Обучение технике рисования у син. О философии живописи у-син. Практическое занятие по пройденным темам

Традиционная китайская живопись пользуется популярностью во всем мире. Благодаря своим уникальным особенностям письма, китайские живописцы способны передать суть объекта всего несколькими штрихами.

Традиционная берет свое начало за 6000 до нашей эры, в эпохе неолита. В своей ранней стадии развития, китайская роспись была тесно связана с ремеслами. До сих пор археологи находят древнюю расписанную керамику и украшения.

Картины в Китае пишут тушью, растительными и минеральными красками, напоминающими акварель. Традиционна роспись ткани (пеньковой и хлопчатобумажной ткани, шелка) или специальной бумаги из бамбукового или конопляного волокна, рисовой бумаги . Как правило, картины сворачиваются в свиток или подвешиваются для украшения стен. Кисти для рисования используются разные? от очень широких (5 см.) до самых узких (5 мм.).

Отличительной особенностью китайской живописи считается линейный стиль отображения. Образы сюжета творятся четкими либо слабыми штрихами, но не объемом или светотенью. Элементарными линиями китайские мастера создают совершенные по своей глубине картины, которые ценятся во всем мире.

Уникальной характеристикой китайской живописи является использование каллиграфии (поэтических надписей), как части самой картины. Значение каллиграфии заключается в способности автора выражать тему и концепцию картины более четко и глубоко. Простейшие надписи состоят из имени художника и даты. Некоторые талантливые живописцы рифмуют стихи и записывают их на полотнах. Традиционная китайская живопись — это сочетание живописи, каллиграфии, поэзии, гравировки и печати .

Существует два основных стиля китайской живописи: се-и и гунби

М ы очень долго шли к открытию классов по живописи У-Син. И вот все договоренности достигнуты и с нами теперь мастер Андрей Щербаков ! Это один из самых известных преподавателей китайской живописи и каллиграфии в нашей стране .

По числу элементов в живописи У-Син имеются пять перводвижений , которые, по сути, являются языком этой живописной традиции. Чтобы нарисовать что-либо, необходимо почувствовать стихию этого объекта, увидеть его истинную природу. Как это увидеть, начать лучше понимать себя и окружающий мир, как развить свою чувствительность и интуицию? Ответ на эти вопросы дает живопись У-Син.


Андрей Щербаков показывает основные мазки живописи У-Син

Язык живописи У-Син открывает безграничные горизонты для творчества и самопознания.

Максим Парнах рассказывает о сути живописи У-Син в интервью Андрею Щербакову

Сложно? Легко!

Уже на первом занятии У-Син вы напишете прекрасную работу — даже если до этого никогда не рисовали. Однако не стоит нацеливаться на результат, гораздо большее значение имеет сам процесс и ваша медитация с кистью в руках и красками на столике. Одним из самых ценных результатов занятия живописью У-Син является расширение вашего сознания за пределы бытового ума. Не менее ценным будет приобретенный вами ресурс художественного видения, расширяющего восприятие окружающей действительности, дающего свободу мышления.

Освоение живописи У-Син позволит вам спустя какое-то время нарисовать хорошую картину как в китайском, так и в европейском стиле. Сколько времени на это уйдет зависит только от вас.

Работа Андрея Щербакова

Приглашаю Вас присоединиться к нашим урокам по живописи у-син этим летом. Основа живописи у-син это искусство чувствовать природу, искусство взаимодействия с внешним миром. Именно этому по сути мы и учимся в нашей живописи пяти первоэлементов.

Добрый день. Меня зовут Андрей Щербаков. Я являюсь руководителем московской Школы живописи У-син. Сегодня я хотел бы познакомить вас с нашим творчеством, показать картины, которые рисуем мы и учим рисовать наших учеников, а также рассказать о взаимосвязи нашей живописи, системы пяти элементов У-син и китайской традиционной живописи.

Живопись у-син – это техника саморазвития, выстроенная на основе совмещения приёмов китайской живописи го-хуа, системы 5-и элементов у-син и других понятий даосской натурфилософии. Изображение предметов, существ и пейзажей в технике живописи у-син связано больше с познанием их внутренней сути, чем внешней формы. Художник, развивающийся в технике живописи у-син, сосредотачивается на познании принципов следования дао через кисть. В живописи у-син есть несколько базовых принципов.

