Неразгаданный феномен гайто газданова. Гайто газданов и один незнакомый с ним американец Гайто газданов биография

Россиянам хорошо известны фамилии русских писателей и поэтов, творивших за рубежом: Довлатов, Бродский, Набоков, но несправедливо забытыми остаются не менее талантливые наши соотечественники. Гайто Газданов является, возможно, самым недооцененным в России писателем российского происхождения. Газданов чрезвычайно популярен и почитаем в Европе, особенно во Франции, где он прожил большую часть жизни, однако в России его произведения стали широко публиковаться через десятилетия после смерти писателя.

Наверное, стоит немного рассказать о, безусловно, интересной жизни выдающегося литератора, значимые события которой частично находят отражение в его творчестве. Гайто Иванович Газданов родился в 1903 году в Санкт-Петербурге в семье Вано Газданова, лесничего родом из Осетии. В детстве Гайто с семьей часто переезжал. Газдановы успели пожить в Сибири, Полтаве, Тверской губернии и Харькове. В 1919 году, будучи еще совсем юным, будущий писатель вступает в ряды белой армии и год воюет под знаменами генерала Врангеля, затем с белыми войсками отступает в Крым, откуда на пароходе уплывает в Турцию. В начале 1920-х переезжает в Болгарию, где оканчивает русскую гимназию.

В возрасте 20 лет писатель переезжает во Францию, где и живет до конца своей жизни. Первые годы жизни во Франции были для Гайто Газданова очень сложными. Постоянное безденежье и голод, долгие поиски своего места в чуждом мире. За несколько лет жизни во Франции писатель сменил множество различных профессий: он был докером в одном из портов, мойщиков паровозов, преподавателем русского и французского языков, слесарем на заводе Citroen. Каждая из профессий оставила свой отпечаток в жизни Газданова, приобретенный опыт находил отображение в его романах и рассказах. Так, например, о тяжелых временах своего докерства Гайто писал следующее:

«Я работал на разгрузке барж в Сен-Дени и жил в бараке с поляками; это был преступный сброд, прошедший через несколько тюрем и попавший, наконец, туда, в Сен-Дени, куда человека мог загнать только голод и полная невозможность найти какую-либо другую работу» .

А во времена подработок в депо, Газданову часто приходилось мыть паровозы, об этом он рассказывал с самоиронией:

«Когда мне сказали впервые «мыть паровозы», я был удивлен, я не знал, что их моют; потом выяснилось, что эта работа заключалась в промывании внутренних труб паровоза, на которых образовались отложения».

В жизни Газданова были суровые времена, когда ему приходилось жить на улице. Три месяца своей жизни он ночевал во французском метро и ночлежках для бездомных.

В конце 1920-х – начале 1930-х годов жизнь молодого писателя постепенно налаживается, он получил постоянную работу ночного таксиста, вступил в масонскую ложу благодаря протекции своего друга М. Осоргина, начал публиковаться и даже проучился 4 года в Сорбонне.

В годы Второй Мировой Войны Гайто Газданов с женой Фаиной Ламзаки живет в оккупированном Париже, он помогает французским партизанам, укрывает в своем доме евреев и ведет информационную войну против фашистских захватчиков.

Настоящее признание приходит к писателю в конце 1940-х, он публикуется большими тиражами, становится финансово независимым и оставляет уже полюбившуюся работу таксиста. С 1950-х и до конца жизни Гайто Иванович работает журналистом и ведет свою передачу на радио, он пишет интересные аналитические эссе и при этом не забывает о художественной литературе. Умер Газданов в 1971 году, в возрасте 68 лет.

Несмотря на тот факт, что Газданов практически не знал родного языка, он до конца своих дней пронес в душе гордость за принадлежность к осетинскому народу. Родина также гордится своим известным сыном - во Владикавказе именем Гайто Ивановича Газданова названа улица.

В последние годы интерес к творчеству Гайто Газданова на родине, несомненно, возрос. Его читают не только в родной Осетии, но и в целом в России. К великому стыду, являясь обладателем полного собрания сочинений писателя, пока я прочитал только его первый роман «Вечер у Клэр» (1929).

