистскую (протестантскую) традицию
белый цвет - мир, или скорее, перемирие, между ними.

Слова из ирландского гимна (кстати, написанного изначально на английском языке, а потом переведенного на ирландский):
Восемь столетий были последовательностью завоеваний, ассимиляции завоевателей и безуспешных восстаний
1916 г. - Пасхальное восстание за независимость Ирландии было подавлено англичанами, но мужественное сопротивление, а затем скорая казнь руководителей восстания способствовали тому, что они и их последователи стали считаться мучениками и привлекли к себе симпатии значительной части общества.
1919-1921 г.г. - Создание Ирландской Республиканской Армии. Война за независимость
1921 г. - по англо-ирландскому договору шесть ольстерских провинций остались частью Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

По иронии истории Ирландия, первая английская колония, оказалась последней, а протестантские провинции Ольстера так и не стали частью католической страны.
2005 г. - руководство Ирландской Республиканской Армии выпустило официальный приказ о прекращении вооруженной борьбы, сдаче оружия и переходе к политическому решению конфликта

Ирландцы-иммигранты

Иммигранты-протестанты - Scotch-Irish

Первыми иммигрантами в Америку с ирландской земли были так называемые Scotch-Irish (ирландские шотландцы). Это название чисто американское, в Англии и Ирландии они назывались Ulster Scots (ольстерские шотландцы).
Когда Джеймс I взошел на английский трон в 1603 году, одна из его задач была найти управу на непокорных ирландцев, большинство которых являлись католиками. Тогда-то и началась колонизация Ольстера английскими пресвитерианскими шотландцами. На землях, принадлежащих изгнаным ирландским эрлам, колонисты построили города и деревни и укоренили протестантскую церковь в католической стране.
Ольстерские шотландцы жили здесь почти век. Но английские лендлорды находили их похожими на ирландцев и не доверяли им. Это, как и другие религиозные и экономические причины, привели к массовой эмиграции ольстерских шотландцев в Америку в первой половине XVIII века.
Они селились сначала в Новой Англии, окруженные колонистами-англичанами, считавшими их буянами, которые слишком много пьют и дерутся. Позже шотландско-ирландские иммигранты стали направляться в Пенсильванию, где их соседями стали немцы, с которыми также случались частые конфликты. Последним местом заселения первой волны ирландских иммигрантов стали Аппалачи.
Ирландцы-протестанты были первыми, которые столкнулись с таким сильным отторжением ранними поселенцами. Но тяжелее всего пришлось ирландцам, которые были католиками.

Иммигранты-католики

Хотя ирландцы-католики переселялись в Америку и в колониальный период, массовая иммиграция началась в середине XIX века, после Великого голода 1845-1849 годов, вызванного неурожаями картофеля, пораженного грибком.

Голод усугублялся другими вещами (неадекватная реакция Англии, разразившиеся эпидемии тифа и холеры). За четырехлетний период более миллиона людей умерло от голода, а другие два миллиона покинули страну.
Они были первой многочисленной этнической группой в Америке, чья культура очень сильно отличалась от доминантной протестантской/англо-саксонской - католики, носители анти-британских настроений и, кроме того, сельские жители.
Ирландцы были предвестниками будущих "новых" иммигрантов (китайцев, поляков, итальянцев), представителей сильно отличаюшихся культур, прибывающих в больших количествах, живущих в тяжелых условиях и допущенных только к низкоквалифицированным работам, столкнувшихся с невиданной доселе дискриминацией, но сумевших отстоять свое место под солнцем Америки.

Дискриминация

Хотя жизнь в Ирландии была тяжкой, эмиграция в Америку тоже не считалась радостным событием. Те, кто уезжал, понимал, что больше никогда не увидит Ирландии. Но остаться означало жить в нужде, болезнях и под гнетом англичан. Америка становилась мечтой, тем более что первые эмигранты описывали ее как страну изобилия. Их письма читались вслух на вечеринках и воодушевляли будущих эмигрантов. Толпы осаждали отправляющиеся в Америку суда, условия на которых были таковы, что их называли "кораблями-гробами".

С момента причаливания иммигранты понимали, что жизнь в Америке будет борьбой за существование - сотни жадных носильщиков хватали их мешки, доносили до ближайших домов и требовали огромной платы за свои услуги. Нищие ирландцы не имели средств на переезд вглубь, поэтому они оставались в портах прибытия. Все богадельни были переполнены. Многие, отчаившись, начинали побираться. Ирландские эмигранты эпохи голода были самыми неблагополучными, каких когда-либо видели в Соединенных Штатах.

