Неподражаемый густав климт. Густав климт картины

Климт Густав (Klimt Gustav)- известнейший австрийский живописец. Один из самых ярких представителей стиля модерн. Родился в предместье Вены в семье художника-гравера. Окончил венскую Школу декоративного искусства. Ранние работы художника состояли в основном из больших фресок для театров и были написаны в натуралистическом стиле. В росписях с изображением аллегорических фигур, исполненных Климтом в 1890-1891 годах на сводах большой лестницы Музея истории искусств в Вене, впервые появляются черты, ставшие основными в его творчестве - четкий силуэт и склонность к орнаментализму. После 1898 года, работы Густава Климта, приобретают более декоративный, символический аспект.

Густав Климт являлся лидером Венского авангарда рубежа веков. Будучи по преимуществу художником-декоратором, Климт возглавил венское сообщество художников-новаторов «Сецессион» - движение протеста против эстетического консерватизма и морализаторства предыдущего поколения. Лучшими картинами Климта считаются более поздние портреты художника, с их плоскими, незатененными поверхностями, прозрачными, мозаичными цветами и формами, и извилистыми, витиеватыми линиями и образцами. В картинах Климта сочетаются две противоборствующие силы; с одной стороны - это жажда абсолютной свободы в изображении предметов что приводит к игре орнаментальных форм. Эти картины живописца в действительности являются символичными и их надо рассматривать в контексте символизма как выражение недостижимого мира стоящего над временем и реальностью. С другой стороны - это сила восприятия натуры и природы, влияние которой смягчает пышность орнаментальности в картинах Густава Климта. Среди наиболее восхитительных работ художника - панно для «Бургтеатра» в Вене (1888), ряд мозаичных фресок в Pallas Stoclet, богатом частном особняке в Брюсселе. К концу жизни в 1917 году Климт завоевал полное официальное признание, став почетным профессором Венской и Мюнхенской академий изобразительных искусств

Картина Густава Климта «Поцелуй». На цветочном поле, из орнамента и абстрактных форм вырастает силуэт целующейся пары. В колорите картины преобладает золотой тон с вкраплением ярких пятен полевых цветов и богатого узора одежд. Эротический характер придают сцене чувственные линии, пышный орнамент и пряный колорит - символ роскоши и декадентства. Этот стиль часто называют стилем модерн. Климт написал большое количество портретов, в основном женских, а также мифологические и аллегорические композиции. Эскизы предметов прикладного искусства и мозаик Густава Климта пользовались огромным успехом, однако созданные художником настенные росписи для венского университета вызвали скандал и были сочтены художественными критиками начала двадцатого века «порнографическими». Скончался Густав Климт в 1918 году.

Сецессион (нем. Sezession, от лат. secessio - отход, отделение), название объединений художников в Мюнхене, Вене, Берлине, отвергавших академические доктрины, выступивших провозвестниками стиля модерн. Венский Сецессион возник в 1897 и объединил художников австрийского модерна - «сецессионстиля» (Sezessionsstil) - вокруг журнала «Вер Сакрум» (Ver Sacrum), основанного в 1898 году. Журнал одновременно был и органом австрийского литературного символизма (Гуго фон Гофмансталь, Райнер Мария Рильке). Руководил объединением живописец Густав Климт. Характерными особенностями этого стиля для живописи были мозаичная многоцветность и изощренная орнаментальность, для графики - геометрическая ясность рисунка при его общей свободной декоративности, для архитектуры - ритмическая упорядоченность делений, лаконичность декора, рациональность композиционного и конструктивного решений. Мастеров этого стиля (Йозеф Мария Ольбрих, Отто Вагнер, Йозеф Хофман, Карл Мозер и другие художники) отличало тяготение к прямолинейной орнаментике, сохранявшей геометрическую жесткость даже в самых сложных комбинациях. В связи с этим «сецессионстиль» иногда называют «стилем квадрата» (Quadratstill).

Эротика неразрывно связана с искусством, особенно с изобразительным, средствами выражения которого являются видимые, ощутимые предметы - полотно, скульптура, фотография. Итальянский психолог, философ и художник Антонио Менегетти сказал: «Создавая, деятель искусства переживает моменты своей сексуальности, художник, изображая чье - либо тело, в действительности изображает собственный эротизм». Человек ваял и рисовал обнаженные тела еще в эпоху палеолита, античная эпоха также полна скульптурами, восхваляющими мужскую и женскую наготу, а в новейшем искусстве эротика достигла своей кульминации. Одним из лучших представителей высокого искусства, которого вдохновляла эротика, является австрийский художник - модернист Густав Климт, чьи полотна возглавляют самые авторитетные аукционы наших дней.

Густав Климт был одним из крупнейших представителей австрийского модерна, а так же президентом «Венского Сецессиона », избранный на этот пост в 1897 году своими единомышленниками. Отец Густава Климта, Эрнест Климт, был художником - гравером и ювелиром, а мать – Анна Климт – занималась воспитанием троих сыновей и четырех дочерей. Будущий художник был вторым сыном в этой многочисленной семье. Два его брата также впоследствии стали художниками. В 1862 году, когда родился Густав, Австрия переживала тяжелые времена. Во главе Пруссии встал Отто фон Бисмарк, и обсуждалась задача объединения германских стран. Австрию не желали включать в эту германскую «семью». В стране царила бедность, политическая ситуация была нестабильной, а в 1866 году ко всему этому прибавилась Прусско - австрийская война. Семья Климта жила в крайней нужде. Первым учителем будущего художника был отец. В 1876 году 14-летний Густав поступает в Художественно-ремесленное училище при Австрийском музее искусства и промышленности, где 7 лет специализируется в архитектурной живописи. Учителями Густава были известные австрийские художники Карл Граховина, Людвиг Миннигероде, Михаэль Ризер, однако сам Густав образцом в то время считал живописца исторического жанра, последователя академизма Ганса Макарта. Любопытно, что Климт, получивший консервативное академическое образование, в своем творчестве уходит так далеко, совершенствуясь в абсолютно ином стиле.

