О мишарских именах и фамилиях. Мусульманские имена Распространенные татарские фамилии на латинском

Если рассматривать этническую составляющую народонаселения России, бросается в глаза то, что татары представляют собой очень важную его часть. Среди проживающих на территории страны народов они по многочисленности одни из первых. Этнос сохранил язык, самобытные культурные традиции и уникальность. Сюда же в полной мере можно отнести и татарские фамилии.

Исторический обзор

Происхождение фамилий берёт своё начало в глубокой древности. Обычно, раньше всех они появлялись у представителей знати. Лишь в конце XIX века их начали приобретать различные слои населения повсюду. А пока этого не случилось - определяющую роль играла принадлежность к роду. С детства представители этноса помнили имена родственников по отцу до седьмого поколения.

Основная масса являет собой изменённое имя предка, родоначальника (Айдаров, Ахметов, Багичев, Иелибеев, Рахманов, Сагеев, Сафин и др.). При Советах фамилию стали приобретать сыновья и старшие внуки. Позже она оставалась неизменной для остальных потомков.

Трёхчленная форма включает в себя, помимо фамилии, имя и отчество, которое происходило от отцовского с добавлением «кызы» или «улы» - дочь и сын.

Формирование имён находилось в тесной связи и с родом деятельности носителя . Например, Аракчеев (аракычы - самогонщик), Асманов (усман - костоправ), Кончеев (кюнче - кожевник), Барашин (бараш - уборщик), Карачев (карачи - управляющий); Елчин (елчы - гонец), Толмачев (толмач - переводчик), Макшеев (макши - чиновник), Муханов (муххан - рабочий); Сагеев (сага - виночерпий), Садырев (садыр - певец), Уланов (улан - наездник), Цуриков (чари - солдат) и т. д.

Основанием могли служить и прозвища : Жемайлов (джума - родился в пятницу), Иевлев (ийевле - сутулистый), Исахаров (изагор - сердитый), Карандеев (карынды - толстопузый), Курбатов (карабат - приземистый), Курдюмов (курджун - котомка), Лачинов (лачын - кречет), Мамонов (момун - стыдливый). А также названия местности, животных, небесных тел, насекомых, предметов быта. Корни имён мусульманские, арабские, древнетюркские и тюрко-персидские.

Языковая взаимосвязь

Использование русского в качестве государственного языка оказало существенное влияние на национальные фамилии. Отсюда их подавляющее большинство имеет окончание -ин, -ов, -ев, на манер русских. Краткий обзор списка татарских фамилий по алфавиту (наиболее распространённые):

  • Аипов.
  • Алалыкин.
  • Балашев.
  • Бухтияров.
  • Валеев.
  • Вельяшев.
  • Гиреев.ц
  • Гуиеров.
  • Девлегаров.
  • Дунилов.
  • Елгозин.
  • Енелеев.
  • Закеев.
  • Зюзин.
  • Издемиров.
  • Карагадымов.
  • Лачин.
  • Онучин.
  • Полуектов.
  • Разгильдеев.
  • Сакаев.
  • Тагалдызин.
  • Урусов.
  • Ханкилдеев.
  • Чагин.
  • Шалимов.
  • Юшков.
  • Якубов.

В русском языке национальные имена имеют две формы написания. Первая предполагает отсечение окончания (Бекаев - Бекай, Тагеев - Тагай, Талеев - Талай). Она не является официальной, но достаточно часто употребляется в национальных художественных произведениях и искусстве. А вторая обязывает использование фамильных окончаний (документы и т. п.).

Склонение мужских и женских татарских фамилий подчиняется тем же правилам, что и в русском.

Звучание красивых татарских фамилий особенное. Ясно слышен неизбывный национальный колорит:

Очень сходны с татарскими фамилиями и башкирские. Это неудивительно. Башкиры и татары - родственные народы тюркской группы.

Географические соседи, имеющие общие корни, религию, почти одинаковые языки и культуру. Список башкирских фамилий по алфавиту мало чем отличается от татарского.

Мужские и женские мусульманские имена, их происхождение и особенности произношения. Истории и традиции народов Востока, связанные с мусульманскими именами.

3.10.2016 / 14:24 | Варвара Покровская

Мусульманские имена считаются одни из самых распространённых в мире (после еврейских). Они отличаются особой благозвучностью и мелодичностью, хорошо сочетаются с любыми иностранными фамилиями. Поэтому не удивительно, что многие родители предпочитают давать своим детям именно такие имена. Хотите узнать больше об их происхождении, значении и другие интересных фактах? Надеемся, эта статья позволит вам ближе познакомиться с одной из множества граней исламского мира.

Особенности мусульманских имен

Мусульманское имя получают не только новорожденные, но и люди, вновь обращенные в ислам. В основном все имена имеют арабское, персидские или тюркское происхождение. В разных языках, например, в казахском, башкирской, татарском или азербайджанском они имеют несколько отличное звучание, однако легко идентифицируются. Вместе с тем, от каждого народа сокровищница удивительно красивых исламских имен получает свою частицу исторического и культурного наследия. В России мусульманские имена наиболее распространены на Северном Кавказе, Татарстане, Башкортостане, в Поволжье, на Урале.

Чаще мусульман называют именами пророков, одним из 99 имен Аллаха, историческими именами, красивыми эпитетами, означающими черты характера человека или особенности его внешнего вида.

В традициях ислама трепетно относятся к выбору имени. Оно обязательно должно быть красивым добрым. Этот обычай идет от самого великого пророка Мухаммада, который всегда подбирал для своих близких именно такие имена и призывал всех правоверных к этому. Имя должно подходить человеку, приносить благословение. Как гласит Коран, "в Судный день каждый будет призван по имени своему и отца своего".

Мужские мусульманские имена

Аббас - строгий
Абдул, Абдулла - раб Божий
Абдулхамид - раб восхваляемого Аллаха
Абдурашид, Абдурашит - раб, ведущего по верному пути (Господа)
Адиль, Адаль, Адалет - справедливый
Адип вежливый
Азамат - герой
Азат - свободный
Азиз - великий (одно из имен Аллаха)
Айдан - светлый, лучезарный (дословно с древнетюрксого - "от данного света")
Айдар - лунный
Айнур - лунный свет
Айрат, Хайрат - удивительный, необычный
Али - великий, сильный, могучий, мужественный
Али - возвышенный
Алим - мудрец
Альфинур - тысячекратный свет
Аман - крепкий, богатырь
Аманулла - обладатель крепкого здоровья по милости Всевышнего
Амино - оберегаюший (еще одно из имен пророка Мухаммада)
Амир, Эмир - правитель, вожак, принц
Амирхан, Эмирхан - главный, правитель
Анас - добродушный
Анвар, Анвэр - самый светлый, самый радостный
Анзор- заботливый
Арсен - бесстрашный
Арслан, Аслан - лев, подобный льву (тюркские языки)
Асад - лев (из арабского)
Асаф - мечтатель
Афсал - достойнейший
Ахмад, Ахмед, Ахмет - восхваляемый (одно из имен пророка Мухаммада)
Аюб, Айюп Эйюб - принявший обет. Имя одного из великих пророков в Исламе
Аяз - смышленый
Багдат, Багдар, Багдар - дар Божий
Бадретдин, Бедреддин - свет веры
Бакир, Бауыр - ранний, юный;
Бакый, Бакий - вечный. Одно из имен Всевышнего
Башир, Бешир - радостная весть
Борхан, Бурхан - свидетель, чесный
Булат, Полад, Полат - сталь, крепкий
Вазир - вельможа, князь
Ваиз - оратор
Вакиль - покровитель
Вафа - честный
Вели, Вали - родной, близкий
Вильдан - служитель рая
Гази - воин
Гани - богач
Гафур - милосердный (имя Аллаха)
Гаяз - помощник
Гуфран - прощающий
Давлет, Девлет, Даулат - богатство, счастье, страна
Далиль - правдивый
Дамир, Тамир - железо (в переносном смысле - твердый, настойчивый)
Даниль - близкий Богу
Данияз - важный, необходимый
Данияр - умный
Даужан, Дауджан - великодушный
Даут, Дауд - любимый, милый
Дахи - великий мудрец

Даян - великий судья (имя Аллаха)
Джамиль, Джемиль, Шамиль - красивый
Джан - душа, душевный жизнь
Джаудат, Даулат - безупречный
Диндар - богобоязненный
Длияр, Диляр - утешитель
Жамал, Джамал - верблюд (в значении выносливый)
Забират - крепкий
Заид, Саид - с великим будущим
Закария - настоящий мужчина
Заки, Зэки - умный, чистый, способный
Закир - помнящий Бога
Залим, Селим - жестокий
Замие - основатель
Замир - друг
Зариф - утонченный
Зафар, Зафер - победитель
Зиннат - великолепный
Зия - светлый
Зульфат - кудрявый
Ибрагим, Ибрахим - отец народа
Идрис - прилежный
Икрам - уважаемый
Ильгиз, Эльгиз - путник
Ильдар, Эльдар - правитель Родины
Ильдус, Эльдус - прославляющий Родину
Ильхам, Эльхам - вдохновленный
Ильяс - божественное чудо
Иман - вера
Инал - принц
Инан - верь!
Инсан - человек
Инсаф - скромный
Ирек - независимый
Иркен, Иркан, Эркан - радушный
Ислам - покорный (Богу)
Исрафил - борец. Имя ангела, который возвестит о наступлении Судного дня
Исхак - веселый. Имя одного из пророков.
Ихлас - преданный
Ихтирам - почтительный
Йолдыз, Улдуз, Йолдуз - звезда
Кавим - честный
Кадер - честолюбивый
Кадир - могущественный, имя Аллаха
Казим - уравновешенный
Камиль, Камаль - совершенный
Камран, Кямран - счастливый
Кари - чтец Корана
Кариб - близкий к Богу
Карим - щедрый
Касым (Касим) - справедливый
Кафиль - возвращающийся
Кахарман - герой, богатырь
Каюм - вечный. Одно из имен Всевышнего.
Курбан - жертвующий
Кутдус - уважаемый;
Кявсар - райский ручей
Латиф - веселый
Локман (Лукман) - заботливый
Лутфулл - милость Божья
Лябиб - воспитанный
Максуд - желанный
Малик - хозяин

