Особенности детективной литературы. Детективный жанр и его виды

Основной признак детектива как жанра - наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие - это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (так, в «Записках о Шерлоке Холмсе», безусловно, относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет).

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю, во всяком случае, во всей полноте, до завершения расследования. Вместо этого читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты. Если произведение изначально описывает все детали происшествия, либо происшествие не содержит в себе ничего необычного, загадочного, то его уже следует относить не к чистому детективу, а к родственным жанрам (боевик , полицейский роман и т. д.).

По мнению известного автора детективов Вэл Макдермид , детектив как жанр стал возможен лишь с появлением судебного процесса , основанного на доказательствах .

Особенности жанра

Важное свойство классического детектива - полнота фактов. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы - найдены ответы.

Ещё несколько признаков классического детектива в совокупности были названы Н. Н. Вольским гипердетерминированностью мира детектива («мир детектива значительно более упорядочен, чем окружающая нас жизнь»):

  • Обыденность обстановки. Условия, в которых происходят события детектива, в целом обычны и хорошо известны читателю (во всяком случае, сам читатель полагает, что уверенно в них ориентируется). Благодаря этому читателю изначально очевидно, что из описываемого является обычным, а что - странным, выходящим за рамки.
  • Стереотипность поведения персонажей. Персонажи в значительной мере лишены своеобразия, их психология и поведенческие модели достаточно прозрачны, предсказуемы, а если они имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю. Также стереотипны мотивы действий (в том числе - мотивы преступления) персонажей.
  • Существование априорных правил построения сюжета, не всегда соответствующих реальной жизни. Так, например, в классическом детективе рассказчик и сыщик в принципе не могут оказаться преступниками.

Данный набор особенностей сужает поле возможных логических построений на основании известных фактов, облегчая читателю их анализ. Впрочем, не все поджанры детектива в точности следуют данным правилам.

Отмечается ещё одно ограничение, которому практически всегда следует классический детектив - недопустимость случайных ошибок и невыявляемых совпадений. Например, в реальной жизни свидетель может говорить правду, может лгать, может заблуждаться или быть введён в заблуждение, но может и просто немотивированно ошибиться (случайно перепутать даты, суммы, фамилии). В детективе последняя возможность исключена - свидетель либо точен, либо лжёт, либо у его ошибки есть логичное обоснование.

Еремей Парнов указывает на следующие особенности классического детективного жанра:

Первыми произведениями детективного жанра обычно считаются рассказы Эдгара По , написанные в 1840-х , но элементы детектива использовались многими авторами и ранее. Например, в романе Уильяма Годвина ( -) «Приключения Калеба Вильямса» () один из центральных героев - сыщик-любитель. Большое влияние на развитие детективной литературы также оказали «Записки» Э. Видока , опубликованные в . Однако именно Эдгар По создал, по словам Еремея Парнова, первого Великого Сыщика - сыщика-любителя Дюпена из рассказа «Убийство на улице Морг». Дюпен впоследствии породил Шерлока Холмса и патера Брауна (Честертон), Лекока (Габорио) и мистера Каффа (Уилки Коллинз). Именно Эдгар По ввёл в сюжет детектива идею соперничества в раскрытии преступления между частным сыщиком и официальной полицией, в котором частный сыщик, как правило, берёт верх.

Детективный жанр становится популярным в Англии после выхода романов У. Коллинза «Женщина в белом» () и «Лунный камень» (). В романах «Рука Уайлдера» () и «Шах и мат» () ирландского писателя Ш. Ле Фаню детектив сочетается с готическим романом . Золотым веком детектива в Англии считаются 30-е - 70-е гг. 20 века. Именно в это время публикуются классические детективные романы Агаты Кристи , Ф.Бидинга и других авторов, которые оказали влияние на развитие жанра в целом.

Основоположником французского детектива является Э. Габорио - автор серии романов о сыщике Лекоке . Стивенсон подражал Габорио в своих детективных рассказах (особенно в «Бриллианте раджи»).

Двадцать правил для пишущих детективы Стивена Ван Дайна

В 1928 английский писатель Уиллард Хэттингтон, более известный под псевдонимом Стивен Ван Дайн , опубликовал свой свод литературных правил, назвав его «20 правил для пишущих детективы»:

1. Надо обеспечить читателю равные с сыщиком возможности распутывания тайн, для чего ясно и точно сообщить обо всех изобличительных следах.

2. В отношении читателя позволительны лишь такие трюки и обман, которые может применить преступник по отношению к сыщику.

3. Любовь запрещена. История должна быть игрой в пятнашки не между влюбленными, а между детективом и преступником.

4. Ни детектив, ни другое профессионально занимающееся следствием лицо не может быть преступником.

5. К разоблачению должны вести логические выводы. Непозволительны случайные или необоснованные признания.

6. В детективе не может отсутствовать сыщик, который методично разыскивает изобличающие улики, в результате чего приходит к решению загадки.

7. Обязательное преступление в детективе - убийство.

8. В решении заданной тайны надо исключить все сверхъестественные силы и обстоятельства.

9. В истории может действовать лишь один детектив - читатель не может соревноваться сразу с тремя-четырьмя членами эстафетной команды.

