Печорин - портрет своего поколения по роману герой нашего времени. Печорин как представитель портрета поколения Домашнее задание к уроку

Тема урока: « Печорин как представитель «портрета поколения»

Главы «Бэла», «Максим Максимыч»

РК Кавказ на страницах романа

и литературы МБОУ СОШ № 7

с. Марьины Колодцы

Минераловодского района

Цели урока:

1.Обучающая: формирование навыков работы с эпическим текстом

2.Развивающая: развитие умений анализа, синтеза, выделения главного, переноса полученных знаний в новую ситуацию.

3.Воспитывающая: осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций.

Ход урока

Оргмомент

Мотивационное начало урока:

Мы продолжаем изучение романа «Герой нашего времени».

А что мы вообще знаем о слове г – е - р – о – й? Как трактует это слово словарь? Герой – 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.

Учитель: вы кого назвали бы героем нашего времени?

Какие черты характера должны быть у героя нашего времени в обязательном порядке, по - вашему?

деятельный

образованный

порядочный……

В схеме вы отразили ваши представления о герое нашего времени.

Как вы думаете, нуждается ли герой нашего времени в дружбе? -----

Есть ли у героя нашего времени перспективное будущее в нашей стране? (Сложность во все времена, легких времен не бывает.)

– Приходилось ли вам в литературе встречаться с героями своих времен? (Да, - Чацкий, Онегин)


Чацкий говорит Софье: «Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож». Странный Чацкий? Странный Онегин? Странный это какой?

На доске оформляется схема:

странный

– непонятный

– необычный

– отличный от других.

–Что же является основной отличительной чертой героя нашего времени? (Непохожесть – странность)

– Кто странен у Лермонтова?

– Чем он объясняет необычность героя своего времени? (Состоит из пороков)

Так, кто является героем нашего времени у?

Печорин

Обратимся к двум первым главам романа: «Бэле» и «Максиму Максимычу» и попытаемся рассмотреть, кто же мог быть героем своего времени.

Что представляет собой данный роман? (Роман состоит из 5 повестей, каждая из них – самостоятельное художественное произведение, все они объединены образом Печорина, он занимает центральное место. Вокруг него сгруппированы все основные персонажи романа. События романа происходят на Кавказе. Тема Кавказа постоянно привлекала Лермонтова. (Сообщение ученика на данную тему)

В чем особенности изображения природы Кавказа и быта горцев?

В повести «Бэла» Печорин показан среди горцев, людей со своеобразным психологическим складом характера и образом жизни.

– Кто такой Казбич?

Кто такой Азамат?

Кто такая Бэла? На какую деталь портрета Бэлы Лермонтов обращает особое внимание? (Глаза)

Я вам прочитаю стихотворение местного поэта Л. Грибкова «Печорин»

Княжна Мери - я твой!

Бархат глаз твой ночной

Темно – томной водой –

Княжна Мери.

Но я лгать не хотел:

Полюбить не сумел

Тихой жизни предел.

Я, твой Мери!

А любовных сетей Маши – Мери моей

Избежал я глупей

всех на свете.

И я, Бэла, был твой –

Сердце пенной волной

На утес золотой

Налетело. Ведь тебя я так ждал,

И тебя я искал –

Но был счастлив

лишь миг:

Мой разбойничий бриг

Показался на миг

Издалека.

И опять не сумел

Я солгать (хоть хотел) –

О, какой была перл –

моя Бэла!

И опять я – один,

Бесконечно - один,

Нет для жизни причины –

Что ищу и зачем?

Взят я в адовый плен

Возводить все в предел

Абсолюта.

Сам не нужен себе,

Помогаю в беде,

Как кому – то - себе….

Почему – то…

Может быть, потому,

Как любил – Не смогу

Белоснежно.

Мери…Бэла была,

Еще Вера – но я

Уж душой навсегда

Надорвался.

В любовных перепитиях, в столкновениях с горцами раскрываются «странности» характера главного героя

Горцы Печорин

решительные

храбрые - Раздвоенность и противоречивость Печорина еще отчетливее выступает в сопоставлении с Максимом Максимычем. Простой человек всегда волновал творческое воображение Лермонтова.

Кто же такой Максим Максимыч?

Как относится к служебному долгу Максим Максимыч? Какие художественные средства находятся в арсенале у писателя, с помощью которых он показывает образ героя своего времени? (Портрет, речь, поступки…) Вывод: Печорин живет для себя, Максим Максимыч – для людей.

