Phorum архитектура второй 19 века. Русская архитектура первой половины XIX века

  • Архитектура БД. Физическая и логическая независимость.
  • Архитектура динамических и статических экспертных систем.
  • Архитектура и искусство Древнего Египта. Пирамида и храм как модели космоса.
  • Архитектура и искусство Древней Месопотамии. Храмы шумеров и вавилонян как модели космоса.
  • В архитектуре первой половине XIX века доминирует стиль ампир, продолживший собой поздний классицизм. Как и последний, он опирается на формы и приемы античности, но прежде всего на традиции императорского Рима. Творцом ампира можно считать наполеоновскую францию и стремление императора к блеску и величию римских владык. Мягкость и ясность форм сменили торжественные и пафосные мотивы, обилие тяжелых колонн.

    Однако ампир не является единственным стилем архитектуры первой половины XIX века. В Англии в то время процветали регентство, как продолжение георгиевского стиля, а после него романтизм и неоготика.

    Во второй четверти XIX века на смену ампиру пришел стиль арт-деко. Арт-деко - совмещение монументальных форм и изящных декоративных элементов, это четкие вертикальные линии и плавные скругленные углы. Творения стиля арт-деко не воспринимаются целыми, а кажутся собранными из различных элементов.

    В России в начале XIX века все еще продолжается строительство в стилистике барокко (ансамбль Смольного Собора), на смену которому проходят классицизм. Однако не проходят мимо Санкт-Петербурга и модные тенденции того времени, и в начале XIX века архитектор Воронихин создает в стиле ампир великолепный Казанский Собор. Своего расцвета российский ампир достигает после победы над Наполеоном.

    В середине XIX века классицизм и его следствия повсеместно приходят в упадок, арт-деко же продолжает развиваться в стиль, получивший название «модерн». Так же нельзя не отметить, что всеобщая индустриализация оказала своей влияние и на архитектуру первой половины XIX века.

    Ведущим стилем архитектуры XX века становится постмодернизм, а также так называемый «свободный стиль». Реформаторы нового столетия отказались от всех предыдущих архитектурных традиций в пользу практичности и функциональности. Уже в 1851 году Хрустальный дворец - высотное строго функциональное здание оранжерейного типа - поразил всех своей революционностью. Стены уже не служили опорой, в распоряжении строителей новой эпохи оказались сталь, железобетон и многое другое, что позволило возводить небоскрёбы, которые взвелись вверх на десятки сотни этажей. Родина небоскребов - Чикаго, они начали строиться там после разрушительного пожара 1871 года, а уже через несколько лет после этого появились электрические лифты, которые позволили свободно перемещаться между этажами. И именно в Чикаго была основана первая радикальная архитектурная школа, очень сильно повлиявшая на все направления архитектуры XX века.



    Луис Салливен, основоположник этой школы, не был приверженцем строгого функционализма, он любил использовать элементы декора в стиле модерн, в частности цветы, линии, как витиеватые, так и хлёсткие. Позже его манеру подхватили такие мастера как французский архитектор Виктор Хорта и бельгийский архитектор Гектор Гимар. Чьи имена навсегда остались в истории архитектуры XX столетия. Шотландец Макинтош и испанец Гауди выработали свой собственный стиль, также близкий к модерну. Геометрические формы зданий наиболее часто встречаются в архитектуре XX века. Считалось, что людям нужны удобные жилые помещения и деловые центры, а поэтому изящество будет здесь излишним, цветовая гамма также не была слишком богатой - преобладали однотонный белый и другие основные цвета.

    Уделение большего внимания высоте, нежели площади здания также играет совершенно особенную роль в архитектуре XX века, поскольку население в городах значительно возросло по сравнению с XIX веком и архитекторы были всерьёз обеспокоены проблемой экономии пространства.

    В XIX веке начали появляться первые общественные здания: воспитательные дома, институты и больницы, куда могли обращаться все - вне зависимости от сословия. Многие сооружения возводились в популярном тогда стиле классицизм.

    В нашей подборке - строгие монументальные здания Москвы и Петербурга.

    Городская клиническая больница имени Пирогова

    Городская клиническая больница имени Пирогова, Москва

    Городская клиническая больница имени Пирогова - это три старинные лечебницы XIX века, объединенные в 1959 году. Сегодня их здания представляют собой единый архитектурный ансамбль.

    Самый старый больничный корпус - Голицынский - построен в 1802 году. Деньги на «учреждение Богу угодное и людям полезное» пожертвовал князь Дмитрий Голицын. Автор проекта Матвей Казаков спроектировал строгое и лаконичное здание. Внутри были отделения для мужчин и женщин, церковный зал, аптека и квартиры для врачей.

    Спустя 30 лет рядом с Голицынской лечебницей построили Первую градскую больницу . Здание с величественным фасадом и куполом церкви Марии Магдалины возвели на деньги московского правительства. Проект разработал архитектор Осип Бове. На тот момент больница была самой крупной в городе, здесь могли одновременно находиться 400 пациентов. Вторую градскую больницу (позже - Щербатовскую) построили здесь в 1866 году, в ней размещали больных тифом.

    Александровский институт

    Александровский институт, Москва

    Был создан как отделение Московского Екатерининского института. Здесь учились девушки недворянского происхождения. Здание для учебного заведения построили по проекту архитектора Доменико Жилярди в 1811 году. Оно напоминало типичную городскую усадьбу с коринфским портиком и парадным двором.

    Сейчас здесь находится Институт туберкулеза. В здании сохранились интерьеры актового зала, церкви и отделка вестибюля.

