Описание занятия по картине «На демонстрацию. Он видел сталина, а потом хрущева После демонстрации они видели сталина

Портфель редактора за 2013 год

При подготовке и в ходе визита Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева в США, в Вашингтон 7-10 декабря 1987 года нами не отмета-лась возможность и террористического ак-та в отношении советского руководителя.

Служебные значки охраны

Выпуск 1, 2006 год

Сотрудники правительственной охраны, организуя посещения режимных объектов многочисленными зарубежными делегациями, всегда стояли перед дилеммой: либо организовывать абсолютный и тщательный контроль, либо отказаться вообще от какой-либо проверки. В первом случае проверялись не только документы каждого члена делегации, приходилось использовать рамки- металлодетекторы или ручные индикаторы металла для выявления оружия или каких-либо запрещенных предметов, срывая все графики протокола, создавая на входах огромные очереди.

Правда о знамени

Выпуск 2, 2006 год

В августе 2005 г. Илье Яковлевичу Сьянову исполнилось бы 100 лет. Напечатанные нами отрывки из его воспоминаний - дань любви и глубочайшего нашего уважения к светлой памяти этого прекрасного человека, Героя Советского Союза, участника исторической битвы за Берлин. Все это записано по рассказам героя-ветерана, сохранилось в рукописях незаконченной им книги о штурме рейхстага и истинной правде о Знамени Победы.

Как чекисты спасали президента США

Портфель редактора за 2016 год

Во время одного из визитов президента США Рональда Рейгана нам удалось предотвратить покушение на него. Его должен был совершить аккредитованный на это мероприятие в пресс-группе Белого дома журналист, в далеком прошлом член террористической организации «Красные бригады»

ЭПРОН ОГПУ при СНК СССР. Летопись

Портфель редактора за 2012 год

2 ноября 1923 года вышел приказ ОГПУ за № 463 о создании Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) с объявлением ее первого штата. 17 декабря 1923 года вышел приказ ОГПУ №528, которым вновь объявляется о создании Экспедиции подводных работ особого назначения. Не очень ясно, но ЭПРОН всегда праздновал свой день рождения 20 декабря - в День чекиста.

Тогда в 41-м… К 70 – летию Великой Победы

Портфель редактора за 2015 год

В преддверии празднования 70-летия победы СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. над фашистской Германией мысль часто возвращалась к предвоенным событиям и событиям начального периода войны. За истекшие годы к мемуарам советских военачальников и маршалов, участников войны, добавились новые документы о войне, рассекречены некоторые архивы, что позволило подключиться профессиональным историкам к осмыслению хода и итогов войны.

К артина «Выходной день» Дмитрия Мочальского (1908–1988), великолепно выстроенная, пластически убедительная, в которой достигнуто единство в сочетании деталей и целого, - одна из лучших работ, представленных в ГТГ на выставке «Дмитрий Мочальский - романтик соцреализма», посвященной 100-летию со дня рождения художника. В свободной живописной манере изображен отдых двух молодых людей, тщательно продуманы цветовые соотношения, каждая деталь, каждый мазок. И получились емкие и выразительные образы.

Выходной день. 1967

Мастер советского бытового жанра, рассказчик в традициях П.Федотова, В.Маковского, Мочальский прошел отличную профессиональную школу: учился в Московском академическом художественном училище памяти 1905 года, брал уроки у Д.Н.Кардовского. В Академии художеств его педагогами были Н.Э.Радлов, В.Н.Мешков, Н.И. Чернышев, А.И. Савинов. Азы графического искусства он постигал у А.Д.Гончарова, совершенствовался в композиции у В.А.Фаворского, изучал основы пространственных соотношений у К.С.Петрова-Водкина. «Мне в жизни повезло с учителями, пробудившими во мне творческие порывы, привившими мне любовь к искусству», - писал Мочальский в автобиографии. Об «уроках» Кардовского и Петрова-Водкина напоминают показанные на выставке образные монументальные рисунки голов.