Внешнее проявление его (Печорина) характера, а под ним кроется горькая обреченность на одиночество. Тяготится внешней несвободой, так как не имеет внутренней свободы. Печорин – тонкий психолог, чувствует душу.

Учитель: мы только попытались наметить проблему. разрешать которую мы будем на последующих уроках, где познакомимся с другими героями лермонтовского романа, будем иметь возможность вплотную подойти к вопросу: кто же является героем нашего времени и почему, что же является в романе предметом художественного изучения Лермонтова: личность или эпоха.

Тема: Печорин как представитель портрета поколения.

Цели урока: обзор и обсуждение содержания романа; выявление читательской позиции учащихся; развитие навыков монологической речи.

Словарная работа: сюжет, фабула, композиция.

Ход урока:


  1. Вступительное слово учителя.
Единственный завершённый роман М. Ю. Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. В « Отечественных записках» за 1839 г. были опубликованы « Бэла. Из записок офицера о Кавказе» и позже « Фаталист» с примечанием, что М. Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей, и напечатанных и ненапечатанных»; в 1840 г. Там же печатается « Тамань» и следом выходит двумя частями - томиками «Герой нашего времени». Проблемное афористичное название предложил опытный журналист А. А. Краевский взамен первоначального авторского « Один из героев нашего века». «Собрание повестей», объединённых образом главного героя, оказалось первым в русской прозе социально - психологическим и философским романом.

« Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода. Печорин - единственный главный герой, его одиночество в романе принципиально значимо. Это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое - то удовлетворение своим потребностям, попыток, неизменно оборачивающихся страданиями и потерями для него и окружающих, история утраты им могучих жизненных сил и нелепой, неожиданной, но подготовленной всем рассказанным смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому. Сам Лермонтов несколько поддался общему настроению и в предисловии ко второму изданию «Героя нашего времени2 (1841 г.) заявил, что Печорин – «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Но в предисловии к журналу Печорина он был назван именно героем времени.


  1. Работа с сюжетным порядком романа - хронологический (фабульный порядок).
Фабулой называют совокупность событий в их естественном хронологическом порядке. Фабуле противостоит сюжет: те же события, но в том порядке, в котором о них сообщает автор.

« Бэла» Путешествие по Военно - Грузинской дороге офицера - повествователя с Максимом Максимычем.

Первая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле.

Переезд через Крестовый перевал.

Вторая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле.

Концовка « Бэлы». Заключение от имени офицера - повествователя.

« Максим Максимыч» Встреча с Максимом Максимычем и Печориным.

С включением сообщения о том, что Печорин умер.

«Предисловие к « Журналу Печорина» История до того, как Печорин попал на Кавказские минеральные воды.

« Тамань» Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью.

« Княжна Мери» Окончание повести - запись, сделанная Печориным по памяти в крепости.

« Фаталист» История с Вуличем а казачьей станице зимой, до похищения Бэлы.

Максимальную заинтересованность читателя судьбой Печорина;

Проследить историю его внутренней жизни;

Образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия;

При таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию.

3. Зрительная гимнастика.

4. Реализация домашнего задания:

В ходе проверки учащимся могут быть заданы следующие вопросы для выявления восприятия:

« Бэла» - Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максима Максимыча?

« Максим Максимыч» - Кто описывает портрет Печорина? Почему? Почему сцена встречи Печорина с Максимом Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину тоже?

5. Диспут на тему « Печорин герой своего времени».

Следует задать ученикам вопрос о том, почему Лермонтов выделил такую личность на фоне других героев, почему несмотря на неблаговидные поступки, Печорин лучше всех остальных героев.

6. Итог урока: учитель отмечает о необычности романа, рассказывает об истории критической литературы о романе.

7. Домашнее задание: подготовиться к комментированному чтению главы « Княжна Мери».

Тема:"Журнал Печорина" как средство самораскрытия характера героя


Литературная новизна “дневника Печорина” давно привлекает литературоведов – именно здесь новаторски был показан предельно исчерпывающими языковыми средствами конкретный человек, (личность , по словам Б.М. Эйхенбаума: “Герой нашего времени” – первый в русской прозе “аналитический” роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (“жизнь и приключения”), а именно личность человека – его душевная и умственная жизнь, взятая изнутри как процесс”), отражавший новое явление русской действительности.

Глава "Тамань ".

Вопросы, которые вам помогут подготовиться к контрольному тестированию:


  • Какой художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?

  • Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»? Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?

  • Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене.

  • Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?

  • Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?
Приведённые ниже ресурсы помогут вам правильно заполнить таблицу "Отношение Печорина к персонажам повести":

Глава "Княжна Мери".

Устно проанализируйте главу по вопросам:


  • Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?

  • Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?

  • Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.

  • Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина Мери (со слов «Да, такова была моя участь с самого детства» до слов «Это меня не огорчит нимало»).

  • Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и неординарность ее характера?

  • Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует?

  • Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?

  • Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)? Каково поведение Печорина во время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе? Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения? Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде?
Выполните письменное задание:

Глава "Фаталист".

Устно ответьте на вопросы:


  • Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?

  • Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича? Ищет ли Вулич смерти? Ищет ли смерти Печорин? Почему?

  • Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?

  • К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?
Письменное задание: докажите, что глава «Фаталист» - это философское произведение.

ВЫВОД: Печорин предстает в «Журнале» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь - расплата за собственные поступки. Личность Печорина сложна и противоречива. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других. Мастерство автора в создании психологического портрета Печорина проявляется в изображении его внутренней жизни, его самоанализа, сюжетно-композиционных особенностях романа.

Тест по сказу Н.С. Лескова "Левша"

Часть 1. Выполните тест.

1."Левша" – это…

1) быль, народное сказание

2) придуманный рассказ, выросший из поговорки

3) обработанный вариант народной сказки

2.Какой подзаголовок носит рассказ "Левша"?

1) "Легенда о стальной блохе, подкованной русским умельцем"

2) "Цеховая легенда..."

3) ""Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе"

3.Кто из героев сказал эти слова: "... мы русские, со своим значением никуда не годимся"

1) донской казак Платов

2) император Александр Павлович

3) государь Николай Павлович

4. Кому из героев принадлежит следующая мысль: "...наши на что взглянут - все могут сделать":

1) Платову

2) Николаю Павловичу

5. Самые искусные тульские оружейники, получив заказ Платова, отправились

1) в Киев поклониться святым

2) помолиться в Москву

3) к Мценску в Орловской губернии отслужить молебен

6. Какую работу выполнял Левша:

1) выковывал подковы для блохи

2) гравировал имя мастера

3) выковывал гвоздики

7. Как поступил государь Николай Павлович с тульским Левшой, увидев подкованную блоху:

1) за волосья отодрал

2) обнял его и поцеловал

3) схватил за шиворот и кинул его к себе под ноги

8. Почему англичане решили оставить у себя Левшу?

1) за большую образованность

2) за искусные руки

3) за то, что прельстился на их жизнь

9. Что интересовало Левшу во время поездки в Англию?

1) жизнь в гостинице

2) английская вера

3) старые ружья

10. Почему Левша заторопился домой?

1) соскучился по родине

2) торопится привезти разгаданный секрет

3) спешит получить награду

11. Как в России поступили с больным Левшой?

1) привезли в больницу и бросили в коридоре умирать

2) положили на перину, позвали лекаря

3) отправили домой в Тулу

12. Кто беспокоился о судьбе Левши?

2) английский полшкипер

3) император Александр Павлович

13. С какими словами Левша умер?

1) «…хоть и шуба овечкина, так душа человечкина»

2) «Где наша Россия?»

3) «...у англичан ружья кирпичом не чистят…»

14. Почему рассказчик искажает некоторые слова (игра слов)?

1) специально, для комического эффекта

2) потому что хочет показаться умнее

3) говорит, как понимает, т.к. неграмотный

15. Укажите детали портрета Левши:

1) на щеке пятно родимое

2) на висках волосы при ученье выдраны

3) на левую ногу прихрамывает

16. Какова основная мысль (идея) сказа?

1) гордость за талантливость и патриотизм русского народа

2) обличение жестокости и равнодушия русских царей

Часть 2. Письменно ответьте на вопрос (один на выбор):

1. Какую диковинку и за сколько приобрёл у англичан император Александр Павлович?

2. «У него, -говорит, -хоть и шуба овечкина, так душа человечкина» Какая душа скрывается за неприглядной внешностью Левши?

3. Кто, по-вашему, виноват в страшной судьбе Левши?

4. Какое впечатление оставил у вас рассказ Н.С. Лескова?

5. О каком человеке обобщённо говорят: «Левша!» ?