10. Преступник должен быть одним из наиболее или менее значительных действующих лиц, хорошо известных читателю.

11. Непозволительно дешёвое решение, при котором преступником является один из слуг.

12. Хотя у преступника может быть соучастник, в основном история должна рассказывать о поимке одного человека.

13. Тайным или уголовным сообществам нет места в детективе.

14. Метод совершения убийства и методика расследования должны быть разумными и обоснованными с научной точки зрения.

15. Для сообразительного читателя разгадка должна быть очевидной.

16. В детективе нет места литературщине, описаниям кропотливо разработанных характеров, расцвечиванию обстановки средствами художественной литературы.

17. Преступник ни в коем случае не может быть профессиональным злодеем.

19. Мотив преступления всегда частного характера, он не может быть шпионской акцией, приправленной какими-либо международными интригами, мотивами тайных служб.

Десятилетие, последовавшее за обнародованием условий конвенции Ван Дайна, окончательно дискредитировало детектив как жанр литературы. Не случайно мы хорошо знаем сыщиков предшествующих эпох и каждый раз обращаемся именно к их опыту. Но едва ли сможем, не залезая в справочники, назвать имена деятелей из клана «Двадцати правил». Современный западный детектив развивался вопреки Ван Дайну, опровергая пункт за пунктом, преодолевая высосанные из пальца ограничения. Один параграф (сыщик не должен быть преступником!), впрочем, уцелел , хотя его и нарушал несколько раз кинематограф. Это разумный запрет, потому что он оберегает самое специфику детектива, стержневую его линию… В современном романе мы не увидим и следов «Правил»…

Десять заповедей детективного романа Рональда Нокса

Также свои правила для писания детективов предложил Рональд Нокс, один из основателей Детективного клуба:

I. Преступником должен быть кто-то, упомянутый в начале романа, но им не должен оказаться человек, за ходом чьих мыслей читателю было позволено следить.

II. Как нечто само собой разумеющееся исключается действие сверхъестественных или потусторонних сил.

III. Не допускается использование более чем одного потайного помещения или тайного хода.

IV. Недопустимо использовать доселе неизвестные яды, а также устройства, требующие длинного научного объяснения в конце книги.

V. В произведении не должен фигурировать китаец.

VI. Детективу никогда не должен помогать счастливый случай; он не должен также руководствоватъся безотчетной, но верной интуицией.

VII. Детектив не должен сам оказаться преступником.

VIII. Натолкнувшись на тот или иной ключ к разгадке, детектив обязан немедленно представить его для изучения читателю.

IX. Глуповатый друг детектива, Уотсон в том или ином облике, не должен скрывать ни одного из соображений, приходящих ему в голову; по своим умственным способностям он должен немного уступать - но только совсем чуть-чуть - среднему читателю.

Х. Неразличимые братья-близнецы и вообще двойники не могут появляться в романе, если читатель должным образом не подготовлен к этому.

Некоторые виды детективов

Детектив закрытого типа

Поджанр, обычно наиболее строго соответствующий канонам классического детектива. Сюжет строится на расследовании преступления, совершённого в уединённом месте, где присутствует строго ограниченный набор персонажей. Никого постороннего в данном месте быть не может, так что преступление могло быть совершено только кем-то из присутствующих. Расследование ведётся кем-то из находящихся в месте совершения преступления с помощью остальных героев.

Данный вид детектива отличается тем, что сюжет в принципе исключает необходимость поиска неизвестного преступника. Подозреваемые налицо, и работа сыщика заключается в том, чтобы получить об участниках событий как можно больше сведений, на основании которых можно будет выявить преступника. Дополнительное психологическое напряжение создаётся тем фактом, что преступником должен оказаться кто-то из хорошо известных, находящихся рядом людей, никто из которых, обычно, не похож на преступника. Иногда в детективе закрытого типа происходит целая серия преступлений (обычно - убийств), в результате которых количество подозреваемых постоянно сокращается.

Примеры детективов закрытого типа:

  • Эдгар По , «Убийство на улице Морг ».
  • Сирил Хэйр , «Чисто английское убийство».
  • Агата Кристи , «Десять негритят », «Убийство в „Восточном экспрессе“ » (и практически все произведения).
  • Борис Акунин , «Левиафан » (автором подписан, как «герметичный детектив»).
  • Леонид Словин , «Дополнительный прибывает на второй путь ».
  • Гастон Леру , «Тайна жёлтой комнаты ».

Психологический детектив

Данный вид детектива может несколько отступать от классических канонов в части требования стереотипного поведения и типичной психологии героев и является пересечением жанра с психологическим романом . Обычно расследуется преступление, совершённое по личным мотивам (зависть, месть), и основным элементом расследования становится изучение личностных особенностей подозреваемых, их привязанностей, болевых точек, убеждений, предрассудков, выяснение прошлого. Существует школа французского психологического детектива.

  • Диккенс, Чарльз , «Тайна Эдвина Друда ».
  • Агата Кристи , «Убийство Роджера Экройда ».
  • Буало - Нарсежак , «Волчицы», «Та, которой не стало», «Морские ворота», «Очертя сердце».
  • Жапризо, Себастьен , «Дама в очках и с ружьем в автомобиле ».
  • Калеф, Ноэль, «Лифт на эшафот ».
  • Болл, Джон , «Душной ночью в Каролине ».

