Особенности византийской культуры. Культура византии краткое сообщение

За многовековой период своей истории византийцы создали яркую и разно-образную культуру, которая стала своеобразным мостом между Античностью и Средневековьем. Этому способствовала система образования в стране.

Дети начинали учиться в 6-9-летнем возрасте. На протяжении двух-трёх лет они учились читать по церковным книгам, прежде всего по Святому Письму, а также знакомились с основами счёта и греческой грамматики. Школы были как государственными, так и частными. Продолжали обучение в средних школах, преимущественно в Константинополе. Из высших школ самой известной была Магнаврская, основанная в IX в. усилиями выдающегося учёного Льва Математика. Своё название она получила от зала Магнавра в императорском дворце, где рас-полагалась. Однако эта школа просуществовала всего несколько лет. Поэтому университета как такого в Византии не было.

Все науки объединялись под общим названием философия. Сюда причисляли богословие, математику, природоведение, этику, политику, правоведение, грамма-тику, риторику, логику, астрономию, музыку.

Развитие естественных наук, а также математики и астрономии, было подчинено потребностям практической жизни: ремесла, мореплавания, торговли, военного дела, сельского хозяйства. Значительных успехов достигли византийцы в меди-цине. Потребности медицины, а также ремесленного производства стимулировали развитие химии, об успехах которой свидетельствовало, в частности, изобретение византийцами «греческого огня».

В Византии из всех наук наибольшего расцвета достигла история. Выдающимся византийским историком считается Прокопий Кесарийский , который жил в VI в. и был участником многих воин и походов в период правления императора Юстиниана. Он прославлял императора, его победы в войнах и масштабное строительство. Но в найденном позже труде «Тайная история» Прокопий разоблачал ужасные поступки Юстиниана, его жены Феодоры и ближайшего окружения.

В XI-XII в. работали выдающиеся византийские историки Михаил Пселл, Анна Комнина, Никита Хониат и др.

В византийской литературе были распространены светские и церковные жанры. Самым популярным жанром церковной литературы были «жития святых». Для этих произведений характерно летальное описание жизни святых и мучеников, а также быта средневековой Византии. Материал с сайта

Самым значительным архитектурным памятником Византии стал храм Святой Софии (Премудрости Божьей) в Константинополе. Его сооружали в 532-537 гг. по приказу императора Юстиниана. Строительными работами руководили два выдающихся архитектора Исидор из Милета и Анфимий из Трал. Храм венчает огромный купол диаметром свыше 30 м. Сорок окон, прорезанных в основе купола и в стенах, наполняют храм Святой Софии светом. Внутри он поражает необычным великолепием и богатством. Храм украшен лучшими сортами мрамора, серебром, золотом, слоновой костью, драгоценными камнями. Современникам, поражённым красотой храма Святой Софии, казалось, будто это «дивное творение построено... не на камнях, а спущено на золотых цепях с высоты небес».

Большое признание снискала византийская живопись, прежде всего фрески , мозаики и иконы . Фрески (росписи на стенах) и мозаики (изображения, сложенные из разноцветных камней или стёкол) преимущественно украшали церковные храмы. Иконы живописное изображение на деревянных досках ликов Христа, Девы Марии и других святых можно было увидеть не только в церквях и монастырях, но и в жилищах византийцев.

Жития, житийная литература — рассказы о духовных и светских лицах, канонизованных христианской церковью.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

В эпоху средневековья Византия вступила, сохранив культурное наследие античности. В ее городах продолжали развиваться ремесло и торговля. Христианская религия оказывала сильное влияние на культурную и политическую жизнь страны. В VII-VIII вв. греческий язык стал государственным языком Восточной Римской империи. Несмотря на сокращение владений Византии, в ней продолжало развиваться образование (даже среди крестьян и ремесленников были грамотные люди), открывались государственные и частные школы. В IX в. в ее столице Константинополе действовала высшая школа, в которой преподавались религия, мифология, история, география, литература. Через два столетия в столице был.открыт первый в Европе университет.

Византийцы сохранили и развили античные знания по математике, химии, медицине, географии и истории. Ученый Лев Математик (IX в.) положил начало алгебре. Был изобретен "греческий огонь" - зажигательная смесь из нефти и смолы, которую невозможно погасить водой (с ее помощью византийцы не раз выигрывали сражения).

