Описание архитектуры усадьба маркова. Записаться на эту

В Особняк Маргариты Морозовой

Этот роскошный особняк на Смоленском бульваре хорошо известен москвичам по нескольким причинам. Во-первых, он является архитектурной достопримечательностью Москвы, во-вторых - с ним связаны имена его знаменитых хозяев: фабриканта Михаила Абрамовича Морозова и его супруги Маргариты Кирилловны (в девичестве Мамонтовой), в-третьих - потому что в этом доме часто бывали лучшие представители московской интеллигенции начала XX века: художник В. А. Серов, композитор Александр Скрябин, певец Леонид Собинов, поэт Андрей Белый и другие.

В начале XIX века на углу Смоленского бульвара и Глазовского переулка находилась усадьба генеральши Глазовой, имя которой сохранилось в названии переулка.
В 1879 году на фундаменте прежней постройки был выстроен новый особняк по проекту Александра Ивановича Резанова, академика архитектуры, ректора по архитектуре Академии художеств. Внешний вид дома отражал эпоху эклектики, стиль неогрек. Особняк был возведён для владельца большого пассажа на Кузнецком мосту, чаеторговца и владельца чайных плантаций на Кавказе, К.С. Попова.
В 1894 году особняк вновь перестраивался архитектором Виктором Александровичем Мазыриным для нового владельца - фабриканта Михаила Абрамовича Морозова. При перестройке внешний вид фасада сохранил свой стиль. Были пристроены два флигеля, соединённые с особняком. Когда Морозов внезапно скончался в возрасте 33 лет, дом достался его жене Маргарите Кирилловне.
В начале XX века особняк перешёл к фабрикантам Ушковым, а после национализации в доме открылся клуб Октябрьской революции. Несколько позже, в 1920-х годах, в усадьбе размещался райком партии, а затем филиал Дома пионеров Киевского района. Сегодня здесь располагается банк.

1. Главный дом расположен в глубине двора и полукруглыми крыльями соединён с небольшими двухэтажными флигелями.

2. В оформлении веранды и балкона использованы мотивы греческой классики.

3. Фронтон тоже украшен барельефом в греческом стиле.

4. Превосходная коллекция картин размещалась в зимнем саду и во многих комнатах этого великолепного особняка. Коллекцию Маргарита Кирилловна в 1910 году передала в дар Третьяковке. Западноевропейская часть коллекции позднее попала в Эрмитаж и Пушкинский.

5. Вид на задний фасад особняка со стороны Глазовского переулка.

В этом московском особняке часто бывал художник В.А. Серов. Здесь он написал известный портрет хозяина дома, портрет Маргариты Кирилловны был написан позже.


В.А. Серов. Портрет Маргариты Морозовой, 1910. Портрет М. А. Морозова, 1902

Маргарита Кирилловна уезжать из России после революции не захотела и вторую половину своей жизни прожила в бедности. От прошлых богатств у неё остался портрет младшего сына Мики, которого она пережила на пять лет.


В.А. Серов. Портрет Мики Морозова, сына М. К. Морозовой. 1901

Много интересной информации, связанной с хозяевами особняка, нашла в журналах моих друзей по ЖЖ - il-ducess и eho-2013

В начале XIX века здесь, на углу Смоленского бульвара и Глазовского переулка, находилась усадьба генеральши Глазовой. Но уже в 1879 году на фундаменте прежней постройки был выстроен новый особняк по проекту Александра Ивановича Резанова, академика архитектуры, ректора по архитектуре Академии художеств. В Санкт-Петербурге им был построен дворец великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной. В Москве он руководил внутренней отделкой храма Христа Спасителя.

Особняк на Смоленском бульваре был возведён для владельца большого пассажа на Кузнецком мосту, чаеторговца К. С. Попова, первым заложившего чайные плантации на Кавказе. Внешний вид особняка и его интерьеры были решены в стиле "неогрек": помпейская гостиная, русская столовая, зал в стиле ампир...

Однако в 1894 году особняк вновь перестраивается, теперь уже архитектором Виктором Александровичем Мазыриным, для нового владельца - фабриканта Михаила Абрамовича Морозова, который так же не чужд был романтики.

