Нравственная деградация испарение морали нравственная деградация испарение морали нелюди нравственная деградация испарение морали нравственная деградация испарение морали. Проблема нравственной деградации, низости Морально нравственная деградация

В тексте известного советского писателя Л. М. Леонова рассматривается сложная проблема нравственной деградации человечества .

Основной причиной отсутствия духовного благополучия в мире автор считает последствия научно-технического прогресса, который в статье рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, нам не стоит паниковать: «прогресс находится в добром здравии», в результате жизнь становится комфортнее. С другой же стороны, как далее подмечает писатель, всё-таки чувствуется, что научно-технические достижения обедняют нас морально и нравственно. И остановить этот процесс не в силах стремительно развивающаяся наука: «Знание помогает заглянуть в бездну, но не даёт указаний, как не сорваться в неё».

Л. М. Леонов уверен: человечество нравственно «изнашивается», и это вполне может привести даже к распаду цивилизации. Именно к такой позиции автор приходит, рассуждая о том, как меняется в духовном отношении наша жизнь.

С данной мыслью трудно не согласиться: человек внутренне деградирует, будучи окруженным новейшими благами, которые позволяют ему меньше двигаться, меньше запоминать, меньше думать и совсем по-другому общаться. Современные люди ослабевают физически, деградируют морально, впуская в свое сознание пропаганду потребительства и эгоизма «царя природы», изменяются не в лучшую сторону социально и интеллектуально.

Сохранение цивилизации основано на передаче нравственных и духовных ценностей , обеспечивающих целостность личности и всего человечества, а в условиях технического прогресса люди не успевают над этим задумываться. Так, на протяжении длительного периода времени люди планеты наблюдали соперничество двух могущественных государств — США и бывшего СССР — в создании ядерного оружия. Действительно, таким мощным державам было необходимо иметь в арсенале средства массового поражения для поддержания мирового господства. Однако, с моральной точки зрения, гонка вооружения подвергалась критике многих прогрессивных учёных.

На мой взгляд, прогресс не должен опережать нравственные возможности человека. Иначе возможна ситуация, описанная в антиутопии Евгения Замятина «Мы». Герои произведения — «нумера», живущие в Едином Государстве. Вся жизнь их подчинена математическим законам: «нумера» живут по единому расписанию, обитают в стеклянно-прозрачных квартирах, думают одинаково. Герои не знают жажды прекрасного, они лишены естественных человеческих чувств и переживаний. Несмотря на то что государство развито в техническом отношении, его граждане бедны духовно.

Таким образом, последствия технического прогресса могут оказаться губительными для духовной жизни людей: обогащаясь научными открытиями, высокотехнологичными товарами и услугами, мы обедняем себя морально и нравственно.

форма антимедиации, направленная на разрушение, дезорганизацию массовой нравственности, результат острейшего социокультурного противоречия, вызванного ростом массового дискомфортного состояния из-за творчества, выходящего за рамки сложившихся социальных отношений, культурных стереотипов, за рамки приемлемого в данной культуре шага новизны. Реакция может приобрести характер крайностей. разрушать не только новые, продвинутые формы конструктивной напряженности, точки роста и развития, но и затрагивать традиционные формы деятельности, труда, социальных отношений, что приводит к архаизации социальных отношений, культуры, активизации уравнительности, восстановлению на этой основе образа жизни, связанного с локализмом, и т. д. Н. д. может выступать в форме сужения сферы ответственности, например отказа от ответственности за государство, за его существование, возрождение обычаев кровной мести, переноса архаических побоищ между деревнями на городские улицы, в хулиганстве, вандализме, пьянстве и т. д. Н. д. может выступать в форме ухода от наиболее квалифицированных, развитых сложных форм труда.

В условиях раскола Н. д. усиливается взаиморазрушением двух систем ценностей, т. е. связанных с традиционными ценностями и определенных стремлением к росту и развитию.

