Обучение детей игре на гитаре: когда лучше начинать? Обучение игре на гитаре с репетитором Гитара школа игры для детей

«Гитарный журнал» начинает серию публикаций, посвящённых начальному обучению игре на гитаре. Предлагаем вашему вниманию, дорогие друзья, размышления московского педагога Ильи Шумайлова о его нестандартном подходе к тому, «как весело обучать игре на гитаре детей малого возраста».

Многоуважаемый “Гитарный журнал”! Обращение, может быть, и высокопарное, но это аванс!
Время стремительно! Недавнее удивление обычному телефону сменяется удивлением Интернету, электронной почте и вот теперь – электронный “Гитарный журнал” – “прямо эмейлом по фэйсу” (читай – по мозгам)! Но сменим этот сленг на “Я встретил Вас…” – это мне как-то ближе. А теперь по существу.

Как весело обучать гитаре детей малого возраста

В настоящее время заметно омолодился возраст начинающих обучаться игре на гитаре. К этому замечательному явлению гитарная педагогика не вполне готова, в чем мне пришлось убедиться на собственном опыте. Применяя в работе с детьми младшего возраста общепринятые методики, я стал замечать, что они малоэффективны и не дают ожидаемого результата – детям и трудно, и скучно, и больно, и неинтересно, а мне как педагогу – плачевно. В раздумьях, что же делать, стал изучать литературу, посещать семинары Вальдорфской педагогики (Рудольф Штайнер, Германия), курсы элементарного музицирования преподавателей Института им. Карла Орфа (г. Зальцбург, Австрия), анализировать опыт таких педагогов, как Ирины Шуваловой, Вячеслава Жилина, Татьяны Тютюнниковой, Татьяны Рокитянской, Ильи Подкаминского, Елены Робашевской, свой собственный опыт. Из сонма вопросов и множества вариантов стала выкристаллизовываться характерная особенность детей этого возраста: жажда познания окружающего мира через игру. Конечно, ничего нового в этом нет, но прежде я об этом не задумывался. Постепенно, от урока к уроку, стал накапливаться багаж дидактических (обучающих) игр. Одни из них помогают воспитанию внимания, сосредоточенности, терпения, усидчивости, другие – развитию фантазии, воображения, третьи – вводят в мир гитары и музыки.

Первые уроки
Первые занятия рекомендую проводить в группе из 3–4-х человек. Первое знакомство важно не только для детей, но и для педагога – малейшую фальшь, неискренность с его стороны дети мгновенно чувствуют. Об этом тоже все знают. Вопрос в том, как познакомиться с ребятами и расположить их к доверительному общению? Использую игру “Интервью”.

Интервью
Педагог – задает вопросы, дети – отвечают или один ребенок берет интервью у других, вопросы дозволяется задавать и педагогу. В результате игры педагог и ребята познают характер, привычки, вкусы, любимые занятия, окружение друг друга. Устанавливается непринужденная обстановка, и мы переходим к следующей игре “Магнит” на удержание внимания.

Магнит
Сначала выясняем, что такое магнит. После чего педагог предлагает детям проверить “магнитность” их рук и коленей, ног и пола, рук и головы, ладоней и т.д. Сила “магнитности” проверяется педагогом или одним из детей: надо разомкнуть смагниченные руки, ноги… Конечно, взрослому человеку сделать это нетрудно, здесь важно вызвать у ребят необходимость концентрации воли, силы. Детям игра нравится, она вливает в них мышечную энергию, активизирует тело при достаточно пассивном поведении. Другой уровень игры “Магнит” – “Магнитные глаза”. Поначалу примагничиваемся взглядом к полу, потолку, двери, шкафу, окну (дети так любят поглазеть по сторонам, тем более что помещение, в котором они оказались, незнакомо, а посмотреть хочется, и это прекрасная возможность познакомиться с кабинетом гитары), затем к другим ребятам, их носам (это очень смешно), ушам, глазам, коленкам, и впоследствии к правой и левой рукам педагога, его пальцам, кисти, глазам. Все это необходимо для удержания сосредоточенного взгляда, внимательной наблюдательности. Впоследствии, голосовая команда педагога: “Магнит!” моментально собирает и организует детей.