    Горный институт

    Горный институт, Санкт-Петербург

    Был основан Екатериной II еще в 1773 году. Но современные корпуса построили лишь через 35 лет, проект создал Андрей Воронихин. Главный фасад выполнен в стиле ампир (поздний классицизм). Портик стоит на 12 колоннах, по бокам от входа расположились скульптурные композиции - «Похищение Прозерпины Плутоном» (Василий Демут-Малиновский) и «Геркулес, удушающий Антея» (Степан Пименов). Фасад горного института украшен барельефами Василия Демут-Малиновского.

    Опекунский совет на Солянке (ныне Президиум Академии медицинских наук), Москва

    Изначально здание Опекунского совета возвели в 1826 году по проекту Доменико Жилярди и Афанасия Григорьева. Его центральный корпус был украшен куполом, по бокам располагались флигели для преподавателей. Архитектурную композицию дополняла каменная ограда - она связывала все три здания между собой. Фасад был декорирован скульптурным фризом с изображением играющих детей (скульптор Иван Витали). Спустя 20 лет архитектор Михаил Быковский объединил главный корпус и флигели встройками. Сегодня здание принадлежит Российской академии медицинских наук.

    Военный госпиталь в Лефортово

    Военный госпиталь в Лефортово, Москва

    Лефортовский госпиталь был первым в России лечебным учреждением, позже именно здесь открылась Школа лекарей. В XVIII веке это было небольшое каменное строение с церковью, рядом с ним размещались деревянные постройки с ботаническим садом. Современный архитектурный ансамбль построил Иван Еготов в 1802 году. Лефортовский госпиталь включал главное здание, церковь Петра и Павла, жилые дома для сотрудников. Сегодня постройки выглядят как в начале XIX века, лишь деревянные корпуса и часовня были перестроены в камне.

    Воспитательный дом

    Воспитательный дом, Москва

    Воспитательный дом для сирот и беспризорников начали строить в 1764 году. Идея его создания принадлежала личному секретарю Екатерины II Ивану Бецкому. Строительством руководил архитектор Карл Бланк.

    По проекту архитектурный ансамбль состоял из трех замкнутых корпусов-каре: западного для мальчиков, восточного для девочек и центрального - административного. В каждом каре предполагался свой внутренний двор. Карл Бланк возвел только два корпуса, но даже недостроенное здание было самым протяженным в дореволюционной Москве. Длина его главного фасада составляла 379 метров. В 1950-х годах длина увеличилась: архитектор Иосиф Ломейко достроил помещения для девочек по первоначальному плану.

    Странноприимный дом

    Странноприимный дом, Москва

    Граф начал строить в начале 1790-х годов. Об этом его просила супруга, бывшая крепостная актриса Прасковья Жемчугова. Первый проект приюта разработал ученик Василия Баженова - крепостной архитектор Елизвой Назаров. Он предложил построить здание в стиле типичной городской усадьбы с парком. Домовая церковь делила его на два крыла - в одном была больница, в другом - приют.

    В 1803 году Прасковьи Жемчуговой не стало, и граф Шереметев попросил Джакомо Кваренги перестроить здание. Оно должно было стать мемориалом его супруге. Архитектор заменил скромный портик величественной полукруглой колоннадой, добавил скульптурные акценты на фасады и посоветовал пристроить флигели. Второе открытие Странноприимного дома состоялось в 1810 году, уже после смерти графа Шереметева. Его первыми жителями стали отставные офицеры и пожилые неимущие горожане. Сегодня в здании размещается НИИ имени Склифосовского.

    В архитектуре 19 века романтизм не создал собственной школы. Однако в индустриальных странах, особенно в Англии, начинает быстро развиваться промышленная архитектура. Построенные в 30-40-е годы 19 века вокзалы, мосты, фабрики подчас предвосхищали решения, характерные для конца 19 столетия. Быстрый рост городов привел к необходимости перепланировки старых кварталов и строительства новых домов и транспортных артерий. В 1853 году началась перепланировка Парижа, которая полностью изменила город. Начиная с 30-х годов классицизм постепенно изжил себя. Начинается период эклектики в архитектуре – использование различных средств, присущих разным художественным стилям путем соединения их в единое целое, длившееся до конца 19 века и прошедший несколько этапов: 30-60-е годы – увлечение готикой, а затем барокко и рококо; в 70-90-е годы главным становится техническая и функциональная целесообразность, строятся промышленные и административные здания, вокзалы, мосты, рынки и т.д. Ярким событием того времени – создание в 1889 г. Эйфелевой башни в Париже для Всемирной выставки.

    Одним из направлений в архитектуре на рубеже 19- 20 веков был модерн (ар нуво в Бельгии, сецессион в Австрии, югендстиль в Германии, либерти в Италии и т.д.) – художественный стиль, использовавший наиболее интересные приемы предшествующих стилей для достижения впечатлений изящества, гармоничности, нетрадиционности образцов архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Для модерна характерны выявление функционально-конструктивной основы здания, отрицательное отношение к классическим традициям ордерной архитектуры, использование пластических возможностей «ковкости» металла и особенностей железобетона, применение стекла и майолики. Все это привело к новому облику зданий. Но для модерна была характерна склонность и к иррационализму (творчество великого испанского архитектора Антонио Гауди, собор Ла Саграда Фамилиа в Барселоне). Стремление модерна к синтезу искусств, необычайно раширило выразительность архитектуры.

