Отзыв о рассказе трус пантелеева. Леонид Пантелеев «Трус. Л. Пантелеев «Трус»


Урок Литературное чтение 2 класс
Тема: Л. Пантелеев «Трус»
Цели: Воспитывать смелость, храбрость, доброе отношение к людям, стремление побеждать свои страхи, умение адекватно оценивать свои возможности, нести ответственность за свои поступки. Дать детям возможность размышлять, рассуждать, высказывать собственные мысли, отстаивать свою точку зрения. Развивать навык беглого, выразительного чтения, знания и умения работы с текстом: выделять главную мысль, вести сюжетную линию, выявлять авторскую позицию, давать характеристику героям произведения, делать выводы, формировать свое отношение к прочитанному. Познакомить с произведением Л. Пантелеева «Трус».
Оборудование: электронное приложение.
Ход урока
Организационное начало
(Эмоциональное настроение – «Настроение на 5? Значить будем начинать!»)
Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы познакомились с произведением М.М. Зощенко «Самое главное»
К какому выводу пришел герой произведения Андрюша Рыженький – что же в жизни самое главное?
Сразу ли пришел к этому выводу герой?
Кто ему помог ответить на этот сложный вопрос?
Согласны ли с мнением мамы Андрюши? Самое главное в жизни – это иметь знания. А чтобы получить знания надо учиться.
Нет. Сначала он решил быть храбрым, потом сильным, затем иметь смекалку, быть умным.
После разговора с мамой Андрюша понял, что недостаточно быть сильным, храбрым и умным, надо еще иметь знания.
Рассуждения детей, высказывание собственных мыслей
Введение темы урока
Деятельность учителя Деятельность ученика
Можно ли назвать рассказ М.М. Зощенко поучительным?
Сегодня мы познакомимся с произведение еще одного советского писателя, который посвяти свою жизнь детской литературе. Все произведения этого писателя имеют нравственный характер. Запомните его имя Леонид Пантелеев. (слайд №1)
Краткая биография писателя
(слайд №2) Рассуждение, высказывание своих мыслей.
Просмотр
Знакомство с новой информацией.
Чтение и анализ произведения
Деятельность учителя Деятельность ученика
(слайд №3)
Заинтересовало ли вас начало рассказа?
Какое предложение готовит нас к предстоящему развороту событий?
Как вы думаете, продолжение рассказа будет связано с этим высоким, крутым и скользким берегом?
Давайте предположим, что произойдет дальше?
(слайд №4)Представьте себе состояние мальчика, увидевшего эти огромные острые камни. Что произошло с ним, что он почувствовал?
Представьте, как он поступит, как будет вести себя в сложившейся ситуации?
(слайд №5)
Почему же мальчик дышать боится?
Испытывали ли вы чувство страха?
Приходилось ли вам забывать о страхе и совершать нужный поступок?
Когда люди испытывают это чувство?
Все ли одинаково ведут себя люди в этих ситуациях?
Групповая работа
Как поступили бы вы на месте мальчика?
Давайте прочитаем, что же произошло дальше.
(слайд №6)
Как вы думаете, как поступит девочка, поможет ли она мальчику?
(слайд №7)
Как вы думаете девочка положительный персонаж или отрицательный?
Почему?
Как вы считаете, заставил ли смех девочки стать его смелее?
Прочитаем продолжение и узнаем, кто был прав.
(слайд №8)
Как вы относитесь к этому мальчику?
Почему?
Было ли мальчику стыдно?
Как вы можете его охарактеризовать?
Физкультминутка
Чтобы продолжить работу по сюжету, давайте впустим сейчас в класс летнее настроение. Внимательно следите глазками за появляющимися объектами. Не отрываясь, перемещайте взгляд, так как будто вы глазами рисуете картинку. А веселая песенка поднимет настроение и поможет отдохнуть.
Что вы можете предположить о продолжении сюжета? Не может же он сидеть там всю жизнь?
(слайд №9)
Ну, теперь – то он спустить или нет, как вы думаете?
(слайд №10)
Что нам доказывает это поступок мальчика?
Как вы думаете, как отреагировали на поведение героя девочка и ее отец?
(слайд №11)
Зачем девочка схватила удочку, оброненную мальчиком?
Спустить ли теперь мальчик вниз?
Аргументируйте свою точку зрения. Почему?
(слайд №12)
Изменилось ли ваше мнение о мальчике?
(слайд №13)
Как вы теперь относитесь к девочке? Изменилось ли ваше мнение?
Как автор относить к девочке?
Докажите словами из текста?
Удивил ли ее поступок мальчика?
Почему?
Что он подумал, когда девочка забрала удочку?
(слайд №14)
Как вы думаете, как автор назвал свой рассказ?
Почему рассказ назван «Трус», а не «Жадина»?
(слайд №15)
Только смелый и храбрый человек может пожертвовать своей жизнью ради спасения других людей. Таких примеров много и в наше современное время. Я вас познакомлю с некоторыми из них.
Алдар Цыденжапов (слайд №16)
Мурат Калманов (слайд №17)
Саша Ершова (слайд №18)
Максим Перегоедов (слайд №19)
А вы знаете таких ребят? Какую информацию вы собрали?
О смелости и храбрости в русском фольклоре существует много пословиц и поговорок. Давайте подберем те, которые раскрывают главную мысль рассказа Леонида Пантелеева «Трус»?
Чтение отрывка текста
Обсуждение

