Обособление определений упражнения. Тренировочные упражнения по русскому языку "обособленные члены предложения"

Упражнение 18. Найдите в предложениях обособленные или необособленные определения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Хмурившаяся с утра погода стала понемногу разъясняться (Арсеньев). 2. Он уже открыл рот и привстал немного с лавки, но вдруг поражённый ужасом закрыл глаза и свалился с лавки (М. Горький). 3. Охваченный злым отчаянием я видел вокруг только эти волны с беловатыми гривами (М. Горький). 4. Охваченный каким-то неясным предчувствием Корчагин быстро оделся и вышел на улицу (Н. Островский). 5. Мересьев сидел молчаливый и тревожный (Полевой). 6. Прошёл истопник похожий на негра и не затворил возле меня двери (Бунин). 7. Пока тарантас сопровождаемый лаем с грохотом катится по мостикам через овраги, я смотрю на груды кирпичей оставшихся от сгоревшего дома и потонувших в бурьяне и думаю о том, что сделал бы старик Кологривов, если бы увидел нахалов скачущих по двору его усадьбы (Бунин). 8. Павел вышел к ней в комнату и усталый присел на стул (Полевой). 9. Огонь разорвавшейся возле него бомбы мгновенно осветил двух человек стоящих наверху и белую пену зеленоватых волн разрезаемых пароходом (Л. Толстой). 10. Тяжёлый никем не слыханный грохот потряс воздух (А.Н. Толстой). 11. Чичиков только заметил сквозь густое покрывало лившего дождя что-то похожее на крышу (Гоголь). 12. Испуганный шумом барсук бросился в сторону и исчез из виду (Арсеньев).

Упражнение 19. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Девочка сорвала с куста смородины веточку и восхищённая ароматом почек догнала своего спутника и передала ему веточку (Пришвин). 2. В длинной бороде отца протопопа и в его небольших усах соединяющихся с бородой у углов рта мелькает несколько чёрных волос придающих ей вид серебра отделанного чернью (Лесков). 3. Глаза у него коричневые смелые и ясные (Лесков). 4. Небо почти не отражается в воде рассекаемой ударами вёсел пароходных винтов острыми килями турецких фелюг и других судов бороздящих по всем направлениям тесную гавань (М. Горький). 5. Длинная плотина обсаженная серебристыми тополями замыкала этот пруд (Тургенев). 6. Она была в белом халате испачканном кровью в косынке туго повязанной по самые брови (А.Н. Толстой). 7. Длинные обхватистые подняли сосны широкие руки и все цепляют облака удержать стараются (Куранов). 8. Сердитый на вид он был добряк в душе (Фадеев). 9. Энергичный высокий немного злой и насмешливый он стоит так, точно прирос к брёвнам, и в напряжённой позе готовый каждую секунду поворотить плоты зорко смотрит вперёд (М. Горький). 10. Потемневшее от пыли голубое южное небо - мутно (М. Горький). 11. Из-за моря выступали горы похожие на стаю облаков и за ними клубились облака похожие на снеговые горы (Крымов). 12. Звон якорных цепей грохот сцепленных вагонов подвозящих груз металлический вопль железных листов откуда-то падающих на камень мостовой глухой стук дерева дребезжание извозчичьих телег свистки пароходов то пронзительно резкие то глухо ревущие крики грузчиков матросов и таможенных солдат - все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня (М. Горький). 13. И сами люди первоначально родившие этот шум смешны и жалки: их фигурки пыльные оборванные юркие согнутые под тяжестью товаров лежащих на их спинах суетливо бегают то туда то сюда в тучах пыли в море зноя и звуков, они ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами грудами товаров гремящими вагонами и всем, что они создали (М. Горький). 14. Длинный костлявый немного сутулый он медленно шагал по камням (М. Горький). 15. Человек он очень добрый но с понятиями и привычками довольно странными (Тургенев). 16. Но заплатить за что-нибудь хоть самонужнейшее вдруг двести триста рублей казалось им чуть ли не самоубийством (Гончаров). 17. На следующий день мы узнали, что советская разведка вошла в город но потрясённая чудовищной картиной бегства остановилась у спусков в порт и не открывала огня (Паустовский). 18. Очевидно, подавленный воспоминаниями Аржанов надолго замолчал (Шолохов). 19. Он осмотрелся и увидел, что валявшийся у дороги опрокинутый и давно растасканный по частям грузовик дымит быстро разгораясь (Полевой). 20. Наступила заря, и закованный в снег двуглавым обломком кристалла в огне загорался Казбек (Заболоцкий). 21. И заключённый в правильный квадрат то мечется и рвётся за ограду то молчаливо облетает сад (Шефнер). 22. Я так и не вошёл в дом посидел на лавочке и не замеченный никем ушёл (Никитин). 23. Но кроме песни у нас было ещё нечто хорошее нечто любимое нами и, может быть, заменявшее нам солнце (М. Горький). 24. Он стоял удивлённый неожиданной встречей и тоже смущённый собирался уйти (Н. Островский). 25. Мягкое и серебристое оно [море] слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков неподвижных и не скрывающих собой золотых узоров звёзд (М. Горький).

Обособленные приложения

См. также:Каковы правила потребления дефиса при приложении?

Обособление приложений при помощи запятых

  • Обособляется распространенное приложение, выраженное нарицательным существительным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному: Старуха, Гришкина мама , погибла, однако старики, отец и тесть , были еще живые .
  • Приложение, относящееся к собственному имени, обособляется, в том случае стоит после определяемого существительного: Сергей Иванович, глава семьи, высочайший, стройный, прекрасный мужчина , был неплохой преподаватель; Жухрай, матрос , с нами не раз говорил .
  • Всегда обособляется приложение при личном местоимении: Мы, дети , очень обожали эту старушку .
  • Собственное имя лица выступает в роли обособленного приложения, в том случае служит для пояснения либо уточнения нарицательного существительного (перед подобным приложением есть возможность в отсутствие конфигурации смысла воткнуть слова а конкретно, другими словами ): Отец мой, Клим Торсуев, узнаваемый мыловар , был человек томного нрава; Другие братья, Мартын и Прохор , до мелочей идентичны с Алексеем .
  • Обособленное приложение может присоединяться союзом как (с дополнительным цветом причинности), также словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом, либо и др.: Как настоящий француз , в кармашке Трике привез куплет Татьяне; Студент этот, по имени Михалевич , искренно полюбил Лаврецкого; Была у Ермолая легавая собака, по прозвищу Валетка . При отсутствии интонации обособления такие обороты запятыми не выделяются: Завел он для себя медвежонка по имени Яша .
  • Примечания:

  • В том случае альянс как имеет значение «в качестве», то присоединяемый им оборот не является приложением и не обособляется: Приобретенный ответ рассматривается как согласие .
  • Не обособляется также приложение с союзом как , характеризующее предмет с какой-нибудь одной стороны: Мы больше знаем Лермонтова как поэта и прозаика и меньше как драматурга .
  • Обособление приложений при помощи тире

  • Заместо запятой при обособленных приложениях употребляется тире, в том случае перед приложением есть возможность в отсутствие конфигурации смысла воткнуть слова «а именно»: Старику осталась единственная удовлетворенность - воспоминание о прошедшем .
  • Тире заместо запятой ставится перед всераспространенным либо одиночным приложением, стоящим в конце предложения, в том случае подчеркивается самостоятельность подобного приложения: Посреди их время от времени встречались кирпичные строения - грубые огромные коробки ; Она не знает, что же это все-таки за чувство - ревность .
  • Средством тире выделяются приложения, носящие объяснительный нрав: На улице мальчишка - торговец газет - что-то выкрикивал .
  • Тире заместо запятой ставится для внесения ясности, в том случае приложение относится к одному из однородных членов предложения: В оранжерее разводились магнолии, камелии - цветочки Стране восходящего солнца , орхидеи и цикламены .
  • Тире может отделять однородные приложения от определяемого слова: Величайший наш поэт, основатель российского литературного языка, наикрупнейший представитель государственной литературы - Пушкин по праву занимает одно из первых мест в истории культурного развития Рф .
  • Упражнение на тему «Обособленные приложения. Знаки препинания при приложении»

    Задание: расставьте знаки препинания, делая упор на правила обособления приложений.