Роман, безусловно, стоит прочитать. Пересказывать его сюжет смысла не вижу, это может только испортить ваше впечатление от произведения. Рассказать в паре слов, о чем роман, можно, - это, возможно, вас даже простимулирует, и вы прочтете первый крупный труд Гайто Газданова в ближайшее время. В книге подробно описывается жизнь Николая, молодого эмигранта из России, живущего во Франции. Жизнь парня полна трагизма, он рано теряет отца, а позже двух сестер. Самым светлым событием всей его жизни является знакомство с молодой немного взбалмошной француженкой Клэр, в которую юный Коля влюбляется без ума. Он часто гостит у Клэр, но после ссоры с матерью девушки он перестает посещать ее дом. Во время случайной встречи молодая француженка сообщает Николаю, что вышла замуж, и молодой человек, долго раздумывая, решает вступить в ряды белой армии. Следующая встреча Клэр и Николая происходит лишь 10 лет спустя. Остальное прочтете сами. Добавлю только, что стиль Газданова, несмотря на кажущуюся простоту, очень красочен и гармоничен.

Это роман о любви и разлуке, о трусости и храбрости, о желаниях и долге. Особенно запомнились мне сцены военного быта белой армии, очень реалистично описанные в романе. Безусловно, Гайто Газданов вложил в это произведение кусочек собственной жизни и опыта, наверное, поэтому он и получился таким живым. В общем, читайте, не пожалеете.

Михаил Абоев

ГАЙТО ГАЗДАНОВ: МИФЫ И ПАРАЛЛЕЛИ

«Газданов Гайто (Георгий Иванович, род. 1903) - писатель-романист» - вот все, что можно было узнать о Газданове в 1967 году, когда его имя впервые появилось в советской печати.

От этого крайне лаконичного комментария к девятому тому Собрания сочинений Ивана Алексеевича Бунина до выхода в Москве в 1996 году Собрания сочинений самого Гайто Газданова прошло почти тридцать лет. Между этими двумя событиями к имени писателя, помимо даты рождения, добавилась дата смерти - 1971 год, а также десятки статей и несколько книг о его творчестве.

И одно обстоятельство неизменно обращает на себя внимание - большинство исследователей отмечают Газданова как писателя странного, до сих пор неразгаданного. Место его в литературе XX столетия остается неопределенным. И его книги, и его судьба несут на себе отпечаток целой эпохи, но газдановское осмысление этой эпохи выделяет его на фоне современников как фигуру особую, ни с каким лагерем или течением несоотносимую. События, которые встречаются в биографии многих писателей первой русской эмиграции - Гражданская война, отъезд в Константинополь, нищая жизнь в Париже, литературные баталии на Монпарнасе, трагедия оккупации, - в судьбе Газданова оказываются высвеченными с непривычной стороны, что породило вокруг его личности множество мифов.

Он написал восемь блестящих романов, более сорока рассказов, но, подобно Грибоедову, остался в истории литературы автором одного бессмертного произведения - «Вечер у Клэр».

Критика эмиграции нарекла Гайто Газданова «русским Прустом», выделяя его как наиболее удачный пример интеграции в европейскую культуру. Но сам Газданов всю жизнь считал себя исключительно русским писателем во всех смыслах этого слова.

Осетин по происхождению, он не знал осетинского языка и помнил Кавказ лишь по летним поездкам туда в детстве. Однако ни характер, ни мировоззрение писателя, ни образность газдановских произведений непостижимы без понимания его осетинских корней.

Из пятидесяти лет, прожитых за границей, он работал ночным таксистом ровно столько же, сколько сотрудником радио «Свобода», однако в памяти современников остался как «писатель-шофер».

Он не любил насилия и не был отмечен наградами ни в одном боевом сражении, но эпитет «героический» неизменно сопровождал его имя и не был оспорен даже недоброжелателями.

Все, кто знал Газданова лично, не забывали отметить его исключительную тягу к здоровому образу жизни, называя трезвенником и спортсменом. Фотография, где Газданов уже в преклонном возрасте стоит на руках, осталась своеобразной визитной карточкой писателя. Однако при этом Гайто Газданов был страстным курильщиком и никогда не пытался расстаться с дурной привычкой, которая и свела его в могилу, - шестидесяти девяти лет он умер от рака легких.