Образ Печорина Образ Печорина одно из художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален, и прежде всего потому, что в нем получили концентрированное выражение особенности последекабристской эпохи, когда на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная …» Печорин личность неординарная и спорная. Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля…»


Конкретное и обобщенное в образе Печорина Из всех философских проблем романа концепция личности – центральная в нем. Это определено сознательно самим Лермонтовым, а в предисловии к Журналу Печорина от имени повествователя написавшего: «Истории души человеческой …едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа» Образ Печорина - интереснейшее явление в литературе, так как писателю удалось создать обобщенный тип личности. Но это еще и портрет героя конкретной эпохи, ведь Печорин жил в конкретное время и стал носителем его особенностей. Это последекабристская эпоха, о которой прекрасно написал Герцен: « На поверхности видны были только потери, жестокая реакция, внутри же совершалась великая работа...глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная». Результаты этой работы – право осмыслить себя в контексте истории, что дано не многим.


Печорин как герой своего времени Печорин - человек без сердца - но слезы его горячи, красоты природы опьяняют его. Он совершает дурные проступки, но только потому, что от него ждут их. Он убивает оболганного им человека, а перед тем первый предлагает ему мировую. Выражая черты множественные, Печорин на самом деле исключителен. Дурные поступки способен совершать всякий. Сознавать себя палачом и предателем - дано не каждому. Исповедуясь, Печорин ужасается своей «жалкой» роли быть непременным участником последнего акта комедии либо трагедии, но в этих словах нет и тени раскаяния.Цель Печорина - безраздельная власть над окружающими. Тем настойчивей он подчеркивает, что страдаем от скуки и «очень достоин сожаления».


Корни индивидуализма Печорина Корни его индивидуализма – в атеистическом взгляде на жизнь. Он не способен верить в высшие ценности, подчиняться христианской этике и нравственно совершенствоваться. Это начало переоценки общественных ценностей и крушение авторитетов, то есть формирование общественного сознания. Вот почему образ Печорина эпохальное явление в русской литературе: « Есть переходные полосы государственной жизни, где религиозная и всякая идея нравственности теряется, как в России»


Печорин как лишний человек Образ Печорина дал русской литературе понятие «лишний человек», определенный Герценом: «Печальный тип лишнего человека являлся тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях и в городах». Критик имеет в виду распространяющееся общественное явление, закрепленное за этим термином. « Лишними они стали потому, что в развитии идут дальше большинства, развиваясь в личность, что в условиях обезличенной николаевской России было одним из самых трагичных положений». – продолжает Герцем. А.И. Герцен


Противоречия образа Печорина Образ Печорина раскрывается постепенно, в соотношении нравственной и физической природы, социального и психологического, видового и родового начал. Он помещен в различные этнические и социальные группы, и благодаря этому все более раскрывается его личность, потребности и возможности. Печорин – дворянин – интеллигент николаевской эпохи, ее продукт, герой и жертва, чья душа испорчена светом, разорвана на две половинки, «лучшая из которых высохла, испарилась, умерла…; тогда как другая …жила к услугам каждого» Печорин способен осознавать себя, анализировать поступки и признавать ошибки, задавать вопросы о своем предназначении, а не просто играть навязанную обществом социальную роль.


Разрыв между поступком и результатом Много раз говорилось о разрыве между неукротимой деятельностью Печорина и результатом его поступков, что сознает сам герой: « гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума». Он отвергает уготованные судьбой роли, пытаясь угадать свое назначение: «Верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». Герой понимает невозможность реализации: «Мало ли людей, начиная жизнь, думают кончить ее как Александр Великий или лорд Байрон, а между тем целый век остаются титулярными советниками». Это определяет горечь всех его размышлений, пустоту жизни, объясняет его социальную апатию.


Свобода как высшая ценность для Печорина Эту выбранную свободу лишнего человека высоко оценил Герцен: «Не домогаться ничего, беречь свою независимость, не искать места – все это при деспотическом режиме называется быть в оппозиции». У Печорина есть одна цель – постижение возможностей личности, отсюда бесконечная цепь его экспериментов над собой и другими. Это сфера его свободы: «Отчего я так дорожу ею? что мне в ней? Куда я себя готовлю? Чего я жду от будущего?» В результате она растрачена на интриги и рождает презрение к самому себе: « Я иногда себя презираю»


Рефлексия Печорина Способность к самоанализу называется рефлексией, благодаря ей герой выстраивает свою личность, ведь «душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет» В неукротимой деятельности Печорина – концепция личности, так как человек достигает вершин личности в свободном энергичном поступке, исходя из своих потребностей действовать, а не выполнять предназначенное. Движущее начало поступков Печорина – интеллектуальная воля, а не страсти: « Сам я больше не способен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, а первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает»


Любовь в жизни героя « При возможности потерять ее навеки Вера стала…дороже всего на свете» - вот мотивация сумасшедшей погони. Герой не привык терять тех, кто подчинен его воле. Герой честен перед собой: « Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы». И счастье для героя – « насыщенная гордость». Вот в чем роль женских образов: через отношения с героинями раскрывается эгоистическая сущность Печорина, его неспособность любить и приносить счастье, так как для этого необходимо жертвовать собой.