Исторический детектив

Полицейский детектив

Описывается работа команды профессионалов. В произведениях этого типа главный герой-сыщик либо отсутствует, либо лишь незначительно выше по своему значению в сравнении с остальными членами команды. В плане достоверности сюжета наиболее приближен к реальности и, соответственно, в наибольшей степени отклоняется от канонов жанра чистого детектива (подробно описана профессиональная рутина с деталями, не имеющим прямого отношения к сюжету, присутствует значительная доля случайностей и совпадений, очень большую роль играет наличие

Инструкция

Коллекционируйте впечатления. Личный опытглавный источник вдохновения. Даже если ваша родом из другой галактики, логика событий и поступков должна быть понятна вашим будущим читателям.

Записывайте все идеи и мысли в специальную тетрадь. Старайтесь каждую мысль на новом листе, лучше приблизительно в том порядке, в каком оформите события и . Не замахивайтесь сразу на крупную форму. Начните с сюжетов, которые могут развернуться максимум на десяти печатных страницах.

Каждый день пишите по одной печатной странице (около 4000 знаков без пробелов). Если есть желание больше, не ограничивайте себя. Если хочется писать меньше, пересиливайте себя и пишите. На следующий день перечитывайте все написанное и нещадно вырезайте то, что кажется лишним. Добавляйте необходимое, меняйте фразы и .

У счастливчиков, обладающих литературным даром, подготовительный этап может занимать до полугода, а собственно запись произведения около . Первый опыт может существенно отличаться по срокам. Будьте готовы трудиться в течение долгого времени.

Во время работы над детективом читайте свеженаписанные главы друзьям, которым доверяете. Слушайте их мнение, исправляйте недочеты, которые они подмечают. Вообще старайтесь чаще смотреть на свою работу глазами читателя.

Источники:

  • детектив написать

Классический детектив - это Шерлок Холмс, Ниро Вульф и Эркюль Пуаро, неспешно распутывающие интригу. Оружие на страницах романа появляется не часто, а кровь и того реже. Ну, а современный российский детектив - это дитя американского «черного» детектив а. Крутой герой, реки крови, миллионные сделки и роковые красотки обязательны к применению. Чейз, Спиллейн и Чандлер – вот его родители. Cо времен Великой американской депрессии все подобные произведения по одному принципу. И вы тоже справитесь.

Инструкция

Придумайте героя. Книги пишутся для людей и о людях, поэтому без главного героя вам не обойтись. Как правило, автор всегда вкладывает в свои персонажи часть себя. Может быть, идеального себя, каким автор хотел бы стать, но никогда не станет. Создайте герою прошлое, и пусть оно отразится в его характере. Неудавшийся брак, служба в армии, несчастная любовь – выбирайте. Включите воспоминания о суровом прошлом в повествование, это модно.

Профессия главного героя должна быть вам близка и понятна. Если вы не отличаете сальдо от бульдо, а ЕБИТДА звучит для вас как страшное ругательство, не пишите экономические ы и не делайте главного героя бухгалтером, случайно обнаружившим многомиллионные махинации. Лучший вариант – журналист. Он по роду своей деятельности обязан везде совать нос и ни в чем не разбираться.

Найдите преступление. Используйте для этого прессу и интернет. СМИ заполнены информацией об ужасающей коррупции, вскрытых аферах и жульничестве в верхних эшелонах власти. Выберите самую интересную аферу с вашей точки зрения, приспособьте к книжной реальности и подумайте, как ваш герой может в это вляпаться.

Отталкиваясь от характера преступления, продумайте остальных персонажей. Поскольку ваш герой слабо разбирается в вопросе и влез в историю случайно, нужен консультант: вор в законе, полковник милиции , подпольный финансовый , отошедший от дел. Потом консультанта убейте. Обязательно введите в действие злодея, который окажется хорошим, и лучшего друга, который окажется предателем. Не забудьте о юморе. Забавный персонаж, регулярно попадающий впросак, украсит страницы вашего романа и сделает их живыми.

Поскольку большая часть читающей аудитории в нашей стране – , нужна любовная линия. Смешайте в одну кучу историю о Золушке, Синей Бороде, Ромео и Джульетте и Снегурочке, у вас получится отличная история . Добавьте две - три постельных сцены и счастливый финал.

Создайте структуру всего действия. Все современные детектив ы строятся по очень простому принципу:
- главный герой случайно попадает в неприятности,
- затем он начинает разбираться с неприятностями и попадает в еще большие неприятности,
- теряет жену (друга, напарника, родителей, ),
- скрывается в лесах (в Париже, в Грузии, среди бомжей),
- случайно находит союзника,
- получает в руки оружие (убойный компромат, заложника),
- влюбляется и страдает,
- наносит решающий удар,
- теряет любовь (друга, родителей, собаку) или думает, что теряет,
- узнает, кто стоит за его мучениями (лучший друг, коллега, бывшая жена, злой начальник),
- наконец-то понимает все,
- находит любовь,
- Happy End.

Сюжет - это скелет будущего детектив а, теперь нужно «мясо». Добавьте конфликты, ссоры, больше подробностей и описаний. Придумайте несколько событий, способных перевернуть ход действия с ног на голову. Местный колорит и самобытная речь персонажей обязательна.