    1. Время от времени заместо Наташи являлся из города Николай Иванович человек в очках с малеханькой светлой бородкой уроженец некий далекой губернии.
    2. В углу комнаты стоял книжный шкаф подарок отца.
    3. Владимир Маяковский профессиональный поэт-футурист известен и за рубежом.
    4. Доброжелательный старичок больничный охранник тотчас же впустил его.
    5. Мы ребята не можем часами посиживать в отсутствие движения.
    6. Наш педагог истории уроженец города Киева работает на данный момент в сельской школе.
    7. Офтальмолог другими словами глазной доктор воспринимает нездоровых по утрам.
    8. Беседа шла с журналистом корреспондентом московской газеты.
    9. Мы знаем Лермонтова как поэта и прозаика и не знаем его как драматурга.
    10. На улице мальчишка торговец газет выкрикивал что-то непонятное.
    11. О подвигах Ильи Муромца возлюбленного народного богатыря сохранилось много легенд.
    12. Этот мальчишка по имени Вилен обучается в первом классе.
    13. Монблан высокая гора Западной Европы завлекает многих туристов.
    14. Другие братья Василий и Евгений жили раздельно.
    15. Оба они как наилучшие ученики класса были награждены медалями.
    16. Гиппопотам либо бегемот огромную часть времени проводит в воде.
    17. Катастрофы Шекспира величавого британского писателя ставятся на сценах театров многих государств.
    18. Отец ее Сергей Петрович считается спецом в области ботаники.
    19. Она не знает что же это все-таки за чувство любовь.
    20. Сосед мой юный казак стройный и прекрасный налил мне вина.
    21. Он жулик лошадка свою пустил ко мне в огород.
    22. В бричке посиживало двое обывателей Иван Иванович Кузьмичов бритый в очках и соломенной шапке и иной Сирийский небольшой длинноволосый в сероватом кафтане в широкополом цилиндре и цветном поясе.
    23. Отпрыск бедных родителей внук крепостного он рано вызнал нужду.
    24. Мухин выслал его четырнадцатилетнего ребенка экзаменоваться на мед факультет Столичного института.
    25. Н.И. Пирогов наикрупнейший спец в области медицины оставил после себя много работ по вопросам педагогики.
    26. Сынишка его мальчик лет пятнадцати повадился к нам ездить.
    27. Минутку спустя вошла хозяйка женщина старых лет в каком-то спальном чепце насаженом наспех с фланелью на шейке одна из числа тех матушек маленьких помещиц которые плачутся на неурожаи.
    28. Так жил Миша Власов слесарь волосатый угрюмый с малеханькими глазами.
    29. Новое лицо это бы князь Андрей Болконский супруг малеханькой княгини.
    30. Офицер товарищ Тушина был убит сначала дела.

    См. также: упражнения к теме «Дефис при приложении»,упражнение к теме «Приложение как разновидность определения».

    Источники:

  • Раздел «Знаки препинания в ординарном предложении» в пособии Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи»
  • Упражнение из пособия Казариной С.Г., Милюк А.В., Усачевой М.П. «Пунктуация» (ссылка на скачка пособия)
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое приложения?
  • Как отыскать приложение в предложении?
  • На какие вопросы отвечает приложение?
  • Как подчеркивается приложение как член предложения?
  • Как отыскать определяемое слово в предложении с приложением?
  • Как разграничивать приложения и несогласованные определения?
  • Как разграничивать в предложении определяемое слово и приложение?
  • Когда конструкция со словом «как» является приложением?
  • Когда конструкция со словом «как» является определением?
  • Каковы правила постановки запятых при обособленных определениях?
  • 1. Несогласованные определения, выраженные сравнитель­ной степенью прилагательных, обычно обособляются, так как по значению приближаются к ослабленному сказуемому; они обычно стоят позади определяемого слова и имеют зависимые слова, например: Короткая борода,немного темнее волос, слег­ка оттеняла губы и подбородок. (А. К. Т.)

    2. Определения, выраженные косвенными падежами имён существительных, как правило, стоят после определяемых слов.

    Они обычно не обособляются, объединяясь с определяемым словом в словосочетание-называние, например: Найдите там дамув серой шляпке с белой птицей и скажите, что я здесь. (Ч.) Они обособляются, если только дополняют и уточняют пред­ставление об известном уже предмете или лице, например:

    Величественно вышла мать,в сиреневом платье, в кружевах, с длинной нитью жемчуга на шее. (М. Г.) Определяемое суще­ствительное мать обозначает уже известное лицо, определения же только дополняют наше представление о матери в данный момент; поэтому определения обособлены.

    Определения, выраженные существительными в косвенных падежах, обычно обособляются, когда относятся к личным ме­стоимениям и к именам собственным: Сегодня она,в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива. (М. Г.) Ферапонтов,в жилете, в ситцевой рубахе, стоял у лавки, выходившей на улицу. (Л. Т.)

    Личные местоимения указывают на лицо, уже известное из предыдущего изложения. Собственные имена точно обозначают лицо или предмет, чтобы выделить его из ряда подобных.

    Наконец, определения, выраженные косвенными падежами существительных, обычно обособляются:

    а) когда следуют за обособленными определениями, выра­женными прилагательными и причастиями, например: Этот ры­систый человек,тощий, с палочкой в руке, сверкал и дымил, пылая ненасытной жадностью к игре делом (М. Г.);

    б) когда стоят впереди этих определений и связаны с ними сочинительными союзами, например: Бедный гость,с оборван­ной полой и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопас­ный угол. (П.)

    Упражнение 97. Поставьте определения вместе с зависимыми от них сло­вами (где они есть) так, чтобы они были обособленными, и напишите. Вставьте пропущенные буквы.

    1) Осенё...ая деревьями дорога изв...вается около горы. 2) Солнце поднялось над горами и сг...няло ещё лежавший в тени ин...й. 3) На дворе стояла запряжё...ая двумя волами ар­ба. 4) Ручеёк изв...вался молча около полуобнажё...ых осенью деревьев. 5) Все стены пестрели от выреза...ых из журналов картин. 6) Его длинные густые волосы н... скрывали выпукло­стей просторного черепа.

    98. Спишите. Объясните расстановку знаков препинания; объясните пра­вописание окончаний прилагательных и причастий.

