Основы сольфеджио для начинающих. Сольфеджио. Вокал для начинающих. Октавы на музыкальном инструменте фортепиано

От редакции. Данным материалом редакция постаралась ответить на многочисленные поисковые запросы пользователей интернета, связанные с наглядными пособиями по сольфеджио для ДМШ. Наиболее популярные в педагогической практике пособия нужны как самим педагогам, так и родителям учащихся, которых преподаватели обычно просят изготовить часть из них. Материал может быть полезен также студентам музыкальных учебных заведений, начинающим преподавать сольфеджио в секторе педагогической практики. Для удобства использования молодыми педагогами все пособия кратко описаны и прилагаются в PDF-формате для скачивания.

Е. Копий

На уроках сольфеджио большое значение в усвоении теоретического материала имеют различные наглядные пособия. С первых уроков в подготовительном классе предлагается использовать пособие «пуговки». Это два нотных стана со скрипичным и басовым ключами. На них вертикально натягиваются лески. На каждую леску надеваются по две пуговицы - белая и чёрная. В результате вверху выстраивается ряд белых пуговиц, внизу - ряд чёрных. Пуговки свободно двигаются по леске, короткие звуки обозначаются чёрным цветом, длинные звуки - белым. Это пособие сначала помогает изучать ноты, причём в обоих ключах, затем с помощью пуговок «записываются» простейшие и даже более сложные мелодии. Так как на уроке сольфеджио много форм работы, а маленькие дети плохо и медленно пишут ноты, данное пособие экономит время.

Общеизвестно, что применение пособий-карточек очень оживляет уроки сольфеджио. В подготовительном, первом и даже втором классе желательно рассказывать детям небольшие увлекательные истории, героями которых являются музыкальные термины. Очень хорошо для этой цели подходят сказки В. Кирюшина. Познакомить ребят с различными интервалами, дать им яркую эмоциональную окраску можно на примере «Сказки о глупой жирафе Октаве» и «Сказки о двух братьях Консонансе и Диссонансе». С другой стороны, никто не мешает творчески ориентированному педагогу сочинить свои сказки и предложить другой персонаж, изобразив его на карточке. С помощью сказок дети легко запоминают названия интервалов. Разумеется, педагог должен сопровождать свой рассказ музыкой. После усвоения материала дети любят играть в «интервальные дорожки», используя карточки, «загадывать» интервалы на фортепьяно, при этом ответы-карточки демонстрирует вся группа.

Пособия помогают в развитии ладового, гармонического, внутреннего слуха, способствуют чистому интонированию. Можно предложить ещё три пособия, которые используются начиная с подготовительного класса и далее в последующие годы обучения.

Первое пособие - это ЛЕСЕНКА. Лесенка предлагается в качестве пособия в учебнике для подготовительного класса М. Котляревской-Крафт. В основе её заложен релятивный способ изучения соотношения ступеней-звуков в ладу, который очень хорошо зарекомендовал себя для развития чистой интонации, помогая расширять диапазон голоса ребёнка. Предлагается сопровождать изучение лесенки ручными знаками. Первые интонационные упражнения по лесенке рекомендуется начинать с попевок и песенок на двух ступенях III-V (ВИ-ЗО), затем к данным попевкам присоединяется VI- ступень РА, только потом I ступень (Ё), даётся понятие тоники, далее - все остальные. Cтупени лесенки предлагается дифференцировать в цветовом отношении и связывать окраску лесенки со сказочными персонажами. ЛЕСЕНКА, которую мы используем, окрашена в цвета «любимые» главными героями сказки В. Кирюшина «В Стране Гармонических функций». Сказку лучше рассказывать, когда вводится ступень Ё (I) - Тоника, она по сказке В. Кирюшина - Царица страны Гармонических Функций, которая живёт в восьмиэтажном дворце, на первом этаже находится её тронный зал, а на восьмом - комната для отдыха. В сказке есть ещё один главный персонаж - Доминанта - главный министр Страны Гармонических Функций, который носит красный плащ и красную шляпу. Четвёртая ступень окрашена в жёлтый цвет, так как на этом этаже во дворце «живёт» главный повар Страны - Субдоминанта, предпочитающая в своём наряде жёлтый цвет. Остальная раскраска ступеней лесенки связана также с персонажами сказки. Таким образом, уже в подготовительном классе можно познакомить детей с названиями III ступени - Медианты, VI ступени - Субмедианты, связывая их с героями сказки и давать определённую функциональную принадлежность этих ступеней. На примере ЛЕСЕНКИ целесообразно проводить изучение строения мажорного звукоряда, а с помощью расширенной Лесенки - минорного. Предлагается петь песенки, показывая по Лесенке движение мелодии.