Убедитесь, что все, что вы наворотили, логично связано, действия персонажей вытекают из их характеров, а события плавно переходят одно в другое. Завершите все сюжетные линии, любое слово, произнесенное в романе, должно иметь завершение. Конечно, если вы не планируете писать продолжение. В этом случае оставьте сюжетный хвостик, уцепившись за который, вы сможете развернуть новый роман.

Подумайте, кто из персонажей не нужен для счастливого финала, и убейте его. Если нельзя убить, отправьте в леса (в Париж, в Грузию, на помойку к бомжам). Никогда не убивайте . Это не смешно, не увлекательно и не способствует легкости чтения. Большинство читателей проецирует события романа на себя, и ребенка может оттолкнуть от дальнейшего чтения.

Не увлекайтесь долгим драк. Даже если вы специалист по восточным единоборствам, держите себя в руках. Детектив - это быстро разворачивающееся действие, а динамизм роману придают диалоги. Вкладывайте в уста героев свои мысли, но не давайте им философствовать по две-три страницы.

Сделайте речь героев понятной и простой, диалектные словечки и немного мата приветствуется. Не злоупотребляйте научными терминами и сложными словами. Учтите, что большинство читателей этих слов не знает. Главному герою придумайте некую словесную фишку, которую он будет употреблять к месту и не к месту.

Не затягивайте действие. Все должно происходить быстро. Действие, растянувшееся на года, это не детектив . Максимум, что вы можете себе позволить, это описать события, происходящие через несколько лет, и сделать из них финал. На две страницы – не больше.

Ваш читатель должен «проглотить» книгу, а уже потом подумать, зачем он это, собственно, сделал.

Видео по теме

Источники:

  • написание детектива в 2018

Детективные произведения дарят читателям остроту ощущений и новизну неожиданной разгадки. Современность породила множество авторов детективных произведений, но наиболее популярной остается классика.

Артур Конан-Дойл - создатель метода дедукции

Сэр Артур Конан-Дойл был врачом по образованию. Он много путешествовал, сталкивался с интересными врачебными случаями и оказывался втянутым в авантюры. Впоследствии, все это нашло отражение в его творчестве. Первые рассказы Конан-Дойла были написаны под влиянием Эдгара По, Чарльза Диккенса и Брета Гарта. Но впоследствии писатель выработал собственный стиль, выведя на литературную арену загадочного сыщика Шерлока Холмса, храброго офицера Жерара и ученого-энциклопедиста профессора Челленджера. Наибольшую известность Конан-Дойлу принес Холмс, использующий для разгадки новейший метод дедукции. Циничный сыщик с тонким английским чувством юмора принес автору заслуженную славу и популярен до сих пор.
Шерлоку Холмсу посвящено несколько кинофильмов и сериалов, а в Лондоне открыт музей его имени.

Эдгар По - создатель современного детектива

Этот писатель оставил после себя богатейшее литературное наследие. Он публиковал рассказы в готическом, фантастическом и юмористическом жанре, сочинял стихи. Также По известен как создатель канонов современного детектива. Его «Убийство на Морг» и «Золотой жук» вошли в классический фонд детективной прозы. По несколько классических детективных приемов, встречающихся в рассказах более поздних - появление ложного следа, шантаж сыщика или жертвы, убийства, свершенные маньяком, ложные улики. В произведениях писателя прослеживается главная идея всех - разгадка преступления ценна сама по себе, а его второстепенны.

Агата Кристи - женский взгляд на детектив

Королева детективного подарила читателю нескольких запоминающихся персонажей - неловкого, но удивительно проницательного толстячка Пуаро и скромной, но очень любопытной старушки мисс Марпл. Писательство было для Кристи настоящей страстью. По ее признанию, она придумывала свои произведения, просто убираясь в доме или общаясь с друзьями. В итоге, писательница садилась за стол, ей оставалось только занести на придуманный .
Агата Кристи всю жизнь испытывала проблемы с грамотностью и, даже будучи широко известной, была вынуждена пользоваться услугами корректора.

Герои были для нее настоящими личностями, и, по признанию Кристи, часто жили своей собственной жизнью. Агата Кристи писала не только об отвлеченных преступлениях. Она затрагивала и социальную тему, нередко критикуя британскую систему правосудия.

Инструкция

Прежде всего, для написания своей нужна идея. В произведении должна быть мысль, а не беспорядочное сюжета и героев. Определите основную идею, которую вы хотите донести. Может быть, это будет любовный , или захватывающее приключение, остросюжетный детектив, или волшебный мир . Как вы уже поняли, идея тесно перекликается с жанром, но не является им. Например, в жанре детектива, вы пишете о жизни и приключениях знаменитого детектива. В этом и будет идея.

После этого приступаем к построению сюжетной линии. В упрощенном виде сюжет можно разбить на следующие части: экспозиция, завязка, кульминация, завязка. Это классический вариант построения сюжета, но вы можете использовать свой. В любом случае необходима завязка и развязка, чтобы читатель видел осмысленное начало и конец. Продумайте заранее сюжет в общих чертах. Так называемые сюжетные повороты могут придти по ходу написания книги.