Следы академической и архитектурной живописи на его полотнах выражаются разве что монументальностью, целостной композицией. Однако, в отличие от других революционно настроенных молодых художников, в те годы он не выступил против старомодного академизма. Для того чтобы раздобыть средства к существованию, Густав и его брат за мизерную плату пишут портреты с фотографий. Через короткое время появляются более серьезные заказчики. Братья Климт и их друг Франц Матч начинают выполнять декоративную роспись во дворе Музея истории искусств в Вене, а спустя год начинают заниматься росписью потолков в одном из дворцов Вены, а также в павильоне оздоровительного комплекса в Карлсбаде. Эти работы помогают Густаву постепенно находить свой стиль, и уже в 1886 году он фактически отделяется от своих компаньонов, выступая в качестве индивидуального художника и декоратора, приобретая известность и авторитет. Декорация венского театра Burgtheater является последней совместной работой команды, хотя Климт впоследствии в отдельных случаях сотрудничает с Францем Матчем. Густав Климт окончательно отошел от академизма, и стилистические представления друзей уже были несовместимы. В 1888 году Густав за заслуги в искусстве получает от императора Франца Иосифа награду «Золотой Крест ». В том же году он становится почетным членом Мюнхенского и Венского университетов. В 1889 году Климт путешествует по Европе в поисках новых средств выражения. Он мечтает о создании полотен и о том, чтобы состояться как живописец. Однако в силу некоторых обстоятельств ему пока не удается осуществить свою мечту. В 1892 году умирают отец и брат Густава, и ответственность за семью ложится на его плечи. Необходимо было заботиться о ее нуждах, и он начал брать новые заказы декоративной росписи, чтобы иметь стабильный доход.


Потеря близких людей наложила тяжелый отпечаток на внутренний мир художника: вследствие сильных переживаний его стиль стал еще более самобытным и драматичным. Внутренний протест сразу же отразился в его работах, и не случайно в 1893 году Министерство культуры Австрии отказалось утвердить отошедшего от принципов академизма Климта в должности профессора Академии художеств. На этом этапе его жизни единственным радостным событием стало знакомство с будущей женой - австрийским модельером, дочерью крупного предпринимателя Эмили Флеге, которую художник изобразил на своих полотнах. Хотя в супружеской жизни Климт никогда не отличался верностью, и Эмили знала о его многочисленных романах, они остались неразлучными до конца жизни художника. Любовь, которая соединила их, была намного могущественнее и постояннее, чем периодические эротические порывы Климта. В конце концов, Эмили осознавала, что все это необходимо художнику для того, чтобы творить и совершенствоваться. Как бы там ни было, до 1897 года Климт, как и прежде, был занят тем, что расписывал культурные учреждения. Он работал не только в Австрии, но и в Бельгии, Венгрии, Голландии, Чехии и других странах Европы.

В 1897 году в творческой жизни Климта начинается новый этап, который ознаменовался громким переворотом. Климт основывает творческий союз «Сецессион » и становится первым председателем этой организации. В переводе с немецкого Sezession означает «отделение». Группа деятелей искусства во главе с Климтом, увлеченных духом и принципами модернизма, на самом деле отделилась от Венской академии искусств и консервативных кругов художников. Вскоре организация начала выпускать и собственное издание под названием Ver Sacrum («Весна священная »). За очень короткое время оно сплотило вокруг себя европейских деятелей искусства с современными взглядами, отвергавших устаревший академизм. Ver Sacrum также стал рупором австрийских писателей - символистов. Художникам «Сецессиона » был присущ ряд стилистических общностей: разноцветная мозаика, изящная масштабность, четкие контуры. В числе последователей этого стиля были Йозеф Мариа Ольбрих, Отто Вагнер, Йозеф Хоффман, Карл Мозер и др.

Сам Климт учеников не имел, как последователя его стиля можно выделить талантливого австрийского художника - экспрессиониста Эгона Шиле. Пока искусствоведческие круги продолжали протестовать в связи с появлением «Сецессиона », Густав Климт, освобожденный от академизма, наслаждался с Эмили летним отдыхом вдали от города, на лоне природы. Он был счастлив, поскольку приближался момент исполнения его мечты - создавать полотна и быть независимым. И именно этим летом Климт пишет свои первые пейзажи.

В отличие от последователей академической школы австрийское правительство более благосклонно отнеслось к новым деятелям искусства. Учитывая тот факт, что к организации примыкали многочисленные группы натуралистов, реалистов и символистов, чей голос имел вес в общественных кругах, правительство для членов «Сецессиона » выделило большой земельный участок на территории города, чтобы последние построили галерею для своих работ. Символом «Сецессиона » была Афина Паллада - богиня мудрости, правосудия и искусств. Вскоре организация начинает проводить выставки. Климт со своими работами также принимает в них участие. Заказанные Венским университетом в 1894 году полотна, которые должны были украшать стены этого учебного заведения, он завершает в 1900 году.

В 1899 году Климт подготовил для Большого зала Венского университета три декоративных панно: «», «» и «». Однако эти картины подвергаются жестокой критике со стороны общественности за их откровенное содержание, назвавшей их «эротически непристойными», а полотно «» под давлением 87 профессоров удаляют из выставочных залов галереи «Сецессиона ».