Первый принцип позволяет художнику проработать свои психологические качества через движение. На первом этапе обучения художник создаёт мазки лишь при помощи движений рукой. Второй этап связан с включением в процесс рисования корпуса, на третьем этапе создание картины превращается в полноценный танец. На последнем этапе для человека, практикующего живопись у-син, важно чувствовать крайне тонкие аспекты движения. Процесс увеличения чувствительности связан с преодолением скованности и ограниченности в движениях. Известным фактом является то, что психологические проблемы человека неразрывно связаны с физическими зажимами. Поэтому можно сказать, что живопись у-син является своеобразной разновидностью телесно ориентированной психотерапии.

Второй принцип – заключается в системе У-Син. 5 элементов у-син, знаменуют собой 5 качеств энергии – дерево, огонь, земля, металл, вода. В живописи каждому из этих элементов соответствует определенное движение, и только этими пятью видами мазков художник У-син пишет свои картины. В этом аспекте живопись у-син больше похожа на ушу, чем на академические техники живописи. Особенно много сходства с синъицюань, где 5 базовых форм соответствуют 5-и элементам у-син.

Третий принцип состоит в совмещении в одном рисунке сразу нескольких искусств. Учась живописи у-син, ученик очень быстро выходит за рамки живописи, когда стремится украсить рисунок каллиграфической надписью. Вследствие увлечения каллиграфией, как правило, просыпается интерес к изучению китайского. Необходимость подобрать красивую надпись влечёт за собой интерес к поэзии. И каллиграфия и живопись основаны на координации движений и дыхания, так что очень скоро ученик начинает осваивать элементы цигун. Интерес к отработке движений и необходимость рисовать всем телом порождает интерес к у-шу, танцам и йоге. Создание рисунка в китайской традиции, как правило, завершается печатью. А ведь печать тоже интересно изготовить самому, и так ученик уже начинает увлекаться резьбой и лепкой. А ведь нарисованную картину нужно ещё и красиво оформить и правильно разместить. И т.д. Таким образом, начиная заниматься живописью у-син, человек оказывается втянутым в процесс постоянного самосовершенствования.

Четвёртый принцип: в непривязанности к художественному результату. Цель художника, развивающегося в живописи у-син – самосовершенствование. Картина, которая получается в результате, выступает лишь как критерий развития художника, не являясь при этом целью самого творческого процесса.

Что такое 5 элементов у-син и как эта система воплощена в живописи.

Лучше всего посмотреть видео, в котором я подробно об этом рассказываю:

В качестве образцов живописи у-син, предлагаю посмотреть видео с моими последними картинами:

Тема живописи У-син весьма обширна, количество картин велико, поэтому, если у вас есть желание познакомиться с творчеством поближе, рекомендую

Звезда У-Син - это целая система знаний. И тот кто не знает китайской философии тому сложно овладеть ею самостоятельно. Приглашаем Вас на наш курс, где вы сможете получить не только теоретические, но и практические знания по китайской медицине.

1. Мы научим Вас рассчитывать код здоровья, составлять матрицу здоровья каждого конкретно человека.

2. Определять зоны риска по здоровью и как эти зоны (уязвимые места) корректировать.

3. Вы научитесь читать психологический портрет человека.

4. На основе матрицы здоровья и при помощи психологического портрета вы научитесь говорить людям правильные, нужные слова.Сможете легко договориться и понять человека.

Эта система поможет Вам:

- легко договариваться со своими детьми, близкими;

- повысить свою коммуникабельность, значимость в коллективе;

- позволит двигаться по карьерной лестнице семимильными шагами;

- это колоссальная система знаний, которая Вам поможет по жизни.

I Курс обучения по У-Син 1-2:

Занятие № 1 Звезда У-Син:

- Теория по звезде У-Син;

- Западный и восточный типы мышления;

- Круг порождения. Круг разрушения (угнетения);

- Анализ каждого из первоэлементов.

Занятие № 2:

- Составление числового ряда (рабочего ряда);

- Законы перетекания энергий по У-Син 1- 2;

- Режимы в У-Син 1.

Занятие № 3:

- Составление индивидуальной карты здоровья по дате рождения;

- Домашнее задание: - составить 10 индивидуальных карт здоровья.

Занятие № 4:

- Практическое занятие. Разбор индивидуальных карт;

- Зарядка по Звезде У-Син. Обучение.

Занятие № 5:

- Практическое занятие. Зачет по картам здоровья.