Победа. Берлин, 1945 год. 1947

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "Hadley". Мужские сумки - для ноутбука, сумки-планшеты, портфели, дорожные сумки, городские рюкзаки , сумки для документов, клатчи, а также аксессуары и женские сумки. Гарантия качества, доступные цены, скидки, доставка по России, в Москве курьером или самовывоз. Посмотреть каталог товаров и сделать заказ Вы сможете на сайте, который расположен по адресу: http://hadleybags.ru.

В годы войны Мочальский выезжал в районы боевых действий. Вместе с советскими войсками он вошел в разрушенный Берлин (рисунки углем из серии «Советские войска в Берлине, 1945)». В перерывах между командировками Мочальский преподавал в Суриковском институте. В 1940-е годы он написал картины «Зоя Космодемьянская», «Победа. Берлин, 9 мая», «Минёр. Донской фронт», «Возвращение с демонстрации», в которых использовал монументально-графический язык. Это яркие свидетельства времени.

После демонстрации. 1949

Мочальский считается продолжателем традиций русской реалистической школы. Поэтизируя повседневную жизнь, он делает ее пластически убедительной благодаря острому чувству цвета, блистательному размещению фигур в пространстве, умению находить некий духовный камертон общения своих персонажей, хорошо выстраивая мизансцены, где каждому отводится своя роль. В композициях подкупают естественность, непринужденность поведения героев.

Троица. 1975

Подружки. 1957

О роли композиции в его творчестве Мочальский высказался так: «Слово о композиции - если бы я сумел написать о ней, как я чувствую, это была бы песнь о ней, ее красоте. Как достичь художественной образности, внутренней красоты? Научиться видеть, жить и владеть профессией? Внимание, наблюдение, воображение и обобщение». Этим заветам он оставался верен всю жизнь. И умер на посту как солдат: в деканате Суриковского института.

Затянувшееся объяснение. 1954

В 1950-е годы манера письма художника становится более свободной, он отказывается от излишней проработанности деталей предыдущего периода. В Казахстане, в летних поездках на целину в 1950–1960-е гг. он с увлечением, большой проникновеностью изображает быт целинников, их жизнь - трудную, суровую, но полную романтики («Палатка трактористов», 1957, «Ухажеры», 1956). Не многим удавалось найти столь выразительные и простые средства для передачи поэзии повседневного труда, создать столь естественные и непринужденные композиции. Этюды, эскизы, наброски к картинам, портреты дают представление о том, как рождался замысел той или иной картины, о трудоемкой подготовительной работе. В них можно подметить, как бесконечно варьировал автор позы героев, их движения. Особено хороши полотна лирического плана - «Подружки» (1957), «Молодожены-целинники» (1959).

Первый беспартийный художник, возглавивший МОСХ, Мочальский был одним из организаторов памятной выставки к 30-летию МОСХа в Манеже. В спокойной манере он пытался разъяснить Хрущеву и партийным руководителям достоинства картин различных мастеров, прежде всего Р. Фалька, но не смог воспрепятствовать начавшейся политической травле художников.

В 1960–1970-е Мочальский совершенствовал свое мастерство, создав знаменитые работы «Четыре поколения» (1968), «Скатерть-самобранка» (1970)... А его рисунки - портретная галерея художников Виктора Попкова, Алексея Ткачева, Таира Салахова, Георгия Нисского - показывают, каким он был замечательным рисовальщиком.

Мочальский 51 год проработал в Суриковском институте, его учениками были братья А.П. и С.П.Ткачевы, Б.Н.Неменский, П.П.Оссовский, Н.А.Андронов, В.Ф. тожаров, О.В.Булгакова... Булгакова так писала об учителе: «Мочальский - целая эпоха в жизни его студентов. Каждый человек, каждая история, каждая картина остро переживались им как пластическое событие. Он был убежден, что человек становится художником, когда впервые осознает острую необходимость нарисовать поразившее его зрительное впечатление - чем угодно и на чем угодно, что есть под рукой, и это становится в дальнейшем естественным».

На выставке представлено около ста живописных и графических работ Мочальского из собраний Государственной Третьяковской галереи, Международной конфедерации союзов художников и семьи этого классика соцреализма.