Велось строительство христианских храмов. Отличительной их особенностью было богатое убранство и красота внутренних помещений. В плане храм делился на притвор - помещение у западного, главного входа, неф - основную часть храма, где верующие собирались для молитвы, и алтарь, куда могли входить только духовные лица. Алтарь был обращен на восток, к городу Иерусалиму, где был распят Иисус Христос. Храм св. Софии (Премудрости Божьей) в Константинополе является самым замечательным памятником византийской архитектуры. Его гигантский купол (31,5 м в диаметре) окружен венком из сорока окон. Кажется, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе. Прекрасные мозаики - изображения из разноцветных камешков и кусочков стекла - украшали стены храма. В Х-XI вв. вместо прямоугольного утвердился крестово-купольный тип храма, имевший в плане вид креста с куполом посередине.

Храм был одновременно моделью мира и обителью Бога. В оформлении храмов сложился строгий канон - правила изображения Иисуса Христа, Богоматери, святых и сцен из Библии. Смыслом христианского искусства было наставить верующих, как заслужить райское блаженство после смерти. В храмах и жилищах помещали иконы - живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Священного Писания на гладких деревянных досках. Лики Спасителя, Богоматери и святых отражали высокие помыслы и духовную сосредоточенность. Один из лучших образцов византийской иконописи - "Владимирская Богоматерь" была привезена на Русь и стала одной из главных русских святынь.
Византия являлась главной носительницей культуры в средневековой Европе: ее мастера, художники, архитекторы приглашались в другие страны, у византийских мастеров и учены" училась европейская молодежь.
Культура южных и восточных славян испытала на себе сильное воздействие Византии. От Византии Русь приняла христианскую веру. Первые храмы на Руси были сооружены и украшены византийскими мастерами.

Кризисное состояние и упадок римского общества одновременно стали началом процесса формирования новой культуры. Начальной точкой этого процесса стал перенос в 330 г. столицы Римской империи в древнегреческое поселение Византий , которое впоследствии было переименовано в Константинополь. В 395 г. произошел распад Римской империи на Западную и Восточную, которая и стала именоваться Византией. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с целью отделить Византию от греко-римской культуры и приписать ее к восточному типу культур. Однако сами византийцы не согласились бы с такой оценкой. Ведь себя они называли «ромеями», то есть римлянами, а свою столицу Константинополь - «вторым Римом», имея на то более чем достаточные основания.

Первая христианская культура

Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие научных достижений римской цивилизации. Новая столица империи - Константинополь - успешно соперничала с Римом, довольно быстро став красивейшим из городов того времени: большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, надежные оборонные сооружения.

Однако византийская культура не стала простой копией римской культуры. Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах, делало эту империю связующим звеном между Востоком и Западом. Территория Византии в период наивысшего расцвета (VI в.) включала Балканы, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, Киренаику, часть Месопотамии и Армении, Кипр, Крит, отдельные области Аравии, владения в Крыму и на Кавказе. Постоянное раздвоение между восточным и западным миром, скрещение азиатских и европейских влияний (с преобладанием то одних, то других) стали историческим уделом Византии. Смешение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиознофилософскую атмосферу, культуру и искусство византийского общества. Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада, что и предопределило особенности ее культуры.

Этнический состав Византийской империи был очень пестрый. Здесь жили сирийцы, копты, фракийцы, иллирийцы, армяне, грузины, арабы, иудеи, греки, римляне. В состав империи постоянно вливались новые варварские народы, которые ассимилировались со старыми. Это меняло физический тип живших здесь людей, приводило к рождению новых народов, сохранявших от прошлого лишь имя. Все эти народы внесли свой вклад в византийскую культуру, но все же в основном это была грекоязычная культура. Уже в VI-VII вв. греческий язык в Византии становится государственным языком, вытесняя латынь, так же как греческая античная культура становится тем фундаментом, на котором формируется собственная средневековая культура Византии.

В истории как европейской, так и всей мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое место. Она стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную классическую форму в его ортодоксальной православной версии. Именно христианство оказалось тем решающим фактором, который определил все характерные черты и особенности византийской культуры. Если католицизм, получивший распространение на Западе, был больше склонен к рационализму (не случайно вершиной католической теологии стали рациональные доказательства бытия Бога Фомы Аквинского), то православие рождается как религия откровения, в нем всегда была очень сильна мистическая струя. Христианство было понято как богооткровение, как путь к спасению личности и ее духовному совершенствованию во Христе. Это сочеталось с наклонностью к разочарованию во всем земном. Это с самого начала стало причиной серьезных разногласий между православием и католицизмом, которые в 1054 г. привели к расколу церкви.