Занятие № 6:

- Стихии: Огонь, Земля.

Занятие № 7:

- Психология по звезде У-Син 1-2;

- Стихии: Металл, Вода, Дерево.

Занятие № 8:

- Разбор индивидуальной психоматрицы по числу, месяцу и году рождения.

Занятие № 9:

- Практическое занятие.

-Домашнее задание: рассчитать 10 карт и составить по ним психологический портрет (разбор портретов).

Занятие № 10:

- Практическое занятие. Зачет по карте здоровья. Психология.

Занятие № 11:

- Построение числового ряда для рождённых после 2000 года;

- Расчёт матрицы здоровья (дети после 2000 года).

Занятие № 12:

- Практическое занятие. Домашнее задание: Рассчитать 10 матриц по здоровью.

Занятие № 13:

- Составление программы восстановления здоровья;

Занятие № 14:

- Практическое занятие. Зачёт.

II Курс обучения по У-Син 3-4, + курс по нумерологии:

Занятие № 1:

- Психокоррекция на уровне матрицы (индивидуальный подход);

- Определяем стихии рабочего года (работа по карте здоровья).

Занятие № 2:

- Практическое занятие;

- Сделать коррекцию 10 карт и дать им характеристику.

Занятие № 3 Нумерология:

- Жизненный код человека;

- Характеристика всех цифр жизненного кода;

- Работа с группой.

Занятие № 4:

- Тибетский крест - I часть;

- Разбор всех цифр тибетского креста.

Занятие № 5:

- Тибетский крест - II часть;

- Профессии по Тибетскому кресту.

Занятие № 6:

- Квадрат Пифагора;

- Характеристика цифр в квадрате Пифагора;

- Характеристика всех линий в квадрате Пифагора.

Занятие № 7:

- Практическое занятие по пройденным темам;

- Соединение звезды У-Син с нумерологией.

Занятие № 8:

- Расчёт годового жизненного ряда человека;

- Сильные и слабые энергетические дни (расчёт);

- Энергетика человека (расчёт);

- Домашнее задание: рассчитать 10 карт здоровья (по полной версии).

Занятие № 9:

- Вечный календарь (как им пользоваться);

- Схема консультирование по звезде У-Син;

- Практическое занятие.

Занятие № 10:

- Здоровье и профилактика по звезде У-Син. (Индивидуальная карта);

- Разбор в группе.

Занятие № 11:

- Зачёт по пройденным темам.

Порядок проведения занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия - 2 часа. Всего 25 занятий. После каждого занятия дается домашнее задание (если требуется).

Предоставляется возможность обучаться в:

дневной группе - по Субботам с 10.00 ч. до 12.00 ч.,

вечерней по Четвергам с 18.30 ч. до 20.30ч.

Стоимость занятия (2 часа) - 800 руб. Абонемент на месяц стоит 2800 рублей (4 занятия по 700 руб.)

Оплата производится в начале месяца (за весь месяц).

Возможен подбор индивидуальной программы обучения.

Начало занятий планируется с середины сентября (14, 21 сентября)

Открывается предварительный набор в группу: набираем 15 - 20 человек.

Запись началась!!!Успейте забронировать себе место в группе.

Чтобы понять суть китайской живописи У-Син важно знать то, на чем она основывалась и развивалась.

Китайская живопись У-Син является продолжением традиций китайской живописи, пустившей корни в России. Она соединяет в себе философию Дао, философию и технику китайской каллиграфии и живописи, но, как выросшая на новой земле, не ограничивает человека жесткими рамками традиции. Китайская живопись У-Син относится к правополушарной живописи, раскрывая подсознание человека для него самого через движения и раскрытия нового подхода к творчеству.

Само понятие «у-син» зародилось в Древнем Китае, по некоторым данным более сорока веков назад. У-Син в ее современной интерпретации это особая философия, уходящая своими истоками к неоконфуцианству и Дао.

«У-Син» было переведено с китайского на русский как «пять элементов» или «пять фаз», но на самом деле это не точный перевод. «У Син» в действительности является сокращением от «У чжун лю син чжи ци», что означает «пять типов ци, доминирующих в разное время». Система У-Син является воплощением одной из мер нашего мира, которая возводит все многообразие выражения энергии ци к пяти состояниям, то есть к пяти видам ее трансформации.