Н. д. - сложный неоднозначный процесс. В него включено формирование утилитаризма, усиление которого часто отождествляется с ростом Н. д. Такая его роль в условиях общей нравственной дезорганизации действительно имеет место. Это связано с тем, что рост утилитаризма не сопровождается его нравственной санкцией, но рассматривается, включая самих его носителей, как деятельность, входящая в конфликт с нравственностью. Здесь важнейшее отличие от Запада, где утилитаризм имел религиозную санкцию.

Государство обладает весьма ограниченными возможностями для предотвращения Н. д., пытаясь в силу этой ограниченности подменить нравственный базис внешними подпорками.

Кардинальное решение проблемы заключается в способности общества развивать конструктивную напряженность, направленную на прогресс, но при условии, что этот процесс не вызовет опасного дискомфортного состояния.

Как меняется в нравственном отношении жизнь человечества? Почему духовное развитие человека отстаёт от научно-технического прогресса? Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского писателя Л.М.Леонова.

Комментируя проблему нравственной деградации общества, автор опирается на собственные размышления. Кажущееся благополучие современного общества

автор противопоставляет той духовной бездне, у края которой оказалось человечество. С одной стороны, прогресс «рвётся» вперёд на всём скаку: ВИТРИНЫ ПЕРЕПОЛНЕНЫ ТОВАРАМИ, ПО УЛИЦАМ ДВИЖУТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ, самолёты преодолевают огромные расстояния.

Но благополучие общества только кажется. Чтобы подчеркнуть мысль о том, что духовное благополучие сходит на нет, автор использует яркие метафоры: «дрожат стрелки манометров», «чад от перегретых по ногами, перенапряжённых проводов»

Трудно не согласиться с мнением автора. Действительно, современная цивилизация всё более и более нравственно изнашивается. Несмотря на то, что люди приобретают обширные знания, совершают научные открытия, создают невиданные технические устройства, они не развиваются духовно, не различают добра и зла.

Чтобы подтвердить верность своих мыслей, обратимся к литературному аргументу. Вспомним рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Это произведение, написанное в 1915 году, когда уже второй год шла первая мировая война, проникнуто ощущением катастрофичности жизни. Главный герой – богатый американец 58 лет – отправляется в длительное путешествие в Старый Свет исключительно ради своего удовольствия, развлечений. До этого он не жил, а лишь существовал, пытаясь накопить богатство и сравняться в объёме капитала с теми, кого он принял за образец. Но путешествие заканчивается внезапно: старик умирает в гостинице на острове Капри. Подчёркивая бездушие героя, мертвенность его души, писатель лишает его имени. Господин не способен видеть красоту окружающего мира, наслаждаться природой. Американцу противопоставлены абруццкие горцы, перед которыми открывалась прекрасная солнечная страна.

Приведём ещё один пример. В романе-антиутопии Е.И.Замятина «Мы» показано общество будущего, достигшее вершин научно-технического прогресса, которое строит Интеграл, чтобы устремиться в бесконечную вселенную. Но перед нами люди, лишённые души, -«нумера», живущие по одному распорядку, подчиняющиеся Благодетелю. Любовь для них лишь «приятно-полезная функция», выдаваемая по розовым талонам. Люди отгорожены от природы прозрачной стеной, в обществе отсутствует подлинное искусство.

Подведём итоги. Мы доказали, что с развитием научно-технического прогресса человечество забывает о духовных ценностях. Человечество действительно остановилось у опасной черты. Не пора ли задуматься, что материальное благополучие не спасёт людей от духовной деградации. Необходимо нравственное самосовершенствование.

5 абзац. Действительно, и в наши дни очень важно, чтобы человек не утрачивал нравственные ценности, не деградировал морально. Значимость поднятой автором проблемы можно понять, обратившись к произведениям русской классики. В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» главный герой из молодого доктора, полного желания помогать людям, превращается в какое-то подобие идола, служащего деньгам, охваченного тягой к приобретательству. По мнению автора, деградация Старцева происходит из-за нежелания сопротивляться среде, обстоятельствам.