Свободная земля отторгала их. Очень долго бостонские объявления о работе включали фразу No Irish Need Apply (Ирландцам не беспокоиться)

Они вынуждены были жить в подвалах и хибарах, и не только из-за бедности - их считали нежелательными соседями. Их акцент и одежда вызывали насмешки, бедность и безграмотность - презрение.
Chicago Post писала "Ирландцы затопили наши тюрьмы и ночлежки; поскреби заключенного или нищего - и найдешь ирландского католика. Если посадить их на лодки и отправить домой, мы уничтожим преступность в стране."
Ирландцы стереотипизировались как алкоголики, дебоширы, криминалы, а добравшиеся до какой-либо власти - как сплошные взяточники.

Иллюстрация из статьи-"исследования" в Harper’s Weekly , обосновывающая глубокую связь между обезьяноподобными ирландцами и неграми, которым противостоят благородные англосаксы.

Реакция

Ирландцы вынуждены были как-то реагировать на такое отношение.
Их ответ был оборонительно-агрессивным. Вместо того, чтобы смириться с существующим порядком вещей, они объединились и начали защищаться. На оскорбление отвечали насилием. Солидарность была их силой. Они молились и пили вместе, хотя чаще происходило второе. Их церковь была воинственная - церковь, которая боролась не только за души, но и за человеческие права.

Ирландцы прибыли в то время, когда растущая страна сильно нуждалась в рабочих руках. Большинство ирландцев работало на тяжелых низкооплачиваемых работах. Мужчины - в шахтах, на строительстве мостов, каналов и железных дорог. Это была опасная работа (как говорилось, под каждой шпалой похоронен ирландец ). Женщины работали на текстильных фабриках или домработницами.

Во время Гражданской войны ирландцы проявили себя суровыми воинами знаменитых "Ирландских бригад".

Ирландцы были уникальными иммигрантами. Они любили Америку, но не отказались ни от верности Ирландии, ни от своей католической веры.

Когда позже американцы столкнулись с многочисленной китайской, еврейской, славянской и итальянской иммиграцией, ирландцы перешли в категорию национального сокровища. Враждебность теперь была направлена на других.
Дни "No Irish Need Apply" закончились. Парад в День Святого Патрика заменил конфронтацию. Ирландцы не только добились признания своего праздника, но и заставили каждого почувствовать себя ирландцем в этот день. Амерканизация по-ирландски состоялась.

В 1850 г., в разгаре ирландской иммиграции, O. Brownson писал Из этих узких переулков, грязных улиц, сырых подвалов, удушливых чердаков когда-то выйдут одни из самых благородных сынов нашей страны, которых она будет рада признать и чествовать.

Его предсказание сбылось чуть более чем через сто лет, когда американец ирландского происхождения, католик по имени Джон Кеннеди въехал в Белый Дом...

Ирландцы в Америке

They do not devote themselves to the manufacture of flax or wool, nor to the practice of any mechanical or mercantile act. Dedicated only to leisure and laziness, this is a truly barbarous people Они не заняты ни выращиванием льна или производством шерсти, ни какой-либо технической или коммерческой деятельностью. Склонные только к праздности и лени, они воистину варвары
In the mid-1800"s many Irish men and women traveled to America in search of freedom and acceptance ... В середине 1800-х многие мужчины и женщины Ирландии отправились в Америку в поисках свободы и признания...
... they were greated with racism and intollerance... ... столкнулись же они с расизмом и нетерпимостью...
Despite this injustice, the Irish took to arms and defended their new home, and earned the respect they were so long denied Они вынуждены были взяться за оружие и встать на свою защиту, и заслужили уважение, которого они были лишены так долго
Out of these narrow lanes, dirty streets, damp cellars, and suffocating garrets, will come forth some of the noblest sons of our country, whom she will delight to own and honor Из этих узких переулков, грязных улиц, сырых подвалов, удушливых чердаков когда-то выйдут одни из самых благородных сынов нашей страны, которых она будет рада признать и чествовать
Faugh A Ballagh (ирл.) Прочь с дороги (боевой клич)

Когда ирландец оказывается вне Ирландии, он часто становится уважаемым человеком.
Экономические и интеллектуальные условия, которые превалируют в его собственной стране,не позволяют развиться индивидуальности.
Ни один человек, у которого есть хоть капля собственного достоинства, не остается в Ирландии, а бежит из страны, которая как будто прошла испытания Иова.
(Джеймс Джойс)

Ирландия - вторая страна, давшая наибольшее число иммигрантов в США (первая - Германия, третья - Великобритания). Но прежде чем описывать ирландцев-иммигрантов, необходимо вспомнить кое-что.

Кланы и фамилии Ирландии

Кланы и фамилии Ирландии

Перевод книги Джона Гренама (John Grenham) "Кланы и фамилии Ирландии"

Вступительная статья - Геральдика

Гербы появились в Ирландии с приходом Норманов в Ирландию в 12-м веке. Гельским племенам гербовая символика и культура не была присуща. Норманская геральдика очевидно демонстрировала свое военное назаначение и была довольно бесхитростной и простой - исключительно для быстрого распознавания на поле боя. Примерами таких гербов являются гербы кланов de Burgos, de Clare, Fitzgerald и других фамилий норманского происхождения.