Противоречия между православием и католицизмом существовали как в сфере догматики (знаменитый спор о филиокве - от кого исходит Святой Дух, только от Бога Отца, как считали православные, или же и от Сына тоже), так и в области богослужебной практики (культа) - причащение хлебом и вином, как требовало православие, или же только хлебом, как в католицизме (вином причащались только священники), требование безбрачия только для монашества и высшего духовенства, как в православии, или же для всех священнослужителей, как в католицизме. Но все эти различия (как и другие) стали следствием разницы в положении Восточной и Западной церкви и ее роли в обществе. Так получилось, что на Западе после падения Западной Римской империи образовалось множество варварских королевств, стремительно появлявшихся и исчезавших, сменяя друг друга. Единственной силой, которая не дала западному миру развалиться на множество не связанных между собой мирков, стала церковь , взявшая на Западе на себя не свойственные ей функции, заменявшая слабую в то время государственную власть. Постепенно стремление подчинить себе светскую власть, создать мировое государство во главе с папой римским стало одним из важнейших приоритетов деятельности католической церкви в Средние века. В Византии же государственная власть в этот период оставалась сильной, и церковь органично дополняла светскую власть, духовно окормляя ее, что создавало своеобразную симфонию священства и царства, духовной и светской власти при превосходстве церковного канона над гражданским законом. Для христианского сознания Византия - мир, стоящий под властью светских князей, но он должен быть спасен и освящен.

Христианское мироощущение сформировало в византийской культуре торжественную пышность, внутреннее благородство, изящество формы и глубину мысли. В течение одиннадцати веков своего существования Византийская империя, впитавшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и блестящей художественной культуры. Вплоть до XIII в. Византия по уровню образованности, по напряженности духовной жизни и художественному разнообразию форм искусства, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы.

В период Средневековья особенно важно подчеркнуть роль Византии (IV - сер. XV вв.). Она оставалась единственной хранительницей эллинистических культурных традиций. Однако наследие поздней античности Византия существенно преобразовала, создав художественный стиль, уже целиком принадлежащий духу и букве Средневековья. Причем в средневековом европейском искусстве именно византийское было в наибольшей степени ортодоксально христианским.

В истории византийской культуры выделяются следующие периоды:

1-й период (IV - сер. VII вв.) -- Византия становится преемницей Римской империи. Происходит переход от античной к средневековой культуре. Протовизантийская культура этого периода носит еще городской характер, но постепенно центрами культурной жизни становятся монастыри. Становление христианского богословия происходит при сохранении достижений античной научной мысли.

2-й период (сер. VII - сер. IX вв.) -- происходит культурный спад, связанный с экономическим упадком, аграризацией городов и потерей ряда восточных провинций и культурных центров (Антиохии, Александрии). Центром промышленного развития, торговли, культурной жизни, "золотыми воротами" между Востоком и Западом для византийцев стал Константинополь.

3-й период (сер. Х-ХII вв.) - период идейной реакции, обусловленный экономическим и политическим упадком Византии. В 1204 г. крестоносцы в ходе 4-го крестового похода осуществили раздел Византии. Константинополь становится столицей нового государства - Латинской империи. Православное патриаршество заменяется католическим.

В мировой культуре византийской цивилизации принадлежит особое место. В течение всего тысячелетнего существования Византийская империя, вобравшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры. Для византийской культуры характерны расцвет искусства, развитие научной и философской мысли, серьезные успехи в области образования. В период Х--ХI вв. в Константинополе получила распространение школа светских наук. Вплоть до XIII в. Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы.

Первые византийские концепции в сфере культуры и эстетики сформировались в IV-VI вв. Они представляли собой сплав идей эллинистического неоплатонизма и ранней средневековой патристики (Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Псевдо-Дионисий Ареопагит). Идеалом ранневизантийской культуры становится христианский Бог как источник "абсолютной красоты". В трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста закладывался фундамент средневекового христианского богословия и философии. В центре философских исканий находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а следовательно, мира и человека. В поздневизантийский период широчайшие познания прославленных философов, богословов, филологов, риторов - Георгий Гемист Плифон, Дмитрий Кидонис, Мануил Хрисолор, Виссарион Никейский и др. -- вызывали восхищение итальянских гуманистов. Многие из них стали учениками и последователями византийских ученых.

Качественно новым этапом в развитии византийской художественной культуры стали VIII - IX века. В этот период византийское общество переживало смутные времена, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. Возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. В ходе своей борьбы как иконоборцы, так и иконопочитатели причинили огромный вред художественной культуре, уничтожив многочисленные памятники искусства. Однако эта же борьба сформировала новый тип видения мира - изысканную абстрактную символику с декоративной орнаментикой. В развитии художественного творчества оставила след борьба иконоборцев против чувственного, воспевающего человеческое тело и физическое совершенство, эллинистического искусства. Иконоборческие художественные представления проложили дорогу глубоко спиритуалистическому искусству X - XI вв. и подготовили победу возвышенной духовности и отвлеченного символизма во всех сферах византийской культуры последующих веков.