В рассказеА. П. Чехова «Крыжовник» главный герой ради своей мечты – стать помещиком – жертвует всем, даже доводит до смерти жену. Купив поместье, он наконец-то выращивает долгожданную ягоду, но, как замечает рассказчик, сам становится похож на свинью.

6 абзац. Рассматриваемая автором текста проблема звучит актуально сегодня, так как сохранение нравственных ценностей очень важно в современном обществе. Особенно этот вопрос значим, когда речь идёт о молодёжи. К сожалению, В СМИ есть программы, которые ведут к деградации личности. Атмосфера реалити-шоу «Дом 2» такова, что её участники не только грубо разговаривают и ведут себя бестактно, но и демонстрируют отрицательные качества личности. Здесь происходит не строительство отношений, а нравственная деградация участников.

Проблема интеллигентности.

5 абзац. Действительно, и в наши дни очень важно, чтобы развитый ум соединялся с совестью, благородством духа. Значимость поднятой автором проблемы можно понять, обратившись к произведениям русской классики. В комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад» интеллигентом можно назвать Петю Трофимова. Он верит в победу разума и правды, готов трудиться ради того, чтобы превратить всю Россию в сад.

В повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» профессор Преображенский – яркий тип интеллигента, соединяющего в себе знания и нравственность. Он вживляет гипофиз бездомному псу и происходит чудо: животное превращается в разумное существо. Однако радость от открытия длится недолго: Шарикова лишь условно можно назвать человеком. Он лишён нравственности. Профессор исправляет свою ошибку, а читатели задумываются о том, насколько велика ответственность учёного за сделанные им открытия.

6 абзац. Рассматриваемая автором текста проблема звучит актуально сегодня, так как в наше время образование сделало грандиозный скачок и обострился вопрос соотношения ума и сердца, знания и нравственности. Настоящим интеллигентом можно назвать человека неравнодушного к духовному развитию не только самого себя, но и общества. Большой след в русской культуре оставил Дми́трий Серге́евич Лихачёв, советский и российский филолог, искусствовед, сценарист,академик РАН.ННа протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.



Владимир Познер – журналист, переводчик, ведёт авторскую программу на Первом канале. Это настоящий интеллигент, человек с яркой гражданской позицией. Его вклад в культуру России важен для современников.

Проблема благородства .

5 абзац. Действительно, и в наши дни очень важно, чтобы люди осознали, что в основе благородства лежит высокая нравственность, соединённая с самоотверженностью и честностью. Значимость поднятой автором проблемы можно понять, обратившись к произведениям русской классики. В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» таким человеком предстаёт Кутузов. Во время заграничных походов русской армии он делает всё, чтобы сохранить солдат. После Бородинского сражения честно признаёт необходимость сдать Москву Наполеону, затем добивается победы над ним.

В комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад» благородным человеком можно назвать Петю Трофимова. Он верит в победу разума и правды, готов трудиться ради того, чтобы превратить всю Россию в сад.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» благородным человеком можно назвать Данко. Он решил вывести людей из болот к лучшей жизни. Когда они дрогнули, то ради их спасения герой произведения вырвал своё сердце, поднял его над головой и осветил дорогу. Самоотверженность Данко близка автору.

6 абзац. Рассматриваемая автором текста проблема звучит актуально сегодня, так как в наше время многие нуждаются в помощи, сочувствии и в людях необходимо воспитывать стремление к благородным поступкам. Страшно, когда горе и боль читаются в детских глазах. Не всегда у родителей и близких есть средства для спасения больных ребят. Поэтому акция Первого канала телевидения «Добро» очень важна. Послав сообщение на короткий номер, зрители дают шансна жизнь сотням тяжелобольных детей. Маленькие пациенты отчаянно цепляются за нее, а их родители отважно сражаются за тех, кого любят больше всего на свете. Сочувствие, сострадание миллионов людей их горю помогает победить болезнь.