    В начале 20 века, под воздействием резких перемен в жизни и культуре общества резко изменяется и архитектура. Новым направлением архитектуры западных стран в 20-е годы становится конструктивизм (функционализм) архитектурное направление, сложившееся в 10-20-е годы, разработавшее принципы постройки общественных зданий и городских кварталов с помощью железобетонных конструкций строго геометрической, упрощенной формы. Основоположником направления считается немецкий архитекторВ. А. Гропиус (1883 – 1969), создатель архитектурной школы Баухауз в Вемаре. Распространению традиции конструктивизма во многом способствовалЛе Корбюзье (1887 – 1965), один из крупнейших архитекторов 20-го века, разработавший принципы, которыми пользуется архитектура по сей день. Советский архитекторКонстантин Мельников (1890 – 1974) получил мировую известность как талантливый интерпретатор конструктивизма. Созданные им проекты клуба им. Русакова и клуба завода Каучук в Москве относятся к шедеврам мировой архитектуры 20 в. По принтипу клуба им. РусаковаДж. Стирлинг построил один и корпусов Лестерского университета в США. Современная архитектура обязана функционализму 20-х годов новыми типами домов (галерейные, коридорного типа, дома с двухэтажными квартирами), плоскими покрытиями, решением экономических квартир со встроенным оборудованием, рациональной планировкой интерьера (введение передвижных перегородок, звукоизоляция и пр.).

    В 20-е – 30-е годы сложились две противоположные теории строительства – урбанистическая и дезурбанистическая. Создатель и сторонник первойЛе Корбюзье в 1922 г. представил диораму «Современный город на 3 млн. жителей», а в 1925 г. – проект реконструкции центра Парижа, превращавший столицу Франции в комбинацию небоскребов в сочетании со свободными пространствами зелени и сложной сетью транспортных артерий. Дезурбанисты шли от идеи Э. Хоуарда, выдвинутой им еще в 1898 г. во всемирно известной книге «Завтра», о строительстве небольших городов-садов со свободной планировкой, общественным парком в центре города и размещенными в центре административными и культурного назначения зданиями, с жилыми зданиями индивидуального плана, с неподлежащим застройке кольцом сельскохозяйственных территорий вокруг города-сада. Подобные города с населением не более 32 тыс. человек должны были образовывать группы вокруг большого города.

    Понятие «культура » происходит от латинского слова cultura, означающего «возделывание», «обрабатывание». В широком смысле под культурой подразумевается иге, что создано физическим и умственным трудом людей. В более узком смысле культура - сумма достижений общества, его материальные, идейные и нравственные условия жизни, проявляющиеся в быте, идеологии, образовании, воспитании, в явлениях науки, искусства, литературы. Но часто понятие «культура» используется для обозначения в первую очередь художественного творчества.

    Россия, расположенная на стыке Востока и Запада, соприкасаясь с различными народами, верованиями, традициями, всегда находилась под воздействием различных, часто очень несхожих культурных влияний. Что-то приживалось на русской почве, а многое и отвергалось. То же, оно оставалось в России (христианство, письменность, некоторые формы государственного управления, приемы организации научной деятельности и др.), приспосабливалось к отечественным условиям и в конечном итоге приобретало подлинно национальные черты.

    К началу XIX в. Россия являлась страной особой культурной жизни. Верхние слои общества (дворянство, чиновничество, богатейшее купечество) строили свою жизнь в соответствии с нормами, распространенными на Западе. Прекрасно владея иностранными языками (главным образом французским и немецким), представители этих общественных групп имели возможность знакомиться с новейшими европейскими достижениями.

    В Россию ввозилось огромное количество самых разных книг и журналов из Франции, Германии и Великобритании, которые давали представление о политической и общественной жизни этих стран, о новейших научных открытиях и важнейших технических изобретениях. В середине XIX в. подданных русского царя нередко можно было встретить в крупнейших городах Европы. Порой положение дел во Франции, Англии и Германии им было гораздо более известно, чем состояние дел на Родине, которую они видели реже, чем Европу. Часть аристократии настолько европеизировалась, что для нее французский язык, в то время язык международного общения, превратился в родной. Русским же словом и письмом немалое число дворян пользовалось с большим трудом.

    Основная часть населения России - русское крестьянство - в первой половине XIX в. не испытывало на себе никакого воздействия европейских нравов, мод и привычек. Для него существовал традиционный русский мир, живший по собственным законам. Большая часть населения Российской империи в тот период не умела ни читать, ни писать. Но это отнюдь не означало, что простые русские люди находились вне культуры. У них существовала своя, специфическая культура, исконная, выработанная в веках система представлений и духовных ценностей.

    Русская Православная Церковь, ее обряды, символы веры и таинства поднимали людей над повседневными мирскими заботами, учили смотреть на мир как на творение Божье. В отличие от дворянства, многие представители которого фактически порвали с Церковью, простые люди сохраняли и приверженность к вере в учение Иисуса Христа, и веру в царя, помазанника Божьего. Никакие присущие дворянству сомнения и недовольства на этот счет не проникали в их души.

    Народ создавал свои замечательные сказки, былины, песни, мастерил множество самых разнообразных изделий из кожи, дерева, льна, камня, металлов. И вкладывал в эти творения душу. Это была культура быта русского народа, его духовный мир. И когда в эпоху царствования Николая I дворяне-славянофилы начали изучать и пропагандировать этот красочный, для многих неизвестный мир, то немалое число людей с удивлением узнало, что, оказывается, рядом с ними существуют совершенно оригинальные, неповторимые образцы культурного богатства. Золотой век русской культуры. В первой половике XIX в. так называемое образованное общество начало осознавать значение культурной самобытности России. Этот период ознаменовался появлением творцов, преодолевших старый культурный разрыв между верхами и низами общества. Их творчество стало подлинно общенациональным явлением. Это время потом назовут золотым веком русской культуры. Имена А: С. Пушкина, Н. В. Гоголя М. Ю. Лермонтова навсегда стали символом аистих достижений отечественной культуры.