Зеркало
Эта игра имеет несколько уровней. Переход к следующему уровню осуществляется только после свободного и точного выполнения предыдущего уровня. Поначалу воспитываем у детей подражательные (имитационные) способности, впоследствии не только координацию движений, но ещё и чувство метро-ритма, затем переходим к постановке исполнительского аппарата – положение гитары, посадка гитариста, постановка рук.

Имитационность – педагог делает различные движения спонтанно, вне ритма (чешет нос, затылок, зевает, чихает, прыгает, наклоняется, дирижирует и т.д. – насколько хватит вашей фантазии), а дети их повторяют. Эта легкая и веселая игра приучает учеников быть внимательными, без словесного предупреждения вслед за педагогом изменять движения и действия, буквально “поедать” его глазами, чтобы ничего не пропустить. Для усиления организованности и полного включения воли, устраиваем игру “на победителя” – тогда моментально все начинают действовать слаженно. Слаженность, как известно, одна из необходимых особенностей любого музыкального ансамбля и она нам в недалеком будущем очень пригодится.

Метро-ритмичность – педагог делает различные движения и звуки уже в определенном темпе и метро-ритме. Конечно, первые игры проводятся на телесное и внутрислуховое ощущение меры или пульса, так как от этого зависит чувство метро-ритма детей на всю дальнейшую исполнительскую жизнь. Дети должны воспроизводить те же действия, звуки, движения, что и педагог. Эта игра закладывает и формирует навык ансамблевого исполнительства, удержанию единого темпа, как единого для всех исполнителей дыхания.

Налаженность исполнительского аппарата – игра смешная и увлекательная, потому что помимо правильных установок педагог, а за ним и дети показывают самые невероятные способы посадки, положения гитары (только, чур, безопасные для инструмента – это мы заранее оговариваем) и рук. Ребята играючи уясняют важнейшие гитарные постулаты и при этом развивают бурную фантазию.

Дальнейшее обучение я условно подразделяю на три периода:

Элементарное музицирование на гитаре
донотное музицирование на гитаре
первоначальный нотный период

Элементарное музицирование
Элементарное музицирование – это практический способ введения ребёнка в мир музыки, в мир этико-эстетических категорий через метроритмические и звуковысотные “праэлементы”, которые выросли из речи и пока ещё не музыка в нашем понимании. Тем не менее, они уже являются составной частью основного музыкального закона, открытого Пифагором.
Этому закону подчиняется всё – макро- и микрокосмос, его живая и неживая материя. Если согласиться с такой формулировкой, становится ясно, почему ребёнок в утробе матери реагирует на внешние, в частности, музыкальные раздражители; почему после рождения он адекватно реагирует на разнообразные интонации человеческой речи; почему, постепенно взрослея, эмоционально имитирует окружающие его музыкальные звуки; почему занятия музыкой для многих детей становятся естественной частью их существования. Напрашивается важный вывод, что система элементарного музицирования, включающая пение, импровизацию и игру на простейших ударных инструментах, разработанная в 30-е годы ХХ века австрийским композитором Карлом Орфом (1895-1982), угадала потребность в этико-эстетическом воспитании человечества (простите за пафос).

Как известно, Карл Орф разработал и специальный детский инструментарий для элементарного музицирования, в основе которого лежали профессиональные музыкальные инструменты, приспособленные для детей: ксилофон, вибрафон, флейта, арфа, ударные инструменты. Почему-то гитара осталась вне поля его внимания, видимо, Карл Орф не предполагал универсальных возможностей гитары, иначе он бы использовал широкие возможности подражательного свойства этого до сих пор ещё до конца непознанного инструмента. Перефразируя Робера Видаля и Андреса Сеговию, можно сказать, что гитара – благодатный инструмент, известный с древнейших времен, избалованное дитя музыки, каждому близкий, готовый на всё, самый легкий инструмент в мире для элементарного музицирования. Подтверждение тому – “Венецианский карнавал” и Вариации на тему Хоты Франсиско Тарреги, пьесы Никиты Кошкина и др., где композиторы блестяще демонстрируют имитационные возможности гитары.

Продолжение следует…

Илья Шумайлов – педагог структурного подразделения ГОУ СОШ № 1992, ЦТРИГОД “Лидер” (город Москва).

Преподаватели

Посмотрите, каких результатов вы можете добиться

Фото

Уроки гитары для детей

Гитара для детей в школе «Виртуозы»: когда учиться музыке весело!