Мансур - победоносец
Махди - идущий правильным путем
Махмуд - славный
Миннияр - помощник
Мирза - аристократ
Музаффар - воин-победитель
Мурад - целеустремленность

Муса - сын
Муслим - мусульманин
Мустафа - вышестоящий
Мухаммад, Мухамед, Магомед - восхваляемый
Мухсин - помогающий
Мухтар - избранный
Наби - пророк
Надир - редкостный
Назар - дальновидный
Назим - собирающий
Назиф - здоровый
Наиль - дар
Нугман - благодетельный
Нуриман - свет веры
Равиль - весеннее солнце
Раис - предводитель
Райан - райские врата
Рамадан, Рамазан, Рамзан - имена детей, родившихся в месяц великого мусульманского поста Уразы
Рамиз - благой знак
Рамиль - волшебник, волшебство
Расим - быстрый
Расул - посланец
Рауф - милосердный. Одно из имен Господа
Рафик - мягкосердечный
Рахим - добросердечный. Имя Аллаха
Рахман - прощающий. Имя Аллаха
Рашад - благоразумный
Ринат - заново рожденный
Рифат - знатный
Рузиль - счастливый
Руслан - производное от тюркского Арслан, лев
Рустам, Рустем - герой
Рушан, Равшан, Раушан - источник света
Сабир - терпеливый
Сабит - честный
Садык - честный
Саид - господин
Салах - богобоязненный
Салман - не знающий горя, беззаботный
Самат - вечный. Одно из имен Всевышнего
Сардар, Сердар - полководец
Сулейман - живущий в благополучии
Султан - царь
Табрис - величие
Таир - парящий
Такый - набожный
Талгат - привлекательный
Тимур, Тамерлан, Тимерлан - стойкий
Умар - долгожитель
Умит, Умут - надежда
Фазиль - талантливый
Фаиз - целеустремленный
Фаиль - добрая примета
Фарид - непревзойденный
Фарук - отличает добро и зло
Хабиб - любимый
Хайретдин - поклоняющийся Аллаху
Хаким - ученый
Халик - оживляющий. Имя Всевышнего
Халиль - праведный
Халим - терпеливый. Имя Господа
Хамзат, Хамза, Хавза - проворный
Хамид, Хамит - достойный
Ханиф - правдивый
Харис - защитник
Харун, Гарун - своенравный
Хасан - красивый
Хафиз - знающий. Одно из имен Господа
Хусаин, Гюсейн, Хюсейн - красавец
Чингиз, Дженгиз - великий
Шакир - благодарный
Шариф - почтенный
Шафи - целитель
Шахид - аскет
Шухрат - знатный
Эмир - глава
Юнус - голубь, имя одного из праведников в Коране
Юсуф - красивый. Имя одного из пророков
Явар - помощник
Якуб - последователь. Имя пророка
Ямин - правда
Ярулла - близкий к Богу человек
Ясин - названия суры Корана
Яхья - вдохновляющий. Имя Пророка.

Мусульманские женские имена

В современном мусульманском обществе сохранились давние традиции имянаречения. Детей не называют просто красивым по звучанию именем. И не случайно. Ведь для мусульман имя - неотъемлемая составляющая индивидуальности человека. При подборе подходящего варианта учитывают обычаи рода, социального слоя, религиозные предписания. Имя не должно вступать в противоречия с канонами ислама. Все они яркие, звучные, образные. Особенно женские. Они подчеркивают внешнюю привлекательность, сравнивая носительниц с прекрасными цветами, грациозными животными, луной, природными явлениями - загадочными и непредсказуемыми.

В женских мусульманских именах отличительная главная черта - удивительная мелодия звуков. Послушайте, как музыкально и нежно звучат Ляйсан, Наима, Нилюфер, Йелиз, Айгуль.

Отдельно стоит рассказать об имени Фатима. У арабов его редко встретишь по простой причине - каждая новорожденная девочка до получения имени в первые дни жизни зовется Фатимой.

Самые почитаемые женские имена в исламе стоят особняком. Их чаще всего предпочитают давать в религиозных семьях. На первом месте среди них, безусловно, находится Аиша (Айше). Это имя любимой жены пророка Мухаммеда и еще восьми великих сподвижниц. Производные от него Айшат, Айша. Корень слова -айш означает в переводе с древнеарабского языка "жизнь". Правильным произношением считается употребление ударения на первый слог и небольшим продлением его.

Другие популярные мусульманские имена женщин и их значение:

  • Алия - возвышенная. Первый слог - ударный. Среди знаменитых носительниц этого имени - иорданская принцесса Алия ат-Таба жена брата правящего ккороля Иордани. Эта пара печально знаменита беспрецедентный в исламском и монаршем мире разводом в 2008 году.
  • Амани - мечты. Было очень популярно в Америке в прошлом веке.
  • Амира - принцесса.
  • Амина - верная. Пользуется популярностью среди мусульман, так как является именем матери Пророка Мухаммеда.
  • Аниса - ласковая. Имя молочной сестры Пророка. Иногда используются однокоренные имена Унис, Анис, Унейс, Унейса, Инас, Муньис.
  • Асия - утешительница. Так звали одно из наиболее религиозных женщин в истории Ислама Асию бинт Музахим, жену Фараона.
  • Дана - жемчужина. В топе популярных имен Иордании.
  • Джамиля - красивая. Древнее арабское имя, настолько любимое пророком, что однажды он даже дал это имя дочери одного из своих сподвижников вместо неблагозвучного Асыя.
  • Джана - свежие плоды (рая), второе по популярности в Египте и Иордании.
  • Джуди - название горы, где нашел свое пристанище ковчег Нуха (Ноя) после Всемирного потопа.
  • Джумана - жемчужина.
  • Джури - сравнительно новое имя в Исламе. Так называется сорт красивых дамасских роз глубокого темно-бордового цвета.
  • Захра, Зехра, Загра - блестящая. Второе имя дочери пророка Фатимы.
  • Карима - щедрая. Это имя носила Карима бинт Ахмад, известная своим умом и ученостью. Долгожительница из Мекки. Жила в 10 веке н.э.
  • Лейла - одно из самых красивых арабских имен. Звучит одинаково практически у всех исламских народов. В переводе означает "ночь", "ночная красота", "родившаяся ночью".
  • Лин - кроткая.
  • Лина - пальма.
  • Люджейн - серебро.
  • Лямис - нежная.
  • Ляян, Лаян - счастливая жизнь.
  • Малика - королева.
  • Марьям - единственное имя женское, упомянутое в Коране. Все другие женщины упоминаются в писании в более абстрактной форме - жена Адама, жена Фараона, мать Мусы. Это имя принадлежит матери пророка Исы (Иисуса в христианской традиции) и является символом чистоты, целомудренности и благочестия. Занимает первое место по популярности в Тунисе.
  • Мунира - блистательная. Часто можно встретить среди имен женщин из семей Саудовской знати.
  • Нармин - нежная.
  • Нур - свет. Считается подходящим для мальчиков и для девочек. По сути, Нур - существительное мужского рода, но в современном обществе чаще дают это имя девочкам. Является составной частью других имен - Нур-ислам, Нургуль и т.д.
  • Рания - пристально смотрящая. На сегодняшний день во всем мире известна Рания - жена Иорданского короля Абдалла одна из самых красивых женщин Востока.
  • Рахма - милосердие.
  • Рима - белая антилопа.
  • Сакина - спокойная.
  • Салима - здоровая.
  • Салиха - благочестивая.
  • Сальма - древнее арабское имя. Его значение - благополучие. Схожие имена - Саллюм, Саляма, Сулейма, Салем, Сильм.
  • Сальсабиль - источник в Раю с имбирем и вином.
  • Самира - собеседница.
  • Самия - высокая.
  • Сара - принцесса. Популярно не только у мусульман, евреев, христиан.
  • Сафия - чистая.
  • Султана - эквивалент мужского имени Султан - власть.
  • Тасним - райский источник вина с мускусом.
  • Фарах - мужское и женское одновременно. Означает "радость".
  • Фарида - редкая, уникальная.
  • Хабиба - любимая.
  • Хаджар - имя жены пророка Ибрагима (Авраама), мать Исмаила, предка Пророка Мухаммеда.
  • Халим, Халимэ - кроткая.
  • Ханин - страстное желание.
  • Шарифа - благородная.
  • Шейма - женщина с родиной.
  • Ясмин, Ясмина, Ясемин - цветок жасмина.

Религиозное значение мусульманских имен

Сразу же после рождения ребенка его должен взять на руки отец или любой старший и уважаемый представитель рода и прочесть на правое ухо азан - призыв к молитве, а в левое - икамаи - символ веры (особые строки из Корана). Это должно быть первым, что услышит новорожденный. Священные слова и их смысл будут сопровождать человека всю жизнь. Затем трижды произносится имя ребенка.