    Литературный критик и поэт А. Григорьев написал: Пушкин -г- наше всё. И в этом высказывании не было преувеличения. Пушкин - вершина человеческого дарования. Это и поэт, и писатель, и мыслитель, и историк. Он фактически тал и родоначальником современного русского литературного языка. Все, к чему он прикасался, все, о чем он писал и размышлял, превращались под его пером в подлинный шедевр. Пушкин явился русским гением, поднявшим русскую культуру на вселенскую высоту и навсегда утвердившим ее в качестве одной из важ­нейших составляющих мирового культурного наследия человечества.

    Академик Д. С. Лихачев писал: Пушкин — это гений, сумевший создать идеал нации. Не просто «отобразить» национальную особенность русского характера, а сломать идеал русской национальности, идеал культуры. А. С.Пушкин (1799-1837) родился в Москве. Род дворян Пушкиных был старым и именитым.

    Мать поэта была внучкой Ибрагима Ганнибала, выходца из Северной Абиссинии, бывшего одним из ближайших сподвижников Петра I. Пушкин увековечил его в повести Арап Петра Великого. Детство Александра прошло частью в Москве, частью в подмосковных имениях Пушкиных. Воспитывали его, как и многих других дворянских детей, под руководством иностранцев гувернеров. В юные годы он знал французский язык несравненно лучше русского. Большое влияние на развитие в нем любви ко всему русскому и понимание народной жизни и культуры оказала его няня, крестьянка Арина Родионовна, души не чаявшая в своем воспитаннике. Она рассказывала ему народные сказки, предания, пела русские песни. Многое из того, что поэт слышал от няни Арины, потом зазвучало в его замечательных произведениях. Написанные в стихах Сказка о попе и о работнике его Балде, Сказка о царе Салтане, Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях, Сказка о золотом петушке стали любимыми для многих поколений русских людей.

    В произведениях А. С. Пушкина отражены все наиболее значительные события русской жизни. Пушкинская философия истории, его размышления о ее поступательном развитии, о жизни русского общества и многих злобо­дневных вопросах современности нашли свое наиболее яркое воплощение в трагедии Борис Годунов, в поэмах Медный всадник и Полтава, романе в стихах Евгений Онегин, в романе Арап Петра Великого, повестях Дубровский, Капитанская дочка и др. Поэт проявил себя и как историк-исследователь. Его История Пугачева и История Петра I - серьезные научные работы.

    Творения А. С. Пушкина проникнуты глубокой любовью к Родине. Поэт живо откликался на важнейшие общественные и государственные проблемы современной ему жизни, проявил себя решительным противником крепостного права:

    Увижу ль я народ неугнетенный И рабство, падшее но манию царя…

    Это был великий русский поэт-патриот, хорошо знавший культуру своего народа, дороживший честью и славой Родины. Осенью 1836 г. в письме к П. Я. Чаадаеву А. С. Пушкин написал: Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человек с предрассудками - я оскорблен, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал.

    Н. В. Гоголь (1809-1852) родился в местечке Сорочинцы в Полтавской губернии в небогатой дворянской семье. Детские годы, проведенные на Украине, народный быт, культура украинского народа навсегда запечатлелись в памяти Гоголя и позднее отразились в ярких литературных произведениях - сборниках повестей Вечера на хуторе близ Диканьки и Миргород.

    Первая часть книги «Вечера на хуторе близ Диканьки» сразу обратила на себя внимание столичных литераторов. Переехав в Петербург в 1828 г., Гоголь познакомился с В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным и другими писателями. Несомненное дарование Гоголя выпало всеобщее признание. После того как и 1632 г. вышла вторая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки», имя Гоголя обрело широкую популярность. В Петербурге Гоголь сформировался как большой мастер, стал настоящим русским писателем.

    В 1830-е гг. у Гоголя появился замысел двух полый их произведений. Ими станут впоследствии комедия Ревизор и поэма Мертвые души, сюжеты которых были подсказаны Гоголю Л. С. Пушкиным.

    Над комедией «Ревизор» писатель кончил работать в 1836 г. Автор мечтал о ее постановке на сцене, для широкой публики. Но влиятельный столичный чиновный мир усмотрел в гоголевской пьесе нападки на власть, автора обвинили в клевете на Россию. Если бы и дело не вмешался император, пьеса не дошла бы до зрителя. Ознакомившись с «Ревизором», Николай I разрешил театральную постановку. Царь видел и знал, что в государственном управлении страной имеется немало недостатков, и считал необходимым бороться с этим злом, к том числе и публично высмеивая его.

    Пьеса «Ревизор» произвела сильное впечатление на со­временников. Ничего подобного еще не видела театральная сцена. Русская действительность изображалась в ней с такой талантливой силой и яркостью, что хотя, как говорил сам Гоголь, дело шло только о шести провинциальных чиновниках, оказавшихся плутами, многие негодовали. Комедия встретила живой и сочувственный отклик среди тех, кто выступал за изменение общих политических условий и за публичное выявление недостатков государственного управления.

    В 1836 г. Н.В.Гоголь уехал за границу, где с небольшими перерывами находился почти до самой смерти. Он жил в основном в Италии, где и работал над самым крупным своим произведением - поэмой «Мертвые души», в которую он вложил самые заветные свои размышления об исторических судьбах России. В 1841 г. он закончил первый том, который был издан под названием Похождения Чичикова, или Мертвые души.