Заключение Критики проводят связь между стихотворением «Дума» и романом Лермонтова М.Ю. «Герой нашего времени», где остро поставлен вопрос о портрете современного поколения: Печально я гляжу на наше поколенье!.. * Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом… * К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны И перед властью - презренные рабы… * Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда…


Литература 1)«М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: анализ текста, основное содержание, сочинения». Издательство «Дрофа» 2002 год. 2) «Русская литература. Произведения школьной программы. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»». Издательство «Айрис Пресс» 2006 год.

Место романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в программе по литературе вполне оправданно. Это произведение может быть как юношеской книгой, так и книгой для зрелого читателя. На наш взгляд, «Герой нашего времени» представляет собой богатейший материал для нравственного воспитания подрастающего поколения.

Предлагаем разработку урока, представляющую собой сочетание классических и инновационных форм работы, которые позволяют на материале произведения формировать духовные ценности, активную жизненную позицию подростков.

Урок по теме «Печорин как представитель портрета поколения», представленный здесь, имеет цели:

образовательная:

научить детей характеризовать героев литературного произведения по их поступкам, отношению к окружающим, по авторской оценке; помочь учащимся увидеть незаурядность характера героя;

развивающая:

развивать умение ориентироваться в тексте, отбирать нужный материал, сравнивать, сопоставлять, аргументированно отстаивать свою точку зрения, развивать умение работать в группе;

воспитательная:

воспитывать интерес к духовному миру героев литературы, коммуникативность, уважение к мнению товарища по группе, способствовать нравственному воспитанию, воспитанию интереса к творчеству М.Ю. Лермонтова; воспитывать активную жизненную позицию учащихся.

Учитель применяет разные виды проверки степени усвоения обучающимися нового материала: исследовательская работа в группах, работа с текстом произведения, сопоставление героев произведения, рефлексия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья.DОС

Урок литературы в 9 классе

Костенкова Любовь Николаевна №218-946-798

Печорин как представитель «портрета поколения».

(По главе «Бэла» романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Цели:

образовательная:

научить детей характеризовать героев литературного произведения по их поступкам, отношению к окружающим, по авторской оценке; помочь учащимся увидеть незаурядность характеров героев

развивающая:

развивать умение ориентироваться в тексте, отбирать нужный материал, сравнивать, сопоставлять, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

воспитательная:

воспитывать интерес к духовному миру героев литературы, о духовной красоте и внутреннем богатстве личности; способствовать нравственному воспитанию, воспитанию интереса к творчеству М.Ю.Лермонтова; воспитывать активную жизненную позицию учащихся.

Ход урока.

1.Литературная разминка по главе «Бэла».

Кроссворд по 1 главе романа «Герой нашего времени». По горизонтали :2.Кто такой абрек? Как вы понимаете это слово? 4.Кто это: «Славный был малый, только немного странный». 7.Орудие убийства. 8. Кличка лучшего друга абрека, не раз спасавшего его от смерти. 9. Имя героини романа. 11. Животное-друг абрека? 12.Где происходят события? 14. Животное, на которое опасно охотиться. По вертикали : 1.Что оставил герой романа Максим Максимычу? 3.Что разлучило главных героев? 5.Любимое занятие от скуки главного героя. 6.Кто сказал эти слова:«Как она пляшет! Как поет! А вышивает золотом - чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха…» .9. Кем он является героине?10. Какое чувство держало героиню в плену? 13. Кто убил героиню? Его имя?

2. Основополагающий вопрос.

«И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле. Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец!.. И то и другое будет ложно».

Кто же он- герой Лермонтова?

3.Обратимся к тексту повести «Бэла». Дома вы составляли план главы. Теперь отберем эпизоды, наиболее важные для понимания характера Печорина.

  1. Рассказ Максима Максимыча о Печорине.
  2. Печорин и Бэла. (История взаимоотношений до похищения).
  3. Печорин и Бэла. Любовь и смерть героини.
  4. Печорин на фоне других героев повести.
  5. Исповедь Печорина.
  6. Пейзажные зарисовки.