    1) Она встретила сына с радостью, неожиданной для него. (М. Г.) 2) И на пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминание о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми. (М. Г.) 3) Её вопросы, громкие и ясные, как будто разбудили людей. (М. Г.) 4) В ласковый день бабьего лета Артамонов, усталый и сердитый, вышел в сад. (М. Г.) 5) Боль­шие деревья, лишённые снизу ветвей, поднимались из воды, мутной и чёрной. (А. Н. Т.) 6) Бледный, он лежал на полу, держа в правой руке пистолет. (Л.) 7) Вышедший рано утром отряд прошёл уже четыре версты. (Л. Т.) 8) Расколебленное ночной бурей, море до самого горизонта белело барашками. 9) При виде Калиновича лакей, глуповатый с лица, но в лив­рее с галунами, вытянулся в дежурную позу. (П и с е м с к и й.) 10) Вся деревушка, тихая и задумчивая, с глядевшими из дво­ров ивами, бузиной и рябиной, имела приятный вид. (Ч.)

    11) Босая, в одной рубахе, она быстро сошла вниз. (М. Г.) 12) Говорил один из казаков, запылённый и на потной лошади. ("Л. Т.) 13) Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась с прогулки. (Т.) 14) В белом платье, с нераспле­тёнными косами по плечам, она тихонько подошла к столу. (М. Г.) 15) Передо мной, в синей долгополой шинели, стоял старик среднего роста, с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (Т.)

    99. Прочитайте, укажите обособленные и необособленные определения; объясните, почему определения обособлены; затем спишите, вставляя про­пущенные буквы и знаки препинания

    1) Молодой месяц св...тивший сначал... заш...л за горы. 2) Мя...кие шаги людей обутых не в сапоги приближались. 3) Солдаты теперь н... только слышали но и увид...ли две тени проходившие в пролёте между деревьями. 4) Хаджи-Мурат сдержал своего т...жело дышавшего и посеревшего от пота бе­лого коня и ост...новился. 5) Один из сидевших у костра лю­дей быстро встал и подош…л к Хаджи-Мурату. 6) Хаджи-Му­рат достал один из хозырей вынул пулю затыка...щую его и из-под пули свёрнутую трубочкой записку. 7) Хаджи-Мурат поднял голову и взгл...нул на светившееся уже сквозь стволы деревьев небо на востоке и спросил у сидевш…го поодаль от не­го мюрида о Хан-Магоме. 8) Разбудил его весёлый голос Хан-Магомы возвращавш…гося с Батою из своего посольства. 9) Солнце бл...стало и на только что распустивш…йся листве и на молодой девственной траве и на всходах хлебов и на ряби быстрой реки видневш…йся влево от дороги.

    (Л. Н. Т о л с т о й.)

    100. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

    В СТАНИЦЕ

    Было время самое рабочее. Всё население станиц кишело на арбузных бахчах и виноградниках. По пыльной дороге ве­дущей к садам тянулись скрипучие арбы верхом налож...нные ч...рным виноградом. На пыльной дороге измятые колёсами ва­лялись кисти. Мальчишки и девч...нки в испачка...ых виноград­ным соком рубаш...нках с кистями в руках и во рту бегали за матерями. Обвяза...ые до глаз платками мамуки вели быков запряж…нных в высоко наложенные виноградом арбы. В воздухе над садами стоял смрад. Тёплый сильный ветер проходивший сквозь ветви не приносил прохлады а только однообразно гнул вершины ра...ыпанных по садам груш...вых персиковых и туто­вых деревьев. Рабочая пора уже нач…лась две недели тому назад, и тяж...лая н…престанная работа зан...мала всю жизнь молодой девки. Но только потухала заря она уже шла в хату и, поужинав в тёмной избушке с отцом матерью и братишкой, бе...заботная здоровая входила в хату садилась на печь и в по­лудремоте слушала разговор постояльца. Иногда она бывала ласкова но больш…й частью каждый взгляд каждое слово каж­дое движение её выражали это равнодушие не пр...зрительное но под...вляюшее и чарующее.

    (По Л. Н. Т о л с т о м у.)

    101. Спишите, расставляя знаки препинания. Обособленные опреде­ления подчеркните. Вставьте пропущенные н илинн.

    Позади дома был старый сад уже одичавший заглуше...ый бурьяном и кустарником. Я прошёлся по террасе ещё крепкой и красивой; сквозь стекля.. .ую дверь видна была комната с пар­кетным полом должно быть гости...ая. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головы; по дорожкам, вытягиваясь, ме­шая друг другу, росли молодые клёны и вязы уже ощипа...ые коровами. Было густо, и сад казался непроходимым но это только вблизи дома, где ещё стояли тополи сосны и старые липы-сверстницы уцелевшие от прежних аллей а дальше за ними сад расчищали для сенокоса. Чем дальше вглубь, тем про­сторнее, и уже росли на просторе вишни сливы раскидистые яблони обезображе...ые подпорками и старые груши такие высокие, что даже не верилось, что это груши. Сад, всё больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке поросшей зелё...ым камышом и ивняком; около мельничной плотины был плёс глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница неистово квакали лягушки. На воде гладкой, как зеркало, из­редка ходили круги да вздрагивали речные лилии потревоже...ые весёлой рыбой. Тихий плёс манил к себе, обещая про­хладу и покой.

    (А. П. Ч е х о в.)

    102. Спишите, вставляя обособленные определения, помещённые в скобках, согласуя их с существительными, к которым их по смыслу следует отнести. Расставьте запятые.

    1) Между тучами ласково блестели тёмно-голубые клочки неба (украшенный золотыми крапинками звёзд). 2) Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли (незадолго до вечера обильно смоченный дождём).

    3) Широкая туча стала расти и показываться из-за вершин де­ревьев (давно лежавший свинцовой пеленой на самой черте не­босклона). 4) Искрятся пустынные окрестные бугры (осыпан­ный лебяжьим пухом молодого снега). 5) Лукашка сидел не­сколько боком на своём сытом гнедом коне (легко ступавший по жёсткой дороге и подкидывавший красивою головой с глян­цевитою тонкою холкой). 6) Проехав несколько шагов, они увидели казака (сидевший за песчаным бугром и заряжавший ружьё).

    Обособление приложений.

    1. Распространённое прило­жение обособляется всегда, если относится к имени нарицатель­ному или местоимению. Если же оно относится к имени соб­ственному, то обособляется тогда, когда стоит позади него.

    Во всех этих случаях приложение является как бы ослаб­ленным второстепенным сказуемым.

    П р и м е р ы. Мелкий дождь,предвестник осени, кропит землю. (М. Г.)Несчастью верная сестра, надежда в мрач­ном подземелье разбудит бодрость и веселье. (П.) Я,ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам. (Кр.)

    4) А. С. Пушкин,великий русский поэт, родился в Москве. (Ср.:Великий русский поэт А. С. Пушкин родился в Москве.)

    2. Имя собственное (распространённое и нераспространённое), стоящее после нарицательного, обособляется, если служит для уточнения. В этом случае оно иногда присоединяется при помощи слов по имени, по прозвищу, по прозванию, по кличке и т. п.

    П р и м е р ы. Отец мой,Андрей Петрович Гринёв, служил при графе Минихе. (П.) У второго мальчика,Павлуши, во­лосы были всклоченные. (Т.) Один из псарей Троекурова. по имени Парамошка, обиделся на слова Дубровского.

    3. Нераспространённое приложение, выраженное существи­тельным нарицательным, обособляется в следующих случаях:

    1) Если относится к личному местоимению, например:

    Добряк, он не мог никому отказать в просьбе. Мы,ар­тиллеристы, хлопотали около орудий. (Л. Т.)

    П р и м е ч а н и е. Определяемое личное местоимение может и отсутство­вать: Эка,бездельник, как расписывает! (Г.) (Приложение бездельник отно­сится к отсутствующему местоимению он.)