Описание занятия по картине «На демонстрацию»

О. И. Соловьева. "Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду"
Издательство «Просвещение», М., 1966 г.
Приведено с сокращениями

Воспитательница. Посмотрите все на картину. Кто нарисован на картине?
Витя. На картинке нарисованы конь, мальчик и девочка.
Воспитательница. Кто это? (Показывает по очереди на фигуры матери и детей.)
Юра. Это мальчик, девочка и мама.
Воспитательница. Что держат в руках дети?
Света. Дети держат флажки.
Воспитательница. Какого цвета флажки?
Лида. Красные.
Воспитательница. Что делает мама?
Ляля. Мама Прикалывает девочке праздничный бант.
Воспитательница. Ты хорошо, Ляля, ответила! Детей мама празднично одела и купила им флажки к празднику 1 Мая. А что еще подарили детям к празднику 1 Мая?
Слава. Им подарили еще коня, куклу, мяч.
Воспитательница. Правильно. (Обращает внимание на стол.) Что стоит на столе?
Галя. На столе стоят цветы.
Воспитательница. А какие это цветы стоят на столе?
Дети затрудняются ответить.
Воспитательница. Праздник 1 Мая в какое время года бывает?
Коля. Праздник 1 Мая бывает всегда весной.
Воспитательница. Значит, это весенние цветы. Подумайте и назовите эти цветы.
Люся! Это подснежники.
Воспитательница. Что еще вы видите в комнате?
Лида. На стене висит радио.
Воспитательница. Это репродуктор. Дети, посмотрите на окно. Что видно в окошко?
Валя. В окошко видно дом.
Воспитательница. В окошко виден дом. (Предлагает повторить Вале.)
Воспитательница. Как украшены дома?
Надя. Дома украшены красиво: плакаты висят.
Лена. И на плакате написано «1 Мая».
Воспитательница. Правильно, написано «1 Мая». Куда собирается мама с детьми?
Витя. Они пойдут на демонстрацию.
Воспитательница. Что увидят они на улице?
Таня. Они увидят, как люди пойдут с флагами, портретами.
Воспитательница. Дети, придумайте рассказ про мальчика и девочку, которые нарисованы на картине: как они собирались на демонстрацию, что видели на улицах, что делали дома после демонстрации. (Дает детям подумать.)
Рассказы детей.
Люся. Мама нарядила Лену и Колю, и пошли они на улицу. На улицах было красиво. Лена и Коля видели, как шли нарядные люди, несли флаги и портреты. Лена и Коля тоже несли флажки. Всем было весело. Потом они пришли домой и стали играть в лошадку, мяч и куклу. Куклу Лёне мама подарила говорящую. Они весело играли, а потом радио слушали.
Коля. Таня и Коля собираются на праздник 1 Мая. Они взяли флажки и пошли. Много народу шло. Несли флаги, знамена, портреты. Таня и Коля махали всем флажками и кричали «ура». После демонстрации пришли домой. Они весело играли в новые игрушки. У них в комнате было красиво, празднично.
Галя. Мама Лену и Колю нарядила, и они пошли на демонстрацию. Они видели, как люди несли флаги, знамена. Они праздник провели весело.
Вова. В комнате у них было чисто, красиво, на столе стоят цветы, подснежники. Мама нарядила Колю и Лену, и пошли он на улицу демонстрацию смотреть. Лена и Коля махали флажками и кричали «ура». Люди песни пели. Потом пришли домой. Стали играть в игрушки, которые мама подарила к празднику 1 Мая. Мячик прыгал. Они смеялись. Им было весело.
При общем содержании, которое определяется картиной, в каждом из пяти рассказов детей были частные подробности, свидетельствующие о самостоятельной работе мысли, об отсутствии механического копирования рассказа товарища.
В приведенных рассказах при некоторой шероховатости языка нужно отметить не только связность и последовательность изложения, но и непосредственное чувство. Каждый рассказчик старался показать любовь детей к маме.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

В залах Третьяковской галереи на Крымском валу открылась экспозиция «Дмитрий Мочальский -- романтик соцреализма», посвященная столетию со дня рождения художника. Выставляя творения советского бытописателя, третьяковцы, видимо, решили начать мягкую реабилитацию искусства социалистического реализма, о которой еще несколько лет тому назад никто бы и не подумал.