Второе пособие, хорошо знакомое преподавателям сольфеджио - это Болгарская Столбица. Рекомендуется главные ступени лада I, IV, V преподнести в той же цветовой гамме, что и на Лесенке, то есть использовать синий, жёлтый, красный цвет. На Столбице целесообразно стрелочками показать тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые. Разрешение ступеней очень полезно дублировать ручными знаками в интонационных упражнениях. С помощью Столбицы удобно зафиксировать в сознании детей строение мажорного и минорного звукорядов. Даже обозначения ступеней римскими цифрами хорошо получается изучать по Столбице. По Столбице можно проводить распевки, когда в роли учителя выступает ученик, импровизировать, петь знакомые песенки, «загадывать загадки» из мелодий, таким образом развивая внутренний слух детей. С помощью Столбицы наглядно происходит знакомство учащихся с интервалами, аккордами и их более глубокое изучение в старших классах. Для изучения хроматизмов, видов минора, мажора рекомендуется с правой стороны от каждой ступени проставить диезы и бекары, а с левой стороны - бемоли и бекары.

Третье предлагаемое пособие - КЛАВИАТУРА ЗВУКОРЯДОВ. В данном пособии очень наглядно выделены главные ступени лада, причём в той же цветовой гамме, что и в Лесенке и в Столбице. Поскольку чёрные клавиши не раскрашены в нужные цвета, то ключевые знаки детям предлагается домысливать самостоятельно.


Общеизвестно, что изучать все гаммы, интервалы, аккорды важно в связи с КЛАВИАТУРОЙ ФОРТЕПИАНО. Вызывать же всех детей к инструменту на групповом уроке сольфеджио бывает часто невозможно. Поэтому, данное пособие исключительно полезно во всех классах ДМШ на уроках сольфеджио.

Всем привет, дорогие вокалисты!

Сегоднямы с Вами пройдемся по азам сольфеджио, узнаем, что это такое и как его поэтапно правильно и грамотно изучать. Учебник пока не пригодится, все самое важное в этой статье. Итак

Сольфеджио - это дисциплина, которая предназначена для развития музыкального слуха, и изучает ноты, октавы, ключи, длительности, интервалы и т.д… Это позволяет тренировать слух музыкальными диктантами, анализами, сольфеджированием и т.п.

1. Первое, что нужно знать, - это конечно же ноты (их всего 7) и условные их обозначения.

1-я - ДО (С)

5-я - СОЛЬ (G)

7-я - СИ (H, также могут подписывать B)

Пример на клавишах фортепиано.

Если у вас не фортепиано, вы можете скачать приложение на телефон или на ваш компьютер, чтобы заниматься сольфеджио.

Вот пример в нотной тетради в скрипичном ключе, в первой октаве.

Что такое октава?

Октава - музыкальный интервал, состоящий из 8 ступеней! Пример:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Также не забываем о таком понятии, как звукоряд.

Звукоряд - это ряд последовательности звуков, расположенных в восходящем и нисходящем порядке в сольфеджио. Вокал для начинающих возможен и без этих знаний, но в дальнейшем они вам пригодятся.

Октавы на музыкальном инструменте фортепиано.

