Одоевский «Городок в табакерке. В.Ф. Одоевский. «Городок в Табакерке» презентация к уроку по чтению (4 класс) на тему Скачать презентацию сказки городок в табакерке





















Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.


Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкою и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу. Да отчего же, подумал Миша, папенька сказал, что в этом городке и без меня тесно? Нет, видно, в нем живут добрые люди, видите, зовут меня в гости. Извольте, с величайшею радостью!


Динь-динь-динь! отвечал мальчик. Пройдем, не беспокойтесь, ступайте только за мной. Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом, казалось, своды подымались, и наши мальчики всюду свободно проходили; когда же они дошли до последнего свода, тогда мальчик- колокольчик попросил Мишу оглянуться назад. Миша оглянулся, и что же он увидел? Теперь тот первый свод, под который он подошел, входя в дверцы, показался ему маленьким, как будто, пока они шли, свод опустился. Миша был очень удивлен.


Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали. Весело вы живете, сказал им Миша, век бы с вами остался. Целый день вы ничего не делаете, у вас ни уроков, ни учителей, да еще и музыка целый день. Динь-динь-динь! закричали колокольчики. Уж нашел у нас веселье! Нет, Миша, плохое нам житье. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку? Мы бы уроков не побоялися. Вся наша беда именно в том, что у нас, бедных, никакого нет дела; нет у нас ни книжек, ни картинок; нет ни папеньки, ни маменьки; нечем заняться; целый день играй да играй, а ведь это, Миша, очень, очень скучно. Поверишь ли? Хорошо наше черепаховое небо, хорошо и золотое солнышко и золотые деревья; но мы, бедные, мы насмотрелись на них вдоволь, и все это очень нам надоело; из городка мы ни пяди, а ты можешь себе вообразить, каково целый век, ничего не делая, просидеть в табакерке, и даже в табакерке с музыкою.


Только что Миша к нему подошел, как надзиратель закричал: Шуры-муры! кто здесь ходит? кто здесь бродит? Шуры-муры? кто прочь не идет? кто мне спать не дает? Шуры-муры! шуры-муры! Это я, храбро отвечал Миша, я Миша... А что тебе надобно? спросил надзиратель. Да мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков, они все такие умные, такие добрые, такие музыканты, а по вашему приказанию дядьки их беспрестанно постукивают... А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, все на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры...


Смотрит, золотой шатер с жемчужною бахромою; наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна Пружинка и, как змейка, то свернется, то развернется и беспрестанно надзирателя под бок толкает. Миша этому очень удивился и сказал ей: Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете? Зиц-зиц-зиц, отвечала царевна. Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На все смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!


В одно мгновение пружинка с силою развилась, валик сильно завертелся, молоточки быстро застучали, колокольчики заиграли дребедень и вдруг пружинка лопнула. Все умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались...


С В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО,2010. slovari.yandex.ru 4/ list da-zdra-per-m.livejournal.com PlanetaSkazok.ru allskazki.ru

Cлайд 1

«Городок в табакерке» Выполнила: Учитель начальных классов ГБОУ г.Москвы СОШ №899 Гусейнова М.Э.

Cлайд 2

Лежит ежик у елки, у ежа иголки, А внизу, похожие на маленьких ежат, Шишки прошлогодние на траве лежат.

Cлайд 3

Cлайд 4

В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом «Дедушка Ириней». Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей «Детские сказки дедушки Иринея». Сюда вошли сказки «Червячок», «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке».

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

Бюро - письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, - и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.

Cлайд 16

Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкою и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу. “Да отчего же, - подумал Миша, - папенька сказал, что в этом городке и без меня тесно? Нет, видно, в нем живут добрые люди, видите, зовут меня в гости”. - Извольте, с величайшею радостью!

Cлайд 17

- Динь-динь-динь! - отвечал мальчик. - Пройдем, не беспокойтесь, ступайте только за мной. Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом, казалось, своды подымались, и наши мальчики всюду свободно проходили; когда же они дошли до последнего свода, тогда мальчик-колокольчик попросил Мишу оглянуться назад. Миша оглянулся, и что же он увидел? Теперь тот первый свод, под который он подошел, входя в дверцы, показался ему маленьким, как будто, пока они шли, свод опустился. Миша был очень удивлен.

Cлайд 18

Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали. - Весело вы живете, - сказал им Миша, - век бы с вами остался. Целый день вы ничего не делаете, у вас ни уроков, ни учителей, да еще и музыка целый день. - Динь-динь-динь! - закричали колокольчики. - Уж нашел у нас веселье! Нет, Миша, плохое нам житье. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку? Мы бы уроков не побоялися. Вся наша беда именно в том, что у нас, бедных, никакого нет дела; нет у нас ни книжек, ни картинок; нет ни папеньки, ни маменьки; нечем заняться; целый день играй да играй, а ведь это, Миша, очень, очень скучно. Поверишь ли? Хорошо наше черепаховое небо, хорошо и золотое солнышко и золотые деревья; но мы, бедные, мы насмотрелись на них вдоволь, и все это очень нам надоело; из городка мы - ни пяди, а ты можешь себе вообразить, каково целый век, ничего не делая, просидеть в табакерке, и даже в табакерке с музыкою.