Уже в этом весьма поверхностном перечне противоречий, связанных с именем Газданова, постепенно выявляется тема «видимого» и «сущего», которая отразилась и в его судьбе, и в его прозе.

Автор настоящей книги не ставил перед собой задачу снять эти противоречия и не стремился поддерживать интригующие парадоксы жизни и творчества писателя. Скорее пытался как можно полнее представить характер и судьбу героя на фоне картин его эпохи, в то же время понимая, что подобное намерение выполнимо лишь отчасти. На то есть несколько причин. Главная из них та, что Гайто Газданов не вел дневников, не оставил воспоминаний, и ни один из современников не посвятил в своих мемуарах его личности хоть сколько-нибудь полный раздел. Не было возможности обратиться за помощью к друзьям и близким Газданова – почти никого из них не осталось в живых. Единственная монография, с которой началось исследование творчества Газданова и в которой обозначены его самые главные жизненные вехи, была написана американским славистом Ласло Диенешем двадцать лет назад. Но с тех пор в поле зрения российских исследователей попало множество новых фактов, приоткрывающих неведомые страницы жизни писателя. Стала доступна часть документов из литературного и личного архива Гаэданова. Нельзя сказать, что они заполняют все белые пятна в биографии нашего героя, но существенно дополняют его жизнеописание.

У каждого писателя своя судьба, и наиболее верным представлялось следовать путем нашего героя. Он очень медленно, в течение десятилетий, расставался с мыслями о родине; он покидал ее поэтапно, прощаясь с матерью в Харькове, с родной землей - в Крыму, с первой любовью - в «Вечере у Клэр», с воспоминаниями о Гражданской войне - в «Призраке Александра Вольфа».

И так же постепенно и негромко происходит возвращение Гайто Газданова домой. Данная книга - всего лишь шаг в этом пути. Однако и он стал бы невозможен, если бы не поддержка тех, кто поделился сведениями и помог советами. Автор выражает огромную признательность Ольге Абациевой (Париж), Руслану Бзарову (Владикавказ), Владимиру Березину (Москва), Ренэ Герра (Париж), Александру Горюнову (Париж), Лоре Джанаевой (Париж), Тамерлану Камболову (Владикавказ), Людмилу Кацаркову (Лос-Анджелес), Андрею Корлякову (Париж), Асланбеку Мзокову (Владикавказ), Юрию Нечипоренко (Москва), Дмитрию Орлову (Москва), Валерию Прийменко (Париж), Егору Резникову (Париж), Фатиме Салказановой (Париж), Татьяне Солюс (Москва), Алексею Сосинскому (Москва), Владимиру Соскиеву (Москва), Ладе Сыроватко (Калининград), Александру Тотоонову (Москва), Сергею Федякину (Москва), Татьяне Фремель (Москва).

Автор также благодарит за содействие сотрудников Хотонской библиотеки (Гарвард, США), Библиотеки университета Нантера (Франция), Дома-музея Марины Цветаевой (Москва) и Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье» (Москва).

Из книги Судьба и ремесло автора

ЛЮДИ И МИФЫ

Из книги Троцкий. Мифы и личность автора Емельянов Юрий Васильевич

ЖИВУЧИЕ МИФЫ ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯБурные события Второй мировой войны, а затем начавшаяся сразу после ее окончания «холодная война» надолго отвлекли внимание мирового общественного мнения от Троцкого, его деятельности и перипетий его жизни. Троцкизм и Троцкий, казалось,

Из книги Раздумья ездового пса автора Ершов Василий Васильевич

Мифы Об авиации, как и о любой другой области человеческой деятельности, сочинено немало песен, стихов, написано повестей, поставлено кинофильмов. Художников вдохновляет романтика полётов, но, не имея доступа за дверь пилотской кабины, они вынуждены довольствоваться

Из книги Изнанка экрана автора Марягин Леонид

Параллели Композитор Юрий Саульский принес Леониду Утесову новую песню. Тот прослушал ее и, напевая, изменил несколько позиций в мелодии. Юра вежливо указал на неточность артисту. Мгновенно последовала отповедь:- Юра, когда Шаляпин пел «Бориса Годунова», он кое-что