    В 1840-е гг. в мировоззрении писателя произошли серьезные изменения. Гоголь оказался во власти душевного кризиса, серьезной переоценки ценностей, глубоких размышлений о пережитом. Этими настроениями душевной неустроенности, смирения перед жизненными невзгодами, неудовлетворенности созданным им в литературе полна книга 4 Выбранные места из переписки с друзьями.

    Как только появилось это сочинение, последовала резкая реакция тех, кто представлял себя «борцом за прогресс, за светлые идеалы». Это негодование отразилось в агрессивном письме В.Г. Белинского, беспощадно заклеймившего Гоголя как отступника. Мысли писателя о том, что все происходящее в жизни следует принимать и. Лермонтов со смирением, Белинский воспринимал как реакционные, полагая, что великий писатель «заблудился», «изменил».

    Эти нападки угнетающе подействовали на Гоголя. Появились признаки нового обострения его душевной болезни, Гоголя терзали предчувствия близкой смерти.

    Умер Н.В. Гоголь в Москве и был похоронен на кладбище Данилова монастыря. На надгробии были помещены слова пророка Иеремии: Горьким моим словом посмеются. В 1931 г. останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище.

    В ряду замечательных дарований золотого века русской культуры находится и имя М.Ю.Лермонтова (2814- 1841). Он прожил короткую жизнь, но обессмертил себя поэтическими и прозаическими сочинениями, ставшими подлинной классикой отечественной литературы.

    Природа одарила М. Ю. Лермонтова разнообразными талантами. Он обладал редкой музыкальностью - виртуозно играл на скрипке и на рояле, пел арии из итальянских опер, сочинял музыку. Рисовал и писал маслом, и если бы посвятил себя живописи, то мог бы стать известным художником. Легко решал сложные математические задачи и слыл сильным шахматистом. Был хорошо образован, знал несколько иностранных языков. Все ему давалось довольно легко, но потребностью его души стала поэзия, литература.

    Всей читающей России М. Ю. Лермонтов стал известен о.’Ш1ч>даря произведениям Смерть Поэта и Бородино Волданным в 1837 г.

    Написанное сразу после кончины А. С. Пушкина стихотворение «Смерть Поэта» разошлось в списках. Это лирический монолог молодого Лермонтова о трагической судьбе Пушкина-Поэта.

    Стихотворение «Бородино» было напечатано. Старый солдат, заслуженный воин, участник Бородинской битвы, от лица которого в произведении идет рассказ, вспоминает одну из самых героических страниц истории Родины.

    Творчество М. Ю. Лермонтова определило послепушкинский этап в развитии русской поэзии.

    Судьбы Родины и раздумья поэта над ними нашли свое отражение во многих произведениях поэта (Опять народные витии… Прощай, немытая Россия… Родина о Листок и др.).

    Стихи и поэмы Лермонтова наполнены его духовными исканиями, мечтами, порывами, настроениями и вместе с тем трезвым, бесстрашным самоанализом, самопознанием. Это размышления и о вечных вопросах человеческого бытия. Таковы поэмы Мцыри и Демон, стихотворения Парус, Выхожу один я на дорогу…, «И скучно и грустно…, Стансы, Дума, Пророк и др.

    Самое значительное произведение М.Ю. Лермонтова - роман Герой нашего времени, сюжетом которого стали жизненные перипетии молодого дворянина, офицера Григория Александровича Печорина, человека одаренного, мыслящего, с сильной волей. Писателю интересна эта богатая, глубокая человеческая личность, которая не может найти применения своим могучим силам, своим бурным страстям.

    В архитектуре и скульптуре сохранял свои позиции классицизм с его пристальным вниманием к античному наследию как норме и идеальному образцу. В архитектуре его вершиной стал стиль ампир который выражался в массивных формах с наличием скульптур, дополнявших архитектурное оформление зданий. Градостроительная фантазия в архитектуре обрела невиданный размах. Первая треть XIX в. стала высшей фазой в почти вековом развитии архитектуры русского классицизма. В наиболее крупные достижения связаны с творчеством О. Монферрана, А. Н. Воронихина, А.Д. Захарова и К. Росси.

    Их усилиями центр Петербурга приобрел свой неповторимый облик, сформировавшись не как сумма отдельных сооружений, а как цикл пространств. Сообщающиеся друг с другом Дворцовая, Адмиралтейская, Сенатская площади вместе с площадью Биржи, архитектором которой был Ж. Томон (1760-1813), образовали уникальную, грандиозную систему архитектурно-пространственных комплексов.

    К числу наиболее выдающихся памятников архитектуры первой половины XIX в. относится огромный Исааки-евский собор в Петербурге, строившийся с 1818 по 1858 г. по проекту французского архитектора О. Монферрана (1786-1858), Собор олицетворял мощь и величие православия, силу России, ставшей, по представлениям Русской Церкви, после падения Византии носительницей истинной (православной) веры Христовой.

    В 1834 г. в центре Петербурга был открыт необычный монумент - Александровская колонна, созданная по проекту О. Монферрана. Монумент посвящен победам русского оружия в войне с Наполеоном. Колоссальный гранитный монолит имел 25,6 м в высоту и весил свыше 600 т при общей высоте сооружения в 47,5 м. Венчающая колонну фигура ангела выполнена скульптором Б. И. Орловским (1796-1837).

    Еще ранее, в 1811 г., на главной магистрали Петербурга, Невском проспекте, архитектор А. Н. Воронихин (1759-1814) завершил строительство Казанского собора. На площади перед Казанским собором установлены

    выполненные скульптором Б. И. Орловским статуи М. И. Кутузова и М. Б. Барклая-де-Толли, в которых органично соединились психологизм, конкретность изображений с присущими классицизму строгостью и величавостью. В 1813 г. в соборе был погребен главнокомандующий русскими войсками в Отечественной войне 1812 г. фельд­маршал М. И. Кутузов. Б. И. Орловскому принадлежит также проект здания Горного кадетского корпуса (Горного института), отмеченного монументальной и строгой торжественностью.