    2) Если относится к существительным собственным и стоит после них, например: Тут был и капитан, и поручик, и Онисим Михайлович,фельдфебель. (Л. Т.)

    П р и м е ч а н и е. Приложение, стоящее впереди имени собственного, обособляется только тогда, когда имеет добавочное обстоятельственное зна­чение (причинное) и одновременно поясняет и сказуемое, например: Меж тем, механик деревенский , Зарецкий жёрнов осуждал (П.) (т. е. «будучи ме­хаником деревенским...»).

    3) Если относится к нарицательному существительному, рас­пространённому пояснительными словами, например: Тут на широкой улице встретился им повар генерала Жукова,стари­чок. (Ч.)

    Если и приложение, и поясняемое им слово являются суще­ствительными нарицательными и не имеют зависимых слов, то они сливаются по смыслу и в произношении как бы в одно слово и на письме соединяются д е ф и с о м, например: И вот сама идётволшебница-зима. (П.) Вьётся улица-змея . (В. М.)

    В некоторых случаях нарицательное существительное, стоя­щее после собственного, тоже сливается с ним как бы в одно слово и на письме присоединяется д е ф и с о м, например:

    Ступайте в дворовую избу, а не то к Аграфене-ключнице . (Т.) Ходил Стенька Разин в Астрахань-город . (П.)

    П р и м е ч а н и е. Дефис не ставится, если приложение, обозначающее профессию, звание, социальную принадлежность и т. п., относится к словам гражданин и товарищ: гражданин судья, товарищ профессор. Раздельно пи­шутся также названия классов предметов или существ с названиями видов этих предметов и существ: рыба акула, пшеница полтавка.

    4. Приложения, присоединяемые союзом как, обособляются, если они указывают причину, например: Сосна,как дерево смолистое, с трудом поддаётся гниению. (А.) (Сосна,так как она дерево смолистое, с трудом поддаётся гниению.)

    Обособленные приложения выделяются з а п я т ы м и или т и р е: В избушке, распевая, дева прядёт, и,зимних друг но­чей, трещит лучинка перед ней. (П.) Старший урядник - бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную служ­бу - скомандовал «строиться». (Шол.)

    П р и м е ч а н и е. Вместо запятых распространённое приложение может выделяться тире в следующих случаях:

    1) Если перед приложением можно подразумевать без изменения смыс­ла речи союза именно: Основная директива -повышение качества продук­ции - выполняется успешно.

    2) Если приложение стоит на конце предложения и присоединяется как бы в порядке добавления к сказанному: Со мной был чугунный чайник- единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу. (Л.)

    3) Если приложений несколько, чтобы установить грань между приложе­ниями и определяемым существительным:Лютейший бич небес, природы ужас - мор свирепствует в лесах. (Кр.)

    4) Если приложение относится к одному из однородных членов, чтобы не смешивать приложения с однородным членом: В комнате сидела бабушка, мой брат - пятилетний Петя, сестра Нина и я.

    Упражнение 103. Спишите. Объясните расстановку знаков препинания.

    1) Перед роялем сидела черномазенькая моя сестрица Лю­бочка. (Л. Т.) 2) Хозяин сакли, Садо, был человек лет сорока. (Л. Т.) 3) Малаша, шестилетняя девочка, осталась в избе. (Л. Т.) 4) Он задумался о своей жизни в сравнении с жизнью Ивана Матвеевича, каптенармуса. (Л. Т.) 5) Владимир узнал Архипа-кузнеца. (П.) 6) Девочки-подростки на другом углу площади уже водили хороводы. (Л. Т.) 7) Её отец, ботаник, был командирован на Канарские острова и там умер. (М. Г.) 8) Марья Васильевна вместе с сыном, шестилетним красавцем, кудрявым мальчиком, встретила Хаджи-Мурата в гостиной. (Л. Т.) 9) Он заложил новый сад и новый корпус, строение для дворовых. (Л. Т.) 10) Нас, врачей, поражает это поистине безграничное терпение. (Н. О.) 11) Я поссорился с Алексеем Ивановичем, а его, Ивана Игнатьича, прошу быть моим секун­дантом. (П.) 12) Студент этот, по имени Михалевич, энтузи­аст и стихотворец, искренне полюбил Лаврецкого. (Т.) 13) Оле­нин смотрел на Ванюшу только как на слугу. (Л. Т.)

    104. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

    1) Смеш...н суетливый попрыгун дядя Алексей. 2) Уютный дом её наполнен подругами дочери её девицами лучших семей города. 3) Второй сын Яков кругленький и румяный был похож лиц...м на мать. 4) Толстый кучер Яким кроткий человек лас­ково и робко успокаива...т коней. 5) Там двоюр...дный брат мой работает мастером. 6) В дальнем углу светилось ж...лтое пятно огонь в квартире Серафима. 7) Всего лишь пять лет назад он пог...релец красивый здоровый явился на фабрику вместе с бой­кой женой. 8) Помялов с Воропаевым прос...т меня уговорить вас братьев продать им фабрику. 9) В сизой туч... за Москвой рекой сверкнула молния. 10) В гнев... грома ч...ткий демон он давно усталость слыш...т.

    (Из произведений М. Г о р ь к о г о.)

    § 80. Обособление обстоятельств, выраженных деепричасти­ем.

    Деепричастия обозначают добавочные действия, которые по­ясняют основное действие или состояние, выраженное сказуе­мым. Отношения между действием, выраженным сказуемым, с одной стороны, и действием, выраженным деепричастием, с дру­гой стороны, могут быть различны. Эти отношения близки к тем, которые имеются между сказуемыми главного и придаточного предложения, а в некоторых случаях между однородными ска­зуемыми в простом предложении. Деепричастие одно или с за­висимыми словами может обозначать действие предшествую­щее, например: Закаркав , отлетела ватага чёрная ворон. (П.) Может обозначать действие одновременное, например: Мальчик, глядя в окно вагона , счастливо улыбался. В этих случаях дее­причастия отвечают на вопрос к о г д а? и являются обстоятель­ствами времени. Деепричастие или деепричастный оборот мо­жет выражать действие, которое является причиной основного действия, например: Василиса Егоровна оставила меня в по­кое, видя моё упорство . В этом примере деепричастный оборот отвечает на вопрос почему? и является обстоятельством при­чины.

    Деепричастие может обозначать способ (образ) основного действия, например: Трезор бежал впереди,помахивая хвостом. (Н. О.) Здесь деепричастный оборот отвечает на вопрос

    к а к? к а к и м о б р а з о м? и является обстоятельством образа дей­ствия.

    Деепричастие может иметь и другие значения. Приближаясь по значению к сказуемому придаточного пред­ложения или к однородному сказуемому, деепричастия одиноч­ные и с зависимыми словами, как правило, обособляются и вы­деляются на письме запятыми: 1)Облокотясь на бархат ложи, девушка не шевелилась. (Т.) 2) Она сидела у окна,отвернув­шись, и казалась бледной. (Т.) 3) Чертопханов,не останавли­ваясь и не оглядываясь, шёл большими шагами. (Т.)

    На самостоятельность деепричастия указывает то, что оно может присоединяться, как придаточное предложение, сравни­тельным союзом, например: Невидимый ручеёк мирно болтал переливчатыми и гулкими звуками,как будто втекая в пустую бутылку. (Т.)

