Отто бенга. Ота Бенга: пигмей из Бронкского зоопарка. Путешествие за океан

После появления на свет эволюционной теории о происхождении человека от «обезьяноподобных предков» многие сторонники этой теории начали вести активные поиски останков «переходных форм». Как показала история – «чересчур активные поиски». Появилась на редкость живучая теория о том, что в других, «более отсталых частях света, чем Европа», найдутся не только останки, но и живые особи обезьяночеловека. В этих поисках так называемые «учёные» всех мастей не останавливались ни перед чем.

______________________________________________

Примером цивилизованного варварства является история с Ота Бенгой. Это человек из племени пигмеев, имя которого на его языке означает «друг». Он родился в 1881 году в Центральной Африке. За несколько кусков ткани и немного соли американский путешественник, а по совместительству «исследователь» Сэмюэл Вернер купил Ота Бенгу в Бельгийском Конго в 1903 году. До этого Ота Бенга был захвачен другим племенем и находился в рабстве. Просвещенный европейский исследователь заковал в цепи «живой экспонат» и доставил в свободную Америку. То была типично циничная деловая сделка, не первая и, увы, не последняя. У Вернера был заключен договор со Всемирной ярмаркой в Сен-Луи, по которому он обязался привезти несколько «живых экспонатов» в Америку, для «наглядной демонстрации» теории Дарвина.

Для тысяч посетителей выставки летом 1904 года экспозиция антропологического отдела служила «наглядным доказательством» того, что люди прошли путь от черных дикарей Африки до белых хозяев цивилизации. «Прогрессивные» органы печати наперебой публиковали статьи о «недостающем звене – полуобезьяне-получеловеке». Когда его выставили в зоопарке, ему было примерно 23 года, его рост был 140 сантиметров, а вес – около 46 кг. Его принимали за мальчика, хотя на самом деле он был уже дважды женат (его первая жена и двое детей были убиты белыми колонизаторами, а вторая жена умерла от укуса ядовитой змеи).

В музейном заточении Ота Бенга был не один, а в компании с индейцами, филиппинцами, азиатами. Для «живых экспонатов» реконструировали хижины и целые деревни.

Вскоре, после целого ряда событий, Вернер решил свою коллекцию (шимпанзе, змеи, жуки, статуэтки из слоновой кости) вместе с Ота Бенгой передать на хранение в Американский музей естественной истории в Нью-Йорке, так как ему не на что было их содержать. Затем «живой экспонат» направили в обезьянник зоопарка Бронкса. Вскоре руководству зоопарка в голову пришла, как говорят американцы, блестящая идея: запереть «экспонат» в клетку с орангутангом по имени Дохонг. Для пущей убедительности по клетке были разбросаны кости. Руководство зоопарка не раз заявляло «о чести иметь такую редкую переходную форму в своем зоопарке».

Тысячи посетителей пришли в зоопарк в первый же выходной, и свободолюбивая New York Times отметила в передовице: «Человек и обезьяна, живущие вместе, являются гвоздем сезона в зоопарке Бронкса… Хорошо, что Бенга не способен на глубокие переживания, иначе вряд ли бы он гордился собой, проснувшись утром и обнаружив, что живет под одной крышей с орангутангами и обезьянами».

На защиту горемыки встали евангельские проповедники, резко осудившие «зрелище, унижающее человеческое достоинство». «Нас (людей) и без того достаточно унижали, чтобы выставлять сейчас одного из нас на всеобщее обозрение вместе с обезьянами. Мы заслуживаем того, чтобы к нам относились как к людям, имеющим душу, - заявил преподобный Джеймс Гордон. И добавил, - Дарвинизм полностью противоречит христианству».

Счастливому «экспонату» было милостиво позволено гулять по территории зоопарка. Хорнадей, директор зоопарка, писал: «Мы неустанно заботимся о своем маленьком собрате. Ему выделена одна из лучших комнат в помещении для приматов».

Газета New York Times так же помещала репортажи об этом: «Абсурдно жаловаться на выдуманные унижения, от которых он якобы страдает. Идею о том, что люди в основном одинаковы, только одни имеют возможность учиться по книгам, а другие нет, пора выбросить на свалку».