Определите основных героев. Нужно придумать их , привычки, . Описание внешности зачастую должно быть детальным. В разных ситуациях необходимо описывать одежду персонажей в тот или иной момент книги. При описании внешности старайтесь не использовать общие слова. Например, словосочетание красивая мало, что может сказать читателю. Но если будет полное описание черт лица и фигуры, то читатель сам определит ее красоту.

Кульминационные моменты нужно ставить так, чтобы читатель сразу понял, что это за событие. Используйте эпитеты и диалоги, которые могут определить эмоциональность и состояние героев в этот момент. Если вы ведете рассказ от первого лица, то нужно помнить, что дальше мыслей героя не нужно идти. Персонаж не может знать, что чувствует тот или иной человек. Он может лишь предполагать. Даже если вы планируете, продолжение книги, то обязательно подведите к финалу . Читатель должен узнать на интересующие его вопросы, которые будут возникать в ходе чтения. Поэтому дочитав до конца, и не найдя ответов на них, читатель разочаруется. Следуя инструкции и проявляя фантазию, вы сможете написать хорошую книгу.

Видео по теме

Источники:

Каждый из нас точно хотел бы стать знаменитым писателем. Но в наши дни, не обязательно иметь писательский талант. он, безусловно, важен, однако для написания бестселлера вам больше пригодятся другие навыки.

Вам понадобится

  • Прежде всего вам необходим ноутбук, желательно с качественной клавиатурой с подсветкой. Почему именно ноутбук? Да потому, что вы не должны сидеть дома в одной и той же обстановке - вы можете писать книгу на природе, в кафе или в любом другом месте. Подсветка же необходима для работы в ночное время, ведь вдохновение может прийти в любой момент!

Инструкция

Прежде всего, для своей продуктивной деятельности, советую вам овладеть навыками "слепой" печати. Так вы сможете работать быстрее, не выискивая нужную букву, и сможете запечатлить каждый полет мысли.

Выберите свой жанр написания. Возможно, вам гораздо легче будет писать романы, нежели, например, фантастику, или наоборот. Постарайтесь оценить свои способности по каждому жанру, и, возможно, совместить несколько в своем произведении. Например: фантастический роман с элементами детектива.

После выбора жанра задумайтесь над сюжетом своей книги. Возьмите блокнот, и точно опишите: каждого своего персонажа (черты лица, характер), места, где происходят действия, и окружающий мир героев (общество, природа, прошлое).

После всего этого вы можете приступить к написанию. В произведении следите за сюжетной линией, чтобы не было различных недоразумений. Например: в одной сцене персонаж любит , а в другой - фрукты. Мелочь, но при этом и очень важная деталь.

Видео по теме

Обратите внимание

Однако, для написания чего-то, по-настоящему стоящего, вам необходим и талант писателя. Если же вы не уверены в своих способностях, вы всегда можете почитать различные обучающие статьи, сходить на семинары по выбранной тематике и многое другое.

У человека всегда есть непреодолимое желание высказаться. Но не всегда получается это сделать при людях, к тому же, если твое высказывание – фантазия. Поэтому многие обращаются к бумаге. Изложить свои мысли на листе сможет не каждый, тем более написать книгу. Но даже если нет таланта, но есть упорное желание творить, тогда приступим к процессу создания произведения.

Инструкция

Прежде всего, для написания своей книги нужна идея. В произведении должна быть мысль, а не беспорядочное сюжета и жизни героев. Определите основную идею, которую вы хотите донести. Может быть, это будет , или захватывающее приключение, остросюжетный , или волшебный мир . Как вы уже поняли, идея тесно перекликается с жанром, но не является им. Например, в жанре

Жанр детективного кино в чистом виде много лет назад успешно перебрался на телевиденье, где и сейчас представлен в форме сериалов криминального характера («CSI», «Мыслить как преступник», «Элементарно»). В полнометражном кинематографе детектив существенно видоизменился, в результате смешивания нескольких жанров в один целостный сюжет. Детектив-триллер, детектив-боевик, детектив-пародия. Именно это смешивания жанров удерживает зрителя у экрана.

Головоломки, изощренные преступления, неожиданные повороты событий, харизматичные главные герои и гениальные преступники. Именно умелое сочетание всех этих элементов создают шедевр детективного триллера, который захватывает зрителя с первой секунды и до появления финальных титров.

Предлагаю посмотреть 8 лучших детективных фильмов с напряженным сюжетом.

1. Настоящий детектив

Год: 2014
Актеры: Мэттью Макконахи, Вуди Харрельсон, Мишель Монаган

Это, без преувеличения, лучший мини-сериал последних лет, созданный популярным американским телеканалом HBO, в стиле детектива нео-нуар с элементами триллера. Создателям проекта удалось заполучить в свою группу гениальных киноактеров - Мэттью Макконахи и Вуди Харрельсона, которые создали на экране сложных и увлекательных персонажей. Сериал получил не только восторженные отзывы зрителей, но и признание кинокритиков по всему миру.

Действия детектива происходят в 1995 году штате Луизиана, где изощренный маньяк убивает девушек и создает вокруг их тела некую декорацию, своеобразное послание. Два детектива, которым поручают вести расследование, ловят убийцу, но при задержании эго убивают. Дело закрывают. Параллельно сюжет смешивается с событиями, которые происходить через 17 лет. Что случилось с детективами и их карьерой? И почему полиция вновь обратилась к делу изощренного маньяка 1995 года? Это не только история одного расследования, но и история нескольких судеб, жизненная и реалистичная.