А.П. Чехов «Крыжовник»: В погоне за мечтой о покупке собственного имения,Николай Иваныч забывает о внутреннем развитии.

Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. В результате, добрый и кроткий человек опустился,

превратившись в наглого и самоуверенного «барина».

Л. Н. Толстой «Война и мир»: Для Анны Михайловны и ее сына главная цель в жизни - устройство своего материального

благополучия. И ради этого она не гнушается даже унизительного попрошайничества

Чинопочитание

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: Чиновник Порфирий встретил на вокзале школьного приятеля и узнал, что тот является

тайным советником, т.е. по службе продвинулся значительно выше. В один миг «тонкий» превращается в раболепствующее

существо, готовое унижаться и лебезить.

А.П. Чехов «Смерть чиновника»: Чиновник Червяков в невероятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и обрызгав

лысину впереди сидящего генерала Брызжалова (а тот не обратил на это внимания),настолько испугался, что после

неоднократных униженных просьб простить его умер от страха.

Чиновничество

Ильф и Петров «Золотой теленок»: Бюрократ вызывает особую неприязнь. Бюрократ всегда упрямо лезет на первый план.

Он претендует на то, чтобы говорить от имени всех «прочих», быть наставником, руководителем, хозяином. Полыхаев,

начальник учреждения «Геркулес», восседая на своем кресле, как на престоле, может только повелевать.

Н.В.Гоголь "Повесть о капитане Копейкине»: Несмотря на увечья и боевые заслуги капитана,Копейкин не имеет права даже

на полагающуюся ему пенсию.Отчаявшись,он пытается найти помощь в столице, но его попытка разбивается о холодное

равнодушие чиновника. Все они, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшей административной

власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам страны и народа

Хамство

А.Н. Островский «Гроза»: Дикой - типичный хам,который оскорбляет и племянника Бориса, называя его «дармоедом»,

«проклятым», и многих обитателей города Калинова. Безнаказанность породила в Диком полнейшую разнузданность.

Д. Фонвизин «Недоросль»: Госпожа Простакова своё хамское поведение по отношению к окружающим считает нормой:

она хозяйка в доме, которой никто не смеет перечить.

18. Эгоизм

Л.Н.Толстой «Война и мир»: Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций.

А.П.Чехов «Анна на шее»: Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чувствует себя королевой, а остальных - рабами.



Она даже забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода.

Варварство, жестокость

Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»: Маленького героя этой повести и его отца, лесника Егора Полушкина, ужасает,

как варварски люди относятся к живой природе: браконьеры жгут муравейники, обдирают липы, убивают беззащитных животных.

В. Астафьев «Печальный детектив»: В этом романе автор приводит факты нечеловеческой жестокости, когда родители

оставляют детей умирать голодной смертью, а подростки убивают беременную женщину

Вандализм

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»: Автор рассказывает, какое негодование испытывал он, когда узнал, что

на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Лихачев считает, что «утрата любого

памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны».

И.Бунин«Окаянные дни»: Бунин предполагал, что революция неизбежна, но даже в страшном сне не мог вообразить, что

зверство и вандализм, как стихийные силы, вырвавшись из тайников русской души, превратят людей в обезумевшую толпу,

разрушающую всё на своем пути.

Одиночество,равнодушие

А.П. Чехов «Ванька»: Ванька Жуков - сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему очень несладко живется.

Об этом можно узнать из письма, которое он отправил «на деревню дедушке Константину Макаровичу с просьбой забрать его.

Мальчик так и останется одиноким, неприютным в жестоком и холодном мире.

А.П. Чехов «Тоска»: У извозчика Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чувство одиночества, он хочет

кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда всю свою историю

извозчик рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувствовала горю.