Для китайской философии, которая гармонично вплела в себя буддизм, понятие первосубстанции ци является основополагающим. Это та самая жизненная сила, которая наполняет каждый атом Вселенной, она же является и его родителем. Для китайцев дух и материя не является чем-то отдельным друг от друга. Материя для них является одной из форм духа, и не ставится ниже или выше. По сути есть только ци, которая сгущаясь образует объекты, а разряжаясь создает пустоту. Ци можно представить себе в виде воздуха или, говоря метафизично, эфиром. Она есть повсюду, так как является первоматерией. Именно поэтому в вакууме, по современным исследованиям, возникает вещество как бы из ниоткуда. Можно сказать, что ци — это сила быть. Потеря человеком этой силы приводит к угасанию через болезни и смерти. На этом, например, построена философия Фен-Шуй, которая утверждает, что когда человек научится жить в гармонии с ци, с ее Вселенским ритмом, он будет вместилищем любых богатств, в том числе и глубокого долголетия.

Философия У-Син перекликается с сакральными текстами средневековой Европы, в которых числу пять придается очень важное значение. Не случайно у человека пять пальцев, а сам он, стоя и расправив конечности, похож на пятиконечную звезду. Число пять, поэтому, в западной философии символизирует совершенного человека.

Философия У-Син говорит о том, что Великий Предел, или изначальная материя, в начале разделился на две части – Инь и Ян, которые в свою очередь породили пять стихий – Дерево, Огонь, Металл, Землю и Воду. Не надо их в своем сознании объединять с современным понятием четырех греческих стихий, которые легли в основу западной астрологии. В философии У-Син пять стихий являются пятью движениями ци, перетекают друг в друга, влияют друг на друга, и этим творят весь обозримый человеком мир. Поэтому будем верно называть их пятью движениями.

Именно потому китайская живопись У-Син является особым инструментом в руках человека, стремящегося к познанию мира и себя. Проще говоря, она объединяет прежде разрозненное, разноритмичное в человеке и позволяет ему соединиться со Вселенной через пять движений кистью руки, которые в начале могут быть очень непривычными для европейского человека.

Жизнь, состояния и направления своей жизненной силы человеком можно разделить на пять составляющих, которые выражаются по своим характеристикам пятью движениями У-Син. Потому здесь важно понять, что же стоит за понятиями Дерево, Огонь, Вода, Земля и Металл и какими свойствами их наделили великие китайские мыслители.

Прежде всего, давайте определимся, что эти понятия не имеют своих материальных проявлений в привычном для нас виде. Это образы и не более того. Древние китайцы наблюдали за миром и увидели определенные повторяющиеся друг за другом алгоритмы. И чтобы было понятно, они дали им названия тех объектов, которые сходны с ними по свойствам.

Так Дерево – характеризует движение ци, которое можно обозначить категориями: рост, развитие, прямота, выносливость, плодовитость, начало завоеваний. Дерево относится к времени года – весне. Соотносится с частью света – востоком. И потому занимает обычно первое место в круговороте движений ци.

При переносе взгляда на жизненную активность человека можно сказать, что максимально человек проявляет в себе черты Дерева в юности. А также, когда с энтузиазмом берется за дело. Его сила подобна силе дерева, способна пробить и жесткий асфальт, а также накормить, обогреть и позаботиться. В человеческих отношениях состояние Дерево проявляется в их начале. Именно эти мгновения, дни, месяцы дают плоды для будущего этих людей и их отношений. В этот период происходит процесс ухаживания, цветочный период в отношениях мужчины и женщины.

За Деревом по кругу У-Син следует Огонь. Он характеризует бурное цветение, активное развитие во всех направлениях, зрелость, силу, тепло, жар, пик завоеваний. Огонь способен двигаться во всех направлениях, также бесконечно делиться при наличии топлива. Огонь относится к времени года – лету. Соотносится с частью света – югом.

Переходя к человеку, соответственно, это возраст зрелости, расцвета физических сил, ума и проницательности. Жизненный огонь человека в этот период достигает своего апогея. Человек способен как созидать, создавая кардинально новое из старого, так и разрушать до основания. Здесь важно научиться чувствовать меру.

Следующее состояние ци – Металл. Металл, как материал, характеризуется стабильностью, остростью, умением трансформироваться из твердого состояния в жидкое и обратно, но каждый раз металл несколько меняет свои свойства. Также он склонен к внутреннему напряжению, которое повышает его хрупкость. С другой стороны, металл может быть очень гибким. Время года – осень, период сбора урожая с применением металлических инструментов.

