Никитин парадные портреты. Иван никитин - первый русский портретист. Известные работы художника

Любимый художник Петра I, «Персонных дел мастер», первый знаменитый портретист во всей Европе Иван Никитич Никитин середина 1680-х (точная дата его рождения не установлена), город Москва.

«Живописец Иван» был основоположником нового времени в русской живописи.

И.Н. Никитин являл собой пример патриотической гордости императора перед иностранцами. Петр I говорил о нём: «…дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры»

Долгое время И.Н. Никитин связан с именем и творчеством его однофамильца. Лишь недавно из архивных материалов историки узнали отчество Никитина и определили точную принадлежность портретов кисти И.Н. Никитина, круг его работ.

Судьба художника сложилась трагически. Иван Никитич происхождением из семьи священников, близкой ко двору. Детство русского художника прошло в имении Романовых, в Измайлове. Ремесло живописца И.Н. Никитин освоил в Оружейной палате, однако точно это не установлено, так как даже в самых ранних картинах видно влияние европейской живописи. Наставником И.Н. Никитина был голландский гравер А. Шхонебека.

В 1711 г. Оружейная палата переведена из Москвы в новую столицу г. Санкт-Петербург. Так русский портретист уже в Питере работает при типографии. Обучался письму самостоятельно, копируя работы известных иностранных мастеров. Когда была основана рисовальная школа, одним из преподавателей которой стал И.Н. Никитин.

В это время он написал первые работы, принёсшие известность – "Портрет царевны Прасковьи Иоанновны", 1714; "Портрет царевны Натальи Алексеевны", "Портрет царицы Прасковьи Федоровны", 1716. Колорит работ схож с портретами предыдущего века, достаточно тёмный фон, насыщенные цветовые пятна. Плоскостное изображение, отсутствие глубины, условность света и тени. Однако картины отличаются превосходным композиционным решением. Никитину чужда лесть, обычная для парадных портретов того времени.

И.Н. Никитин обучался живописи в Италии, Венеции и Флоренции. По возвращению на Родину он признан мастером живописи, получил звание гофмалера.

28 января 1725 года Никитин пишет Петра в последний раз ("Петр I на смертном ложе"). Редкое по живописной силе и свободе полотно, написанное единомышленником, ошеломленным величиной утраты. С этого времени судьба художника развивается трагически, но в это время были созданы лучшие работы. Тёмный и насыщенный колорит приобретает тёплые оттенки. "Портрет канцлера Г. И. Головкина" (1720-е), "Портрет Петра I" (начало 1720-х). Рококо, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726). В 1725 г.

Лучшим произведением Никитина является "Портрет напольного гетмана" (1720-е) – образ человека эпохи Петра I.

Портрет решён очень просто. Немолодой, усталый и кажущийся очень одиноким человек. Хотя по костюму видно, что изображенный человек – высокопоставленное лицо, должно быть глава Украины. На самом деле личность его не известна.

В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток Никитина вместе с братом отправляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Наверное, он умер где-то на пути к Москве.

  • Напольный Гетман
  • Портрет Барона Сергея Григорьевича Строгонова

  • Портрет Царевны Натальи Алексеевны

  • Анна Петровна дочь Петра I

ПОРТРЕТЫ И.Н.НИКИТИНА

НИКИТИН Иван Никитич(1680-е (Москва) - не ранее 1742 г.)

Живописец, портретист.

Первоначальное художественное образование получил в типографской школе при Оружейной палате в Москве (?).

1711 г . - переезд в Петербург.

Ранние работы (одна и та же композиционная схема, барочное, с элементами рокайльного, решение, напоминают портреты живописца К.де Брейна).

1714 г . - портреты племянниц Петра I , царевен Екатерины и Прасковьи.

Не позднее 1716 г. - Портрет сестры Петра I Натальи Алексеевны.

1712-1713 гг. - Портрет девочки (Елизаветы Петровны(?)). Один из самых ранних детских портретов в русском искусстве.

1715 г . - поясной портрет Петра I . Не сохранился.

Итальянский период.

1716-1719 гг. - находился в Италии. Учился во флорентийской АХ у Т.Реди, придворного живописца герцога Козимо III Медичи.

1717 г . - парные портреты Петра I и Екатерины I . Принадлежали герцогу Козимо III Медичи. Выполнены по образцам европейских парадных портретов в стиле барокко. Портреты собственноручно подписаны Никитиным. Это редчайший случай в его практике.

Петербургская деятельность.

1720 г . - возвращение в Петербург.

1721 г . - Портрет Петра I с натуры, писанный в Кронштадте.

28 января 1725 г. - вызван в Зимний Дворец «списывать персону императора». Работа «Петр I на смертном ложе» имеет этюдный характер, впечатление незавершенности из-за краткости сеанса.