    Среди наиболее значительных архитектурных памятников Петербурга того времени находится и здание Императорского Эрмитажа (архитектор Л. фон Кленце, 1784-1864), ставшее главным российским музеем, сосредоточившим богатейшие художественные коллекции. Но воле императора Николая I в 1852 г. собрание художественных произведений было открыто для бесплатного.смотра всеми желающими. Эрмитаж стал первым общедоступным музеем в России.

    Масштабностью замысла поражают творения К. И. Росса (1775-1849). Его первой крупной работой в Петербургестало строительство великокняжеского Михайловского дворца, ныне здания Государственного Русского музея. Идеи Росси воплотились также в сооружении ансамбля Александринского театра и Дворцовой площади со зданиями и аркой Главного штаба, колоссальная дуга которого окаймляет Дворцовую площадь. Триумфальная арка стала кульминацией всей архитектурной композиции, задуманной как памятник героической славы русского народа, победившего в войне 1812 г.

    Шедевром русской архитектуры явилось здание Адмиралтейства. При его строительстве решение сложнейшегокомплекса градостроительных проблем, предложенное архитектором А. Д. Захаровым (1761 -1811), оказалось поразительно точным.

    В первопрестольной столице России, Москве, также появляются замечательные сооружения.

    По проекту выдающегося архитектора О. И. Бове (1784-1834) в 1814 г. была реконструирована Красная площадь. Старое здание торговых рядов напротив кремлевской стены обрело новый архитектурный облик. Оно превратилось в горизонтально вытянутые здания, создавшие выразительный контраст с устремленными ввысь кремлевскими башнями.

    В 1816 г. Бове создал план классического ансамбля Театральной площади. Здесь в 1825 г. открыл свои двери для публики Большой театр, построенный по проекту О. И. Бове и ставший одним из крупнейших в мире театральных зданий.

    Организовалось пространство площадей, включившее в себя Краспую, Театральную, Манежную площади. Все это свидетельствовало о том, что архитекторы первой половины XIX в. I мыслили масштабно - отдельное здание или группу зданий они видели! в пространственном размахе улицы, I площади, города в целом. Это предо­пределило характерную для архитектуры ампира протяженность фасадов. | В 1817 г. состоялось открытие огромного здания Манежа, предназначенного для проведения военных смотров, парадов и учений. В нем свободно мог разместиться пехотный полк (2 тыс. человек). Проект был выполнен под руководством инженера А. А. Бетанкура, а отделка фасада принадлежала О. И. Бове. По проекту О. И. Бове был разбит Александровский сад у кремлевской стены, им был создан план 1 й Градской больницы. Бове был автором воздвигнутых в 1834 г. Триумфальных ворот в честь победы в Отечественной войне 1812 г. Ворота располагались у Тверской заставы при въезде в Москву из Петербурга, откуда начиналась глав­ная магистраль города.

    На Красной площади в 1818 г. был установлен первый московский памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, выполненный скульптором И. П. Map то сом (1754-1835). Жест Минина указывал на Кремль - алтарь России, по выражению М. Ю. Лермонтова.

    На Сухаревской площади в начале XIX в. закончилось строительство большой больницы и приюта, получивших название Странноприимного дома. Этот комплекс зданий был создан на средства графа Н. П. Шереметева архитекторами Е.С.Назаровым (1747-1822) и Дж. Кваренги (1744-1817).

    Крупнейшим мастером московского ампира стал Д.И.Жилярди (1788-1845). Лучшими его творениями являются реконструированное после пожара здание Московского университета, построенное в XVIII в. М. Ф. Казаковым, и здание Опекунского совета на Солянке (ныне - Академия медицинских наук России).

    Причудливым сочетанием классицизма с декоративными мотивами древнерусского зодчества отмечено творчества архитектора К. А. Тона (1794-1881), создателя Большого Кремлевского дворца, здания Оружейной палаты. Московского Кремля, а также храма Христа Спасителя.

    Строгость, суровость, аскетизм присущи творению архитектора В. II. Стасова (1769-1848) - зданию Провиантских складов с их эффектом неколебимой мощи стен.

    В других городах Российской империи тоже строилось немало в этот период, но постройки там не отличались столичной грандиозностью.

    Театр и драматургия

    В первой половине XIX в. происходит становление отечественного театра. Ранее театральные группы существовали либо в усадьбах богатых дворян, -ибо при царском дворе. Городских, или, как тогда говорили, публичных, театров было немного. Располагались они, как правило, в малоприспособленных, темных помещениях, и зрительные залы не были рассчитаны на большое количество публики.

    На театр смотрели как на забаву, считалось, что зритель на спектаклях должен лишь развлекаться, веселиться. Поэтому и театральный репертуар состоял главным образом из веселых водевилей, легковесных пьесок, непременное музыкой и танцами.

    В Петербурге существовали французский и немецкий театры, постоянно выступали итальянские оперные артисты. На сценах двух крупнейших российских театров - Большого в Москве и Марии некого в Петербурге шли в основном итальянские или французские оперные и балетные спектакли.

    В XIX в. положение меняется. Театр становится общественным явлением, появляются современные театры. В них ставятся отечественные пьесы, затрагивающие большие общественные проблемы (например, пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор»),

    В первой половине XIX в. на сцене Александрийского театра блистала замечательная актриса В.Н. Асенкова (181 7-1841). Ей в равной степени удавались как веселые роли в водевилях, так и значительные роли в таких спектаклях, как «Ревизор» (Марья Антоновна) и «Горе от ума» (Софья).