Кстати, именно эта картина позже удостаивается золотой медали на Всемирной выставке в Париже. На всех трех полотнах Климт преобразил традиционные аллегории в новые символы, в которых на самом деле была откровенная эротика… Работы Климта подвергаются критике как со стороны искусствоведов, так и политических и религиозных кругов. Он, основатель «Сецессиона », казалось, находился вне своей же организации и всех приемлемых критериев и границ. Естественно, полотна так и не заняли свое место внутри стен университета, и Климт попросту отказался работать с заказчиками. В 1945 году все три работы были уничтожены фашистами. В 1899 году художник создал еще одно скандальное полотно - «».

Обнаженная женщина на картине держит в руках зеркало правды, над которым помещена известная цитата великого немецкого поэта Фридриха Шиллера: «Если ты не можешь своими делами и своим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим - зло». В этих строках отражена вся суть натуры Климта. В 1902 году для галереи «Сецессион» Климт создает фреску «» по мотивам знаменитой Девятой симфонии композитора. Работа выставляется при жизни художника только однажды, второй раз она становится доступной общественности уже в наши дни - в 1986 году.


Начало 1900 - х считается золотым периодом в творческой деятельности Климта. Именно в эти годы наиболее полно проявляется его истинное величие и рождаются его лучшие полотна. Любопытно, но даже критики в этот период становятся более благосклонными к творчеству художника. Определение «золотой период» искусствоведы дают не только в переносном смысле, но и в прямом: в эти годы Климт в большом количестве использует золотой цвет. Самыми известными работами этого периода являются «», «», «», «», «», «», «Золотая Адель ».


Полотно «» художник продал Римскому музею современного искусства, «» - Австрийской национальной галерее.


Женским идеал Климта меняется вместе с его творчеством. Кажется, в начале пути художника, скорее, привлекает обобщенный античный образ. В его ранних работах женщины похожи на статуи, стоящие в классических позах. Карандашная линия непрерывна, напряжена. Тем не менее скрытый эротизм присутствует уже в его ранних работах; удивительная способность художника все пропускать через собственную чувственность будет усиливаться по мере отхода от академическом манеры. Уже в это время появляются рисунки, пронизанные эротикой , линии в них более нервные, прерывающиеся, как будто собственное возбуждение художника немедленно отражалось на бумаге.

Около 1915. Бумага, карандаш

Около 1907.

Бумага, графический и цветной карандаш

1906 – 1907. Бумага, карандаш, красный карандаш

Ни в какой другой области собственного творчества Климт не приближается так близко к самому себе. В этих рисунках он без маски, без публики, без коллекционеров. Он рисует себе, для себя. Рисунок освобожден от условностей, ограничений и подчинен лишь тем требованиям, которые выдвигает его создатель. Он подлинный. Этим рисунком Климт сам себя от себя же и освобождает. Искусство - акт перевоплощения. Его рисунки - дневник красоты, они вызывают и передают ту легкую эйфорию, которую он испытывал от присутствия женщины или женщин, его взволновавших и ставших добровольными и необходимыми партнерами в этом творческом процессе.

В созданной двухфигурной композиции «» (1908) разрушается еще одна традиционная основа творчества Густава Климта: женщина становится покорной, теперь мужчина доминирует над ней. Она уступает обольстителю, отказывается от самой себя ради него.

Здесь все барьеры разрушаются и энергия любви не просочится сквозь пальцы. Неудовлетворенные сексуальные желания излучаются сквозь легкое платье, облегающее ее стройную фигуру. Этого было достаточно для того, чтобы ввести в заблуждение цензур, налагающая табу на эротический транс и плотские соприкосновения. Климт, как в зеркале являвший пуританской венской буржуазии ее собственное лицемерие, теперь был вознагражден ее восторгом. В картине художник изобразил себя и свою возлюбленную - Эмилию Флеге.

Единственный и пожизненный друг Густава Климта - Эмилия Флеге, была популярным дизайнером.

Она держала первый в Вене салон haute couture «Сестры Флеге ». В своих коллекциях она использовала эскизы Климта. Лето они проводили вместе на озере Аттерзее в альпийских предгорьях. Никого ближе у Климта не было, но его отношения с Эмилией, как убеждены биографы, были платоническими. На портрете работы Климта Эмилия как диковинная тропическая бабочка в мерцании сиреневого, лилового, фиолетового.

В поздний период творчества, после завершения «золотого периода » и начала экспрессионистического этапа, Климт обращается к японской гравюре, аллегории и пейзажу, что позволило ему проявить свое дарование в полной мере.

В пейзажах угадывается влияние импрессионистов: зыбкие контуры мазков, свет, срезанные сверху и сбоку изображения, а плоская трактовка поверхности говорит о свойственном для модерна влиянии Востока. Изображение природы мозаично, многие работы похожи на гобелены.

В них нет горизонта, вертикали, горизонтали и цветовые пятна уничтожают и ритмично заполняют свободное пространство. И еще - в них нет даже намека на присутствие людей. В его картинах природа самодостаточна и равнодушна к человеку, она и пугает, и притягивает Климта. Так же, как женщины. » на Всемирной выставке в Риме удостаивается награды и высокой оценки. Климт изображает, как и в аллегории «Дева » (1913), сплетенные друг с другом человеческие тела, парящие в мировом пространстве и олицетворяющие судьбу человечества.