Рекомендованные согласно Корану имена те, в которых содержится приставка Абд и Амат - раб и рабыня слуга в сочетании с именем одним из 99 Всевышнего: Абд-Рахман - раб Милостивого, Аматаллах - рабыня Аллаха, Абд Малик - раб Владыки.

Хадисы указывают на предпочтительное наречение детей именами ангелов и праведников, пророков; особенно почитаемо имя - Мухаммед и однокоренные ему - Ахмад, Ахмед, Махмуд, Мустафа.

Запрещено давать имя Маликул Амлак ("владыка всего"), которое своим значением отрицает основной постулат ислама - "Нет Владыки, кроме Всевышнего". Можно давать ребенку два имени, но в заповедях Мухаммеда рекомендуется ограничится одним.

Имена пророков

Всего, согласно Писанию, на Землю было послано несколько сотен тысяч пророков, но непосредственно в книге названы только 28:

  1. Юнус - Иона
  2. Шуайб
  3. Харун, Гарун - Аарон
  4. Узайдр
  5. Сулейман, Сулейман - Соломон
  6. Салих (Мафусаил)
  7. Нух (Ной)
  8. Мухаммад
  9. Муса (Моисей)
  10. Лукман (Локман)
  11. Йюсуф (Иосиф)
  12. Йакуб (Иаков)
  13. Исхак (Исаак)
  14. Исмаил
  15. Иса - Иисус
  16. Ильяс - Илья
  17. Идрис
  18. Ибрагим (Авраам)
  19. Зулькифль - Исайя
  20. Зулуарнайн
  21. Закария - Захария
  22. Дауд - Давид
  23. Аут (Лот)
  24. Альяса - Елисей
  25. Айюб - Иов
  26. Яхья - Иоанн

Рекомендованы имена членов семьи Великого Пророка Мухаммеда - жен, детей, внуков: Айша, Сауда, Хафса, Зайнаб, Хадиджа, Умм Салма, Джувайрийа, Маймуна, Сафиийа, Умм Хабиба, Марйам, Ибрахим, Хасан Ракайа, Касим, Хусейн, Умм Кулсум, Рукаййа, Мухсин, Тахир, Зайнаб.

Мусульманские фамилии и имена

Мусульманские фамилии не менее разнообразны, чем имена. Формируются они в зависимости от страны и принятых там соответствующих законодательных актов. Так, в арабских странах это в основном производные имен. Они не склоняются и имеют одинаковую форму как для мужчин, так и для женщин.

Наиболее часто встречаются: Алмас, Будур, Аталлах, Алмас, Паргути, Марзук, Халиль, Шаллаф, Машаль, Масри, Марзук, Вахида, Шараф, Аббас, Хамзы, Шахзад.

В Турции фамилии появились только с 30-х годах прошлого века. Пример народу подал лидер того времени Мустафа Кемаль, принявший фамилию Ататюрк (отец турок) и его ближайший сподвижник Исмет. Тот, в свою очередь, выбрал фамилию Иненю - это название местности, в которой турецкая армия одержала победу над греками.

Граждане страны также проявили незаурядную фантазию в этом плане и сочиняли оригинальнейшие варианты, связанные с местностью, профессией, чертами характера или внешности. Распространенные турецкие фамилии:

  • Гуль - роза
  • Озтюрк - благородный турок
  • Догал - настоящий
  • Чалыш -работа
  • Уста - мастер
  • Атасевер - любитель лошадей
  • Килич - меч

Формирование фамилий в Турции закончилось в 50-х годах и с тех пор они просто передаются по наследству по мужской линии. Женщины после замужества получают автоматически фамилию мужа. В исключительных случаях можно получить разрешение на ношение двойной фамили.

В мусульманских республиках бывшего Советского Союза все обстояло гораздо проще. После гражданской войны в Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Туркменистане, Таджикистане, Узбекистане, автономных республиках, мусульмане получили фамилии по имени отца, сформированные по привычной русской традиции с добавлением окончания -ов, -ев: Ахмедов, Расулов, Мухамедов, Шамилев, Джамилев, Тамиров, Булатов, Ильханов.

К слову, среди русских аристократических фамилий можно встретить немало родовых имен с мусульманскими корнями. Еще с 14 века татарские воины поступали на службу в русское войско, обращались в православие и получали дворянский титул. Юсуповы, Урусовы, Кушелевы, Нарышкины, Апраксины, Голицыны - происходят от татарских мирз. К потомкам татар относится даже печально известный русский царь Борис Годунов.

Татарские фамилии.Значение татарских фамилий

БАБИЧЕВЫ. Удельный княжеский род. От Бабы Ивана Семёновича, воеводы Витовта, выехавшего служить Василию I и Василию II . В XVI веке упоминаются: в Москве князь Колышка Бабичев, в Казани под 1568 годом "двор князя Бориса сына Бабичева" . В родстве с Беклемишевыми, Поливановыми. По Н.А.Баскакову, от Бай бача "сын богача". Судя по землям в Рязанском крае и по службе в Казани, выходцы из Казани и, может быть, даже из Булгара.

БАГИНИНЫ. В посольском приказе под 1698 годом отмечен Тахтаралей Багинин. Дворяне с XVII века. Баги - Баки" - личное имя от ара-бо-тюркского "вечный" .

БАГРИМОВЫ. В ОГДР сообщается, что Багрим выехал из Большой Орды к Великому князю Василию Васильевичу в 1425 году. В 1480 году отмечается дьяк Иван Денисович Багримов в Кашине, в 1566 году Юрий Борисович Багримов в Дмитрове. Фамилия татарская от багрим "сердце мое", "душечка" .

БАЗАНИНЫ. Дворяне с 1616 года. От тюркского прозвища базан, базлан "крикун" .

БАЖАНОВЫ. Дворяне с XVII века. От тюрко-татарского бажа "свояк, муж сестры жены". В последующем архитекторы, учёные.

БАЗАРОВЫ. Дворяне с конца XVI века. Под 1568 годом отмечен Темир Базаров в Ярославле. Прозвище у людей, родившихся в базарные дни.

БАЙБАКОВЫ. Дворяне с XVII века. В XVII веке отмечен дьяк Иван Прокопьевич Байбаков, в 1646 году посол в Голландии. Фамилия от арабо- тюркского бай бак "вечно богатый" . В последующем военные, учёные, общественные деятели.

БАЙКАЧКАРОВЫ. Дворяне с XVI века, поместье в Рыльске. В 1533 году упомянут толмач Василия III в Казани Фёдор Байкачкар. От тюрко-татарск. прозвища бай качкар "богатый волк".

БАЙКОВЫ. Байбулат Байков - служилый татарин в 1590 году в Арзамасе. От него Байковы - помещики в Рязани, Ряжске, где обычно размещались выходцы из ка-занско-мишарской среды.

БАЙКУЛОВЫ. Поместья с конца XVI века под Рязанью. Байкулов Фёдор Тимофеевич упомянут в 1597 году в Рязани. Судя по расположению поместья, выходец из казанско- мишарской среды. Прозвище бай кул- тюркское "богатый раб".

БАЙМАКОВЫ, В конце XV века поместье в Новгороде. В 1554 году Бахтияр Баймаков - посол Ивана IV . Фамилия и имя тюрко-персидское: баймак "герой", бахтияр "счастливый" .

БАЙТЕРЯКОВЫ. Дворяне с XVII века. От мурзы Байтеряка из Ногая, в родстве с Юсуповыми. От казанско-татарского прозвища бай тиряк "родовое дерево" .

БАЙЦИНЫ. Толмачи, Абдул упомянуты под 1564 годом в Москве.

БАКАЕВЫ. В дворянах с 1593 года. От собственнного имени Бакый,Баки "вечный". Баскаков предполагает трансформацию "Бакаев - Ба-киев - Макиев - Макаев". Вполне возможно и булгарское происхождение имени Бака - Бакаев, ибо под 1370 годом упомянут булгарский князь Султан Баков сын.

БАКАКИНЫ. Дворяне с XVI века. От дворцового дьяка Ивана Митрофановича Бакака-Карачарова, служившего в 1537-1549 годах. Впоследствии жители Казани: Бакакин Юрий. Прозвища татарские: Бакака - от бак "смотри"; карачи "смотрящий". См. Карачаровы.

БАКЕШОВЫ. Бакеш - станица служилых татар, писарь в 1581 году, ср. тюрк. Бакиш "писарь" .

БАКИЕВЫ. См. Бакаевы.

БАКШЕЕВЫ. В середине XV века упомянут Бакшей Василий, в 1473 году Бакшей Степан Лазарев. В XVI - XVII вв. дворяне Бакшеевы в Рязанском крае. Бакшей -"писарь" . Но, может быть, от крещ. татар, бакше, бакчи "дозорный" . В последующем - педагоги, художник.

БАКЛАНОВЫ. Дворяне с 1552 года. Прозвище от тюрк, баклан "дикий гусь"; в говорах Симбирской, Нижегородской губерний - "большая голова", "чурбан" .

БАКЛАНОВСКИЕ. Опо-лонизированная форма от Бакланова. .