Если ваш ребенок проявляет интерес к струнным инструментам, предложите ему научиться играть на гитаре. Музыкальное образование разовьет слух, фантазию, умение общаться и уверенность в себе. Оно полезно как четырехлетнему малышу, так и 12-летнему подростку.

Но куда лучше определить чадо: на кружок или на курсы гитары для детей?

Мы считаем, что самый качественный вариант обучения игре на гитаре для детей - это уроки в музыкальной школе. Полученная здесь база знаний в будущем поможет вашему сыну или дочери играть в музыкальных группах, выступать на концертах и различных шоу, а не просто «бренчать для себя».

Уроки гитары для детей в школе «Виртуозы»: увлекательная игра, помогающая приобрести полезные навыки!

Индивидуальные курсы

Запись

ПРОБНЫЙ УРОК

1 ЗАНЯТИЕ

1 занятие = 30 минут

1 ПОСЕЩЕНИЕ

1 занятие = 600

Запись

Абонемент на 8 занятий

8 занятий

1 занятие = 55 минут

2 месяца обучения

максимальный срок абонемента

8 занятий = 12 900

Запись

Абонемент 48

48 занятий

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

48 занятий = 61 440

Запись

Абонемент 24

24 занятия

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

24 занятий = 32 040

Запись

Абонемент 12

12 занятий

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

12 занятий = 16 680

Запись

Абонемент 8

8 занятий

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

8 занятий = 11 760

Запись

Абонемент 4

4 занятия

1 занятие = 55 минут

1 раз в неделю

планируемая посещаемость

4 занятия = 6 240

Запись

Абонемент 1

Для тех кому нужно здесь и сейчас

1 Занятие

1 занятие = 55 минут

1 посещение

1 занятие = 1 700

Запись

Абонемент 4

Обучение на дому

4 занятия

1 занятие = 55 минут

1 раз в неделю

Рассчитан на 1 месяц

4 занятия = 8 640

Запись

Абонемент 8

Обучение на дому

8 занятий

1 занятие = 55 минут

2 РАЗА В НЕДЕЛЮ

Рассчитан на 1 месяц

8 занятий = 16 320

Запись

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР

Для гостей школы

1 ЗАНЯТИЕ

1 занятие = 55 минут

1 РАЗ В НЕДЕЛЮ

1 занятие = 1 000

Запись

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР

Для учеников школы

1 ЗАНЯТИЕ

1 занятие = 55 минут

1 РАЗ В НЕДЕЛЮ

1 занятие = 500

Запись

Занятия музыкой чрезвычайно важны для психологического и умственного развития любого ребенка, вне зависимости от того, станет он в будущем профессиональным музыкантом или нет. Именно поэтому уроки игры на гитаре для детей в видеошколе Алены Кравченко, записанные на дисках и проводимые в режиме онлайн по скайпу пользуются стабильно высокими спросом. Поэтому если вы ищете курсы гитары для детей начинающих и тех, кто уже ходил в музыкальную школу и хотел бы продолжить обучение - обратите внимание на данный раздел сайта.

Польза занятий музыкой для детей

Ученые подтвердили факт, что освоение ребенком какого-либо музыкального инструмента отлично развивает когнитивные способности, богатую и грамотную речь, внимательность, усидчивость, мелкую моторику рук, память и общий уровень интеллекта, позволяя быстрее обрабатывать и усваивать новую информацию. Кроме того, среди детей, которые занимаются музыкой, достаточно большой процент амбидекстеров - тех, кто одинаково хорошо владеет обеими руками, в отличие от левшей и правшей. А это значит, что развитие обоих полушарий мозга осуществляется равномерно. При этом даже если малыш не достигнет особых высот в занятиях музыкой, он все равно будет получать удовольствие, при условии, что занятия проходят интересно и не монотонно. В целом, уроки игры на музыкальных инструментах развивают и гармонизируют личность ребенка, направляя энергию в созидательное русло и приучая малыша к дисциплине. В ходе таких занятий динамично развивается и музыкальный вкус, и творческий потенциал, и интеллект.

Обучение детей игре на гитаре

Согласно мнению специалистов, выбор музыкального инструмента для малыша является не принципиальным, однако большинство родителей хотят научить ребенка играть на гитаре. И это неудивительно, ведь данный музыкальный инструмент отличается великолепным звучанием, вполне доступен по цене и обладает большим потенциалом в исполнении самых различных музыкальных композиций, а играть на нем можно начинать учиться с 8-9 лет.