Из книги Газданов автора Орлова Ольга Михайловна

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ГАЙТО ГАЗДАНОВА 1903, 6 декабря. В Петербурге в семье служащего Лесного ведомства Ивана Сергеевича Газданова родился первенец Гайто, в крещении Георгий.1911. В Смоленске от сильной простуды умирает отец Гайто Газданова.1912. Мать устраивает

Из книги Знаменитые писатели Запада. 55 портретов автора Безелянский Юрий Николаевич

Отклики, оценки, параллели А начну с того, как относились к Ибсену и как его оценивали знаменитости. Александра Блока привлекали пьесы Ибсена, и он находил их демоничными и уводящими в туманную даль (в пору проводить параллель: Ибсен и «Незнакомка»). «Новейшие драмы

Из книги Судьба и ремесло автора Баталов Алексей Владимирович

ЛЮДИ И МИФЫ

Из книги Путешествие рок-дилетанта автора Житинский Александр Николаевич

МИФЫ Ленинградская группа МИФЫ берет свое начало в 1967 г., когда одноклассники одной из ленинградских школ Геннадий Варихновский (вокал, гитара) и Сергей Данилов (гитара) решили создать собственную команду. В первом составе МИФОВ кроме них играли Ю. Бушев (гитара), В.

Из книги Тюрьма и воля автора Ходорковский Михаил

Мифы и жизнь Что касается моральных аспектов того, что происходило в 1990-е годы… Есть мифы и есть жизнь. Мифы - что без бандитов было нельзя. Мифы - что была необходима жестокость. Ложь это. Трусливая ложь тех, кто не представляет себе другой жизни. Но «те» выбрали себе

Из книги Борис Пастернак. Времена жизни автора Иванова Наталья Борисовна

Михаил Булгаков. Параллели Казалось бы, соединенные уже в нашем сознании принадлежностью высшему ряду русской словесности ХХ века, живущие в одном времени и в одном месте, известные своей независимостью и своим литературным даром, обитавшие в одной среде, по рождению

Из книги Мой отец генерал Деникин автора Грей Марина Антоновна

«ПАРАЛЛЕЛИ», ИЛИ О ВРЕМЕНИ, АВТОРЕ И ГЕРОЕ Почти четверть века генерал Деникин был под «колпаком» у Сталина. Да и не только у него: руководители других ведущих стран Европы через свои спецслужбы в 1920-30-е годы интересовались судьбой русского генерала и пытались при

Из книги Иван Ефремов автора Ерёмина Ольга Александровна

Иван Ефремов и Живая Этика Текстологические параллели Всегда перед Светом тьма застилает горизонт (Б, 577). Самое тёмное время - перед рассветом (ЧБ). Строгая дисциплина свободы пересоздаст жизнь лишь при новом осознании реальности психической энергии, которая войдёт в

Из книги Великий Яковлев. «Цель жизни» гениального авиаконструктора автора Остапенко Юрий А.

Мир разделился по 38-й параллели На дворе стоял 1951 год, но он был далеко не мирным годом. На Дальнем Востоке, в Корее грохотала новая война, которая из регионального конфликта постепенно перерастала в полномасштабную войну с участием США, Советского Союза и Китая, а это было

Из книги Данте автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

Из книги Мерилин Монро. Право сиять автора Мишаненкова Екатерина Александровна

Параллели Мэрилин Монро предлагали сыграть Джин Харлоу в фильме-биографии о ее жизни.Почему-то она сначала отказалась – возможно, не была уверена в своих силах, ведь Харлоу была когда-то ее кумиром. Глядя на эту прекрасную белокурую голливудскую диву, юная Норма Джин

Из книги Женщина фюрера, или Как Ева Браун погубила Третий рейх автора Грейгъ Ольга Ивановна

Глава 25. От Монсегюра до Вевельсбурга: явные параллели Монсегюр, или на местном диалекте Мон-сюр, Надежная гора. Более 850 лет назад здесь разыгрывался самый драматический спектакль европейской истории. Два года длилась осада замка, где прятались объявленные еретиками

Годы жизни: с 23.11.1903 по 05.12.1971

Русский писатель-эмигрант осетинского происхождения.

