Образ красоты человека женский портрет детские рисунки. Красота человека. Образ русской красавицы. Рисование портрета. (4 класс). Применение способов действий

Цель урока:

  • Сформировать у учащихся образ женской и мужской красоты.
  • Вызвать интерес к изучению традиционной обереговой одежде Древней Руси.
  • Воспитывать уважение к своеобразиям национальной культуры.
  • Обучить изображению мужчины и женщины в традиционной одежде Древней Руси.

Оборудование

Для учителя репродукции:

  • Иван Билибин – иллюстрации к сказкам “Сказка о царе Салтане”, “Поди туда – не знаю куда”, “Перышко Финиста Ясно-Сокола”;
  • Н.К Рерих – эскизы к балету “Весна священная”;
  • Борис Ольшанский “ Встреча”;
  • В.Н. Васнецов – “Три царевны подземного царства”, эскизы костюмов к опере
  • “Снегурочка”, “Три богатыря”, “Царевна-несмеяна”, “Царевна лягушка” Народный костюм: мужская рубаха, женская рубаха, понева, очелье (береста), бусы, пояса, лапти.

Для учащихся: листы бумаги, карандаши, кисти, гуашь, емкость для воды.

Ход урока

  • Организационный момент.
  • Вступительное слово учителя.
  • Практическая работа.
  • Подведение итогов, домашнее задание.

У каждого народа складывается свой образ красоты человека. Он отражается в традиционной одежде, в мужском и женском праздничном костюме. Рассмотрим красоту образа человека Древней Руси.

Давным-давно ушел из повседневного обихода традиционный костюм. Уже к началу 19 века его полностью вытеснила из города европейская мода, завезенная в Россию Петром 1. И только крестьяне продолжали носить привычную для себя одежду и доставали в праздники старинные наряды из бабушкиных сундуков. А жизнь русского традиционного костюма нашла свое продолжение в книжках -сказках Ивана Билибина, в картинах Виктора Васнецова, Бориса Ольшанского, Рериха. Художники тщательно воссоздали подробности славянской одежды – яркое узорочье мужских рубах и украшенные вышивкой наряды девушек – щеголих. Как ни странно, но мужской костюм не очень изменился с древних времен. Та же подпоясанная рубаха, штаны, лапти, на голове очелье, шапка.

Как известно, рубаха в старой русской деревне была основной частью костюма, а для молодежи подчас единственной. Для будничной одежды шили не вышитые рубахи, зато уж как украшали праздничную! Особенно девушки старались, ведь показаться в праздничный день на людях в не вышитой рубахе считалось позором. Удивительно ли, что с рубахой народ связывал немало разных поверий. Считалось, например, что продавать ее никак нельзя – потеряешь счастье. А свадебная рубаха к тому же, верили, обладает целебной силой.

Глубокий смысл имели и сами украсы. В давние времена еще был жив обряд “чтение узоров”. В одно из сел собирались, из ближних и дальних хуторов, девушки в лучших, сделанных своими руками нарядах. Одна на другую надевали четыре – пять рубах с затейливыми узорами, что шли от подола до груди. Затем – сарафан, поверх него три – четыре нарядных передника. Пришедшие на праздник парни выбирали себе в провожатые старую женщину и с ней подходили к разряженным девушкам. Женщина показывала их передники и подолы рубах, поясняя при этом значение узоров. Парни же по вышивкам судили о трудолюбии и способностях девушек. В старинной песне поется, как работала одна из таких рукодельниц:

Во первый раз вышивала
Красное солнце с моревами.
Со теплыми облаками;
Во второй раз вышивала
Светел месяц со лучами,
Со частыми со звездами...
В четвертый раз вышивала
Сине море со звездами.

Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке – белый и красный. Красный цвет в народном костюме был одновременно символом земного плодородия и самого солнца, а белый– цвет чистоты, радости и Божественной силы.

Старинные вышивки имеют глубокий символический смысл. В них зашифрованы древние славянские мифы – о происхождении мира, самого человека, тайны рождения и смерти и т.д.

Вот некоторые символы:

Символ Значение Символ Значение
Росток Солнце
Мир,
Белый Свет
"Замкнутый огонь"
Земля Земля, раскрытая Весной
Поле вспаханное Поле засеянное
Берегиня Древо Жизни
Вода Вода

Ключ к познанию языка вышивки постараемся найти в старинных сказках Вот хотя бы в этой, где речь идет о солнце: “ Большая светлица, горит жар-птица, всяк ее знает, и обожает”. Ведь это разгадка уже знакомого нам изображения на подоле рубахи: светлица – образ мира, жар- птица – ясное солнышко! А птички поменьше (их называют павами) – будто лучики вокруг солнца.