БАЛАКИРЕВЫ. Старый дворянский род. Балакиревы упоминаются в конце XIV века среди тюркоязычного войска Мансура - Кията сына Мамая вместе с Глинскими в Литве, затем кн. Ив.Ив.Балакирь отмечен в 1510 году с землевладениями в Кашире, Коломне и Арзамасе в XVI - XVII вв. . В 1579 году Проня Балакирев состоял на службе у Ивана IV). В последующем старинный дворянский род, осевший в Нижегородском и Рязанском краях. Из этой фамилии знаменитый композитор М.А.Балакирев.

БАЛАШЕВЫ. Дворяне с 1741 - 1751 года. Фамилия, по Н.А.Баскакову, от тюрко-татарского бала с ласкательным суффиксом.

БАРАНОВЫ. От мурзы Ждана по прозвищу Баран, вышедшего в 1430 - 1460-е годы из Крыма на службу к Великому кн. Василию Васильевичу Темному, фамилия от прозвища баран тюрко - татарского происхождения. Вполне возможно и булгарское происхождение от родо-племенного наименования баран - барадж. В последующем - военные, учёные, дипломаты.

БАРАНОВСКИЕ. Полонизированная форма от Баранова. Из польско - литовских татар. Полковник Мустафа Барановский в 1774 году был последним защитником Варшавы. В последующем - учёные, экономисты, изобретатели ОС, 1987, с. 1363)

БАРАНЧЕЕВЫ. Из крещёных казанцев: Василий Ба-ранчеев в 1521 году, размещён в Верее; Петр и Иван Семёновичи Баранчеевы в 1622 году размещены в Угличе. В "Бархатной книге" среди Баранчеевых указаны и выходцы из Крыма.

БАРАШИНЫ. Дворяне с XVI века. От Ивана Ивановича Бараша и его сыновей Адаша, Недаша и Кетлече, выехавших на Русь в XV веке. Прозвище от тюрко-персид. бараш "слуга, уборщик" . Из высшего служилого сословия. Иван Александрович Барбаша упоминается с конца XV века до 1535-36 годов. Суздальский князь Василий Иванович Барабошин в 1565 - 1572 годах был в опричнине. Фамилия от тюрко-булг. слова бар башы "есть голова".

БАРСУКОВЫ. Дворяне с XVI - XVII вв. От Якова - Барсука сына Аминева, вышедшего на Русь в начале XV века и получившего место под Костромой. В XVI - XVII вв. Барсуковы размещены в Мещере и Арзамасе, судя по чему они были выходцами из среды мишар: Семён Барсук - сын Ивана Клементьевича Аминева; Ульян Барсуков Аминев был послухом у духовной грамоты 1564 года Никиты Яковлевича Аминева. Фамилия от прозвища борсук, производного от тюрко-булг. барс. Барыковы в XV веке выехали к Великому кн. Ивану Михайловичу в Тверь из Литвы. Прозвище от кипч. барык "тонкий, худой" или от Барак - имя половецкого хана Барака, что означает "лохматую собаку" .

БАСКАКОВЫ. Дворяне с 1598 года с поместиями в Смоленской, Калужской и Тульской губерниях. В происхождении несколько версий: 1. От баскака Амрагана, около середины XIII века бывшего наместником во Владимире (по прозвищу - титулу "эмир", возможно, булгарского происхождения; 2. От баскака Ибрагима из татар; 3. От различных служилых, потомков баскаков на Руси в XV - XVI вв., например, баскаки Албыч, Будар, Кудаш, Тутай и др. . В последу-щем - военные, учёные, например, Н.А.Баскаков.

БАСМАНОВЫ. Дворяне с XVI века. От Даниила Бас-мана, впервые упомянутого в 1514 году и в последующем активного участника походов на Казань. Фамилия от казанско-татарского прозвища басма "печать, знак" .

БАСТАНОВЫ. Дворяне с 1564 года, земли около Новгорода, что указывает на древний выход. В 1499 году упомянуты Адаш и Бустман Бас-тановы, в 1565 году Янаклыч, Тетмеш, Тутман Бастановы, в том числе Тетмеш был опричником в 1571 году, а Тутман - гонцом в Литву в 1575 году. От тюрко-персидского бастан "древний" происхождение говорят и имена: Адаш, Бустман, Тетмеш, Тутман, Янаклыч.

БАТАШОВЫ. Дворяне с 1622 года, земли у Костромы, где обычно размещались выходцы из Казани. В родстве с Адашевыми, так как Степан Адаш в начале XVI века записан сыном Фёдора Баташа. Прозвище от тюркского бота "верблюжонок" . В последующем - крупные заводчики, чиновники.

БАТУРИНЫ. От мурзы Батура, выехавшего в начале XV века из Орды к князю Фёдору Ольговичу Рязанскому. В крещении Мефодий, потомки были боярами и у Романовых. В родстве с Леонтьевыми, Пет-рово-Солововыми. От тюрко-булгарского батыр, батур "богатырь" . В последующем - учёные, воины, просветители.

БАХМЕТЬЕВЫ, выехавшего в первой половине XV века на службу к Великому князю Василию Васильевичу Тёмному вместе с братьями Касимом и Якубом Аслам Бахмет указан в родстве с князьями Мещерскими. Ослам, Ас-лам - от тюрко-булгарского арслан "лев"; Бахмет - от тюрко-мусульманского Мухам-мад или от тюркского "Бай Ахмед" . Скоре всего, выходцы из булгаро- буртасской среды. В последующем - учёные, революционеры, есть и друг Н.Г.Чернышевского ОС, 1987, с. 115).

БАХТЕЯРОВЫ. От князя Бахтеяра и его сыновей Дивея, Еналея и Челибея, получивших имения в округе Ростова Ярославского в XVI веке. В крещении они стали князьями Приимковыми. Известны и другие Бахтеяровы: Аслан Бахтеяр - посол в Польшу в начале XVI века; Еналей Бахтеяров - письменный голова в XVII веке, один из сибирских первопроходцев. Фамилия от тюрко - персидского бяхет ир "счастливый муж" .

БАЧМАНОВЫ. Дворяне с XVI века с имениями в окрестностях Рязани и Новгорода. Михаил Бачманов - старец Троицкого монастыря в 1490 году. Фамилия, может быть, от прозвища "Бачман" , которое носил один из руководителей антимонгольского восстания в Поволжье в 1238 - 40 гг.

БАШЕВЫ. От Башева Степана, бывшего в 1603 году старостой губы. Фамилия от татарского слова баш "голова".

БАШКИНЫ. По Н.И.Костомарову: "судя по фамилии, татарского происхождения" - см. Башевы.

БАШМАКОВЫ. Дворяне с 1662 года. От Даниила Вас. Башмак-ельямина, упомянутого под 1447 годом вместе с сыновьями, которых звали Абаш, Ташлык, Каблук. Все имена - тюрко-татарские прозвища.

БАЮШЕВЫ. Дворяне с 1613 года с поместиями в Алатырском уезде Симбирской губернии. От Баюша Разгилде-ева. Баюш образовано от татар, баю "разбогатеть" .

БЕГИЧЕВЫ. От казанского мурзы Бегича, взятого в русский плен в 1445 году. Алферий Давидович Бегичев в 1587 году получил поместия под Каширой, позднее имения Арапа Бегичева отмечены под Коломной, Рязанью, Арзамасом. В потомках - учёные, моряки.

БЕГУНОВЫ. От Бегунова Воина Ивановича из мещеры, упомянутого под 1590 годом. В XVII веке перемещены на строительство Закамской черты.

БЕКЕТОВЫ. Дворяне с 1621 года. Фамилия от тюрк, прозвища бекет "воспитатель ханского сына" . В последующем - учёные, военные.

БЕКЛЕМИШЕВЫ. Князья-дворяне с XV века. Потомки татарских князей Ширинских-Мещерских. Еще под 1472 год Петр Фёдорович и Семён Беклемишевы упоминаются как московские воеводы. Во второй половине XIV века Фёдор Елизарович Беклемиш-Берсень, а на рубеже XV - XVI вв. Берсень-Беклемишев Иван Никитич - неоднократный посол в Литву, Крым и Польшу. Источники его характеризуют как "очень самолюбивого человека" . Отец его Беклемишев Никита бывал послом в Казань. О давности выхода Беклемишевых на русскую службу свидетельствуют названия "Беклемишева стрельница" Московского Кремля, сёла Беклемишевы в Московском и Переяславском уездах. Фамилия от тюркского беклемиш " охраняющий, запирающий" . В потомках - известные писатели, ""учёные, художники и т.д.

БЕКЛЕШЕВЫ. Записаны в детях боярских и дворянах с 1619 года. От Беклеша - сына Мухаммеда Булгарина, распространявшего ислам в Мещере в XIII веке, а затем принявшего православие. На рубеже XV - XVI вв. известен Иван Тимофеевич Бекляшев-Загряжский. Фамилия от тюрко-булгарского беклявше "запирающий, начальник сторожевого поста" . В последующем - сподвижники Петра I, военные, моряки, сенаторы, губернаторы.

БЕКОРЮКОВЫ. Дворяне с 1543 года. Фамилия от тюркского прозвища бюкеряк "горбатый" .

БЕЛЕУТОВЫ. Дворяне с XVI века, но в XVIII веке основной род вымер и дальше продолжался в Одинцовых-Бе-леутовых. Основа рода от Александра Белеута, перешедшего на службу к Дмитрию Донскому и направленному в 1384 году послом в Орду. Александр Белеут - один из первых московских бояр - считался восьмым коленом ка-сожского князя Редеди. Фамилия от тюркск. белеут, баламут "беспокойный" .