Анализ образа главного героя
Мальчик испугался

Испытывает чувство страха
Высказывание своих мыслей
Обсуждают, делятся мнениями, выслушивают чужую точку зрения, аргументируют свой выбор
Чтение отрывка текста
Обсуждение
Характеристика героя
Рассуждение
Чтение отрывка текста
Характеристика героя
Двигательная активность
Предположение разворота сюжета
Рассуждение
Характеристика героя
Предположение сюжета
Чтобы заставить мальчика спуститься
Рассуждение высказывание своих мыслей.
Характеристика героев
Обсуждение авторской позиции
Смелый и храбрый человек не может быть жадным.
Знакомство с новой информацией
Сбор информации, работа с источниками, сообщения
Работа с пословицами, толкование, выделение главной мысли
Итог урока
Деятельность учителя Деятельность ученика
Что поучительного вы для себя вынесли из урока?
Какие черты характера вы хотели бы в себе воспитать? Плохо быть трусом, надо учиться преодолевать свои страхи
смелость, храбрость, доброе отношение к людям, стремление побеждать свои страхи, умение адекватно оценивать свои возможности, нести ответственность за свои поступки
Домашнее задание
Задание по выбору:
Вспомнить прочитанные произведения, где герои сумели преодолеть свой страх
Вспомнить кинофильмы о смелых людях
Найти информацию о детях – героях Великой Отечественной войны.


НАБЛЮДАТЕЛЬ

незабытые книги


В начальной школе дети еще ориентируются на мнение взрослого и доверяют ему, поэтому их сложно настроить на полемику с автором художественного произведения. Для них то, что «хотел сказать автор», - истина, которую нужно установить и принять к сведению. Однако такой подход далеко не всегда применим. В детской литературе встречаются иной раз воспитательные установки весьма сомнительного толка, которые как минимум требуют комментариев. Возьмем несколько простых примеров из ранней советской классики.

Одним из наиболее часто переиздаваемых советских писателей в последнее время стал Леонид Пантелеев. К числу самых известных его произведений относится рассказ 1941 года «Честное слово».

Взрослый человек, гуляя вечером в городском саду, видит там плачущего маленького мальчика. Выясняется, что малыш играл в войну с компанией не знакомых ему старших детей. В игре ему выпала роль часового. Мальчик пообещал стоять на карауле и никуда не отлучаться. После этого старшие «товарищи» ушли и забыли о нем, благополучно бросив одного в дальнем углу сада. Понимая это, бедный ребенок, тем не менее, продолжает стоять там, где его поставили, из-за данного честного слова. Взрослый полностью проникается проблемой, признает, что честное слово нарушать нельзя, и бросается искать настоящего военного, который мог бы дать мальчику приказ оставить вверенный ему пост.

Вывод: честное слово - дело святое. Нарушать его ни в коем случае нельзя. Даже если вы дали его по неопытности и простоте душевной откровенно безответственным прохвостам.

Сама описанная ситуация является, как принято говорить, чрезвычайно жизненной. Только во избежание «лакировки действительности» из него следует исключить заботливых взрослых, которые обязательно придут на помощь и спасут. Вероятнее всего, никто не придет. Держа свое слово, вы будете стоять на улице всю ночь. Поэтому, дорогие дети, мораль, которую можно извлечь из этого чрезвычайно поучительного произведения, состоит совсем в другом: всеми силами старайтесь избегать какой-либо зависимости от любого рода командиров. И сейчас, и особенно - в будущем. Претендентов на эту роль будет много, исключить их из своей жизни полностью, увы, невозможно, но хотя бы постарайтесь минимизировать ущерб. И учитесь разбираться в людях. Это самое главное. Не берите на себя обязательств перед теми, в ком вы не уверены. Знайте, что «честное слово» - крючок, на который разного рода провокаторы и манипуляторы ловят доверчивых и наивных людей. Имейте в виду, что сами они никогда не держат слова, не выполняют обещаний и не следуют договоренностям. Порядочные люди не пытаются навязывать окружающим свою волю с помощью разного рода клятв. Особенно клятв односторонних. Если кто-то у вас их требует, это очень плохой признак. Вас просто хотят подчинить. В общем, если вас бросили вечером на улице, - с легким сердцем идите домой. И никогда больше не имейте дела с теми, кто так поступает.

Перу Леонида Пантелеева принадлежит еще один чрезвычайно выразительный рассказ, который даже включен в учебник по «Литературному чтению» для начальной школы. Называется он «Трус». Мальчик пошел на море ловить рыбу. «А там был очень высокий, крутой скользкий берег. Мальчик начал спускаться, потом посмотрел вниз, увидел под собой огромные острые камни и испугался». Со стороны моря из лодки за мальчиком наблюдают колхозник-рыбак и его дочка. Они замечают, что мальчику страшно, и милая девочка начинает заливисто смеяться. Мальчик, понятное дело, сильно смущается. Теперь, кроме страха, он испытывает еще и стыд. И тут, как на грех, он роняет свою удочку в воду. Еще раз пробует спуститься, но опять безуспешно. Тогда в ситуацию наконец вмешивается папа девочки - колхозник-рыбак. Он дает дочке гениальный совет: чтобы заставить мальчика спрыгнуть с этого крутого берега, нужно за­брать его удочку. Мальчик, забыв об опасности, наверняка бросится за ней. Почему? Потому что он жадина. Почему он наверняка жадина? Потому что трус. Почему трус? Потому что не рискует спрыгнуть с очень высокого берега на очень острые камни. Логика железная, не подкопаешься.