Конечно, жизнь в зоопарке, унижающая и оскорбляющая человеческое достоинство, не могла пройти бесследно для психики Ота. В конце концов ему опротивели толпы любопытных зрителей, которые дразнили его, поднимали на смех. Однажды в раздаточной обезьянника Ота раздобыл кухонный нож и пошел по зоопарку, размахивая им самым устрашающим образом; и долго не желал его отдавать. В конце концов, нож у него отобрали. Вскоре после этого он пошел к киоску с газированной водой, и когда ему не дали воды, пришел в ярость. Это вылилось в крупную потасовку. Он сражался так, что потребовалось трое мужчин, чтобы отвести его в обезьянник. Он нападал на посетителей. Позднее он сделал маленький лук и стрелы к нему, и стал стрелять в наиболее противных ему посетителей зоопарка! После того как Ота ранил нескольких зевак, ему пришлось навсегда покинуть Зоологический парк.

Покинув зоопарк, Бенга получил помощь от нескольких организаций и многих сочувствующих ему людей, но жизнь его так никогда и не вошла в колею. Узнав, сколько стоит билет до Африки, он пришел к выводу, что никогда не заработает на него. Он все больше впадал в уныние и отчаяние, становился агрессивным, вёл себя неразумно. Когда он говорил, что хочет домой, в глазах у него стояли слёзы. Решив, что ему никогда не вернуться на родную землю, Бенга 20 марта 1916 года покончил с собой, застрелившись из револьвера...

«Если факты не подтверждают теорию, то от них нужно избавиться».
Закон Майерса
Как мы уже говорили в предыдущих статьях, после появления на свет эволюционной теории о происхождении человека от «обезьяноподобных предков», дарвинисты и иже с ними начали вести активные поиски останков «переходных форм». Как показала история – «чересчур активные поиски». Появилась на редкость живучая теория о том, что в других, «более отсталых частях света, чем Европа», найдутся не только останки, но и живые особи (!) обезьяночеловека. В этих поисках пламенные эволюционисты всех мастей не останавливались ни перед чем. Пока не доигрались до «цивилизованной дикости»!

Впрочем, доигрались ли?

Примером цивилизованного варварства является история с Ота Бенгой. Ота Бенга происходил из африканской народности пигмеев, и к моменту встречи с Семюелом Филипсом Вернером (Samuel Phillips Verner) был женат и имел двоих детей. За несколько кусков ткани и немного соли американский путешественник, а по совместительству «исследователь» Сэмюэл Вернер купил Ото Бенгу в Бельгийском Конго в 1903 году. До этого Ота Бенга был захвачен другим племенем и находился в рабстве. Просвещенный европейский исследователь заковал в цепи «живой экспонат» и доставил в свободную Америку. То была типично американская циничная деловая сделка, не первая, и, увы, не последняя. У Вернера был заключен договор со Всемирной ярмаркой в Сен-Луи, по которому он обязался привезти несколько «живых экспонатов» в Америку, для «наглядной демонстрации» теории Дарвина.

Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882). Отец эволюционной теорииДля тысяч посетителей выставки летом 1904 года экспозиция антропологического отдела служила «наглядным доказательством» того, что люди прошли путь от черных дикарей Африки до белых хозяев цивилизации. «Прогрессивные» органы печати наперебой публиковали статьи о «недостающем звене – полуобезьяне-получеловеке».

В музейном заточении Ота Бенга был не один, а в компании с индейцами, филиппинцами, азиатами. Для «живых экспонатов» реконструировали хижины и целые деревни. «Экспонаты», а вернее «гости», как цинично называли выставленных на обозрение голых мужчин, женщин и детей, были в ужасе. Американцы вели себя как всегда цивилизованно: бросали к гостям непотушенные сигареты, всякий мусор. Когда пришла холодная осень, «экспонатам» не разрешили одеться, потому что это «нарушило бы принцип аутентичности выставки».

Ота Бенга. 1904 год. Черное рабство горемыка променял на просвещенное белое рабствоЗатем, было решено отправить «экспонаты» домой, в Африку, но, увы, от хижины Ота Бенги ничего не осталось, а все родственники умерли. После целого ряда историй Вернер решил свою коллекцию (шимпанзе, змеи, жуки, статуэтки из слоновой кости) вместе с Ото Бенгой передать на хранение в Американский музей естественной истории в Нью-Йорке. Ну а потом «живой экспонат» направили в обезьянник зоопарка Бронкса. Ота Бенге было милостиво позволено гулять по территории зоопарка. Вскоре руководству зоопарка в голову пришла, как говорят американцы, блестящая идея: запереть «экспонат» в клетку с орангутангом по имени Дохонг. Для пущей убедительности по клетке были разбросаны кости. Руководство зоопарка не раз заявляло «о чести иметь такую редкую переходную форму в своем зоопарке».