Бусы, браслеты, кольца, серьги – дополнения к нарядному женскому костюму Повязка, венец или очелье – головные уборы девушек – оставляли открытыми сверху волосы и косу, которая была девичьей гордостью и украшением.

Посмотрим внимательно на детали одежды Русичей, изображенные великими русскими художниками (Б.Ольшанский, В.Васнецов, И.Балибин, К.Н. Рерих).

Закрыли глазки и представили красоту образа человека. Кто представил, берем простые карандаши и начинам рисовать.

Практическая часть.

А теперь переходим к следующему этапу. Сегодня мы с вами создадим народный праздничный костюм.

Поэтапность выполнения работы:

  • вспоминаем основные пропорции фигуры человека;
  • компонуем изображение на листе;
  • дополняем верхнюю одежду характерными элементами и деталями;
  • прорабатываем изображение цветом.

Практическая часть – дифференцируемое задание:

1-я группа – сильный уровень.

Задание: изобразить праздничный народный костюм, постараться более детально прорисовать детали костюма.

2-я группа – средний уровень.

Задание: нарисовать эскиз праздничного народного костюма.

3-я группа – слабый уровень.

Задание: отобразить элемент костюм.

Выставка работ учащихся.

На подиуме и на доске размещаем детские работы. Законченные лучшие работы отбираются на школьную выставку “Мир глазами детей” и “Царство художника”.

Домашнее задание. Кто не успел дорисовать, закончить работу дома. Ребята, постарайтесь побольше узнать о духовной стороне искусства своих предков. Расспросите бабушек, дедушек, родителей о русских народных праздниках, как они проводились. Какие обычаи, традиции и обряды были и есть в вашей семье.

Сегодня мы с вами узнали частичку нашей истории, приоткрыли тайну узоров старинных вышивок, познакомились с праздничной одеждой, которую носили наши прапрабабушки и прапрадедушки. И мы с вами сделали вывод, что наши предки умели создавать и носить Красоту, как отражение своей духовной силы и окружающего мира.

Урок окончен. Всем большое спасибо.

Даже сегодня, когда на улицах уже не встретить барышень в кокошниках, сарафанах да с длинными русыми косами, классический образ русской красавицы ассоциируется именно с традиционными национальными нарядами, характерным внешним обликом.

Сегодня мы обсудим идеал русской красоты и поговорим, что же такое русская красота.

«Белолица, черноброва.. кровь с молоком.. русская краса — длинная коса.. красна девица..», — эпитетов, передающих суть русской красоты, множество.

Но главный нюанс, который отличает нас, наших красавиц от не менее прекрасных иностранок и их понятий идеалов — это душевность и искренность.

Хлеб-соль, гостеприимство, добродушие, материнство, простота, природа, деревня, сильный характер — это то, без чего кокошник смотреться не будет.

Каким был идеал русской красоты в разные эпохи и каков он сегодня?

Кроме женской красоты есть, конечно, и другие ниши проявления прекрасного в понимании наших соотечественников, но все же женский образ занимает в нем одно из первых почетных мест. И чаще всего, когда говорят о красоте, имеют ввиду непосредственное ее воплощение в слабом поле. В России, кроме женщин, красива природа…

Помимо национальных черт — идеал женской красоты изменчив, непостоянен… позавчера — это корсеты, золотые локоны, маленькая ножка, курносый нос, покатые плечи, скромный взгляд, вчера — огромные глаза с макияжем стрелками, небольшой рост, женственная и «объемная» фигура при тонкой талии, сегодня (хоть и пропаганда пытается нас увести от поколения параметрам 90-60-90 и задать новый, более размерный формат — все тщетно, пока в моде худышки) — «сделанная внешность», 16-сантиметровые шпильки, пухлые губы и т. д.

Но кроме того, что с идеалом красоты не все так просто и у каждого он может быть свой, для русских есть ряд характерных черт, выделяющих их из толпы иностранцев. Конечно, у кого кровь, что называется, смешана, бывает, и отличить трудно от остальных «метисов», но все же русских (касательно красивых внешних черт) чаще видно, чем не видно.

Какие они эти черты? Разберемся по порядку.

Многое зависит от эпохи и того, какая мода царила в ней, но даже несмотря на разность деталей — всегда было что-то общее, что соединяло образы русских красавиц сквозь века, социальные слои.