Главный дом расположен в глубине двора и полукруглыми крыльями соединен с небольшими двухэтажными флигелями. Ордерный декор веранды стилизует мотивы греческой классики. Интерьеры здания представляют собой необыкновенный сплав различных стилей и культур. Египетскую парадную с таинственными знаками на стенах охраняют сфинксы, а прежде здесь находился самый настоящий саркофаг с мумией. И в рассказе "Похороны мумии" описан случай, когда компания во главе с Морозовым решила вскрыть саркофаг. "Зачем же у вас в доме покойник" - спросил он (профессор Г.А. Захарьин)у хозяина дома. "Какой покойник?" - перепугался Морозов. "А мумия?" - не успокаивался Захарьин, и приказал он мумию убрать". По сюжету мумию похоронили, на самом же деле саркофаг вместе с содержимым был передан в 1896 году в дар Румянцевскому музею... Восточные узоры в гостиной неотличимы от лучших образцов арабского декоративного искусства. Помещение бывшего зимнего сада было приспособлено для размещения обширной живописной коллекции Морозова.

В особняке часто бывал художник В. А. Серов. Здесь же он написал известный портрет хозяина дома.

После смерти Михаила Абрамовича особняк перешёл к его вдове Маргарите Кирилловне. При ней в усадьбе собирался кружок московской интеллигенции. Здесь бывали композитор Александр Скрябин, певец Леонид Собинов, поэт , посвятивший хозяйке поэму и несколько стихотворений.

В начале XX века особняк перешёл к фабрикантам Ушковым, а после национализации в доме открылся клуб Октябрьской революции. Несколько позже, в 1920-х годах, в усадьбе стал размещаться райком партии, а затем филиал Дома пионеров Киевского района.

В 2019 году завершилась реставрация фасадов особняка.

galik_123 в Особняк Маргариты Морозовой

Этот роскошный особняк на Смоленском бульваре хорошо известен москвичам по нескольким причинам. Во-первых, он является архитектурной достопримечательностью Москвы, во-вторых - с ним связаны имена его знаменитых хозяев: фабриканта Михаила Абрамовича Морозова и его супруги Маргариты Кирилловны (в девичестве Мамонтовой), в-третьих - потому что в этом доме часто бывали лучшие представители московской интеллигенции начала XX века: художник В. А. Серов, композитор Александр Скрябин, певец Леонид Собинов, поэт Андрей Белый и другие.

В начале XIX века на углу Смоленского бульвара и Глазовского переулка находилась усадьба генеральши Глазовой, имя которой сохранилось в названии переулка.
В 1879 году на фундаменте прежней постройки был выстроен новый особняк по проекту Александра Ивановича Резанова, академика архитектуры, ректора по архитектуре Академии художеств. Внешний вид дома отражал эпоху эклектики, стиль неогрек. Особняк был возведён для владельца большого пассажа на Кузнецком мосту, чаеторговца и владельца чайных плантаций на Кавказе, К.С. Попова.
В 1894 году особняк вновь перестраивался архитектором Виктором Александровичем Мазыриным для нового владельца - фабриканта Михаила Абрамовича Морозова. При перестройке внешний вид фасада сохранил свой стиль. Были пристроены два флигеля, соединённые с особняком. Когда Морозов внезапно скончался в возрасте 33 лет, дом достался его жене Маргарите Кирилловне.
В начале XX века особняк перешёл к фабрикантам Ушковым, а после национализации в доме открылся клуб Октябрьской революции. Несколько позже, в 1920-х годах, в усадьбе размещался райком партии, а затем филиал Дома пионеров Киевского района. Сегодня здесь располагается банк.

1. Главный дом расположен в глубине двора и полукруглыми крыльями соединён с небольшими двухэтажными флигелями.

2. В оформлении веранды и балкона использованы мотивы греческой классики.

3. Фронтон тоже украшен барельефом в греческом стиле.

4. Превосходная коллекция картин размещалась в зимнем саду и во многих комнатах этого великолепного особняка. Коллекцию Маргарита Кирилловна в 1910 году передала в дар Третьяковке. Западноевропейская часть коллекции позднее попала в Эрмитаж и Пушкинский.

5. Вид на задний фасад особняка со стороны Глазовского переулка.

В этом московском особняке часто бывал художник В.А. Серов. Здесь он написал известный портрет хозяина дома, портрет Маргариты Кирилловны был написан позже.


В.А. Серов. Портрет Маргариты Морозовой, 1910. Портрет М. А. Морозова, 1902

Маргарита Кирилловна уезжать из России после революции не захотела и вторую половину своей жизни прожила в бедности. От прошлых богатств у неё остался портрет младшего сына Мики, которого она пережила на пять лет.


В.А. Серов. Портрет Мики Морозова, сына М. К. Морозовой. 1901

Много интересной информации, связанной с хозяевами особняка, нашла в журналах моих друзей по ЖЖ - il-ducess и eho-2013