Так и человек, в свой жизненный цикл, который идет вслед за зрелостью, с одной стороны, уже не стремиться к завоеванию, точен и гибок в своем мышлении и берется за оружие осознанно. С другой стороны, при недостатке гармонии внутреннее напряжение начинает его разрушать. Это период оттачивания жизненного опыта и конструктивной его передачи потомкам.

Четвертое состояние ци это Вода. Она характерна своей всепроникающей способностью, стремлению опуститься на самый низ. Кроме того Вода является наилучшим растворителем и способна сохранять в себе информацию. Также Вода способна трансформироваться в твердое состояние и в парообразное.

Вода — как состояние символизирует мудрость, глубину познания, умение принимать и отдавать, трансформировать и трансформироваться, питать, насыщать, оберегать и, одновременно, очищать (временами и через уничтожение). Так осенние дожди помогают опавшей листве стать перегноем, а снег зимой является лучшей защитой для зеленых побегов. Время года — зима, период перехода от старого к новому, через трансформацию природы и начало нового цикла. Вода — воплощение всех возможностей инь — темной, непознаваемой и бесконечной, вечно порождающей и поглощающей. Если ян — это ось, цель, то инь — пространство, путь к цели.

Пятое состояние энергии ци — Земля — символизирует человека. Не случайно в древних текстах человека создают из глины, и «мы есть то, что мы едим». В теле человека нет ничего, чего не было бы на нашей планете. Каждый атом нашего тела принадлежит на самом деле не нам, он является воплощением определенного состояния ци, и мы взаймы взяли материю для развития духа. И чем больше мы загрязняем наш дом — тем больше болеем. И не важно, наш дом это квартира, город, океан, планета или человеческое тело, сознание, подсознание или душа. Все едино, все связано и перетекает без ограничений одно в другое, являясь единой системой.

Так человек, следуя за движениями кисти, может погрузиться в каждое состояние и через написание изобразительного повествования познать свои зажимы и ограничения, и прописывая картину, освободиться от них. Так у многих женщин трудно идет мазок Воды, а огонь же, напротив, идет с легкостью. В современном мире от женщин требуется больше проявлять янскую энергию огня, нежели быть воплощением инь — Водой. Именно потому «женскую логику не понять», женщин издревле именно потому сравнивали с рекой (реченькой), именно потому женщины выносливее по своей природе мужчин — могут терпеть и выживать, подобно реке меняя русло, уходя под землю, но все равно течь и течь, оберегая любимых.

Очень важный аспект интуитивной живописи, и самого по времени быстрого написания картины благодаря легкости техники китайской живописи У-Син, это непривязанность к результату. Суть правополушарной интуитивной живописи по авторской методике Татьяны Николаевны Шам в развитии умения находиться «здесь и сейчас», творить и наслаждаться процессом, забыв о результате. Именно при таком отношении к творчеству, результат всегда просто неизбежно превосходит даже самые смелые предположения. Потому что, наслаждаясь каждое мгновение своим творчеством, погрузившись в этот процесс, ты выкладываешься по максимуму, не ставя себе ограничений из прошлого опыта, часто насыщенного разочарованием и сожалениями.
Всю жизнь с самого юного возраста людей учат работать на результат. В итоге процесс обучения перестает приносить удовольствие, и дети учатся и выполняют обычную повседневную работу ухода о своем жилище и теле «из-под палки».
Из детей, нелюбящих познавать новое, вырастают несчастливые взрослые, которые уже не могут ценить окружающий мир, людей и взаимоотношения. В их системе мировосприятия отсутствуют инструменты для получения истинного удовольствия и удовлетворения жизнью, они способны лишь на мимолетное удовольствие.
Именно потому детей необходимо приучать к живописи и искусствам. Только, к сожалению, классическая школа живописи больше ограничивает, нежели развивает личность ребенка, редкий преподаватель действительно ценит индивидуальность своих подопечных.

В Международной Школе Творчества Татьяны Шам «Сотвори Себя» основа основ — это помочь раскрыться каждому ученику, не важно какого возраста, научиться доверять себе, верить в себя, через краски и формы гармонизировать свой внутренний мир и развивать свою уникальность. Мы используем У-Син как прекрасный инструмент для разрядки, освобождения от ограничений, свободы самовыражения и осознания, что творить на самом деле легко и весело.