«Настоящий детектив» - одни из немногих фильмов, обладающий завораживающей атмосферой, неповторимым колоритом и великолепной музыкой.

2. Семь


Год: 1995
Актеры: Брэд Питт, Морган Фримен, Кэвин Спейси, Гвинет Пелтроу

Знаменитый психологический детектив от американского режиссера Дэвида Финчера, который получил 19 наград различных кинофестивалей. Фильм с первой минуты своей напряженной атмосферой вводит зрителя в состояния, при котором он как будто бы становится соучастником всех событий.


Действия происходят на протяжении всего семи дней, за которые старый детектив (Фримен) и его молодой напарник (Питт) ведут расследование серии загадочных убийств. Ежедневно они находят тело человека, которого маньяк покарал за один из смертных грехов, возомнив себя посланником Бога. Убийца бросает вызов полиции, не боясь наказания. И их игра с каждым днем становиться все опасней.

Весь фильм снять с полумрачным освещением, в темной цветовой гамме, в грязных, обшарпанных декорациях города, чтобы подчеркнуть атмосферу общей депрессивности. Такая атмосфера, глубоко-психологичные персонажи и впечатляющий финал вот уже двадцать лет делают фильм «Сем» одним из лучших детективов мирового кинематографа.

3. Бессонница


Год: 2002
Актеры: Аль Пачино, Мартин Донован, Робин Уильямс, Пол Дули, Хилари Свонк

Американский фильм известного режиссера Кристофера Нолана («Темный рыцарь», «Начало»). В нем сочетается не только захватывающий сюжет, напряженная атмосфера детективного триллера, но и великолепная актерская игра.

В центре сюжета – успешный детектив Дормер из Калифорнии (Пачино), который вынужден поехать на Аляску, чтобы расследовать, казалось бы, обычное убийство девушки на почве неразделенной любви. Но детектив сразу видит, что все не так просто, как кажется, и настоящий убийца умело обводит всех вокруг пальца. Дормер плохо спит из-за полярной ночи, его не покидает психологическое напряжение из-за расследования. И во время задержания он случайно убивает своего напарника. Теперь Дормер, как и убийца, пытается замести следы, и на это у него есть свои причины…

Несмотря на то, что «Бессоница» является ремейком одноименного фильма, он оказался намного успешней и ярче своего предшественника. Благодаря мрачной атмосфере, зритель начинает ощущать то же психологическое давление, что и детектив Дормер. Режиссеру удалось найти тонкую грань, с которой зрителю кажется, что он и сам участник всех событий.

4. Имитатор


Год: 1995
Актеры: Сигурни Уивер, Холли Хантер, Дермот Малруни, Гарри Конник-младший

Американский детектив с устрашающей музыкой, поддерживающей атмосферу остросюжетного триллера.
Главная героиня – доктор криминальной психологии Хадсон (Уивер), которая разбирается в мотивах и поведении серийных убийц. Когда-то она подверглась нападению маньяка, после чего из-за агорафобии долгие годы не покидает пределы своей квартиры. К ней обращаются детективы, которые ведут расследования серии убийств. Психологически Хадсон истощена и запугана, она не хочет возвращаться к работе над убийствами. До того момента, пока не осознает, что преступник в точности копирует все преступления, которые она когда-то описала в своей аналитической книге.

Сигурни Уивер - звезда психологических триллеров с детективным сюжетом. Картина с ее участием, не имея масштабных декораций и особого «подводного сюжета», все равно держит зрителя у экрана.

5. Красный дракон


Год: 2002
Актеры: Энтони Хопкинс, Эдвард Нортон, Рэйф Файнс, Харви Кейтель

Фильм-предыстория знаменитого детективного триллера «Молчание ягнят», снят по мотивам одноименной книги Томаса Харриса о жизни величайшего убийцы все времен – Ганнибала Лектора. Фильм «Красный дракон» не так известен, как его следующая часть, но не менее остросюжетен.

Детективу Уиллу Грему (Нортон) удается заподозрить Ганнибала Лектора (Хопкинс) в серии зверский убийств и посадить его за решетку. Детектив уходит в отставку и тихо живет со своей семьей, пока к нему не обращается ФБР с просьбой взять под свой контроль расследование серии необычных убийств. Гремм обращается за помощью к Лектору, так как новоиспеченный маньяк пишет Ганнибалу восхищенные письма. Полиции кажется, что они все контролируют и в скором времени обязательно поймают убийцу. Но они не подозревают, что становятся жертвами хорошо спланированной игры, где правила диктует кто-то другой…

6. Зодиак


Год: 2007
Актеры: Джейк Джилленхол, Марк Руффало, Роберт Дауни-мл.

Еще один детективный фильм от мастера напряженного триллера Дэвида Финчера. Картина основана на реальных событиях расследования зверских убийств самого известного маньяка прошлого века Зодиака, которого так и не удалось поймать. Он орудовал в Сан-Франциско на протяжении 12 лет, за которые убил 37 человек. При этом регулярно через газеты посылал полиции запутанные послания, которые так и не удалось до конца расшифровать.