1720-е гг. - «Портрет графа Г.И.Головкина». По типу напоминает французские классицистические репрезентативные портреты времен Людовика XIV .

1726 г . - «Портрет барона Строганова». Композиция в духе рококо.

1726-1727 (?)) - «Портрет напольного гетмана». Личность изображенного не определена. Работа не имеет аналогов в живописи XVIII в. по своему реалистичному исполнению.

После смерти Петра I И.И.Никитин фактически был лишён возможности работать. Пройдя через Тайную канцелярию и одиночную камеру Петропавловской крепости за участие в так называемом деле М.Родышевского, приговорен к ссылке в Тобольск, но помилован. По некоторым свидетельствам художник умер по пути из Тобольска в Москву.

Главные работы:

«Портрет девочки (Елизаветы Петровны?)» (1712-1713, ГЭ)

«Портрет царевны Прасковьи Ивановны (1714, ГРМ)

«Портрет цесаревны Анны Петровны» (не позднее 1716, ГТГ)

«Портрет царевны Натальи Алексеевны» (не позднее 1716 г.?, ГРМ; подобные портреты - ГМЗ «Павловск», ГТГ, 1715-1716);

«Портрет Петра I »(парный к портрету Екатерины I, оба - 1717, галерея Уфицци, Флоренция, хранятся в Главном управлении финансов, Италия)

«Портрет Екатерины I » (парный к портрету Петра I, оба - 1717, галерея Уфицци, Флоренция, хранятся в Главном управлении финансов, Италия);

«Петр I на смертном ложе» (1725, ГРМ);

«Портрет барона С.Г.Строганова» (1726, ГРМ);

«Портрет напольного гетмана» (1720-е (1726-1727?), ГРМ);

«Портрет графа Г.И.Головкина» (1720-е, ГТГ).

_____________________________________________________________________________________________

Полный текст статьи чит. в книге:

Мастерская «Наследие» основана в 1990 году

С момента основания мастерской, мы сосредоточились на копировании живописи и накопили большой опыт в этом направлении.

Нашу мастерскую отличает профессиональный подход, мастерство исполнителей, ответственное и добросовестное отношение к каждому заказу.

Мы имеем опыт работы как с государственными музеями, так и с крупными корпоративными заказчиками. Мы беремся за самые сложные задачи и успешно их выполняем.

У всех наших художников академическое образование

В нашей мастерской работают только художники окончившие Академию Художеств – старейшее и наиболее уважаемое учебное заведение данного профиля в стране.

Академическое образование – необходимая база для любого художника, профессионально занимающегося копированием живописи.

Примечательно, что именно в России сохранилась старая академическая школа живописи, которая в настоящее время во многом утрачена на Западе, именно по этой причине в Академии имени Репина в Санкт-Петербурге обучается большое количество иностранных студентов.

Каждый художник специализируется на копировании определенного направления

Все наши художники имеют опыт практической работы в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Это позволяет нам профессионально решать задачи по написанию копий картин на заказ.

Каждая картина индивидуальна – мы всегда выбираем исполнителя, который лучше всего справится именно с вашим заказом – ведь ни один художник не может одинаково хорошо копировать картины всех направлений. Кому-то лучше удаются копии импрессионистов, кому-то копии классической живописи, а кто-то специализируется на написании копий портретов на заказ.

Собственное производство деревянного багета

Для наших картин мы можем вручную изготовить из дерева раму на заказ по технологиям мастеров XVII века. Наши рамы отличаются высокой прочностью, качеством обработки стыков багета, изысканным внешним видом.

Рамы могут быть различной формы – прямоугольной, овальной, круглой и пр., а также окрашены в любой цвет по вашему выбору. Мы можем не только написать копию картины на заказ, но и воспроизвести раму в которую оформлена оригинальная работа

Доставляем наши копии картин по всему миру

Мы стараемся помочь вам во всех вопросах, связанных с выполнением заказа: от оформления картины в багет, до получения документов на ее вывоз за границу.

Благодаря большому опыту, мы подберем для вас наиболее оптимальный способ доставки картины по России или за рубеж.

Своя электронная база фоторепродукций, насчитывающая 65 000 картин

При копировании любой картины, очень важно иметь под рукой файл высокого разрешения с ее изображением, на котором можно рассмотреть все детали оригинала. Особенно такие файлы необходимы в случае, если ознакомиться с оригинальным произведением в музее не представляется возможным.

За длительное время мы накопили большое количество подобных файлов, а также получили доступ к закрытым фотобанкам в которых они хранятся. По этой причине мы широко их используем в своей работе даже при копировании малоизвестных картин.