Картину можно трактовать как главную заповедь Господа - не подвести друг друга, устоять каждому на своем участке. Все люди - звенья одной цепи, даже точнее - сети. На оранжевом слое человечество выглядит как сплетенные друг с другом оранжевые кольца. И когда сломалось одно кольцо (пал, не устояв, один из нас) - появилась брешь, в которую хлынула грязь на всех остальных. Мотив смерти Климт изображает в виде цветовых акцентов - черного, синего, фиолетового цветов, символов, которые вплетается в поток человеческих, изображение стареющего или некрасивого тела. Также знаковым становится момент тяготения живописных форм к их погружению в темноту (пространство черного цвета), который указывает на изображение смерти через погружение в небытие, уход в непроявленное бесконечное посредством отказа от сознания. Смерть понимается Климтом как необходимый элемент жизни Вселенной, который позволяет Конечному влиться в стихию Бесконечного. В картине преобладает чувство рока, таинство человеческой жизни, возраст жизни, отношения между смертью и любовью. Все это показывается с помощью стилизованного языка, наполненного аллегориями и метафорами.


Климт придает совсем другое значение всему тому, что подразумевало творчество раннего декоративизма. Роскошь, извилистость, непрерывность линий, стилизация форм, разнообразность основных цветов - они превратились в яркую мозаику картинок, полных напряженного меланхолического очарования, возврат к поиску утраченного Рая.

В этот период Климт много путешествует - посещает Италию, Бельгию, Англию, Испанию и другие страны, открывая для себя новые имена художников - Тулуз - Лотрек , Ван Гог, Гоген , Мунк, Матисс… Он с большой радостью пишет, что современная живопись полна талантливыми личностями. К сожалению, Климт не оставил дневников, почти не говорил о своих методах и своем мировоззрении. Сохранилась его лаконичная переписка с Эмили, а также сочинение «

(клик для увеличения)

Золотая Адель

Фриз Бетховена (деталь: враждебные силы)

Портрет Сони Книпс

Три возраста женщины

Портрет Маргарет Стонборо-Витгенштейн

Портрет Иоганны Штауде

Женский портрет

Деревенский дом

Цветочное поле

Фриз Бетховена, Wandgem

Афина Паллада

Афина Паллада

Водяные змеи I

Движение воды

Водяные змеи II

Театр Таормина

Сад с подсолнухами в деревне

Золотые рыбки

Юдифь с головой Олоферна

Жизнь и смерть

Портрет Адели Блох-Бауэр

Портрет баронессы Элизабет Бахоффен-Экт

Портрет Эмилии Флоге

Портрет Евгении Примаверси

Портрет Фредерики Марии

Портрет Марии Мунк

Золотые рыбки

Адам и Ева

Ожидание

Древо жизни

Подсолнухи в деревенском саду

Поле маков

Березовая роща

Буковая роща

Крестьянский дом с березами

Цветущая нива

Замок Мальчезине на озере Гарда

Замок Каммер на Аттерзе

Тополь-исполин, или Надвигающаяся гроза

Пруд в парке замка Каммер

Церковь в Кассоне

Дорога в парке замка Каммер

Дом Гвардабоски

Крестьянский дом в Верхней Австрии

Хронология жизни Густава Климта

  • 1862, 14 июля в Баумгартене, близ Вены, родился Густав Климт. Он был вторым из семи детей гравера Эрнста Климта и его жены Анны, урожденной Финстер.
  • 1876, Густав Климт поступает в Художественно-промышленную школу в Вене, где обучался до 1883 года под руководством Фердинанда Лауфбергера и Юлиуса Виктора Бергера.
  • 1877, Младший брат Климта, Эрнст, также становится студентом Художественно-промышленной школы. Они сотрудничают, рисуя портреты по фотографиям и продавая их по 6 гульденов.
  • 1879, Вместе со своим другом, Францом Матчем, Густав и Эрнст Климт, выполнили декоративные работы по украшению внутреннего дворика Художественно-исторического музея в Вене.
  • 1880, Трое молодых людей получают крупные заказы: четыре аллегорические картины для потолка дворца Штурани в Вене; потолок павильона минеральных вод в Карлсбаде (Чехия).
  • 1885, Внутреннее убранство, выполненное по рисункам Ганса Макарта, дворца Хермес, любимой загородной резиденции императрицы Елизаветы.
  • 1886, Во время работы над Бургтеатром стиль Климта развивается в новом направлении, явно отличном от стиля его товарищей. Климт отходит от академизма; каждый из трех художников работает независимо друг от друга.
  • 1888, Климт получает из рук императора Франца-Иосифа I Золотой орден «За заслуги», за свой вклад в искусство.
  • 1890, Роспись лестницы в Художественно-историческом музее в Вене. Климт получает императорскую премию (400 гульденов) за картину Зал старого Бургтеатра в Вене.
  • 1892, Отец Климта, так же как впоследствии и сам художник, умирает от удара. Смерть брата Климта, Эрнста.
  • 1893, Министерство культуры отказывается утвердить назначение Климта профессором Академии художеств.
  • 1894, Климт и Матч получают заказ на создание картин для стен и потолка Большого зала Венского Университета.
  • 1895, Климт получает первый приз в Антверпене за свою декорацию театра в Тотисе (Венгрия).
  • 1897, Официальный мятеж: Климт - основатель «Сецессиона» и избранный президент. Он проводит лето вместе со своей спутницей, Эмилией Флёге, в районе Каммер на озере Аттерзее: первые пейзажи.
  • 1898, Композиция для первой выставки «Сецессиона»; «Сецессион» основывает журнал «Ver Sacrum».
  • 1900, Картина «Философия», отвергнутая на выставке «Сецессиона» 87 профессорами, получает золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.
  • 1901, Продолжение скандала на выставке «Сецессиона»: картина Климта «Медицина» становится предметом для обсуждения в Министерстве образования.
  • 1902, Встреча с Огюстом Роденом, который восхитился «Бетховенским фризом».
  • 1903, Поездка в Венецию, Равенну и Флоренцию. Начало «золотого периода». Картины, написанные для Большого зала Венского Университета, переносятся вопреки протесту Климта в Австрийскую галерею. Ретроспектива творчества Климта в Выставочном здании «Сецессиона».
  • 1904, Климт рисует эскизы для настенных мозаик дворца Стокле в Брюсселе, выполненных в Художественно-промышленной школе в Вене.
  • 1905, Климт выкупает у Министерства картины, написанные для Венского Университета. Он и его друзья покидают «Сецессион».
  • 1907, Климт знакомится с молодым Эгоном Шиле. Пикассо пишет «Авиньонских девиц».
  • 1908, 16 картин экспонируются на выставке. Национальная галерея современного искусства в Риме приобретает Три возраста женщины, Австрийская галерея в Вене - «Поцелуй».
  • 1909, Начало работы над «Фризом Стокле». Поездка в Париж, где Климт с большим интересом открывает для себя творчество Тулуз-Лотрека и фовизм. Ван Гог, Мунк, Тоороп, Гоген, Боннар, т Матисс представлены на выставке.
  • 1911, «Смерть и Жизнь» получает первый приз на Всемирной выставке в Риме. Климт посещает Рим, Флоренцию, Брюссель, Лондон и Мадрид.
  • 1912, Климт заменяет фон «Смерти и Жизни» на голубой (в манере Матисса).
  • 1914, Критика творчества Климта со стороны экспрессионистов.
  • 1915, Смерть матери Климта. Палитра художника становится темнее, а его пейзажи - монохромнее.
  • 1916, Климт, вместе с Эгоном Шиле, Кокошкой и Файстауэром, принимает участие в выставке Союза австрийских художников, организованной «Берлинским Сецессионом». Смерть императора Франца-Иосифа I, за два года до распада империи и смерти самого Климта.
  • 1917, Начало работы над «Невестой» и «Адамом и Евой». Климт избран почетным членом Венской и Мюнхенской Академий искусства.
  • 1918, Шестого февраля, после удара, Климт умирает, оставив неоконченными многие картины. Конец империи; основание на территории бывшей империи Австрийской Республики и шести других республик. Смерть Эгона Шиле, Отто Вагнера, Фердинанда Ходлера, Коломана Мозера…