    П р и м е ч а н и е. После союза и перед деепричастным оборотом (или деепричастием) паузы не бывает, а запятая ставится, чтобы показать начало деепричастного оборота на письме: 1) Хорь присел на скамью и,преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мной в разговор. (Т.) 2) Хаджи-Мурат остановился,бросив поводья, и,привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки, правой рукой вынул её. (Л. Т.)

    Деепричастие не обособляется, когда оно сливается с гла­голом-сказуемым в одно смысловое целое. Например, в пред­ложении Ходил Никоновсогнув спину (М. Г.) автор хочет ска­зать не то, что Никонов ходил, а то, что он ходил с согнутой спиной.

    2. Не обособляется группа однородных членов, состоящая из деепричастия и наречия, связанных сочинительным союзом, например: 1) Клим Самгин шагал по улицебодро и не уступая дорогу встречным людям. (М. Г.) 2) Тот ему отвечалне сму­щаясь и откровенно. (Пом.)

    3. Не обособляются одиночные деепричастия, непосредствен­но примыкающие к сказуемому и имеющие значение обстоя­тельства образа действия, например: 1) Вы и в залу входите танцуя (Л. Т.) (танцуя, т. е. весело, с движениями, напоминаю­щими танцы). 2) До двух часов занятия должны были идтине прерываясь (Л. Т.) (не прерываясь, т. е. без перерыва). 3) Что, сударь, плачете? Живите-касмеясь (Гр.) {смеясь, т. е. без забот, весело). В этом случае деепричастия начинают приобре­тать значение наречия. (Ср.: В городки мы стали играть, выку­павшись, где выкупавшись - деепричастие, обстоятельство вре­мени.)

    В некоторых случаях деепричастия и деепричастные оборо­ты окончательно превращаются в наречия или в цельные нареч­ные сочетания, которые не обособляются, например: нехотя, лёжа, стоя, сидя; сложа руки, спустя рукава, сломя голову, ра­зинув рот.

    П р и м е р ы. 1) Он принялся было чинить перья, дасидя уснул. (Т.) 2) Григорий стоитпотупя голову. (Н.)

    П р и м е ч а н и е. Если деепричастию предшествует противительный союз а, который относится к этому деепричастию, то запятая между союзом а и деепричастием не ставится, например: Он не думал о встрече с Софьей Антоновной, а неожиданно столкнувшись с нею у подъезда театра, расте­рялся.

    Упражнение 105. Прочитайте. Объясните расстановку знаков препина­ния. Укажите значение деепричастий. Объясните слитное и раздельное на­писание частицы не .

    1) Взмахивая на солнце серебряным топором, он ловко за­тёсывал кол и тихонько напевал. 2) Он ушёл неохотно, тяжело шаркая ногами. 3) С визгом и смехом, толкаясь, сбежали в сад девицы и, окружив стол ярким венком сарафанов, запели вели­чанье. Пётр осторожно усмехнулся, поглядывая на девиц и дёр­гая себя за ухо. 4) Он говорил не волнуясь и, вспоминая подхо­дящие пословицы, обильно смазывал жиром мудрости речь свою. 5) Баймаков слушал, молча глядя в угол. 6) Думы меша­ли ему, внезапно возникая в неудобные часы, нападая во вре­мя работы. 7) Яков Артамонов шёл не торопясь, сунув руки в карманы, держа под мышкой палку. 8) За гробом шагала нахмурясь, но без слез Зинаида. 9) Можно прожить и не хва­стаясь умом, без этих разговоров. 10) В воздухе трепещет зо­лотая паутина, сплетаясь в прозрачные узоры пламени, и зами­рает, любуясь своей красотой, отражённой в воде.

    (М. Г о р ь к и й.)

    106. Спишите, расставляя знаки препинания; подчеркните дееприча­стия вместе с зависимыми словами (если они имеются); устно укажите, ка­кие добавочные действия обозначают деепричастия.

    За курганом садилось солнце. Горький полынный запах вы­кошенной степи к вечеру усилился но стал мягче желанней ут­ратив полдневную удушливую остроту. Жара спала. Быки шли охотно, и взбитая копытами пресная пыль на лежнике поды­малась и оседала на кустах придорожного татарника. Верхуш­ки татарника с распустившимися малиновыми макушками пла­менно сияли. Над ними кружились шмели. К далёкому степно­му пруду перекликаясь летели чибисы. Дарья лежала на по­качивающемся возу вниз лицом опираясь на локти изредка взглядывая на Наталью. Та о чём-то задумавшись смотрела на закат, на спокойном чистом лице её бродили медно-красные от­блески.

    (М. Ш о л о х о в.)

    107. Прочитайте, укажите, из какого произведения М. Горького взят этот отрывок. Укажите предложения с деепричастными оборотами и значе­ние этих оборотов. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

    Охорашиваясь одёргивая жёлтую рубаху Цыганок осторож­но точно по гвоздям ш...гая выходил на середину кухни... Бешено звенела гитара дробно стучали каблуки на столе и в шкафу дребезжала посуда а среди кухни огнём пылал Цыганок реял коршуном размахнув руки, точно крылья, незаметно пере­двигая ноги; гикнув прис...дал на пол и м...тался золотым стри­жом осв.-.щая всё вокруг блеском шёлка а шёлк содр...гаясь и

    струясь словно г...рел и плавился...

    Вдруг она [бабушка] молодо встала оправила юбку выпр...милась вскинув тяжёлую голову и пошла по кухне... Дядя весь вскинулся вытянулся прикрыл глаза и заиграл медленнее;

    Цыганок на минуту остановился и подск...чив пошёл вприсядку кругом бабушки а она плыла по полу бесшумно, как по воз­духу, разводя руками подняв брови глядя куда-то вдаль тёмны­ми глазами... Бабушка не плясала а словно рассказывала что-то. Вот она идёт тихонько задумавшись покачиваясь погляды­вая вокруг из-под руки и всё её большое тело колеблется нере­шительно ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась вдруг испугавшись чего-то лицо дрогнуло нахмурилось и тотчас зас...яло доброй приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону уступая кому-то дорогу отводя рукой кого-то; опустив голову зам...рла прислушиваясь улыбаясь всё веселее - и вдруг её сорвало с места закружило вихрем вся она стала стройней вы­ше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от неё: так буйно красива и мила ст...новилась она в эти минуты чудесного воз­вращения к юности!

    (М. Г о р ь к и й.)

    § 81. Обособление обстоятельств, выраженных существитель­ными с предлогами.

    Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, вызывается следующими при­чинами: значением обстоятельства, наличием при обстоятель­стве пояснительных слов, положением его перед сказуемым и намерением говорящего. Обстоятельство образа действия и об­стоятельство места обособляются реже, чем обстоятельства причины и уступительные. Обстоятельства, распространённые пояснительными словами, обособляются чаще, чем нераспро­странённые обстоятельства, например: 1) Петявечером ушёл к товарищу. 2) Петя,после полученного им решительного отка­за, ушёл в свою комнату и там, запершись от всех, горько пла­кал. (Л. Т.) В случае обособления распространённые обстоя­тельства по смыслу и по произношению приближаются к при­даточным предложениям.

    1. Всегда обособляется и выделяется запятыми обстоятель­ство с предлогом несмотря на, имеющее уступительное значе­ние, например:Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть. (Т.)

    2. Обособление других обстоятельств зависит от стилистиче­ских задач, от намерения автора. Авторы обычно обособляют их, если придают им особое значение или, наоборот, рассматри­вают их как попутные замечания, например: Крейсеры,ввиду недостатка места в бухте, держались в открытом море. (Нов.-Пр.)