БЕЛЯКОВЫ. Из польско-литовских татар, переместившихся в Литву еще в конце XIV века и сохранивших тюркский этнос до конца XVIII века. Юсуф Беляк - генерал, один из последних защитников в 1794 году Варшавы.

БЕРДИБЕКОВЫ. От ушедших в конце XVI века в Литву вместе с сыном Мамая Мансур-Киятом из татар северных районов Золотой Орды. Фамилия от тюрко-булгарск. берди бек "подаренный бек" .

БЕРДЯЕВЫ. Дворяне с 1598 года, земли под Смоленском и Переяславлем. Фамилия от тюркск. прозвища берди "подаренный" . В последующем - учёные, философы ОС, 1987, с. 130).

БЕРКУТОВЫ. Дворяне с XVII века. От мурзы Беркута, кадомского мишарина, принявшего христианство в конце XVI века. Беркутовы- частое имя XVI-XVII вв. . Образовано от татарского беркют "беркут; хищная птица" .

БЕРСЕНЕВЫ. Дворяне с XVI века. Известны: Берсенев Иван - служилый человек в 1568 году в Казани, Берсенев Петр - дьяк Иноземного приказа в 1686 - 1689 годах. Основоположник рода Иван Никитич Берсень-Беклемишев - думный дворянин в княжение Василия III . Фамилия от татарского слова берСень "шиповник", но, может быть, и от бер син, т.е. "ты один". В связи с Беклемишевыми могут быть выходцами из обулгаризированных буртас. По имени Берсеневых сёла Берсенёвки в Московском и Переяславльском уездах, Берсеневская набережная в Москве.

БИБИКОВЫ. Дворяне с XVI в. От правнука Жидими-ра, татарина, выехавшего из Синей Орды к Великому князю Михаилу Яросяавичу. Сын Жидими-ра Дмитрий был в 1314 году тестем князя Фёдора Михайловича, а правнук Фёдор Ми-кулич по прозванию Бибик (тюрк, бай бек "богатый господин" - стал основателем рода Бибиковых. Они принадлежали к знатным тверским родам, из среды которых были Давид Бибик - посол в Пскове в 1464 г., имения в Арзамасе; Иван Бибиков - неоднократный посол в Крым в XVI веке. В последующем - государственные деятели, военные, учёные.

БИЗЯЕВЫ. Дворяне с XVII века. От Кирея Бизяева, пушкаря, выходца из Казани, имения в Лебедяни под Курском. Кирей и Бизяй - тюркские имена.

БИМИРЗИНЫ. От Би-мирзы - русского посла в 1554- 1556 годах в Ногаи, в том числе и к Юсуфу. Фамилия от тюркск. Бай-мурза "богатый господин".

БИРЕВЫ. Арап, Истома и Замятна Биревы - из крещёных в 1556 году татар, имения в XVI - XVII вв. под Каширой и Коломной. Фамилия от татар, бир "дай!". Бирюй- один из воевод Батыя под 1240 годом.

БИРКИНЫ. От Ивана Михайловича Бирка, выехавшего в начале. XV века на службу к князю Фёдору Оль-говичу Рязанскому. В 1560, 1565 годах известен Пётр Григорьевич Биркин, владевший имениями около Рязани, а в XVI - XVII вв. ряд служилых Биркиных: Родион Петрович- посол в 1587 г. в Иверию; Василий Васильевич- стольник царя Алексея Михайловича. Фамилия от тюрко-монгольского бирке, берке" крепкий, могучий" . По Н.А.Баскакову связаны с Бай-чуриными - Бачуриными, получившими дворянство в 1685 году и трансформировавшихся в Би-чуриных - Мичуриных с имениями в Тамбовской губернии. Фамилия от булгаро - татарского бай чура "богатый богатырь" .

БЛОХИНЫ. От Ивана Блохи из Большой Орды, перешедшего на русскую службу в начале XV века. В 1495 году отмечен в Новгороде Иван Иванович Блоха - Аничков. В последующем - учёные, революционеры, спортсмены.

БОГДАНОВЫ. Дворяне с XVI века.Две линии тюрко-татарского происхождения: 1) От Тоузака сына Богданова, записанного дворяниным в 1580 году и Ишима Богданова, бывшего в 1568 году гонцом в Крым От Богдана - сына кадомского мурзы Ян Глыча, сына Бедиша, во 2-й половине XVI века перешедшего на русскую службу. В 60-е годы XVI века отмечаются жители Казани - Богдановы Иван Баба, Василий, один из которых был сотником стрельцов. В последующем - видные учёные, философы, артисты.

БОГДАНОВСКИЕ. Из польско-литовских татар. В ХУ-ХУ1 вв. известны мирза Богданов и его сыновья Назых и Назим, возведённые после битвы под Берестовым в 1651 году в ранг шляхетства, а после выведенные в российское дворянство.

БОЛГАРСКИЕ. Дворяне с 1786 года предполагает выход их из Дунайской Болгарии, чему противоречит наличие в родовом гербе полумесяца - типичного мусульманского знака; поэтому это, скорее, выходцы из Волжской Булгарии. В этой связи интересно наименование "Болгарская волость" под Костромой.

БОЛТИНЫ. От Михаила Болта - сына мурзы Кутлу-буга из Б. Орды, перешедшего в XIV веке на русскую службу. В 1496 году уже были дворянами. Андрей Болтин по прозвищу Алай убит под Казанью в 1548 году, Ахмат Федоров Болтин упомянут под 1556 годом, а Ондрей Иванов Болтин в 1568 году отмечен как служилый человек в Казани. В конце XV века Болта указан как родственник Танеевых (см). С XVI - XVII вв. Болтины имели поместья в Нижегородском крае, в том числе л известное пушкинское Болдино. В потомстве известны покорители Сибири, учёные, родственники Пушкиных.

БОРИСОВЫ. Дворяне с 1612 г. , выходцы из шляхты Польши и Литвы, куда, очевидно, пришли из мусульманского - тюркского мира, о чём свидетельствует наличие в гербе двух полумесяцев. Хорошо знали казанско - татарский язык, как, например, Борисов Никита Васильевич, в 1568 году бывший окольничим в Казани и служивший переписчиком Казанского торга на татарском языке.

БОРКОВСКИЕ. Дворяне с 1674 года, выходцы из Польши, куда, очевидно, попали из тюркского мира, о чём говорит их фамилия, происходящая от тюркск. бурек " шапка", как это полагает Н.А.Баскаков.

БОРОВИТИКОВЫ. Дворяне с XVI - XVII вв. с имениями под Новгородом, от князя Василия Дмитриевича Боровитика, вышедшего в конце XV веке из Мещеры.

БУЗОВЛЁВЫ. От Чес-тигая Бузовля из татар. В середине XV века уже упоминается "околица" Бузовлёвых. С 1649 года дворяне. Фамилия от татарско - мишарского прозвища бузавлы "имеющий телёнка" .

БУКРЯБОВ. От литовского гонца в Москву в 1658 году Улана Букряба. Фамилия от тюркск. бюкре "горбатый".

БУЛАТОВЫ. Уже в XVI - XVII вв. имели земли около Каширы и Рязани в местах обычного сосредоточения земель выходцев из среды казанцев дата вступления в дворянство - 1741 год. Фамилия от тюркского булат - сталь. В XVIII - XIX вв. генерал - губернатор Сибири, декабристы, учёные, военные. Выходцы с сыном Мамая Мансур- Киятом в Литву в конце XIV века. В 1408 году часть из них в свите Свидригайлы выехала на русскую службу, где получила земли под Новгородом и Москвой. В XV веке известны как бояре, в 1481 году отмечен наместник в Новгороде.

БУЛГАКОВЫ Фамилия первых, как и остальных, от тюрко-татарского булгак "гордый человек" . От Ивана Ивановича Шая - Булгака, рода ханского, вышедшего на службу в начале XV века к Ольгу Рязанскому с сыновьями Голицей. В XV - XVI вв. уже имели боярский чин и сёла, в том числе и под Москвой. В 1566 - 1568 годах бояре Пётр и Григорий Андреевичи Булгаковы были в Казани воеводами и имели поместные"" деревни в окрестности Казани, в том числе Кульмаметово и др. . От Матвея Булгакова, вышедшего из Орды в начале XV века к рязанскому князю Фёдору Васильевичу и бывшего вместе с братом Денисием у него на службе. Из среды Булгаковых, имевших, таким образом, разное, но тюркское происхождение, вышли известные писатели, учёные, воины, философы, митрополиты.

БУЛГАРИНЫ. Дворяне с 1596 года, имения в окрестности Костромы, где обычно размещались выходцы из казанской среды. Здесь же, в Новоторжокском уезде, находилась Болгарская губа или волость. Под этой же фамилией (например, Фаддей Булгарин - писатель первой половины XIX века) были выходцы и из среды польских татар.

БУНИНЫ. От Бунина Прокуды Михайловича, дед которого, вышедший из Орды к рязанским князьям, получил земли в Ряжском уезде. По другим источникам, под 1445 годом упоминается рязанец Бунко на службе Великого князя Василия. Из среды Буниных - известные учёные, государственные деятели, писатели, в том числе и лауреат Нобелевской премии И.А.Бунин.

БУРНАШЕВЫ. Дворяне с 1668 года. Бурнаш - от татарского слова бурнаш "задира, холостяк" , распространённое тюркское имя, сохранившееся и у татар обрусевших - см. Бурнаш Гирей, крымский хан в 1512 году, Бурнаш Обезьянинов - упомянут под 1561 годом в Коломне, Бурнаш Елычев - казацкий атаман в 1567 году, Бурнаш Гагарин. В последующем - известные учёные, агрономы, писатели и пр.