При создании хронологии использованы материалы книги "Климт" Жиля Нере (изд-во Tachen / Арт-родник, 2000)

Биография Климта

Густав Климт (14 июля 1862 г. – 6 февраля 1918 года) - австрийский художник-символист, один из наиболее видных членов Венского сецессиона. Климт известен картинами, фресками, эскизами и другими произведениями искусства. Женское тело было основным сюжетом Климта, а его работам свойственен откровенный эротизм. В дополнение к фигуративным работам, в которые входят аллегории и портреты, он писал пейзажи. Среди художников Венского сецессиона, именно на Климта наиболее повлияли японское искусство и его методы.

В начале своей художественной карьеры он был успешным художником архитектурных украшений в обычной манере. В связи с развитием более личного стиля, творчество Климта стало предметом споров, которые завершились, когда картину, которую он закончил около 1900 года для потолка большого зала Венского университета, подвергли критике как порнографическую. Впоследствии он больше не принимал общественные заказы, но добился успеха с картинами «золотого периода», многие, из которых включают сусальное золото. Творчество Климта произвело значительное влияние на его молодого современника Эгона Шиле.

Жизнь и творчество

Ранний период жизни и образование

Густав Климт родился в Баумгартене, недалеко от Вены в Австро-Венгрии, вторым из семи детей, трёх мальчиков и четырех девочек. Его мать, Анна Климт (урождённая Финстер), имела нереализованные амбиции стать музыкантом. Его отец, Эрнст Климт старший, некогда из Богемии, был гравёром по золоту. С раннего детства все трое сыновей, Густав, Эрнст и Георг, проявили художественный талант.

Во время посещения Венской школы искусств и ремёсел (Kunstgewerbeschule), где изучал архитектурную живопись до 1883 года, Климт жил в нищете. Он глубоко уважал Ханса Макарта, передового живописца истории Вены того времени. Климт с готовностью принимал принципы консервативного обучения; его ранние работы можно классифицировать как академические. В 1877 году его брат Эрнст, который, как и его отец, стал гравёром, также поступил в эту школу. Двое братьев и их друг, Франц Мач, начали совместную работу и к 1880 году получили многочисленные заказы как группа, которую назвали «Компания художников». Они также помогли своему учителю с росписью стенных фресок в Венском музее истории искусств. Свою профессиональную карьеру Климт начал с росписи фресок на стенах и потолках крупных общественных зданий на Рингштрассе, которые включали успешную серию «Эмблемы и аллегории».

В 1888 году Климт получил Золотой Орден от императора Австрии Франца Иосифа I за его вклад в роспись фресок в Бургтеатра в Вене. Он также стал почётным членом Мюнхенского и Венского университетов. В 1892 году отец и брат Климта, Эрнст, умерли, и ему пришлось взять на себя финансовую ответственность за семью.

Трагедия также затронула его художественное видение, и вскоре он стал двигаться в направлении нового личного стиля. Особенность его стиля в конце XIX века включала Nuda Veritas (Голую правду) как символическую фигуру некоторых из его работ, как например: Древняя Греция и Египет (1891), Афина Паллада (1898) и Nuda Veritas (1899). Историки полагают, что Климт через nuda veritas осудил политику Габсбургов и австрийского общества, которые игнорировали все политические и социальные проблемы того времени. В начале 1890-х годов Климт встретил Эмилию Луизу Флёге, которая, несмотря на отношения художника с другими женщинами, стала его спутницей до конца жизни. Считается, что на его картине «Поцелуй» (1907-1908), они изображены как возлюбленные. Он нарисовал много одежды, которую она создала и смоделировала.