Очень многое поведают об эпохе продукты творчества, например, если сегодня есть СМИ, Интернет, свет, электричество, нано-технологии, то было время, когда ничего этого не существовало… А.С.Пушкин писал романы, стихи под светом горящей свечи, Ф.М. Достоевский, И.С.Тургенев, Лев Толстой создавали свои бессмертные шедевры, живя в лесных гущах. И героини их творений были квинтэссенцией не только идеального женского образа, но и идеального образа русской девушки.

Вспомним таких культовых русских женщин, как Татьяна Ларина, Анна Каренина, Наташа Ростова, Соня Мармеладова, Ольга Одинцова… И хотя Соня Мармеладова, как кому-то может показаться, лишний персонаж в этом списке — она несет особую символичность, раскрывая в своей героине одну из сторон потенциала русской души: оставаться чистым и невинным даже в грязи…

Кто-то из русских литературных классиков наделял своих героинь необыкновенной красотой, причем абсолютно отличающейся по параметрам в разные периоды жизни страны, например, если веком ранее ценились тонкие женские талии, затянутые в корсеты, то веком позже покатые плечи, аристократические черты лица.

Кто-то делал упор на внутреннюю красоту, перекрывающую недостаток внешней или преображающей все вокруг так, что все параметры становятся не столь важны, сколь важна личность героини.

Но что у одних, что у других за внешней оболочкой следовало нечто большее. . Достоевский вкладывал в красоту способность переворачивать мир, у Толстого красота нередко фигурировала (особенно в некоторых рассказах) как некая мистическая роковая сила, парализующая волю, Тургенев создал знаменитый образ тургеневской девушки… И хотя по правилам — эта самая тургеневская девушка необыкновенной красотой не обладает, можно сказать, красоту ей придавали ее бурная внутренняя жизнь, многоранный мир, благородные манеры, скромность.

А.П.Чехов отмечал, что в человеке все должно быть прекрасно…

Да, если говорить о том времени, то красота и ее сохранность прочно ассоциировались с чистотой, непорочностью, то есть, считалось, что чем дольше девушка ходит девицей — тем красивее она.

После замужества другим средством продления жизни прекрасной внешности было рождение нескольких детей, беременности вроде как способствовали расцвету женской красоты. На деле, конечно, все не совсем так было… но тем не менее — сегодняшнее положение дел абсолютно противоположно существовавшему тогда.

Женский образ в русских сказках, если говорить о положительных героинях, это всегда красивые, добрые, скромные девушки с косами ниже пояса, в длинных сарафанах.

«— Я в одной папиной книге,— у него много старинных смешных книг,— прочла, какая красота должна быть у женщины… Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза,— ей-богу, так и написано: кипящие смолой!—черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки,— понимаешь, длиннее обыкновенного!— маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колена цвета раковины, покатые плечи,— я многое почти наизусть выучила, так все это верно! — но главное, знаешь ли что? — Легкое дыхание!

А ведь оно у меня есть,— ты послушай, как я вздыхаю,— ведь правда, есть?» (И.Бунин, «Легкое дыхание»)

Сегодня самыми яркими и красивыми героинями книг, написанных русскими писателями, россияне назвали Маргариту («Мастер и Маргарита» Булгакова), Анну Каренину, Екатерину (из «Грозы» Островского), Татьяну Ларину.

Благородные, аристократические барышни превращались с течением времени в более осовремененных. От пышногрудых работящих крестьянок и утонченных, образованных барышень с покатыми плечами к куклам Барби (стереотип привнесенный с Запада). Ведь не зря раньше детям читали сказки Пушкина, а в нынешнее время, со стартом уже около 20 лет назад, в нашу жизнь ворвались новые игрушки, новые сказки.

Ничто так не формирует сознание взрослого поколения, как уже сформированное в детском возрасте посредством игрушек, СМИ искаженное понимание ценностей . 20 и более лет назад в России стали появляться куклы Барби, Синди и т.д., девочки, игравшие с ними — давно стали женщинами.

Образ искусственной красоты прочно «въелся» в сознание представительниц слабого пола, более молодое поколение уже воспринимает всех Барби как пережиток прошлого и создает свои креативные форматы красоты.

Общество делает идеал или идеал делает общество? Пожалуй, и то, и другое. Когда людей нужно было «загнать» в трудовую кабалу — красавицей становилась крестьянка, когда провозглашался курс на образованность — в моде становились аристократические черты, и у разных социальных категорий по-разному. Сегодня, например, чтобы индустрия моды жила, косметика продавалась и много других сфер продвигалось и целей осуществлялось — популярные гламурные форматы.