БУСУРМАНОВЫ. Дворяне с конца XVI века. Известны: под 1587 годом крестьянин Фёдор Бусурман из Арзамаса; под 1619 годом князь Иван Юрьевич Бусурман-Мещерский. Фамилия от слова басурман, бусурман, то есть мусульманин; выходцы из среды предков мишарей.

БУТУРЛИНЫ. Дворяне и графы из древнего рода легендарного Радши "из немцев", выехавшего в XIII веке к Александру Невскому оспаривает это легендарное утверждение и полагает, что это был выход из Орды в первой четверти XV века Мусы из таинственного рода Радши, правнук которого Иван Бутурля заложил основы широко известного боярского рода Бутурлиных с имениями преимущественно в Нижегородском крае. Н.А.Баскаков полагает, что Бутурлины выехали из Орды к Ивану Калите в 1337 году, а их фамилия образована от тюркского бутурля "беспокойный человек". В последующем - военные, воеводы, в родстве с Мусиными - Пушкиными.

БУХАРИНЫ. Дворяне с 1564 года. От Тимофея Григорьевича Бухара - Наумова, упомянутого в конце XV века и его потомков дьяка Ишука Бухарина и Евтихия Иванова сына Бухарина. Н.А.Баскаков не сомневается в тюркском происхождении рода. В последующем - учёные, государственные и политические деятели.

Татарские фамилии

Немало интересного можно рассказать об истории зарождения татарских фамилий, их происхождении и значении, а также особенностях написания. Первоначально иметь фамилию было почетной прерогативой представителей знати. Лишь в ХХ веке это право получили все остальные татарские рода. До этого момента во главу угла татарами ставились родо — племенные отношения. Обычай знать свой род, своих предков по именам до седьмого колена вменялся в священную обязанность и прививался с младых ногтей.

Татары представляют очень большую этническую группу, отличающуюся богатой и самобытной культурой. Но исторически обусловленная ассимиляция со славянской народностью все же наложила свой отпечаток. Результатом стало формирование довольно большой части татарских фамилий, образованных при помощи добавления русских окончаний: «-ов», «-ев», «-ин». Например: Баширов, Бусаев, Юнусов, Юлдашев, Шархимуллин, Абайдуллин, Тургенев, Сафин. По статистике, татарские фамилии, оканчивающиеся на «-ев», «-ов» втрое превышают фамилии с окончанием «-ин».

Традиционно татарские фамилии образуются от мужских имен предков по отцовской линии. На базе мужских личных имен сформирована основная масса татарских фамилий. Лишь небольшая часть фамилий происходит от профессий. К примеру — Урманчеев (лесник), Аракчеев (торговец водкой) и другие. Такой тип образования фамилий является общим для многих народностей.

Отличительной же национальной особенностью татар является форма образования татарских имён. Полный вариант татарского имени, как и у многих других народностей, состоит из имени, отчества и фамилии, но к отчеству татар издревле принято добавлять приставку по половой принадлежности: «улы» (сын) или «кызы» (дочь).

К особенностям же татарских фамилий можно отнести также обычай их написания. В ходу у татар два варианта написания фамилий: официальный - с окончаниями (Сайфутдинов, Шарифуллин, Саитов) и «бытовой», наиболее широко применяемый без добавления окончания, пишется только имя (вместо фамилии Тукаев пишется Тукай). Этот способ, кстати, характерен для татарской литературы.

Татарских фамилий не перечесть
В каждой из них изюминка есть
Если в фамилии смысл поискать
Много нюансов можно узнать

На данной странице нашего сайта рассматриваются татарские фамилии. Мы узнаем про историю и происхождение татарских фамилий, обсудим их значения и распространение.
Происхождение татарских фамилий

Изучая этнический состав населения России, можно заметить, что значительную часть жителей нашей страны занимают татары. И это не случайно, история Российского государства складывалась таким образом, что в настоящий момент на его территории проживают представители множества наций и народностей. И одной из самых многочисленных этнических групп являются татарские народы. И, несмотря на то, что десятилетиями и столетиями идёт смешение наций и народностей, татары смогли сохранить свой национальный язык, свою культуру и традиции. Татарские фамилии же относятся именно к таким национальным особенностям и традициям.

Зарождение же татарских фамилий уходит в глубину веков, когда, как и у других народов, первыми обзаводились фамилиями наиболее богатые и знатные представители татарского рода. И лишь к XX веку остальная часть людей татарского происхождения получила фамилии. До этого момента, то есть пока фамилий ещё не было, родственные отношения татар определялись по их родо-племенной принадлежности. С ранних лет каждый представитель татарского народа запоминал имена своих предков по отцовской линии. При этом общепринятой нормой было знать свой род до семи колен.
Особенности татарских фамилий

Есть существенная разница между общеизвестными татарскими фамилиями, именами и полной формулой образования татарских именований. Оказывается, полная формула татарского именования состоит из самого имени, отчества и фамилии. При этом отчества у древних татар образовывались от именования отца, к которому добавлялось «улы» (сын) или «кызы» (дочь). Со временем эти традиции в образовании татарских отчеств и фамилий смешивались с русскими традициями словообразования. В результате чего на настоящий момент можно считать, что подавляющее большинство татарских фамилий были образованы как производные от имен предков мужского пола. При этом для формирования фамилии к мужскому имени шло добавление русских окончаний: «-ов», «-ев», «-ин». Это, например, следующие татарские фамилии: Баширов, Бусаев, Юнусов, Юлдашев, Шархимуллин, Абайдуллин, Тургенев, Сафин. Этот список татарских фамилий может быть достаточно большим, так как именно мужские именования были основным источником для формирования татарских фамилий. Если же говорить о значении, которое имеют эти фамилии, то очевидно, что оно будет повторять значение именования, от которого и образована конкретная фамилия.

Согласно статистическим данным, по численности татарские фамилии с окончаниями «-ев», «-ов» превышают татарские фамилии с окончанием «-ин» примерно в три раза.
Написание татарских фамилий

Существует два варианта написания татарских фамилий. Один из этих вариантов исключает добавленные окончания, используя только само имя (например, вместо фамилии Тукаев пишется Тукай). Такой вариант широко используется в татарской литературе, но не является официальным. В официальных же документах и общеупотребительной практике в России используется вариант татарских фамилий с окончаниями: Сайфутдинов, Шарифуллин, Саитов и т.п.
Другие татарские фамилии

Также происхождение некоторых татарских фамилий было связано с профессиями. Такой тип фамилий существует практически у всех народов, и татарские фамилии в этом смысле не являются исключениями. Примерами фамилий, происхождение которых связано с профессиями, могут быть следующие фамилии: Урманчеев (лесник), Аракчеев (торговец водкой) и другие.

Круглый стол «БИЗНЕС Online»: татарские мурзы и их роль в становлении национального самосознания

Сегодня остро стоит вопрос формирования новых элит в обществе: что такое новая татарская элита, есть ли она? И как она должна реагировать на вопросы современности, на те вызовы, которые стоят перед татарской нацией, в том числе связанные с проблемой утери татарского языка? На эти и другие вопросы искали ответы в редакции «БИЗНЕС Online» представители древних татарских родов — мурзы из Казани и Уфы.

Участники круглого стола:

Булат Яушев — предводитель собрания татарских мурз РТ;

Алексей фон Эссен — предводитель дворянского собрания РТ;

Рашид Галлям — кандидат исторических наук, бывший научный сотрудник Института истории АН РТ;

Гали Еникеев — независимый историк, адвокат (Уфа);

Наиль Чанышев — член татарского дворянского собрания РБ, офицер запаса (Уфа);

Фархад Гумаров — кандидат исторических наук, руководитель дискуссионного клуба «Большая Евразия»;

Гадель Сафин — руководитель IT-компании.

Модераторы:

Фарит Уразаев — кандидат исторических наук, член собрания татарских мурз РТ;

Руслан Айсин — политолог.

«ЭТО БЫЛА ЭПОХА, КОГДА ПОНЯТИЕ ЭЛИТ БЫЛО ПЕРЕВЕРНУТО С НОГ НА ГОЛОВУ»

Кого сегодня можно считать элитой татарского общества? Ответ на этот вопрос искали представители татарского дворянства — мурзы — за круглым столом «Татарские мурзы и их историческая роль в становлении национального самосознания», такова была тема встречи в редакции «БИЗНЕС Online». «Сегодня остро стоит вопрос формирования новых элит в нашем обществе. Мы в большом российском государстве прожили после революции 100 лет, и это была эпоха, когда понятие элит было перевернуто с ног на голову: все было в обществе перемешано, напутано. И это пагубно сказалось на состоянии всего общества, его общественно-экономическом и политическом развитии», — начал работу круглого стола предводитель собрания татарских мурз Республики Татарстан Булат Яушев .

Булат Яушев: «Мы в большом российском государстве прожили после революции 100 лет, и это была эпоха, когда понятие элит было перевернуто с ног на голову»

При этом представитель старейшего татарского рода добавил, что есть естественная история, понимание того, что такое элиты общества и как они должны правильно формироваться. «Этому понятию есть масса примеров различных стран и народов, даже есть математические теории, которые описывают процесс формирования элит. Эти закономерности исторические невозможно нарушить, они неизбежно дают о себе знать. Сегодня мы хотели бы, чтобы эти правильные научно-обоснованные процессы зародились вновь и привели к тому, чтобы наше общество вернулось к здоровому, естественному развитию», — отметил он.

