Педагогическая и просветительская деятельность

Алексей Геннадьевич Машевский (р. 8 марта 1960, Ленинград) - поэт, эссеист, литературный критик, культуролог.

1.Биография

Машевский Алексей Геннадьевич (род. 1960, Ленинград) - поэт, эссеист, литературный критик, культуролог. Член Союза российских писателей с 1991 г. Член сетевого сообщества «Российская культурология». По основному образованию – физик, в 1983 г. окончил Ленинградский электротехнический институт (ЛЭТИ) и семь лет работал в лаборатории Ж.И. Алферова в Физико-техническом институте АН СССР. С 1990 г. работал редактором отдела прозы, поэзии и публицистики в журнале «Искусство Ленинграда» (позже журнал «Арс») до его закрытия. Параллельно с 1991 г. вел литературные курсы в Некрасовском педагогическом колледже №1 и литературную студию при Музее А.С. Пушкина (затем при Музее А.А. Ахматовой в Фонтанном доме, сейчас при Союзе писателей Санкт-Петербурга).

Публикуется с 1983 года. Автор более 150 работ, посвященных культурологии, истории и теории литературы, педагогике; рецензий, эссе, стихов, опубликованных в журналах «Новый Мир», «Знамя», «Нева», «Звезда», «Вопросы литературы», «Арион» и во многих других бумажных и сетевых периодических изданиях. Автор 7 поэтических сборников и книги эссе «В поисках реальности», посвященной проблемам становления европейской культуры.

Член жюри премии Русского Букера за 2015 г., лауреат ряда литературных премий (Премия журнала «Звезда» за лучшую публикацию 1999 г., премия Всемирного литературно-поэтического конкурса "Надежды Лира Золотая" (3 место) 2003 г.). С 1996 года выступает с посвященными литературе, культурологии и художественной культуре публичными лекциями. В том числе, с уникальным, продолжающимся более 20 лет курсом «История русской поэзии». Все они широко представлены в Интернете (в частности, на портале Lektorium TV).

С 2001 года Алексей Машевский - главный редактор сетевого альманаха «Folioverso», посвященного анализу тенденций в развитии художественной жизни Санкт-Петербурга, где наряду с художественными произведениями публикуются научные статьи, рецензии, материалы по культурологии и истории искусства. С 2014 года курирует образовательный проект «Нефиктивное образование».

2. Творческий путь

Входил в поэтическое объединение, сложившееся в 70-е гг. вокруг Александра Кушнера, которое противопоставляло себя как официальной литературе, как и процветавшему тогда «самиздатскому» андеграунду. На формирование мировоззрения А.Г.Машеского определяющее влияние оказало знакомство в 1984 году с выдающимся литературоведом, автором философско-аналитических эссе, ученицей Ю.Тынянова, Л.Я.Гинзбург. Следующей важной вехой стала работа над архивом философа-теолога Я.С.Друскина. А.Вергелис в рецензии на книгу эссе А.Машевского «В поисках реальности» замечал: «О поэтической генеалогии Алексея Машевского писалось и говорилось много. Справедливо назывались имена Анненского, Кузмина, Кушнера. Теперь появился повод перечислить тех, кто в значительной степени повлиял на формирование мировоззрения автора книги “В поисках реальности”. Прежде всего это литературовед Лидия Гинзбург, философы Мераб Мамардашвили и Яков Друскин. К слову, Машевскому принадлежит несомненная заслуга открытия философии Якова Друскина для широких читательских кругов. Не будет лишним упомянуть и о современном петербургском герменевте Сергее Чебанове, за изысканиями которого Алексей Машевский с интересом следит» (Александр Вергелис «Алексей Машевский. В поисках реальности», «Знамя», 2009, №8). Сам Алексей Машевский так формулирует свой взгляд на современный культурный и поэтический процесс: «Разделение культуры на авангардную и традиционную в настоящее время утратило свою актуальность. Постмодернизм, чья эстетика отрицает иерархичность искусства и по сути дела сводит художественную практику к дизайну, постепенно теряет свои позиции. Завершается огромный исторический этап становления европейской цивилизации, исчерпывается парадигма развития, заложенная еще в эпоху Ренессанса. Кое-кто путает окончание этой эпохи с окончанием истории, культуры вообще. Но движение продолжается. На смену ищущего формальной новизны, дряхлеющего искусства ХХ века идет искусство нового времени, главной заботой которого сделается смысл, истина как неотменимая категория всякого духовного поиска. Нам предстоит вернуться к истокам и заново осознать противоречивую, греховную и героическую природу человека – существа, пытающегося руководствоваться представлениями о добре и зле, о справедливости, о воздаянии в мире, где естественные физический и биологические процессы протекают по законам, не имеющим ничего общего с человеческой этикой и философией».