    Огромной популярностью в 1830-1840-х гг. пользовался В. А. Каратыгин (1802-1853), ставший общепризнанным первым трагиком русского драматического театра. Он много работал в Александрийском театре. Его актерское мастерство открыло отечественному зрителю глубину и величие пьес У. Шекспира. Его исполнение ролей Гамлета, короля Лира и Отелло публика и театральные критики признавали вершинами актерского мастерства.

    В Москве крупнейшим драматическим театром являлся основанный еще в XVIII в. Малый театр (так его называли по контрасту с расположенным рядом Большим театром). В пьесах русских и европейских авторов на сцене Малого театра раскрылся талант выдающихся русских актеров. В их числе был замечательный реформатор русского театра, в частности разработавший принципы искусства актерского перевоплощения, М. С. Щепкин (1788- 1863). Роли Фамусова в «Горе от ума» (первая постановка в 1831 г.) и городничего в «Ревизоре» (первая постановка в 1836 г.) сделали имя это бывшего крепостного крестьянина (вольную он получил в 1822 г.) известным всей России. Щепкин утверждал просветительское значение теат­ра, он во многом определял идейные и художественные позиции Малого театра.

    Актер П. М.Садовский (1818-1872) тоже прославился на сцене Малого театра. Его творчество способст­вовало утверждению в репертуаре театра пьес русского писателя-драматурга А. Я. Островского (1823-1886). П. М. Садовский участвовал в постановках всех пьес Островского. Первый раз комедия Островского «Не в свои сани не садись» была сыграна здесь в 1852 г. Вскоре Малый театр стали называть Домом Островского, т. к. его пьесы начали преобладать в репертуаре театра.

    Изобразительное искусство

    Постепенно в русской живописи первой половины XIX в. универсальный стиль классицизма уступает место романтическому мироощущению. Создаются полотна, которые становятся явлениями духовной жизни общества.

    Демократические тенденции новой эпохи ярко выразились в творчестве В.Л. Тропинина (1776-1857).

    В. А. Тропинин. Кружевниц»:

    Талантливый крепостной художник графа И. И. Моркова, он некоторое время имел воз­можность посещать классы Петербургской Академии художеств, где тщательно копировал произведения западноевропейских мастеров. В 1823 г. Тропинин получил вольную и в этом же году был удостоен звания академика. К тому времени им было создано несколько первоклассных полотен. Тропинину-портретнсту свойственна романтическая приподнятость, его живописный язык свободен и смел. Шедеврами его творчества являются Портрет А. С. Пушкина, Кружевница, «Старик-нищий» и «Пряха».

    К. П. Брюллон. Автопортрет:

    Блестящий рисовальщик, акварелист, порт­ретист, исторический живописец К. П. Брюллов (1799- 1852) еще учеником Петербургской Академии художеств снискал всеобщую славу. Он окончил Академию с золотой медалью. Затем за счет государства его отправили совершенствовать мастерство в Италию. Здесь он провел несколько лет, написал серию картин из римской жизни. Центральным произведением К. П. Брюллова стала созданная в Италии картина «Последний день Помпеи с ее необыкновенным живописным эффектом холодного молниеносного освещения на фоне огненной лавы, извергающейся из глубин Везувия.

    Другая линия брюлловского творчества - так называемый итальянский жанр, наиболее яркими образцами которого являются картины Итальянское утро и Итальянский пол­день.

    Мир парадных портретов художника (Портрет Ю. П. Самойловой с Амацилией Паччини, Портрет Н. В. Кукольника, Автопор­трет и др.) с его декоративностью и яркой живописностью воссоздает облик человека в минуты мечтательного уединения.

    Родоначальником русской бытовой картины является А.Г.Венецианов (1780-1847). Зрителю открылся несколько идеализированный художником крестьянский мир. Это картины шедевром мастера признан Портрет А.С. Пушкина. Кипренскому принадлежит также серия изображений военных - участников Отечественной войны 1812 г.

    С. Ф.Щедрина (1791 - 1830) можно считать родоначальником русской пейзажной живописи. Его полотнам свойственны романтизм, попытка передать состояние радости и счастья в душе человека. Такова серия работ художника Гавани в Сорренто с гаванями, гротами, террасами и верандами, обвитыми виноградом.

    А. А. Иванов (1806-1858) придал русской исторической живописи невиданную до той поры психологическую точность.

    Отец художника, А. М. Иванов, был профессором живописи, и мальчик с ранних пор пристрастился к рисованию. В 11 лет он поступил в Академию художеств, которую закончил с золотой медалью. Затем отправился совершенствоваться в технике живописи в Италию. Сюжет своего полотна художник взял из Евангелия от Иоанна - Иисус впервые появляется перед народом, принимающим крещение от Иоанна Крестителя. Несколько лет Иванов готовился к этой работе, сделал десятки набросков, написал серию подготовительных полотен, в том числе - Явление Христа Марии Магдалине, за которое был удостоен звания академика.

    Более 20 лет художник работал над этим крупнейшим полотном в своей жизни. И в 1858 г. представил его на суд критиков и публики. Огромная картина Явление Христа народу произвела сильное впечатление на современников. Александр II приобрел ее и через несколько лет пода­рил только что возникшему Московскому публичному музеуму и Румянцевскому музеуму. Имя художника и его грандиозного произведения было у всех на устах. Но сам автор не успел насладиться славой: летом 1858 г. он скоропостижно умер от холеры.

