Островский "Бесприданница" - сочинение "Трагическая судьба Ларисы в "темном царстве" (по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница")"


Огудалова Лариса Дмитриевна – главная героиня замечательной пьесы Островского «Бесприданница». Эта девушка молода, необычайно красива, но бедна, за ней не дают никакого приданого. Такое положение крайне унизительно, Лариса чувствует это особенно остро, ведь, по своей натуре, она умная и гордая личность.

Героини-бесприданницы встречались в драматургии Островского и ранее: Марья Андреевна («Бедная невеста»), Надя («Воспитанница»), Аксюша («Лес»), Настя («Не было ни гроша, да вдруг алтын»).

Среди всех этих героинь Лариса Огудалова обладает самой тонкой натурой и душевной хрупкостью. Лариса живет, будто «поверх быта», не касаясь повседневной суеты, житейских страстей и торгашества. Ее душа постоянно стремится куда-то: в лес, в деревню, за Волгу, одним словом, в какой-нибудь тихий уголок, который покажется ей раем. Лариса одинока, и в ее душе происходит трагический надлом. Все восхищаются ею, вожделеют ее, но никого не интересует, что творится у девушки внутри. Ей так не хватает простого, но теплого и сердечного слова, поддержки и участия. Она живет в обстановке, которая больше напоминает «базар» или «цыганский табор».

Даже в родном доме девушка не может найти покоя, ее заставляют улыбаться, навязывают женихов. Лариса страстно влюбляется в Паратова, но не в его личные качества, а в ту мечту о другой, красивой жизни, которую он ей способен дать. Паратов ассоциируется в сознании Ларисы с легким, поэтичным миром, который она знает только по стихам и романсам, в реальности этот мир недоступен ей. Согласившись от безысходности выйти замуж за мелкого чиновника Карандышева, Лариса чувствует себя униженной. Жених-неудачник раздражает ее, когда пытается сравниться с Паратовым, которым она по-прежнему восхищается, несмотря ни на что. В душе Ларисы происходит ужасная борьба между стремлением примириться с участью жены мелкого чиновника и мечтой о красивой и яркой жизни. Пытаясь решить свою судьбу, Лариса отправляется с Паратовым в компрометирующую ее поездку на пароходе. Во время этой поездки Лариса неожиданно понимает свое истинное положение – красивой игрушки, которую мужчины не могут поделить между собой. Паратов откровенно играл с ее чувствами, Карандышев, хоть и признавался ей в искренней любви, на самом деле просто тешил свое самолюбие, а друг детства Вожеватов додумался разыграть ее в «орлянку» с Кнуровым, крупным дельцом.

В финале произведения Лариса погибает от руки своего жениха Карандышева. Его смертельный выстрел стал для нее настоящим спасением от окончательной нравственной погибели. Лариса благодарит перед смертью своего убийцу за то, что он ей помог уйти из этого страшного мира, в котором ничего святого нет, а человек запросто может оказаться предметом купли-продажи. Лариса так мечтала о настоящей, искренней любви, но ее все воспринимали, как забаву. Никому не было дела до того, что творится в ее душе. Умирая, Лариса прощает всех, она не держит в себе зла. Ее образ необыкновенно поэтичен и прекрасен, он оставляет неизгладимый след и запоминается надолго.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2012-08-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Драма Островского "Бесприданница" построена на классической естественности и простоте образов героев, но в то же время на сложности их характеров и поступков.Драма не похожа на другие, в ней нет крепко завязавшихся интриг, герои такие же люди, но с отличием в том, что они более простые, их легко понимать.

Гончаров, рассуждая об основе драмы Островского говорил, что драматургу "как будто не хочется прибегать к фабуле - эта искуственность ниже его: он должен жертвовать ей частью правдивости, целостностью характера, драгоценными штрихами нравов, деталямя быта - и он охотнее удлинняет действие, охлаждает зрителя, лишь бы сохранить тщательно то, что он видит и чует живого и верного в природе".