Многие родители ищут ответ на вопрос о том, как научить детей играть на гитаре. Для осуществления данной цели можно записать чадо в музыкальную школу или нанять преподавателя, а также возможно дистанционное обучение ребенка игре на гитаре - при помощи аудио- и видеоматериалов, записанных на дисках, которые можно приобрести в данной видеошколе Алены Кравченко. Следует отметить, что занятия гитарой для детей при помощи обучающих дисков и уроков по скайпу имеют принципиальные преимущества, по сравнению с альтернативными способами обучения, в особенности, когда у родителей нет возможности или времени водить кроху на занятия или когда малыш учится на дому по индивидуальному плану.

В число главных преимуществ профессионального обучения детей игре на гитаре по методике Алены Кравченко входит то, что видеоуроки на дисках содержат много полезной информации, а эффективная форма их проведения очень интересная, благодаря чему ребенок не будет скучать во время занятий. С помощью видеоуроков от Алены Кравченко уже через несколько уроков ваш ребенок сможет исполнять на гитаре простые песенки, а в будущем, вполне возможно, неоднократно будет становится лауреатом различных престижных музыкальных фестивалей, научившись не только играть на гитаре, но и по-настоящему любить музыку.

В каком возрасте можно начинать играть на гитаре

Для взрослых людей ограничений по возрасту не существует. У детей – несколько иная ситуация, связанная с физиологией ребенка.
Обучение игре на гитаре детям можно начинать с того возраста, когда у них уже окрепла рука и пальцы, и они в состоянии охватить гриф той гитары, на которой собираются играть. То есть основные два критерия – это крепкие пальцы (так как придется подушечками пальцев прижимать струну к грифу, что поначалу может вызывать даже некоторые болезненные ощущения, которые, впрочем, скоро уйдут) и хороший объем руки (ширина ладони + длина пальцев), чтобы можно было использовать различные аппликатурные позиции. Для обучения игре на гитаре детей существуют специальные гитары уменьшенных масштабов: 1/2 и 3/4 . Гитара масштаба 1/2 является очень маленькой, большинство детей перерастает этот размер уже в шестилетнем возрасте. Гитара масштаба 3/4 является подходящей для большинства детей в возрасте от 10 до 12 лет. Дальше ученик переходит на гитару обычного размера. Конечно, для обучения вашего ребенка игре на гитаре следует приобрести гитару с синтетическими струнами, так как они не травмируют руки ребенка.
Как правило, большинство детей готовы начать обучение игре на гитаре в возрасте 6-7 лет. Но для того, чтобы подготовить их к занятиям по игре на гитаре, мы рекомендуем заранее приобщать ребенка к слушанию музыки, к развитию координации (что является необходимым условием хорошего музыкального развития), к музыкальной грамоте (в том числе нотной грамоте). После ваш ребенок будет знать нотную грамоту, будет чисто интонировать (петь), будет иметь базовые навыки игры на фортепиано, которые помогают всем другим инструменталистам (гитаристам, духовикам, скрипачам и т.д.) осваивать и гармонию – предметы, знание которых необходимо для игры на любом инструменте и для пения. Подробнее об уроках музыкального развития для детей читайте

Самоучители и компьютерные программы для самостоятельного обучения игре на гитаре

Конечно, очень похвально стремление к самостоятельному изучению искусства игры на гитаре с помощью вспомогательных пособий, таких как компьютерные программы и всевозможные самоучители. Действительно, взрослый человек, со сложившимся мышлением, в состоянии осмыслить тот материал, который изложен в подобных пособиях. Однако, как показывает наша многолетняя практика, не более 7 % из 100, самостоятельно изучающих игру на гитаре, способны на более-менее качественное исполнение, а из этого числа – не более 1 % доводит свое исполнительское мастерство до профессионального уровня.
Но, главное, 99 % из тех, кто самостоятельно обучается игре на гитаре, в процессе этого обучения нарабатывают себе определенные проблемы, ошибки, которые уже в самом ближайшем будущем становятся непреодолимыми (непреодолимыми самостоятельно) преградами на пути к совершенному, виртуозному исполнению. Кроме того, с нашими педагогами вам будет легче и интереснее осваивать игру на гитаре, так как живое общение с высококлассными практикующими музыкантами не заменить ничем!