Девочка в точности исполняет мудрые наставления отца и вдобавок еще и передает мальчику его слова про труса и жадину. Остается, как говорится, только руками развести. И сказать юным читателям в предисловии при переиздании: «Дорогие дети! Страх - нормальная человеческая реакция на опасность. Если вам не хочется прыгать с большой высоты на острые камни, это абсолютно нормально. Не прыгайте. Никто не имеет права обзывать вас за это трусом, слабаком и прочими обидными словами.

Если рядом с вами находится адекватный взрослый, который, оценив ситуацию, понимает, что опасность не столь велика и спрыгнуть можно, он обязательно поможет вам это сделать. Как? Для начала он постарается вас успокоить и ободрить. Потом покажет сам, как нужно спускаться. Затем вернется к вам, чтобы подстраховать. И, конечно, он никогда не позволит другим детям в этот момент над вами смеяться».

К сожалению, колхозник-рыбак из рассказа - носитель определенной традиции, в рамках которой основным инструментом воспитания является унижение. Эту традицию он успешно передает и мальчику, и своей дочери. Чему он их научил? Тому, что человека, попавшего в сложную ситуацию, можно и нужно высмеивать, обзывать и оскорблять. Что человеку можно приписывать дурные качества на совершенно пустом основании. Что для преодоления стрессовой ситуации ему нужен еще один стресс, более сильный, чем первый. Мальчик не может спрыгнуть? Пусть увидит, что у него хотят украсть какую-то вещь. Тогда прыгнет как миленький. Кубарем покатится за своей удочкой. Он же трус и жадина. А ты, девочка, теперь имеешь полное право его презирать. Смейся над ним громче. Дети! Никогда не применяйте ничего из этого богатого арсенала ни сейчас по отношению друг к другу, ни в будущем по отношению к собственным детям.

Другим советским автором, вновь обретшим популярность, является Аркадий Гайдар. В художественном мире его прозы важное место занимает семья. Семья советская, а значит - идеальная. Отцы в идеальных семьях заняты выполнением некой высокой государственной миссии. Они героически служат стране. Чаще всего в качестве воинов Красной армии - летчиков, танкистов, пограничников - но не только. В рассказе «Чук и Гек» отец - работающий в экстремальных условиях геолог.

Мамы, а также невесты и просто подруги - объекты рыцарского поклонения. Их спасают от врагов («Голубая чашка») и совершают ради них разного рода красивые поступки («Тимур и его команда»).

Дети - новое поколение героев, будущая смена. И сыновья, и дочери мечтают вырасти похожими на своих отцов.

Высшей и безусловной ценностью является Родина, служению которой и подчинена в конечном счете жизнь всей семьи как в настоящем, так и в перспективе.

Родина при этом очевидно находится под постоянной военной угрозой, о чем напоминают военные учения, тревожные вести с границы, бронепоезда, призывы в армию и прочее. Подспудное напряжение и ощущение близкой опасности не рассеиваются даже в произведениях с самым радостным финалом («Тимур и его команда», «Чук и Гек»).

Справедливости ради надо отметить, что на страницах большей части произведений Гайдара дети находятся под защитой и опекой взрослых. Совершить подвиг им предстоит, но все-таки не прямо сейчас, а когда повзрослеют. Однако есть и исключения.

«Сказка о военной тайне» (содержание напоминать не буду) доводит идею беском­промиссного служения Родине до конца: к немедленному самопожертвованию должны быть готовы все, включая детей. Если натиск врага сдерживать будет некому, то отцов и старших братьев на поле боя должны заменить «мальчиши-малыши», которым по возрасту положено еще «в палки играть да в скакалки скакать».

Взросление - основная тема детской литературы. Персонажи романов «Остров Сокровищ», «Пятнадцатилетний капитан», «Гарри Поттер и …» и многих других тоже берут на себя функции взрослых, подвергаясь разного рода опасностям и недетским испытаниям. В этом ничего нового, конечно, нет. В случае со «Сказкой о Мальчише-Кибальчише» пугает готовность автора привести детский персонаж к гибели, торжественно его похоронить и тем самым утвердить идею детского самопожертвования в качестве нормы.

«Сказка о военной тайне», к счастью, плохо написана. В отличие от других произведений Гайдара. И сюжет, и персонажи, и мотивы, и библейские аллюзии - всадники Апокалипсиса, Иуда, буржуины, «бочка варенья и корзина печенья» - откровенно нелепы и смешны, а потому в общем-то безвредны. Но сама попытка сделать из детской смерти и детской могилы какой-то возвышенный символический образ вызывает недоумение. Как правило, детский подвиг - плата за безответственность и несостоятельность тех, кто уже вырос. Гибель ребенка не должна вызывать у них ничего, кроме глубочайшего чувства вины.

В продолжение темы взросления. У Аркадия Гайдара есть рассказ, который описывает непосредственно сам обряд инициации. Называется он «Четвертый блиндаж». Дружили четверо ребят. Однажды трое из них, шести, семи и восьми лет от роду, проникли на объект, построенный для военных учений, вследствие чего попали под артиллерий­ский обстрел. Им, конечно, было страшно, но при этом они понимали, что с ними происходит нечто, похожее на священное таинство. Поэтому, убегая, они успели захватить осколок одного из разорвавшихся рядом снарядов, который станет для них своего рода реликвией. Вернувшись в свою деревню и встретив там своего четвертого приятеля по имени Исайка, дети остро ощущают возникший между ними барьер, который отделяет детей от взрослых: «Он (Исайка) не слышал еще ни разу орудийного залпа. Он не видел ни дыма, ни огня взрывающегося снаряда. Ему не приходилось закрывать тяжелую дверь блиндажа, как Кольке и Нюрке, и не приходилось бежать с тяжелым осколком в руках по изрытому воронками полю, как Ваське. И, переглянувшись, Васька, Колька и Нюрка рассмеялись над добрым толстым Исайкой весело и снисходительно, как взрослые люди смеются над ребенком».