Кто-то говорит о том, что русские женщины самые красивые, и за границей их сразу видно, из причин красоты отмечают то, что наша нация не слишком чиста, и мы собрали все лучшее от всех народов, кто-то убеждает, что в русских ничего особенного, более того — они слишком простоваты. По опыту туристов, бывавших в разных странах, с которыми я имела общение, могу сказать, что красивые женщины есть везде, но русские, без субъективности, действительно красивее.

А еще, на взгляд иностранцев, русских женщин (за что их и любят) отличает даже не внешность, а покладистый характер , отсутствие феминизма, готовность смиряться перед главой семьи, на фоне ушлых и знающих свои права (да еще и часто и не особо красивых) иностранок наши прекрасные «золушки» смотрятся намного выигрышнее. Впрочем, тенденция феминизации жива и среди наших женщин.

Что касается фенотипа русских, то у наших соотечественников чаще встречается прямой профиль носа, светлые глаза, светлые волосы.

«Сочетание признаков, характерных для русских популяций (в сравнении с западноевропейским центральным вариантом):

Сравнительно светлая пигментация. Доля светлых (около 30 %) и средних оттенков волос, светлых оттенков глаз (45-49 %) повышена, доля тёмных - снижена;

Средний рост бровей и бороды;

Умеренная ширина лица;

Преобладание среднего горизонтального профиля и средневысокого переносья;

Меньший наклон лба и более слабое развитие надбровья» (Википедия)

В 17-м веке побывавший в России путешественник архидиакон Павел Алеппский так описал местных жителей и их быт:

«…в доме каждого человека по десяти и более детей с белыми волосами на голове; за большую белизну мы называли их старцами… …Знай, что женщины в стране московитов красивы лицом и очень миловидны; их дети походят на детей франков, но более румяны»…

Марко Поло писал в самом конце XIII века про население современной ему России: «народ простодушный и очень красивый; мужчины и женщины белы и белокуры…»

Если раньше русские отличались невысоким ростом, то сегодня каждое новое молодое поколение «все подрастает»: «Сто лет назад средний рост пятнадцатилетних москвичей составлял 147 сантиметров, в 1923 году — 157 сантиметров, а в 1982 году — 170 сантиметров».

Средний рост взрослого русского мужчины сегодня — 175 см (голландцев, к примеру, 184 см), женщины — 162 см (у китаянок — 154 см, средний рост женщин в Нидерландах – 168 см).

Мнения россиян о том, что такое «русская красота»:

«Русская красота — это светлые, русые или каштановые волосы, светлые глаза (серые, светло-зеленые, голубые), светлая кожа, правильные, или близкие к правильным, черты лица, лицо овальное либо умеренно круглое».

«Думаю, не сильно ошибусь, если скажу, что каждый, кто всерьез интересовался дореволюционной историей России и разглядывал множество дошедших до нас фотографий той эпохи, обязательно отмечал для себя красоту запечатленных на них людей.

Это касается и русской аристократии, и простых служащих, и еще более простых крестьян.

Какая-то совершенно удивительная красота запечатлена на их лицах. Спокойная. Возвышенная. Не кричащая. Настоящая красота, словно подсвечиваемая откуда-то изнутри, из самых сердечных глубин. Совсем не похожая на современный нам глянец и гламур, где за косметикой, фотошопом и пластической хирургией порой и живого человека-то не увидишь.

И ладно бы речь шла только о великих князьях и принцессах (когда смотришь на фотографии представителей Императорского Дома, сомнений не остается: выражение «белая кость, голубая кровь» явно не с потолка взято). Так ведь у представителей иных сословий — то же самое» (Русская народная линия).

Что думают о красоте русских женщин иностранцы:

«Среди русских женщин встречаются две крайности: одни бросают все силы на образование и саморазвитие и почти не интересуются косметикой, другие, напротив, тратят слишком много денег на уход за внешностью. И им это удается» (комментарий израильского косметолога).

«Многие иностранные мужчины говорили мне, что поражаются, как много красивых женщин на русских интернет-сайтах, и такого количества красивых женщин нет в их странах.

Мой знакомый русский мужчина был в Америке, и рассказывает, что был поражен, что на улицах практически нет красивых женщин. Красивых женщин мало, и все они по дорогим автомобилям сидят – разобраны. Моя подруга, придя на встречу с американцами, спросила одного из них, почему он приехал искать жену в Россию. Как вы думаете, каков был ответ? “У вас красивые женщины”».