Фильм повествует параллельно две истории: преступления Зодиака и расследование полиции. Для детектива (Джилленхол), который занимался делом убийцы, расследование становится делом жизни. Он понимает, что полиция посадила невинного человека, и даже после прекращения преступлений, продолжает искать улики. Он находить единственную выжившую жертву Зодиака, которая может свидетельствовать по его делу, и подбирается к Зодиаку невероятно близко…

Фильм держит в напряжении от начала до самого конца. Зритель, изначально зная финал, все равно сопереживает героям и надеется на хороший финал.

7. Пленницы


Год: 2013
Актеры: Хью Джекман, Джейк Джилленхол

Фильм «Пленницы» является примером качественного детективного фильма-саспенс. Критики отметили превосходную игру Джейка Джилленхола и грамотно структурированный сюжет, который постепенно наращивает напряжение вокруг событий.

В основе сюжета лежит история похищения двух маленьких девочек в День Благодарения. Полиция быстро задерживает подозреваемого, умственно отсталого парня Алекса, который был на месте преступления незадолго до похищения. За неимением улик, его отпускают. Отец одной из девочек (Джекман) уверен, что парень все-таки замешан в похищении. Он начинает вести собственное расследование, похищает юношу и зверски его пытает, чтобы найти дочь. Из-за пропажи Алекса, полиция начинает искать похитителя. И вот отчаявшийся отец становится преступником…

В фильме нет огромного количества событий, которые каждую минуту сменяют друг друга. Всю атмосферу в нем создают главные герои, их переживания, особенности характера и глубокий психологизм.

8. Кто вы, мистер Брукс?


Год: 2007
Актеры: Кевин Костнер, Уильям Херт, Деми Мур

«Кто вы, мистер Брукс?» - это триллер и психологическая драма в одном с Кевином Костнером в главной роли.

В центре сюжета успешный бизнесмен и примерный семьянин Эрл Брукс (Костнер). Он занимается благотворительностью, заботится о дочери и жене, а в свободное время убивает людей. Несколько лет он боролся со своими внутренними демонами, пока вновь не совершил преступление. Из-за маленькой оплошности в его деле появился свидетель, который не требует денег, а просто хочет присутствовать при следующем убийстве. В это время детективы активно ведут расследования, подбираясь все ближе к Бруксу. И когда он решает завязать со своим необычным хобби, его дочь обвиняют в убийстве. Брукс обязан спасти девочку, сохранить семью, но для этого ему предстоит совершить последнее преступление.

Хотя фильм и не имел широкой популярности, он является примером хорошего психологического детектива, который стоит посмотреть в свободное время.

Приятного просмотра!

Первыми произведениями детективного жанра обычно считаются рассказы, написанные в 1840-х годах, но элементы детектива использовались многими авторами и ранее.

Например, в романе Уильяма Годвина (1756 – 1836) "Приключения Калеба Вильямса" (1794) один из центральных героев – сыщик-любитель. Большое влияние на развитие детективной литературы также оказали "Записки" Э. Видока, опубликованные в 1828 году. Однако именно Эдгар По создал первого Великого Сыщика – сыщика-любителя Дюпена из рассказа "Убийство на улице Морг". Потом появились Шерлок Холмс (К.Дойл) и патер Браун (Честертон), Лекок (Габорио) и мистер Кафф (Уилки Коллинз). Именно Эдгар По ввёл в сюжет детектива идею соперничества в раскрытии преступления между частным сыщиком и официальной полицией, в котором частный сыщик, как правило, берёт верх.

Детективный жанр становится популярным в Англии после выхода романов У.Коллинза "Женщина в белом" (1860) и "Лунный камень" (1868). В романах "Рука Уайлдера" (1869) и "Шах и мат" (1871) ирландского писателя Ш.Ле Фаню детектив сочетается с готическим романом.

Основоположником французского детектива является Э.Габорио – автор серии романов о сыщике Лекоке. Стивенсон подражал Габорио в своих детективных рассказах (особенно в ("Бриллианте раджи").

Обычно в качестве происшествия в детективе выступает преступление, автор описывает его расследование и определение виновных, и конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающимся победой справедливости.

Основной признак детектива как жанра – наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие – это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными (например, в "Записках о Шерлоке Холмсе", относящихся к жанру детектива, в пяти рассказах из восемнадцати преступлений нет).

Существенной особенностью детектива является то, что действительные обстоятельства происшествия не сообщаются читателю во всей полноте до завершения расследования. Читатель проводится автором через процесс расследования, получая возможность на каждом его этапе строить собственные версии и оценивать известные факты.

Детектив содержит три основных сюжетообразующих элемента : преступление, расследование и разгадку.

Особенности жанра классического детектива:

– полнота фактов (к моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение)

– обыденность обстановки (условия, в которых происходят события, в целом обычны и хорошо известны читателю)

– стереотипность поведения персонажей (поступки предсказуемы, а если персонажи имеют какие-либо резко выделяющиеся особенности, то таковые становятся известны читателю)

– существование априорных правил построения сюжета (рассказчик и сыщик не могут оказаться преступниками)

Отличительным свойством классического детектива является заложенная в нем нравственная идея , или моральность, отмечающая в разной степени все произведения этого жанра. Детектив заканчивается наказанием преступника и торжеством справедливости.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Разумеется, мисс Марпл, Эркюль Пуаро и Шерлок Холмс навсегда останутся в наших сердцах, но и в современных фильмах есть немало достойных сыщиков, лихо расправляющихся с преступными замыслами. Если вам нравится ломать голову над загадками и неожиданными поворотами сюжета, то эта подборка для вас.