Произведение Островского не укладывается ни в одну из классических жанровых форм, это дало повод Добролюбову говорить о ней, как о "пьесе жизни". В "Бесприданнице" Островский приходит к раскрытию сложных, тонких, психологически многозвучных человеческих характеров. Он показывает нам жизненный конфликт, читатель проживает этот небольшой отрезок жизни, как житель того же города Бряхимова, или, что ещё интересней, как любой герой драмы.

Лариса Огудалова- главная героиня драмы, вокруг неё всё дейсвтие, "бродят" интриги.

Лариса - девушка, ещё более хрупкая, незащищённая, чем кажется на первый взгляд. По моему мнению, её можно сравнить с белой благородной розой.Девушка такая же нежная и красивая, не зря её называют "украшением города". Но с другой стороны о Ларисе говорят, что она "дорогое украшение, требующее хорошего ювелира". Может быть, это было бы приятно, но здесь, в пьесе, эти слова прозвучали нахально и пошло. Ведь здесь Ларису оценивают как вещь, в данном случае, как драгоценный камень.Конечно, драгоценный - это лестно, но ведь камень, что-то холодное, неживое, бесчувственное, совсем не подходящее романтичной натуре Ларисы.

Её душа утончённая, светлая, музыкальная, чуткая и мелодичная. Лариса, как огонёк в этом городе, как героиня одного из русских романсов, которые она так любит петь. Наслушавшись романсов в собственном исполнении, она начинает мечтать о чистой любви, о крепкой семье, любящем супруге.

Но всё выходит не так, как хочет этого девушка. В основе драмы - социальная тема. Лариса бедна, она является девушкой без материального приданого, но в то же время у неё богатый внутренний мир, которого мы не найдём больше ни у одного из героев драмы. Лариса живёт в мире, где всё покупается и продается, даже девичья красота и любовь. Но, заплутав в своих мечтах, в своем радужном мире, она не замечает в людях самых отвратительных сторон, не замечает некрасивого отношения к себе, Лариса везде и в каждом видит только хорошее и верит в то, что люди таковы и есть.

Вот так Лариса ошиблась и в Паратове. Он оставляет влюблённую девушку ради выгоды, губит по собственному желанию. После, Лариса готовится выйти замуж за Карандышева. Девушка воспринимает его как доброго бедного человека, которого не понимают окружающие. Но героиня не понимает и не чувствует завистливой, самолюбивой натуры Карандышева. Ведь в его отношении к Ларисе больше самодовольства за владение таким драгоценным камнем, как Лариса.

В финале драмы к Ларисе приходит осознание. Она с ужасом и горечью понимает, что все вокруг вопринимают её как вещь или, что ещё хуже, хотят сделать содержанкой, как например Кнуров и Вожеватов.

И тогда героиня произносит слова:" Вещь...да вещь. Они правы, я вещь, а не человек." Лариса в отчаяньи пытается броситься в Волгу, но не может, ей страшно расставаться со своей жизнью, какой бы никчёмной и несчастной она ей не казалась.

Расстроенная девушка понимает наконец, что в этом мире всё оценивается "шорохом купюр", и тогда она решает:"Уж если и быть вещью, так одно утешенье - быть дорогой".

Выстрел карандышева - это спасение в глазах Ларисы, она рада тому, что она снова принадлежит только себе, её не смогут продать или купить, она свободна. В нерасчётливом случайном поступке Карандышева Лариса находит тень благородства и живого человеческого чувства, и её душевная драма анконец заканчивается, впервые героиня чувствует себя по- настоящему счастливой и свободной.