4. Работа в группах . Класс делится на группы, и каждая группа получает задание текстового исследования эпизода. Отвечая на вопросы, данные учителем, обучающиеся должны показать знание текста, привести цитаты и сделать вывод.

  1. группа – Рассказ Максима Максимыча о Печорине.

1.Что связывает и что разъединяет Печорина и рассказчика? (Происхождение, образование, отношение к службе, способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить. Не случайно в образе Максима Максимыча подчеркивается легкость, с которой он понимает и принимает обычаи кавказских племен, признавая их правоту и естественность в их условиях . В каких эпизодах эта черта характера русского человека проявляется у Печорина? Каково их отношение к Бэле?

2. Каким видит Печорина Максим Максимыч?

3. Что удивляет и что непонятно Максиму Максимычу в Печорине?

2 группа - Печорин и Бэла. (История взаимоотношений до похищения).

1.Где Печорин впервые увидел Бэлу?

2. Какое впечатление произвели они друг на друга?

3. Каковы последствия подслушанного разговора Казбича и Азамата?

4. Каким мы видим Печорина в этом эпизоде? Сделайте вывод о характере героя.

5. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?

3 группа - Печорин и Бэла. Любовь. 1. Каким образом Бэла оказалась в крепости?

2. Каково поведение Бэлы в первые дни после похищения?

3. Как Печорин добивался любви Бэлы?

4. Почему Бэла все-таки ответила взаимностью? (Обратите внимание на описание прекрасных глаз Бэлы, данное Максим Максимычем).

5.Каким мы видим Печорина в этих эпизодах? Сделайте вывод о характере героя.

6. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?

4 группа - Печорин и Бэла. Смерть героини. 1.Почему Печорин охладел к Бэле? Как это проявлялось? (Процитируйте слова героя) 2. Как погибла Бэла?

3. Как вы можете объяснить поведение Печорина после смерти Бэлы? Как это его характеризует?

4.Каким мы видим Печорина в этих эпизодах? Сделайте вывод о характере героя.

5. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?

5 группа -Печорин на фоне других героев повести.

1. Как обрисованы характеры Казбича и Азамата?

2. Как ведет себя Печорин в конфликте с Казбичем?

3. Какую роль сыграл Печорин в судьбе Азамата?

4. Сделайте вывод о характере героя, сравнив его с Казбичем и Азаматом.

5. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?

6 группа - Исповедь Печорина. Чтение фрагмента со слов: «Послушайте, Максим Максимыч…»

1.Выберите слова, передающие разочарование Печорина в жизни. Прокомментируйте их.

2.В чем причина скуки и разочарования Печорина, по его мнению?

3.В чем вы видите сходство и различие Печорина и Онегина?

4.Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде?

5. Какой прием использует М.Ю.Лермонтов для обрисовки образа героя?

(В своем монологе Печорин словно приоткрывает свои внутреннюю биографию: удовольствия жизни, любовь, чтение - ничто не приносило удовлетворения. Скука Печорина напрямую перекликается с хандрой Евгении Онегина. Но, в отличие от Онегина, лермонтовскому герою присуща ненасытная жажда нового, «воображение беспокойное», «сердце ненасытное». Собираясь в путешествие, он ищет не спокойствия, а «бурь и дурных дорог».)

7 группа - Роль пейзажных зарисовок в повести.

1.Найдите наиболее яркие пейзажные зарисовки.

2. Какие картины природы выбирает Лермонтов для своего описания?

3.Какова связь пейзажных зарисовок с образом главного героя и событийной канвой повести?

(Величавые картины горной природы проникнуты лиризмом, ощущением красоты и поэтичности мира. На фоне гармонии в природе ярко оттеняется разлад с жизнью и беспокойство Печорина. Кроме того, мятежность и величественность кавказских пейзажей подчеркивают, усиливают мятежность лермонтовского героя, его гордый дух.)

5. Обобщение учителя . В первой повести, начинающей роман, главный герой Печорин предстает человеком, воплощающим в себе противоречивые качества. Характер Печорина остается загадкой, ибо от читателя скрыты мотивы его поступков. Герой описан через восприятие рассказчика - немолодого штабс-капитана, который в силу целого ряда причин не способен объяснить характера и поступков Печорина. Мы сегодня попробовали сами разобраться в характере главного героя по первой главе романа.

6. Рефлексия.

Давайте попробуем выразить свое видение героя в синквейне. Напоминаю правило составления синквейна.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

7.Выставление оценок. Домашнее задание . Напишите эссе «Первое знакомство с Печориным»