Гайто Газданов(настоящее имя - Газданов Георгий Иванович) родился и до четырёх лет жил в Санкт-Петербурге. Отец, Иван Газданов, был лесничим, и, по долгу его службы, семье приходилось много переезжать. Они жили в Сибири, в Тверской губернии, в Харькове, в Полтаве. В 1911 году Иван Газданов скончался, что стало большим потрясением для маленького Георгия. В Полтаве будущий писатель проходил обучение в Кадетском корпусе. А с 1912 года - в Харьковской гимназии, доучившись до седьмого класса, и оставив её из-за начавшейся Гражданской войны.

В 1919 году Гайто Газданов вступил в Добровольческую армию, служил солдатом на бронепоезде. Этот поступок объясняется отнюдь не политическими мотивами, а желанием узнать, что такое война и испытать нечто новое для себя. Впоследствии, с отступающей Белой армией оказывается в Крыму. В 1920 году он уезжает из Севастополя, навсегда прощаясь с родиной.

О событиях этих лет он напишет автобиографичный роман «Вечер у Клэр».

Газданов прибыл в Турцию на пароходе, в Константинополе написал свой первый рассказ «Гостиница грядущего». После жил в Болгарии, в городе Шумене, где окончил русскую гимназию. В 1923 году переезжает во Францию.

Первый год в эмиграции были самым тяжёлым – Газданову приходилось работать портовым грузчиком, мойщиком паровозов, рабочим на автомобильном заводе, преподавателем русского и французского языков. В последующем – работал ночным таксистом, что обеспечивало его существование долгие годы. Периодически ему приходилось возвращаться к этой работе даже будучи известным писателем. Работа ночным таксистом позволила ему своими глазами увидеть жизнь парижского дна, что дало ему много пищи для размышления.

Роман «Ночные дороги» - как раз об этих первых годах жизни Газданова во Франции.

В конце двадцатых годов Газданову удаётся поступить в парижский университет Сорбонну, где он отучился четыре года на историко-филологическом факультете. В это же время пишет рассказы и публикуется во французских журналах. В это же время написан вышеупомянутый роман «Вечер у Клэр», который был высоко оценен критиками и русскими писателями, такими как Бунин и Горький. Однако, пока литературный труд не приносит Газданову материальной прибыли. Тогда же он принимает участие в работе литературного объединения русских эмигрантов «Кочевье».

В 1932 году Михаил Осоргин, писатель и журналист, высланный из России, пригласил Газданова в масонскую ложу «Северная звезда». Газданов состоял в ложе до самой смерти.

Кроме этого, он являлся членом Союза молодых писателей и поэтов (с 1931 года переименованного в Объединение писателей и поэтов).

В это время Газданов предпринимает попытки вернуться в Россию – он узнаёт о болезни своей матери. За помощью писатель обращается к Максиму Горькому. Горький выразил сожаление и был готов помочь, но скончался в 1936 году. Газданов остаётся в Париже.

В этом же году писатель женится. Его невестой стала Фаина Дмитриевна Ламзаки, дочь греческих купцов из Одессы. Роман «Ночные дороги» Газданов посвящает жене. Первые три года после женитьбы – оказываются очень плодотворными в жизни писателя. Помимо Ночных дорог, написано ещё два романа - «История одного путешествия» и «Полет», и несколько рассказов.

Газданов остаётся в Париже и на время Второй мировой войны. С женой вступают в ряды Сопротивления, укрывают в своей квартире евреев, помогают французским и советским партизанам. Работал в подпольном журнале. В 1946 написал документальную книгу «На французской земле», под впечатлением от общения с беглыми русскими, воевавшими во Франции против фашизма. Под псевдонимом Георгий Черкасов с 1953 года работал редактором, журналистом и ведущим передачи о русской литературе на американской радиостанции «Свобода».

В начале 1950-х годов выходят в свет два романа «Призрак Александра Вольфа» и «Возвращение Будды», которые приносят Газданову мировую известность и материальную независимость. Только теперь он может оставить работу ночного таксиста.

Газданов работал и в Мюнхене. С 1967 года занимал должность старшего, а затем главного редактора русской службы. Писал на политические и социальные темы. Затем перешёл на литературно-критические статьи, в которых можно обнаружить оригинальный подход к схеме восприятия литературной иерархии.

5 декабря 1971 года Гайто Газданов скончался в Мюнхене от рака лёгких. Похоронен под Парижем, на кладбище Сент-Женевьев де Буа.