Вы должны знать, сколько всего есть октав, нот, клавиш и их названия:

  • Субконтроктава (эта октава неполная, начинается с «Ля» и имеет всего 3 ноты)
  • Контроктава
  • Большая октава
  • Малая октава
  • Первая октава
  • Вторая октава
  • Третья октава
  • Четвертая октава
  • Пятая октава (имеет всего одну ноту “До”)

Всего на фортепиано 88 клавиш - 52 белых и 36 черных.

Ключи

Ключ определяет расположение нот на нотном стане в сольфеджио. Вокал для начинающих не требует знание ключей, но если вы хотите петь по нотам, это будет полезно.

Всего их есть 3:

  • Скрипичный - самый встречаемый и популярный ключ. Он исходит с ноты “соль” первой октавы. Рисуется на второй линейке нотоносца.
  • Басовый - второй по распространенности ключ после скрипичного! Рисуется на четвертой линейке нотоносца и окружает линейку, на которой пишут ноту “Фа” малой октавы.
  • Альтовый - обозначает ноту “До” первой октавы. Рисуется на средней линии нотного стана.

Альтерация

Повышение или понижение ступени ноты.

Давайте узнаем, какие существуют знаки при ключе:

  • диез - повышение на полтона,
  • бемоль - понижение на полутон,
  • бекар - отмена знаков при ключе.

Знаки альтерации делятся на 2 типа:

  • ключевые - пишутся рядом с ключом и действуют, пока не появятся новые.
  • случайные - ставятся перед нотой.

Тон и полутон.

Полутон - это меньшее расстояние. То есть, 2 соседние клавиши, включая и черные. Тон - это 2 полутона.

Интервалы

Интервал - 2 звука, которыми могут быть одна и та же нота, либо две разные.

Нижний звук интервала является его основанием, а верхний - вершиной.

Интервалы делятся на 2 типа:

  • мелодичные - нотки, которые взяты последовательно,
  • гармоничные - одна и та же нота, взятая одновременно.

Итак, рассмотрим какие существуют величины интервалов:

  • Прима (1)
  • Секунда (2)
  • Терция (3)
  • Кварта (4)
  • Квинта (5)
  • Секста (6)
  • Септима (7)
  • Октава (8)

Также величиной интервала является количество в нем полутонов и тонов. Так, между ступенями образуются следующие интервалы: Чистая прима (0 полутонов)

  • Малая секунда (1 полутон)
  • Большая секунда (2 полутона)
  • Малая терция (3 полутона)
  • Большая терция (4 полутона)
  • Чистая кварта (5 полутонов)
  • Увеличенная кварта (6 полутонов)
  • Чистая квинта (7 полутонов)
  • Уменьшенная квинта (6 полутонов)
  • Малая секста (8 полутонов)
  • Большая секста (9 полутонов)
  • Малая септима (10 полутонов)
  • Большая септима (11 полутонов)
  • Чистая октава (12 полутонов)

Длительности

Если мы слушаем песни, то улавливаем на слух, что ноты и паузы есть разной длительности. Какие-то звучат дольше, какие-то быстрее… Для того, чтобы разобраться в длительностях, нам понадобиться метроном на 60 ударов.

Итак, разберемся в названиях и обозначениях:

  • целая нота - самая длинная. Ритмически состоит из 4-х ударов метронома.
  • половинная нота - в 2 раза короче целой ноты. Поэтому ритмически звучит на 2 удара метронома.
  • четвертная нота - ритмически идёт на каждый удар метронома.
  • восьмая нота - ускоряется в ритме по сравнению с четвертью в 2 раза. Поэтому на один удар метронома приходятся 2 восьмых!
  • шестнадцатая нота - естественно, еще в 2 раза быстрее, чем восьмушка. Поэтому на один удар метронома успевают пройти 4 шестнадцатые.

Вот, дорогие наши читатели, основы, которые обязательно нужно знать для вокалиста в сольфеджио. Вокал для начинающих возможен и без этого, но тем, кому хочется петь чисто интонируя и чувствовать ритм песен, это точно пригодится.