В течение этого периода Климта стал отцом для, по крайней мере, четырнадцати детей.

Годы Венского сецессиона

В 1897 году Климт стал одним из основателей и главой Wiener Sezession (Венского сецессиона) и группы периодического издания Ver Sacrum («Священная весна»). Он оставался с сецессионом до 1908 года. Целями группы были: проводить выставки нетрадиционных молодых художников, привезти работы лучших иностранных художников в Вену и издавать свой собственный журнал для представления работ членов. Группа не объявляла манифест и не отдавала предпочтение никакому конкретному стилю - натуралисты, реалисты и символисты все существовали совместно. Правительство поддержало их деятельность, и для возведения выставочного зала отдало им аренду государственную землю. Символом группы была Афина Паллада - греческая богиня справедливости, мудрости и искусства, которую Климт нарисовал, в его радикальной версии, в 1898 года.

В 1894 году Климт получил заказ на создание трех картин для украшения потолка в Большом зале Венского университета. Не завершенные до начала века, три его картины «Философия», «Медицина», и «Юриспруденция» подвергли критике за их радикальные сюжеты и тематику, и называли «порнографическими». Климт преобразил традиционную аллегорию и символику в новый язык, который был более откровенно сексуальным и, следовательно, более ошеломляющим для некоторых. Общественный протест пришёл со всех сторон - политической, эстетической и религиозной. В результате картины не были показаны на потолке Большого зала. Как предполагалось, это был последний общественной заказ принятый художником.

Все три картины уничтожили отступающие войска СС в мае 1945 года.

Его картина Nuda Veritas (1899) определила его попытку в дальнейшем «встряхнуть» существующий порядок. Совершенно голая женщина с рыжими волосами держит Зеркало правды, а над ней цитата Фридриха Шиллера в стилизованной надписи: «Твои дела и твоё искусство не могут нравиться всем: делай то, что считаешь правильным, для блага немногих. Нравиться слишком многим - плохо».

В 1902 году Климт завершил Бетховенский фриз для четырнадцатой выставки Венского сецессиона, которую собрали для торжества композитора и показа монументальной полихромной скульптуры Макса Клингера. Предназначенный только для выставки фриз был написан непосредственно на стенах легкими материалами. После выставки картину сохранили, однако снова не показывали до 1986 года. Лицо на портрете Бетховена напоминало композитора и дирижёра Венской государственной оперы Густава Малера, с которым Климт имел почтительные отношения.

В течение этого периода Климт не ограничивал себя в общественных заказах. Начиная с конца 1890-х годов, он проводил ежегодные летние каникулы с семьей Флёге на берегу Аттерзе и написал многие из его пейзажей. Эти пейзажи представляют собой единственный жанр помимо фигуративной живописи, которые серьёзно заинтересовали Климта. В знак признания его глубины местные жители называли его Waldschrat («Лесной демон»).

Аттерзейские картины Климта имеют достаточное количество и качество, что заслуживает отдельную высокую оценку. Формально, пейзажи характеризуются одной и той же изысканностью композиции и эмфатичностью нанесения рисунка, как и фигурными частями. Глубина пространства в Аттерзейских работах настолько разумно выравнивается в одну плоскость, что предполагается, что Климт нарисовал их с помощью телескопа.

Золотой период и успех у критиков

«Золотой период» Климта отмечен положительной реакцией критиков и финансовым успехом. Многие его картины этого периода содержат сусальное золото. Климт и ранее использовал золото в «Афине Палладе» (1898) и «Юдифь I» (1901), однако работы, которые наиболее часто ассоциируются с этим периодом это: «Портрет Адели Блох-Бауэр I» (1907) и «Поцелуй» (1907-1908).

Климт мало путешествовал, но поездки в Венецию и Равенну, обе из которых славятся своей красивой мозаикой, наиболее вероятно вдохновили его на золотую технику и византийские изображения. В 1904 году он сотрудничал с другими художниками над пышным дворцом Стокле, домом богатого бельгийского промышленника, который является одним из величайших памятников эпохи модерн. Вклад Климта в столовую, включает «Упоение» и «Ожидание», были одними из лучших его декоративных работ и как он публично заявил: «…вероятно, конечной стадией моего развития орнамента».

В 1905 году Климт написал портрет Маргарет Витгенштейн, сестры Людвига Витгенштейна, по случаю ее брака. Затем, между 1907 и 1909 годами Климт написал пять полотен светских женщин, завернутых в меха.

Поскольку Климт работал и отдыхал в своем доме, он обычно носил сандалии и длинный халат без нижнего белья. Его простая жизнь была несколько уединённой, посвященной его искусству, семье и мало чему ещё за исключением Сецессиона. Он избегал богемы и редко общался с другими художниками. Слава Климта обычно приводила заказчиков к его двери, и он мог позволить себе быть весьма избирательным. Его метод написания картин временами был очень обдуманным и скрупулёзным, а от своих моделей требовал длительного сидения.

Климт не много написал о своем видении или методах. Он в основном писал открытки для Флёге и не вёл дневника. В редких текстах под названием «Комментарий к несуществующему автопортрету», он написал: «Я никогда не писал автопортрет. Я в меньшей мере заинтересован в себе, как в объекте для живописи, чем в других людях, прежде всего женщинах... Во мне нет ничего особенного. Я художник, который каждый день с утра до ночи рисует... Если кто-нибудь хочет узнать что-то обо мне... ему стоит внимательно посмотреть на мои картины».