Драма Островского «Бесприданница» показывает читателям трагедию Ларисы Огудаловой, ставшей безвольной игрушкой в руках окружающих. Лариса Огудалова, подобно Катерине Кабановой, главной героине другой драмы Островского, также становится жертвой. Однако Лариса обладает изначально другими качествами, чем Катерина, выросшая в патриархальной среде. Драма «Бесприданница» была написана в 1879 году. В это время в России уже установились капиталистические отношения. А значит, патриархальные устои постепенно утрачивают свою актуальность.

Лариса Огудалова получила хорошее образование. Она поевропейски утончена. Лариса мечтает о любви. Девушка обладает горячим сердцем. Она не может допустить, чтобы ее жизнь была связана с нелюбимым человеком. Но желание любви у Ларисы совпадает с мечтой и красивой жизни. Лариса бедна, но для того, чтобы стать счастливой, ей нужно и богатство.

Ларису окружают мелочные, неблагородные люди. Блестящий барин Паратов воспринимает Ларису только как красивую вещь. Этот вальяжный самовлюбленный человек кажется девушке воплощением идеала. Но на самом деле Паратов не обладает ни благородством, ни добротой. Он эгоистичен, мелочен, жесток, расчетлив.

Впрочем, Карандышев, который изначально не воспринимается как достойная пара для Ларисы, мало от него отличается. Лариса молода и неопытна. У нее нет сильного характера, чтобы противостоять сложившимся обстоятельствам. Она словно играет по чужим правилам, становится игрушкой в чужих руках. Даже мать Ларисы воспринимает свою дочь только как товар. Она готова пожертвовать красотой, молодостью Ларисы, поскольку это дает возможность получить материальную выгоду, упрочить социальное положение Огудаловых.

Все, кто окружает Ларису, думают о ней исключительно как о вещи, объекте развлечения. Не случайно ее разыгрывают в орлянку. Все лучшие качества Ларисы, ее душа, чувства никого не интересуют. Люди думают только о ее внешней красоте. Ведь именно делает ее столь привлекательной игрушкой.

Карандышев говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь». Огудалова и сама соглашается с этим: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек...». На мой взгляд, главная трагедия девушки заключается именно в том, что Лариса обладает горячим сердцем. Если бы она была хладнокровной, расчетливой, хитрой, Ларисе при ее внешних данных и умении подать себя удалось бы совсем неплохо устроиться в жизни. Однако пылкость, эмоциональность, открытость героини заставляет ее сильнее страдать от той роли, которая ей отведена. Любовь, чувства Ларисы никого не интересуют, она нужна исключительно для развлечения. Девушка в финале драмы оказывается раздавленной, уничтоженной. Это приводит к тому, что отчаявшаяся Лариса даже соглашается принять условия Кнурова.

Трагичный финал «Бесприданницы» является спасением для героини, избавлением от унижения. Теперь она не принадлежит никому. Смерть представляется благом для Ларисы. Ведь униженная, несчастная, она не видит никакого смысла в дальнейшей жизни. Поступок Сергея Сергеевича Паратова заставляет девушку осознать тот страшный факт, что финал ее жизни будет неизбежно трагическим. Да, сейчас она еще нужна комуто помимо Сергея Паратова, но пройдут годы, молодость увянет и Лариса будет попросту выброшена кемнибудь из богатых содержателей, как изношенная и ставшая ненужной вещь.

Драма «Бесприданница» снова заставляет нас задуматься о месте женщины в мире. Если в пьесе «Гроза» Катерина стала жертвой домостроевского уклада жизни, то Лариса - жертва новых, капиталистических отношений. Примечательно, что правила, по которым живет общество, меняется. А женщина все также остается бесправным существом. Катерина Кабанова находит в себе силы для протеста. Ведь ее самоубийство - это явный протест против той действительности4 в которой выпало жить героине. Ларисе не хватает мужества сделать даже попытку протеста. Она до последнего остается игрушкой в руках обстоятельств. Возможно, всему причиной воспитание, которое получила Лариса Огудалова. Если вновь обратиться к образу Катерины из «Грозы», можно вспомнить, что эта девушка росла в атмосфере родительской любви и опеки. Поэтому она очень остро воспринимала свое нынешнее бесправное положение. Что же касается героини драмы «Бесприданница», то здесь, по всей видимости, Лариса изначально готовилась матерью именно к роли товара, игрушки. Отсюда и пассивность девушки, отсутствие желания бороться, отстаивать свои права.