В 1998 году в Москве создано «Общество друзей Гайто Газданова», члены которого занимаются изучением творчества писателя, его жизни, а так же популяризацией его произведений. Рафаэля Гаспарянц снял первый фильм о Гайто Газданове под названием «Четвёртая жизнь».

Прообразом Клэр стала Татьяна Пашкова, в которую Газданов был безответно влюблён в юности. Татьяну близкие называли Нюшечка, или Клэр, что в переводе с французского значит светлая. Семья Пашковых сдавала один флигель особняка в Харькове семье Газдановых (тогда уже вдове Вере Николаевне с маленьким сыном). За это время их семьи сблизились.

Во время литературных встреч в Париже Газданов выражал крайне своеобразную точку зрения, не признавал общепринятых авторитетов, чем заслужил репутацию неудержимого спорщика и придиры.

На одной из таких встреч Газданов следующим образом отозвался о Валерии Брюсове: «кажется, действительно, был такой стихотворец, но ведь совершенно бездарный, и кому же теперь охота его перечитывать?» В ответ на это Марина Цветаева сорвалась с места и подбежала вплотную к Газданову, размахивая руками и крича, чтобы он замолчал.

В эмигрантских кругах Газданова окрестили «русским Прустом».

Библиография

Романы
1929 -
1934 - История одного путешествия
1939 - Полёт
1941 -
1947 -
1949 -
1953 - Пилигримы
1965 -
1968 - Эвелина и её друзья
1972 - Переворот (неоконч.)

Рассказы
1926 - Гостиница грядущего
1927 - Повесть о трех неудачах
1927 - Общество восьмерки пик
1928 - Товарищ Брак
1930 - Чёрные лебеди
1931 - Фонари, Великий музыкант
1932 - Счастье, Третья жизнь
1938 - Ошибка
1939 - Вечерний спутник
1942 - Рассказ об Ольге
1962 - Нищий
1963 - Письма Иванова
Бомбей
Хана
Панихида
Княжна Мэри
Железный лорд
Судьба Саломеи

Другие работы
1929 - Заметки об Эдгаре По, Гоголе и Мопассане
1936 - О молодой эмигрантской литературе
1946 - Писатель и коллектив
1951 - Литература социального запада
1959 - О Гоголе
1961 - О постановке русских пьес во французских театрах;
1961 - О Чехове
1963 - О литературном творчестве М. А. Алданова
1965 - Роль писателя в современном мире.

Биография

Вехи в масонском пути Газданова: посвящён по рекомендации М. Осоргина и М. Тер-Погосяна 2 июня 1932 в достопочтенной ложе «Северная звезда» под эгидой (ВВФ). Возведён во 2-ю степень 13 июля 1933 года. Числился в «отпуске» в 1939 году. Оратор с 18 октября 1946 года, с 12 ноября 1959 года и в 1966 году. Судья ложи с 9 октября 1947 по 1948 год. Привратник с 9 октября 1952 года. Делегат ложи с 12 ноября 1959 года. Досточтимый мастер в 1961-1962 году. Первый страж с 27 ноября 1962 по 1964 годы. Член ложи до кончины .

Несмотря на известность и всеобщее признание, работу таксиста Газданов смог оставить лишь после того, как вышел в печать его роман «Призрак Александра Вольфа». Роман сразу по выходе был переведён на основные европейские языки.

В 1970 году у писателя диагностировали рак лёгких. Газданов стойко переносил болезнь, даже близкие люди не знали, как тяжело ему было. Посторонние же и вовсе не подозревали, что он смертельно болен. Гайто Газданов умер накануне 68-летия 5 декабря 1971 года в Мюнхене , похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа под Парижем.

Память

Газданов - писатель-эмигрант, долгое время не был известен у себя на Родине. Для российского читателя газдановское наследие было открыто в 1990-х годах. В Москве в 1998 году было создано «Общество друзей Гайто Газданова», в задачи которого входит изучение творчества писателя и популяризация его произведений в России и за рубежом. Председатель Общества - Юрий Нечипоренко .