Если вы дочитали до этого места, то у вас явно серьезный подход к вокалу. А у нас серьезный подход к обучению:

Уникальная методика, которая показала свою эффективность на сотнях учеников.

Упражнения, которые позволят вам уже через месяц петь как высокие, так и низкие ноты, а через два месяца выступать и зарабатывать вокалом.

Педагоги, которые не представляют своей жизни без прогресса их учеников.

.

Желаю успехов в изучении материала! У Вас непременно всё получится!

Рассказываем о наиболее удобном для гитаристов подходе к развитию музыкального слуха, так назы- ваемому «сольфеджио с подвижной До», и его практическому применению в импровизации и чтении нот.

Статья будет интересна для всех музыкантов неклассического направления — джаз-, рок- и поп-музыкантов.

Если вы никогда не задумывались о развитии музыкального слуха и совсем не знакомы с сольфеджио, советуем прочитать Что такое сольфеджио и зачем оно нужно?

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

«Классическое» сольфеджио и гитара

Среднестатистический гитарист тратит на развитие музыкального слуха гораздо меньше времени, чем на технические упражнения.
Меж тем развитый музыкальный слух — то, что отличает музыканта от, собственно, не музыканта. Внятно импровизировать, чётко выражать свои музыкальные идеи невозможно без подтягивания ушей вслед за пальцами.

Всегда останавливает одно — тот избыток информации, присущий традици- онной системе преподавания сольфеджио, и отсутствием понимания каким образом вся эта тяжеловесная теоретическая составляющая может быть применена в повседневной музыкальной практике.

Мы, гитаристы, мыслим аппликатурами. При смене тональности, например, с Си-мажора на Ля-бемоль-мажор, я не стану соображать, что в Си-мажоре 5 диезов, а в Ля-бемоль- мажоре 4 бемоля — я просто передвину руку в нужную позицию и поменяю у себя в голове аппликатурную картину мира. Не то, что это знание не нужно или не важно, — отнюдь, но на гитаре как-то не чувствуешь первичность этого знания.

Почему сольфеджио у нас ассоциируется с фортепиано

Лет 150 назад в России любой мало-мальски образованный человек, а уж тем более музыкант, практически обязательно осваивал фортепиано в курсе обучения. Так и появилась «классическая» система преподавания сольфеджио с её жёсткой привязкой к фортепиано.

Для пианиста естественно визуализировать отношения между звуками с помощью клавиатуры фортепиано. Оно понятно: клавиатура перед глазами, сколько «чёрных клавиш в какой тональности» вызубрено, — на фортепиано волей-неволей начнёшь мыслить гармонически.

Однако, времена изменились. Гитаристов, которые начинают своё знакомство с гитарой через фортепиано сейчас единицы. Сейчас фортепиано — для многих это скорее барьер. Вот слухом никто и не занимается, — это кажется неприподъёмным.

А что можно развивать слух как-то иначе?

Да.
Наше привычное «фортепианное» сольфеджио отнюдь не единственный путь к развитому музыкальному слуху. Сольфеджирование, т.е. пропевание мелодий по нотам, как метод развития музыкального слуха появилось задолго до того, как клавишные инструменты получили широкое распространение.

Вообще, систем сольфеджио довольно приличное количество. И они не менее «классические». В современной европейской музыке в противовес «фортепианному» сольфеджио используется так называемое «сольфеджио с подвижной До», или Movable Do System, как называют этот метод в Berklee College of Music (США).

Что такое «сольфеджио с подвижной До»?

Идея, лежащая в основе системы с подвижной До, крайне проста:

Независимо от того, в какой вы сейчас тональности, будем называть первую ступень гаммы, т.е. тонику, — «До», вторую — «Ре», и т.д.

Сменилась тональность, — сменилась и наша До:

Таким образом мы воспринимаем мелодию не как набор конкретных нот на фортепиано, а как движение по ступеням лада (гаммы). Волей-неволей, каждую ноту мелодии тем самым мы будем соотносить с тоникой.

К слову говоря, ту традиционную у нас систему называют «сольфеджио с фиксированной До», fixed Do system.