Здесь комментарий может быть таким: «Дорогие дети! “Весело и снисходительно смеяться” ребенок, переживший обстрел, авианалет или что-то в этом роде, сможет еще очень не скоро. Пережитая травма останется с ним навсегда, и до конца жизни его будут преследовать ночные кошмары. Возможно, у кого-то из вас есть дедушки и бабушки, чье детство пришлось на военные годы. Возможно, кому-то из них доводилось слышать звук разрывающегося снаряда или бомбы. Спросите. Вам скажут, что это совсем не весело. Мой отец ходил в школу во время войны. Он рассказывал о том, как однажды кто-то из детей принес в школу гранату, которая разорвалась на школьном дворе. Погибли четырнадцать человек. Смешного, веселого или духоподъемного в этом не было ничего. Прочитайте когда-нибудь воспоминания очевидцев. Например, книгу Светланы Алексиевич “Последние свидетели”, посвященную как раз детям на войне. Посмотрите фильм Андрея Тарковского “Иваново детство”. Вы сможете представить, что испытывает ребенок или подросток, когда ему или людям рядом угрожает гибель, и поймете, насколько фальшив пафос рассказа “Четвертый блиндаж”».

Детство заканчивается в тот момент, когда ребенок начинает догадываться: не все взрослые умны, не все взрослые честны, не всем присущи смелость, чувство справедливости и стремление помочь ближнему. А значит, мир взрослых не так разумно и хорошо устроен, как недавно казалось. В детской литературе, разумеется, тоже отразились за­блуждения и ошибки зрелых людей. По возможности их нужно замечать и исправлять, а не транслировать дальше, перекладывая на плечи следующих поколений.


Ольга Бугославская

Лагодич Татьяна Васильевна
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 1»
г. Набережные Челны
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 2.
Тема урока: Определение характеристики поступка главного героя. Л. Пантелеев «Трус»
Тип урока: знакомство с новым произведением.
Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.
Задачи:
1. Совершенствовать предметные умения:
­ прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
­ определять жанр произведения, его тему;
­ понимать смысл прочитанного текста;
­ отвечать на вопросы по содержанию;
­ создавать собственный текст на основе художественного произведения.
2. Формировать УУД:
­ прогнозировать результат; давать оценку (осознавать уровень усвоения) (Регулятивные УУД);
­ осознанно строить речевое высказывание; извлекать необходимую информацию (Познавательные УУД);
­ задавать вопросы (Коммуникативные УУД).
Оборудование:
­ учебник «Литературное чтение. 2­й класс». Автор: Э.Э. Кац. стр
­ Приложение 1 (у учителя)
­ Приложение 2 (у каждого ученика)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
УМЕНИЯ
МОГУ САМ
МОГУ С ПОМОЩЬЮ УЧИТЕЛЯ ИЛИ
ОДНОКЛАССНИКОВ
ПОКА НЕ МОГУ
Определять жанр произведения.
Определять, о чём главным образом хотел рассказать автор.
Создавать собственный текст.

Ход урока.
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
(предметные)
Планируемые
результаты
(личностные и
метапредметные)

я
и
н
е
т
ч
о
д
м
о
т
с
к
е
т

а
т
о
б
а
Р
н
и
м
8
(

я
и
н
е
т
ч

я
м
е
р
в

о
в
м
о
т
с
к
е
т

а
т
о
б
а
Р
н
и
м
0
с
1

(
а
т
о
б
а
Р
м
о
т
с
к
е
т
н
и
м
7
(

я
и
с
к
е
л
ф
е
Р
1. Антиципация (прогнозирование содержания)
­ Откройте учебники и прочитайте название произведения, которое мы
будем сегодня читать.
­ О ком мы будем сегодня говорить?
Ответы детей.
Кто такой трус?
­ Объясните свой ответ.
Объяснение из словаря:
Человек, легко поддающийся чувству страха.
­
.
Если мнения будут разные:
­ У нас мнения разделились.
1. Чтение текста с использованием приёмов: «диалог с автором»
и комментированное чтение.
Организует работу с текстом: комментирует и ведёт «диалог с
автором» (Приложение 1).
Слушают текст, следят по ходу
чтения, вступают в «диалог с
автором».
2. Обобщающая беседа
­ Ответьте на вопросы полным предложением:
­ Какого жанра мы прочитали произведение: рассказ или сказку?
Объясните свой ответ полным предложением.
Как вы относитесь к мальчику?
Как вы его можете охарактеризовать7
Ответы детей.
­ ­ Мы прочитали рассказ. Здесь нет
сказочных героев,
животные не
разговаривают, события реальные.
1. Определение темы произведения
­ О чём главным образом хотел рассказать автор? Выберите верное
утверждение:
1. О трусливом мальчике.
2. О жадном мальчике.
3. О том, что смелый человек не может быть жадным.
­ Какое произведение сегодня читали?
­ Кто автор этого произведения?
Если не скажут ученики, предложить прочитать на стр. 37.
­ На какие вопросы данное произведение нам помогло найти ответ?
­ Что мы учились делать сегодня?
Предлагает прочитать эти умения в таблице (Приложение 2).
­ С помощью таблицы оцените себя.
­ Поднимите руку, кто сам может определять жанр произведения.
­ А кто пока это может делать с помощью учителя?
Аналогично по другим умениям.
Выполняют задание устно.
Возможны разные мнения.
­ Трус
­ Л.Пантелеев
Называют (или читаю) вопросы.
Ставят «+» в одном из уровней.
Прогнозировать содержание
текста
заглавию,
иллюстрации.
по
Прогнозировать
результат
(Регулятивные УУД).