Стиль

В его произведениях сочетается порой жестокое, порой лирическое изображение жизни и романтико-утопическое начало. В раннем творчестве заметно движение от изображения всего сущего (экзистенционального бытия человека) к должному, к утопии, идеалу. Проза Газданова рефлексивна. Повествование в наиболее характерных, «газдановских» вещах ведётся от первого лица, а всё описываемое: люди, места, события - подаётся через призму восприятия рассказчика, сознание которого становится осью, соединяющей разнообразные, иногда, казалось бы, никак не связанные звенья повествования. В центре внимания оказываются не события сами по себе, а рождаемый ими отклик - черта, роднящая Газданова с Прустом , с которым, кстати, его часто сравнивали. Эта особенность газдановских текстов часто вызывала недоумение современной автору эмигрантской критики, которая, отмечая необыкновенное чувство слова и ритма, признавая магию рассказчика, тем не менее сетовала на то, что произведения эти, в сущности, «ни о чём» (Г. Адамович , Н. Оцуп). Причиной такого амбивалентного отношения со стороны критики был отказ Газданова от традиционного построения фабулы. Произведения его часто строятся на сквозной теме: путешествие, с целью обретения любимой, а через неё и самого себя - в «Вечере у Клэр», судьба и смерть - в «Призраке Александра Вольфа» и т. д. Здесь нет фабульной стройности, но есть, по выражению М. Слонима , «единство настроенности». Центральная тема объединяет, удерживает в своём поле внешне не связанные элементы сюжета, переход между которыми часто осуществляется по принципу ассоциации. Так, в рассказе «Железный лорд» огромное количество роз на Парижском рынке и их запах дают толчок памяти рассказчика - он видел такое же количество роз один раз, в «большом городе южной России», и это воспоминание воскрешает давно прошедшие события, составляющие основу рассказа. Критики, к примеру Л. Диенеш, видели в Газданове писателя-экзистенциалиста, близкого по духу к А. Камю .

Особенности прозы

Отличительной особенностью писателя является его тяготение к экзистенциализму, в особенности это наблюдается в поздних произведениях Газданова. Персонажей этих романов и рассказов можно охарактеризовать как странников, совершающих реальные и метафорические путешествия к смерти, путешествия, грозящие духовными переворотами. Душа человека, как правило, недоступна окружающим и ему самому не всегда ясна. Требуется определённая ситуация, может быть, даже опасная, чтобы скрытое стало явным. Персонажи оказываются в экстремальном положении, совершают преступления, потому что не ведают понятия «грех». Однако при этом христианские идеалы им близки и понятны: любовь к ближнему, сострадание, неприятие бездуховности. В какой-то мере можно утверждать, что герои живут в искажённо-религиозном пространстве, что, возможно, стало следствием увлечённости писателя масонством. Прозе Газданова присуща чувственная выразительность, ощущение дыхания жизни, ценности каждого мгновения.

Произведения

Газданов - автор девяти романов, 37 рассказов, книги очерков «На французской земле», а также десятков литературно-критических эссе и рецензий. Архив Газданова, хранящийся в Хотонской библиотеке Гарвардского университета , составляет около 200 единиц хранения, большая часть - варианты рукописей, которые были опубликованы.

Романы

Как движущаяся, развивающаяся система романы Газданова подразделяются на две группы, соответствующие двум периодам творчества писателя: «русские» романы и «французские». Разница в их построении дает основание для заключения о двуэтапности формирования авторского творческого «задания». В большей части «русских» романов в качестве направляющей внешнего сюжета выступает авантюрная стратегия, отражающая ранний период жизненного опыта героя - «путешественника», характеризующийся накоплением разнообразных событий и впечатлений. Лабиринтное, петляющее движение их сюжета обусловливает соответственный тип наррации, выраженный в «открытости», импровизационности. Отличительные свойства романов Газданова от многих других романов его молодых или зрелых современников в необычайном лаконизме, уход от традиционной романной формы (когда есть завязка, кульминация, развязка, чётко обозначенный сюжет), максимальная приближённость к жизни, охват огромного числа проблем социальной, духовной жизни, глубокий психологизм, генетическая связь с философскими, религиозными, этическими поисками предшествующих поколений. Писателя интересует не столько событие, сколько специфика его преломления в сознании разных персонажей и возможность множественного толкования одних и тех же жизненных явлений.