    Особенно часто обособляются следующие обстоятельства:

    а) обстоятельства п р и ч и н ы со словами благодаря, вслед­ствие, ввиду, за неимением, согласно, по случаю, в силу и др.;

    б) у с т у п и т е л ь н ы е обстоятельства с предлогом вопреки;

    в) обстоятельства у с л о в и я со словами при наличии, при от­сутствии и др.

    П р и м е р ы: 1) Старый и седобородый Януш,за неимением квартиры, приютился в одном из подвалов замка. (Кор.) 2}При наличии благоприятной погоды, завтра выезжаем в Казань. 3)Вопреки предсказанию моего спутника, погода проясни­лась. (Л.)

    Обособление дополнений.

    Из числа дополнений бы­вают обособленными очень немногие, а именно следующие:

    а) дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая и др., обозначающие предметы, исключаемые из ряда других пред­метов: Все,кроме жены, считают его виновным во всём (М. Г.);

    б) дополнения с предлогами помимо, сверх, включая, кро­ме, обозначающие предметы, включаемые в ряд других пред­метов:Кроме Веленчука, около костра грелись ещё пять чело­век солдат. (Л. Т.)

    Упражнение 108. Найдите обстоятельства, укажите, какие это обстоя­тельства, чем они выражены, и подумайте над тем, почему они обособлены или не обособлены. Выпишите прим- еры с обособленными обстоятельствами, подчеркните в них предлоги.

    1) Леса, несмотря на тропический зной, не отличались тро­пической пышностью. (Нов.-Пр.) 2) Я ехал на почтовых, а он, по причине тяжёлой поклажи, не мог за мной следовать. (Л.)

    3) Казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном. (Л.)

    4) Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротить­ся. (П.) 5) Несмотря на обилие суеты в магазине и работы дома, я словно засыпал в тяжёлой скуке. (М. Г.) 6) Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека, лежавшего на песке у моря. (М. Г.) 7) Никто, исключая камердинера, не видел его ненапудренным. (Т.) 8) Сверх красивой и приятной наружности, он обладал хорошими ма­нерами. (Т.)

    109. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните правописа­ниене и ни.

    1) Род деятельности охотника Носкова никому кроме вас и меня не мог быть известен. (М. Г.) 2} Кроме полезного Сафрон заботился ещё о приятном. (Т.) 3) В ней вместо прежней доверчивости появилось замешательство. (Т.) 4) Все встали и отправились на террасу за исключением Гедеоновского. (Т.) 5) Все не исключая и самого кучера опомнились толь­ко тогда, когда на них наскакала коляска с шестёркой лошадей. (Г.) 6) Я думаю кроме России в сентябре месяце нигде подоб­ных дней не бывает. 7) Она придя на сход вместо Осипа стала браниться. (Ч.) 8) Несмотря на все мои старания я никак не мог заснуть. (Т.) 9) За неимением комнаты для проезжаю­щих на станции нам отвели ночлег в дымной сакле. (Л.) 10) Пётр Васильевич любил видеть у себя гостей и угощать их несмотря на скудность своих средств. (Т.) 11) Маленькая спальня Верочки выходила в сад, и кроме чистенькой её кро­ватки да умывального столика с зеркальцем да одного кресла в ней мебели не было. (Т.)

    Проверочная работа «Вводные слова».

    Отметьте в предложениях цифры, которые обозначают запятую при вводном слове.

    1. Нет,(1) не обиделся,(2) но,(3) к сожалению,(4) ничего взрослые не понимают. Скажешь что-нибудь нечаянно,(5) а они и решат…

    2. Дедушка тоже,(1) видно,(2) наелся,(3) но теперь зачем-то ломает ветки черники.

    Хватит,(4) - говорю я дедушке,(5) - мы наелись,(6) пойдём.

    3. Правда, (1) раньше мать говорила, (2) будто у Лёшки необыкновенно красивые глаза и ресницы. Но так, (3) наверно, (4) говорят все матери о своих детях, (5) если даже они у них уроды.

    4. И он стал «протверживать» с такой быстротой,(1) что уже через каких-нибудь четверть часа выпаливал учителю-ключнику всё,(2) что тот задавал прочесть и вызубрить. И,(3) разумеется,(4) ключник охотно отпускал Мишу на все четыре стороны,(5) да ещё и ставил его в пример остальным.

    5.Он,(1) например,(2) требовал,(3) чтобы слово обязательно значило только любезно, (4) услужливо. Но это значение слова уже умерло. Теперь и в живой речи,(5) и в литературе слово обязательно стало означать непременно.

    6. По длине вагоны примерно равнялись нашим трамвайным,(1) но только,(2) конечно,(3) не современным четырехосным,(4) а двухосным,(5) легким,(6) в высоту же они намного превосходили их.

    7. Так же как и у взрослых,(1) в библиотеке детей есть книги зачитанные,(2) затрепанные,(3) а следовательно,(4) и самые дорогие,(5) и есть книги новенькие,(6) с нестершимся золотым тиснением на переплетах,(7) книги,(8) раз только раскрытые и недолистанные до конца.

    8. В нем,(1) казалось,(2) не было ни одного из тех качеств,(3) которыми,(4) по общему установившемуся мнению,(5) должны обладать победители женских сердец.

    9. Родился я в 1892 году в Москве,(1) в Гранатном переулке,(2) в семье железнодорожного статистика. Отец мой,(3) несмотря на профессию,(4) требовавшую трезвого взгляда на вещи,(5) был неисправимым мечтателем. Он не выносил никаких тягостей и забот. Очевидно,(6) из-за этих своих свойств отец долго не уживался на одном месте.

    10. Замечательный портретист,(1) он работал с необыкновенной легкостью и еще в молодости своей создал множество произведений,(2) в которых запечатлел чуть ли не всех именитых людей своего времени и,(3) кроме того,(4) десятки безвестных купцов,(5) моряков,(6) женщин и детей,(7) чиновников и крестьян.

    11. Может быть,(1) втайне Жулька осуждала своего друга за буйный нрав и дурные манеры,(2) но,(3) во всяком случае,(4) явно она никогда этого не высказывала.

    12. Если я без промедления,(1) сию секунду возьмусь за работу,(2) быть может,(3) выправлю,(4) и не будет позора.

    13. - Да вот ещё один замечательный по этой части помещик,(1) – пытался продолжить Щепкин. Но слушатели,(2) конечно,(3) никак не могут успокоиться. Михаил Семёнович говорит,(4) а смех,(5) будто плохо погашенный огонь,(6) вспыхивает снова и снова.

    14. Конечно, (1) Серому слов было не жалко, (2) только не хотел он ради их пятерки говорить столько,(3) сколько,(4) по их понятиям,(5) тянуло на пятерку. Словом,(6) школьная жизнь Сергея Чумака была непростой.

    15. Читая,(1) он водил по бумаге носом и,(2) словно сам с собою разговаривая,(3) тыкал в пространство указательным пальцем: «Чудо! Дивно! Этакое,(4) конечно,(5) только русской поэзии дано!» «Ну,(6) такого малохольненького мы быстро сшама-ем!» - решил мой разбойный пятый «Б» класс.

    16. Пока вал не убрали,(1) здесь удобно прятаться. А потом,(2) наверное,(3) посадят кусты,(4) поставят спортивные снаряды.