Никитин Иван Никитич (1680-1742)

Иван Никитич Никитин - «Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.

И.Н.Никитин происходил из семьи московских священнослужителей. Первоначальное художественное образование получил, вероятно, в Московской Оружейной палате и гравировальной мастерской при ней под руководством голландского гравера А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Писать портреты, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Благодаря своему таланту (а может быть, и родственникам, служившим в придворных церквях), Никитин быстро занял прочное положение при дворе. Петр Великий заметил его способности и отдал в учение к И.Г. Дангауеру

В ранних (до 1716 г.) работах художника ощутима связь с парсунами - русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство, и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна. Но главное - от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности. Никитину совершенно чужда лесть, обычная для парадных портретов.

В 1716-20 гг. И.Н.Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера. Из Италии И.Н.Никитин действительно вернулся мастером. Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям.

Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи - рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С.Г.Строганова (1726). Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е).
В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)- в сущности, большой этюд, исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный.
В царствование Екатерины I он поселился в Москве, где его брат, вернувшийся из-за границы несколько позже, занимался, главным образом, церковной живописью.

В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г.

«Есть и из нашего народа добрые мастеры» — отозвался Пётр Первый о «живописце Иване», творчество которого было предметом гордости императора за Отчизну. Иван Никитич Никитин стал основоположником нового этапа развития русского живописного искусства. Искусствоведы, эксперты в области в течение многих лет связывали творчество этого художника с его однофамильцем. Историки сравнительно недавно изучили архивные материалы, из которых стало известно отчество живописца. Также был определён круг произведений Никитина, установлена принадлежность картин его кисти.

Старинная живопись Ивана Никитина. Биография художника

Точная дата рождения художника неизвестна. Можно лишь утверждать, что родился Иван Никитич в середине 1680-х годов в Москве в семье приближенных ко двору священников. Детство Никитина прошло в Измайлове, в имении царской семьи. Есть предположение, что Иван обучался живописи в Оружейной палате, однако даже самые ранние работы художника демонстрируют нам влияние европейского искусства. Известно имя наставника Никитина - им был А. Шхонебек, гравёр из Голландии. С переводом в 1711 году Оружейной палаты из Москвы в Санкт-Петербург, «персонных дел мастер» Иван Никитин перебрался в новую столицу Российской Империи. Там он работал при типографии, самостоятельно обучаясь технике письма посредством копирования старинных картин известных мастеров. Позднее стал преподавателем рисовальной школы.
Иван Никитин побывал за границей - в Венеции, Италии и Флоренции. Там живописец пополнил свои знания и умения. По возвращении в Россию он был удостоен звания гофмалера, а также признан мастером живописи. Иван Никитин был первым знаменитым по всей Европе портретистом своего времени.

После смерти Петра Великого судьба любимого художника императора сложилась трагически. В 1732 году протопоп Архангельского собора в Москве Иродион и его братья - Родион и Иван Никитины были арестованы. Они обвинялись в оскорблении Феофана Прокоповича, вице-президента Святейшего Синода посредством распространения на него пасквилей. Пять лет пробыли братья в Петропавловской крепости, подвергаясь пыткам и допросам. Далее последовала ссылка в Тобольск. Иван и Родион получили реабилитацию в 1741 году, после смерти императрицы Анны Иоанновны.
Иван Никитич Никитин умер в 1742 году, предположительно, по пути в Москву.

Старинные картины Ивана Никитина. Творчество художника

Первые произведения, принёсшие автору известность, были написаны Никитиным во время работы при типографии. Они напоминают старую живопись предшествующего столетия - тёмный фон, плоскостное изображение, яркие пятна цвета. При наличии свойственной картинам прошлого условности светотени и отсутствии глубины, портреты кисти Никитина прекрасно решены композиционно. Стоит отметить, что работы художника не отличает характерная парадных портретов того времени лесть. Примеры произведений раннего периода — «Портрет царевны Прасковьи Иоанновны» (1714), «Портрет царицы Прасковьи Фёдоровны» и «Портрет царевны Натальи Алексеевны» (1716). В 1720-е годы увидели свет лучшие произведения Никитина. В этот период в цветовом решении картин появляются тёплые оттенки. Наиболее известные работы — «Портрет Петра Первого» (начало 1720-х), «Портрет канцлера Г.И. Головкина» и «Портрет напольного гетмана» (1720-е), «Пётр Первый на смертном ложе» (1725), портрет юного барона С.Г. Строганова (1726).
Последний портрет Петра Великого, написанный 28 января 1725 года, представляет собой сильное живописное произведение. Оно создано единомышленником императора, понёсшим огромную утрату.
В наши дни картины кисти Ивана Никитича Никитина представляют историческую и культурную ценность.