Существенно отличалась от норманской англо-ирландская традиция, которая может быть датирована серединой 16-го века, когда к власти пришел Tudor Плантатор и когда был основан (в 1552-м году) The Office of Ulster King of Arms, как часть владений администрациианглийского королевского представительства в Ирландии (Vice Regal Court) . Англо-ирландские гербы отличаются множетсвом деталей и делений внутри герба, что отражало их озабоченность семейными взаимоотношениями и статусом в обществе(а не военными предпосылками и европейскими традициями, как у норманских семей). Эти гербы были пожалованы английским двором в целях упрочнения английской власти в Ирландии и выражали деление на провинции и их правителей.

Третья традиция геральдики восходит к гельской-исконно ирландской части общества и ей присуще уникальное своеобразие. В ней заметна ведущая роль генеологий в гельском обществе, восходящим к героям мифов и символам царской власти животного и растительного мира в рамках исконно ирландской (кельтской) традиции. Гельская геральдика начала свое развитие в 15-м веке, но символы, используемые на гербах имеют древнейшие корни. Каждая семья возводила свой род к какому-либо мифическому предку и по закону клан или семья имели право на владение тем, что приличествует их мифичесокму предку. Таким образом ирландская геральдика отражала право на собственность и мифического предка. А так же одинаковыми гербами могли обладать не родственники, а люди, живущие на одной территории (племена). Что существенно отличается от двух предыдущих традиций.

Расскажем подробнее о кельтских символах, используемых в ирландских гербах .

Красная Рука О Нейлов O`Neill , которая сейчас ассоциируется с Олсьтером в геральдической терминологии имеет название: d dexter hand appaume gules . Ее происхождение восходит к имени сына Болга Bolg - Нуаду Nuadu , имеющему коннотации с солнечным божетсвом кельтов. Этот сын был известен как Labraid Lámhdhearg или Labraid of the Red Hand .

Олень - символ, часто появляющийся на гербах Мунстерских кланов MacCarthy, O1Sallivan, Healy и многих других - очень четко соотносится с которолевским мифом людей Érainn . Согласно этому мифу законность правящего дома подтверждается, когда на территорию клана во время охоты входит олень. Устраивается специальная охота на границе кланов, которая указывает чей дом будет правящим, согласно тому куда побежит олень и где и кем он будет убит. Правителем становится тот, кто убъет оленя.

То, что многие семьи используют этот символ говорит о том, что они имеют отношение к племени Eoghanacht , которое доминировало в Мунстере во времена Brian Boru .

В Коннахте (Connacht) герб правящего клана O`Conor и других, родственных ему фамилий, таких как Flanagan, O`Beirne и многие другие содержит Символ Дуба, который с древних времен ассоциировался у кельтских племен с королевской властью. Средневековые источники говорят, что правящие семьи Ирландии имели хотя бы одно священное дерево дуба за пределами кругового форта.

Отделы по генеалогиям и геральдике в Ольстере и Ирландии.

Как уже говорилось выше в 1552-м году был основан Королевский Ольстерский Отдел по Гербам the Office of Ulster King of Arms , наследником которого стал Отдел по Генеалогиям Genealogical Office , просуществовавший вплоть до 1943 года, когда его функции были разделены меджу Лондонским Колледжем Гербов и Главным Геральдическим Отделом независимой Ирландии Office of the Chief Herald of Ireland.

Отдел по Генеалогиям занимался вовсе не генеалогиями, а геральдикой, в основном англо-ирландских фамилий. Там происходила запись, регистрация, узаконивание разростающихся англо-ирландских потомков и их гербов.

С начала 18-го века этот отдел получил дополнительные права и обязанности: непосредственного представительства короны и английского правительства в Ирландии. В эти обязанности входило подбор и узаконивание кандидатов в Ирландскую палату Лордов, и все церемонии, связанные с этим. А так же решение по узакониванию орденов ирландского происхождения. Наример, Ордена Св. Патрика , который был разработан в замен хорошо известного английского ордена the Orders of the Bath and the Garter , был зарегестрирован и легализован в Ольстере. Геральдические и церимониальные обязанности Ольстера исполнялись вплоть до середины 20-го века.

В 1940-м году в Ирландии был основан Chief of the Name Эдвардом Мак Лизатом Dr Edvard MacLysaght . Это общество занималось расследованием древнейшик гельских корней современных потомков знаменитых ирландских кланов. По результатам этих исследований были назначены Главы Имен Chief of Name , которые не имеют никакого законного владения или прав, но существуют и по сей день.

В 1909 году в Дублине был создан Государственный Музей Геральдики , благодаря деятельности Сера Невила Уилкинсона Sir Neville Wilkinson из Генеалогического Отдела Ольстера.