Уроки гитары для взрослых

Уроки гитары для взрослых строятся таким образом, чтобы вы уже на первых уроках смогли сыграть в простом варианте ваши любимые песни и композиции. Благодаря такому освоению материала на основе вашего слухового опыта (и музыкальных предпочтений) мы заставляем усиленным образом работать ваш музыкальный слух (который есть, без сомнения, у каждого человека), что является залогом успеха в обучении игре на гитаре! Если вы располагаете небольшим количеством свободного времени, наши педагоги по игре на гитаре могут приехать к вам.

Уроки гитары для детей

Уроки игры на гитаре для детей, как мы уже говорили, можно начинать в возрасте 6-ти (иногда 5-ти) лет. В этом возрасте лучше всего начинать обучение ребенка с игры на акустической гитаре (с синтетическими струнами). Игра на акустической гитаре – это основа, на базе которой в дальнейшем можно будет играть на любой другой гитаре. Звучание акустической гитары воспитывает музыкальный слух и вкус вашего ребенка. Наряду с изучением нотной грамоты, мы будем подбирать любимые песни и учиться аккомпанировать собственному пению. Если вашему ребенку еще нет 6-ти лет, мы можем порекомендовать вам посещение групповых занятий по , на которых наши педагоги подготовят ребенка к игре на выбранном вами инструменте. Если вы располагаете небольшим количеством свободного времени, наши педагоги по игре на гитаре могут приехать к вам.

Уроки гитары с выездом

Если вы не располагаете большим количеством свободного времени, наши педагоги по игре на гитаре могут приехать к вам. Стоимость урока в пределах Москвы (в пешей доступности от метро) при этом не меняется.

Ближайшие концертные мероприятия уже в декабре и январе

Записывайтесь на занятия! Вы еще успеете подготовиться к выступлению!

Статьи на тему «Уроки гитары»

Чтобы игра на гитаре для детей не представлялась чем-то сложным, необходимо правильно проводить занятия. Кроме того, важно правильно подобрать инструмент.

Выбираем гитару для начинающих (детей дошкольного возраста)

Для ребёнка лучше выбрать классическую гитару с размерами 1/2 или 3/4, тогда малышу будет легче её удержать. Не покупайте дорогую модель, ведь через некоторые время захочется поменять её на другую. Но и самые дешёвые гитары приобретать не стоит, ведь их трудно настроить. А значит играть на них практически невозможно.

Учить детей игре на гитаре можно начиная с 5-летнего возраста.

Поначалу лучше использовать нейлоновые струны. Конечно, они звучат тише, но зато их легче прижимать. И пальцы ребёнка не будут болеть после уроков. Если же решили учиться на металлических струнах, то выбирайте самые тонкие. Причём они должны быть для акустической гитары.

Как научить игре на гитаре

Проще отдать ребенка в музыкальную школу, где детей дошкольного возраста обучают опытные педагоги. Но если решили давать уроки музыки самостоятельно, то придерживайтесь таких правил:

  • Подружите ребёнка с инструментом. Для начала обвяжите гриф носком и дайте малышу просто «побренчать» на инструменте. Он должен научится пользоваться пальцами.
  • Учите простые мелодии. Первыми лучше пусть будут «Кузнечик», «Цыганочка» или Seven Nation Army.
  • Повторяйте выученные уроки. Малышам нравится играть то, что у них получается. Поэтому с повторением проблем не будет.
  • Улучшайте скорость смены аккордов. Разучив новые, включайте таймер и предложите ребёнку переставить пальцы несколько раз за минуту. Потом разберите с ним ошибки и повторите упражнение.
  • Упрощайте аккорды. Если ребёнок учит мелодию, но некоторые места у него не получаются, то поменяйте тональность. Или подберите аккорды, которые играются на меньшем количестве струн.
  • Оставьте теорию на потом. Не нужно первого урока вываливать на малыша все названия аккордов. Это усложнит обучение.
  • Не задавайте слишком много на дом. Поощрять практику, конечно, нужно, но лучше чтобы малыш 5–6 раз повторил короткое задание, чем играл одно длинное.
  • Не забывайте хвалить малыша за успешное выполнение заданий. Если ребёнок совершил ошибку, не ругайте его, а укажите на просчёт спокойным тоном.

Научить ребёнка играть на гитаре не так уж сложно. Главное, проявить терпение и привить малышу любовь к музыке. И тогда он быстро освоит инструмент и добьётся отличных результатов в игре.