«Отмечается, что русские женщины настолько серьезно конкурируют на брачном рынке, что представляют реальную угрозу для местных женщин («русские женщины идут», где «идут» понимается как нашествие, которое нельзя остановить). Естественной реакцией является обвинение россиянок в аморальном поведении (25% всех контекстов): в беспринципности, в легкой доступности и в занятии проституцией (для русских женщин свойственно «заняться проституцией и заработать любым способом»). Однако иностранки отмечают красоту россиянок (38% контекстов)».

Правда, с красотой русских женщин не все так однозначно, действительно, красавиц среди россиянок много, но используют они свою внешность нередко не в лучших целях . В программе канала Россия «Красота по-русски» не только о красоте россиянок, но и немного неприглядной стороне «торговли» ей…

Типичных русских красавиц становится меньше, но все же, если судить по тем, кого считают героями россияне — то не все так плохо. Оксана Федорова на Барби не похожа, настоящая… но эталоном для обычных россиянок со средне статистическим ростом 160 см — она вряд ли может быть.

Уход за собой среди современных дам начал приобретать маниакальную форму, но надо понимать, что и время другое.. если стали популярными увеличенные губы, «сделанные» части тела, неестественность во внешности — ничего уже не изменить, это нужно просто пережить, так всегда было: наступает переизбыток подобных модных явлений и людям самим становится противно.

Уже скоро натуральность будет на вес золота (только все равно ухоженная натуральность). Ну и благодаря обилию ухоженных женщин — стали за собой следить те, кто махали рукой, а ныне поняли, что смотрятся серо рядом с другим — это же все-таки плюс.

Самыми красивыми российскими актрисами 20-го века россияне считают: 1 место: Ирина Алферова (Констанция из «Д’Артаньян и три мушкетёра»), 2 место — Светлана Тома («Табор уходит в небо»), 3 место – Анастасия Вертинская («Человек-амфибия», «Алые паруса»), Светлана Светличная, Наталья Кустинская, Татьяна Веденеева, Вера Алентова и др.

Что касается лиц современности и того, кого же из знаменитостей россияне считают красивыми, то одной из самых красивых женщин России россияне считают Оксану Федорову.

Еще есть в этом списке: Алина Кабаева, Алена Шишкова (модель), Валентина Зеляева (российская модель), София Рудьева (модель), из актрис, певиц: Марина Александрова, Елена Корикова, Елизавета Боярская, Анна Плетнева, Наталья Рудина (Натали), Александра Савельева, Светлана Ходченкова.

Эталон красоты русского мужчины в понимании российских женщин и в целом — более лаконичен. Мужчина у нас все-таки должен быть не столько красивым, сколько мужественным. Самые красивые мужчины, согласно данным статистики — в Италии. О ком же тогда мечтают женщины?

О добром молодце из сказки, принце на белом коне, русском богатыре, мужественном работяге? Слабый пол отдает приоритет внутренним качествам, хотя внешняя приятность важна. Даже красавцы в списке известных людей прославились далеко не красотой: Павел Астахов, Роман Абрамович, Дмитрий Певцов, Дмитрий Исаев (актер), Максим Аверин, Павел Воля, Антон Макарский.

Конспект урока ИЗО на тему «Образ красоты человека. Мужской образ»

Цель урока : познакомить учащихся с представлениями русских людей – наших предков о красоте мужчины: труженике и защитнике Родины и рода.

Задач и: познакомить учащихся с образом русского богатыря в литературе и живописи, развивать образное мышление, совершенствовать навыки работы в цвете, воспитывать гордость за свою принадлежность к русской истории.

Оборудование: для учителя: методические таблицы, репродукции, слайды;
для учеников: бумага, краски, кисти, палитра, банка для воды.

Зрительный ряд : картины художников В. Васнецова, П. Корина.

Музыкальный ряд: русские народные песни (№5 – «Ясен то ли сокол»)

Литературный ряд: отрывки из былин.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.
У каждого народа веками складывался образ красоты человека.
На прошлом уроке мы говорили о красоте русской женщины. Сегодня на уроке познакомимся с образом мужской красоты.

2 . Беседа по теме урока.

Образ мужчины всегда тесно связан с его трудом. В русской крестьянской культуре это образ пахаря. Одежда у русского крестьянина была довольно простой, не такой нарядной как женский костюм. Рубаха, которую шили из отбеленного льна, да штаны, на ногах – лапти, сапоги были обувью праздничной.

По вороту, рукавам и низу рубахи наносились вышитые узоры. Подпоясывалась рубаха кушаком. В одежде просматривалась простота, удобство, некоторая строгость и скромность.