Моё с лекциями петербуржского поэта и эссеиста Алексея Машевского по европейской литературе (а фактически – по духовному воспитанию через литературу) произошло в 2011 году, и этому знакомству я очень многим обязан. С тех пор известное количество воды утекло, и то, что раньше могло просто ученически восприниматься, вызывает всё больше вопросов и даже возражений, что по-своему подтверждает ценность пройденного пути.

Культурно-просветительская деятельность А. Машевского включает организацию нескольких курсов лекций и культурных поездок, с 2014 года объединённых в проект "Нефиктивное образование" , а также руководство сетевым литературно-художественным проектом "Folio Verso" и литературной студией при Доме писателя (с 2017 года она, правда, собирается уже без него, но сохраняет имя А. Машевского в названии). Представление о мировоззренческих основаниях этой деятельности, её целях и задачах, лучше всего, думаю, может дать открытое письмо , адресованное читателям "Folio Verso". Приведу лишь несколько выдержек из него:

"Я хотел бы привлечь внимание всех заинтересованных и думающих людей к следующей проблеме. По-видимому, мы стоим сейчас перед трансформацией общества, равнозначной той, которая происходила в XV - XVI веках с внедрением книгопечатанья, а может быть и более глобальной, сравнимой с эпохой изобретения письменности. <...>

Интернет в его теперешнем виде убирает последние фильтры, последние барьеры на пути информационного цунами, беспрепятственно вторгающегося на выровненную, утрамбованную территорию современной культуры. Человечество целыми сегментами своей жизнедеятельности уходит в виртуал. Но фокус в том, что Интернет никак ценностно не структурирован, а значит, по определению антикультурен, поскольку культура - это не что иное, как смысловое пространство, обладающее своим четко выраженным рельефом. <...>

Важнейшая задача, от решения которой зависит выживание человека разумного, - придание жизненному пространству, существенным сегментом которого становится Интернет, ценностной структурности, смысловой иерархии. Поэтому роль сетевых ресурсов, посвященных высокой культуре, задающей смысловую вертикаль, делается особенно ответственной. <...>

На наших глазах заканчивается огромная эпоха, начавшаяся четыреста лет назад с Бэкона и Галилея, обосновавших принципиально новый по сравнению со средневековой схоластикой тип мышления. Опытное знание, создавшее науку Нового времени, привело европейскую цивилизацию к невероятному торжеству технологий и устрашающей нищете духа. Сегодня нам опять необходимо искать иные пути в будущее, переводить жизнь человека на другие ментальные основания."

Дорогие друзья!

На нашем сайте существует контент доступный только для подписчиков. Для его просмотра вам необходимо приобрести подписку.

Стоимость подписки:

1 месяц доступа - 400 руб.

2 месяца доступа - 700 руб.

3 месяца доступа - 1000 руб.

1 год доступа - 4000 руб.

Для приобретения подписки вам нужно зарегистрироваться на сайте . При регистрации укажите свой реальный email, т.к. на него придет письмо с подтверждением регистрации.

После регистрации, в "Личном кабинете" у вас появится возможность выбрать и приобрести доступ.

К оплате принимаются карты VISA, MasterCard, Платежная система «Мир».

Услуга оплаты через интернет осуществляется в соответствии с Правилами международных платежных систем Visa, MasterCard и Платежной системы МИР на принципах соблюдения конфиденциальности и безопасности совершения платежа, для чего используются самые современные методы проверки, шифрования и передачи данных по закрытым каналам связи. Ввод данных банковской карты осуществляется на защищенной платежной странице АО «АЛЬФА-БАНК».

На странице для ввода данных банковской карты потребуется ввести данные банковской карты: номер карты, имя владельца карты, срок действия карты, трёхзначный код безопасности (CVV2 для VISA, CVC2 для MasterCard, Код Дополнительной Идентификации для МИР). Все необходимые данные пропечатаны на самой карте. Трёхзначный код безопасности - это три цифры, находящиеся на обратной стороне карты.

Предоставляемая вами персональная информация (имя, адрес, телефон, e-mail, номер банковской карты) является конфиденциальной и не подлежит разглашению. Данные вашей кредитной карты передаются только в зашифрованном виде и не сохраняются на нашем Web-сервере.(См.