Рашид Галлям: «Тема мурз — это важнейший пласт истории татарского народа и вместе с тем истории России в целом»

Кандидат исторических наук Рашид Галлям дал краткое описание понятию «мурза». «Тема мурз — это важнейший пласт истории татарского народа и вместе с тем истории России в целом. Термин „мурза“ означает „сын эмира“ — член правящей династии. У татар оно использовалось в нескольких вариантах, в зависимости от диалекта — морза, мирза и мырза», — отметил ученый. Термин этот, по словам Галляма, в Золотую Орду был привнесен из Персии. «Мурза — это крупный феодал, землевладелец, глава рода, орды», — уточнил он и привел имена всем известных мурз: это предводитель Идегей , Юсуф (от Юсуфа мурзы пошел известный российский дворянский род Юсуповых — прим. ред. ) и его родной брат Исмагил — отец царицы Сююмбике . «Позже этот статус был нивелирован. В 1713 году при Петре I во время христианизации татар мурзам было велено принять крещение, если они отказывались, то у них отнимались земли и передавались русским феодалам. В это время многие мурзы были переведены в податное сословие, хотя часть мурз сохранила за собой и титул, и какие-то привилегии. Их включили в дворянское сословие уже во времена Екатерины II. С тех пор часть бывших мурз вошла в дворянское сословие, а часть занялась торговлей. Из числа мурз вышли известные муллы, благотворители, промышленники и так далее. Последующий этап наступает в советскую и современную эпоху, когда титул „мурза“ имеет чисто номинальное значение, некий код престижа, но реальную социальную нагрузку не несет», — напомнил историк. При этом участники круглого стола отметили, что «половина дворянских родов России носили татарские фамилии».

«Приспосабливаясь к гонениям, многие мурзы стали священнослужителями, имамами, муфтиями, поскольку их нельзя было крестить», — особо отметил модератор круглого стола Фарит Уразаев . «И в Российской империи, и в советское время выходцы из этих родов достигали очень серьезных вершин, хотя советская система их жестко преследовала, репрессировала. Но очень многие роды в советское время состоялись и сохранили этот код. Например, из рода Чанышевых вышло более 200 кандидатов и докторов наук. Феноменальное явление! Еще есть село Татарские Каргалы в Башкортостане, из него вышли 250 выдающихся личностей: композиторы, писатели, художники, ученые, военные. Этот феномен до сих пор не изучен»,— добавил Уразаев и передал слово представителю рода Чанышевых Наилю Чанышеву из Уфы.

Бывший военный рассказал об истории своего рода, из которого, как уже отметил Уразаев, вышло более 200 ученых, а также об их вкладе в развитие татарского общества. В частности, Шайхильислам Чанышев принимал активное участие в общественной жизни татар Москвы, при его непосредственном участии Дом Асадуллаева был возвращен татарской общественности, сейчас там располагается Татарский культурный центр Москвы. А подполковник Шагиахмет Рахметуллин сын Чанышев удостоен медали «За взятие Парижа» в войнах 1812–1815 годов. «Чанышевы, как и многие другие, в отличие от рода самой богатой семьи Российской империи Юсуповых, отказались принимать крещение, вследствие чего лишились своих поместий, несли государственные повинности, облагались подушным окладом и утратили прежний статус и титул, после чего переселились в Уфимскую губернию», — рассказал Чанышев.

Гали Еникеев: «История — это часть идеологии, она формирует мировоззрение»

«В РОССИИ УСТАНОВИЛОСЬ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЕ ИГО»

В силу того, что в Уфе сохранилась большая часть древних архивов мусульман, в 1993 году Сад мурзой Еникеевым впервые было создано Татарское дворянское собрание РБ. Начиная 1997 года выпускается регулярная газета «Дворянский Вестник» («Морзалар Хабарчесе»). Позднее в Казани в 2006 году было зарегистрировано «Собрание татарских мурз РТ» («Меджлис татарских мурз»).

«Организация начала свою работу с изучения истории старинных семей и родов. Мурзы всегда являлись самым образованным сословием и носителями традиций и передовых знаний. Это наложило свой отпечаток на многие поколения. Пример рода Чанышевых яркий, но не единственный, во многих родах наблюдаем подобные проявления. Изучая историю своих семей, своих родов, мы углубляемся в изучение истории всего татарского народа — находим в архивах различные документы. Хотелось бы, чтобы взгляд современного поколения был направлен глубже в свою историю. Этого в современной жизни очень не хватает. Знание истории своего народа и своих предков формирует национальное самосознание и самоидентификацию личности. Национальное самосознание, в свою очередь, создает мотивацию к сохранению родного языка и культуры. Это направление в нашей деятельности — важнейшее, и мы пытаемся подключить к знанию настоящей истории татар молодое поколение», — отметил предводитель собрания татарских мурз РТ Булат Яушев .


Гали Еникеев
, еще один представитель древнего татарского рода, адвокат по профессии, написал пять книг об истории татар («Корона Ордынской империи», «Чингисхан и татары: мифы и реальность», «Наследие татар» и другие), готовится шестая. «Я прочитал историю СССР, переведенную с русского на татарский язык, полностью в 4-м классе. История — это часть идеологии, она формирует мировоззрение», — объяснил он свой интерес. У меня еще тогда возникло много вопросов по этой истории.

Мурзы и ученые отметили важность изучения объективной истории татарского народа. Так, руководитель дискуссионного клуба «Большая Евразия» в Республике Татарстан, кандидат исторических наук Фархад Гумаров рассказал, каким образом связаны татарские мурзы и евразийство как определенная концепция. «Золотоордынская цивилизация сыграла важную роль в судьбе многих народов на территории Евразии. Однако ее роль в последующем искажалась. Со времен Петра I важные посты в государстве постепенно стали занимать иностранцы из Западной Европы либо их сторонники. Об этом говорил и Ключевский, и Ломоносов. По мнению одного из основателей теории евразийства Трубецкого, в России установилось романо-германское иго. И так со временем стали незаслуженно описывать золотоордынское наследие Московии как времена дикости и разбоя, учитывая, что более половины дворянских фамилий было связано с татарскими мурзами. И именно евразийцы первыми стали задаваться вопросом о том, правдива ли история России, написанная европейцами. И на основе научной базы они пришли к выводу о том, что тюрки-татары выступали на евразийских просторах ведущей государственно-образующей нацией и хранительницей евразийских традиций», — отметил он.

При этом все участники круглого стола сошлись во мнении в том, что представителям некоторых известных татарских родов нужно уйти от масштабов микроистории, когда мурзы изучают только истории своих фамилий и выходить за эти пределы. «История мурз не обобщена, есть отдельные статьи отдельных ученых, есть книги, посвященные отдельным родам, но нет обобщающей работы, до сих пор нет фундаментальной книги», — выразил при этом свою озабоченность Галлям. При этом Уразаев добавил, что сейчас идет процесс мобилизации татарских мурз и ученых с целью провести международную научно-практическую конференцию, посвященную истории татарских мурз и дворян.


«ЕСЛИ КТО-ТО РЕШИТ ЭТУ ЗАДАЧУ, ОН БУДЕТ НАСТОЯЩИМ МУРЗОЙ, ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ»

Не обошли стороной участники круглого стола и животрепещущую для всех сегодня тему изучения татарского языка в школах. «Что такое элита сейчас? И как новая татарская элита должна реагировать на вызовы, которые стоят перед татарской нацией, в том числе связанной с проблемой утери татарского языка. Что такое новая татарская элита, есть ли она? Если нет, какой она должна быть и как она должна реагировать на вопросы современности?» — задался вопросом еще один модератор круглого стола, политолог Руслан Айсин . «Тема „татарские мурзы и их историческая роль в становлении национального самосознания“, на мой взгляд, очень важная определяющая тема, потому что, что есть „нация“? Нация — это прежде всего самоопределение себя. Надо понимать, что народная толща, народная масса не является коллективным умом. Нацию делают единицы — как раз представители элиты. Так исторически сложилось, что этими элитами, которые сделали из татар нацию — имперскую нацию, нацию передовую, которая не только захватывала, как тут говорили, евразийские территории, но доходила до Египта, — сделали правители Египта, мамлюки (тюрки кипчаки прим. ред. ). Поэтому надо говорить о том, что мы переходим даже и эти границы, потому что, будучи цивилизацией кочевья, у нас нет горизонта, мы преодолеваем горизонт. Очень важно, что именно мурзы выступали элитой и тем фактором, который выстроил эту пирамиду нациестроительства. Сегодня, сейчас, к сожалению, эта тема уходит, потому что мы не знаем своих корней, своей истории», — отметил он.

«Для меня это была болезненная тема всю жизнь, потому что, если у народа нет языка, он теряет свое лицо как народ. Почему данный вопрос задевает всех, потому что до 17 лет я разговаривал с бабушкой, а дальше у меня не было возможности практиковать и продолжать учить татарский язык. Я считаю, что все силы нужно бросить на повышение материального благосостояния или решить какую-то техническую задачу, но не забывать о поиске новых методов, форм, а они есть, чтобы татарский язык поднять на тот уровень, чтобы человек мог думать и разговаривать на родном языке. Человек, который будет знать два языка — русский и татарский — в совершенстве, откроет для себя в будущем большие возможности в формировании евразийского мировоззрения. Если кто-то решит эту задачу, он будет настоящим мурзой. И если сделать язык второстепенным, то это — тихая ассимиляция, такая же, как и христианизация, — поддержал языковую тему Чанышев и привел в пример род Юсуповых. — Любишь деньги — прими христианство».