Судьба Ларисы вызывает сожаление. Но вместе с тем невольно задумываешься, почему героиня, обладающая пылким сердцем, страстно желающая любить, не находит иного выхода своим страстям. Ведь она, получившая европеизированное воспитание, могла бы догадаться, что ее возлюбленный видит в ней только развлечение. Впрочем, Лариса была воспитана в такой атмосфере, что возможность выгодно продать себя, свою красоту и талант, казалась вполне приемлемой. Не случайно мать Ларисы изображена очень корыстолюбивой. Печально, что из всего окружения Ларисы нет никого, кто не был бы столь равнодушен и жесток к судьбе молодой девушки.

Многие поэты и писатели посвящали свои строки женщинам-прекрасной половине человечества.В русской литературе с большой теплотой рисовался образ женщины,воспевались её лучшие черты:верность,искренность,красота,ум,благородство,нежность и бескорыстная любовь.

Лариса-необычайно интересный и привлекательный персонаж в пьесе А.Н.Островского "Бесприданница".

Смыслом жизни главной героини является любовь.Лариса красивая,умная,нежная,разносторонне одаренная девушка с чистой душой.Она живет в провинциальном городке,в семье без достаточных средств к существованию.Но девушка не гонится за удачной партией,она ждёт и надеется,что к ней придёт настоящая любовь.

Харита Игнатьевна пытается устроить судьбу своей дочери,поэтому занята поисками лучшего жениха,но главное условие-деньги.Мать девушки не интересуют образованность и порядочность жениха,лишь бы повыгоднее выдать дочь замуж.

В доме устраиваются частые приемы на деньги Кнурова и Вожеватова.Публика собирается самая разнообразная:богатые купцы и скромный Карандышев,чиновники и блестательный дворянин Сергей Сергеевич Паратов.Лариса полюбила Сергея Сергеевича всей душой.Он красив,обаятелен,умен,обходителен и расчётлив.Но девушка не замечает его недостатков,прощает ему любой грех,обрекает себя на позор для его удовольствия и готова идти за ним на край света.

Промотав своё состояние,Паратов вынужден жениться на богатой невесте.Лариса обманута,опозорена и брошена.Отчаявшись,она готова выйти замуж за Карандышева,надеясь найти с ним покой.Друг детства Вася Вожеватов разыграет её в орлянку с пожилым и серьезным купцом Кнуровым.Как человек,Лариса никого из них не интересует.Для них она-"вещь",дорогая и красивая.Потеряв всё,девушка готова стать "вещью".Выстрел Карандышева приносит ей избавление:она умирает свободной,так и не став ничьей.Смерть Ларисы воспринимает как избавление от мук:"Я любви искала и не нашла.На меня смотрел и смотрят как на забаву.Никогда никто не постарался заглянуть мне в душу,ни от кого не видела я сочувствия,не слыхала теплого,сердечного слова"

Искренней и гордой Ларисе были чужды хитрость и ложь,она женщина с "горячим сердцем".Такие люди не способны к компромиссу.Они могут или победить,или погибнуть.Загублена красота и молодость,но Лариса умирает свободной.

» он показал не только нравы, приоритеты, традиции дельцов, бояр, мелких чиновников, но и личную драму влюбленной женщины. И эта женщина - Лариса Огудалова .

Лариса обладает поэтичной душой, стремящейся к любви и счастью. Она хорошо воспитана, одаренна красотой и умом. Ее характер противостоит устоям «нового времени». Огудалова живет в мире дельцов, где главной ценностью являются деньги, где все продается и покупается, где «всякому товару есть цена».