В образе русского крестьянина соединены представления о единстве могучей силы и доброты – Добрый молодец. Он умеет работать на своей земле и умеет ее защищать. Красота мужчины всегда виделась в силе труженика, мужестве и благородстве защитника Родины. Для защиты своих земель русичи строили оборонительные сооружения – крепости, использовали для защиты от врагов леса, озера, реки, холмы, но не только высокие стены защищали наших предков от врагов.

В мирные дни русский человек был крестьянином, пахарем, сеятелем, кормильцем. А в дни лихолетья становился воином, защитником. Образ защитника земли русской воспет в былинах, это образ русских богатырей. Былины повествуют о мужественной борьбе русских людей против врагов – кочевников. Наиболее популярен был богатырь Илья Муромец, крестьянский сын из города Мурома. Илья Муромец победил Соловья-разбойника, Идолище, Калина-царя.

Наложил он стрелочку каленую,
Да спустил тетивочку шелковую,
Его тую ль стрелочку каленую,-
Так просвистнула стрелочка каленая,
А попала в Соловья-разбойника,
А попала ему да во правый висок;
Она сбила Соловья да из сырого дуба
Во сыру землю да и во ковыль-траву.

Другим любимым героем народа был богатырь Добрыня Никитич, победивший Змея на Ручей-реке.
Еще один богатырь часто встречается в народных былинах – это Алеша Попович. Но не только в былинах был создан образ
богатыря-защитника.

Многие русские художники обращались к этой теме. Картина русского живописца В.М. Васнецова «Богатыри» (беседа по картине). Подчеркивается, что художник так же, как и русский народ, наделил своих героев национальными чертами характера, которые уважали в народе – отвагой, спокойствием, великодушием, находчивостью, готовностью принести любую жертву для защиты отечества. Пейзаж в картине подчеркивает ощущение величия и красоты русских воинов.

Другой художник П. Корин изобразил легендарного защитника земли русской – Александра Невского (беседа по картине).

Рассмотрим, как выглядело снаряжение богатырское. Поверх обычной одежды одевалась кольчуга, состоящая из металлических колец, по бокам у кольчуги были сделаны разрезы для того, что бы удобнее было садиться на лошадь. Кольчуга была дорогой, поэтому простые воины носили кожаные рубахи с нашитыми металлическими бляхами. Важной частью снаряжения был остроконечный шлем по форме напоминавший купол церкви – луковку. Со шлема спадала кольчужная сетка, которая защищала шею. Оружие богатырское: меч, копье, лук со стрелами, щит, топор.
Прежде чем перейти к выполнению самостоятельной работы надо немного отдохнуть.

3. Физкультминутка.
Дружно все тихонько встали.

Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три-дыши ровней!
Ручками похлопали – раз, два, три!
Ножками потопали – раз, два, три!

4 .Самостоятельная работа учащихся.

Задание: изобразить портрет-образ русского богатыря.

Лист расположить вертикально, при любом варианте изображения: в полный рост, по пояс или по грудь. Наметить пропорции фигуры: руки до середины бедра, локти до талии, плечи широкие, шея мощная, ноги крепкие. Рисуя голову учесть, что у богатыря могли быть усы и борода. Работая над изображением оружия надо помнить, что все сразу рисовать не нужно – богатырь вряд ли мог одновременно держать в руках меч, копье, щит, лук, стрелы, палицу.

5. Итог урока . Выставка и анализ работ.

6. Обобщение темы урока. Какие качества включает в себя образ красоты русского человека, русского мужчины? Кем был русский человек в мирные дни? В дни лихолетья? Какое оружие было у русских богатырей?

7. Уборка рабочих мест.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Красота человека 4 класс Урок 5

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 33 г.Симферополь


  • Цели: изучить изображения женских образов в картинах русских художников; провести аналитическую работу по их сравнению; познакомить с идеалами русской красоты; повторить навыки изображения человека в рисунке; научить изображению элементов народных костюмов; провести психологический настрой занятия; познакомить с терминами «кокошник», «сарафан».
  • Вид деятельности: рисование.
  • Планируемые результаты: школьники проанализируют образы на портретах русских художников; повторят специфику выполнения портрета; приобретут знания об изменении идеалов русской красоты; попрактикуются в написании портрета; психологически настроятся на занятия.

  • Портрет – произведение изобразительного искусства содержащее изображение одного или нескольких человек.
  • Портретист – художник, специалист в области портрета.
  • Русский костюм - национальная одежда.
  • Идиллия – небольшое поэтическое произведение изображающее безмятежную жизнь.