«Язык — это не просто лингвистическая конструкция, это стиль мышления. Носители разных языков по-разному формулируют и строят свои мысли. Эта сторона языка является определяющей культурный портрет нации. Язык нужно сохранять, потому что это достояние нашей культуры, потому что это метод и стиль нашего национального мышления. Если мы его потеряем, то потеряем свою уникальность. Что связано с сегодняшней языковой ситуацией: внешние силы пытаются планомерно сделать нас объектом манипулирования, и давление этого манипулирования мы все на себе ощущаем с детства. В данном случае решающее значение имеет искаженное восприятие истории по школьным учебникам. Пример — это история Золотой Орды, история так называемого татаро-монгольского ига. Это, мягко говоря, неправда. „Черная легенда“, как говорил Лев Гумилев. И эта неправда, вложенная в сознание большинства населения со школьной скамьи, является основой межконфессионального и межэтнического конфликта. Мы хотим от него уйти, но никак не можем, сознание нас держит, потому что сформировано с детства. И сейчас одна из важнейших задач для нас всех и мыслящей части нашего общества — все-таки начать изучать настоящую историю. Вернуться к историческим фактам, книгам, написанным серьезными независимыми исследователями. Если мы придем к этому, мы поймем, что между нациями, населяющими РФ, нет конфронтации, мы все здесь веками живем, мы должны дружить и сотрудничать, как сотрудничали исстари. И никаких проблем в принципе не должно быть. Русские должны с уважением относиться к тому, что татары и другие народы знают свой язык и историю, а татары должны с удовлетворением наблюдать, как русская нация развивается, процветает и совершенствуется. Ведь мы живем в стране, которую совместно построили наши предки», — добавил предводитель собрания татарских мурз РТ Яушев.

А модератор круглого стола Уразаев, чтобы обратить более пристальное внимание участников круглого стола, остановился на печальной статистике. Начиная с 90-х годов, после распада советской империи, русский народ в своей основе переживает глубокую депрессию: в один день 25 млн русских остались за пределами своей Родины и не хотят возвращаться обратно; демографические показатели за последние 25 лет фиксируют убыль населения; каждый год исчезают сотни деревень с карты страны, происходит опустошение земель, особенно в центральной России и на Дальнем Востоке; в последние годы в России появилось около 20 млн людей, проживающих за чертой бедности; увеличение пенсионного возраста и отток молодежи с высшим образованием из России (около 30%) в разные страны резко может ухудшить социально-экономическое положение населения.

В тоже время в прибалтийских странах, на Украине и в странах Средней Азии русский язык как средство межнационального общения выводится из школьной программы. Это является стрессовым фактором для русского населения. Однако в самой Российской Федерации в местах компактного проживания татар последние четверть века татарские школы системно закрываются. Остается этно-культурный компонент — это два-три часа татарского языка или литературы в неделю, а во многих областях и этого нет. Эти проблемы после упразднения договора между Республикой Татарстан и Российской Федерацией, пришли и в нашу республику. «Когда открылись первые татарские гимназии, а это было желание родителей, я отдал своих детей в татарские детские сады и школы. У меня проблем не было. Когда уже сейчас я отдал своего внука, говорящего на татарском языке, в садик, в течение шести месяцев он потерял родную речь. То есть в Татарстане обучение моих детей и внука на родном языке на современном этапе государством не гарантировано. К большому сожалению, ассимиляция нации начинается не со школьной скамьи, а прямо из садика. Нам нужно не только изучать историю, но и придется заново перестраивать систему национального образования. Эти проблемы конкретно меня, как деда, как родителя, волнуют. Отчизна у нас одна, мы тут жили и будем жить. Я такой же налогоплательщик, но кому-то условия изучения родного языка обеспечены, а кому-то — нет. Мы в свое время хотели быть „советским народом“, но его по определенным причинам не стало. Сейчас говорят: „Мы — российский народ“. Но прежде чем стать российским народом, я, как гражданин этой страны, как представитель татарской нации, должен знать, гарантирует ли государство мои незыблемые права на сохранение татарского языка и культуры на законодательной основе. Нарушение конституционных прав, к большому сожалению, не способствует формированию гражданского общества», — заключил Уразаев.


«СЕЙЧАС У НАС ЭЛИТА ДЕНЕГ, ЭЛИТА КЛАНОВ»

При этом Айсин отметил, что здесь как раз роль мурз очень велика. «И до революции татарам было непросто: нарушали их свободу вероисповедания. Что сделали мурзы? Это ведь люди серьезного великого сознания, потому что они несли ответственность за судьбу нации, и благодаря им мы сейчас имеем и нашу религию ислам, которую они до нас донесли, и язык, и историю, и культурную матрицу. Сейчас их роль как никогда велика. Кто, если не они? Когда мы говорим про народ, мы должны понять, что это понятие достаточно абстрактное, аморфное. Его делают народом определенные люди: конкретные историки, которые пишут книги, конкретные мурзы: Чанышевы, Яушевы и так далее. Они олицетворяют этот народ и ведут его. Если их не будет, то народ просто рассыплется, что мы сейчас и получаем. Есть у нас подлинная элита или нет? Если элиты нет, значит, все сыплется. Все, что мы получаем за последние годы, — это кризис элитной идентичности. Нет, видимо, той прослойки, которая смогла бы, как мурзы в свое время 500 лет, сохранить всю эту богатую традицию. А сейчас, к сожалению, мы все это можем очень быстро потерять», — сказал Айсин.

«Все потомки дворян в советское время попали под тяжкое воздействие государства. Дворяне в тот период не допускались в высшие учебные заведения», — добавил при этом еще один участник круглого стола, предводитель дворянского собрания РТ Алексей фон Эссен . При этом фон Эссен уверен: чтобы вырастить новую элиту, недостаточно обучить человека хорошим манерам. «Традиция, которая передается по роду, заставляет быть человека культурным. Чтобы стать культурным человеком, недостаточно научиться правильно держать ложку с вилкой и улыбаться. Семья в двух-трех поколениях должна жить в достатке и в порядке, чего нет сейчас. Что вы понимаете под советской и постсоветской элитой? Элита та — мурз, дворян — была сообществом людей, которое относилось с уважением к представителям других сословий. Сейчас у нас элита денег, элита кланов. Каждый богач считает себя элитой и создает вокруг себя группировки. Мы идем в 1990-е годы. Это элита? Мы должны определиться с этим вопросом», — подчеркнул он.

«Стал вопрос о том, что является главной ценностной базой нашего общества, не только татарского, а шире, — согласился с ним Айсин. — В дни проведения чемпионата мира по футболу мы видели, что происходила некая ценностная подмена: все кричали „ура, ура“. Когда у нации или народа, который заселяет эти просторы, нет системных ценностей, они подменяются некими идеологическими симулякрами». «Такой ура-патриотизм», — согласились с ним мурзы.

«Элита — это люди, которые внесли некую идеологическую надстройку. Что должно быть главной ценностной ориентацией татар, их традиционной исторической элиты — мурз?» — задался вопросом Айсин. И сам же, по просьбе участников круглого стола, на него ответил. «Что такое татарская элита? Из чего она должна складываться? Из каких вещей она должна формироваться? К сожалению, утеряна определенная нить, связь с историческим прошлым, где были великие предки, часть этого великого неизвестна, часть до нас донесли. Но, к большому сожалению, нынешние наши правители с удовольствием все это дело разбазаривают, наживаются просто экономически. Из чего должна состоять элита сейчас? Это прежде всего те люди, которые готовы жертвовать в пользу общества, готовы вкладывать свой интеллектуальный и экзистенциальный ресурс в развитие нации. Это те люди, которые готовы отдавать, а не брать. Плюс это люди с избытком определенной внутренней пассионарной энергии. Это люди с особой печатью, которые избраны для того, чтобы вести народ вперед. Таких людей много быть не может, но без этой элиты никуда не денешься. Я думаю, что присутствующие здесь тоже представители татарской элиты, потому что, во-первых, они ставят вопрос „почему так произошло?“, и второе — „что делать?“. Если люди ставят такой вопрос, они уже находятся на первой ступени. Второй ступенью является, собственно, действие». «То есть вы их узнаете по их делам», — заметил Уразаев.

Руководитель IT-компании Гадель Сафин отметил, что объединить молодежь под одной идеей сейчас не так-то просто: «Среди молодежи ситуация плачевная, поскольку есть социальная рознь, дифференциация: по национальному, по этническому и, самое главное, по религиозному признаку. Есть целые каналы, которые эту рознь разжигают, есть каналы, которые, наоборот, консолидируют. Я не имею отношения к мурзам, поэтому мне сложно что-то сказать по данной теме». «Каждое время выдвигает своих мурз, интеллектуалов — это запрос времени. Да, есть потомственные мурзы, которые вносят свою лепту, а есть интеллектуалы, они тоже мурзы, которые обладают колоссальным потенциалом и вносят свои знания в развитие социума. В этом отношении ты — молодой мурза, будущее татарской нации; люди интеллектуального труда, которые вносят и будут вносить свою лепту», — возразил ему Уразаев. «Быть мурзой — это большая ответственность за себя, за свою семью, за свой род, за свою нацию, за то отечество, где мы живем», — резюмировал он.