Никто не утверждает, что система с подвижной До чем-то лучше. И у неё есть свои минусы, о которых ниже, — просто та её особенность, что можно абстрагироваться от фортепиано как нельзя лучше подходит современному гитаристу. Ведь для того чтобы слышать какую-либо ступень в гамме вовсе не обязательно знать какая конкретно это нота, — важно уметь соотносить её с тоникой.

То, что До — это первая ступень (а не, скажем, Ля) записано у нас в подсозна- нии ещё с начальной школы. Нам значительно труднее воспринимать «Фа# — Ля# — До# — тоническое мажорное трезвучие в тональности Фа-диез мажор», чем просто сказать, что «это До — Ми — Соль в тональности Фа-диез мажор».Легче сконцентрироваться на изучении отношений между ступенями (нотами, звуками) . А ведь для этого и было придумано сольфеджио, это и есть развитие музыкального слуха.

Запомнив как звучит отношение между, например, 6й ступенью (Ля) и тоники (До) в тональности До-мажор, вы легко распространите этот навык на все остальные мажорные тональности, ведь отношение между ступенями гамм мажорных тональностей одинаково. И услышав подобное отношение в тональности Фа-диез мажор, вы с уверенностью скажете, что это звучит 6- я ступень, т.е. Ля, тональности Фа-диез мажор. Сказанное верное и для минорных и для любых других тональностей. Сольфеджио с подвижной До даёт уверенное ощущение лада .

Лёгкость транспонирования . Выучив мелодию в одной тональности, вы без труда перенесёте её в любую другую — мы же имеем дело со ступенями лада, а не с нотами.

Лёгкость изменения лада . Уверенно слыша один лад, вы будете уверенно слышать и другой, проработав изменения в отношениях между ступенями.

Импровизация в ладу . Что нужно для того, чтобы уверенно импровизировать? Уметь строить мелодии у себя в голове и не вылетать из тональности. Что такое тональность?

Тональность = Тоника + Лад

Тонику вам дадут (например, басист, если он адекватен), ступени лада слышим, — вот она свобода импровизации.

Кстати, многие так и называют сольфеджио с подвижной До — импровизационное сольфеджио.

Дополнительные плюсы гитаристам

Вернёмся к аппликатурам.
Вот, например, одна из основных аппликатур мажорной гаммы с тоникой на 6й, 4й и 1й струнах. На этой аппликатуре проставим ступени лада:

Она подходит для любой мажорной гаммы и нисколько не изменится ни для До мажора, ни для Си-бемоль мажора, ни для Соль мажора (за исключением того, конечно, что начинаться будет с соответствующего лада на грифе):

Где тоника (До) всегда понятно, где какая ступень — тоже. Ну чем не фортепиано?
Проработав таким образом остальные аппликатуры, мы свяжем визуальное восприятие со слуховым. Это дополнительный первый плюс для гитаристов. В итоге получим осознанную игру.

Второй плюс , как следствие первого, — чтение нот. Аппликатурно-визуальные и слуховые составляющие у нас проработаны, где какая ступень в аппликатуре и как она связана с тоникой понимаем, -почему бы не начать читать ноты?

Есть правда небольшой нюанс, с системой с подвижной До не получится читать нотацию «как она написана», придётся научиться воспринимать нотную запись с точки зрения тоники и ступеней. Это на самом деле несложно и быстро осваивается, но всё же имеет место быть. И это первый минус .

Например, «Чижик-пыжик»:

Второй минус . А что если музыка атональна? Если невозможно понять что есть тоника?
Правда явление это редкое и находится во вселенной авангардной музыки. Но и там можно выкрутиться, приняв, например, за тонику первую ступень того аккорда, который вы сейчас играете. Если вообще вы будете играть аккорды в этом случае… и на гитаре…

Павел Тюкавин

Преподаватель гитары, импровизации, сольфеджио

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд , то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октав ы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си .

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек ). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый . Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье , выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты , то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой . Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера .

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

Громкость

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

Тембр

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.