  • Что такое жанры в изобразительном искусстве?
  • Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?
  • Вы уже занимались рисованием в этом году, к какому жанру можно отнести ваши рисунки? (Пейзажи.)

  • Здесь развешаны картины,
  • Сколько хочешь ты глазей -
  • Стенды вот, а вот витрины.
  • Нынче ты пришел в музей.
  • На любой здесь вкус картины.
  • Что же любит зритель наш?
  • Роща с красною рябиной -
  • Это, милый друг,... .
  • Лес и поле, луг и речка,
  • Голубые небеса,
  • Распрекрасные местечки Смотрим мы по полчаса.
  • И. Агапова

  • Сегодня вы встретитесь с уже знакомым вам жанром изобразительного искусства. Чтобы вспомнить его, вам также придется отгадать загадку.
  • Мы картины очень любим
  • И на все дадим ответ:
  • Вот девчонка в пестрой шубе -
  • Это, милый друг, ...
  • Нарисована здесь мама,
  • Дед и бабушка за ней.
  • Мы портреты вставим в рамы
  • И повесим на стене.
  • И. Агапова

  • Прежде чем вы начнете изучать портреты великих художников России и создавать свои рисунки, давайте настроимся на занятие. Сядьте удобно, откиньтесь на спинки стульев. Сделайте сколько глубоких вдохов и выдохов. Прикройте глаза.
  • Педагог произносит фразы, которые школьники повтор за ним.
  • Мне нравится работать на уроках изобразительного искусства.
  • Я умею различать картины по их жанрам и могу рассказать о них.
  • Мне нравится изучать картины великих художников.
  • Мне нравится заниматься рисованием.
  • Мне нравится заниматься аппликацией и конструированием.
  • Мои руки станут умелыми.
  • Я старательно выполняю все задания.
  • Я стараюсь делать все, что просит педагог, и научусь делать все очень хорошо.
  • Прошу вас глубоко вздохнуть и открыть глаза.


  • Художник Иван Петрович Аргунов был крепостным, управляющим дворцами графа Шереметева.
  • И. Аргунов был талантлив, талант его заметили, ему доверяли рисовать портреты господ и даже русских цариц. Главным жанром, в котором он работал, был портрет. Аргунов стремился показать в портретах природную силу и достоинство человека.

  • Но одной из его лучших работ стал портрет не графа или царицы, а крестьянки Московской губернии, репродукция которая размещена в учебнике. Мастер создал чистый, ясный образ русской женщины со спокойной и доброй душой. Этот портрет отличается четкостью рисунка, строгостью форм, продуманным соотношением цветов.

  • Вторая картина называется «Северная идиллия», ее автор художник Константин Алексеевич Коровин. Слово идиллия означает согласованность, идеальный образ. И действительно на своей картине художник передает характер такой идиллии.

  • Во многих книгах вы уже встречались с описанием образа девушки или женщины - русской красавицы.
  • Я напомню вам один знаменитый отрывок - описание царевны Лебеди из сказки Пушкина.
  • Тут она, блестя крылами,
  • Полетела над волнами
  • И на берег с высоты
  • Опустилася в кусты.
  • Встрепенулась, отряхнулась
  • И царевной обернулась.
  • И сама-то величава,
  • Выступает, будто пава.
  • Месяц под косой блестит,
  • А во лбу звезда горит.

  • А вот описание русской крестьянки, которое создал другой русский поэт - Н. Некрасов.
  • Есть женщины в русских селеньях
  • С спокойною важностью лиц,
  • С красивою силой в движеньях,
  • С походкой, со взглядом цариц, -
  • Их разве слепой не заметит,
  • А зрячий о них говорит:
  • «Пройдет - словно солнцем осветит!
  • Посмотрит - рублем подарит!»
  • ...Красавица, миру на диво,
  • Румяна, стройна, высока,
  • Во всякой одежде красива,
  • Ко всякой работе ловка.

  • . Начинайте рисунок портрета анфас с овала (он может быть более или менее продолговатым, в зависимости от формы головы), разделенного линией пополам по вертикали. Горизонтальная линия также будет делить овал пополам, проходит она на уровне переносицы и внутреннего угла глаза - слезницы. Пересечение этих линий, образующих так называемую крестовину, будет контрольной точкой, от которой нужно строить остальные части лица. Чтобы соблюсти верные пропорции лица, необходимо определить отношение его ширины к высоте.