В 1901 году Герман Бар в своей «Речи о Климте» написал: «Подобно тому, как только возлюбленный может поведать человеку смысл жизни и открыть свое внутреннее значение, то же самое и я чувствую по отношению к этим картинам».

Последние годы жизни и посмертный успех

В 1911 году его картина «Смерть и жизнь» получила первый приз на Всемирной выставке в Риме. В 1915 году его мать, Анна, умерла. Климт умер три года спустя в Вене, 6 февраля 1918 года, от перенесенного инсульта и пневмонии в связи с эпидемией гриппа в том году. Его похоронили на кладбище Хитцингер в Вене. Многочисленные его картины остались незавершенными.

Картины Климта принесли с собой одни из наиболее высоких цен, зарегистрированных для отдельных произведений искусства. В ноябре 2003 года картину Климта Landhaus am Attersee продали за 29,128,000 долл., но эту цену вскоре затмила иная, заплаченная за другую его картину.

В 2006 году портрет Адели Блох-Бауэр I (1907) приобрел Рональд Лаудер для нью-йоркской Новой галереи за 135 миллионов долларов, превысив тем самым цену за картину Пикассо «Мальчик с трубой» 1905 года (проданную 5 мая 2004 года за 104 млн долл.), которая считалась самой высокой ценой когда-либо заплаченной за картину.

7 августа 2006 года аукционный дом Christie"s объявил о том, что занимаются продажей оставшихся четырех работ Климта, которые Мария Альтман и ее сонаследники вернули после долгой судебной тяжбы против Австрии. «Портрет Адели Блох-Бауэр II» был продан на аукционе в ноябре 2006 года за 88 млн долл., третья наивысшая цена за произведение искусства на аукционе на тот момент. Картина «Яблоня I» (прибл. 1912) продана за 33 млн долл., «Буковую рощу» (1903) продали за 40,3 млн долл., а картину «Дома в Унтерахе на озере Аттер» (1916) - за 31 млн долл.. За все вместе пять возвращённых картин выручили более 327 млн. $. В ноябре 2011 года ничем не примечательная аттерзейская картина принесла 40,4 млн долл. на аукционе Sotheby"s.

В 2012 году в Вена (Австрия) проводилось много специальных выставок, посвященных 150-летию со дня рождения Климта . Google также отметил эту годовщину с помощью Google doodle.

Биография Густава Климта

Родился в венском предместье Баумгартен 14 июля 1862 в семье художника-гравера и ювелира Э. Климта. Учился у отца, а в 1875–1883 – в школе ремесел при венском Австрийском художественно-промышленном музее. Первоначально испытывал большое влияние искусства Г. Макарта с его помпезным необарочным историзмом. По окончании учебы работал с братом Эрнстом и художником Ф. Матчем, украшая декоративной живописью театры австро-венгерской провинции (в Райхенберге, Фиуме и Карлсбаде – Карловых Варах). С 1885 они оформляли и венские здания (среди этих работ выделяется живописный декор «Бургтеатра» и Художественно-исторического музея – яркие образцы пышного «стиля Рингштрассе», как принято именовать венский историзм рубежа веков). Со смертью брата Эрнста (1892) коллектив распался. Все более вовлекаясь в стихию модерна и, соответственно, в оппозицию к академической традиции, Климт стал в 1897 одним из основателей независимого от Академии художеств Венского сецессиона (нем. Sezession – «отпадение», «отделение») и первым его президентом. Созданные по его инициативе «Венские мастерские» (1903) сыграли важную роль в стилистическом обновлении австрийского дизайна. Для выставочного здания Сецессиона (архитекторы Й. Хоффман и Й. Ольбрих, 1897) Климт создал Бетховенский фриз (1901–1902), воплощающий темы Девятой симфонии. Другая этапная декоративная работа, цикл аллегорических панно, т. н. «факультетских картин» для Венского университета (1900–1903; сохранились, в разных собраниях, лишь фрагменты цикла), вызвал скандал и был отвергнут заказчиками: климтовские дамы, символизирующие Философию и другие дисциплины, показались слишком жеманными и несовместимыми с духом строгой науки. Как художник-станковист Климт вошел в историю, в первую очередь своими остроэкспрессивными женскими портретами (Э. Флёге , 1902, Исторический музей, Вена; А. Блох-Бауэр , 1907, Галерея 19 и 20 вв., Вена) и символическими картинами, насыщенными драматическим, «роковым» эротизмом (Юдифь I , 1901, Австрийская галерея в Бельведере, Вена; Поцелуй , 1907–1908, там же; Саломея , 1909, Международный музей современного искусства, Венеция; Даная , 1910, Галерея Вельц, Зальцбург). Вначале усиливал эту «дионисийскую» драматику золотыми фонами, затем крупными цветовыми узорами, из мерцающей стихии которых – словно из стихии пола – как бы нарождались млеющие фигуры. Был также мастером орнаментально-красочных пейзажей (Парк , 1910, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Последней его крупной монументальной работой явилось оформление дворца Стокле в Брюсселе (1911). Выйдя в 1906 из Сецессиона, основал новый Союз австрийских художников, поддерживая на его выставках художников-новаторов, в частности О. Кокошку и Э. Шиле. Лишь к 1917 году завоевал и полное официальное признание, став почетным профессором Венской и Мюнхенской академий. Умер Климт в Вене 6 февраля 1918.