  • - Вечер у Клэр
  • - История одного путешествия
  • - Полёт
  • - Ночные дороги
  • - Призрак Александра Вольфа
  • - Возвращение Будды
  • - Пилигримы

Гайто (Георгий) Иванович Газданов, прозаик, литературный критик, родился 23 ноября (6 декабря н.с.) 1903 года в Санкт-Петербурге в состоятельной семье осетинского происхождения, русской по культуре, образованию и языку.

Профессия отца - лесничий - заставляла семью много ездить по стране, поэтому только детские годы будущий писатель провел в Санкт-Петербурге, затем жил в разных городах России (в Сибири, Тверской губернии и др.). Часто бывал у родственников на Кавказе, в Кисловодске. Школьные годы пришлись на Полтаву, где в течение года учился в Кадетском корпусе, и Харьков, где начиная с 1912 учился в гимназии. Успел доучиться до седьмого класса. В 1919 в шестнадцать лет вступает в Добровольческую армию Врангеля, воюет в Крыму. Служит на бронепоезде.

Когда армия отходила, Газданов ушел вместе с ней, сначала в Галлиполи, затем - в Константинополь. Здесь случайно встречает свою двоюродную сестру, балерину, которая уехала еще до революции и вместе с мужем жила и работала в Константинополе. Они очень помогли Газданову. Здесь он продолжил учебу в гимназии в 1922 . Здесь был написан первый рассказ – «Гостиница грядущего». Гимназия была переведена в город Шумен в Болгарии, где Газданов окончил гимназию в 1923.

В 1923 приезжает в Париж, который не покидает в течение тринадцати лет. Чтобы заработать на жизнь, приходится выполнять любую работу: грузчика, мойщика локомотивов, рабочего на автозаводе «Ситроен» и др. Затем 12 лет работает таксистом. В течение этих двенадцати лет были написаны четыре из девяти романов, двадцать восемь из тридцати семи рассказов, на все остальное потребовалось тридцать следующих лет.

В конце 1920-х - начале 1930-х четыре года учился в Сорбонне на историко-филологическом факультете, занимаясь историей литературы, социологией, экономическими науками.

Весной 1932 под влиянием М. Осоргина вступил в русскую масонскую ложу «Северная звезда». В 1961 стал ее Мастером.

В 1930 поступил в продажу первый роман Газданова - «Вечер у Клэр», и писатель сразу был провозглашен талантом. Вся эмиграция хвалила роман. Регулярно начинает публиковать рассказы, романы наряду с Буниным, Мережковским, Алдановым, Набоковым в «Современных записках» (самым авторитетным и солидным журналом эмиграции). Активно участвует в литературном объединении «Кочевье».

В 1936 отправляется на Ривьеру, где встречает свою будущую жену Гавришеву, урожденную Ламзаки (из богатой одесской семьи греческого происхождения». В 1937-1939 каждое лето приезжает сюда, на Средиземное море, проводя самые счастливые годы жизни.

В 1939 , когда началась война, остается в Париже. Переживает фашистскую оккупацию, помогает тем, кто находится в опасности. Участвует в движении Сопротивления. Много пишет: романы, рассказы. Единственное, что было написано в это время и получило признание, - это роман «Призрак Александра Вольфа» (1945-1948 ). После войны была опубликована книга «Возвращение Будды», имевшая большой успех, принесшая известность и деньги. С 1946 живет только литературным трудом, иногда подрабатывая ночным таксистом.

В 1952 Газданову предлагают стать сотрудником новой радиостанции - «Свобода». Он принимает это предложение и с января 1953 и до смерти работает здесь. Через три года становится главным редактором новостей (в Мюнхене), в 1959 возвращается в Париж корреспондентом Парижского бюро Радио «Свобода». В 1967 его опять переводят в Мюнхен как старшего, а затем главного редактора русской службы. Побывав в Италии, навсегда влюбился в эту страну, в особенности в Венецию. Приезжал сюда каждый год.

В 1952 выходит роман «Ночные дороги», затем «Пилигримы» (1952-1954 ). Последние романы, увидевшие свет, - «Пробуждение» и «Эвелина и ее друзья», начатые еще в 1950-е , но законченные в конце 60-х.

Умер Газданов от рака легких 5 декабря 1971 года в Мюнхене. Похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.