  • Намечаем все части лица, Нос по высоте лица укладывается приблизительно три раза и имеют форму призмы.
  • Изображая глаза, нужно помнить о том, что у каждого человека они имеют индивидуальный рисунок. Он определяется величиной глазных яблок и тем, как они расположены в глазничных впадинах. Разрез глаз также различается. Расстояние между глазами равно размеру одного глаза. Исключения зависят от физиологических особенностей человека, к примеру близко или далеко посаженных глаз.
  • Рисуем линию рта. Намечаем уши.

  • Далее намечаем расположение зрачка, ширину открытой части глаза, толщину верхнего и нижнего века. Делаем очертания носа более реалистичными. Рисуя рот, учитывайте то, что его ширина всегда больше ширины основания носа. Намечаем рисунок губ, показываем их характер.
  • Мочки ушей при ненаклоненной голове изображаются чуть выше линии рта, а их верхние точки - немного ниже линии бровей.

  • Прорабатываем все части лица более детально.
  • Определяем теневую сторону лица, тоном помогаем выявить форму. Усиливаем тон в местах, где форма уходит в тень: на скуле, левой части лба, подбородке, верхней губе, левом крыле и внизу носа, на шее. Поверхность лба делится на несколько плоскостей - переднюю, боковые и верхнюю. Ориентиром при этом служат лобные бугры. Следует тоном показать границы этих плоскостей.
  • Детально нужно проработать нос, так как он находится к нам ближе всего и контраст свети и тени на нем будет наиболее явным. На конечном этапе в некоторых местах следует детально проработать волосы, а также сделать выразительные глаза, наметить линию плеч.

  • Что такое пейзаж?
  • Что такое портрет?
  • Назовите вид работы, которым вы занимались сегодня на уроке.
  • Какие принадлежности вам понадобились?
  • Какие портреты вы рисовали?
  • Какие правила надо выполнять при рисовании портрет.
  • Какие детали народных костюмов вы использовали в ваш портретах?
  • Удалось ли вам передать характеры героинь, которых вы нарисовали?

  • Сегодня вы будете создавать синквейн на тему «Портрет».


  • О чем будет наш урок?
  • В чем вы видите красоту человека?
  • Какой человек, по-вашему красив?
  • Кто такой «Добрый молодец»?


Какой продукт не сажали в Древней Руси?


  • Яркие примеры отражены в русских народных сказках.
  • Какие сказки вы знаете, где показан образ русского крестьянина?
  • Давайте рассмотрим иллюстрации из русских народных сказок.














  • Какой была мужская одежда на Руси?
  • Что вы можете рассказать об обуви?
  • Кто на Руси носил сапоги?

К РУ ЖЕ БА ВЫ Х ШИВ А


П Ш О Т Р А Т Н Ы

Русские штаны шились без разрезов, с узлом, так чтобы посредством его можно было делать их шире и уже.


П ЗА О В Я ЗК С А

  • Ребята, как вы думаете, зачем наши предки носили пояс?
  • Была у пояса еще одна задача – тайная...
  • Скажите, какую форму приобретает завязанный на талии пояс?
  • А что изображал символ круга в древности у большинства народов?
  • Ребята, слышали, когда-нибудь выражение «распоясался»? Что оно значит?

Правильно, а еще он выполнял различные функции: За пояс «закладывали» некоторые предметы, а другие – подвешивали к поясу. Например, меч, нож, оружие воины носили за поясом. К поясу в старину подвешивали зеркальце, игольницу, фигурки-обереги от нечистой силы и мешочки для денег.

Круг у древних славян обозначал религиозный символ Бога И был оберегом. Значит, пояс был оберегом, он живот оберегал. Ведь слово «живот» в древности имело значение «жизнь». Таким образом, получается, что пояс жизнь оберегал. Поэтому и получается, что носить его должен был каждый.

Это значит, как бы потерял человеческий облик.




ФИЗ КУЛЬТ МИНУТКА

Мы дружно трудились, немного устали.

Быстро все сразу за партами встали.

Тишина стоит вокруг,

Вышли косари на луг.

Взмах косой туда, сюда,

Делай раз и делай два.

Вот мы руки развели

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

От души мы потянулись,

И на место вновь вернулись.


З АД АД Ч А Й НИ ВА Е:

  • Создание образа русского крестьянина – портретное изображение гуашью.

ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • Сегодня на уроке я…
  • Самым интересным сегодня на уроке было…
  • Самым сложным для меня сегодня было…
  • Сегодня на уроке я почувствовал…
  • Сегодня я понял…
  • Сегодня я научился…
  • Сегодня я задумался….
  • Сегодняшний урок показал мне…
  • Я хочу узнать больше о …