    Целую серию полотен, на которых запечатлены различ­ные жанровые сцены, отражавшие быт и нравы России того времени, создал Я. А. Федотов (1815-1852).

    Живописные произведения Федотова отличаются выразительностью поз, жеста и мимики персонажей, юмором, тщательностью письма. Широкой демократической аудитории предназначались такие его работы, как Свежийкавалер, Разборчиваяневеста, Сватовство майора, Завтрак аристократа, Вдовушка и др.

    Музыка

    В области музыкальной культуры в начале XIX в. в России безраздельно господствовали сочинения иностранных авторов. Но уже с 1830-х гг. положение начинает меняться, и появляются крупные музыкальные произведения, в которых отечественные композиторы широко используют национальные мотивы.

    Представителем романтизма в русской музыке стал А. Н. Верстовский (1799-1862). Композитор считается одним из основоположников русской оперы-водевиля. Его опера Асколъдова могила построена на основе русского фольклора и народных напевов. Она явилась первым подобным произведением в русской музыке.

    М. И. Глинка (1804-1857) - общепризнанный родоначальник русской классической музыки. Две его оперы («Жизнь за царя* и «Руслан и Людмила*) положили начало двум направлениям в развитии русской оперы - народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Музыкальная фантазия Камаринская состоит из оркестровых обработок русских народных песен. Русские мелодии пронизывают и оперные произведения Глинки. Он классик русского романса.

    Современниками М. И. Глинки были композиторы А. С. Даргомыжский (1813-1869). А. А. Алябьев (1787- 1851).А. Е. Варламов (1801-1848) и А.Л. Гурилев (1803- 1858).

    Опера Даргомыжского Русалка ознаменовала рожде­ние нового жанра русской оперы - народно-бытовой психологической драмы.

    Алябьев, Гурилев и Варламов явились родоначальниками русского романса - самобытного вокально-музыкального произведения, чувственного и мелодичного.

    Замечательному поэту В. А. Жуковскому (1783-1852) и композитору А. Ф.Львову (1798-1870) принадлежит честь создания Государственного гимна Российской империи. 11 декабря 1833 г. состоялось его первое публичное исполнение в Большом театре. Гимн отразил силу духа русского народа, его высокие духовные ценности, великую преданность Родине, одушевленность победой и Отечественной войне 1812 г. Второе название гимна — Молитва русского народа.

    Боже, царя храни! Сильный, державный, Царствуй на славу, на славу нам! Царствуй на страх врагам. Царь православный, Боже, царя, царя храни!

    Боже, царя храни! Славному долги дни Дай на земли, дай на земли! Гордых смирителю. Слабых хранителю. Всех утешителю - Всё ниспошли!

    Перводержавную Русь православную. Боже, царя, царя храни! Царство ей стройное, В силе спокойное. Все ж недостойное Прочь отжени!

    О провидение. Благословение

    Нам ниспошли, нам ниспошли! К благу стремление. Счастье, смирение, В скорби терпение Дай на земли!

    Архитектура 19 века является богатым наследием всего мирового общества. Какое огромное значение имеют такие здания, как храм Христа Спасителя в столице или Генерального штаба в Санкт-Петербурге! Без этих сооружений мы уже не можем представить себе архитектурный городов.

    Русская архитектура 19 века характеризуется такими направлениями, как классицизм, ампир - последний этап развития классицизма, а также Что же принадлежит к каждому их этих направлений? Сейчас разберемся. Классицизм - это обращение к античности, а значит, это величественные здания, чаще всего с колоннами.

    Архитектура 19 века в этом направлении была представлена следующими постройками.

    Санкт-Петербург:

    • Смольный институт и здание Академии наук были построены Кваренги. Пожалуй, это единственные здания 19 века в этом стиле.
    • здесь нельзя не отметить Триумфальные ворота, здание Большого театра, Манеж и Александровский сад - это те здания, без которых наша столица будет уже не та. Архитектура Москвы 19 века в стиле классицизм была представлена такими выдающимися архитекторами, как Бове и Жилярди. Большой театр - это символ русского искусства и культурной жизни народа до сих пор, а Триумфальные ворота, возведенные в честь победы над Наполеоном, создают образ величия и могущества нашей Родины. К творчеству Жилярди нужно отнести Опекунский совет и усадьбу Кузьминки.

    Ампир - следующее направление в архитектуре 19 века. Это последняя стадия развития классицизма. Стиль представлен в большом количестве на улицах :

    • Захаров перестроил Адмиралтейство, шпиль которого является одним из символов города; Казанский собор Воронихина - это символ Невского проспекта, а Горный институт - вершина развития этого направления.
    • К. Росси - один из величайших архитекторов Старой Пальмиры, его Михайловский дворец стал Русским музеем - хранилищем всех художественных традиций нашей страны. Здание Генерального штаба, - все это представляет собой не просто архитектурный ансамбль города, но и является неотъемлемой частью истории.
    • Великое детище Монферрана - Исаакиевский собор. В это большое, величественное здание просто нельзя не влюбиться: все детали и украшения собора заставляют замирать от восторга. Еще одним произведением искусства этого архитектора стала Александровская колонна.

    Архитектура 19 века была представлена и русско-византийским стилем, распространенным преимущественно в Москве. Самыми известными являются следующие здания:

    • Храм Христа Спасителя, Большой и известная Оружейная палата дополнили Кремль (архитектор Тон).
    • Исторический музей Шервуда позволил сделать Красную площадь еще более значимым местом.

    Таким образом, архитектура 19 века в России - это больше, чем сооружения. Эти здания оставили след в истории, в их помещениях совершались великие дела и решались важные вопросы. Без этих мы не можем представить себе нашу страну.