    17. Остальные книги,(1) побывав у неё,(2) исчезали. Близкие друзья её знали,(3) что стоит подарить ей какую-нибудь,(4) скажем,(5) нарядную шаль,(6) как черех день или два эта шаль украсит другие плечи. И чаще всего она расставалась с такими вещами,(7) которые были нужны ей самой и которые на тот момент были просто бесценны.

    18. Юрий стоял не последним в ряду,(1) но всё-таки ближе к концу,(2) пятым или шестым.

    Ну,(3) – язвительно проронил Сергей Павлович,(4) когда дошла очередь и до него. – Вы,(5) конечно,(6) тоже вполне здоровы и готовы лететь?

    19. - Пойдёмте,(1) ребята,(2) отсюда, - сказал учитель.

    Мы посыпались с горы,(3) а он шёл за нами и всё оглядывался,(4) готовый,(5) видимо,(6) оборонять нас снова,(7) если змея оживёт и погонится следом.

    20. Во-вторых,(1) у него вёлся особый счёт,(2) по которому видно было,(3) сколько барыша давали эти заказы на подаяние,(4) и этот барыш он целиком отвозил сам.

    Предварительный просмотр:

    Задание по теме «Обособленные обстоятельства»

    1. Найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

    (1) На причале человек в синей куртке ловко подхватил верёвку и потянул к себе, сноровисто перебирая её руками. (2) Верёвка была привязана к тросу, который с шумом, подняв высоко брызги, бухнулся с парохода в реку. (3) Такой же трос перебросили на берег и с кормы, и наконец пароход был привязан, или, как говорят моряки, пришвартован к причалу. (Е.Коковин)

    2. Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

    (1) Джентльмену было скучно, и он побрел на набережную посмотреть, как мальчишки ловят рыбу. (2) Любимым его развлечением было бросать в воду монетки и смотреть, как за ними ныряют ребята. (3) Кстати, у него сейчас были монеты, ему совершенно не нужные. (4) А мальчишки все равно будут нырять. (5) Этого джентльмена-бездельника все портовые ребята уже знали. (6) При его появлении некоторые из них быстро разделись. (7) Несмотря на свой ребячий возраст, это были отличные ныряльщики и пловцы. (Е.Коковин)

    3. Найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

    (1) Дальние горы, обвеянные синеватою мглою, реяли и, казалось, расплавлялись в истоме. (2) Легкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными ирисами, кашкой и какими-то еще бесчисленными желтыми и белыми головками. (3) Нашим лошадям стоило повернуть головы, чтобы схватить, даже не нагибаясь, пук сочной травы с межника, - и они бежали дальше, помахивая зажатыми в губах роскошными букетами. (4) Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, точно клочки синего неба, упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень... (В.Короленко)

    4. Найдите предложения с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

    (1) Тревожно хрустели сучья. (2) Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. (3) Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. (4) Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь. (Б.Полевой)

    5. Найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

    (1) Солнце уже коснулось воды, и сияющая полоса, проложенная им на море, начала розоветь. (2) Огромный земной шар, переполненный горем и ненавистью, поворачивался, и вместе с ним откатывалось от лучей солнца Чёрное море. (3) Маленький, крошечный катер, настойчиво гудя моторами, карабкался по выпуклости Земли, упрямо догоняя солнце, заваливающееся за горизонт. (Л.Соболев)

    6. Найдите предложение с обособленными распространёнными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.

    (1) Большое поле разорвано трещиной с крутыми стенками, а между ними и течет речушка, которая обозначена на карте такой голубой краской. (2) С обрыва, на котором остановился Норкин, хорошо видны мелкие камни, устилающие дно. (3) Вода, искрясь, пробегает над ними. (4) На самой середине речки стоит теленок и, отмахиваясь хвостом от надоедливых слепней, пьет воду, низко опустив свою безрогую голову.

    7. Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

    (1) Едва расклюет грач зиму, едва появится первая прогалинка на солнечном склоне увала, как ноги сами несут нас в степь. (2) Скинем надоевшие за зиму валенки и ну гонять босиком в догоняшки по оттаявшей полянке, играть в лапту, в бабки или выковыривать сломанными складешками кандык - первую сладкую травку! (3) Внятен дух просыхающей земли, талого снежка, прошлогодней травяной прели и еще чего-то, отрадного сердцу, долгожданного, весеннего. (4) А кругом еще снег. (5) Но умолкли вьюги-подерухи, отступился трескун мороз, и земля, дождавшись заветного часу, отходит.

    8. Найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

    (1) Девочка ловила форель. (2) Она сидела неподвижно на камне, и река обдавала ее шумом. (3) Глаза ее были опущены вниз. (4) Но взгляд их, утомленный блеском, рассеянным повсюду над водой, не был пристален. (5) Она часто отводила его в сторону и устремляла вдаль, где круглые горы, осененные лесом, стояли над самой рекой. (6) Воздух был ещё светел, и небо, стеснённое горами, казалось только равниной, чуть озарённой закатом. (7) Но и этот воздух, знакомый ей с первых дней жизни, и это небо не привлекали ее сейчас. (8) Широко открытыми глазами следила она за вечно бегущей водой, силясь представить в своём воображении те неизведанные края, куда и откуда бежала река. (Р.Фраерман)

    9. Найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

    (1) На просеке, возле высокой муравьиной кучи, стоял нанайский мальчик Филька и манил ее к себе рукой. (2) Она подошла, дружелюбно глядя на него. (3) Возле Фильки на широком пне увидела она котелок, полный брусники. (4) А сам Филька охотничьим ножом, сделанным из якутской стали, очищал от коры березовый прут.

    Предварительный просмотр:

    Задание по теме «Обособленные определения»

    1. Найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

    (1) День заканчивался. (2) За корявыми вершинами мертвых пихтачей багровел закат. (3) Темнело небо. (4) В просветах деревьев, освещенных костром, танцевали силуэты. (5) После ужина лагерь угомонился. (6) Съежившись от холода, у огня спали люди. (7) У возов кормились лошади.

    2. Найдите предложение с обособленными нераспространёнными определениями. Напишите его номер.

    (1) Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета. (2) Тишина, тягучая и властная, овладела лесом. (3) И в ней отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.

    3. Найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

    (1) Чигарева они нашли в одном из блиндажей. (2) Владимир сидел, подперев ладонями давно не бритое лицо, и словно спал с открытыми глазами. (3) Он даже не шевельнулся, когда товарищи вошли и сели напротив него, пододвинув к себе коробки с пулеметными лентами. (4) Норкин осмотрелся. (5) Уткнувшись стволом в земляную стенку, стоял пулемет, словно наказанный мальчишка. (6) Ленты торчали из коробок, валявшихся на полу.

    4. Найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

    (1) Все эти годы, как только у девочек кончались экзамены, Арсеньевы переезжали на свой хутор. (2) С первым весенним солнышком Динка начинала считать дни, оставшиеся до переезда. (3) И каждый раз, обегая знакомые, дорогие ей местечки, удивлялась, как вырос и разросся сад, какая вкусная вода в холодном, обжигающем губы роднике, как ласково шумит ореховая аллея.

    5. Найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

    (1) К кораблям быстро привыкли, как привыкают к домам, к деревьям на улице, к полосатым будкам часовых. (2) Их перестали замечать. (3) Только в те редкие ясные дни, когда над ледяным заливом подымалось белое солнце, офицеры и солдаты жмурились от блеска кораблей, заросших инеем, и удивлялись красоте этого зрелища.