смысл
Понимать
прочитанного текста.
Отвечать на вопросы по
содержанию.
вопросы

Задавать
(Коммуникативные
УУД).
Определять
произведения.
Определять
произведения.

жанр
тему

Давать
(осознавать
усвоения)

оценку
уровень

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Трус.
Дело было в Крыму. Один приезжий мальчик пошел на море ловить удочкой рыбу. А там был очень высокий, крутой
скользкий берег. Мальчик начал спускаться, потом посмотрел вниз, увидел под собой огромные острые камни и испугался.
Остановился и с места не может сдвинуться. Ни назад ни вниз. Вцепился в какой­то колючий кустик, сидит на корточках и
дышать боится. (Что делал мальчик в Крыму? Что испугало мальчика?..)
А внизу, в море, в это время колхозник­рыбак ловил рыбу. И с ним в лодке была девочка, его дочка. Она все видела и
поняла, что мальчик трусит. Она стала смеяться и показывать на него пальцем. (Кто бы поступил так же как девочка?
Объясните свой ответ)
Мальчику было стыдно, но он ничего не мог с собой сделать. Он только стал притворяться, будто сидит просто так и
будто ему очень жарко. Он даже снял кепку и стал ею махать около своего носа. (Почему он стал притворяться?)
Вдруг подул ветер, вырвал у мальчика из рук удочку и бросил ее вниз. Мальчику было жаль удочки, он попробовал ползти
вниз, но опять у него ничего не вышло. А девочка все это видела. Она сказала отцу, тот посмотрел наверх и что­то сказал ей.
Вдруг девочка спрыгнула в воду и зашагала к берегу. Взяла удочку и пошла обратно к лодке. (Задайте вопрос автору)
Мальчик так рассердился, что забыл все на свете и кубарем покатился вниз.
­ Эй! Отдавай! Это моя удочка! ­ закричал он и схватил девочку за руку.
­ На, возьми, пожалуйста, ­ сказала девочка. ­ Мне твоя удочка не нужна. Я нарочно ее взяла, чтобы ты слез вниз.
Мальчик удивился и говорит:
­ А ты почем знала, что я слезу?
­ А это мне папа сказал. Он говорит: если трус, то, наверно, и жадина.
(Что хотел сказать этими словами папа?)
следующие
условия:




Отметка "5" за содержание ставится, если выполняются
следующие условия:
1. Рассказ написан от лица ученика.
2. В рассказе описывается осенняя природа.
3. В рассказе не меньше 6 предложений.
4. Рассказ авторский, не списан из книги или интернета.
Отметка "5" за содержание ставится, если выполняются
следующие условия:
1. Рассказ написан от лица ученика.
2. В рассказе описывается осенняя природа.
3. В рассказе не меньше 6 предложений.
4. Рассказ авторский, не списан из книги или интернета.


условия:
1. Рассказ написан от лица ученика.
2. В рассказе описывается осенняя природа.
3. В рассказе не меньше 6 предложений.
4. Рассказ авторский, не списан из книги или интернета.
Отметка "5" за содержание ставится, если выполняются
следующие условия:
1. Рассказ написан от лица ученика.
2. В рассказе описывается осенняя природа.
3. В рассказе не меньше 6 предложений.
4. Рассказ авторский, не списан из книги или интернета.
Отметка "5" за содержание ставится, если выполняются
следующие условия:
1. Рассказ написан от лица ученика.
2. В рассказе описывается осенняя природа.
3. В рассказе не меньше 6 предложений.
4. Рассказ авторский, не списан из книги или интернета.

Хафизова Асия Назировна,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 50»

г. Набережные Челны

Технологическая карта урока

Предмет

Литературное чтение

Класс

Тип урока

Знакомство с новым произведением

Тема

Л. Пантелеев «Трус»

Цель

Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи

1. Развивать предметные умения:

Прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, иллюстрации.

Ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл при прослушивании и чтении про себя,

Определять главную мысль произведения,

Этически оценивать поступки персонажей, формировать своё отношение к героям произведения,

Находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, описание героев), заданную в явном виде,

Задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них,

Составлять характеристику персонажа,

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами,

Прочитанного текста (высказывать собственное мнение), опираясь на текст,

Различать художественные произведения разных жанров (рассказ, сказка).

2. Формировать ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей (Личностные результаты).

3. Формировать УУД:

Принимать и сохранять учебную задачу; давать оценку (осознавать качество и уровень усвоения); (Регулятивные УУД);

- (Познавательные УУД).

Оборудование

Учебник «Литературное чтение. 2 класс», 2 часть, стр.110-111.

Приложения 1, 2, 3, 4

Карточки со словами, предложениями

Презентация к уроку

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (метапредметные)

I . Работа с текстом до чтения

1. Мотивация учебной деятельности

(3 мин)

Наш урок я начну со стихотворения Сергея Михалкова «Сила воли».

Читает стихотворение (приложение 1).
- Что помогло герою стихотворения справиться с трусостью?

- Воля – это сознательное преодоление человеком трудностей на пути к поставленной цели.

- Сила воли - черта характера человека, в зависимости от уровня которой человек может управлять своими поступками.

Поднимите руки, кто боится темноты.

Думаю, что пример нашего героя вам поможет справиться с этим страхом.