Дмитрия Константиновича Мочальского (1908-1988), конечно, нельзя считать романтиком соцреализма: никаких бурь и натисков в его творчестве не заметно. А был он, так сказать, робким свидетелем-энтузиастом свершений советской эпохи, как бы человеком из демонстрации. Даже его известная по прежним советским школьным учебникам картина «Возвращение с демонстрации (Они видели Сталина)» 1949 года написана как косвенная здравица «отцу народов», а потому и на Госпремию она не потянула. Впрочем, холст с изображением радостных пионеров и суворовца, идущих по Москворецкому мосту со свернутыми знаменами, годился во все советские времена: ведь подзаголовок в скобках в определенный момент нашей истории исчез, а сомнительный отблеск Сталинской премии произведения не коснулся.

По своей стилистике картины Мочальского сродни советскому кинематографу, любившему хорошо поставленную «естественную» сцену. Так, например, еще один известный опус художника – огромное полотно «Победа. Берлин. 1945 год» (1947 год) с ликующими солдатами пред рейхстагом – можно было бы посчитать за эскиз к помпезному фильму Чиаурели «Падение Берлина», снятому через два года.

Но в целом Дмитрий Мочальский избегал и даже опасался прямых высказываний о своем времени. И тому были причины: в 1930-е годы его едва не выгнали из художественного института за «непролетарское» происхождение. Похоже, эту узду художник чувствовал всю свою жизнь.

Неплохой рисовальщик, Мочальский не делал портретов вождей. Да ему это, вероятно, и не дозволялось -- не Налбандян же. Наброски с коллег-художников, эскизы к картинам – вот и все его графическое наследие, которое на нынешнюю выставку представили наследники. Ученик Кардовского и Петрова-Водкина, еще юношей заставший времена Вхутеина-Вхутемаса, где он упражнялся в геометрической абстракции и потом в монументальном искусстве, Мочальский опасливо удовольствовался небольшой жанровой, бытовой живописью.

Знатный целинник

Тайный поклонник импрессионизма, который был под запретом, он хотел писать на пленэре. Советское плановое хозяйство пошло ему навстречу: в середине 1950-х годов началось так называемое освоение залежных земель северного Казахстана, то есть целины. Мочальский с видимым удовольствием писал загорелых целинников, рассветные и закатные пашни, цветастые лоскутные одеяла и коврики незамысловатого быта, легкий флирт членов полеводческих бригад – все это жизнерадостно, красочно и даже чуть правдивее, чем в фильме «Иван Бровкин на целине». Эта своеобразная «целиниана» сделала Мочальскому имя: в 1961 году он возглавил Московское отделение Союза художников СССР (МОСХ).

Покладистый председатель

Но тут судьба с ним сыграла дурную шутку. В декабре следующего года разразился знаменитый скандал вокруг выставки «30-летию МОСХА», когда приехавший в Манеж Никита Хрущев площадной бранью отлакировал как старых мастеров-формалистов Фалька, Штеренберга и других, так и молодую нонконформистскую поросль во главе с Белютиным, Неизвестным, Янкилевским и так далее. Как бы теперь ни оправдывали наследники и выученики Мочальского, а председатель МОСХа тогда спасовал перед истеричным первым секретарем КПСС и его свитой. Выставку он, что называется, «сдал». А о молодых художниках отозвался пренебрежительно: «Пижоны с бородками, в модных брючках, с натуры писали абстрактные вещи…». Обо всех тех событиях достаточно подробно написано в книге искусствоведа Юрия Герчука «Кровоизлияние в МОСХ». Впрочем, эту страницу в биографии Мочальского быстро пролистали и покладистого художника отправили в загранкомандирову, в Париж.

Что касается собственно творчества, то вспаханная в 50-е годы целина продолжала кормить художника всю оставшуюся жизнь, которая завершилась кончиной на административном посту – в деканате Суриковского института. Пожалуй, и нынешнюю выставку стоило разместить именно там.