Лариса и есть главный товар пьесы. «Я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите», - говорит она. Ею торгуют и мать, и друг детства Вожеватов, и Кнуров, и Паратов, и даже Карандышев. Так, Карандышев организуя обед в честь Ларисы, решил просто похвастаться приобретенной «игрушкой», показать свое превосходство над другими: «Я имею право гордиться и горжусь! Она меня поняла, оценила и предпочла всем».

Вожеватов и Кнуров бросают монетку, кому же достанется такое украшение. Но Ларисе нет дела до них. Все ее мысли, чувства связаны с Паратовым, но Паратова волнует лишь его состояние. Как только у него проблемы, он тут же отъезжает, забыв попрощаться с Ларисой. Она ему это прощает. И как только он возвращается, Лариса уже чувствует шаткость своего положения: «Топите вы меня, толкаете в пропасть». Она просит уехать подальше, в деревню, как Катерина героиня пьесы «Гроза », просила взять клятву у Тихона.

Лариса хочет обезопасить себя от поступка, к которому стремится сердце. Но Карандышев не поддерживает Ларису, как Тихон не поддержал Екатерину. Карандышева заботит только самолюбие. Так Лариса остается наедине со своими страхами.

По приезду Паратов и не вспоминает о Ларисе, пока Вожеватов не сообщает ему, что Лариса выходит замуж. Женится и Паратов, точнее снова происходит процесс купли-продажи: в обмен на свою свободу он приобретает золотые прииски. Паратов хочет поиграть на последок, и Лариса - отличная игрушка. Он дает ей самое страшное - веру в счастье. «Мечтаю об одном блаженстве: быть рабом вашим; я потерял больше, чем состояние, я потерял вас», - говорит Паратов. Он обманывает, говорит о любви, когда в нем нет даже доли жалости. Лариса верит ему и бросается в омут с головой.

Цель Паратова достигнута: Лариса, обезумев от своей любви, с верой и надеждой в их совместное будущее соглашается быть его всецело. Однако, на утро, когда Лариса спрашивает, может ли она считать себя его женой, Паратов «вспоминает», что он связан цепями, которые не может разорвать. Ларису и это не останавливает: «Я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя», пока Паратов не признается, что он обручен. Лариса растоптана, на ее любовь наплевали, ее чувства втоптали в грязь, ей посмеялись в лицо. И вновь судьба с ней играет, Кнуров предлагает купить ее. Ей противен, ей тошен этот мир.

Она пытается умереть, но ей не это не удается: «Что меня держит над этой пропастью, что мешает? Ах, нет, нет… не Кнуров… роскошь, блеск… нет, нет… я далека от суеты… Разврат… ох, нет… Просто решимости не имею». В развязке Лариса падает в борьбе и принимает положение, которое с самого начала ей присвоило общество: «Да, вещь,… я вещь, а не человек;… Каждой вещи своя цена… Я слишком дорога для вас». Но трагедия Ларисы в другом, ее слова звучат как гром в «Грозе»: « Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву… Я искала любви и не нашла… ее нет на свете, нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Лариса лжет, ей не нужно золото, ей не нужно ничего. Именно поэтому, когда Карандышев стреляет в Ларису, она благодарит его.

В ее жизни было несколько вариантов исхода событий. До последних минут Лариса любила Паратова, и если бы она осталась жива, она смогла бы простить его который раз, и если бы он случайно опять вернулся в город, она бы вновь поверила ему, и вновь оказалась обманутой. Лариса могла стать роскошью Кнурова, но для нее это ровно смерти. Женой Карандышева не стала бы никогда, покровительство Карандышева - тяжкое оскорбление. Как бы то ни было, счастья Лариса бы не нашла, нет для нее в этом мире любви, потому что в те времена, любовь испытывали только к деньгам, а не к людям.