Вывешивает на доске таблички:

СИЛА ВОЛИ


ТРУСОСТЬ



Чем же ещё можно «вылечить» трусость, об этом мы узнаем из произведения Леонида Пантелеева.

Сила воли.

Находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения), заданную в явном виде.

2. Антиципация (прогнозирование содержания)

(3 мин)

Откройте учебник на стр. 110 и прочитайте название произведения, которое мы сегодня будем читать.

Посмотрите на иллюстрацию.

Кого можно назвать трусом: мальчика или девочку?

Почему вы так решили?

Чего боится мальчик? Предположите.

А чью удочку держит девочка?

Как удочка оказалась у неё?

- Кто помог или что помогло мальчику справиться с трусостью? Предположите.

Мальчика.

У него испуганное лицо, он держится за куст.

Воды, ….

Наверное, эта удочка мальчика.

Мальчик ловил рыбу, и удочка упала в воду. А он боится слезть вниз и достать удочку.

Девочка, …

Прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, иллюстрации.

3. Постановка цели

(2 мин)

- Проверим наши предположения.

Давайте уточним, какие предположения нам нужно проверить.

Помогает ученикам при затруднении. Записывает на доске схематично. Например:

ТРУС - МАЛЬЧИК


МАЛЬЧИК БОИТСЯ ВОДЫ


ДЕВОЧКА ПОМОГЛА СПРАВИТЬСЯ С ТРУСОСТЬЮ


- Что трус – мальчик……

Принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).

II . Работа с текстом во время чтения

1. Чтение текста с использованием приёма «диалог с автором» (5 мин)

Организует работу с текстом (приложение 2).

Текст читает учитель.

Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором».

Ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл при прослушивании и чтении про себя.

Задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них.

2. Обобщающая беседа (3 мин)

Какие наши предположения оправдались при чтении?

Обращает внимание на карточки на доске.

Что испытывал мальчик, когда девочка взяла его удочку?

Можно ли сказать, что жадность помогла мальчику справиться с трусостью ?

На доске вывешивает табличку:

СИЛА ВОЛИ


ТРУСОСТЬ


ЖАДНОСТЬ


Произведение какого жанра мы читали: сказку или рассказ?

Докажите.

Трусом оказался мальчик.

Девочка помогла ему справиться с трусостью.

- Жадность.

- Можно.

- Рассказ.

Нет сказочных героев, нет троекратных повторов, ….

Участвовать в обсуждении прослушанного/

Различать художественные произведения разных жанров (рассказ, сказка).

III . Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная беседа (7 мин)

- Определить, кто прав, нам поможет следующее задание.

- О чём главным образом хотел сказать автор? Выберите верное предложение и покажите номер этого предложения на пальчиках.

1. Не нужно быть жадным.

2. Не нужно смеяться над другими.

3. Учитесь бороться со своими страхами.

4. Не нужно брать чужую удочку.

Текст задания на листочках.

Фиксирует на доске № выбранных предложений. Организует фронтальную работу по выбору верного предложения. Например:

Какие предложения мы точно не выберем?

Уточняет, почему не выберем эти предложения.

Остались предложения 1 и 3.

Какое первое чувство испытал мальчик: трусость или жадность?

А справиться с трусостью помогла жадность? Так?

Следует ли из этого, что верное 3-е предложение?

А жадность – хорошее качество человека?

Что вы можете предложить мальчику, чтобы он смог побороть свой страх?

Возможны разные ответы.

Трусость.

Возможные ответы:

Записаться в спортивную секцию.

Найти друга, который покажет пример, как прыгнуть вниз.

Участвовать в обсуждении прослушанного/

прочитанного текста (высказывать собственное мнение), опираясь на текст.

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей (Личностные результаты).

2. Составление характеристики героя (15 мин)

В рассказе у нас два основных героя: мальчик и девочка.

Предлагаю вам поработать самостоятельно и составить характеристику героев, используя таблицу вас на парте (приложение 3). Мальчики составляют характеристику мальчика, а девочки составляют характеристику девочки.

Проводит инструктаж по выполнению задания.

Организует фронтальную проверку.

- Предлагаю оценить свою работу.

Если вы смогли ответить полностью на все 5 вопросов, поставьте отметку «5». Если смогли ответить на 4 вопроса, поставьте отметку «4». Если смогли ответить на 3 вопроса, поставьте отметку «3».

Поднимите руки, кто поставил отметку «5».

Поднимите руки, кто поставил отметку «4».

Эти ученики после урока сдадут свою работу. Если моя отметка совпадёт с вашей, я поставлю её в журнал.

Самостоятельно выполняют задание на листочках (приложение 3) 5 минут.

По 2 человека (мальчика и девочки) озвучивают свою работу.

По заданным критериям оценивают свою работу, ставят отметку.

Составлять характеристику персонажа.

Этически оценивать поступки персонажей, формировать своё отношение к героям произведения.

Находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, описание героев), заданную в явном виде.

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

Осуществлять пошаговый контроль по результату (Регулятивные УУД).

Давать оценку (осознавать качество усвоения) (Регулятивные УУД).

3. Творческое задание (2 мин)

Дома предлагаю вам пересказать текст от лица одного из героев:

Мальчика,

Девочки,

Отца девочки.

Чтобы получить отметку «5», нужно соблюдать следующие требования (приложение 4).

Показывает пример пересказа от лица одного из персонажей.

Рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц.

Осуществлять пошаговый контроль по результату (Регулятивные УУД).