Cлайд 19

Только что Миша к нему подошел, как надзиратель закричал: - Шуры-муры! кто здесь ходит? кто здесь бродит? Шуры-муры? кто прочь не идет? кто мне спать не дает? Шуры-муры! шуры-муры! - Это я, - храбро отвечал Миша, - я - Миша... - А что тебе надобно? - спросил надзиратель. - Да мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков, они все такие умные, такие добрые, такие музыканты, а по вашему приказанию дядьки их беспрестанно постукивают... - А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, все на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры...

Cлайд 20

Смотрит, золотой шатер с жемчужною бахромою; наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна Пружинка и, как змейка, то свернется, то развернется и беспрестанно надзирателя под бок толкает. Миша этому очень удивился и сказал ей: - Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете? - Зиц-зиц-зиц, - отвечала царевна. - Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На все смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!

Слайд 1

«Городок в табакерке»

Выполнила: Учитель начальных классов ГБОУ г.Москвы СОШ №899 Гусейнова М.Э.

Слайд 2

Слайд 4

Слайд 6

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 14

Затеплилась звездочка – Право - С сими словами – Учтиво –

с этими словами очень вежливо

Слайд 15

Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, - и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.

Слайд 16

Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкою и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу. “Да отчего же, - подумал Миша, - папенька сказал, что в этом городке и без меня тесно? Нет, видно, в нем живут добрые люди, видите, зовут меня в гости”. - Извольте, с величайшею радостью!

Слайд 17

Динь-динь-динь! - отвечал мальчик. - Пройдем, не беспокойтесь, ступайте только за мной. Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом, казалось, своды подымались, и наши мальчики всюду свободно проходили; когда же они дошли до последнего свода, тогда мальчик-колокольчик попросил Мишу оглянуться назад. Миша оглянулся, и что же он увидел? Теперь тот первый свод, под который он подошел, входя в дверцы, показался ему маленьким, как будто, пока они шли, свод опустился. Миша был очень удивлен.

Слайд 18

Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали. - Весело вы живете, - сказал им Миша, - век бы с вами остался. Целый день вы ничего не делаете, у вас ни уроков, ни учителей, да еще и музыка целый день. - Динь-динь-динь! - закричали колокольчики. - Уж нашел у нас веселье! Нет, Миша, плохое нам житье. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку? Мы бы уроков не побоялися. Вся наша беда именно в том, что у нас, бедных, никакого нет дела; нет у нас ни книжек, ни картинок; нет ни папеньки, ни маменьки; нечем заняться; целый день играй да играй, а ведь это, Миша, очень, очень скучно. Поверишь ли? Хорошо наше черепаховое небо, хорошо и золотое солнышко и золотые деревья; но мы, бедные, мы насмотрелись на них вдоволь, и все это очень нам надоело; из городка мы - ни пяди, а ты можешь себе вообразить, каково целый век, ничего не делая, просидеть в табакерке, и даже в табакерке с музыкою.

Слайд 19

Только что Миша к нему подошел, как надзиратель закричал: - Шуры-муры! кто здесь ходит? кто здесь бродит? Шуры-муры? кто прочь не идет? кто мне спать не дает? Шуры-муры! шуры-муры! - Это я, - храбро отвечал Миша, - я - Миша... - А что тебе надобно? - спросил надзиратель. - Да мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков, они все такие умные, такие добрые, такие музыканты, а по вашему приказанию дядьки их беспрестанно постукивают... - А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, все на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры...

Слайд 20

Смотрит, золотой шатер с жемчужною бахромою; наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна Пружинка и, как змейка, то свернется, то развернется и беспрестанно надзирателя под бок толкает. Миша этому очень удивился и сказал ей: - Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете? - Зиц-зиц-зиц, - отвечала царевна. - Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На все смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!

Слайд 25

С В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО,2010. slovari.yandex.ru http://clubs.ya.ru/fetes-galantes/posts.xml?tb=530 http://www.liveinternet.ru/users/iposlad/rubric/1663824/ http://construct.md/ru/moldova/cuzneabudulaia/storelist da-zdra-per-m.livejournal.com PlanetaSkazok.ru allskazki.ru

Разделы: Начальная школа , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • познакомить с жизнью и творчеством В.Ф.Одоевского;
  • изучить литературную сказку “Городок в табакерке”;
  • пополнять словарный запас учащихся;
  • формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы.