Особенности византийской культуры включают:

1) синтез западных и восточных элементов в различных сферах материальной и духовной жизни общества при господствующем положении греко-римских традиций;

2) сохранение в значительной степени традиций античной цивилизации;

3) Византийская империя в отличие от раздробленной средневековой Европы сохранила государственные политические доктрины, что наложило отпечаток на различные сферы культуры, а именно: при все возрастающем влиянии христианства никогда не затухало светское художественное творчество;

4) отличие православия от католичества, что проявлялось в своеобразии философско-богословских воззрений православных теологов и философов Востока, в системе христианских этических и эстетических ценностей Византии.

Признавая свою культуру как высшее достижение человечества, византийцы сознательно ограждали себя от иноземных влияний. Лишь с XI в. они начали привлекать опыт арабской медицины, переводить памятники восточной литературы. Позднее возник интерес к арабской и персидской математике, к латинской схоластике и литературе. Среди ученых энциклопедического характера, пишущих по широкому кругу проблем - от математики до богословия и художественной литературы, следует выделить Иоанна Дамаскина (VIII в.), Михаила Пселла (XI в.), Никифора Влеммида (III в.), Феодора Метохита (XIV в.).

Стремление к систематизации и традиционализм, характерные для византийской культуры, особенно отчетливо проявились в юридической науке, начало которой положено систематизацией римского права, составлением сводов гражданского права, наиболее значительный из которых - Кодификация Юстиниана.

Неоценим вклад византийской цивилизации в развитие мировой культуры. Он заключался прежде всего в том, что Византия стала "золотым мостом" между западной и восточной культурами; она оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым -- все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью, что способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур.

Культура Византии краткое сообщение расскажет о главных достижениях этого государства, наследницы культуры Римской империи.

Культура Византии кратко

Византийская культура позаимствовала достижения античного мира в сфере изобразительного искусства, права, архитектуры и музыки. Вместе с тем географическое расположение государства, особенности миграции народов и торговые связи открыли границы для влияния Востока. Таким образом, историческое прошлое античности и варварское окружение создали основу для формирования новой, особенной культуры, такой непохожей на другие.

В чем особенность Византийской культуры?

  1. Во-первых, в ее основе конфессиональной фактор, а не этнической или политической общности.
  2. Во-вторых, самообразующим фактором культуры является православие, на основе которого создалась система имперского самосознания. В целом Византийская культура за свое существование пережила 2 взлета: Македонское Возрождение и расцвет при династии Палеологов.

Основные достижения византийской культуры:

  • Сформировался монашеский подвиг аскетизма и идеал святости.
  • Утвердилась крестово-купольная архитектура. Она сочетает в себе несоединимые внешне начала, возвышенную торжественность, утонченный спиритуализм и глубокую духовность, пышность и роскошность, избыточность и зрелищность. Византийский храм отличался от классического античного храма.На первый план вышла организация внутреннего пространства. Самым знаменитым памятником византийской культуры, ее визитной карточкой стал храм св. Софии в Константинополе.
  • Активно развивалось искусство книги и книжной миниатюры.
  • Развилась уникальная техника мозаика . В этом жанре Византия не имеет равных. Мастера владели секретами изготовления смальты и искусными приемами превращения исходного разноцветья в живописное целое. Великолепные мозики украшают усыпальницы Равенны, храм Софии, Церковь Успения в Никее, Церковь Димитрия в Фессалониках.
  • Развитие декоративно-прикладного искусства находилось на высочайшем уровне развития. В частности мастера владели техникой перегородчатой эмали.
  • Зарождался и развивался новый жанр: жанр иконописи .

Какова роль Византийской культуры?

Она оказала огромное влияние на формирование культуры Киевской Руси после ее крещения. Можно сказать, что она стала объектом для наследования. В «Повести временных лет» Нестор Летописец описал визит князя Владимира в Константинополь. Он был поражен величием, красотой и эстетическим наполнением храмов, что, возвратившись домой, приступил к строительству таких в Киевской Руси. Кроме того, византийская культура подарила миру искусство иконописи. Она былаисторическим продолжением греко-римской античности и синтезом восточной и западной духовной основы, оказав тем самым влияние на формирование культур Европы.