IV . Рефлексия учебной деятельности (5 мин)

С каким произведением мы сегодня работали на уроке?

Что мы учились делать на уроке?

Объясняет, как выполнять задание.

Поднимите руки, кто сам может определить жанр произведения.

А кому нужна помощь учителя или одноклассников?

Аналогично другие умения.

- Трус

Леонид Пантелеев

Если затрудняются, то могут воспользоваться таблицей (приложение 5).

Оценивают перечисленные умения, используя таблицу.

Давать оценку (осознавать уровень усвоения) (Регулятивные УУД).

Приложение 1.

Сергей Михалков

Сила воли

Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь.

Мне так и хочется вскочить
И поскорее свет включить,
Когда вокруг меня темно
И занавешено окно.

Я чувства этого боюсь,
Но силой воли с ним борюсь -
Я говорю себе: "Лежи!
Глаза закрытыми держи!"

И я лежу, лежу, лежу,
Глаза закрытыми держу
И засыпаю наконец.
Ну, разве я не молодец!

А можно было бы начать
С того, чтоб свет не выключать
И, чтобы не было темно,
Не занавешено окно.
И до утра при свете спать…

Но так же можно трусом стать!

Приложение 2.

Леонид Пантелеев

Трус

Дело было в Крыму. Один приезжий мальчик пошёл на море ловить удочкой рыбу. А там был очень высокий, крутой, скользкий берег. Мальчик начал спускаться, потом посмотрел вниз, увидел под собой огромные острые камни и испугался. Остановился – и с места не может сдвинуться: ни назад, ни вниз. Вцепился в какой-то колючий кустик, сидит на корточках и дышать боится.

Какие наши предположения оправдались? Трус – мальчик. У него упала удочка. Он боится спуститься. Что именно испугало мальчика? Огромные острые камни.

А внизу, в море, в это время рыбак ловил рыбу. И с ним в лодке была девочка, его дочка. Она всё видела и поняла, что мальчик трусит. Она стала смеяться и показывать на него пальцем.

Слышал ли мальчик её смех? Слышал (Не слышал, было высоко). Как он стал себя вести, если бы услышал, что над ним смеются? Высказывают предположение. Проверим.

Мальчику было стыдно, но он ничего не мог с собой сделать. Он только стал притворяться, будто сидит просто так и будто ему очень жарко. Он даже снял кепку и стал ею махать около своего носа.

Слышал мальчик смех девочки? Слышал . Но повёл себя так, как мы предполагали? Нет.

Вдруг подул ветер, вырвал у мальчика из рук удочку и бросил её вниз. Мальчику было жаль удочки, он попробовал ползти вниз, но опять у него ничего не вышло. А девочка все это видела. Она сказала отцу, тот посмотрел наверх и что-то сказал ей.

Вдруг девочка спрыгнула в воду и зашагала к берегу. Взяла удочку и пошла обратно к лодке. Мальчик так рассердился, что забыл всё на свете и кубарем покатился вниз.

– Эй! Отдавай! Это моя удочка! – закричал он и схватил девочку за руку.

– На, возьми, пожалуйста, – сказала девочка. – Мне твоя удочка не нужна. Я нарочно её взяла, чтобы ты слез вниз.

Мальчик удивился и говорит:

– А ты почём знала, что я слезу?

– А это мне папа сказал. Он говорит: если трус, то, наверно, и жадина.

Оправдались ли наши предположения о том, что сказал отец девочки? Нет.

Приложение 3. Характеристика мальчика

Вопросы

Ответы

Мальчик ………………………………………………………………………………………………………………….. .

Мальчик ………………………………………………., потому что …………………………………………………. .

(смелость, трусость, жадность, доброта, ?

Черты характера мальчика: ……………………………………………………………………………………………. .

Выбери слова.

1. Я переживаю за мальчика.

2. Мне не нравится мальчик.

Характеристика девочки

Вопросы

Ответы

1. Чем занимается герой произведения?

Девочка ………………………………………………………………………………………………………………….. .

2. Какие поступки совершает герой произведения? Почему?

Девочка ………………………………………………., потому что …………………………………………………. .

3. Какие черты характера у героя произведения (смелость, трусость, жадность, доброта, ….) ?

Выбери из предложенных или запиши свой вариант.

Черты характера девочки: ……………………………………………………………………………………………. .

5. Как ты относишься к герою этого произведения? Подчеркни одно из предложений. Напиши свой вариант.

1. Я переживаю за девочку.

2. Мне нравится девочка.

3. ………………………………………………………………………………………………………………………….

Приложение 4.

Требования к пересказу:

1. Пересказ текста должен быть подробным.

2. При пересказе не пропускать основных событий, не нарушать их последовательность.

3. Пересказ текста должен быть от лица одного из героев (мальчик, девочка, отец девочки).

Приложение 5.

УМЕНИЯ

МОГУ САМ

МОГУ С ПОМОЩЬЮ УЧИТЕЛЯ

ИЛИ ОДНОКЛАССНИКОВ

ПОКА НЕ МОГУ

Определять жанр произведения.

Определять главную мысль произведения.

Составлять характеристику героя.