Имя известного австрийского художника, графика и книжного иллюстратора Густава Климта (1862-1918) неразрывно связано со стилем модерн, и его картины – самое яркое его проявление. Климт был одним из самых интересных и востребованных представителей мирового изобразительного искусства. Он никогда не стремился демонстрировать публике свою исключительность. Работал он тихо, спокойно, делал только то, что считал необходимым, а, между тем, на свете было не так много мастеров, которые были бы так обласканы публикой, осыпаны заказами и не испытывали материальных затруднений. В этом одна из загадок Климта. Климт родился в семье гравёра и ювелира недалеко от Вены. Отец не мог добиться достатка с помощью своего ремесла. Из бедности семья выйдет только после того, как Густав, окончив Школу декоративного искусства, вместе с братом Эрнстом и другом Францем Матчем создаст фирму по выполнению художественных и декоративных работ. В течение нескольких лет, пока существовала фирма, Климт завоевал славу лучшего в Австрии живописца-декоратора. Однако художник не был доволен собой, своим стилем. Все ещё было впереди. Первые черты его неповторимого стиля проявились впервые в росписях большой лестницы венского Музея истории искусств, созданных в 1890-1891 годах. В 1897 году Климт возглавил Сецессион – объединение художников, созданное в противовес официальному искусству. В 1900 году он приступил к работе, предложенной Венским университетом, и представил роспись одного из плафонов – «Философия». Тогда-то и разразился скандал. На этом плафоне, а потом и на следующих – «Медицина» и «Юриспруденция» – художник нарушил все законы колорита и композиции, сочетая несочетаемое. На его панно человек предстает рабом своего естества, одержим болью, сексом и смертью. Такой Климт и шокировал, и очаровывал. Но скандал закончился тем, что художник, взяв денег взаймы, вернул университету аванс, а работы оставил себе. Заказов было так много, что это позволило ему быстро вернуть долг и в дальнейшем вообще не думать о деньгах.Начался «золотой» период в творчестве Климта. Он пишет огромное количество картин, на которые, взглянув однажды, не забудешь никогда. Пишет ли он обнажённые, откровенно чувственные тела («Подруги», «Адам и Ева») или напряжение чувств между двумя возлюбленными («Любовь», «Поцелуй», «Упоение»), или портреты женщин по заказу (портреты Сони Книпс, Фрицы Ридлер, Адели Блох-Бауэр, Евгении и Меды Примавези, Фредерики Марии Биер) – в любом случае проявляется личное видение окружающего мира и человека в нём. И оно завораживает. Вот, к примеру, . На возвышении (помост? холм?), усыпанном цветами, на фоне потемневшего золота изображены два юных возлюбленных, слившихся в поцелуе. На картине прорисованы лишь лицо девушки и голова юноши, руки обнимающихся молодых людей и нога девушки, висящая как будто над пропастью. Но самое главное – обе фигуры скрыты декоративными одеждами, украшенными спиралями, овалами, кругами и другими геометрическими фигурами, так что не сразу различишь скрытые под ними фигуры. Эта же манера свойственна и для портретов реальных женщин. Их много, женщин Климта. Очаровательные лица, прически, руки, украшения, но платья и фон, как в волшебном калейдоскопе, превращаются в неповторимую сказочную декорацию. Именно так он видел человека, его красоту, слабости, страхи и страсти. А где этого не было, оставалась природа. Художник писал пейзажи для себя. Так он отдыхал. Может, поэтому критики долгое время обходили их своим вниманием. Сегодня его пейзажная живопись признана лучшей частью его творчества. «Цветущий сад», «Деревенский сад с подсолнухами», «После дождя», «Поляна с маками», «Берёзовая роща» почти реалистичны. Почти, потому что налет декоративности присутствует и в них, делает пейзажи легкими, призрачными, воздушными. Возможно, это другая сторона личности художника: простота, спокойствие и легкость, которых так не хватает человеку с его страстями.

Густав Климт — великий австрийский художник. Является одним из основоположником австрийского модерна. Родился в 1862 году в Баумгартене. Его отец Эрнест Климт был художником-гравёром и ювелиром. Именно его деятельность натолкнула Густава ещё в молодом возрасте на мысль посвятить свою жизнь искусству. Положение страны в то время был бедственным, у людей зачастую не было работы, и поэтому семья будущего художника проводила в бедности. Густав был одним из семи детей в семье Климтов. Стоит отметить, что все трое сыновей Эрнеста стали художниками.

Как уже говорилось, первые уроки рисования Густав получил у отца. Затем было художественно-ремесленное училище. Первыми его работами были фрески для австрийских театров. Также он занимался оформлением зданий Бургтеатра и Художественно-исторического музея. Именно в это время зарождается его особый почерк, особый стиль живописи с преобладанием чувственности, орнаментализма, и . Его работы всё более обрастают декоративными элементами, что придаёт каждой работе особый смысл, символизм, зашифрованные послания.

Игра орнаментов и авангардного изображения натуры, пейзажа, совмещение различных стилей — всё это сделало Густава Климта одним из самых значительных художников-авангардистов, модернистов мирового значения. Слава пришла к нему ещё при жизни, что бывает очень редко с деятелями искусства, которые зачастую удостаиваются высшего признания только после смерти. В 1897году он стал почётным профессором Венской и Мюнхенской академии изобразительных искусств. Пожалуй, самой известной картиной Г.Климта стала картина «Поцелуй «. Силуэт целующейся пары, который растворён в цветной мозаике, пятен и орнаментальных узорах не даёт покоя уже много десятилетий всем искусствоведам. Не менее знаменитой считается и картина «Юдифь «.

Густав Климт никогда не был женат, но различные источники приписывают ему до сорока внебрачных детей. Великий художник-авангардист умер 6 февраля 1918 года в Вене.

Бетховенский фриз, Страдания человечества

Древо жизни

Йозеф Пембауэр старший

Медицина

Постер для первой выставки Сецессиона