    6. Найдите предложения с обособленным определением. Напишите их номера.

    (1) Было видно, как под пароходом кипит вода двух сталкивающихся течений, как далеко и грозно ходят в океане волны. (2) От правого берега, выступавшего в море, навстречу пароходу шел катер. (3) Повернувшись быстро, катер подвалил к борту, и стало видно, что в нем стоят две женщины и мужчина. (4) Женщины, смеясь, махали платками, им отвечала пассажирка, держась за стойку. (5) Матросы, спустившие трап, опять увидели, как она ловко и быстро сбежала вниз.

    7. Найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

    (1) Далеко тянется казенный лес. (2) Прорезают его глубокие овраги, густые ельники и заросшие крапивой чащи. (3) В середине этого леса на развилке двух дорог стоит хата. (4) Давно проржавела ее крыша, повалился плетень, засох старый колодезь. (5) Позади хаты круто сбегает вниз глухой овраг, густо заросший ежевикой и малиной. (6) На дне оврага, не смолкая ни днем ни ночью, журчит ручей.

    8. Найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

    (1) Девочка осталась одна. (2) Она взглянула на солнце, которое было уже близко к закату и клонилось к вершине еловой горы. (3) И хотя было уже поздно, девочка не спешила уйти. (4) Она медленно повернулась на камне и неторопливо зашагала вверх по тропинке, где навстречу ей по пологому склону горы спускался высокий лес. (5) Она вошла в него смело. (6) Шум воды, бегущей меж рядами камней, остался за ее спиной.

    9. Найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

    (1) Лошади сбились в кучу и насторожились. (2) Все молчали, а ветер крепчал и скоро перешел в ураган. (3) От грохота и шума, царивших вокруг нас, создавалось впечатление, будто между бурей и мертвым лесом происходила последняя схватка. (4) И, отступая, лес стонал, ломался, падал. (5) Прошло всего несколько минут, как мощные порывы ветра пронеслись вперед, оставляя после себя качающуюся тайгу.

    10. Найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.

    (1) Как только Гиляров начинал говорить, мы, студенты, уже ничего не замечали вокруг. (2) Мы следили за неясным бормотаньем профессора, завороженные чудом человеческой мысли. (3) Гиляров раскрывал ее перед нами неторопливо, почти сердясь. (4) Великие эпохи перекликались одна с другой.


    Упражнение 18. Найдите в предложениях обособленные или необособленные определения. Расставьте недостающие знаки препинания.

    1. Хмурившаяся с утра погода стала понемногу разъясняться (Арсеньев). 2. Он уже открыл рот и привстал немного с лавки, но вдруг поражённый ужасом закрыл глаза и свалился с лавки (М. Горький). 3. Охваченный злым отчаянием я видел вокруг только эти волны с беловатыми гривами (М. Горький). 4. Охваченный каким-то неясным предчувствием Корчагин быстро оделся и вышел на улицу (Н. Островский). 5. Мересьев сидел молчаливый и тревожный (Полевой). 6. Прошёл истопник похожий на негра и не затворил возле меня двери (Бунин). 7. Пока тарантас сопровождаемый лаем с грохотом катится по мостикам через овраги, я смотрю на груды кирпичей оставшихся от сгоревшего дома и потонувших в бурьяне и думаю о том, что сделал бы старик Кологривов, если бы увидел нахалов скачущих по двору его усадьбы (Бунин). 8. Павел вышел к ней в комнату и усталый присел на стул (Полевой). 9. Огонь разорвавшейся возле него бомбы мгновенно осветил двух человек стоящих наверху и белую пену зеленоватых волн разрезаемых пароходом (Л. Толстой). 10. Тяжёлый никем не слыханный грохот потряс воздух (А.Н. Толстой). 11. Чичиков только заметил сквозь густое покрывало лившего дождя что-то похожее на крышу (Гоголь). 12. Испуганный шумом барсук бросился в сторону и исчез из виду (Арсеньев).

    Упражнение 19. Расставьте недостающие знаки препинания.

    1. Девочка сорвала с куста смородины веточку и восхищённая ароматом почек догнала своего спутника и передала ему веточку (Пришвин). 2. В длинной бороде отца протопопа и в его небольших усах соединяющихся с бородой у углов рта мелькает несколько чёрных волос придающих ей вид серебра отделанного чернью (Лесков). 3. Глаза у него коричневые смелые и ясные (Лесков). 4. Небо почти не отражается в воде рассекаемой ударами вёсел пароходных винтов острыми килями турецких фелюг и других судов бороздящих по всем направлениям тесную гавань (М. Горький). 5. Длинная плотина обсаженная серебристыми тополями замыкала этот пруд (Тургенев). 6. Она была в белом халате испачканном кровью в косынке туго повязанной по самые брови (А.Н. Толстой). 7. Длинные обхватистые подняли сосны широкие руки и все цепляют облака удержать стараются (Куранов). 8. Сердитый на вид он был добряк в душе (Фадеев). 9. Энергичный высокий немного злой и насмешливый он стоит так, точно прирос к брёвнам, и в напряжённой позе готовый каждую секунду поворотить плоты зорко смотрит вперёд (М. Горький). 10. Потемневшее от пыли голубое южное небо - мутно (М. Горький). 11. Из-за моря выступали горы похожие на стаю облаков и за ними клубились облака похожие на снеговые горы (Крымов). 12. Звон якорных цепей грохот сцепленных вагонов подвозящих груз металлический вопль железных листов откуда-то падающих на камень мостовой глухой стук дерева дребезжание извозчичьих телег свистки пароходов то пронзительно резкие то глухо ревущие крики грузчиков матросов и таможенных солдат - все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня (М. Горький). 13. И сами люди первоначально родившие этот шум смешны и жалки: их фигурки пыльные оборванные юркие согнутые под тяжестью товаров лежащих на их спинах суетливо бегают то туда то сюда в тучах пыли в море зноя и звуков, они ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами грудами товаров гремящими вагонами и всем, что они создали (М. Горький). 14. Длинный костлявый немного сутулый он медленно шагал по камням (М. Горький). 15. Человек он очень добрый но с понятиями и привычками довольно странными (Тургенев). 16. Но заплатить за что-нибудь хоть самонужнейшее вдруг двести триста рублей казалось им чуть ли не самоубийством (Гончаров). 17. На следующий день мы узнали, что советская разведка вошла в город но потрясённая чудовищной картиной бегства остановилась у спусков в порт и не открывала огня (Паустовский). 18. Очевидно, подавленный воспоминаниями Аржанов надолго замолчал (Шолохов). 19. Он осмотрелся и увидел, что валявшийся у дороги опрокинутый и давно растасканный по частям грузовик дымит быстро разгораясь (Полевой). 20. Наступила заря, и закованный в снег двуглавым обломком кристалла в огне загорался Казбек (Заболоцкий). 21. И заключённый в правильный квадрат то мечется и рвётся за ограду то молчаливо облетает сад (Шефнер). 22. Я так и не вошёл в дом посидел на лавочке и не замеченный никем ушёл (Никитин). 23. Но кроме песни у нас было ещё нечто хорошее нечто любимое нами и, может быть, заменявшее нам солнце (М. Горький). 24. Он стоял удивлённый неожиданной встречей и тоже смущённый собирался уйти (Н. Островский). 25. Мягкое и серебристое оно [море] слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков неподвижных и не скрывающих собой золотых узоров звёзд (М. Горький).