Конспект урока чтения (3 класс). Тема: Л.Пантелеев «Трус» Цель: познакомить с рассказом Л.Пантелеева «Трус»; Задачи: формировать технику правильного, осознанного чтения; обогащать и активизировать речь; корректировать недостатки речи; формировать умение рассуждать, устанавливать связи, делать выводы, анализировать поступки героев; воспитывать учебную мотивацию. Оборудование: выставка книг Л.Пантелеева, отдельно напечатанный текст для пересказа для каждого ученика. Ход урока I. II. Орг.момент. Речевая зарядка. Предложение с различной интонацией Ребята пришли.!? Работа над четверостишьем Как начну конфеты есть, У меня друзей не счесть. Как закончились конфеты И друзей в помине нету. III. Проверка домашнего задания. А. Котовщикова «Как же так получилось?» - Чтение текста. IV. Подготовка к восприятию текста Работа с заглавием. - Прочитайте название произведения, с которым будем знакомиться на уроке («Трус») - Как вы думаете, о чем этот рассказ? (О плохом поступке – трусости) - А вас когда-нибудь называли трусом? Почему? - Итак, как называется рассказ, с которым мы будем знакомиться на уроке? - Кто автор? Первичное чтение текста учителем УЗ - Давайте познакомимся с этим рассказом. Закройте книги. Слушайте внимательно. После чтения ответите на вопрос: Где произошел случай с героем? Учитель начинает читать рассказ, еще раз назвав автора и произведение. - Итак, где же произошел случай с героем рассказа? (На берегу моря, в Крыму) - Кто знает, где находится Крым? (Если дети не знают, сказать: на берегу Черного моря) Региональный компонент (у нас есть рядом море, чем природа заменила в нашей местности море, чем отличается река от моря, какие рыбы обитают в нашей реке) Чтение трудных слов УЗ - Сейчас будем учиться читать рассказ и разбирать его. Встретятся трудные слова, прочитаем их отдельно. Когда будете читать текст читайте эти слова правильно и целиком. ПРИТВОРЯТЬСЯ, РАССЕРДИЛСЯ, ПОЖАЛУЙСТА. - Прочитайте слова про себя. - Теперь прочитаем эти слова вслух. (Отчитываем хором до уровня целых слов). - Что значит слово ПРИЕЗЖИЙ? (Человек, который приехал из другого города) VIII. Чтение по частям. УЗ - Сейчас будем читать текст по частям и разбирать его содержание. Читая текст по частям мы научимся разговаривать с автором. - Итак, первую часть читает Данил, остальные следят. (Читает сильный ученик). После чтения – выборочное чтение - по первой части. - Зачем пошёл мальчик на море? (Ловить удочкой рыбу) - Что случилось с мальчиком, когда он начал спускаться? (Увидел под собой огромные острые камни и испугался. Ни назад, ни вниз. Вцепился в какой-то колючий кустик, сидит на корточках и дышать боится). - Что происходило в это время на море? (Рыбак ловил рыбу, с ним была его дочка, которая поняла, что случилось с мальчиком, поэтому смеялась и показывала на него пальцем). - Как чувствовал себя мальчик? (Ему было стыдно, он стал притворяться, будто сидит просто так и будто ему очень жарко) - Как он притворялся? (Он даже снял кепку и стал ею махать около своего носа.) - Продолжаем читать. Вторую часть читать начнет Алена, остальные следят. (Читает несколько слабых детей) Разбор по вопросам второй части. - Что случилось, когда подул ветер? (Ветер вырвал у мальчика из рук удочку и бросил ее вниз) - Что сделал мальчик? Прочитайте. (Он попробовал ползти вниз, но опять у него ничего не вышло) - Что сделала девочка, когда увидела упавшую удочку? Прочитайте. (Она сказала об этом отцу, который чтото сказал ей. Потом она спрыгнула в воду и зашагала к берегу, взяла удочку и пошла обратно к лодке.) - Как повел себя мальчик, когда увидел, что девочка взяла удочку? (Рассердился, забыл всё на свете, и кубарем покатился вниз) - Что он сказал девочке? Прочитайте с выражением. (Эй! Отдавай! Это моя удочка!) - Что и как ответила девочка. (На, возьми, пожалуйста. Мне твоя удочка не нужна. Я нарочно взяла, чтобы ты слез вниз). - Дочитаем наш рассказ. (Читает сильный ученик) Разбор третьей части. - Чему удивился мальчик? (Откуда девочка знала, что он слезет) - Что ответила девочка? Прочитайте. (Папа сказал: если трус, то, наверно, и жадина). - Какова главная мысль рассказа? (Если трус, то наверно, и жадина). - Ребята, посмотрите на картинку в учебнике на с.94. Найдите отрывок в рассказе, который подходит к иллюстрации и прочитайте. Физкульминутка. Руки за спину, головы назад (Закрыть глаза, расслабиться.) Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.) Головы опустим – на парту глядим. (Вниз.) И снова наверх – где там муха летит? (Вверх.) Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.) И снова читаем. Немного еще. -Возьмите карточки, синим карандашом обведите черты характера мальчика, красным черты характера девочки (два слова остаются лишние у 1 группы) вежливость смелость находчивость грубость IX. Чтение текста «Эстафетой» трусость ловкость жадность веселый нрав X. Заключительная работа по прочитанному (индивидуальный набор для каждого ученика, 1 группа – 6 полосок; 2 группа – 3 полоски) Мальчик пошел на море, но испугался крутого берега. Девочка посмеялась над трусом. Мальчик стал притворяться, что ему жарко. Удочку унесло. Девочка забрала удочку. Разговор мальчика с девочкой. - Какое качество характера заставило мальчика преодолеть страх? Жадность последнего ума лишает. XI. Домашнее задание. Повторное чтение текста: научиться читать целыми словами, не по слогам; 1,2 гр.- пересказ текста. XII. Итог урока. - Как называется рассказ, который сегодня читали? Кто автор? - Какой эпизод, герой понравился? Кто не понравился? - Чему учит рассказ? Оценка детей