Оборудование: презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

. (Слайд 1)

2. Речевая разминка.

(Слайд 2)

– Прочитайте скороговорку жужжащим чтением.

– Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом слова “ежик”, “ежа”, “ежата”, с утвердительной интонацией на этих же словах.

– Прочитайте с ускорением, с замедлением.

3. Введение в тему

.

– Сегодня мы открываем новый раздел, который называется “Литературные сказки”.

– Как вы понимаете смысл раздела? Какие произведения могут в него входить?

– Первое произведение, с которым мы познакомимся в этом разделе В.М.Одоевского “Городок в табакерке”.

4. Знакомство с биографией автора.

– В.Ф.Одоевский родился в 1803 году в Москве. Получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати. На протяжении многих лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского с А.С.Пушкиным. Одоевский замечал и всемирно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это и Лермонтов, и Тургенев, и Достоевский. (Слайд 3)

В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом “Дедушка Ириней”. Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”. (Слайд 4)

– Сказка называется “Городок в табакерке” (Слайд 5)

– А что такое “табакерка”? (Слайд 6 – 8)

– В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.

Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.

Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.

Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа - прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки.

5. Чтение произведения учителем.

По ходу чтения произведения ведется словарно-орфографическая работа .

– Что такое бюро? (Слайд 9)

– К какой горке ходил Миша? (Слайд 10)

– Что такое ставни? (Слайд 11)

– Объясните, что обозначает слово флюгер. (Слайд 12)

– Какую бумагу называют “тисненой”? (Слайд 13)

– Сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.

– А знаете ли вы значение этих слов? (Слайд 14)

6. Физкультминутка.

7. Работа над содержанием сказки.

– С чего начинается сказка? Прочитайте.

– Подберите синонимы к слову “папенька”

– Найдите и прочитайте отрывки, соответствующие иллюстрации. (Слайд 15)

– Что особенного было в проводнике? Почему у него была такая поговорка?

– Какую историю вспомнил Миша? Что показалось смешным мальчику-колокольчику?

– В чем ошибся Миша, посмотрев на колокольчики?

– Кем являлся надзиратель? Как вы думаете, почему он переворачивался с боку на бок?

– С кем встретился Миша? О чем рассказала “царевна-пружинка” Мише?

– Поверил ли ей Миша? Докажите.

8. Итог урока

. (Слайд 22)

– Понравилась ли вам сказка?

– Ваши впечатления от прочитанного?

– Действительно ли Миша побывал в городке в табакерке?

– Чем закончилась история?

– Что хотел сказать читателям В.М.Одоевский в своем произведении?

9. Домашнее задание.

Тема: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”.

Цель : познакомить учащихся с научно-познавательной литературной сказкой В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке», используя методы исследования, развивать интерес к механике.

Задачи урока:

а) образовательные: Создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию и осмыслению сказки Одоевского «Городок в табакерке». Формировать навыки выборочного чтения; грамотного составления ответов на вопросы, учить передавать содержание прочитанного.

б) развивающие:Создать условия для развития умения находить слова, которые помогают описать эмоциональное состояние героев, для развития техники чтения учащихся, пополнить словарный запас учащихся.

в) воспитывающие:Способствовать воспитанию любви к чтению, любознательности, при помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулка.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке”. презентация»


Гусли-самогуды:

Сами заводятся,

Сами играют,

Сами пляшут.

Сами песни поют.








Табакерка с часами

Табакерка 3.2x2.9x12.2 cм Россия. 17 век.


Особую популярность в середине XVIII столетия получили

фигурные табакерки.


Табакерка с портретом великого князя Павла Петровича Золото, серебро, бриллианты, эмаль; чеканка, роспись. 3.3х7.1х5.5 см Адор, Жан Пьер. Россия. Санкт-Петербург. 1774

Материалы: гелиотроп, золото, алмазы, рубины, изумруды, стакан, фольга

Табакерка с памятником Екатерине II Золото, серебро, эмаль, бриллианты, сапфиры; литье, чеканка, роспись, пунцирование, гильошировка. Выс. 1.9; диам. 6.9 см Шарф, Иоганн Готлиб. Россия. Санкт-Петербург. 1776г


Музыкальная табакерка Золото, эмаль и алмазы. (Женева) c. 1820

Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа - прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки.



Горка – это мебель для посуды


Бюро - письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой


Ставни - деревянный затвор на окнах в деревянных домах.


Флюгер - прибор для определения направления и измерения скорости ветра.


Шатёр

покрытие в виде высокой многогранной пирамиды

Где вы видели шатёр , и что это такое?


Объясните значение слова бахрома .

Бахрома

украшение к занавесям,

тесьма с висящими с одной стороны нитями.



Проверь себя!

6 – колокольчики, валик, молоточки, царевна Пружинка