Тысячи посетителей пришли в зоопарк в первый же выходной, и свободолюбивая New York Times отметила в передовице: «Человек и обезьяна, живущие вместе, являются гвоздем сезона в зоопарке Бронкса». И далее (внимание, Читатель!): «…Хорошо, что Бенга не способен на глубокие переживания, иначе вряд ли бы он гордился собой, проснувшись утром и обнаружив, что живет под одной крышей с орангутангами и обезьянами».

Счастливому «экспонату» было милостиво позволено гулять по территории зоопаркаДалее, Уважаемый Читатель, приведу две цитаты. Одна принадлежит Хорнадею, директору упомянутого зоопарка, яростно защищавшему «научную выставку», а вторая знаменитой «Times», и станет ясно, как можно будет всего через 10 лет на глазах всего «цивилизованного мира» безнаказанно вырезать 1,5 миллиона армян в Османской Империи, через 30-40 лет уничтожить 6 миллионов евреев в Европе и стереть с лица земли с помощью «Малыша» японские города.

Хорнадей: «Мы неустанно заботимся о своем маленьком собрате. Ему выделена одна из лучших комнат в помещении для приматов».
Times: «Абсурдно жаловаться на выдуманные унижения, от которых он якобы страдает. Идею о том, что люди в основном одинаковы, только одни имеют возможность учиться по книгам, а другие нет, пора выбросить на свалку» (выделено мной). Зиг хайль, господа демократы!

В марте 1916 года Ота Бенга выкрал револьвер и покончил с собой. Хорнадей в «Lynchburg News» заявил, что самоубийство Ота Бенги его не удивило. «По-видимому, он чувствовал, что скорее умрет, чем будет зарабатывать на жизнь».

В первые годы отмены рабства несправедливость и угнетение по-прежнему обрушивались на темнокожих людей. Одно из самых поразительных свидетельств вышесказанному – история Ота Бенга, человека из африканского племени. В 1906 году Бенга стал экспонатом в доме обезьян, в зоопарке Бронкса. Именно экспонатом! Он был представлен посетителям зоопарка в клетке, как и остальные животные.

Жизнь Ота Бенга была трагической с самого начала. Его народ Мбити проживал в области, которая известна, как Бельгийское Конго. Войска под командованием короля Бельгии Леопольда убили жену Бенга и двух их детей, во время резни, которая возникла в результате спорного вопроса о контроле каучуковых деревьев в этом регионе. Бенга выжил случайно, будучи в это время не дома, а на охоте. Позже Бенга был захвачен работорговцами, а позже продан миссионерам за ткань и соль.

Из рук миссионеров Бенга попал на весьма необычную выставку, в которой и был экспонатом, причем одним из популярных: он был представлен, как единственный подлинный африканский людоед. Позже Бенга вернулся в Конго, где вновь женился, однако его жена умерла от укуса ядовитой змеи. После такой трагедии он не смог оставаться на месте и отправился обратно в Америку. Бенга остановился в музее естественной истории и вскоре стал зрелищем для посетителей музея.


От безысходности, в которую Бенга был загнан отсутствием финансов, он в конце концов был передан в зоопарк Бронкса. Он не сразу был помещен в вольер с обезьянами. Изначально этому человеку была предоставлено право передвижения по территории зоопарка. Позже, заметив значительный рост посетителей в зоопарке, которые хотели посмотреть на Бенга, администрация посадила его в вольер с обезьянами. Назвав новый экспонат «Африканская Малютка". Рядом была установлена табличка: «Африканская Малютка", Ота Бенга. "Возраст: 23 года. Высота: 4 фута 11 дюймов. Масса: 103 фунта. Привезен из Касаи, Свободное государство Конго, Южной и Центральной Африке. На выходных число желающих посмотреть на Бенга достигало 40 тысяч.


После долгого пребывания в зоопарке Бенга благодаря священнику Джеймсу Х. Гордону был отправлен в сиротский приют. Чтобы избежать постоянного внимания СМИ Бенга затем переехал в Линчбург, Вирджиния, где он приобрел более американский стиль одежды, улучшил свой английский, и стал работать на табачной фабрике, но мечтал он все же вернуться в родную Африку.


Первая Мировая Война сделала возвращение Бенга на родину невозможным. Со временем он становился все более и более подавленным и разочарованным. 20 марта 1916 года Ота Бенга застрелился из пистолета.