сайт собрал современные кинодетективы, которые придутся по вкусу всем, кто любит разгадывать тайны и следить за раскрытием, казалось бы, идеально продуманных преступлений.

Семь

Мощный актерский состав, глубокий сюжет и лихо закрученная игра в кошки-мышки. Кино о том, насколько пугающим стал окружающий мир и насколько мы привыкли к происходящему. Это тот фильм, после которого сидишь еще какое-то время, глядя в уже черный экран, и размышляешь над увиденным не в силах произнести ни слова.

Игра

Дэвид Финчер, как никто другой, умеет создавать интригующую атмосферу фильма, играя со зрителем, всячески запутывая и дразня его. А в самом конце, когда напряжение уже достигает предела, он добивает фантастическими концовками.

Отель «Гранд Будапешт»

Фирменный стиль Уэса Андерсона: совершенно потусторонние персонажи, превосходные декорации и продуманные до мелочей детали. Этот фильм вовсе не такой легкомысленный, как может показаться на первый взгляд. И чем вдумчивее смотреть, тем больше интересного открывается.

Олдбой

Этот фильм называют азиатской реакцией на «Убить Билла». Оказываясь в заточении, главный герой постепенно превращает себя в боевую машину, чтобы отомстить тем, кто посягнул на его свободу. В этом фильме есть все, что положено отличному кинодетективу: преступление, захватывающее расследование и непредсказуемая развязка, которая окажется куда менее каноничной, чем вы будете ожидать.

Время убивать

Когда смотришь этот фильм, хочется взять в руки блокнот и записать каждый диалог - настолько они шикарны. Кино оставит после себя много вопросов. Вы будете размышлять о том, всегда ли за преступлением должно следовать наказание да и стоит ли вообще считать совершенное преступлением, если речь идет о справедливом возмездии.

Сонная лощина

Молодого констебля отправляют в местечко под названием Сонная лощина для расследования серии загадочных убийств. Отличное сочетание фэнтези и детектива. Мрачноватая и таинственная цветовая гамма фильма идеально подходит под историю и место действия и наполняет картину особой атмосферой и духом.

Молчание ягнят

Это кино - тревожное и пугающее путешествие по запутанному лабиринту затаенных фобий, человеческих слабостей и потемок души. Если хочешь избавиться от ночных кошмаров, иди не к высокооплачиваемому психотерапевту, а в самую отдаленную тюремную комнату, где принимает лучший психолог в округе - интеллектуал-людоед Ганнибал Лектер.

Одержимость

Молодой человек неожиданно встречает свою бывшую возлюбленную, которая исчезла несколько лет назад при загадочных обстоятельствах. И теперь герой делает все, чтобы ее выследить. Постоянные повороты сюжета приводят в восторг, а порой и в недоумение, постепенно складываются в единую картину и проясняют смысл лишь в самом конце.

Подмена

Шикарная атмосфера Лос-Анджелеса 1920-х годов дополнит просмотр непередаваемым настроением. А чем больше вы будете наблюдать за развитием сюжета, тем яснее ощутите, как словно десятки маленьких молоточков колотят по нервам, не давая расслабиться, заставляя сомневаться и делать новые и новые предположения.

Шерлок Холмс

Удивительно, но Холмс Гая Ричи не так уж и далеко ушел от литературного оригинала. Авантюрист и шалопай с абсолютно неисчерпаемым любопытством к миру - этот персонаж, как ни странно, ближе многих прочих к настоящему Шерлоку. Конечно, мы уже не наблюдаем традиционной войлочной кепки и не слышим любимой фразы про Ватсона - зато появились привлекательные мускулы и отличное чувство юмора.

Первобытный страх

Обаятельный Ричард Гир в роли адвоката и еще малоизвестный Нортон, который уже производит впечатление своей игрой. Сюжет разворачивается в суде и по динамике и хлесткости диалогов заставляет посторониться даже «Время убивать». До самых последних кадров вы будете оставаться в сомнении относительно того, кто здесь виновен на самом деле. Пожалуй, один из лучших фильмов в своем жанре.

Багровые реки

Кассовитцу удалось создать должный уровень саспенса и зловещую атмосферу. В этом ему помогли игра Жана Рено и Венсана Касселя, а также альпийские пейзажи, поддерживающие мрачное настроение на протяжении всего фильма. Кино снято довольно бодро - вы не будете скучать. Один из наиболее удачно выстроенных детективов.

Престиж

Чувство соперничества двух фокусников здесь передается с такой полнотой, что кажется, будто ты сам начинаешь что-то придумывать, чтобы обставить своих оппонентов. Этот фильм - удивительное сочетание увлекательности и трагичности, реалистичности и зрелищности, мастерства постановки и красоты. А фокус удался как никогда - напряженное любопытство не оставит до самого конца.